24 октября 2017 года 802

УЧИТЕЛЬ СВЕТА

Автор: Светлана СВИЧ

Как разглядеть в ребенке его предназначение? Как решать конфликты в воспитании детей разных возрастов? Как спасти от игромании, вырастить мальчика смелым и сильным, а девочку мудрой? Ответы на эти и множество других важных вопросов, касающихся воспитания детей, их взаимоотношений с родителями, правильного образования, могли получить карагандинцы, которым посчастливилось попасть на семинар известнейшего педагога-новатора Шалвы Амонашвили.

Новыми подходами к процессу воспитания и образования детей заинтересовались педагоги академии «Болашак» - недавно там открылся первый в регионе Центр гуманной педагогики. Преподавателей вуза на его создание вдохновил легендарный педагог, психолог и гуманист, академик, заслуженный профессор МГПУ, дважды лауреат премии Правительства РФ, президент Международного центра гуманной педагогики Шалва Амонашвили. Выкроив пару дней в своем плотно загруженном графике, автор множества трудов по образованию, воспитанию и психологии лично приехал в Караганду, чтобы поучаствовать в открытии филиала своего детища и провести обучающий семинар для учителей, воспитателей, психологов, родителей и студентов.
- В последние годы главным приоритетом воспитания в Казахстане стала нравственность, - считает руководитель Центра гуманной педагогики академии «Болашак» Гульжан Омарова. - Это подтверждается объявленными Главой государства программами духовного возрождения «Рухани жаңғыру», «Туған жер» и проектом «100 новых лиц Казахстана». Поэтому наше сотрудничество с основателем гуманной педагогики весьма своевременно. Центр - это объединение гуманных педагогов города и области, которых волнует судьба молодого поколения, духовное и нравственное развитие граждан. Мы будем изучать основы гуманной педагогики, проводить научные исследования, работать со школами, университетами, по-новому обучать студентов.
Особое внимание обратим на пропаганду мирового наследия педагогики и национального наследия педагогов-просветителей Казахстана в рамках программы «Рухани жаңғыру». Ведь идеями гуманизма пронизаны труды наших просветителей - аль-Фараби, Абая Кунанбаева, Шакарима Кудайбердиева, Ыбырая Алтынсарина, Шокана Валиханова и других. В программу работы нового центра уже включены семинары самого Шалвы Александровича об искусстве семейного воспитания, а также лекции преподавателей центра о детской литературе в Казахстане, культуре как источнике самосовершенствования личности, высоком предназначении женщины, о современных детях и наследии великих казахских мыслителей. Основная задача - воспитать наших молодых преподавателей так, чтобы они не забыли тепло, радость и духовную чистоту, которые должны составлять основу педагогического процесса.

Принципы мейстера
Шалва Александрович часто дает уроки, сидя на корточках перед партами. Это очень важно - общаться с детьми не сверху вниз, а с позиции равных, глядя им в глаза. А ответы на вопросы ученики нередко нашептывают учителю на ухо: во-первых, это общение тет-а-тет с элементом доверия, во-вторых, пропадает боязнь ошибиться (ведь твоего промаха никто не услышит), а в-третьих, дети не знают ответы других и должны сами подумать, выдвинуть свою версию. В запасе у педагога сотни хитрых приемов, которые позволяют подобрать ключик к каждому ребенку, расположить к себе самых «трудных» детей, привить ученикам искренний интерес к получению знаний и любовь к школе.
В своей Школе гуманной педагогики, на семинарах и лекциях он неустанно призывает учителей делать то же самое - находить подходы к детям, относиться к ним как к личностям, а не к безликим ученикам, которых называют по фамилии из списка в школьном журнале, заинтересовывать их своим предметом. Главной целью школы он твердо считает не вложение определенного количества знаний в голову ученика, а процесс воспитания полноценной, разносторонней личности.
«Детям света нужен учитель света», - любит повторять основоположник гуманной педагогики. Амонашвили стал первым учителем-новатором, который провозгласил педагогику сотрудничества: его наука не ломает ребенка, не переделывает под общие стандарты, а принимает полностью. Его главные постулаты - любить ребенка, очеловечивать среду, в которой он живет, то есть обеспечивать ему душевный комфорт и равновесие и вникать в жизнь ребенка, заслужив его доверие. Следуя этим принципам, познавательный процесс становится очень эффективным, потому что ученики уверены: они всегда смогут получить ответ на свой вопрос. Амонашвили считает, что эффективное воспитание и обучение школьников полностью зависят от личности учителя, который должен понимать детей, вставать на их позицию, быть снисходительным, верить в результат и обладать лучшими человеческими качествами: улыбчивостью, строгостью, сдержанностью, любовью к жизни, интеллигентностью. Ведь гуманность по отношению к ребенку, вера в него подталкивают детское саморазвитие. Дети сотрудничают с учителем, а он направляет их энергию на эффективное познание.
- Настоящие педагоги должны быть талантливы – так же, как художники, поэты или ученые, - рассказал карагандинским учителям Шалва Александрович. - Но так как педагогика - это массовая профессия, педагоги перестали быть гуманными. Современные учителя любят по традиции, внешне - например, оценками. Поставил «пятерку» - значит, любит, если не любит - получи «двойку». Давно уже нет сердечной связи между учеником и учителем. Однако каждый из нас может назвать своего любимого школьного учителя. Почему он любимый? Вовсе не потому, что вложил в нас максимальное количество знаний, а потому, что стал близок, относился по-другому, преподавал отлично от всех. Увы, такие люди сейчас единичны, но я мечтаю, чтобы все педагоги вернулись к истокам, к великому званию «Учитель». И снова начали искренне любить своих учеников.

