10 октября 2017 года 853

Шаг в необычность

Автор: Наталия ИНЖЕВСКАЯ

В нашем городе успешно завершились гастроли Республиканского немецкого драматического театра из Алматы. Всего четыре вечерних спектакля были удивительными часами встречи с необычным, оригинальным прочтением классики и современности с точки зрения поколения ХХI века.

Изначально немецкий театр возник как необходимая форма связи между немцами в той социальной среде, в которой они оказались. Это было продиктовано объективными причинами: сохранение духовных и культурных традиций народа было приоритетным.
В 1991 году при помощи правительства Германии была открыта Немецкая театральная академия на базе Казахского государственного института театра и кино им. Т. Жургенова. В 1994 году академия выпустила две актерские группы, которые новым потоком влились в состав немецкого театра. Это были молодые люди, уже жившие в другом государстве, в других культурных и социальных условиях. Театр вдохнул глоток свежего воздуха.
А сейчас идет уже четвертый период в развитии театра, плодотворный и яркий, что подтверждают увиденные карагандинцами спектакли. В 2000 году Алматинский немецкий театр получил групповую стипендию на 6 человек: режиссеры и актеры живут и работают в Германии полгода, а свой труд – два спектакля по М. Балиане и О. Ирванце – привезли на родину в Казахстан. Артисты побывали на крупных фестивалях и с гастролями в Германии, Голландии, Бельгии, Австрии, Чехии, России, где достойно представляли казахстанское театральное искусство, что и являлось реализацией идеологии труппы, которую можно выразить девизом: «Немецкий театр – это окно для Казахстана в Европу и окно для Европы в Казахстан».
Деятельность коллектива на современном этапе – это инновационная направленность в постановочном процессе. Немецкий театр получает титул экспериментального, «стирающего границы», и активно работает над сохранением культурных ценностей немецкого народа и выходом на новый уровень, налаживая контакты с современным театральным сообществом. И не случайно директором команды становится Наталья Дубс – режиссер, актриса, хореограф, педагог, руководитель театральных семинаров в разных городах республики, театральной лаборатории на съезде немецкой молодежи Центральной Азии и России в Алматы. К числу ее заслуг можно отнести организацию первого национального конкурса «Друг детства» в Астане, участие в международных театральных форумах и фестивалях в Германии, Чехии, Австрии, Корее. Наталья отмечена дипломом «За творческие достижения и вклад в развитие деятельности сценического искусства Казахстана». Это действительно творческий человек.
- Мы были в Караганде с гастролями два года назад, - рассказала руководитель театра. – И сейчас привезли на суд зрителей новые спектакли, в которых языком тела, звуков, света и формы повествуется о наболевшем, о том, что волнует сегодняшнего человека. Мы не только представляем, знакомим, но и воплощаем на сцене эстетику европейского театра, эстетику инновационную. Мы хотим быть интересными сегодня и сейчас, быть в диалоге со зрителем.
Театр преподносит уже знакомые истины обнаженно, надрывно или гармонично и идеально в пластике тела, в рисунке спектакля, в единстве костюма и персонажа. Световые контрасты, бликовые отражения и ассоциации органично вплетены в сюжет постановок. Иногда кажется, что из тьмы вырастает самое большое зло мира – беспринципность жизненных идеалов, идущая от «Ревизора» и продолжающаяся в трансформированных квартирах, улицах, лицах и характерах событий нынешних. Классика и современность, мистика и реальность сплетены в такой пучок взрывов эмоций и чувств, что порой вздрагиваешь от тонко подмеченных изменений и доминанте вечных ценностей человеческих. Театр показывает нас самих – но мы-то разные, поэтому и репертуар многолик, многопланов, а экспериментальные пути решения темы и сюжета гениальны в воплощении простом и необычном. Так, в гоголевском шедевре «сохранены» не все герои: кто-то деформирован до неузнаваемости, кто-то гротескно вытеснен из-под уличного фонаря, как из камеры порока, кто-то естественные поступки низводит до грубовато-низменных инстинктов… Необычно, емко, громогласно прочитаны классик и его бессмертное творение. По определению самой труппы, это «спектакль-происшествие, болезненный и отчаянный смех над самим собой, звучащий в мистической и почти эсхатологической атмосфере. Это настоящий Гоголь — противоречивый, разносторонний, всеохватывающий, демонстрирующий жизнь во всей ее полноте».
Мухтар Ауэзов прекрасно и поистине уникально преподнесен в пластической драме «Карагоз». Простота костюмов и богатство немецкого языка, многогранность и красота казахского быта и мелодики бескрайней степи слились в продуманной до мелочей хореографии и режиссуре Натальи Дубс и Фдориано Бильбао. «Карагоз» - спектакль-читка с элементами танц-театра, синтез поэтического слова и хореографического действа, где метафоричность, образность и поэтичность казахской речи передаются средствами современного танца – пластики, мимики, жестов и движения. Немецкий театр придал «Карагоз» совершенно новое звучание, пространственность и многомерность. Отмечу, что данная постановка – совместный проект Республиканского немецкого драматического театра и Гете-института Казахстан. Проект удачный, с которым нужно знакомиться: глубинные мотивы и интонации подмечены искренне и очень смело, мастерски и профессионально.
Гастроли театра в Караганде удались на славу: овации зала не смолкали после каждого спектакля. Труппу благодарили за необычное прочтение произведений, оригинальность в воплощении.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Влюбленный в Магнитку 23.01.2018

