24 октября 2017 года 967

УЧИТЕЛЬ СВЕТА

Автор: Светлана СВИЧ

Как разглядеть в ребенке его предназначение? Как решать конфликты в воспитании детей разных возрастов? Как спасти от игромании, вырастить мальчика смелым и сильным, а девочку мудрой? Ответы на эти и множество других важных вопросов, касающихся воспитания детей, их взаимоотношений с родителями, правильного образования, могли получить карагандинцы, которым посчастливилось попасть на семинар известнейшего педагога-новатора Шалвы Амонашвили.

Новыми подходами к процессу воспитания и образования детей заинтересовались педагоги академии «Болашак» - недавно там открылся первый в регионе Центр гуманной педагогики. Преподавателей вуза на его создание вдохновил легендарный педагог, психолог и гуманист, академик, заслуженный профессор МГПУ, дважды лауреат премии Правительства РФ, президент Международного центра гуманной педагогики Шалва Амонашвили. Выкроив пару дней в своем плотно загруженном графике, автор множества трудов по образованию, воспитанию и психологии лично приехал в Караганду, чтобы поучаствовать в открытии филиала своего детища и провести обучающий семинар для учителей, воспитателей, психологов, родителей и студентов.
- В последние годы главным приоритетом воспитания в Казахстане стала нравственность, - считает руководитель Центра гуманной педагогики академии «Болашак» Гульжан Омарова. - Это подтверждается объявленными Главой государства программами духовного возрождения «Рухани жаңғыру», «Туған жер» и проектом «100 новых лиц Казахстана». Поэтому наше сотрудничество с основателем гуманной педагогики весьма своевременно. Центр - это объединение гуманных педагогов города и области, которых волнует судьба молодого поколения, духовное и нравственное развитие граждан. Мы будем изучать основы гуманной педагогики, проводить научные исследования, работать со школами, университетами, по-новому обучать студентов.
Особое внимание обратим на пропаганду мирового наследия педагогики и национального наследия педагогов-просветителей Казахстана в рамках программы «Рухани жаңғыру». Ведь идеями гуманизма пронизаны труды наших просветителей - аль-Фараби, Абая Кунанбаева, Шакарима Кудайбердиева, Ыбырая Алтынсарина, Шокана Валиханова и других. В программу работы нового центра уже включены семинары самого Шалвы Александровича об искусстве семейного воспитания, а также лекции преподавателей центра о детской литературе в Казахстане, культуре как источнике самосовершенствования личности, высоком предназначении женщины, о современных детях и наследии великих казахских мыслителей. Основная задача - воспитать наших молодых преподавателей так, чтобы они не забыли тепло, радость и духовную чистоту, которые должны составлять основу педагогического процесса.

Принципы мейстера
Шалва Александрович часто дает уроки, сидя на корточках перед партами. Это очень важно - общаться с детьми не сверху вниз, а с позиции равных, глядя им в глаза. А ответы на вопросы ученики нередко нашептывают учителю на ухо: во-первых, это общение тет-а-тет с элементом доверия, во-вторых, пропадает боязнь ошибиться (ведь твоего промаха никто не услышит), а в-третьих, дети не знают ответы других и должны сами подумать, выдвинуть свою версию. В запасе у педагога сотни хитрых приемов, которые позволяют подобрать ключик к каждому ребенку, расположить к себе самых «трудных» детей, привить ученикам искренний интерес к получению знаний и любовь к школе.
В своей Школе гуманной педагогики, на семинарах и лекциях он неустанно призывает учителей делать то же самое - находить подходы к детям, относиться к ним как к личностям, а не к безликим ученикам, которых называют по фамилии из списка в школьном журнале, заинтересовывать их своим предметом. Главной целью школы он твердо считает не вложение определенного количества знаний в голову ученика, а процесс воспитания полноценной, разносторонней личности.
«Детям света нужен учитель света», - любит повторять основоположник гуманной педагогики. Амонашвили стал первым учителем-новатором, который провозгласил педагогику сотрудничества: его наука не ломает ребенка, не переделывает под общие стандарты, а принимает полностью. Его главные постулаты - любить ребенка, очеловечивать среду, в которой он живет, то есть обеспечивать ему душевный комфорт и равновесие и вникать в жизнь ребенка, заслужив его доверие. Следуя этим принципам, познавательный процесс становится очень эффективным, потому что ученики уверены: они всегда смогут получить ответ на свой вопрос. Амонашвили считает, что эффективное воспитание и обучение школьников полностью зависят от личности учителя, который должен понимать детей, вставать на их позицию, быть снисходительным, верить в результат и обладать лучшими человеческими качествами: улыбчивостью, строгостью, сдержанностью, любовью к жизни, интеллигентностью. Ведь гуманность по отношению к ребенку, вера в него подталкивают детское саморазвитие. Дети сотрудничают с учителем, а он направляет их энергию на эффективное познание.
- Настоящие педагоги должны быть талантливы – так же, как художники, поэты или ученые, - рассказал карагандинским учителям Шалва Александрович. - Но так как педагогика - это массовая профессия, педагоги перестали быть гуманными. Современные учителя любят по традиции, внешне - например, оценками. Поставил «пятерку» - значит, любит, если не любит - получи «двойку». Давно уже нет сердечной связи между учеником и учителем. Однако каждый из нас может назвать своего любимого школьного учителя. Почему он любимый? Вовсе не потому, что вложил в нас максимальное количество знаний, а потому, что стал близок, относился по-другому, преподавал отлично от всех. Увы, такие люди сейчас единичны, но я мечтаю, чтобы все педагоги вернулись к истокам, к великому званию «Учитель». И снова начали искренне любить своих учеников.

