26 октября 2017 года 688

В школе все равны

Автор: Наталья ПРУС

Недавно посетившая Казахстан Специальный докладчик ООН Каталина Девандас отметила, что республика, ратифицировавшая Конвенцию о правах инвалидов, должна обратить больше внимания на развитие инклюзивного образования. По ее словам, необходимо сокращать количество учащихся, обучающихся на дому, так как это, скорее, исключительная и временная мера, приводящая к дальнейшей сегрегации детей с ограниченными возможностями здоровья.  О том, по каким принципам строится обучение на дому в регионе, ранней диагностике и шагах в сторону инклюзии рассказала заведующая ОПМПК (областной психолого-медико-педагогической консультацией) Жанар Ержолова. Нужно сказать, что в этом году помимо Карагандинской консультации, работающей в режиме двух смен, открылись три новые ПМПК в Темиртау, Жезказгане и Балхаше (в последней детей начнут принимать в декабре), что значительно сократило очереди на обследование. 

- Жанар Аскербековна, в каких случаях учащимся рекомендуется обучение на дому?
- Если они нуждаются в длительном лечении и по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации. Это дети с декомпенсированными формами заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем, частыми судорожными приступами, тяжелыми формами детского церебрального паралича, сахарного диабета, психопатоподобными нарушениями поведения, в постоперационный период и так далее. Все они требуют постоянного ухода, частого применения лекарственных препаратов или, в случае с психопатоподобными нарушениями поведения, представляют опасность для других учащихся.
Важно, чтобы родители знали, что решение вопроса об обучении на дому находится в компетенции врачебно-консультационных комиссий (ВКК) организаций здравоохранения, а не ПМПК. Мы, обследовав ребенка и выявив у него особенности - задержку психического развития, пограничную интеллектуальную недостаточность, тяжелые нарушения речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, умственную отсталость разной степени, консультируем родителей, определяем тип образовательной программы и направляем, опять же с согласия родителей, в подходящую организацию образования.
Наша консультация тесно сотрудничает с детским психоневрологическим диспансером и скажу, что всем детям, включая тех, кто состоит на учете, дается шанс попробовать обучаться в школе.
Обучение на дому - это не форма получения образования, а условие организации учебного процесса для детей с особыми образовательными потребностями. Они являются полноправными его участниками и при необходимости могут посещать отдельные уроки в классе. Бывают случаи, когда родители, получив заключение ПМПК, где рекомендовано посещение уроков в школе по выбору учащегося, сталкиваются с непониманием со стороны администрации школы, и тогда приходится напоминать педагогам о правах детей.
- Увеличилось ли количество инклюзивных школ?
- В Карагандинской области по состоянию на сентябрь 2017 года насчитывается 9188 детей с особыми образовательными потребностями. В Законе РК «Об образовании» определено, что это дети, которые испытывают постоянные или временные трудности в обучении, обусловленные состоянием здоровья. Но медицинский диагноз не может свидетельствовать об особых нуждах учащегося. Например, ребенок с детской шизофренией, прекрасно усваивающий общеобразовательную учебную программу, не относится к этой категории. Также как и учащийся с диагнозом ДЦП, если у него нет проблем с самостоятельным передвижением (в том числе на кресле-коляске), интеллектуальным и речевым развитием, письмом, чтением.
Ни умственная отсталость, ни задержка психического развития, ни нарушения речи, слуха, зрения и другие особенности не могут быть причиной направления детей в специальные школы-интернаты. Родители имеют законодательное право обучать своего ребенка в общеобразовательной школе по месту жительства. Другое дело, что эти ученики нуждаются в медицинском и психолого-педагогическом сопровождении.
