24 октября 2017 года 279

УЧИТЕЛЬ СВЕТА

Автор: Светлана СВИЧ

Как разглядеть в ребенке его предназначение? Как решать конфликты в воспитании детей разных возрастов? Как спасти от игромании, вырастить мальчика смелым и сильным, а девочку мудрой? Ответы на эти и множество других важных вопросов, касающихся воспитания детей, их взаимоотношений с родителями, правильного образования, могли получить карагандинцы, которым посчастливилось попасть на семинар известнейшего педагога-новатора Шалвы Амонашвили.

Новыми подходами к процессу воспитания и образования детей заинтересовались педагоги академии «Болашак» - недавно там открылся первый в регионе Центр гуманной педагогики. Преподавателей вуза на его создание вдохновил легендарный педагог, психолог и гуманист, академик, заслуженный профессор МГПУ, дважды лауреат премии Правительства РФ, президент Международного центра гуманной педагогики Шалва Амонашвили. Выкроив пару дней в своем плотно загруженном графике, автор множества трудов по образованию, воспитанию и психологии лично приехал в Караганду, чтобы поучаствовать в открытии филиала своего детища и провести обучающий семинар для учителей, воспитателей, психологов, родителей и студентов.
- В последние годы главным приоритетом воспитания в Казахстане стала нравственность, - считает руководитель Центра гуманной педагогики академии «Болашак» Гульжан Омарова. - Это подтверждается объявленными Главой государства программами духовного возрождения «Рухани жаңғыру», «Туған жер» и проектом «100 новых лиц Казахстана». Поэтому наше сотрудничество с основателем гуманной педагогики весьма своевременно. Центр - это объединение гуманных педагогов города и области, которых волнует судьба молодого поколения, духовное и нравственное развитие граждан. Мы будем изучать основы гуманной педагогики, проводить научные исследования, работать со школами, университетами, по-новому обучать студентов.
Особое внимание обратим на пропаганду мирового наследия педагогики и национального наследия педагогов-просветителей Казахстана в рамках программы «Рухани жаңғыру». Ведь идеями гуманизма пронизаны труды наших просветителей - аль-Фараби, Абая Кунанбаева, Шакарима Кудайбердиева, Ыбырая Алтынсарина, Шокана Валиханова и других. В программу работы нового центра уже включены семинары самого Шалвы Александровича об искусстве семейного воспитания, а также лекции преподавателей центра о детской литературе в Казахстане, культуре как источнике самосовершенствования личности, высоком предназначении женщины, о современных детях и наследии великих казахских мыслителей. Основная задача - воспитать наших молодых преподавателей так, чтобы они не забыли тепло, радость и духовную чистоту, которые должны составлять основу педагогического процесса.

Принципы мейстера
Шалва Александрович часто дает уроки, сидя на корточках перед партами. Это очень важно - общаться с детьми не сверху вниз, а с позиции равных, глядя им в глаза. А ответы на вопросы ученики нередко нашептывают учителю на ухо: во-первых, это общение тет-а-тет с элементом доверия, во-вторых, пропадает боязнь ошибиться (ведь твоего промаха никто не услышит), а в-третьих, дети не знают ответы других и должны сами подумать, выдвинуть свою версию. В запасе у педагога сотни хитрых приемов, которые позволяют подобрать ключик к каждому ребенку, расположить к себе самых «трудных» детей, привить ученикам искренний интерес к получению знаний и любовь к школе.
В своей Школе гуманной педагогики, на семинарах и лекциях он неустанно призывает учителей делать то же самое - находить подходы к детям, относиться к ним как к личностям, а не к безликим ученикам, которых называют по фамилии из списка в школьном журнале, заинтересовывать их своим предметом. Главной целью школы он твердо считает не вложение определенного количества знаний в голову ученика, а процесс воспитания полноценной, разносторонней личности.
«Детям света нужен учитель света», - любит повторять основоположник гуманной педагогики. Амонашвили стал первым учителем-новатором, который провозгласил педагогику сотрудничества: его наука не ломает ребенка, не переделывает под общие стандарты, а принимает полностью. Его главные постулаты - любить ребенка, очеловечивать среду, в которой он живет, то есть обеспечивать ему душевный комфорт и равновесие и вникать в жизнь ребенка, заслужив его доверие. Следуя этим принципам, познавательный процесс становится очень эффективным, потому что ученики уверены: они всегда смогут получить ответ на свой вопрос. Амонашвили считает, что эффективное воспитание и обучение школьников полностью зависят от личности учителя, который должен понимать детей, вставать на их позицию, быть снисходительным, верить в результат и обладать лучшими человеческими качествами: улыбчивостью, строгостью, сдержанностью, любовью к жизни, интеллигентностью. Ведь гуманность по отношению к ребенку, вера в него подталкивают детское саморазвитие. Дети сотрудничают с учителем, а он направляет их энергию на эффективное познание.
- Настоящие педагоги должны быть талантливы – так же, как художники, поэты или ученые, - рассказал карагандинским учителям Шалва Александрович. - Но так как педагогика - это массовая профессия, педагоги перестали быть гуманными. Современные учителя любят по традиции, внешне - например, оценками. Поставил «пятерку» - значит, любит, если не любит - получи «двойку». Давно уже нет сердечной связи между учеником и учителем. Однако каждый из нас может назвать своего любимого школьного учителя. Почему он любимый? Вовсе не потому, что вложил в нас максимальное количество знаний, а потому, что стал близок, относился по-другому, преподавал отлично от всех. Увы, такие люди сейчас единичны, но я мечтаю, чтобы все педагоги вернулись к истокам, к великому званию «Учитель». И снова начали искренне любить своих учеников.