Авторитарная педагогика
Так профессор психологических наук называет современный процесс преподавания. Она сложилась еще в конце 50-х - начале 60-х годов прошлого века и служит убедительным примером «бездетной» педагогической теории и практики. В этой системе образовательный и воспитательный процессы строятся на беспрекословном подчинении учащихся авторитету учителя, воспитателя или родителя. Подавляя естественное стремление детей к самостоятельности, она ограничивает их инициативу, мешает развитию индивидуальных качеств личности.
А это, уверен Шалва Амонашвили, в дальнейшем ведет к неспособности принимать ответственные решения во взрослой жизни. Одна из важнейших проблем авторитарной педагогики - дисциплина, главное слово - «обязан», а главная мера качества работы - отметки, то есть цифровые показатели академической успеваемости.
Я окончила школу более 20 лет назад. Но до сих пор помню великолепные уроки своих преподавателей по литературе и всемирной истории. Именно потому, что они были интересными, творческими и «очеловеченными». Мы читали стихи памятнику Пушкина в осеннем сквере, сочиняли собственные произведения, ставили пьесы и проводили поэтические вечера, а вместо пересказа параграфов учебника по истории начала ХХ века устраивали настоящие политические баталии приверженцев разных партий. На этих уроках нам не говорили: «Неправильно!», каждый имел право на свое мнение. После них остались и знания, и чудесные воспоминания. Именно о такой школе и мечтает Шалва Александрович: интересной, уважительной к детям, воспитывающей добро и стремление к новым знаниям.
- Плохое воспитание искажает судьбу человека, - уверен педагог. - Если сознание учителя примет категорию духовности как главную, то постепенно произойдет его переориентация на новые ценности образования, ценности гуманной педагогики. Надо понять одно: в любви ребенок постигает в два раза больше.
Фото Линара ГАЛИМОВА