Авторитарная педагогика
Так профессор психологических наук называет современный процесс преподавания. Она сложилась еще в конце 50-х - начале 60-х годов прошлого века и служит убедительным примером «бездетной» педагогической теории и практики. В этой системе образовательный и воспитательный процессы строятся на беспрекословном подчинении учащихся авторитету учителя, воспитателя или родителя. Подавляя естественное стремление детей к самостоятельности, она ограничивает их инициативу, мешает развитию индивидуальных качеств личности.
А это, уверен Шалва Амонашвили, в дальнейшем ведет к неспособности принимать ответственные решения во взрослой жизни. Одна из важнейших проблем авторитарной педагогики - дисциплина, главное слово - «обязан», а главная мера качества работы - отметки, то есть цифровые показатели академической успеваемости.
Я окончила школу более 20 лет назад. Но до сих пор помню великолепные уроки своих преподавателей по литературе и всемирной истории. Именно потому, что они были интересными, творческими и «очеловеченными». Мы читали стихи памятнику Пушкина в осеннем сквере, сочиняли собственные произведения, ставили пьесы и проводили поэтические вечера, а вместо пересказа параграфов учебника по истории начала ХХ века устраивали настоящие политические баталии приверженцев разных партий. На этих уроках нам не говорили: «Неправильно!», каждый имел право на свое мнение. После них остались и знания, и чудесные воспоминания. Именно о такой школе и мечтает Шалва Александрович: интересной, уважительной к детям, воспитывающей добро и стремление к новым знаниям.
- Плохое воспитание искажает судьбу человека, - уверен педагог. - Если сознание учителя примет категорию духовности как главную, то постепенно произойдет его переориентация на новые ценности образования, ценности гуманной педагогики. Надо понять одно: в любви ребенок постигает в два раза больше.
Фото Линара ГАЛИМОВА

