24 октября 2017 года 1176

УЧИТЕЛЬ СВЕТА

Автор: Светлана СВИЧ

Как разглядеть в ребенке его предназначение? Как решать конфликты в воспитании детей разных возрастов? Как спасти от игромании, вырастить мальчика смелым и сильным, а девочку мудрой? Ответы на эти и множество других важных вопросов, касающихся воспитания детей, их взаимоотношений с родителями, правильного образования, могли получить карагандинцы, которым посчастливилось попасть на семинар известнейшего педагога-новатора Шалвы Амонашвили.

Новыми подходами к процессу воспитания и образования детей заинтересовались педагоги академии «Болашак» - недавно там открылся первый в регионе Центр гуманной педагогики. Преподавателей вуза на его создание вдохновил легендарный педагог, психолог и гуманист, академик, заслуженный профессор МГПУ, дважды лауреат премии Правительства РФ, президент Международного центра гуманной педагогики Шалва Амонашвили. Выкроив пару дней в своем плотно загруженном графике, автор множества трудов по образованию, воспитанию и психологии лично приехал в Караганду, чтобы поучаствовать в открытии филиала своего детища и провести обучающий семинар для учителей, воспитателей, психологов, родителей и студентов.
- В последние годы главным приоритетом воспитания в Казахстане стала нравственность, - считает руководитель Центра гуманной педагогики академии «Болашак» Гульжан Омарова. - Это подтверждается объявленными Главой государства программами духовного возрождения «Рухани жаңғыру», «Туған жер» и проектом «100 новых лиц Казахстана». Поэтому наше сотрудничество с основателем гуманной педагогики весьма своевременно. Центр - это объединение гуманных педагогов города и области, которых волнует судьба молодого поколения, духовное и нравственное развитие граждан. Мы будем изучать основы гуманной педагогики, проводить научные исследования, работать со школами, университетами, по-новому обучать студентов.
Особое внимание обратим на пропаганду мирового наследия педагогики и национального наследия педагогов-просветителей Казахстана в рамках программы «Рухани жаңғыру». Ведь идеями гуманизма пронизаны труды наших просветителей - аль-Фараби, Абая Кунанбаева, Шакарима Кудайбердиева, Ыбырая Алтынсарина, Шокана Валиханова и других. В программу работы нового центра уже включены семинары самого Шалвы Александровича об искусстве семейного воспитания, а также лекции преподавателей центра о детской литературе в Казахстане, культуре как источнике самосовершенствования личности, высоком предназначении женщины, о современных детях и наследии великих казахских мыслителей. Основная задача - воспитать наших молодых преподавателей так, чтобы они не забыли тепло, радость и духовную чистоту, которые должны составлять основу педагогического процесса.

Принципы мейстера
Шалва Александрович часто дает уроки, сидя на корточках перед партами. Это очень важно - общаться с детьми не сверху вниз, а с позиции равных, глядя им в глаза. А ответы на вопросы ученики нередко нашептывают учителю на ухо: во-первых, это общение тет-а-тет с элементом доверия, во-вторых, пропадает боязнь ошибиться (ведь твоего промаха никто не услышит), а в-третьих, дети не знают ответы других и должны сами подумать, выдвинуть свою версию. В запасе у педагога сотни хитрых приемов, которые позволяют подобрать ключик к каждому ребенку, расположить к себе самых «трудных» детей, привить ученикам искренний интерес к получению знаний и любовь к школе.
В своей Школе гуманной педагогики, на семинарах и лекциях он неустанно призывает учителей делать то же самое - находить подходы к детям, относиться к ним как к личностям, а не к безликим ученикам, которых называют по фамилии из списка в школьном журнале, заинтересовывать их своим предметом. Главной целью школы он твердо считает не вложение определенного количества знаний в голову ученика, а процесс воспитания полноценной, разносторонней личности.
«Детям света нужен учитель света», - любит повторять основоположник гуманной педагогики. Амонашвили стал первым учителем-новатором, который провозгласил педагогику сотрудничества: его наука не ломает ребенка, не переделывает под общие стандарты, а принимает полностью. Его главные постулаты - любить ребенка, очеловечивать среду, в которой он живет, то есть обеспечивать ему душевный комфорт и равновесие и вникать в жизнь ребенка, заслужив его доверие. Следуя этим принципам, познавательный процесс становится очень эффективным, потому что ученики уверены: они всегда смогут получить ответ на свой вопрос. Амонашвили считает, что эффективное воспитание и обучение школьников полностью зависят от личности учителя, который должен понимать детей, вставать на их позицию, быть снисходительным, верить в результат и обладать лучшими человеческими качествами: улыбчивостью, строгостью, сдержанностью, любовью к жизни, интеллигентностью. Ведь гуманность по отношению к ребенку, вера в него подталкивают детское саморазвитие. Дети сотрудничают с учителем, а он направляет их энергию на эффективное познание.
- Настоящие педагоги должны быть талантливы – так же, как художники, поэты или ученые, - рассказал карагандинским учителям Шалва Александрович. - Но так как педагогика - это массовая профессия, педагоги перестали быть гуманными. Современные учителя любят по традиции, внешне - например, оценками. Поставил «пятерку» - значит, любит, если не любит - получи «двойку». Давно уже нет сердечной связи между учеником и учителем. Однако каждый из нас может назвать своего любимого школьного учителя. Почему он любимый? Вовсе не потому, что вложил в нас максимальное количество знаний, а потому, что стал близок, относился по-другому, преподавал отлично от всех. Увы, такие люди сейчас единичны, но я мечтаю, чтобы все педагоги вернулись к истокам, к великому званию «Учитель». И снова начали искренне любить своих учеников.

