24 октября 2017 года 412

Любим и популярен

Автор: Нина КРАМЕР

По одним источникам, известный поэт, исполнитель народных песен Асет Найманбайулы родился в Восточно-Казахстанской области, по другим - он наш земляк, уроженец нынешнего Актогайского района. Поэтому стопятидесятилетие степного певца решили с размахом отметить в Караганде. На сцене Дворца культуры горняков состоялся областной конкурс исполнителей «Інжу-маржан» посвященный юбилею народного композитора. В нем приняли участие 17 молодых исполнителей народной музыки практически из всех регионов области. По словам организаторов, на конкурсе хотели выступить и представители других областей, но пока положение ограничивается только нашим регионом.

- Конкурс, посвященный Асету Найманбайулы, проводится впервые, но мы сделаем все, чтобы сохранить его и поднять уровень конкурса до республиканского, - говорит заместитель директора ДК по творчеству Саят Абдигали.
В биографии, как и в творчестве Асета Найманбайулы еще много неизвестного, неизученного. Он родился в 1867 году в семье бедных крестьян, окончил медресе, где увлекся изучением арабского языка и восточной поэзии. Уже в подростковом возрасте Асет начал свой творческий путь: исполнял народные произведения, сочинял свои, с большим успехом участвовал в айтысах, выступал на праздниках и ежегодной Кояндинской ярмарке.
Певец-акын Асет не только занимался импровизацией песен, но и сочинял музыку. Его песни и мелодии широко распространены в народе, но они своевременно не были перенесены на ноты, поэтому существуют разные варианты их исполнения. Это «Әсет», «Қисмет», «Ырғақты», «Үлкен ардақ», «Кіші ардақ», «Еркем-ай», «Інжу-маржан», «Қарақөз», «Шама», «Қайшақбай».
Славу Асету принесли его кисса-дастаны, своеобразные песенные легенды: «Салиха-Сәмен», «Ағаш ат», «Шеризат», «Мәлік-Дарай», «Кешубай» и другие. Кисса-дастаны способствовали знакомству широких народных масс с популярными на Востоке классическими литературными произведениями и сделали их достоянием казахского фольклора. Кроме классики Востока, Асет обращался и к русской литературе. Так, например, роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» был переложен Асетом Найманбайулы в кисса-дастан. Национально-освободительное движение 1916 года в казахской степи было воспринято поэтом как единый народный порыв в будущее. К этому времени определились стиль и творческое направление композитора, который в своей песне «Інжу-маржан» достиг совершенства музыкальной формы. Это произведение является классическим образцом народного песенного искусства, сохранившим в себе свойственные творчеству знаменитого акына мелодическое разнообразие и музыкально-синтаксические особенности.
С установлением советской власти Асет Найманбайулы вынужден был покинуть родную землю и обосноваться в Китае. В качестве пролога к конкурсу артисты Казахского драматического театра имени С. Сейфуллина показали небольшую инсценировку, в которой отражены последние события в жизни Асета. В ней поэт перед смертью прощается с женой и детьми, которые уезжают в Казахстан, и передает им домбру как символ своего творческого наследия.
- Известно, что Асет Найманбайулы очень тяжело переживал свою разлуку с Родиной, - говорит художественный руководитель ДК горняков Жомарт Абильтаев. - Его произведения остались неизданными и передавались из уст в уста, были очень популярны в народе и на казахской земле, на поселениях наших земляков в Китае, где похоронен поэт. Отрадно, что некоторые участники исполнили не широко известные песни Найманбайулы, но и те песни, которых мы не знаем. Прекрасно выступили на конкурсе жезказганцы, представители Балхаша. Надо отметить, что все победители - студенты музыкальных вузов и колледжей.
«Гран-при» завоевал студент колледжа имени Таттимбета Нурболат Узакпай. Хорошую конкуренцию ему составил студент Национального университета искусств Арманбек Калелбек, он представлял Темиртау и занял первое место на «Інжу-маржан». Свое детство молодой исполнитель провел именно в той местности Китая, где похоронен Асет Найманбайулы. Четыре поколения предков Арманбека прожили за границей, где и по сей день очень популярны песни выдающегося казахского поэта. Родители призера тоже работают в сфере искусства. Когда Арманбеку было 13 лет, они решили вернуться на историческую родину. Родительский пример и географическая близость к Асету Найманбайулы сыграли решающую роль в выборе будущей профессии Арманбека. До этого он стал дипломантом международного конкурса исполнителей, а сейчас - заслуженное первое место.
На втором месте - Султан Тлеубеков из Шетского района. Третье место заняла Алмагуль Каратаева из Жезказгана.
Все победители были награждены денежными призами. Призовой фонд конкурса составил 840 тысяч тенге.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Влюбленный в Магнитку 23.01.2018

