21 октября 2017 года 466

Дух Великой степи

Автор: Инара ЖОЛТАЙ

Статья Главы государства Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» дала нам четкие ориентиры по изучению истории и восстановлению национального кода. В Казахстане приступили к реализации Государственной программы «Рухани жаңғыру», одно из направлений которой предполагает формирование общенационального патриотизма через возрождение интереса и уважение к традициям, истории и культуре своей земли. Ведь у народа, не знающего свою историю, нет будущего. А наша страна обладает богатой духовной историей, у нас есть святые места, которые носят общенациональный характер и должны быть известны каждому казахстанцу. По поручению Президента ученые уже приступили к разработке проекта «Сакральная география Казахстана». Несомненно, что особое место в нем займет Жезказган-Улытауский регион. 

В августе 2014 года по итогам своей поездки в регион Нурсултан Назарбаев выступил с размышлениями у подножия гор Улытау. В своем интервью Глава государства тогда напомнил, что «Улытау - священное место для каждого казаха. Это был центр для наших предков - гуннов и кок-тюрков, для Золотой Орды». А еще он подчеркнул, что в будущем Улытау станет местом, привлекательным для туристов. Ведь тут происходили важные исторические события, связанные с объединением казахских родов. В 1730 году здесь собралось ополчение всех трех жузов против джунгар. Сражение, произошедшее в юго-восточной части горного массива Улытау, закончилось разгромом джунгарского войска. Именно поэтому священная земля Улытау вызывает огромный интерес у историков и археологов.
Недавно акимат Карагандинской области и управление внутренней политики подарили работникам средств массовой информации замечательную возможность ознакомиться с сакральными местами Жезказган-Улытауского региона. Для этого был организован специальный пресс-тур с участием известных историков, археологов и научных сотрудников музеев. Первым делом участники тура посетили урочище Теректы-Аулие, что находится в 70 километрах от города Жезказгана.

О чем говорят петроглифы
Впервые о существовании этого объекта стало известно в 1948 году из сообщения А. Маргулана. В период с 1996-го по 1999 год под руководством археологов З. Самашева, Ж. Курманкулова и Ж. Жетыбаева здесь были произведены раскопки курганов эпохи бронзы. Огромную ценность в Теректы-Аулие представляют петроглифы – наскальные рисунки, выбитые тысячи лет назад древними кочевниками. Они говорят о том, что у наших предков была своеобразная, самобытная материальная и духовная культура. Изображения, оставленные местными жителями, помогают потомкам понять их образ жизни и процессы в период дописьменной истории.
С местными памятниками журналистов подробно ознакомили директор историко-производственного музея им. К. Сатпаева Кенжал Балкенов, а также научный сотрудник Национального историко-культурного и природного заповедника-музея «Улытау» Айдар Искаков. На камнях Теректы встречаются рисунки солнца с прямыми и загнутыми линиями изображения различных животных и человека. Среди них чаще всего можно увидеть изображение коня. Специалисты связывают это с тем, что образ тулпара является символом кочевника, олицетворяющим мощь кочевых племен. В бытовой жизни казахов конь всегда ценился выше других домашних животных, и его особо любили и берегли. Исследователи полагают, что петроглифы Теректы-Аулие были оставлены людьми, проживавшими в этой местности в разные исторические эпохи: бронзовый век, затем XII век до н.э. (скифо-сакский период), I век н.э. и, наконец, средние века. Таким образом, древняя наскальная живопись хранит память об образе жизни, верованиях и представлениях наших предков в разные исторические отрезки времени.
К достопримечательностям Теректы-Аулие можно отнести «Әулие сырғанағы». Это отшлифованная наклонная полоса, которая видна на одной из сопок. Здесь же особое место занимают следы стопы человека и конского копыта, которые породили много мифов и красивых легенд. По одной легенде, относящейся к XI веку, известной по сведениям аль-Бируни, в частности, говорится о Хазрет-Али и его коне Дулдуле. Весь израненный в борьбе с местными кочевыми племенами Хазрет-Али решил умереть на гранитных сопках. Привязав на вершине своего коня, совершив молитву, он выбрал среди камней место и прилег в удобное ложе. Утром, проснувшись, Хазрет-Али не поверил в чудо. Раны все исцелились, и он поднялся совершенно здоровым. У святого родника он увидел одинокое дерево – терек (тополь). Считают, что именно Хазрет-Али эти места назвал Теректы–Аулие (святое) и они впервые были описаны в арабских письменных источниках. Углубленная в камне удобная ниша, где, по легенде, лежал Хазрет-Али, отшлифована паломниками, которые здесь проводят сеансы оздоровления, ночуют, молятся, совершают жертвоприношения, пьют воду из святого источника. Таким образом, святилище Теректы-Аулие не потеряло своего прямого предназначения, это место возводят в ранг святых. Обилие родников, живописный ландшафт, почитаемые могилы предков и древние наскальные изображения Теректы-Аулие с незапамятных времен притягивали и продолжают притягивать к себе паломников. Материалы из Теректы-Аулие составляют огромный и поистине неисчерпаемый археологический фонд.

