17 октября 2017 года 1793

Для эффективности правосудия

Автор: Мусабек АЛИМБЕКОВ, председатель Карагандинского областного суда

Уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, в соответствии с Концепцией правовой политики Республики Казахстан на период с 2010-го по 2020 год, было пересмотрено с целью создания оптимальной модели судопроизводства. Концепция предусматривала введение новых институтов, направленных на дальнейшее последовательное развитие основополагающих принципов защиты прав и свобод человека в уголовном судопроизводстве.

Новый порядок производства по уголовным делам направлен на неукоснительное обеспечение защиты от необоснованного обвинения и осуждения, от незаконного ограничения прав и свобод человека и гражданина, в случае незаконного обвинения или осуждения невиновного - незамедлительную и полную его реабилитацию.
При этом одним из основных приоритетов стало повышение уровня защиты прав и свобод человека в уголовном процессе. В частности, расширить перечень оснований, по которым мера пресечения в виде ареста не применяется. В первую очередь по преступлениям в сфере предпринимательской деятельности. Содержание под стражей, как самая суровая мера пресечения, должна носить исключительный характер. Важным фактором должна являться ее соразмерность высокой общественной опасности совершенного преступления. По преступлениям, по которым объектом посягательств является сфера экономической деятельности, применение содержания под стражей является нецелесообразным. Данное ограничение не должно распространяться на преступления, совершаемые преступными группами и преступными сообществами, и другие исключительные случаи.
Сроки и обоснованность дальнейшего нахождения человека под стражей также должны находиться под строгим судебным контролем. При этом сократить срок доставления задержанного в суд для избрания меры пресечения до 48 часов. Ограничение свободы человека является одним из серьезных вмешательств в его конституционные права. Сегодня человека можно задержать без санкции суда на 72 часа, и это все еще воспринимается гражданами как средство оказания давления с целью получения признательных показаний. Поэтому порядок ограничения основных прав человека должен быть усовершенствован и максимально приближен к лучшим мировым практикам.
Еще одним условием снижения рисков злоупотребления является проведение обязательного медицинского освидетельствования перед водворением человека в места временного содержания, в том числе в присутствии независимых (возможно по выбору задержанного) медицинских работников. Закрепить обязанность органа досудебного расследования уведомлять лиц о проведенных в отношении них негласных следственных действиях.
Человеку в полной мере должна быть предоставлена возможность защищать свои права всеми предусмотренными в законе способами. Вместе с тем об ограничении его прав при проведении негласных следственных действий человек может не узнать. Это лишает его возможности защищать свои нарушенные права в суде. Даже если лицо, в отношении которого проводились негласные следственные действия, не было признано подозреваемым, орган досудебного расследования должен обеспечить надлежащее его уведомление, если это не нарушает интересы расследования и не связано с раскрытием государственной или иной охраняемой законом тайны. Исключить практику сбора правоохранительными органами доказательств, выходящих за пределы расследуемого деяния. Особо следует исключить случаи, когда органы расследования, не найдя подтверждения вины по расследуемому событию, начинают в рамках того же уголовного дела искать улики о совершении лицом других криминальных деяний, чтобы не прекращать дело по реабилитирующим основаниям и не нести должностную ответственность за необоснованное уголовное преследование.
Сегодняшний перечень полномочий адвокатов не позволяет им в полной мере качественно представлять интересы их подзащитных. Поэтому для повышения состязательности предлагается наделить их более широкими полномочиями по сбору доказательств, включая непосредственное обращение в суд с ходатайством о производстве следственных действий (за исключением негласных следственных действий), не дожидаясь рассмотрения этого вопроса органом досудебного расследования. Указанное направление касается предоставления адвокатам права получить полный доступ ко всем материалам дела на любой стадии досудебного расследования. Это способствует установлению истины по делу и позволит адвокатам правильно выстраивать линию защиты. Право получения доступа к материалам адвоката должно быть и у органа расследования. Это позволит ему своевременно принимать законные процессуальные решения. В совокупности это не только положительно скажется на усилении защиты прав человека, но в целом на экономии расследования и судебного слушания.
Сегодняшнее расследование уголовных дел по-прежнему является сложным и финансово затратным процессом, особенно это касается уголовных проступков. Указанные деяния были перенесены из Административного кодекса. Однако затраты на их расследование зачастую не соразмерны со степенью их общественной опасности. На расследование дел небольшой и средней тяжести также затрачивается много времени. Поэтому видится целесообразным использовать элементы приказного производства. Дальнейшее расширение судебного контроля - за досудебной стадией. Прежде всего в форме санкционирования процессуальных действий правоограничительного характера, включая негласные следственные действия
По Плану нации «100 конкретных шагов» предусмотрена поэтапная передача следственным судьям полномочий по санкционированию всех следственных действий, ограничивающих конституционные права человека. Поэтому очередным шагом по обеспечению баланса между обвинением и защитой в судах должна стать передача в исключительную компетенцию суда санкционирования всех негласных следственных действий и принудительного освидетельствования. При этом все специальные оперативно-розыскные мероприятия, сопряженные с ограничением конституционных прав граждан, законодательно должны быть переведены в категорию негласных следственных действий.
И последнее: исключение дублирования и четкое распределение полномочий между органами досудебного расследования, прокуратурой и судом. Так, полномочия по санкционированию залога и принудительного получения образцов передать исключительно суду, а правом составления обвинительного акта и прекращения уголовного дела, где есть подозреваемые лица, наделить исключительно прокурора.