Авторитарная педагогика
Так профессор психологических наук называет современный процесс преподавания. Она сложилась еще в конце 50-х - начале 60-х годов прошлого века и служит убедительным примером «бездетной» педагогической теории и практики. В этой системе образовательный и воспитательный процессы строятся на беспрекословном подчинении учащихся авторитету учителя, воспитателя или родителя. Подавляя естественное стремление детей к самостоятельности, она ограничивает их инициативу, мешает развитию индивидуальных качеств личности.
А это, уверен Шалва Амонашвили, в дальнейшем ведет к неспособности принимать ответственные решения во взрослой жизни. Одна из важнейших проблем авторитарной педагогики - дисциплина, главное слово - «обязан», а главная мера качества работы - отметки, то есть цифровые показатели академической успеваемости.
Я окончила школу более 20 лет назад. Но до сих пор помню великолепные уроки своих преподавателей по литературе и всемирной истории. Именно потому, что они были интересными, творческими и «очеловеченными». Мы читали стихи памятнику Пушкина в осеннем сквере, сочиняли собственные произведения, ставили пьесы и проводили поэтические вечера, а вместо пересказа параграфов учебника по истории начала ХХ века устраивали настоящие политические баталии приверженцев разных партий. На этих уроках нам не говорили: «Неправильно!», каждый имел право на свое мнение. После них остались и знания, и чудесные воспоминания. Именно о такой школе и мечтает Шалва Александрович: интересной, уважительной к детям, воспитывающей добро и стремление к новым знаниям.
- Плохое воспитание искажает судьбу человека, - уверен педагог. - Если сознание учителя примет категорию духовности как главную, то постепенно произойдет его переориентация на новые ценности образования, ценности гуманной педагогики. Надо понять одно: в любви ребенок постигает в два раза больше.
Фото Линара ГАЛИМОВА

