17 октября 2017 года 1934

Для эффективности правосудия

Автор: Мусабек АЛИМБЕКОВ, председатель Карагандинского областного суда

Уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, в соответствии с Концепцией правовой политики Республики Казахстан на период с 2010-го по 2020 год, было пересмотрено с целью создания оптимальной модели судопроизводства. Концепция предусматривала введение новых институтов, направленных на дальнейшее последовательное развитие основополагающих принципов защиты прав и свобод человека в уголовном судопроизводстве.

Новый порядок производства по уголовным делам направлен на неукоснительное обеспечение защиты от необоснованного обвинения и осуждения, от незаконного ограничения прав и свобод человека и гражданина, в случае незаконного обвинения или осуждения невиновного - незамедлительную и полную его реабилитацию.
При этом одним из основных приоритетов стало повышение уровня защиты прав и свобод человека в уголовном процессе. В частности, расширить перечень оснований, по которым мера пресечения в виде ареста не применяется. В первую очередь по преступлениям в сфере предпринимательской деятельности. Содержание под стражей, как самая суровая мера пресечения, должна носить исключительный характер. Важным фактором должна являться ее соразмерность высокой общественной опасности совершенного преступления. По преступлениям, по которым объектом посягательств является сфера экономической деятельности, применение содержания под стражей является нецелесообразным. Данное ограничение не должно распространяться на преступления, совершаемые преступными группами и преступными сообществами, и другие исключительные случаи.
Сроки и обоснованность дальнейшего нахождения человека под стражей также должны находиться под строгим судебным контролем. При этом сократить срок доставления задержанного в суд для избрания меры пресечения до 48 часов. Ограничение свободы человека является одним из серьезных вмешательств в его конституционные права. Сегодня человека можно задержать без санкции суда на 72 часа, и это все еще воспринимается гражданами как средство оказания давления с целью получения признательных показаний. Поэтому порядок ограничения основных прав человека должен быть усовершенствован и максимально приближен к лучшим мировым практикам.
Еще одним условием снижения рисков злоупотребления является проведение обязательного медицинского освидетельствования перед водворением человека в места временного содержания, в том числе в присутствии независимых (возможно по выбору задержанного) медицинских работников. Закрепить обязанность органа досудебного расследования уведомлять лиц о проведенных в отношении них негласных следственных действиях.
Человеку в полной мере должна быть предоставлена возможность защищать свои права всеми предусмотренными в законе способами. Вместе с тем об ограничении его прав при проведении негласных следственных действий человек может не узнать. Это лишает его возможности защищать свои нарушенные права в суде. Даже если лицо, в отношении которого проводились негласные следственные действия, не было признано подозреваемым, орган досудебного расследования должен обеспечить надлежащее его уведомление, если это не нарушает интересы расследования и не связано с раскрытием государственной или иной охраняемой законом тайны. Исключить практику сбора правоохранительными органами доказательств, выходящих за пределы расследуемого деяния. Особо следует исключить случаи, когда органы расследования, не найдя подтверждения вины по расследуемому событию, начинают в рамках того же уголовного дела искать улики о совершении лицом других криминальных деяний, чтобы не прекращать дело по реабилитирующим основаниям и не нести должностную ответственность за необоснованное уголовное преследование.
Сегодняшний перечень полномочий адвокатов не позволяет им в полной мере качественно представлять интересы их подзащитных. Поэтому для повышения состязательности предлагается наделить их более широкими полномочиями по сбору доказательств, включая непосредственное обращение в суд с ходатайством о производстве следственных действий (за исключением негласных следственных действий), не дожидаясь рассмотрения этого вопроса органом досудебного расследования. Указанное направление касается предоставления адвокатам права получить полный доступ ко всем материалам дела на любой стадии досудебного расследования. Это способствует установлению истины по делу и позволит адвокатам правильно выстраивать линию защиты. Право получения доступа к материалам адвоката должно быть и у органа расследования. Это позволит ему своевременно принимать законные процессуальные решения. В совокупности это не только положительно скажется на усилении защиты прав человека, но в целом на экономии расследования и судебного слушания.
Сегодняшнее расследование уголовных дел по-прежнему является сложным и финансово затратным процессом, особенно это касается уголовных проступков. Указанные деяния были перенесены из Административного кодекса. Однако затраты на их расследование зачастую не соразмерны со степенью их общественной опасности. На расследование дел небольшой и средней тяжести также затрачивается много времени. Поэтому видится целесообразным использовать элементы приказного производства. Дальнейшее расширение судебного контроля - за досудебной стадией. Прежде всего в форме санкционирования процессуальных действий правоограничительного характера, включая негласные следственные действия
По Плану нации «100 конкретных шагов» предусмотрена поэтапная передача следственным судьям полномочий по санкционированию всех следственных действий, ограничивающих конституционные права человека. Поэтому очередным шагом по обеспечению баланса между обвинением и защитой в судах должна стать передача в исключительную компетенцию суда санкционирования всех негласных следственных действий и принудительного освидетельствования. При этом все специальные оперативно-розыскные мероприятия, сопряженные с ограничением конституционных прав граждан, законодательно должны быть переведены в категорию негласных следственных действий.
И последнее: исключение дублирования и четкое распределение полномочий между органами досудебного расследования, прокуратурой и судом. Так, полномочия по санкционированию залога и принудительного получения образцов передать исключительно суду, а правом составления обвинительного акта и прекращения уголовного дела, где есть подозреваемые лица, наделить исключительно прокурора.

