12 октября 2017 года 1290

Во всем виноват спрос?

Автор: Асель ЖЕТПИСБАЕВА

 Ситуация вокруг печного топлива вышла далеко за пределы региона. Во вторник этот вопрос даже стал предметом обсуждения на заседании Правительства. Накал страстей не спадает, спрос по-прежнему высок. Непонятно одно: в чем кроется корень проблемы?  В акимате области решили расставить все точки над “i”. Заместитель главы региона Алмас Айдаров заверил, что в нашей области нет проблем с производством угля - по итогам девяти месяцев, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, объем добычи увеличился на 1,5 миллиона тонн. Анализ, проведенный акиматом, показал, что традиционно жители Карагандинской области закупают уголь в период с сентября по ноябрь. В этом году пик реализации пришелся на октябрь. 

- Резкое похолодание привело к тому, что спрос со стороны населения вырос буквально в 2-3 раза. Поэтому очереди машин, скопившихся на точках сбыта угля, обусловлены тем, что у продавцов ограничены возможности по отгрузке, - подчеркнул заместитель акима области.
Для обеспечения карагандинцев и жителей области углем был предпринят ряд мер. АО “Шубарколь комир” пришлось перевести свое производство в двухсменный режим. В обычных условиях компания загружала порядка 50 машин в сутки на самовывоз, сейчас же ежесуточно обслуживается около 150-170 грузовиков, или по 4500-4900 тонн против прошлогодних 1600. Кроме того, каждый день в Караганду прибывает порядка 25 вагонов с продукцией разреза.
- Если в прошлом году для внутреннего рынка было добыто 2,7-2,8 миллиона тонн, в нынешнем объем добычи составил более 3 млн тонн. Таким образом, за 9 месяцев отгрузка только для коммунально-бытовых нужд выросла на 107 тыс.тонн, - объяснил первый вице-президент АО “Шубарколь комир” Андрей Сафонов.
Коль уж угля в Караганде в достаточном количестве, что же привело к образованию очередей? Водители большегрузов по-прежнему по двое- трое суток ждут погрузки. По словам коммерческого директора ТОО “Жалынды Отан” (официальный трейдер АО “Шубарколь комир”) Александра Папкова, за забором их предприятия 10 октября в очереди стояло около 300 грузовиков. Большая часть из них - 60 процентов - грузовики из других регионов: Астаны, Акмолинской области, Костаная и даже из Кызылорды.
- Именно из-за них и образовалось скопление. На наш тупик приходит 15-20 вагонов, и мы стараемся обслуживать всех. Предвидя прошлогодние проблемы с подвижным составом, мы уже в июле приступили к большим поставкам. В результате образовались достаточные запасы - порядка 5 тысяч тонн. Но приезжие хотят брать уголь только из-под вагонов - фракцию 300 миллиметров, - рассказал он.
Машины из соседних областей - это сплошь большегрузы, способные за раз увезти 30-40 тонн полезного ископаемого, что даже для солидного особняка больше чем достаточно. Но определенный смысл в этом есть. Изучение рынка Астаны показало, что шубаркольский уголь пользуется большим спросом. Но если в Караганде трейдеры реализуют его по цене 11 тысяч тенге за тонну, в столице его стоимость составляет 19-22 тыс. тенге. Представитель столичного ТОО “Тау” в разговоре с корреспондентом “ИК” объяснил наплыв тамошних грузовиков в Караганду. По его словам, это никоим образом не связано с отсутствием железнодорожных вагонов, так как такой проблемы не существует в принципе.
- На 100 процентов могу утверждать, что это перекупщики. В Астане возникли трудности с работой, и все, кому не лень, решили заняться углем. Почти у каждого предпринимателя имеется по 5-6 многотонных грузовиков. Какой смысл им стоять без работы? Поэтому они и отправляют их в Караганду. Наша организация официально закупает уголь вагонами непосредственно на Шубаркольском разрезе. В августе у нас стояли 50 вагонов, в предыдущие месяцы было и того больше. Сейчас мы не занимаемся реализацией, так как последнюю партию продали крупной котельной. Как только получим оплату, сразу же приступим к поставкам. Мы приобретаем его у производителя по 9 тысяч тенге за тонну, с учетом транспортных расходов стоимость увеличивается до 11500 тенге. В конечную стоимость - 13 500 тенге - закладывается аренда железнодорожного тупика, техники и прочего. Перекупщики же продают его населению с двойной наценкой, - отметил столичный предприниматель.
Выходит, ларчик просто открывался. По словам специалистов, уже скоро ажиотаж пойдет на спад, и жизнь вернется в привычное русло. А пока нужно дождаться, когда спадет наплыв приезжих - в условиях рынка никто не вправе запретить им закупать уголь в Караганде.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Выбрать точку опоры 17.02.2018

