26 октября 2017 года 355

В гостях – «Мастер и Маргарита»

Автор: Анна СТРОКОВА

Очень романтичные Мастер и Маргарита, стильный Воланд и его эксцентричные приспешники - такими увидела героев булгаковского шедевра режиссер-постановщик Государственного академического русского театра драмы им. М. Горького Гульсина Миргалиева. На днях столичные артисты с аншлагом дали спектакли в Караганде. Помимо «Мастера и Маргариты» ГАРДТ им. М. Горького порадовал комедией «Смешные деньги» по пьесе Рэя Куни и не забыл о юных зрителях - для них приготовили «Снежную королеву». Представления прошли на сцене Русского драматического театра им. К.С. Станиславского.

Один из старейших театров Казахстана, ГАРДТ им. М.Горького, был создан в конце XIX века. В далеком 1899 году, «по заявлению любителей драматического искусства», в Акмолинске заложили его первый фундамент. Тогда городской управой ассигновали 100 рублей, а купец-меценат Кубрин выделил еще столько же. Театр набирал силу, но работал то в Народном доме, то в закрытом Александро-Невском соборе, то в Летнем театре. Только в 1939 году он получил свое здание, где находится по сей день.
За 117 лет истории удачи сменялись победами, за трудностями следовали новые перемены. С 2007 года Драмтеатр им. М. Горького входит в Ассоциацию русских театров, и с этого же года коллектив возглавил заслуженный деятель РК Еркин Касенов. Многие артисты труппы награждены званиями и медалями, в том числе и российскими - за актерское мастерство и вклад в культуру. Артисты ежегодно привозят с фестивалей дипломы и награды.
Сейчас в репертуаре театра - около 30 спектаклей по произведениям отечественной и мировой драматургии разных жанров, а для юного зрителя поставлено 12 музыкальных сказок. ГАРДТ открывает 117-й театральный сезон, планирует несколько премьер, а также работу с приглашенными режиссерами, среди которых - заслуженный артист Таджикистана Барзу Абдразаков, Сергей Потапов, из-за оригинальности творческого видения его называют «якутским Тарантино», и россиянин Юрий Квятковский, с ним в театре уже работали над постановкой «Евгений Онегин. Сцены из романа».
В Караганде артисты не впервые и наш город очень любят, признался директор театра Еркин Касенов, а «Мастер и Маргарита» - одна из их визитных карточек. Спектакль неоднократно показан за рубежом, участвовал в фестивалях и вызвал бурные обсуждения заграничных критиков.
- Обычно мы начинаем выступления гоголевским «Ревизором» или булгаковским «Мастером и Маргаритой» - успех обеспечен, - признался Е. Касенов. - Шедевр Булгакова в театре идет уже более 10 лет, а его режиссер Гульсина Миргалиева - заслуженный деятель РК и лауреат премии «Тарлан».
Выезды на далекие расстояния редки, поделился Еркин Тлеугазинович: порой декорации сложные или дорога затратна. Однако это не помешало театру в начале октября побывать в Сербии на международном фестивале с участием артистов европейских стран. Казахстанцы всех удивили, представив не только родную страну, но всю Центральную Азию спектаклем «Манкурт» по произведению Ч. Айтматова «И дольше века длится день» в постановке Б. Абдразакова.
...Актриса ГАРДТ им. М. Горького Светлана Фортуна - в белом платье, желтых колготках, такого же цвета балетках и шляпе. В руках будут и желтые цветы - те, с которыми Мастер впервые встретил Маргариту. Спектакль по Булгакову труппа сыграла за прошедшие 12 лет более сотни раз, и Маргарита, конечно, трансформировалась, поделилась актриса перед выступлением.
- Я начинала играть ее в 25. Многое произошло и с ней, и со мной, и со спектаклем в целом. Раньше моя героиня была более романтичной, сейчас - более суровая, но романтика не пропала: Маргарита - душа спектакля. Она всем сердцем любит Мастера не только за то, что он писатель: для нее он рыцарь, союзник.
Жанр «Мастера и Маргариты» обозначен как эклектика (смешение стилей). Фрагменты из инсценировки М. Рощина с дополнительными текстами из романа, исторические мотивы и современные тенденции породили произведение непривычное и развлекательное. Гульсина Миргалиева не претендовала на подробное изложение оригинала.
На сцене - Иешуа Га-Ноцри (Сергей Маштаков), который просит поверить - ему самому, в его добрые намерения, но воцаряется кромешная тьма, и весь спектакль идет в полумраке. На Патриарших прудах герои рассуждают о религии, колоритный Воланд (Роман Чехонадский) в костюме цвета бордо по-московски тянет гласные, Гелла (Маргарита Мухаметдиева) в блестящем наряде цитирует «Жил-был у бабушки серенький козлик», что подчеркивает ее «сумасшедшинку» - но не ту, которая присутствует в оригинале. Команда Воланда не вселяет ужаса: это милые ребята, по-своему безумные, танцующие под легкую музыку - почти диско.
Сценография проста - пара кресел, скамейка, стол, а небольшой подъем, исписанный булгаковскими цитатами, служит героям и трибуной, и квартиркой Мастера и Маргариты, и дворцом Понтия Пилата (Сергей Матвеев). Жанр эклектики явно проявляет себя - перед зрителями скорее отрывки из романа: вот Иешуа выносят приговор, вот Мастер (Денис Анников) пишет роман, вот по сцене катится голова Берлиоза, а Маргариту зовут на бал. Но сцены в Ершалаиме, где решается судьба Га-Ноцри, - наиболее подробные. Чтобы понять постановку, нужно знать оригинал Булгакова.
Самая яркая сцена - бал сатаны: здесь и песни, и музыка, и танцы. Трагедия Фриды (Наталья Маштакова) - ей вновь и вновь подают платок, которым она убила собственное дитя, - гротескна: в версии Г. Миргалиевой женщина вынуждена губить снова и снова, таков ее персональный ад.
Карагандинцы на «Мастера и Маргариту» реагировали живо, одаривая артистов аплодисментами. В таком же русле прошел и спектакль «Смешные деньги». Пьеса Р. Куни, комедия положений, повествует о непримечательном английском клерке, который в день своего рождения приносит домой чужой портфель, до отказа набитый деньгами. Он хочет пуститься в бега - но дома жена ждет гостей, уже нагрянули инспекторы полиции и друзья.
«Смешные деньги» тоже собрали полный зал зрителей, которые отмечали красочные декорации, игру актеров, юмористическую наполненность спектакля.
Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Влюбленный в Магнитку 23.01.2018