Новыми подходами к процессу воспитания и образования детей заинтересовались педагоги академии «Болашак» - недавно там открылся первый в регионе Центр гуманной педагогики. Преподавателей вуза на его создание вдохновил легендарный педагог, психолог и гуманист, академик, заслуженный профессор МГПУ, дважды лауреат премии Правительства РФ, президент Международного центра гуманной педагогики Шалва Амонашвили. Выкроив пару дней в своем плотно загруженном графике, автор множества трудов по образованию, воспитанию и психологии лично приехал в Караганду, чтобы поучаствовать в открытии филиала своего детища и провести обучающий семинар для учителей, воспитателей, психологов, родителей и студентов. - В последние годы главным приоритетом воспитания в Казахстане стала нравственность, - считает руководитель Центра гуманной педагогики академии «Болашак» Гульжан Омарова. - Это подтверждается объявленными Главой государства программами духовного возрождения «Рухани жаңғыру», «Туған жер» и проектом «100 новых лиц Казахстана». Поэтому наше сотрудничество с основателем гуманной педагогики весьма своевременно. Центр - это объединение гуманных педагогов города и области, которых волнует судьба молодого поколения, духовное и нравственное развитие граждан. Мы будем изучать основы гуманной педагогики, проводить научные исследования, работать со школами, университетами, по-новому обучать студентов. Особое внимание обратим на пропаганду мирового наследия педагогики и национального наследия педагогов-просветителей Казахстана в рамках программы «Рухани жаңғыру». Ведь идеями гуманизма пронизаны труды наших просветителей - аль-Фараби, Абая Кунанбаева, Шакарима Кудайбердиева, Ыбырая Алтынсарина, Шокана Валиханова и других. В программу работы нового центра уже включены семинары самого Шалвы Александровича об искусстве семейного воспитания, а также лекции преподавателей центра о детской литературе в Казахстане, культуре как источнике самосовершенствования личности, высоком предназначении женщины, о современных детях и наследии великих казахских мыслителей. Основная задача - воспитать наших молодых преподавателей так, чтобы они не забыли тепло, радость и духовную чистоту, которые должны составлять основу педагогического процесса. принципы мейстераШалва Александрович часто дает уроки, сидя на корточках перед партами. Это очень важно - общаться с детьми не сверху вниз, а с позиции равных, глядя им в глаза. А ответы на вопросы ученики нередко нашептывают учителю на ухо: во-первых, это общение тет-а-тет с элементом доверия, во-вторых, пропадает боязнь ошибиться (ведь твоего промаха никто не услышит), а в-третьих, дети не знают ответы других и должны сами подумать, выдвинуть свою версию. В запасе у педагога сотни хитрых приемов, которые позволяют подобрать ключик к каждому ребенку, расположить к себе самых «трудных» детей, привить ученикам искренний интерес к получению знаний и любовь к школе. В своей Школе гуманной педагогики, на семинарах и лекциях он неустанно призывает учителей делать то же самое - находить подходы к детям, относиться к ним как к личностям, а не к безликим ученикам, которых называют по фамилии из списка в школьном журнале, заинтересовывать их своим предметом. Главной целью школы он твердо считает не вложение определенного количества знаний в голову ученика, а процесс воспитания полноценной, разносторонней личности. «Детям света нужен учитель света», - любит повторять основоположник гуманной педагогики. Амонашвили стал первым учителем-новатором, который провозгласил педагогику сотрудничества: его наука не ломает ребенка, не переделывает под общие стандарты, а принимает полностью. Его главные постулаты - любить ребенка, очеловечивать среду, в которой он живет, то есть обеспечивать ему душевный комфорт и равновесие и вникать в жизнь ребенка, заслужив его доверие. Следуя этим принципам, познавательный процесс становится очень эффективным, потому что ученики уверены: они всегда смогут получить ответ на свой вопрос. Амонашвили считает, что эффективное воспитание и обучение школьников полностью зависят от личности учителя, который должен понимать детей, вставать на их позицию, быть снисходительным, верить в результат и обладать лучшими человеческими качествами: улыбчивостью, строгостью, сдержанностью, любовью к жизни, интеллигентностью. Ведь гуманность по отношению к ребенку, вера в него подталкивают детское саморазвитие. Дети сотрудничают с учителем, а он направляет их энергию на эффективное познание.- Настоящие педагоги должны быть талантливы – так же, как художники, поэты или ученые, - рассказал карагандинским учителям Шалва Александрович. - Но так как педагогика - это массовая профессия, педагоги перестали быть гуманными. Современные учителя любят по традиции, внешне - например, оценками. Поставил «пятерку» - значит, любит, если не любит - получи «двойку». Давно уже нет сердечной связи между учеником и учителем. Однако каждый из нас может назвать своего любимого школьного учителя. Почему он любимый? Вовсе не потому, что вложил в нас максимальное количество знаний, а потому, что стал близок, относился по-другому, преподавал отлично от всех. Увы, такие люди сейчас единичны, но я мечтаю, чтобы все педагоги вернулись к истокам, к великому званию «Учитель». И снова начали искренне любить своих учеников. Авторитарная педагогика  Так профессор психологических наук называет современный процесс преподавания. Она сложилась еще в конце 50-х - начале 60-х годов прошлого века и служит убедительным примером «бездетной» педагогической теории и практики. В этой системе образовательный и воспитательный процессы строятся на беспрекословном подчинении учащихся авторитету учителя, воспитателя или родителя. Подавляя естественное стремление детей к самостоятельности, она ограничивает их инициативу, мешает развитию индивидуальных качеств личности. А это, уверен Шалва Амонашвили, в дальнейшем ведет к неспособности принимать ответственные решения во взрослой жизни. Одна из важнейших проблем авторитарной педагогики - дисциплина, главное слово - «обязан», а главная мера качества работы - отметки, то есть цифровые показатели академической успеваемости.  Я окончила школу более 20 лет назад. Но до сих пор помню великолепные уроки своих преподавателей по литературе и всемирной истории. Именно потому, что они были интересными, творческими и «очеловеченными». Мы читали стихи памятнику Пушкина в осеннем сквере, сочиняли собственные произведения, ставили пьесы и проводили поэтические вечера, а вместо пересказа параграфов учебника по истории начала ХХ века устраивали настоящие политические баталии приверженцев разных партий. На этих уроках нам не говорили: «Неправильно!», каждый имел право на свое мнение. После них остались и знания, и чудесные воспоминания. Именно о такой школе и мечтает Шалва Александрович: интересной, уважительной к детям, воспитывающей добро и стремление к новым знаниям.- Плохое воспитание искажает судьбу человека, - уверен педагог. - Если сознание учителя примет категорию духовности как главную, то постепенно произойдет его переориентация на новые ценности образования, ценности гуманной педагогики. Надо понять одно: в любви ребенок постигает в два раза больше. Фото Линара ГАЛИМОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Интеллектуальные ценности 24.04.2018