Новыми подходами к процессу воспитания и образования детей заинтересовались педагоги академии «Болашак» - недавно там открылся первый в регионе Центр гуманной педагогики. Преподавателей вуза на его создание вдохновил легендарный педагог, психолог и гуманист, академик, заслуженный профессор МГПУ, дважды лауреат премии Правительства РФ, президент Международного центра гуманной педагогики Шалва Амонашвили. Выкроив пару дней в своем плотно загруженном графике, автор множества трудов по образованию, воспитанию и психологии лично приехал в Караганду, чтобы поучаствовать в открытии филиала своего детища и провести обучающий семинар для учителей, воспитателей, психологов, родителей и студентов. - В последние годы главным приоритетом воспитания в Казахстане стала нравственность, - считает руководитель Центра гуманной педагогики академии «Болашак» Гульжан Омарова. - Это подтверждается объявленными Главой государства программами духовного возрождения «Рухани жаңғыру», «Туған жер» и проектом «100 новых лиц Казахстана». Поэтому наше сотрудничество с основателем гуманной педагогики весьма своевременно. Центр - это объединение гуманных педагогов города и области, которых волнует судьба молодого поколения, духовное и нравственное развитие граждан. Мы будем изучать основы гуманной педагогики, проводить научные исследования, работать со школами, университетами, по-новому обучать студентов. Особое внимание обратим на пропаганду мирового наследия педагогики и национального наследия педагогов-просветителей Казахстана в рамках программы «Рухани жаңғыру». Ведь идеями гуманизма пронизаны труды наших просветителей - аль-Фараби, Абая Кунанбаева, Шакарима Кудайбердиева, Ыбырая Алтынсарина, Шокана Валиханова и других. В программу работы нового центра уже включены семинары самого Шалвы Александровича об искусстве семейного воспитания, а также лекции преподавателей центра о детской литературе в Казахстане, культуре как источнике самосовершенствования личности, высоком предназначении женщины, о современных детях и наследии великих казахских мыслителей. Основная задача - воспитать наших молодых преподавателей так, чтобы они не забыли тепло, радость и духовную чистоту, которые должны составлять основу педагогического процесса. принципы мейстераШалва Александрович часто дает уроки, сидя на корточках перед партами. Это очень важно - общаться с детьми не сверху вниз, а с позиции равных, глядя им в глаза. А ответы на вопросы ученики нередко нашептывают учителю на ухо: во-первых, это общение тет-а-тет с элементом доверия, во-вторых, пропадает боязнь ошибиться (ведь твоего промаха никто не услышит), а в-третьих, дети не знают ответы других и должны сами подумать, выдвинуть свою версию. В запасе у педагога сотни хитрых приемов, которые позволяют подобрать ключик к каждому ребенку, расположить к себе самых «трудных» детей, привить ученикам искренний интерес к получению знаний и любовь к школе. В своей Школе гуманной педагогики, на семинарах и лекциях он неустанно призывает учителей делать то же самое - находить подходы к детям, относиться к ним как к личностям, а не к безликим ученикам, которых называют по фамилии из списка в школьном журнале, заинтересовывать их своим предметом. Главной целью школы он твердо считает не вложение определенного количества знаний в голову ученика, а процесс воспитания полноценной, разносторонней личности. «Детям света нужен учитель света», - любит повторять основоположник гуманной педагогики. Амонашвили стал первым учителем-новатором, который провозгласил педагогику сотрудничества: его наука не ломает ребенка, не переделывает под общие стандарты, а принимает полностью. Его главные постулаты - любить ребенка, очеловечивать среду, в которой он живет, то есть обеспечивать ему душевный комфорт и равновесие и вникать в жизнь ребенка, заслужив его доверие. Следуя этим принципам, познавательный процесс становится очень эффективным, потому что ученики уверены: они всегда смогут получить ответ на свой вопрос. Амонашвили считает, что эффективное воспитание и обучение школьников полностью зависят от личности учителя, который должен понимать детей, вставать на их позицию, быть снисходительным, верить в результат и обладать лучшими человеческими качествами: улыбчивостью, строгостью, сдержанностью, любовью к жизни, интеллигентностью. Ведь гуманность по отношению к ребенку, вера в него подталкивают детское саморазвитие. Дети сотрудничают с учителем, а он направляет их энергию на эффективное познание.- Настоящие педагоги должны быть талантливы – так же, как художники, поэты или ученые, - рассказал карагандинским учителям Шалва Александрович. - Но так как педагогика - это массовая профессия, педагоги перестали быть гуманными. Современные учителя любят по традиции, внешне - например, оценками. Поставил «пятерку» - значит, любит, если не любит - получи «двойку». Давно уже нет сердечной связи между учеником и учителем. Однако каждый из нас может назвать своего любимого школьного учителя. Почему он любимый? Вовсе не потому, что вложил в нас максимальное количество знаний, а потому, что стал близок, относился по-другому, преподавал отлично от всех. Увы, такие люди сейчас единичны, но я мечтаю, чтобы все педагоги вернулись к истокам, к великому званию «Учитель». И снова начали искренне любить своих учеников. Авторитарная педагогика  Так профессор психологических наук называет современный процесс преподавания. Она сложилась еще в конце 50-х - начале 60-х годов прошлого века и служит убедительным примером «бездетной» педагогической теории и практики. В этой системе образовательный и воспитательный процессы строятся на беспрекословном подчинении учащихся авторитету учителя, воспитателя или родителя. Подавляя естественное стремление детей к самостоятельности, она ограничивает их инициативу, мешает развитию индивидуальных качеств личности. А это, уверен Шалва Амонашвили, в дальнейшем ведет к неспособности принимать ответственные решения во взрослой жизни. Одна из важнейших проблем авторитарной педагогики - дисциплина, главное слово - «обязан», а главная мера качества работы - отметки, то есть цифровые показатели академической успеваемости.  Я окончила школу более 20 лет назад. Но до сих пор помню великолепные уроки своих преподавателей по литературе и всемирной истории. Именно потому, что они были интересными, творческими и «очеловеченными». Мы читали стихи памятнику Пушкина в осеннем сквере, сочиняли собственные произведения, ставили пьесы и проводили поэтические вечера, а вместо пересказа параграфов учебника по истории начала ХХ века устраивали настоящие политические баталии приверженцев разных партий. На этих уроках нам не говорили: «Неправильно!», каждый имел право на свое мнение. После них остались и знания, и чудесные воспоминания. Именно о такой школе и мечтает Шалва Александрович: интересной, уважительной к детям, воспитывающей добро и стремление к новым знаниям.- Плохое воспитание искажает судьбу человека, - уверен педагог. - Если сознание учителя примет категорию духовности как главную, то постепенно произойдет его переориентация на новые ценности образования, ценности гуманной педагогики. Надо понять одно: в любви ребенок постигает в два раза больше. Фото Линара ГАЛИМОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Раз ошибка, два ошибка 21.07.2018