Новыми подходами к процессу воспитания и образования детей заинтересовались педагоги академии «Болашак» - недавно там открылся первый в регионе Центр гуманной педагогики. Преподавателей вуза на его создание вдохновил легендарный педагог, психолог и гуманист, академик, заслуженный профессор МГПУ, дважды лауреат премии Правительства РФ, президент Международного центра гуманной педагогики Шалва Амонашвили. Выкроив пару дней в своем плотно загруженном графике, автор множества трудов по образованию, воспитанию и психологии лично приехал в Караганду, чтобы поучаствовать в открытии филиала своего детища и провести обучающий семинар для учителей, воспитателей, психологов, родителей и студентов. - В последние годы главным приоритетом воспитания в Казахстане стала нравственность, - считает руководитель Центра гуманной педагогики академии «Болашак» Гульжан Омарова. - Это подтверждается объявленными Главой государства программами духовного возрождения «Рухани жаңғыру», «Туған жер» и проектом «100 новых лиц Казахстана». Поэтому наше сотрудничество с основателем гуманной педагогики весьма своевременно. Центр - это объединение гуманных педагогов города и области, которых волнует судьба молодого поколения, духовное и нравственное развитие граждан. Мы будем изучать основы гуманной педагогики, проводить научные исследования, работать со школами, университетами, по-новому обучать студентов. Особое внимание обратим на пропаганду мирового наследия педагогики и национального наследия педагогов-просветителей Казахстана в рамках программы «Рухани жаңғыру». Ведь идеями гуманизма пронизаны труды наших просветителей - аль-Фараби, Абая Кунанбаева, Шакарима Кудайбердиева, Ыбырая Алтынсарина, Шокана Валиханова и других. В программу работы нового центра уже включены семинары самого Шалвы Александровича об искусстве семейного воспитания, а также лекции преподавателей центра о детской литературе в Казахстане, культуре как источнике самосовершенствования личности, высоком предназначении женщины, о современных детях и наследии великих казахских мыслителей. Основная задача - воспитать наших молодых преподавателей так, чтобы они не забыли тепло, радость и духовную чистоту, которые должны составлять основу педагогического процесса. принципы мейстераШалва Александрович часто дает уроки, сидя на корточках перед партами. Это очень важно - общаться с детьми не сверху вниз, а с позиции равных, глядя им в глаза. А ответы на вопросы ученики нередко нашептывают учителю на ухо: во-первых, это общение тет-а-тет с элементом доверия, во-вторых, пропадает боязнь ошибиться (ведь твоего промаха никто не услышит), а в-третьих, дети не знают ответы других и должны сами подумать, выдвинуть свою версию. В запасе у педагога сотни хитрых приемов, которые позволяют подобрать ключик к каждому ребенку, расположить к себе самых «трудных» детей, привить ученикам искренний интерес к получению знаний и любовь к школе. В своей Школе гуманной педагогики, на семинарах и лекциях он неустанно призывает учителей делать то же самое - находить подходы к детям, относиться к ним как к личностям, а не к безликим ученикам, которых называют по фамилии из списка в школьном журнале, заинтересовывать их своим предметом. Главной целью школы он твердо считает не вложение определенного количества знаний в голову ученика, а процесс воспитания полноценной, разносторонней личности. «Детям света нужен учитель света», - любит повторять основоположник гуманной педагогики. Амонашвили стал первым учителем-новатором, который провозгласил педагогику сотрудничества: его наука не ломает ребенка, не переделывает под общие стандарты, а принимает полностью. Его главные постулаты - любить ребенка, очеловечивать среду, в которой он живет, то есть обеспечивать ему душевный комфорт и равновесие и вникать в жизнь ребенка, заслужив его доверие. Следуя этим принципам, познавательный процесс становится очень эффективным, потому что ученики уверены: они всегда смогут получить ответ на свой вопрос. Амонашвили считает, что эффективное воспитание и обучение школьников полностью зависят от личности учителя, который должен понимать детей, вставать на их позицию, быть снисходительным, верить в результат и обладать лучшими человеческими качествами: улыбчивостью, строгостью, сдержанностью, любовью к жизни, интеллигентностью. Ведь гуманность по отношению к ребенку, вера в него подталкивают детское саморазвитие. Дети сотрудничают с учителем, а он направляет их энергию на эффективное познание.- Настоящие педагоги должны быть талантливы – так же, как художники, поэты или ученые, - рассказал карагандинским учителям Шалва Александрович. - Но так как педагогика - это массовая профессия, педагоги перестали быть гуманными. Современные учителя любят по традиции, внешне - например, оценками. Поставил «пятерку» - значит, любит, если не любит - получи «двойку». Давно уже нет сердечной связи между учеником и учителем. Однако каждый из нас может назвать своего любимого школьного учителя. Почему он любимый? Вовсе не потому, что вложил в нас максимальное количество знаний, а потому, что стал близок, относился по-другому, преподавал отлично от всех. Увы, такие люди сейчас единичны, но я мечтаю, чтобы все педагоги вернулись к истокам, к великому званию «Учитель». И снова начали искренне любить своих учеников. Авторитарная педагогика  Так профессор психологических наук называет современный процесс преподавания. Она сложилась еще в конце 50-х - начале 60-х годов прошлого века и служит убедительным примером «бездетной» педагогической теории и практики. В этой системе образовательный и воспитательный процессы строятся на беспрекословном подчинении учащихся авторитету учителя, воспитателя или родителя. Подавляя естественное стремление детей к самостоятельности, она ограничивает их инициативу, мешает развитию индивидуальных качеств личности. А это, уверен Шалва Амонашвили, в дальнейшем ведет к неспособности принимать ответственные решения во взрослой жизни. Одна из важнейших проблем авторитарной педагогики - дисциплина, главное слово - «обязан», а главная мера качества работы - отметки, то есть цифровые показатели академической успеваемости.  Я окончила школу более 20 лет назад. Но до сих пор помню великолепные уроки своих преподавателей по литературе и всемирной истории. Именно потому, что они были интересными, творческими и «очеловеченными». Мы читали стихи памятнику Пушкина в осеннем сквере, сочиняли собственные произведения, ставили пьесы и проводили поэтические вечера, а вместо пересказа параграфов учебника по истории начала ХХ века устраивали настоящие политические баталии приверженцев разных партий. На этих уроках нам не говорили: «Неправильно!», каждый имел право на свое мнение. После них остались и знания, и чудесные воспоминания. Именно о такой школе и мечтает Шалва Александрович: интересной, уважительной к детям, воспитывающей добро и стремление к новым знаниям.- Плохое воспитание искажает судьбу человека, - уверен педагог. - Если сознание учителя примет категорию духовности как главную, то постепенно произойдет его переориентация на новые ценности образования, ценности гуманной педагогики. Надо понять одно: в любви ребенок постигает в два раза больше. Фото Линара ГАЛИМОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Лучше - с практикой 18.11.2017

