10 октября 2017 года 515

Шаг в необычность

Автор: Наталия ИНЖЕВСКАЯ

В нашем городе успешно завершились гастроли Республиканского немецкого драматического театра из Алматы. Всего четыре вечерних спектакля были удивительными часами встречи с необычным, оригинальным прочтением классики и современности с точки зрения поколения ХХI века.

Изначально немецкий театр возник как необходимая форма связи между немцами в той социальной среде, в которой они оказались. Это было продиктовано объективными причинами: сохранение духовных и культурных традиций народа было приоритетным.
В 1991 году при помощи правительства Германии была открыта Немецкая театральная академия на базе Казахского государственного института театра и кино им. Т. Жургенова. В 1994 году академия выпустила две актерские группы, которые новым потоком влились в состав немецкого театра. Это были молодые люди, уже жившие в другом государстве, в других культурных и социальных условиях. Театр вдохнул глоток свежего воздуха.
А сейчас идет уже четвертый период в развитии театра, плодотворный и яркий, что подтверждают увиденные карагандинцами спектакли. В 2000 году Алматинский немецкий театр получил групповую стипендию на 6 человек: режиссеры и актеры живут и работают в Германии полгода, а свой труд – два спектакля по М. Балиане и О. Ирванце – привезли на родину в Казахстан. Артисты побывали на крупных фестивалях и с гастролями в Германии, Голландии, Бельгии, Австрии, Чехии, России, где достойно представляли казахстанское театральное искусство, что и являлось реализацией идеологии труппы, которую можно выразить девизом: «Немецкий театр – это окно для Казахстана в Европу и окно для Европы в Казахстан».
Деятельность коллектива на современном этапе – это инновационная направленность в постановочном процессе. Немецкий театр получает титул экспериментального, «стирающего границы», и активно работает над сохранением культурных ценностей немецкого народа и выходом на новый уровень, налаживая контакты с современным театральным сообществом. И не случайно директором команды становится Наталья Дубс – режиссер, актриса, хореограф, педагог, руководитель театральных семинаров в разных городах республики, театральной лаборатории на съезде немецкой молодежи Центральной Азии и России в Алматы. К числу ее заслуг можно отнести организацию первого национального конкурса «Друг детства» в Астане, участие в международных театральных форумах и фестивалях в Германии, Чехии, Австрии, Корее. Наталья отмечена дипломом «За творческие достижения и вклад в развитие деятельности сценического искусства Казахстана». Это действительно творческий человек.
- Мы были в Караганде с гастролями два года назад, - рассказала руководитель театра. – И сейчас привезли на суд зрителей новые спектакли, в которых языком тела, звуков, света и формы повествуется о наболевшем, о том, что волнует сегодняшнего человека. Мы не только представляем, знакомим, но и воплощаем на сцене эстетику европейского театра, эстетику инновационную. Мы хотим быть интересными сегодня и сейчас, быть в диалоге со зрителем.
Театр преподносит уже знакомые истины обнаженно, надрывно или гармонично и идеально в пластике тела, в рисунке спектакля, в единстве костюма и персонажа. Световые контрасты, бликовые отражения и ассоциации органично вплетены в сюжет постановок. Иногда кажется, что из тьмы вырастает самое большое зло мира – беспринципность жизненных идеалов, идущая от «Ревизора» и продолжающаяся в трансформированных квартирах, улицах, лицах и характерах событий нынешних. Классика и современность, мистика и реальность сплетены в такой пучок взрывов эмоций и чувств, что порой вздрагиваешь от тонко подмеченных изменений и доминанте вечных ценностей человеческих. Театр показывает нас самих – но мы-то разные, поэтому и репертуар многолик, многопланов, а экспериментальные пути решения темы и сюжета гениальны в воплощении простом и необычном. Так, в гоголевском шедевре «сохранены» не все герои: кто-то деформирован до неузнаваемости, кто-то гротескно вытеснен из-под уличного фонаря, как из камеры порока, кто-то естественные поступки низводит до грубовато-низменных инстинктов… Необычно, емко, громогласно прочитаны классик и его бессмертное творение. По определению самой труппы, это «спектакль-происшествие, болезненный и отчаянный смех над самим собой, звучащий в мистической и почти эсхатологической атмосфере. Это настоящий Гоголь — противоречивый, разносторонний, всеохватывающий, демонстрирующий жизнь во всей ее полноте».
Мухтар Ауэзов прекрасно и поистине уникально преподнесен в пластической драме «Карагоз». Простота костюмов и богатство немецкого языка, многогранность и красота казахского быта и мелодики бескрайней степи слились в продуманной до мелочей хореографии и режиссуре Натальи Дубс и Фдориано Бильбао. «Карагоз» - спектакль-читка с элементами танц-театра, синтез поэтического слова и хореографического действа, где метафоричность, образность и поэтичность казахской речи передаются средствами современного танца – пластики, мимики, жестов и движения. Немецкий театр придал «Карагоз» совершенно новое звучание, пространственность и многомерность. Отмечу, что данная постановка – совместный проект Республиканского немецкого драматического театра и Гете-института Казахстан. Проект удачный, с которым нужно знакомиться: глубинные мотивы и интонации подмечены искренне и очень смело, мастерски и профессионально.
Гастроли театра в Караганде удались на славу: овации зала не смолкали после каждого спектакля. Труппу благодарили за необычное прочтение произведений, оригинальность в воплощении.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Культурная экспедиция 21.10.2017

