24 октября 2017 года 619

УЧИТЕЛЬ СВЕТА

Автор: Светлана СВИЧ

Как разглядеть в ребенке его предназначение? Как решать конфликты в воспитании детей разных возрастов? Как спасти от игромании, вырастить мальчика смелым и сильным, а девочку мудрой? Ответы на эти и множество других важных вопросов, касающихся воспитания детей, их взаимоотношений с родителями, правильного образования, могли получить карагандинцы, которым посчастливилось попасть на семинар известнейшего педагога-новатора Шалвы Амонашвили.

Новыми подходами к процессу воспитания и образования детей заинтересовались педагоги академии «Болашак» - недавно там открылся первый в регионе Центр гуманной педагогики. Преподавателей вуза на его создание вдохновил легендарный педагог, психолог и гуманист, академик, заслуженный профессор МГПУ, дважды лауреат премии Правительства РФ, президент Международного центра гуманной педагогики Шалва Амонашвили. Выкроив пару дней в своем плотно загруженном графике, автор множества трудов по образованию, воспитанию и психологии лично приехал в Караганду, чтобы поучаствовать в открытии филиала своего детища и провести обучающий семинар для учителей, воспитателей, психологов, родителей и студентов.
- В последние годы главным приоритетом воспитания в Казахстане стала нравственность, - считает руководитель Центра гуманной педагогики академии «Болашак» Гульжан Омарова. - Это подтверждается объявленными Главой государства программами духовного возрождения «Рухани жаңғыру», «Туған жер» и проектом «100 новых лиц Казахстана». Поэтому наше сотрудничество с основателем гуманной педагогики весьма своевременно. Центр - это объединение гуманных педагогов города и области, которых волнует судьба молодого поколения, духовное и нравственное развитие граждан. Мы будем изучать основы гуманной педагогики, проводить научные исследования, работать со школами, университетами, по-новому обучать студентов.
Особое внимание обратим на пропаганду мирового наследия педагогики и национального наследия педагогов-просветителей Казахстана в рамках программы «Рухани жаңғыру». Ведь идеями гуманизма пронизаны труды наших просветителей - аль-Фараби, Абая Кунанбаева, Шакарима Кудайбердиева, Ыбырая Алтынсарина, Шокана Валиханова и других. В программу работы нового центра уже включены семинары самого Шалвы Александровича об искусстве семейного воспитания, а также лекции преподавателей центра о детской литературе в Казахстане, культуре как источнике самосовершенствования личности, высоком предназначении женщины, о современных детях и наследии великих казахских мыслителей. Основная задача - воспитать наших молодых преподавателей так, чтобы они не забыли тепло, радость и духовную чистоту, которые должны составлять основу педагогического процесса.

Принципы мейстера
Шалва Александрович часто дает уроки, сидя на корточках перед партами. Это очень важно - общаться с детьми не сверху вниз, а с позиции равных, глядя им в глаза. А ответы на вопросы ученики нередко нашептывают учителю на ухо: во-первых, это общение тет-а-тет с элементом доверия, во-вторых, пропадает боязнь ошибиться (ведь твоего промаха никто не услышит), а в-третьих, дети не знают ответы других и должны сами подумать, выдвинуть свою версию. В запасе у педагога сотни хитрых приемов, которые позволяют подобрать ключик к каждому ребенку, расположить к себе самых «трудных» детей, привить ученикам искренний интерес к получению знаний и любовь к школе.
В своей Школе гуманной педагогики, на семинарах и лекциях он неустанно призывает учителей делать то же самое - находить подходы к детям, относиться к ним как к личностям, а не к безликим ученикам, которых называют по фамилии из списка в школьном журнале, заинтересовывать их своим предметом. Главной целью школы он твердо считает не вложение определенного количества знаний в голову ученика, а процесс воспитания полноценной, разносторонней личности.
«Детям света нужен учитель света», - любит повторять основоположник гуманной педагогики. Амонашвили стал первым учителем-новатором, который провозгласил педагогику сотрудничества: его наука не ломает ребенка, не переделывает под общие стандарты, а принимает полностью. Его главные постулаты - любить ребенка, очеловечивать среду, в которой он живет, то есть обеспечивать ему душевный комфорт и равновесие и вникать в жизнь ребенка, заслужив его доверие. Следуя этим принципам, познавательный процесс становится очень эффективным, потому что ученики уверены: они всегда смогут получить ответ на свой вопрос. Амонашвили считает, что эффективное воспитание и обучение школьников полностью зависят от личности учителя, который должен понимать детей, вставать на их позицию, быть снисходительным, верить в результат и обладать лучшими человеческими качествами: улыбчивостью, строгостью, сдержанностью, любовью к жизни, интеллигентностью. Ведь гуманность по отношению к ребенку, вера в него подталкивают детское саморазвитие. Дети сотрудничают с учителем, а он направляет их энергию на эффективное познание.
- Настоящие педагоги должны быть талантливы – так же, как художники, поэты или ученые, - рассказал карагандинским учителям Шалва Александрович. - Но так как педагогика - это массовая профессия, педагоги перестали быть гуманными. Современные учителя любят по традиции, внешне - например, оценками. Поставил «пятерку» - значит, любит, если не любит - получи «двойку». Давно уже нет сердечной связи между учеником и учителем. Однако каждый из нас может назвать своего любимого школьного учителя. Почему он любимый? Вовсе не потому, что вложил в нас максимальное количество знаний, а потому, что стал близок, относился по-другому, преподавал отлично от всех. Увы, такие люди сейчас единичны, но я мечтаю, чтобы все педагоги вернулись к истокам, к великому званию «Учитель». И снова начали искренне любить своих учеников.