    Жизнь фотолетописца Казахстанской Магнитки Алексея Бондаренко была настолько насыщенной, что спустя годы память о нем светла, а его снимки, репродукции и графика поражают одухотворенностью, красотой и величием. Работу свою он знал, как академик, и его любовь с фотографией была взаимной. Это доказывает фотовыставка «История города через призму объектива» в Темиртауском историко-краеведческом музее.

  • Писать для всех 23.01.2018

    Карагандинские поэты продолжают издавать собственные книги. В прошлом году мы писали о Вадиме Киме, который выпустил свой небольшой сборник - кстати, не первый, а в декабре прошлого года свою книгу из типографии получили поэты Юлия Кургузкина и Олег Русских.

  • Одиночество как достоинство 20.01.2018

    Третья по счету персональная выставка карагандинской художницы Розы Абусевой получила название «Нереальности одиночества». За пять лет, с момента ее предыдущей экспозиции, в творчестве Розы изменилось немало, но ее стиль по-прежнему узнаваем: романтический, полетный, в обаятельных пастельных тонах. Одиночество в понимании самой Розы Абусевой - это не побег от реальности или от общения: речь идет об отстраненности от забот и прихотей сиюминутной жизни, о погружении в мир гармонии и мечты, которая может осуществиться. Этот внутренний мир, говорит художница, делает нас богаче.

  • Сотворение чуда 18.01.2018

    По многочисленным просьбам карагандинцев Академический оркестр казахских народных инструментов им. Таттимбета повторил новогодний концерт. В «Шалкыме» вновь не было свободного места, а каждый номер программы заканчивался продолжительными аплодисментами.

  • Растопили стужу 16.01.2018

    Праздничное выступление в Концертном зале «Шалкыма» организовал областной татаро-башкирский этнокультурный центр «Ихлас». Впервые такое мероприятие его участники провели вне своих семей, решив подарить необыкновенное настроение карагандинцам. Творческую встречу, посвященную началу нового года, руководитель центра «Ихлас» Анвар Керейбаев начал с поздравлений. Отметив, что Караганда - это кузница кадров, которая славится своими шахтерами и металлургами, Анвар Бегимович от имени всего этнокультурного объединения поздравил в первую очередь их, пожелав крепкого здоровья и успехов во всем.

  • Прекрасное - в простом 16.01.2018

    В Абайском городском парке культуры и отдыха установлены две архитектурные композиции, посвященные молодой семье и воину-интернационалисту. Их изготовил талантливый абайский художник Рашид Кидрасов, который в рамках программы «Туған жер» создал несколько красивых скульптур, отражающих культурное наследие казахского народа.

  • Краски детства 13.01.2018

    В областном музее изобразительного искусства открылась выставка работ учеников школы искусств № 1. Экспозиция привлекает разнообразием техник, поражает искренностью и чистотой, которая может быть свойственна только детям. Настоящий праздник красок ждут каждый год: выставка работ учеников отделения изобразительного искусства школы искусств № 1 стала доброй традицией, и в этот раз она особенно разнообразна. Кроме работ самих учеников, здесь представлены и творения учащихся филиалов на базе средней школы № 81, школы-гимназии № 102 и других. В музее собраны сотни работ, а их авторам - от 4 до 17 лет. Среди экспонатов - композиции и пленарные этюды, наброски и произведения живописи, графики, скульптуры. 

  • Домбра, кобыз и шлягер 10.01.2018

    Успешные музыкальные эксперименты всегда заметны, и карагандинский дуэт «ДиАр» - тому доказательство. Музыканты нашли свою «фишку» в том, что исполняют бессмертные хиты на домбре и прима-кобызе. Дуэт «ДиАр» 10 лет назад собрал вместе Динару Хасанову, которая играет на прима-кобызе, и домбриста Армана Айнабаева. Первым в их репертуаре стал кюй «Адай» Курмангазы, а название коллектива сложилось из первых двух букв имен музыкантов.