21 октября 2017 года 505

Что нас объединяет

Автор: Нина КРАМЕР

Зачем в храмах нужны кассовые аппараты? Почему за лайки в соцсетях можно понести уголовное наказание? Что такое духовность? Эти и другие вопросы обсудили на форуме советов общественного согласия «Казахстан без экстремизма», проведенном в рамках празднования Дня духовного согласия. В форуме, который был организован КГУ «Қоғамдық келісім» совместно с управлением по делам религий Карагандинской области, приняли участие заместители акимов городов и районов, председатели и члены советов общественного согласия всех уровней, ученые, представители этнокультурных объединений.

В качестве главных спикеров из Астаны и Алматы были приглашены Ольга Гайко, главный эксперт научно-исследовательского и аналитического центра по вопросам религий Комитета по делам религий Министерства по делам религий и гражданского общества РК, и Руслан Иржанов, член республиканской информационно-разъяснительной группы этого же министерства.
Говоря о духовных ценностях в роли модернизации общественного сознания, Руслан Иржанов привел множество цитат мировых знаменитостей, таких как Джонатан Свифт, Чарльз Калеб Колтон, Артур Шопенгауэр, и даже обратил внимание на прототип Робинзона Крузо в произведениях Даниэля Дефо. По одной из версий, это был шотландский пират, который четыре года прожил на необитаемом острове.

- В распоряжении этого человека была только одна книга - Библия, - сказал Руслан Самарханович. - За четыре года он зачитал ее до дыр и выучил наизусть. Но когда его забрали с острова, он вернулся к прежнему образу жизни, снова стал пиратом. Если следовать аналогии, то и сейчас есть некоторые террористы, которые наизусть знают Коран. В основе всех религиозных течений лежат одни и те же источники, только некоторые трактуют их в угоду своим экономическим и политическим интересам.
Прочитать и понять - это не одно и то же. Сегодня речь идет о формировании грамотного понимания различных источников. В частности, в программе «Рухани жаңғыру» используется такое понятие, как «культ знаний». Знание и понимание являются самым главным оружием, которое мы передаем будущим поколениям.
Также спикер познакомил участников с основными принципами и приоритетами государственной политики в религиозной сфере, аспектами активизации деятельности советов общественного согласия в регионах и их ролью в противодействии религиозному экстремизму и формировании светскости и религиозной грамотности населения.
Кстати, пропаганда светскости у многих вызывает отторжение по причине ошибочного сравнения этого термина с атеизмом. И на форуме возникло много вопросов относительно того, не приведет ли излишнее увлечение светскостью к духовному вакууму, который всегда будут готовы заполнить сомнительные проповедники. Ольга Гайко рассказала о проекте внесения изменений в законодательство, касающихся религиозной сферы, который предусматривает более 60 поправок в 17 законодательных актах, и ответила на острые вопросы участников форума.
- Светскость не подразумевает ни игнорирование религии, ни запрета на нее, - высказалась Ольга Гайко. - Светскость - это признание того, что все мы должны работать в правовом поле, вне зависимости от религиозной принадлежности. К примеру, ни один госслужащий не имеет права каким-либо образом пропагандировать или афишировать свою религиозную принадлежность. Он является лидером общественного мнения и может повлиять на других. Наличие религиозной атрибутики в кабинете чиновника и человека, который работает в органах государственного образования, также недопустимо. Бросаться обвинениями в адрес традиционных религий и новых течений без соответствующих на то законных оснований тоже запрещено. Многие оперируют такими понятиями, как секта, традиционная и нетрадиционная религии. А таких понятий в законе нет. Экстремистской или террористической организация может быть признана по решению суда.
Также эксперт прокомментировала поправки в законодательство, касающиеся прозрачности деятельности религиозных организаций. Благочинный Карагандинского церковного округа Епархии русской православной церкви Александр Угольков поинтересовался, не сыграет ли предложение установить кассовые аппараты в храмах на руку экстремистам. По мнению Ольги Гайко, такое новшество, напротив, убережет зарегистрированные религиозные организации от пересудов. И у их противников будет меньше аргументов для сплетен о том, что пожертвования прихожан используются не в благих намерениях. Также правильно, по ее мнению, наказывать за одобрение отдельных постов в соцсетях.
- Когда мы ставим лайки, скачиваем материалы с экстремистской направленностью - это подпадает под деяния уголовного характера, - прокомментировала Ольга Александровна. - Такие действия влекут за собой наказание сроком от 2 до 7 лет, ответственность наступает с 14 лет. Об этом надо говорить с детьми, в 14 лет они уже способны понять, что каждый лайк дает не только ключик к личному профилю, но и будет участвовать в расшатывании устоев государства, создании дестабилизации в обществе. Вы, наверное, как родители проверяете профили своих детей в интернете, не поленитесь, посмотрите, на что они подписаны, с кем контактируют. Не будьте равнодушными!
К этому же призывали и другие участники круглого стола. К примеру, профессор КарГУ Байжол Карипбаев заявил, что нечестно перекладывать всю работу по формированию духовности в обществе на религиозные объединения, у казахстанцев есть свои мощные светские источники: это традиции и обычаи народа, суть и назначение которых встраиваются в генетический код нации. Об этом понятии подробно рассказал в своем выступлении председатель научно-экспертной группы АНК Карагандинской области Вилен Молотов-Лучанский. Он отметил разнообразность национальной палитры Казахстана и общие традиции представителей разных этносов: уважение к малой родине, взаимопомощь, почитание старших.
Предложения по активизации деятельности советов общественного согласия по противодействию религиозному экстремизму вошли в резолюцию форума.
Фото Линара ГАЛИМОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Осакаровские первоисточники 16.11.2017