Авторитарная педагогика
Так профессор психологических наук называет современный процесс преподавания. Она сложилась еще в конце 50-х - начале 60-х годов прошлого века и служит убедительным примером «бездетной» педагогической теории и практики. В этой системе образовательный и воспитательный процессы строятся на беспрекословном подчинении учащихся авторитету учителя, воспитателя или родителя. Подавляя естественное стремление детей к самостоятельности, она ограничивает их инициативу, мешает развитию индивидуальных качеств личности.
А это, уверен Шалва Амонашвили, в дальнейшем ведет к неспособности принимать ответственные решения во взрослой жизни. Одна из важнейших проблем авторитарной педагогики - дисциплина, главное слово - «обязан», а главная мера качества работы - отметки, то есть цифровые показатели академической успеваемости.
Я окончила школу более 20 лет назад. Но до сих пор помню великолепные уроки своих преподавателей по литературе и всемирной истории. Именно потому, что они были интересными, творческими и «очеловеченными». Мы читали стихи памятнику Пушкина в осеннем сквере, сочиняли собственные произведения, ставили пьесы и проводили поэтические вечера, а вместо пересказа параграфов учебника по истории начала ХХ века устраивали настоящие политические баталии приверженцев разных партий. На этих уроках нам не говорили: «Неправильно!», каждый имел право на свое мнение. После них остались и знания, и чудесные воспоминания. Именно о такой школе и мечтает Шалва Александрович: интересной, уважительной к детям, воспитывающей добро и стремление к новым знаниям.
- Плохое воспитание искажает судьбу человека, - уверен педагог. - Если сознание учителя примет категорию духовности как главную, то постепенно произойдет его переориентация на новые ценности образования, ценности гуманной педагогики. Надо понять одно: в любви ребенок постигает в два раза больше.
Фото Линара ГАЛИМОВА