Авторитарная педагогика
Так профессор психологических наук называет современный процесс преподавания. Она сложилась еще в конце 50-х - начале 60-х годов прошлого века и служит убедительным примером «бездетной» педагогической теории и практики. В этой системе образовательный и воспитательный процессы строятся на беспрекословном подчинении учащихся авторитету учителя, воспитателя или родителя. Подавляя естественное стремление детей к самостоятельности, она ограничивает их инициативу, мешает развитию индивидуальных качеств личности.
А это, уверен Шалва Амонашвили, в дальнейшем ведет к неспособности принимать ответственные решения во взрослой жизни. Одна из важнейших проблем авторитарной педагогики - дисциплина, главное слово - «обязан», а главная мера качества работы - отметки, то есть цифровые показатели академической успеваемости.
Я окончила школу более 20 лет назад. Но до сих пор помню великолепные уроки своих преподавателей по литературе и всемирной истории. Именно потому, что они были интересными, творческими и «очеловеченными». Мы читали стихи памятнику Пушкина в осеннем сквере, сочиняли собственные произведения, ставили пьесы и проводили поэтические вечера, а вместо пересказа параграфов учебника по истории начала ХХ века устраивали настоящие политические баталии приверженцев разных партий. На этих уроках нам не говорили: «Неправильно!», каждый имел право на свое мнение. После них остались и знания, и чудесные воспоминания. Именно о такой школе и мечтает Шалва Александрович: интересной, уважительной к детям, воспитывающей добро и стремление к новым знаниям.
- Плохое воспитание искажает судьбу человека, - уверен педагог. - Если сознание учителя примет категорию духовности как главную, то постепенно произойдет его переориентация на новые ценности образования, ценности гуманной педагогики. Надо понять одно: в любви ребенок постигает в два раза больше.
Фото Линара ГАЛИМОВА