С целью развития инклюзивного образования в области ПМПК начали осуществлять мониторинг создания в учебных заведениях специальных условий. На начало сентября 2017 года (согласно ст. 47 Закона РК «Об образовании») нами в детские сады и школы для обучения по общеобразовательной программе с индивидуальным подходом были направлены 787 детей. Понимая, что ребенок с особыми образовательными потребностями в обычном массовом классе нуждается в индивидуальных и групповых занятиях с логопедом, психологом, дефектологом (олигофренопедагогом, сурдопедагогом, тифлопедагогом), инструктором по лечебной физкультуре, отделы образования городов и районов позаботились о том, чтобы в инклюзивных школах, а их число к учебному году значительно выросло, появились соответствующие ставки специалистов. Пока приняты на работу логопеды и дефектологи, но это уже большой шаг в сторону развития инклюзивного образования.
Ранние диагностика и коррекционная поддержка детей с ограниченными возможностями в развитии значительно снижают проявления нарушенного развития к наступлению школьного возраста, и в области к трем кабинетам психолого-педагогической коррекции - в Караганде, Жанааркинском и Осакаровском районах до конца года добавятся еще четыре - в Шахтинске, Жезказгане, Каркаралинске, Темиртау. Когда на консультацию в ОПМПК приезжают мамы из сельской местности, чьи дети по разным причинам не могут быть направлены в областной реабилитационный центр «Умiт» в Караганде, как им помочь? Большинство из них получают лишь услуги социального работника до начала школьного обучения и тем самым упускают драгоценное время. Поэтому кабинеты коррекции должны быть доступны жителям районов области и особенно маленьких сел.
В КППК мы направляем детей с проблемами в развитии от рождения до 18 лет для получения комплексной психолого-медико-педагогической поддержки (групповой, подгрупповой или индивидуальной) и консультативной помощи со стороны таких специалистов, как логопед, дефектолог, сурдопедагог, тифлопедагог, педагог-психолог, инструктор ЛФК и других.
К сожалению, обращающихся на обследование родителей детей раннего возраста к нам или в областной детский психоневрологический диспансер очень мало. Пока родители не заметят явного отставания в развитии ребенка, никто не бьет тревогу, а значит, не будет поставлен медицинский диагноз и определены потребности ребенка в получении специальных образовательных услуг. Чаще всего в услугах ПМПК появляется необходимость, когда детей нужно отдавать в детский сад, а то и в школу. По статистике за 2017 год, в ПМПК прошел обследование 341 ребенок раннего возраста до трех лет, в возрасте от 3 до 6 лет - 3740 детей, 7-10 лет - 1779, 11-15 лет - 2492, 16-18 лет - 836.
С прошлого года мы начали сотрудничать с поликлиниками, которые проводят скрининг новорожденных и детей раннего возраста, но, к сожалению, не все они активны. Регулярно мы получаем результаты скрининга (где указаны фамилия и имя ребенка, дата рождения и диагноз) от поликлиник №2 и №3, городского центра первичной медико-санитарной помощи г. Караганды, поликлиники №4 города Темиртау, центральных больниц Сарани и Абая. Остальные представляют сведения по результатам скрининга лишь периодически.
- Несколько лет по области было всего лишь две ПМПК, сегодня их четыре, а значит услуги ПМПК стали доступнее...
- Если до мая мы вели предварительную запись на обследование раз в месяц, и к нам в пять утра родители приходили становиться в очередь, то теперь с 1 августа - предварительная запись производится ежедневно, но с учетом срока ожидания обследования 30 календарных дней, поскольку потребность в обследовании и получении заключения ПМПК по-прежнему высокая. Обследование одного ребенка специалистами занимает около одного часа, а при его повышенной утомляемости сокращается до 30 минут.
Записаться к нам можно по телефону: 8(7212) 77-36-74; при непосредственном обращении по адресу: мкр «Орбита-1», д.4/8, и на сайте kopmpk.kz в режиме онлайн.