Новыми подходами к процессу воспитания и образования детей заинтересовались педагоги академии «Болашак» - недавно там открылся первый в регионе Центр гуманной педагогики. Преподавателей вуза на его создание вдохновил легендарный педагог, психолог и гуманист, академик, заслуженный профессор МГПУ, дважды лауреат премии Правительства РФ, президент Международного центра гуманной педагогики Шалва Амонашвили. Выкроив пару дней в своем плотно загруженном графике, автор множества трудов по образованию, воспитанию и психологии лично приехал в Караганду, чтобы поучаствовать в открытии филиала своего детища и провести обучающий семинар для учителей, воспитателей, психологов, родителей и студентов. - В последние годы главным приоритетом воспитания в Казахстане стала нравственность, - считает руководитель Центра гуманной педагогики академии «Болашак» Гульжан Омарова. - Это подтверждается объявленными Главой государства программами духовного возрождения «Рухани жаңғыру», «Туған жер» и проектом «100 новых лиц Казахстана». Поэтому наше сотрудничество с основателем гуманной педагогики весьма своевременно. Центр - это объединение гуманных педагогов города и области, которых волнует судьба молодого поколения, духовное и нравственное развитие граждан. Мы будем изучать основы гуманной педагогики, проводить научные исследования, работать со школами, университетами, по-новому обучать студентов. Особое внимание обратим на пропаганду мирового наследия педагогики и национального наследия педагогов-просветителей Казахстана в рамках программы «Рухани жаңғыру». Ведь идеями гуманизма пронизаны труды наших просветителей - аль-Фараби, Абая Кунанбаева, Шакарима Кудайбердиева, Ыбырая Алтынсарина, Шокана Валиханова и других. В программу работы нового центра уже включены семинары самого Шалвы Александровича об искусстве семейного воспитания, а также лекции преподавателей центра о детской литературе в Казахстане, культуре как источнике самосовершенствования личности, высоком предназначении женщины, о современных детях и наследии великих казахских мыслителей. Основная задача - воспитать наших молодых преподавателей так, чтобы они не забыли тепло, радость и духовную чистоту, которые должны составлять основу педагогического процесса. принципы мейстераШалва Александрович часто дает уроки, сидя на корточках перед партами. Это очень важно - общаться с детьми не сверху вниз, а с позиции равных, глядя им в глаза. А ответы на вопросы ученики нередко нашептывают учителю на ухо: во-первых, это общение тет-а-тет с элементом доверия, во-вторых, пропадает боязнь ошибиться (ведь твоего промаха никто не услышит), а в-третьих, дети не знают ответы других и должны сами подумать, выдвинуть свою версию. В запасе у педагога сотни хитрых приемов, которые позволяют подобрать ключик к каждому ребенку, расположить к себе самых «трудных» детей, привить ученикам искренний интерес к получению знаний и любовь к школе. В своей Школе гуманной педагогики, на семинарах и лекциях он неустанно призывает учителей делать то же самое - находить подходы к детям, относиться к ним как к личностям, а не к безликим ученикам, которых называют по фамилии из списка в школьном журнале, заинтересовывать их своим предметом. Главной целью школы он твердо считает не вложение определенного количества знаний в голову ученика, а процесс воспитания полноценной, разносторонней личности. «Детям света нужен учитель света», - любит повторять основоположник гуманной педагогики. Амонашвили стал первым учителем-новатором, который провозгласил педагогику сотрудничества: его наука не ломает ребенка, не переделывает под общие стандарты, а принимает полностью. Его главные постулаты - любить ребенка, очеловечивать среду, в которой он живет, то есть обеспечивать ему душевный комфорт и равновесие и вникать в жизнь ребенка, заслужив его доверие. Следуя этим принципам, познавательный процесс становится очень эффективным, потому что ученики уверены: они всегда смогут получить ответ на свой вопрос. Амонашвили считает, что эффективное воспитание и обучение школьников полностью зависят от личности учителя, который должен понимать детей, вставать на их позицию, быть снисходительным, верить в результат и обладать лучшими человеческими качествами: улыбчивостью, строгостью, сдержанностью, любовью к жизни, интеллигентностью. Ведь гуманность по отношению к ребенку, вера в него подталкивают детское саморазвитие. Дети сотрудничают с учителем, а он направляет их энергию на эффективное познание.- Настоящие педагоги должны быть талантливы – так же, как художники, поэты или ученые, - рассказал карагандинским учителям Шалва Александрович. - Но так как педагогика - это массовая профессия, педагоги перестали быть гуманными. Современные учителя любят по традиции, внешне - например, оценками. Поставил «пятерку» - значит, любит, если не любит - получи «двойку». Давно уже нет сердечной связи между учеником и учителем. Однако каждый из нас может назвать своего любимого школьного учителя. Почему он любимый? Вовсе не потому, что вложил в нас максимальное количество знаний, а потому, что стал близок, относился по-другому, преподавал отлично от всех. Увы, такие люди сейчас единичны, но я мечтаю, чтобы все педагоги вернулись к истокам, к великому званию «Учитель». И снова начали искренне любить своих учеников. Авторитарная педагогика  Так профессор психологических наук называет современный процесс преподавания. Она сложилась еще в конце 50-х - начале 60-х годов прошлого века и служит убедительным примером «бездетной» педагогической теории и практики. В этой системе образовательный и воспитательный процессы строятся на беспрекословном подчинении учащихся авторитету учителя, воспитателя или родителя. Подавляя естественное стремление детей к самостоятельности, она ограничивает их инициативу, мешает развитию индивидуальных качеств личности. А это, уверен Шалва Амонашвили, в дальнейшем ведет к неспособности принимать ответственные решения во взрослой жизни. Одна из важнейших проблем авторитарной педагогики - дисциплина, главное слово - «обязан», а главная мера качества работы - отметки, то есть цифровые показатели академической успеваемости.  Я окончила школу более 20 лет назад. Но до сих пор помню великолепные уроки своих преподавателей по литературе и всемирной истории. Именно потому, что они были интересными, творческими и «очеловеченными». Мы читали стихи памятнику Пушкина в осеннем сквере, сочиняли собственные произведения, ставили пьесы и проводили поэтические вечера, а вместо пересказа параграфов учебника по истории начала ХХ века устраивали настоящие политические баталии приверженцев разных партий. На этих уроках нам не говорили: «Неправильно!», каждый имел право на свое мнение. После них остались и знания, и чудесные воспоминания. Именно о такой школе и мечтает Шалва Александрович: интересной, уважительной к детям, воспитывающей добро и стремление к новым знаниям.- Плохое воспитание искажает судьбу человека, - уверен педагог. - Если сознание учителя примет категорию духовности как главную, то постепенно произойдет его переориентация на новые ценности образования, ценности гуманной педагогики. Надо понять одно: в любви ребенок постигает в два раза больше. Фото Линара ГАЛИМОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Говорить на одном языке 04.10.2018