Новыми подходами к процессу воспитания и образования детей заинтересовались педагоги академии «Болашак» - недавно там открылся первый в регионе Центр гуманной педагогики. Преподавателей вуза на его создание вдохновил легендарный педагог, психолог и гуманист, академик, заслуженный профессор МГПУ, дважды лауреат премии Правительства РФ, президент Международного центра гуманной педагогики Шалва Амонашвили. Выкроив пару дней в своем плотно загруженном графике, автор множества трудов по образованию, воспитанию и психологии лично приехал в Караганду, чтобы поучаствовать в открытии филиала своего детища и провести обучающий семинар для учителей, воспитателей, психологов, родителей и студентов. - В последние годы главным приоритетом воспитания в Казахстане стала нравственность, - считает руководитель Центра гуманной педагогики академии «Болашак» Гульжан Омарова. - Это подтверждается объявленными Главой государства программами духовного возрождения «Рухани жаңғыру», «Туған жер» и проектом «100 новых лиц Казахстана». Поэтому наше сотрудничество с основателем гуманной педагогики весьма своевременно. Центр - это объединение гуманных педагогов города и области, которых волнует судьба молодого поколения, духовное и нравственное развитие граждан. Мы будем изучать основы гуманной педагогики, проводить научные исследования, работать со школами, университетами, по-новому обучать студентов. Особое внимание обратим на пропаганду мирового наследия педагогики и национального наследия педагогов-просветителей Казахстана в рамках программы «Рухани жаңғыру». Ведь идеями гуманизма пронизаны труды наших просветителей - аль-Фараби, Абая Кунанбаева, Шакарима Кудайбердиева, Ыбырая Алтынсарина, Шокана Валиханова и других. В программу работы нового центра уже включены семинары самого Шалвы Александровича об искусстве семейного воспитания, а также лекции преподавателей центра о детской литературе в Казахстане, культуре как источнике самосовершенствования личности, высоком предназначении женщины, о современных детях и наследии великих казахских мыслителей. Основная задача - воспитать наших молодых преподавателей так, чтобы они не забыли тепло, радость и духовную чистоту, которые должны составлять основу педагогического процесса. принципы мейстераШалва Александрович часто дает уроки, сидя на корточках перед партами. Это очень важно - общаться с детьми не сверху вниз, а с позиции равных, глядя им в глаза. А ответы на вопросы ученики нередко нашептывают учителю на ухо: во-первых, это общение тет-а-тет с элементом доверия, во-вторых, пропадает боязнь ошибиться (ведь твоего промаха никто не услышит), а в-третьих, дети не знают ответы других и должны сами подумать, выдвинуть свою версию. В запасе у педагога сотни хитрых приемов, которые позволяют подобрать ключик к каждому ребенку, расположить к себе самых «трудных» детей, привить ученикам искренний интерес к получению знаний и любовь к школе. В своей Школе гуманной педагогики, на семинарах и лекциях он неустанно призывает учителей делать то же самое - находить подходы к детям, относиться к ним как к личностям, а не к безликим ученикам, которых называют по фамилии из списка в школьном журнале, заинтересовывать их своим предметом. Главной целью школы он твердо считает не вложение определенного количества знаний в голову ученика, а процесс воспитания полноценной, разносторонней личности. «Детям света нужен учитель света», - любит повторять основоположник гуманной педагогики. Амонашвили стал первым учителем-новатором, который провозгласил педагогику сотрудничества: его наука не ломает ребенка, не переделывает под общие стандарты, а принимает полностью. Его главные постулаты - любить ребенка, очеловечивать среду, в которой он живет, то есть обеспечивать ему душевный комфорт и равновесие и вникать в жизнь ребенка, заслужив его доверие. Следуя этим принципам, познавательный процесс становится очень эффективным, потому что ученики уверены: они всегда смогут получить ответ на свой вопрос. Амонашвили считает, что эффективное воспитание и обучение школьников полностью зависят от личности учителя, который должен понимать детей, вставать на их позицию, быть снисходительным, верить в результат и обладать лучшими человеческими качествами: улыбчивостью, строгостью, сдержанностью, любовью к жизни, интеллигентностью. Ведь гуманность по отношению к ребенку, вера в него подталкивают детское саморазвитие. Дети сотрудничают с учителем, а он направляет их энергию на эффективное познание.- Настоящие педагоги должны быть талантливы – так же, как художники, поэты или ученые, - рассказал карагандинским учителям Шалва Александрович. - Но так как педагогика - это массовая профессия, педагоги перестали быть гуманными. Современные учителя любят по традиции, внешне - например, оценками. Поставил «пятерку» - значит, любит, если не любит - получи «двойку». Давно уже нет сердечной связи между учеником и учителем. Однако каждый из нас может назвать своего любимого школьного учителя. Почему он любимый? Вовсе не потому, что вложил в нас максимальное количество знаний, а потому, что стал близок, относился по-другому, преподавал отлично от всех. Увы, такие люди сейчас единичны, но я мечтаю, чтобы все педагоги вернулись к истокам, к великому званию «Учитель». И снова начали искренне любить своих учеников. Авторитарная педагогика  Так профессор психологических наук называет современный процесс преподавания. Она сложилась еще в конце 50-х - начале 60-х годов прошлого века и служит убедительным примером «бездетной» педагогической теории и практики. В этой системе образовательный и воспитательный процессы строятся на беспрекословном подчинении учащихся авторитету учителя, воспитателя или родителя. Подавляя естественное стремление детей к самостоятельности, она ограничивает их инициативу, мешает развитию индивидуальных качеств личности. А это, уверен Шалва Амонашвили, в дальнейшем ведет к неспособности принимать ответственные решения во взрослой жизни. Одна из важнейших проблем авторитарной педагогики - дисциплина, главное слово - «обязан», а главная мера качества работы - отметки, то есть цифровые показатели академической успеваемости.  Я окончила школу более 20 лет назад. Но до сих пор помню великолепные уроки своих преподавателей по литературе и всемирной истории. Именно потому, что они были интересными, творческими и «очеловеченными». Мы читали стихи памятнику Пушкина в осеннем сквере, сочиняли собственные произведения, ставили пьесы и проводили поэтические вечера, а вместо пересказа параграфов учебника по истории начала ХХ века устраивали настоящие политические баталии приверженцев разных партий. На этих уроках нам не говорили: «Неправильно!», каждый имел право на свое мнение. После них остались и знания, и чудесные воспоминания. Именно о такой школе и мечтает Шалва Александрович: интересной, уважительной к детям, воспитывающей добро и стремление к новым знаниям.- Плохое воспитание искажает судьбу человека, - уверен педагог. - Если сознание учителя примет категорию духовности как главную, то постепенно произойдет его переориентация на новые ценности образования, ценности гуманной педагогики. Надо понять одно: в любви ребенок постигает в два раза больше. Фото Линара ГАЛИМОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Не откладывать на завтра 16.01.2018