    Районный центр посёлок Осакаровка перешагнул своё 107-летие. Об этом свидетельствуют документы Российской национальной публичной библиотеки (г. Санкт-Петербург). Здесь хранятся полные комплекты издаваемой до революции в Омске газеты «Акмолинские областные ведомости», где читаем:

    Журнальным постановлением общего присутствия Акмолинского областного правления от 11 августа 1910 года и утвержденного генерал-губернатором 19 августа 1910 года приказом №5974 определено: ввести сельское общественное управление на участке Четке-Булак, присоединив последнее в административном отношении к составу Вишневской волости и наименовав его селением Осокаровка.

  • О новом алфавите - подробно 14.11.2017

    Обсуждение латинского алфавита в нашей области продолжается: встречи проходят не только в областном центре, но и в городах-спутниках Караганды. На днях они состоялись в Темиртау и Шахтинске.

  • Далекие бии Кувской волости: 1872 – 1916 годы 14.11.2017

    Всегда существует надежды маленькая нить, что давние встречи, как и звезды небесных книг, не должны погаснуть даже на самом простом краеведческом небосклоне. Обращаюсь сегодня к теме коллективизации степных хозяйств Сарыарки тридцатых годов. Колхозная проблема уже с самого начала оказалась драматичной. Лишившись скота и имущества, потеряв близких, бывшие состоятельные люди в чине бедноты устремились в невозвратную даль - на стройки Караганды, Балхаша, Семизбугы. Так ликвидированный класс баев и биев вместе с коммунистами принял на свои плечи тяжелую ношу индустриализации.

  • Точка отсчета 11.11.2017

    С Х по ХХ века, с момента принятия ислама, в казахском языке использовался арабский алфавит, а в 1929 году ЦИК Казахской ССР принял постановление «О внедрении единого тюркского алфавита» на основе латиницы. И только в 1940 году произошел переход казахской письменности к алфавиту на кириллице.

  • Требование современности 11.11.2017

    Следуя реалиям времени, казахский народ в течение прошлого и нынешнего веков менял алфавит трижды. В период 1929-1940 годов официально использовался латинский алфавит, с его помощью издавались правительственные постановления, печатались государственные издания, издавалась художественная литература и т.д. 

  • Ботаники Великой степи 11.11.2017

    Постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 декабря 1998 года был создан Каркаралинский государственный национальный природный парк. На его территории площадью в 90 323 гектара обитают 114 видов птиц, 40 видов млекопитающих. Наблюдается многообразие растений. Их насчитывается 742 вида, относящихся к 93 семействам и 326 родам. Из этого числа 66 видов отнесены к редким и исчезающим. Сам парк, как и его окрестности, изобилует легендами, сказаниями, археологическими и геологическими памятниками.

  • Гостеприимство степи 09.11.2017

    Казахстанцы с успехом «завоевывают» разные страны. Вполне освоились в Турции и Таиланде, Индии и Китае, во всех уголках Европы. Не пора ли самим проявить должное гостеприимство? Тем более что эта наша национальная черта может стать серьезной статьей доходов как для всего государства, так и для каждого региона и конкретных семей.

  • Веяние времени 09.11.2017

    В КарГТУ состоялась встреча студентов и преподавателей Карагандинского государственного технического университета в поддержку перевода алфавита казахского языка на латинскую графику. В обсуждении приняли участие более 180 студентов и преподавателей вуза.