    Жизнь фотолетописца Казахстанской Магнитки Алексея Бондаренко была настолько насыщенной, что спустя годы память о нем светла, а его снимки, репродукции и графика поражают одухотворенностью, красотой и величием. Работу свою он знал, как академик, и его любовь с фотографией была взаимной. Это доказывает фотовыставка «История города через призму объектива» в Темиртауском историко-краеведческом музее.

  • Писать для всех 23.01.2018

    Карагандинские поэты продолжают издавать собственные книги. В прошлом году мы писали о Вадиме Киме, который выпустил свой небольшой сборник - кстати, не первый, а в декабре прошлого года свою книгу из типографии получили поэты Юлия Кургузкина и Олег Русских.

  • Одиночество как достоинство 20.01.2018

    Третья по счету персональная выставка карагандинской художницы Розы Абусевой получила название «Нереальности одиночества». За пять лет, с момента ее предыдущей экспозиции, в творчестве Розы изменилось немало, но ее стиль по-прежнему узнаваем: романтический, полетный, в обаятельных пастельных тонах. Одиночество в понимании самой Розы Абусевой - это не побег от реальности или от общения: речь идет об отстраненности от забот и прихотей сиюминутной жизни, о погружении в мир гармонии и мечты, которая может осуществиться. Этот внутренний мир, говорит художница, делает нас богаче.

  • Сотворение чуда 18.01.2018

    По многочисленным просьбам карагандинцев Академический оркестр казахских народных инструментов им. Таттимбета повторил новогодний концерт. В «Шалкыме» вновь не было свободного места, а каждый номер программы заканчивался продолжительными аплодисментами.

  • Растопили стужу 16.01.2018

    Праздничное выступление в Концертном зале «Шалкыма» организовал областной татаро-башкирский этнокультурный центр «Ихлас». Впервые такое мероприятие его участники провели вне своих семей, решив подарить необыкновенное настроение карагандинцам. Творческую встречу, посвященную началу нового года, руководитель центра «Ихлас» Анвар Керейбаев начал с поздравлений. Отметив, что Караганда - это кузница кадров, которая славится своими шахтерами и металлургами, Анвар Бегимович от имени всего этнокультурного объединения поздравил в первую очередь их, пожелав крепкого здоровья и успехов во всем.

  • Прекрасное - в простом 16.01.2018

    В Абайском городском парке культуры и отдыха установлены две архитектурные композиции, посвященные молодой семье и воину-интернационалисту. Их изготовил талантливый абайский художник Рашид Кидрасов, который в рамках программы «Туған жер» создал несколько красивых скульптур, отражающих культурное наследие казахского народа.

  • Краски детства 13.01.2018

    В областном музее изобразительного искусства открылась выставка работ учеников школы искусств № 1. Экспозиция привлекает разнообразием техник, поражает искренностью и чистотой, которая может быть свойственна только детям. Настоящий праздник красок ждут каждый год: выставка работ учеников отделения изобразительного искусства школы искусств № 1 стала доброй традицией, и в этот раз она особенно разнообразна. Кроме работ самих учеников, здесь представлены и творения учащихся филиалов на базе средней школы № 81, школы-гимназии № 102 и других. В музее собраны сотни работ, а их авторам - от 4 до 17 лет. Среди экспонатов - композиции и пленарные этюды, наброски и произведения живописи, графики, скульптуры. 

  • Домбра, кобыз и шлягер 10.01.2018

    Успешные музыкальные эксперименты всегда заметны, и карагандинский дуэт «ДиАр» - тому доказательство. Музыканты нашли свою «фишку» в том, что исполняют бессмертные хиты на домбре и прима-кобызе. Дуэт «ДиАр» 10 лет назад собрал вместе Динару Хасанову, которая играет на прима-кобызе, и домбриста Армана Айнабаева. Первым в их репертуаре стал кюй «Адай» Курмангазы, а название коллектива сложилось из первых двух букв имен музыкантов.