    В ходе своего визита в Караганду депутат Сената Парламента РК Сергей Ершов увиделся с педагогами области. Встреча с педагогической общественностью, на которой обсудили проблемы системы образования, прошла в здании Карагандинского политехнического колледжа. Беседе с преподавателями предшествовала экскурсия по колледжу, в процессе которой Сергея Ершова ознакомили с достижениями региона в системе образования, а руководитель управления образования Есенгазы Имангалиев поведал гостю о ее развитии. Вопросы, поднятые на встрече с педагогической общественностью, впоследствии рассмотрят в Парламенте.

  • Что им стоит сайт построить! 16.01.2018

    Сейчас подготовка сайтов на уроках информатики у старшеклассников – дело привычное. Управление образования, учебно-методический центр развития образования и компьютерная академия «Шаг провели конкурс сайтов среди выпускников IT-клубов, которые действуют в наших школах. Без подготовки не обошлось: сначала выбрали пять школ, в которых для 6-8 классов открыли IT-клубы, - в общеобразовательных №№ 23.15, средней школе № 6 и двух гимназиях - № 92 и № 39. Выбрали и направления обучения: где-то это робототехника, где-то - разработка D-игр, 3D-моделирование или, как в случае с СОШ № 23, разработка веб-сайтов - другими словами, обучающие курсы по HTML (язык гипертекстовой разметки). Здесь курсы из общей серии стартовали в начале октября и закончились в начале января, после чего прошли итоговая защита проектов среди учеников и награждение победителей. 

  • Добро пожаловать в полицию! 16.01.2018

    Система МВД готовит для себя кадры со школьной скамьи. Сотрудники ювенальной полиции местной полицейской службы Центрального отдела полиции УВД города Караганды провели профориентационные мероприятия для старшеклассников. Правоохранители разъяснили будущим выпускникам школ требования по отбору при поступлении в образовательные учреждения системы МВД. Как правильно вести следствие? Чем занимаются криминалисты? С чего вообще начиналась милиция?

  • Педагоги, вошедшие в историю 13.01.2018

    В течение трех лет группа авторов собирала материалы для издания историко-познавательной энциклопедии «Лучшие педагоги Карагандинской области». Совсем недавно книга объемом 600 страниц вышла в свет. О том, как она создавалась, ее структуре и поисковой работе творческого коллектива мы попросили рассказать ответственного редактора издания, ветерана карагандинской журналистики Амана Жангожина.

  • Наследие «немецкой» школы 09.01.2018

    Имя Героя Советского Союза, карагандинца носит одна из старейших школ города, которая отмечает 70-летний юбилей. В далеком 1947 году, когда Караганду как город можно было назвать с натяжкой (небольшие саманные домики, прилепившиеся к шахтам, мало напоминали областной центр в сегодняшнем представлении), количество учебных заведений можно было по пальцам пересчитать. Одной из послевоенных школ, распахнувших свои двери перед детьми горняков и репрессированных, стала средняя общеобразовательная школа № 35.

  • Собрание достижений 09.01.2018

    Он хотел в летчики, но стал учителем и на этом поприще нашел себя: с его подачи наши школы в середине ХХ века обрели смелые по тем временам новшества. А теперь именем Рашита Хасенова называется музей развития и становления системы образования области. Музей в учебно-методическом центре развития образования Карагандинской области (УМЦ РО), названный именем Рашита Шайзаратовича, открылся на днях. Он занимает только три зала, но расширение фонда - дело времени. А пока участники торжественного события - сотрудники управления образования, члены Общественного совета, ветераны педагогического труда и учителя - рады тому, что в Караганде есть место, где можно ознакомиться с историей всех учебных организаций.

  • Лайк за победу 04.01.2018

    Более 120 работ поступило из школ области на фотоконкурс «ЗОЖ - без него не проживешь», объявленный в октябре этого года. Большая часть снимков связана со спортивной тематикой, а значит, ребята ведут активный образ жизни, посещая тренировки в спортивных секциях.

  • Все частное - детям 04.01.2018

    На площадке палаты предпринимателей была возобновлена работа Казахстанской ассоциации дошкольных организаций Карагандинской области, которая прерывалась почти на год из-за отъезда председателя. В преддверии Нового года в ассоциации состоялись выборы нового руководителя.