19 октября 2017 года 814

Переливы мелодий и языка

Автор: Наталия ИНЖЕВСКАЯ

Непродолжительными были в нашем городе гастроли Буинского государственного татарского драматического театра из России. Но два вечерних спектакля и гала-концерт преподнесли зрителям не только массу впечатлений, но и общение с носителями языка. Анвар Керейбаев, руководитель областного татаро-башкирского культурного центра «Ихлас», рассказал о знакомствах, которые состоялись на юбилейном конгрессе татар, проходившем пару месяцев назад в Казани: именно там была достигнута договоренность о более тесном сотрудничестве с театрами Татарстана. И вот первая ласточка - гастроли театра с вековой историей, давними традициями. 

Буинский театр работает в сложных условиях, по так называемой бродвейской системе. Об этом рассказал директор и художественный руководитель театра, заслуженный артист Татарстана Раиль Садриев:
- В Буинске содержать репертуарный театр невозможно: в городе 22 тысячи жителей, из них татары составляют 60%. Держать татарский репертуар нереально - спектакли прокатываются буинцами по регионам России и снимаются с репертуара, который в свою очередь также подбирается соответственно ситуации. То есть спектакль должен быть мобильным, с легкой декорацией, недорогим.
Но, несмотря на трудности, театр умудряется реализовывать и региональные проекты: активно участвовать в совершенствовании инфраструктуры Буинского района, строительстве дорог и привлечении сюда туристов.
В марте 2017 года на базе театра состоялся I Всероссийский фестиваль театров народов Поволжья и Урала «Идель-Урал. БУА - Пространство диалога». В Казахстане театр выступает впервые за 30 лет, и в гастрольной карте значатся 10 городов: Уральск, Актобе, Костанай, Кокшетау, Караганда, Астана, Экибастуз, Павлодар, Семей, Петропавловск.
Интересна личность директора театра, который работает на сцене и как артист, и как мастер разговорного жанра. Его выход перед зрителями Караганды с массой словесных импровизаций был настолько ярким, что зал награждал Раиля Ильдаровича аплодисментами и бурным весельем в лучших традициях таких выступлений. До 1998 года в течение пяти лет Р. Садриев выступал как меценат знаменитого Татарского государственного академического театра им. Г. Камала, в котором изумительная труппа, обширный репертуар и репутация высокопрофессионального коллектива.
В прошлом году к открытию сезона в Буинском театре главный режиссер и корифей театра им. Г. Камала Фарит Бикчантаев поставил спектакль «Килэ ява, килэ ява» по произведению мастера иронии Зульфата Хакима. О профессиональном уровне и «продукции» Фарита знают даже за границей, и мне тоже посчастливилось увидеть творения мастера высочайшего класса в Казани и пообщаться с ним во время театрального форума «Науруз».
С 2002 года Раиль Ильдарович - главный режиссер, а с 2007-го - художественный руководитель и директор Государственного татарского драматического театра. В 2016 году этот творческий человек отметил 50-летний юбилей, полный сил, энергичный и счастливый: в Адав-Тулумбаево на месте родительского дома построил новый, вырастил сына, а посаженных им деревьев не перечесть. Он самокритичен, требователен к себе и к тем, кто создает и совершенствует театр каждую минуту.
На гала-концерте в Караганде звучали произведения Фаниса Яруллина, Габдуллы Тукая, Атняма Ангабаева. Это было трепетно и незабываемо: напевность татарского языка восхитительна, что подтверждает слова Тукая: «Родной язык - святой язык, отца и матери язык. Как ты прекрасен! Целый мир в твоем богатстве я постиг!» Народные татарские песни, современные обработки известных мелодий представляли артисты театра Айгуль Сагеева, Ильфир Султанов, Разиля Мухлисуллина. Искрометным юмором одаривали зрителей Римма Хамидуллина и Вильнур Шайхутдинов.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Черно-белая невесомость 18.09.2018

    Кто-то назвал их резными салфетками, кто-то трафаретиками - но то, что легкие утонченные картины из бумаги, безусловно, очень кропотливая и трудоемкая работа, отрицать нельзя. Молодая художница Елена Кондратьева представила более 50 работ на своей первой серьезной выставке в Карагандинском музее ИЗО. Все экспонаты выполнены в достаточно редкой манере исполнения - вырезании. Основным материалом для художницы является бумага. На создание ее произведений натолкнули случайно увиденные фото работ с сайта Pinterest. Техника ажурной вырезки по бумаге на просторах интернета известна как Papercut. А сама ажурная вырезка пришла к нам с Дальнего Востока - Китая, Японии, Кореи. Не случайно автор поддерживает тесную творческую дружбу с Институтом Конфуция при Карагандинском государственном техническом университете; часть выставочных работ предоставлена этим учреждением.

