26 октября 2017 года 441

В гостях – «Мастер и Маргарита»

Автор: Анна СТРОКОВА

Очень романтичные Мастер и Маргарита, стильный Воланд и его эксцентричные приспешники - такими увидела героев булгаковского шедевра режиссер-постановщик Государственного академического русского театра драмы им. М. Горького Гульсина Миргалиева. На днях столичные артисты с аншлагом дали спектакли в Караганде. Помимо «Мастера и Маргариты» ГАРДТ им. М. Горького порадовал комедией «Смешные деньги» по пьесе Рэя Куни и не забыл о юных зрителях - для них приготовили «Снежную королеву». Представления прошли на сцене Русского драматического театра им. К.С. Станиславского.

Один из старейших театров Казахстана, ГАРДТ им. М.Горького, был создан в конце XIX века. В далеком 1899 году, «по заявлению любителей драматического искусства», в Акмолинске заложили его первый фундамент. Тогда городской управой ассигновали 100 рублей, а купец-меценат Кубрин выделил еще столько же. Театр набирал силу, но работал то в Народном доме, то в закрытом Александро-Невском соборе, то в Летнем театре. Только в 1939 году он получил свое здание, где находится по сей день.
За 117 лет истории удачи сменялись победами, за трудностями следовали новые перемены. С 2007 года Драмтеатр им. М. Горького входит в Ассоциацию русских театров, и с этого же года коллектив возглавил заслуженный деятель РК Еркин Касенов. Многие артисты труппы награждены званиями и медалями, в том числе и российскими - за актерское мастерство и вклад в культуру. Артисты ежегодно привозят с фестивалей дипломы и награды.
Сейчас в репертуаре театра - около 30 спектаклей по произведениям отечественной и мировой драматургии разных жанров, а для юного зрителя поставлено 12 музыкальных сказок. ГАРДТ открывает 117-й театральный сезон, планирует несколько премьер, а также работу с приглашенными режиссерами, среди которых - заслуженный артист Таджикистана Барзу Абдразаков, Сергей Потапов, из-за оригинальности творческого видения его называют «якутским Тарантино», и россиянин Юрий Квятковский, с ним в театре уже работали над постановкой «Евгений Онегин. Сцены из романа».
В Караганде артисты не впервые и наш город очень любят, признался директор театра Еркин Касенов, а «Мастер и Маргарита» - одна из их визитных карточек. Спектакль неоднократно показан за рубежом, участвовал в фестивалях и вызвал бурные обсуждения заграничных критиков.
- Обычно мы начинаем выступления гоголевским «Ревизором» или булгаковским «Мастером и Маргаритой» - успех обеспечен, - признался Е. Касенов. - Шедевр Булгакова в театре идет уже более 10 лет, а его режиссер Гульсина Миргалиева - заслуженный деятель РК и лауреат премии «Тарлан».
Выезды на далекие расстояния редки, поделился Еркин Тлеугазинович: порой декорации сложные или дорога затратна. Однако это не помешало театру в начале октября побывать в Сербии на международном фестивале с участием артистов европейских стран. Казахстанцы всех удивили, представив не только родную страну, но всю Центральную Азию спектаклем «Манкурт» по произведению Ч. Айтматова «И дольше века длится день» в постановке Б. Абдразакова.
...Актриса ГАРДТ им. М. Горького Светлана Фортуна - в белом платье, желтых колготках, такого же цвета балетках и шляпе. В руках будут и желтые цветы - те, с которыми Мастер впервые встретил Маргариту. Спектакль по Булгакову труппа сыграла за прошедшие 12 лет более сотни раз, и Маргарита, конечно, трансформировалась, поделилась актриса перед выступлением.
- Я начинала играть ее в 25. Многое произошло и с ней, и со мной, и со спектаклем в целом. Раньше моя героиня была более романтичной, сейчас - более суровая, но романтика не пропала: Маргарита - душа спектакля. Она всем сердцем любит Мастера не только за то, что он писатель: для нее он рыцарь, союзник.
Жанр «Мастера и Маргариты» обозначен как эклектика (смешение стилей). Фрагменты из инсценировки М. Рощина с дополнительными текстами из романа, исторические мотивы и современные тенденции породили произведение непривычное и развлекательное. Гульсина Миргалиева не претендовала на подробное изложение оригинала.
На сцене - Иешуа Га-Ноцри (Сергей Маштаков), который просит поверить - ему самому, в его добрые намерения, но воцаряется кромешная тьма, и весь спектакль идет в полумраке. На Патриарших прудах герои рассуждают о религии, колоритный Воланд (Роман Чехонадский) в костюме цвета бордо по-московски тянет гласные, Гелла (Маргарита Мухаметдиева) в блестящем наряде цитирует «Жил-был у бабушки серенький козлик», что подчеркивает ее «сумасшедшинку» - но не ту, которая присутствует в оригинале. Команда Воланда не вселяет ужаса: это милые ребята, по-своему безумные, танцующие под легкую музыку - почти диско.
Сценография проста - пара кресел, скамейка, стол, а небольшой подъем, исписанный булгаковскими цитатами, служит героям и трибуной, и квартиркой Мастера и Маргариты, и дворцом Понтия Пилата (Сергей Матвеев). Жанр эклектики явно проявляет себя - перед зрителями скорее отрывки из романа: вот Иешуа выносят приговор, вот Мастер (Денис Анников) пишет роман, вот по сцене катится голова Берлиоза, а Маргариту зовут на бал. Но сцены в Ершалаиме, где решается судьба Га-Ноцри, - наиболее подробные. Чтобы понять постановку, нужно знать оригинал Булгакова.
Самая яркая сцена - бал сатаны: здесь и песни, и музыка, и танцы. Трагедия Фриды (Наталья Маштакова) - ей вновь и вновь подают платок, которым она убила собственное дитя, - гротескна: в версии Г. Миргалиевой женщина вынуждена губить снова и снова, таков ее персональный ад.
Карагандинцы на «Мастера и Маргариту» реагировали живо, одаривая артистов аплодисментами. В таком же русле прошел и спектакль «Смешные деньги». Пьеса Р. Куни, комедия положений, повествует о непримечательном английском клерке, который в день своего рождения приносит домой чужой портфель, до отказа набитый деньгами. Он хочет пуститься в бега - но дома жена ждет гостей, уже нагрянули инспекторы полиции и друзья.
«Смешные деньги» тоже собрали полный зал зрителей, которые отмечали красочные декорации, игру актеров, юмористическую наполненность спектакля.
Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Звездный час - для вас 21.04.2018