    К этому призывает руководитель Международной компании Global medical servise (Израиль) Гери Гросман, спасатель в области экстренной медицины с мировым именем. Он обучает не только медиков, но и представителей разных профессий навыкам оказания первой догоспитальной помощи в случаях ДТП и прочих происшествий, где есть пострадавшие. Суть в том, что проблема спасения жизни и сохранения здоровья людей, получивших серьезные травмы, увечья, встала в один ряд с важнейшими проблемами Казахстана. К примеру, в нашей области в этом году возросло число погибших в результате дорожно-транспортных происшествий (в сравнении с прошлым годом) - с 77 до 101. Хотя количество случаев ДТП, по данным управления Комитета по правовой статистике, значительно сократилось.

  • Наука на благо производства 29.09.2018

    В стенах КарГТУ, в рамках инновационно-образовательного консорциума «Корпоративный университет», прошла встреча ведущих ученых вуза с руководителями угольного департамента АО «АрселорМиттал Темиртау».  Делегацию возглавляли директор по производству АО «АрселорМиттал Темиртау» Паршант Гойя и директор угольного департамента Андрей Черномаз. Основной целью встречи стало усиление интеграции образования, науки, производства и бизнеса для повышения качества высшего технического образования и результативного выполнения научно-исследовательских работ, а также внедрения их в производство.

  • Знать, побеждать, спасать 27.09.2018

    Карагандинка Айдана Жунис заняла третье место в республиканском конкурсе «Полиглот-2018». На днях в областном центре выбирали сотрудника ЧС, лучше всех владеющего тремя языками - казахским, русским, английским. В этот раз выбор места проведения столь важного и масштабного мероприятия не случайно пал на Карагандинский регион. Дело в том, что в прошлом году превосходное знание языков показала радиотелефонист из службы пожаротушения ДЧС КО. Поэтому сюда съехались спасатели со всей страны. Всего право на участие в полуфинале было у 17 победителей регионального уровня.

  • Коррозии - бой! 22.09.2018

    Ученые Карагандинского технического университета разработали инновационный способ борьбы с главным бичом металлургии - коррозией. С помощью нанотехнологической разработки они создали суспензию, которая проникает внутрь металлической поверхности и не только защищает детали от повреждений, но и восстанавливает уже имеющиеся изъяны. Нанопродукт имеет огромные перспективы и уже активно тестируется на производстве - на площадке машиностроительного завода им. Пархоменко.

  • Учеба продолжается! 22.09.2018

    Весть о том, что в селе Матак Каркаралинского района школа будет укомплектована всего на четверть, распространилась по интернету пару недель назад. Якобы сами учителя подняли панику, что им некого будет учить. Однако, как утверждает руководитель управления образования Карагандинской области, эта нерадужная картина, которую обрисовали местные жители, не соответствуют действительности. 

  • Ремонт в учебный год 20.09.2018

    Поздно проведенный тендер на ремонт школы села Тузды Бухаржырауского района вынудил 171 ученика и 35 учителей ютиться в тесном неприспособленном помещении. Вот уже три недели, как школьники с 0 по 11 классы учатся в здании, которое подлатали наспех. По словам акима Тузды Сауле Бегжановой, обстоятельства сложились так, что техперсоналу школы и родителям пришлось объединить усилия, чтобы к новому учебному процессу подремонтировать здание бывшего акимата, которое стояло заброшенным несколько лет.

  • Отказаться - ваше право 15.09.2018

    «Мы считаем, что родители не обязаны нести какие-либо расходы на ремонт или проведение мероприятий в организациях образования, и рассматриваем подобные факты как коррупцию. Из бюджета выделяются достаточные денежные средства на все указанные цели», - отметил заместитель председателя Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции Олжас Бектенов на видеоконференции, посвященной актуальным проблемам в сфере образования. Прямая трансляция республиканского совещания для карагандинских педагогов была организована в стенах областного департамента Национального бюро по противодействию коррупции. В его работе приняли участие вице-министр образования и науки Асхат Аймагамбетов, а также посредством видеоконференц-связи - руководители областных управлений, городских отделов образования, директора школ и активные представители попечительских советов.

  • Как вырастить гения 15.09.2018

    Как развить творческие способности ребенка? Как проложить кратчайший путь от детского рисунка к внедрению инновационных методов обучения? Все чаще мы слышим выражение - «интеграционная форма занятия». Новшество это или необходимость? 
    В последнее время мы приходим к выводу, что применение инновационных технологий в современном обучении просто необходимо для формирования всесторонне развитой личности. И важно не только внедрение новых форм работы с этнокультурными объединениями Ассамблеи народа Казахстана нашей области, но и более глубокое изучение народного творчества и языковой культуры разных этносов.