    Ассамблея народа Казахстана Карагандинской области совместно с областным управлением образования и региональным представительством Казахстанской национальной федерации клубов ЮНЕСКО провели Единый день Ассамблеи народа Казахстана по обсуждению проекта «100 новых учебников на казахском языке».

  • Хочу все знать 24.04.2018

    В Караганде прошел VII Открытый чемпионат интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» среди юниоров. Интеллектуальные игры являются одной из форм организации досуга и профилактики правонарушений среди подростков. Именно с этой целью в 2012 году при КГКП «Шахтер» была создана юниорская лига «Что? Где? Когда?», объединившая несколько десятков школьных команд-знатоков Караганды. 

  • Праздник словесности 19.04.2018

    В день акции «Тотальный диктант» зарегистрированных участников в Караганде было почти 500 человек. Число желающих проверить себя возросло: в течение 14 апреля их стало как минимум на три сотни больше. Прибавились и иностранные студенты: ребята тоже писали специальные задания. На подготовку к акции у карагандинского штаба «Тотального диктанта» ушло два с половиной месяца: главными вопросами стали поиск площадок, филологов, диктаторов, координаторов и других членов команды. Масштаб акции растет, и одних только диктаторов было почти 30 человек. Стоит ли говорить, что сама акция давно перешагнула экватор и проводится по всему миру.

  • Те, за кем идут 19.04.2018

    Школьный вожатый должен быть и артистом, и музыкантом, и организатором, и идейным вдохновителем. На своем примере это показали финалисты конкурса «Үздік тәлімгер-2018», организованного среди массовиков-затейников области впервые. Финал его был приурочен к годовщине программы «Рухани жаңғыру», в рамках которой проводился конкурс. Сразиться за звание лучшего вожатого решились 44 педагога. Предварительные этапы проходили в течение трех месяцев. Жюри выбрало из них 8 лучших педагогов, которые вышли в финал. Это вожатые из Каркаралинского, Шетского, Абайского, Актогайского, Улытауского районов, Караганды и Сатпаева.

  • «Робополис» в Караганде 17.04.2018

    50 роботов, в том числе роботы-гуманоиды и другие невероятные технологии будущего, можно будет увидеть в Караганде на выставке «Робополис», которая пройдет с 19 апреля по 20 мая.  «Робополис» будет открыт для всех и станет интересен каждому, независимо от пола и возраста. Все роботы и технологии интерактивны.

  • Молодежь и город мечты 17.04.2018

    Карагандинский государственный университет им.Е.А. Букетова масштабно отмечает юбилей столицы. Здесь прошел республиканский форум студентов «Астана - центр развития отечественной науки и образования», собравший молодежь из Астаны, Алматы, других регионов страны. Целью встречи стало не только развитие инновационной деятельности в студенческой и научной среде вузов, но и демонстрация достижений молодых карагандинских ученых. И надо сказать, что красен форум был не только научными открытиями.

  • Судьба столицы 17.04.2018

    Столица всегда находится как можно ближе к центру государства: она для него словно сердце. К слову, в некоторых языках слово «столица» это и обозначало. На такие темы рассуждали в главном корпусе КарГУ им. Е.А. Букетова: в рамках республиканского форума студентов «Астана - центр развития отечественной науки и образования» здесь прошел круглый стол на тему «Астана - символ Независимости».

  • Открывая мир профессий 12.04.2018

    На первый взгляд ученица 11 класса осакаровской гимназии № 9 Анастасия Ежова выглядит как будущий юрист: элегантный брючный костюм, стильные очки в алой оправе. Однако ее душа больше лежит к профессии учителя начальных классов: на эту тему Настя выступила на областном форуме-конкурсе «Открываем мир профессий». Для конкурса, который прошел на базе Карагандинской специализированной школы-интерната им. Н. Нурмакова, Анастасия Ежова подготовила презентацию о будущей работе. Девушка призналась, что учительство привлекает ее с детства: у Деда Мороза на Новый год она всегда просила школьную доску, чтобы играть в учителя и учеников. Сейчас она - активный участник школьной жизни, а среди любимых предметов называет дисциплины гуманитарного направления.