    Карагандинский академический театр музыкальной комедии знаменит многими проектами, в том числе теми, которые дают шанс непрофессионалам узнать, каков он - труд артиста. Несколько лет назад проект «Народная оперетта» подарил нашей публике «Собаку на сене» Лопе де Вега с участием обычных карагандинцев, а в этом году театр вновь планирует подобное мероприятие, но уже под названием «Мой звездный час».

  • Гармония линий и красок 21.04.2018

    Разнообразие техник и жанров, стилистических решений в этом году демонстрирует традиционная весенняя выставка областного Союза художников. Яркие краски экспозиции дарят зрителям оптимистическое весеннее настроение, передают необыкновенную красоту многоликого мира. После многих лет молчания продемонстрировала свои работы Ляззат Тынбаева, работающая в традиционной технике вышивки, в которой она решает сложные композиции из истории казахов. Интересную картину «Баксы» в технике художественного войлока представила Евгения Шульц. Великолепный бронзовый «Бык» Сергея Чеченова, мастера анималистической скульптуры, стал украшением выставки.

  • С любовью из Канады 19.04.2018

    Казахстан все больше привлекает взоры мировых звезд разных жанров. Караганда принимает артистов джаза из США, звезд оперы из европейских стран, инструменталистов из Азии и ближнего зарубежья. Добралась до нас и Канада: на днях в городе выступил певец и музыкант Адам Гонтье с акустической программой. Концерты под гитару всегда звучат интимнее, нежели выступления с полным звуковым сопровождением других инструментов. Они позволяют сблизиться с публикой и быть со зрителем на ты. Эту цель и преследовал канадский музыкант, известный как бывший солист рок-группы «Three Days Grace», а ныне коллектива «Saint Asonia». Впрочем, обе эти группы - постоянные участники и хедлайнеры мировых рок-фестивалей, их альбомы не сходят с вершин зарубежных хит-парадов, а некоторые получили звание платиновых.

  • Петербургские встречи 19.04.2018

    «Казань брал, Астрахань брал, Ревель брал, Шпака - не брал», - эту знаменитую цитату из «Иван Васильевич меняет профессию» можно перефразировать в «Казань брал, Санкт-Петербург брал»: Карагандинский русский драматический театр им. К.С. Станиславского в начале апреля «взял» северную столицу России и успешно выступил с «Ревизором» Н.В. Гоголя.

  • Кадры из жизни 14.04.2018

    Карагандинец Константин Павленко убежден: фотография обретает жизнь, будучи напечатанной. Мы храним снимки в телефонах, но они могут исчезнуть, помещаем их на диски, а те могут просто сломаться. Константин - не только фотограф: он всегда увлекался спортом, работал переводчиком и преподавателем.

  • Весна в ритме степа 14.04.2018

    Степ-группа «Алтын Батыр» снова порадует карагандинцев концертом: коллектив выступит на сцене Дворца культуры горняков. В программе - не только собственно ирландский степ, которым «Алтын Батыр» и знаменит, но и танцевальные номера российского хореографа-постановщика Сергея Назарова.

  • Амре по-голливудски 10.04.2018

    Выходя с премьеры фильма «Амре», я испытывала противоречивые чувства. Вроде бы и хорошо, что об исторических личностях снимают кино (в планах - Магжан Жумабаев, Балуан Шолак и Ходжа Ахмед Яссауи), с другой стороны - зарубежные каноны сценариев диктуют свои шаблоны, снижая градус достоверности. Более того, герои наших отечественных байопиков (биографических художественных лент) всегда однотипны - будь то Алимхан Ермеков, Казыбек би или Амре Кашаубаев. Все они одинаково немногословны, серьезны, драматичны, безгрешны. Но ведь любой человек ошибается, и для кого-то он хороший, для кого-то - плохой, и вот эта «серость», а не «белизна» или «чернота», - она подкупает зрителя, подвигая его ассоциировать персонажа с собой. У перечисленных героев этой «серости» нет.

  • Мы вам споем 10.04.2018

    В Жезказгане пройдет фестиваль авторской песни и поэзии. Жезказганское общество поэтов, композиторов и музыкантов «Сазгер-акын-бард» можно назвать уникальным явлением для Карагандинской области. Образованное летом прошлого года, оно объединило весь местный творческий бомонд. Членство в нем не зависит от возраста. Самый молодой исполнитель учится в 11 классе, тогда как известная поэтесса и композитор Людмила Варламова является ровесницей Жезказгана. Главное условие - живое исполнение. Будучи ценителями истинного творчества, жезказганцы не приемлют фонограмму.