  • Когда звёзды зажигаются 18.09.2018

    Авторов для выставки молодых художников, которая открылась в областном музее изобразительного искусства, кураторы выбирали точечно, в том числе через социальные сети. В итоге зал музея наполнился самыми разными по стилю полотнами и скульптурами, с которыми действительно стоит ознакомиться. Сотрудники музея Александр Гехт и Виктория Храпко не впервые курируют экспозицию в тандеме и в этот раз активно искали новые имена. Поиск дал свои плоды: почти две трети из представленных авторов стали дебютантами, а поздравить их с выставкой собралось немало людей. 

  • Открытие чувств 15.09.2018

    Ее абстрактные картины называют праздником единения, согласия и гармонии. Названия - романтичные: «Осень на двоих», «Уходящий день», «Доброе утро», «Нежность», «Парк сновидений». Отдых для глаз и души, покой сознания - все это картины карагандинской художницы Фании Исламовой. Фания Якубовна состоит в Союзе художников с 1990 года, пишет тематические картины, чувственные пейзажи и яркие натюрморты. Она родилась в Караганде в сентябре, а высшее образование получила в художественном училище Казани, окончив его в 1980 году.

  • И страшно, и смешно 13.09.2018

    К кому уж точно применительно выражение «живет на сцене», так это к артистам Государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова: наблюдать их в спектаклях - удовольствие. Гастроли театра в Караганде начались в прошлую пятницу спектаклем «Ужин с дураком», продолжились «Отелем двух миров» и завершатся «Андалузским проклятием». Если во время просмотра фильма или спектакля порой отвлекаешься на закулисные вопросы вроде «А как артист это репетировал?», «А как это еще можно было сыграть?», то во время спектаклей театра им. М. Лермонтова со мной такого не происходило. На комедии «Ужин с дураком» по пьесе современного французского режиссера и сценариста Франсиса Вебера в зале театра им. К.С. Станиславского каждые пять минут со сцены раздавалась шутка, вызывавшая не просто робкий смех, а хохот от души.

  • Проверено зрителем 11.09.2018

    На пресс-конференции артисты Алматинского государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова ведут себя легко и открыто: корпоративная культура в их коллективе свободная, что видно и по общению, и по добрым шуткам друг о друге. Театр приехал в Караганду со спектаклями, которые на этой неделе идут в стенах Русского драматического театра им. К.С. Станиславского.

  • Истоки мелодий 11.09.2018

    Клуб композиторов Карагандинской области, организованный 5 октября 1975 года при Дворце культуры горняков, активен по сегодняшний день. Такой же стаж в нашей области имеют только шахтерский ансамбль и шахтерский хор. Это неотъемлемая часть истории нашей области. В давние 30-70-е годы строилась шахтерская Караганда, формировались организации по культуре и образованию, был построен первый Дворец культуры горняков, открывались школы и музеи. Многие ценности были созданы благодаря инициативным гражданам, которые со своими проектами шли впереди всех, видели будущее и вели за собой таких же увлеченных, одержимых энтузиастов своего дела.

  • Неразлучный квартет 08.09.2018

    У Арыстана и Алихана Абильдиных в числе первых игрушек появились барабанные палочки. Дома они росли под аккомпанемент мамы и буквально с пеленок начали посещать концерты отца - Асета Абильдина, известного музыканта, который создал первый в республике ансамбль музыкальных инструментов «Шындауыл». Результаты не заставили себя ждать. Вскоре со взрослыми мужчинами, выстукивающими на экзотических барабанах, стали выступать маленькие ударники. Арыстан сел за ударную установку в четыре года, Алихан - в три. Сейчас старшему 16 лет, младшему - 12, и они успели получить много наград на областных, республиканских и международных конкурсах, участвуя в них как пианисты, ударники, а также как музыкальные теоретики. 

  • Наряд диктует персонаж 06.09.2018

    На Западе, в России, в Алматы и Астане фестивали косплея (от английского «костюмированная игра») - дело уже не удивительное. В Караганде такой вид досуга пока не особо популярен, но первый шаг уже сделан: в гостинице «Чайка» прошел фестиваль «SummerOFF».