Плач кобыза
В рамках пресс-тура работники СМИ посетили в Улытауском районе мавзолеи Жошыхана, Алашахана, «Домбаул». Первый мавзолей - это прямоугольное по внешнему периметру и квадратное по внутреннему однокамерное сооружение. Жошыхан – старший сын Чингисхана, «покорителя Вселенной». Еще при жизни он поделил свои владения между сыновьями. Жошы досталась большая часть современной территории Казахстана, его ставка находилась в предгорьях Улытау. По легенде, во время охоты на куланов Жошы, сразившись с их мощным вожаком, ранил его. В ярости животное сбило всадника с коня и растоптало. Правая рука охотника была оторвана. Это подтвердили археологи в результате раскопок могилы Жошыхана в 1946 году.
Народные предания из уст в уста передают историю о том, как властелин узнал о гибели любимого сына Жошы, повелителя улуса Дештикипчак. Печальную весть должен был донести мудрый жыршы Кетбуга. Однако, зная, что Чингисхан не пощадит черного гонца, он решил донести весть о смерти через кобыз. Легенда гласит: «Из-под смычка инструмента раздавались стонущие, задевающие душу печальные звуки. Кобыз издавал рыдающие причитания и муки страданий. В этих звуках Кетбуга смог передать бешеный топот копыт и ржание. Недоброе чувство железными когтями сжало сердце кагана. Чингисхан поднял взор на кюйши и увидел, что головка кобыза словно приросла к его виску. Казалось, играет не он, а кобыз сам говорит. Дробный топот копыт перешел в мелодию глубокой печали, которая перешла в плач. Это был плач матери, потерявшей ребенка. Каган не заметил, как на его глаза навернулись слезы. Он вдруг явственно услышал: «Хромой кулан испуганный бросился вниз с горы. Погиб твой сын Жошы!» Чингисхана охватило какое-то оцепенение, он вновь взглянул огненным взором на Кетбугу, прикусил губу и весь находился во власти музыки. А кобыз, словно человеческим голосом, вещал: «Твой сын погиб…» Повелитель смотрел на музыканта. Перед ним, обняв кобыз, сидел поседевший старик. Он понял, что жырау выразил ему соболезнование по умершему. «Сын был на охоте. Жошы погиб!.. Смерть вестнику!» - воскликнул он, выхватив меч из ножен. «Дат, таксыр!» - промолвил Кетбуга. Обреченный просил последнее слово. Каган остановился: «Говори!» «Удел черного вестника – смерть! Но ведь не я поведал о смерти твоего сына Жошы. Об этом рассказал тебе мой кобыз», - сказал жыршы, подняв свой инструмент над головой. Промелькнула мысль: имя сына он назвал сам. А вещал только кобыз. Ярость прошла. Чингисхан посмотрел на свой жаждавший крови меч и с сожалением отбросил его...» Примечательно то, что кюй «Аксак кулан» сохранился в народе до наших дней.
Мавзолей «Домбаул» - одно из крупнейших сооружений из камня в Казахстане, построенное в доисламский период. Он расположен в 58 километрах к северо-востоку от Жезказгана. Мавзолей похож на большую юрту, оригинальная кладка из плит серо-розового песчаника хранит за своими стенами много тайн. Одно из преданий гласит, что Домбаул-аулие вместе с соплеменниками кочевал по долине реки Каракенгир вместе с верным другом Дуа сокыр. Оба очень любили охоту. Домбаул прекрасно играл на кобызе. И когда в степи раздавались звуки этого музыкального инструмента, все вокруг замирало. Это говорит о том, насколько виртуозным он был музыкантом.
На расстоянии прямой видимости от усыпальницы Жошыхана, на берегу реки Каракенгир, рядом с селом Малшыбай, находится мавзолей Алашахана. Он представляет собой однокамерное портально-купольное сооружение высотой 10 метров, сложенное из квадратных жженых кирпичей. По казахским народным преданиям, Алашахан был родоначальником древнеказахских племен. Он выступает как устроитель казахского общества, его первых законов и традиций, таких как, например, конакасы, жылу, асар и другие. Историк А. Левшин пишет про боевой клич всех казахов: «В случаях общего смятения, когда соединяются казахи всех родов и званий без различия, все кричат «Алача!»
Во многих легендах упоминаются три сотни (жуза), отправляемых к Алашахану и остающихся с ним. В них говорится, что Алашахан – родоначальник всех тюрков, трое сыновей которого – Акарыс, Жанарыс и Бекарыс - являются основателями трех казахских жузов. Казахское шежире (родословная) связывает с Алашаханом начало казахского этноса. В период образования Казахского ханства культ Алашахана начал служить новому государству степных племен как национальная идея. Именно в этот период (XV-XVI вв.) был построен мавзолей в честь первого степного хана. Возможно, что этот мавзолей построен именно там, где раньше находилась древняя святыня или жертвенник в честь Алашахана. Образ Алашахана и трёх сотен (жузов) является стержневой идеей государственности казахов как братьев, объединённых в единую общность для достижения главной цели - создать Казахское государство.