 

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Цифровизация на дороге 20.02.2018

    Теперь карагандинские полицейские с помощью планшетов смогут составлять электронные протоколы. В местной полицейской службе считают, что электронное производство минимизирует бюрократию, снизит коррупцию и повысит доверие водителей к дорожной полиции.

  • Помощь особого назначения 17.02.2018

    В общественную приемную Жезказганского филиала партии «Нұр Отан» обратилась Ася Матюхина. Ее 18-летняя дочь Евгения, инвалид III группы, учится на парикмахера в местном колледже технологии и сервиса. Но каких-либо льгот у девушки нет.

  • Флагман новых технологий 17.02.2018

    Ежегодное Послание Президента РК Нурсултана Абишевича Назарбаева – всегда очень важное и значимое событие для граждан страны, которое затем обсуждается в коллективах.

  • Инновации к размышлению 15.02.2018

    В Караганде прошла внеочередная, XXIX конференция областного филиала партии «Нұр Отан». В ней приняли участие председатель КОФ, аким области Ерлан Кошанов и 90 районных и городских делегатов. Они собрались, чтобы обсудить итоги своей работы и сверить ориентиры поступательного движения вперед с основными пунктами Послания Президента страны «Новые возможности развития в условиях Четвертой промышленной революции». 

  • НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ 13.02.2018

    Уважаемые земляки!

     Прошедший год для нашей области был активным.

    Основные направления развития экономики области были ориентированы на решение задач, поставленных в Стратегии развития «Казахстан-2050»,  Послании «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» и  основных положениях Стратегического плана развития страны до 2025 года.

  • Деловой подход 06.02.2018

    Слушания по реализации Единой программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса-2020» прошли в областном филиале партии «Нұр Отан».

  • Наука в «цифре» 03.02.2018

    В КарГТУ состоялся студенческий форум по обсуждению Послания Президента РК Нурсултана Назарбаева «Новые возможности развития в условиях Четвертой промышленной революции».

  • Не терять бдительности 03.02.2018

    Управление промышленности и индустриально-инновационного развития совместно с управлением предпринимательства и представителями департамента внутренних дел провели встречу с предпринимателями, разъяснив им антитеррористическое законодательство и систему госмер по противодействию терроризму и религиозному экстремизму.

15 февраля - день вывода войск из Афганистана

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА и Линара ГАЛИМОВА