    Более тысячи выпускников Карагандинского государственного технического университета получили дипломы с ошибками в написании названия вуза.

  • Шанс исправить ошибки 17.07.2018

    Сдающие комплексное тестирование интервью давать отказываются. Оно и понятно: нет особого желания рассказывать, что привело их сюда на еще одну попытку поступить в вуз. И если у выпускников перед ЕНТ глаза горят азартом, то участники КТА эмоционально сдержанны.

  • Встать на уровень ребенка 17.07.2018

    Когда Вове поставили задержку психического развития и отправили в специальный интернат далеко от дома, он проплакал всю первую четверть, потому что привык быть с мамой. В обучении в общеобразовательной школе по месту жительства семье отказали, и женщине пришлось обращаться за поддержкой к депутатам, звонить в МОН РК.

  • Учеба - на первом месте 12.07.2018

    В некоторых студенческих общежитиях КарГУ им. Е.А. Букетова проживают преподаватели вместе с семьями, а вот в одном из общежитий КарГТУ даже оборудованы VIP-номера, которые предусмотрены для иностранных преподавателей и гостей. Эти и другие факты были выявлены в результате инспекционной поездки членов специальной мониторинговой группы внешнего анализа и оценки исполнения Антикоррупционной стратегии РК на 2015-2025 годы при областном департаменте Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции.

  • Резервы “умного” города 03.07.2018

    Работа по привлечению молодых умов к делу создания усовершенствованной Караганды продолжается. В Карагандинском экономическом университете Казпотребсоза прошел второй областной Хакатон - конкурс инициативных проектов, направленных на нужды города.

  • Итоги школьных знаний 28.06.2018

    Единый национальный экзамен возвращает себе популярность. Хотя сейчас проходить ЕНТ необязательно и, сдав экзамены в школе, можно поступить в зарубежный вуз, в этом году желающих пройти тестирование у нас в области было больше на 752 человека.  В этом учебном году школы области окончили 8026 человек. Все они успешно сдали итоговую аттестацию и получили аттестаты. В тестировании приняли участие 5567 выпускников, в том числе и те, кто уже успел сдать экзамены в зарубежные вузы. Выпускники все-таки решили попытаться поступить в казахстанские университеты. 

  • Из студентов - в госслужащие 23.06.2018

    Карагандинский государственный индустриальный университет (КГИУ, г. Темиртау), который является альма-матер Первого Президента РК Н.А.Назарбаева, готовит кадры для разных сфер деятельности. Программисты, менеджеры, бухгалтеры - многие из них после окончания вуза решают связать свою жизнь с госслужбой. 

  • Удачи выпускникам! 21.06.2018

    Сегодня в Карагандинской области стартовало Единое национальное тестирование. Оно пройдет в три этапа: 21, 23 и 24 июня. В этом году процедура тестирования не подверглась существенным изменениям, формат экзамена остался прежним. Из 8140 выпускников в области ЕНТ решили сдавать около 70% , предварительное количество составляет 5815 человек. Известно, что большая часть выпускников сдаст тестирование на государственном языке. В этом году его также можно сдать на английском, правда, в нашей области желающих не нашлось. Предварительно известно, что по республике сдавать ЕНТ на английском будут всего 46 выпускников из 200 ранее заявивших.