Свободу отстояли в бою
Большой популярностью у туристов пользуется гора Акмешит (Аулиетау). Это самая высокая точка горных массивов Улытау. Но ее величие заключается не в высоте, а в значимости событий национальной истории. К числу священных мест специалисты относят и место знаменитой Булантинской битвы. Она произошла в 1727 году в междуречье Буланты и Билеуты на широкой равнине в окрестностях Улытауских гор. Главнокомандующим войсками был Абулхаирхан. Во главе своих тысяч выступили также ханы и султаны – Семеке, Абилмамбет, Кокжал, Барак, батыры – Санырык, Богенбай, Кабанбай, Шакшак Жанибек, Тайлак Олжабай и многие другие. Хан Абулхаир объединил воинов всех трех казахских жузов, собрав более 30000 всадников. Казахская армия встретилась с сорокатысячным войском джунгар.
Согласно воинской традиции битва начиналась поединком (жекпе-жек) батыров, исход которого нередко определял исход всего сражения. Со стороны джунгар выехал прославленный Жангир-багатур, живое воплощение боевого духа джунгар. Хан Абулхаир обратился к войску, кто выйдет на поединок, и ему сказали, что на поединок рвется молодой воин Мамай, который еще не успел покрыть себя славой. Хан знал этого дерзкого юношу, не раз видел его в бою. Поэтому он разрешил Мамаю выступить против Жангира. Мамай поскакал навстречу противнику. Сначала они бились на копьях, потом в ход пошли айбалты (секиры), затем сабли. Именно от сабли Мамая джунгарский батыр принял достойную смерть.
Увидев это, младший брат Жангира, Зенгу-багатур, подскакал к Мамаю и ранил его копьем, нарушив тем самым условия честного поединка. Однако раненый Мамай вступил в бой со вторым противником и тоже победил его. В знак проявленной доблести хан Абулхаир подарил Мамаю так называемую «алмазную» саблю, что было большой честью для молодого батыра и началом его воинской славы. Эти поединки имели большое значение для казахского войска, которое с воодушевлением вступило в бой и одержало важнейшую историческую победу. Успешно закончившаяся для казахов битва вдохновила их на освобождение своих земель от джунгар...
Задачи, поставленные Главой государства по духовному возрождению, многогранны. Мечтая о достойном будущем, мы должны помнить и знать исторический опыт, наше достойное прошлое. Обо всех этих памятниках истории и важных событиях, с которыми связана священная земля Улытау, можно прочитать в книгах, научных трудах, но зачастую они представляют собой лишь набор цифр и сводок. Для того чтобы знать и любить историю своей страны, каждый казахстанец должен найти возможность посетить эти места и почувствовать дух Великой степи.