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Какой управдом - друг человека? 23.01.2018

    Жильцы трех подъездов пятиэтажки переругались, когда пришло время чинить прохудившуюся крышу. Ремонтная смета обозначилась довольно внушительной суммой, ее несколько раз перепроверяли у различных фирм-подрядчиков, но у всех «приговор» был примерно одинаковый. По поводу сбора денег на предстоящие работы и разгорелся скандал. Те, кто жили на первом этаже, требовали снизить их долю оплаты, пенсионеры ответили коротко: «денег нет». Ситуация обострилась, когда во время очередного дождя вода залила электрические щитки до самого подвала и во всех квартирах вырубило свет и бытовую технику.
    И такое происходит сплошь и рядом, особенно в домах старой постройки. Люди делают евроремонты, наводят порядок и красоту в своих квартирах, но до последнего терпят сырой подвал, обшарпанный подъезд, спотыкаются на выщербленных ступеньках крыльца. 

  • Идея, воплощенная в жизнь 23.01.2018

    В погоне за хорошими показателями и успеваемостью педагоги и родители зачастую забывают о воспитании ребенка, говорят ветераны образования Раиса Петровна и Константин Александрович Гейнц. Вот уже несколько десятков лет супруги занимаются разработкой научных методик, направленных на развитие воспитательного процесса в образовательных учреждениях, во многом именно благодаря им в карагандинских школах появились первые кадетские классы.

  • Пусть поспят до весны 23.01.2018

    Завершились новогодние праздники, и елочки из акции «Елки - не палки» покинули карагандинские семьи, где на несколько дней нашли себе приют. Зеленых красавиц освободили от игрушек и мишуры и перевезли ждать наступления весны в более комфортные условия. 

  • Встать и идти 20.01.2018

    Недалеко то время, когда разработки казахстанских молодых новаторов, сумевших создать прототипы, улучшающие качество жизни людей с особыми потребностями, появятся на отечественном рынке. И среди авторов изобретений немало карагандинцев. Провести третий завершающий этап международного социального проекта «ТОМ: Казахстан» (ПостТОМ) решили в акимате Карагандинской области. Именно здесь пытливые умы презентовали окончательные версии своих моделей заинтересованным государственным органам, некоммерческим организациям, представителям Карагандинского филиала АО «ФРП «Даму», НПП РК «Атамекен», а также социально ответственным предприятиям.

  • Президент с соседнего двора 20.01.2018

    Снег, метель и морозы - еще не повод для того, чтобы сидеть дома и скучать. Как считает молодое «правительство» Сарани, проводить время за игрой в компьютерные игры - уже не в тренде. Сейчас модно быть умным, активным, спортивным и неравнодушным! Поэтому, засучив рукава и взяв в руки лопаты, школьники города-спутника принялись помогать местным коммунальным службам.

  • Черный как снег 20.01.2018

    Представители независимой Ассоциации профессиональных экологов Казахстана вошли в состав рабочей группы по изучению экологической обстановки в Темиртау. Какая проводится работа сейчас и каковы перспективы на будущее, обсуждалось на совещании под председательством заместителя акима области Серика Шайдарова. По всем поручениям, которые ранее были даны акимом области, управлением природных ресурсов и регулирования природопользования был составлен проект плана мероприятий. Документ этот неокончательный.

  • Очищение духа 20.01.2018

    Многие признаются: ощущение от купания в проруби в Крещение сродни духовному перерождению. Бодрость, заряд энергии и крепкое здоровье гарантированы. Погода в эту пятницу выдалась ясная, мороз - умеренный, а карагандинцы очередями выстраивались рядом с купелями.

  • Меняю очередь на «мышку» 18.01.2018

    В конце января начнет работу система автоматизации услуг в сфере дошкольного воспитания. Отныне карагандинцы, которые хотят, чтобы их ребенок ходил в детский садик по госзаказу, будут самостоятельно делать выбор в пользу того или иного образовательного учреждения и вести контроль за продвижением очередности. По словам заведующей сектором общего среднего образования гороо Натальи Головиной, проект по электронному зачислению маленьких жителей областного центра в детские сады полностью готов к внедрению. Осталось самое малое - донести эту информацию до общественности.