 

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Градус недоверия 19.06.2018

    Очередной случай задержания акима сельского округа, управлявшего машиной будучи навеселе, рассматривали на заседании областного Совета по этике. Несмотря на то, что чиновника лишили прав на вождение автотранспортом на три года, в департаменте по делам государственной службы и противодействию коррупции выяснили, что это не единственное нарушение, которое допустил Бауыржан Капашов.

  • От диалога - к сотрудничеству 12.06.2018

    Консультативно-совещательные органы в городах и районах, созданные по аналогии с областным советом, помогают оперативно и точечно защищать интересы бизнеса на местах. В этом плане Караганда может служить примером для всей республики - говорилось на расширенном заседании регионального совета палаты предпринимателей с участием председателя президиума НПП «Атамекен» Тимура Кулибаева.

  • На защите простого человека 12.06.2018

    Профсоюзы Карагандинской области впервые за много лет отметили профессиональный праздник. В пятницу, 8 июня, сквер за кинотеатром Ленина стал средоточием хорошего настроения, улыбок и песен. Так с размахом профсоюзный центр Карагандинской области и территориальные отраслевые профсоюзы отметили свой профессиональный праздник.

  • На легальный путь 09.06.2018

    С начала июня в Карагандинской области проходит Национальная информационная кампания «12 дней борьбы против эксплуатации детского труда». В этот период усилия заинтересованных государственных структур, неправительственных организаций направлены на выявление взрослых, занимающихся трудовой эксплуатацией несовершеннолетних, а также на профилактику безнадзорности и беспризорности. Особое внимание участники кампании уделяют соблюдению прав и защиты законных интересов детей. 

  • В пользу государства 09.06.2018

    Сфера игорного бизнеса почти бесконтрольна. А все потому, что нелегалы маскируются под предпринимателей, ведущих законный вид деятельности, такой, к примеру, как биржевые торги. Как отметил на брифинге региональной Службы центральных коммуникаций заместитель руководителя департамента государственных доходов Кайрат Оркашбаев, на законодательном уровне состав такого преступления доказать очень сложно. Так же, как и сложно проводить по ним уголовное расследование. Тем не менее налоговики не сдаются и продолжают бороться с нарушителями закона. По словам Кайрата Оркашбаева, сотрудники департамента госдоходов периодически изымают игровые автоматы, а материалы по самим нарушителям направляют в суд. 

  • Когда не станет ЦОНов 05.06.2018

    Перевести как можно больше государственных услуг в электронный формат предлагают бизнесмены нашего региона. Об этом они говорили на встрече с членами Республиканской специальной мониторинговой группы (СМГ) при Агентстве РК по делам государственной службы и противодействию коррупции в региональной палате предпринимателей.

  • Принципиальные вопросы 05.06.2018

    В масштабах республики Карагандинская область входит в тройку лидеров по количеству коррупционных правонарушений, зафиксированных в сфере образования. Об этом рассказал заместитель руководителя областного департамента Национального бюро по противодействию коррупции Ерик Есенов на совещании, в котором приняли участие директора школ и детских садов Караганды.

  • Пусть горит звезда 02.06.2018

    День государственных символов - это праздник, который отмечают не только внутри государства, но и далеко за его пределами. Граждане страны, ее гости, иностранные друзья и все те, кто по каким-либо причинам покинул Казахстан, но сохранил в сердце любовь к Родине, собираются в этот день, чтобы духовно приобщиться к соотечественникам. 26 лет назад, 4 июня 1992 года, был утвержден Государственный герб РК, авторами которого стали Жандарбек Малибеков и Шот-Аман Уалиханов. Один из авторов Государственного герба РК Жандарбек Малибеков сейчас - профессор Евразийского национального университета имени Л. Гумилева, руководит группой студентов, прививая им дух этноархитектуры, идею верного служения своей стране и народу, развития именно казахской этнической архитектуры на основе изучения национальной истории, археологии, мифов, легенд и преданий.