Улытау - Жезказган

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Осакаровские первоисточники 16.11.2017

    Районный центр посёлок Осакаровка перешагнул своё 107-летие. Об этом свидетельствуют документы Российской национальной публичной библиотеки (г. Санкт-Петербург). Здесь хранятся полные комплекты издаваемой до революции в Омске газеты «Акмолинские областные ведомости», где читаем:

    Журнальным постановлением общего присутствия Акмолинского областного правления от 11 августа 1910 года и утвержденного генерал-губернатором 19 августа 1910 года приказом №5974 определено: ввести сельское общественное управление на участке Четке-Булак, присоединив последнее в административном отношении к составу Вишневской волости и наименовав его селением Осокаровка.

  • О новом алфавите - подробно 14.11.2017

    Обсуждение латинского алфавита в нашей области продолжается: встречи проходят не только в областном центре, но и в городах-спутниках Караганды. На днях они состоялись в Темиртау и Шахтинске.

  • Далекие бии Кувской волости: 1872 – 1916 годы 14.11.2017

    Всегда существует надежды маленькая нить, что давние встречи, как и звезды небесных книг, не должны погаснуть даже на самом простом краеведческом небосклоне. Обращаюсь сегодня к теме коллективизации степных хозяйств Сарыарки тридцатых годов. Колхозная проблема уже с самого начала оказалась драматичной. Лишившись скота и имущества, потеряв близких, бывшие состоятельные люди в чине бедноты устремились в невозвратную даль - на стройки Караганды, Балхаша, Семизбугы. Так ликвидированный класс баев и биев вместе с коммунистами принял на свои плечи тяжелую ношу индустриализации.

  • Точка отсчета 11.11.2017

    С Х по ХХ века, с момента принятия ислама, в казахском языке использовался арабский алфавит, а в 1929 году ЦИК Казахской ССР принял постановление «О внедрении единого тюркского алфавита» на основе латиницы. И только в 1940 году произошел переход казахской письменности к алфавиту на кириллице.

  • Требование современности 11.11.2017

    Следуя реалиям времени, казахский народ в течение прошлого и нынешнего веков менял алфавит трижды. В период 1929-1940 годов официально использовался латинский алфавит, с его помощью издавались правительственные постановления, печатались государственные издания, издавалась художественная литература и т.д. 

  • Ботаники Великой степи 11.11.2017

    Постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 декабря 1998 года был создан Каркаралинский государственный национальный природный парк. На его территории площадью в 90 323 гектара обитают 114 видов птиц, 40 видов млекопитающих. Наблюдается многообразие растений. Их насчитывается 742 вида, относящихся к 93 семействам и 326 родам. Из этого числа 66 видов отнесены к редким и исчезающим. Сам парк, как и его окрестности, изобилует легендами, сказаниями, археологическими и геологическими памятниками.

  • Гостеприимство степи 09.11.2017

    Казахстанцы с успехом «завоевывают» разные страны. Вполне освоились в Турции и Таиланде, Индии и Китае, во всех уголках Европы. Не пора ли самим проявить должное гостеприимство? Тем более что эта наша национальная черта может стать серьезной статьей доходов как для всего государства, так и для каждого региона и конкретных семей.

  • Веяние времени 09.11.2017

    В КарГТУ состоялась встреча студентов и преподавателей Карагандинского государственного технического университета в поддержку перевода алфавита казахского языка на латинскую графику. В обсуждении приняли участие более 180 студентов и преподавателей вуза.