    Студентам Карагандинского государственного технического университета предложили принять участие в программе стажировок «Жас Өркен», организованной корпоративным университетом «Самрук-Қазына». Ею могут воспользоваться будущие выпускники бакалавриата и магистратуры 2018 года.

  • Жизнь, наполненная любовью 16.11.2017

    Шесть научных стипендий имени Димкеша Муканова вручили на минувшей неделе студентам КарГУ им. Е.А. Букетова дети известного казахстанского ученого. Материальное поощрение получили учащиеся физико-технического факультета университета за успехи в академической и научно-исследовательской деятельности.

  • Современные вундеркинды 14.11.2017

    В Темиртау состоялась десятая Президентская олимпиада по предметам естественно-математического цикла. Олимпиада инициирована лично Главой государства - Лидером нации Нурсултаном Назарбаевым в 2007 году. Одиннадцатиклассники со всех регионов страны собрались в Карагандинском государственном индустриальном университете, чтобы помериться знаниями в математике, химии, физике, биологии.

  • Отличникам в награду 11.11.2017

    В Казахстане стартовал экскурсионный тур “Путь Лидера” для школьников. Серия туров, организованная Фондом Первого Президента РК совместно с АО “НК “Kazakh Tourism”, проходит в местах, неразрывно связанных с деятельностью Главы государства. Участниками тура стали 480 активистов и отличников учебы в возрасте от 13 до 17 лет из шести регионов Казахстана. 

  • По большому счету 09.11.2017

    Высокие образовательные технологии постепенно проникают в казахстанскую глубинку. В поселке Атасу появилось уже несколько частных образовательных центров для детей, начиная с дошкольного возраста. Один из них был открыт на грант акима Жанааркинского района.

  • Условия задачи 09.11.2017

    Дополнительное образование - в село. Музыкальные школы - перепрофилировать в школы искусств. Открыть новые дворцы школьников. Таковы условия задач, которые предстоит решить. А обсудили их на Координационном совете с участием руководителей внешкольных образовательных учреждений.

  • Будущие лидеры экономики 02.11.2017

    Тематические семинары и конференции по дуальному обучению, которые проходят на базе Темиртауского политехнического колледжа (ТПТК), стали ежегодной традицией. На днях здесь состоялась еще одна конференция - «Стратегический альянс: «Дуальное обучение в Казахстане». 

  • «Зелёная революция» Караганды 28.10.2017

    В нынешнем году 85-летие отмечает Карагандинский научно-исследовательский институт растениеводства и селекции (КНИИРС). Работа этого научного центра в 30-е годы прошлого века позволила накормить строителей шахтерской столицы и на годы вперед заложить основы сельскохозяйственной отрасли всего Центрального Казахстана. Разработка Карагандинского угольного бассейна, масштабы которого сделали его третьей кочегаркой страны, привлекла в степные просторы множество людей. Очень быстро встал вопрос, как и чем их прокормить. Подвозить продукты откуда-то издалека оказалось проблематично из-за удаленности региона и неразвитости дорожной сети. Выход нашли один - выращивать свою сельхозпродукцию. Благо земли было много, а свободных рук в Карлаге еще больше. В 1931 году был создан совхоз «Гигант» с центром в «столице» лагеря - поселке Долинка.