    Когда школа в селе Кошкарбай оказалась на грани закрытия, местный директор предложила жителям усыновить сирот из Аккольского детского дома. После в этом населенном пункте выросли доходы, появились объекты соцкультбыта, стала налаживаться инфраструктура. На этом примере эксперты Казахстанского центра ГЧП Министерства национальной экономики намерены научить местных управленцев работать с населением и привлекать инвесторов, чтобы к 2025 году реализовать мечты и увидеть, как 200 «умных городов» смогли дать две трети мирового ВВП.

  • Стимулы электронной коммерции 17.02.2018

    Электронная коммерция стала неотъемлемой частью современной экономики. Все больше потребителей приобретают товары посредством интернета, а коммерческие организации, так или иначе, используют возможности данной сети при осуществлении предпринимательской деятельности.

  • Железобетонные разногласия 15.02.2018

    В области приступили к строительству школы по типовому белорусскому проекту. Но еще немного, и работа встанет, говорят строители. Как выяснилось, предусмотренные проектом материалы не производятся не только в регионе, но даже не везде в Казахстане.

    К примеру, вместо арматуры в ригелях (а это одна из основных составляющих здания, на них кладут плиты перекрытия) предусмотрены стальные тросы. Бетон, цемент, щебень требуются также совсем других марок.

  • Стартовал «Евразийский экспресс» 15.02.2018

    В Челябинске стартовал молодежный конкурс на лучший стратегический экономический проект в рамках единого экономического пространства Центральной Азии.

  • Как сыграть свадьбу и не стать банкротом? 15.02.2018

    В последние годы молодые казахстанские пары зародили новую традицию -   многие предпочитают связывать себя узами брака 15 апреля - в казахстанский День влюбленных, посвященный героям народного эпоса  о Козы-Корпеш и Баян-Сулу. Астанчане Арсен и Бота также назначили дату бракосочетания на этот романтичный день. Ребята поделились своими советами о том, как провести свадьбу  мечты и где взять на это деньги.

  • Защищали? Защищайтесь! 10.02.2018

    Отголоском декабрьской забастовки шахтеров стал иск АО «АрселорМиттал» в адрес общественных организаций, представляющих интересы работников угледобывающих предприятий.

  • Запасные деньги всегда под рукой 08.02.2018

    В одной старой песне поется: «На 10 девчонок по статистике 9 ребят», а жизнь показывает, что на самом деле мужчин еще меньше. И совсем скоро меньшая, но сильнейшая часть казахстанцев начнет серьезно задумываться о том, где найти дополнительные средства на покупку подарков и цветов к главному женскому празднику. Большинству мужчин придется раскошелиться не на шутку - ведь нужно отметить вниманием не только самых близких женщин, но родственниц и коллег. И где же взять столько денег?

  • В раздельное плавание 08.02.2018

    Инструменты государственной поддержки в текущем году будут сконцентрированы исключительно на субъектах малого и среднего предпринимательства, крупные пойдут другой дорогой. Об этом сообщил министр национальной экономики Республики Казахстан Тимур Сулейменов на расширенном заседании Правительства РК.

15 февраля - день вывода войск из Афганистана

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА и Линара ГАЛИМОВА