    Есть у Амантая Ибраева мечта - сделать театр как можно более атмосферным местом. Руководитель Академического театра музыкальной комедии делится: приятная театральная традиция - выпить до начала спектакля чашечку кофе, прогуляться по фойе, изучить галерею. Но наша беседа - не только об этом, но и об успешных гастролях, которые состоялись в начале нового сезона.

  • Переливы мелодий и языка 19.10.2017

    Непродолжительными были в нашем городе гастроли Буинского государственного татарского драматического театра из России. Но два вечерних спектакля и гала-концерт преподнесли зрителям не только массу впечатлений, но и общение с носителями языка. Анвар Керейбаев, руководитель областного татаро-башкирского культурного центра «Ихлас», рассказал о знакомствах, которые состоялись на юбилейном конгрессе татар, проходившем пару месяцев назад в Казани: именно там была достигнута договоренность о более тесном сотрудничестве с театрами Татарстана. И вот первая ласточка - гастроли театра с вековой историей, давними традициями. 

  • Таланты без границ 17.10.2017

    20-й областной фестиваль «Жан шуағы» («Творчество души») для людей с ограниченными возможностями собрал во Дворце культуры горняков г. Караганды более 200 участников. Приехали не только жители областного центра, но и из Темиртау, Жезказгана, Балхаша, Сарани, Шахтинска, Абайского района. Отбор лучших номеров проходил с мая по сентябрь.

  • Наш «Ревизор» в Алматы 14.10.2017

    На гастролях в Алматы побывали артисты Карагандинского русского драматического театра им. К.С. Станиславского. В южной столице наших земляков принимал Театр юного зрителя им. Н. Сац, где уже в первый день выступления не хватало свободных мест. Руководитель Русского драматического театра им. К.С. Станиславского Дунай Еспаев впервые отправился в Алматы в качестве директора и отмечает: в очередной раз убедился в том, что наши артисты - в отличной форме.

  • Музыка детства 14.10.2017

    «Бала дауысы» - самый масштабный детский музыкальный конкурс, проводимый Фондом «Жандану әлемі» при поддержке Министерства культуры и спорта РК, Фонда Первого Президента РК. Главные цели конкурса - выявление и поддержка творчески одаренных детей в возрасте от 7 до 13 лет, создание новых детских песен и их распространение.

  • Яркий финал осени 12.10.2017

    В конце ноября в нашем городе пройдет VII Международный фестиваль оперетты и мюзикла «ДосStar». Ежегодно он приносит знакомство с новыми именами, новыми театрами и показывает великолепие искрометного жанра. В программе фестиваля в этом году – выступление знаменитого Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии, имеющего 88-летнюю историю. О его популярности во все времена ходили легенды, а в блокадные дни Великой Отечественной войны он ни на один день не прекращал показа спектаклей. Работа коллектива в условиях непрерывных бомбежек и обстрелов, при отсутствии еды и тепла стала примером подлинного патриотизма и служения Родине. 

  • Ирландские выходные 26.09.2017

    Во Дворце культуры горняков собрались степ-группа «Алтын Батыр», алматинская студия ирландского танца «Rival» и британцы «Fusion Fighters». Концерту коллективов предшествовали мастер-классы с англичанами Крисом Нэшем, Кевином Гоублом и Джейми Ходжесом, прибывшими в Караганду с культурной миссией.

  • Творческий симбиоз 26.09.2017

    Рисунок, живопись и дизайн, авангард, реализм и этника соединились на выставке трех карагандинских художников в областном музее изобразительного искусства. В одной экспозиции работы единомышленников и друзей: Каныша Балабекова, Мурата Калкабаева и Жаната Комутова. Все трое - преподаватели, им не безразлично будущее родного города и страны, все работают над актуализацией традиционного искусства, его основных принципов и приемов.