    Жизнь фотолетописца Казахстанской Магнитки Алексея Бондаренко была настолько насыщенной, что спустя годы память о нем светла, а его снимки, репродукции и графика поражают одухотворенностью, красотой и величием. Работу свою он знал, как академик, и его любовь с фотографией была взаимной. Это доказывает фотовыставка «История города через призму объектива» в Темиртауском историко-краеведческом музее.

  • Писать для всех 23.01.2018

    Карагандинские поэты продолжают издавать собственные книги. В прошлом году мы писали о Вадиме Киме, который выпустил свой небольшой сборник - кстати, не первый, а в декабре прошлого года свою книгу из типографии получили поэты Юлия Кургузкина и Олег Русских.

  • Одиночество как достоинство 20.01.2018

    Третья по счету персональная выставка карагандинской художницы Розы Абусевой получила название «Нереальности одиночества». За пять лет, с момента ее предыдущей экспозиции, в творчестве Розы изменилось немало, но ее стиль по-прежнему узнаваем: романтический, полетный, в обаятельных пастельных тонах. Одиночество в понимании самой Розы Абусевой - это не побег от реальности или от общения: речь идет об отстраненности от забот и прихотей сиюминутной жизни, о погружении в мир гармонии и мечты, которая может осуществиться. Этот внутренний мир, говорит художница, делает нас богаче.

  • Сотворение чуда 18.01.2018

    По многочисленным просьбам карагандинцев Академический оркестр казахских народных инструментов им. Таттимбета повторил новогодний концерт. В «Шалкыме» вновь не было свободного места, а каждый номер программы заканчивался продолжительными аплодисментами.

  • Растопили стужу 16.01.2018

    Праздничное выступление в Концертном зале «Шалкыма» организовал областной татаро-башкирский этнокультурный центр «Ихлас». Впервые такое мероприятие его участники провели вне своих семей, решив подарить необыкновенное настроение карагандинцам. Творческую встречу, посвященную началу нового года, руководитель центра «Ихлас» Анвар Керейбаев начал с поздравлений. Отметив, что Караганда - это кузница кадров, которая славится своими шахтерами и металлургами, Анвар Бегимович от имени всего этнокультурного объединения поздравил в первую очередь их, пожелав крепкого здоровья и успехов во всем.

  • Прекрасное - в простом 16.01.2018

    В Абайском городском парке культуры и отдыха установлены две архитектурные композиции, посвященные молодой семье и воину-интернационалисту. Их изготовил талантливый абайский художник Рашид Кидрасов, который в рамках программы «Туған жер» создал несколько красивых скульптур, отражающих культурное наследие казахского народа.

  • Краски детства 13.01.2018

    В областном музее изобразительного искусства открылась выставка работ учеников школы искусств № 1. Экспозиция привлекает разнообразием техник, поражает искренностью и чистотой, которая может быть свойственна только детям. Настоящий праздник красок ждут каждый год: выставка работ учеников отделения изобразительного искусства школы искусств № 1 стала доброй традицией, и в этот раз она особенно разнообразна. Кроме работ самих учеников, здесь представлены и творения учащихся филиалов на базе средней школы № 81, школы-гимназии № 102 и других. В музее собраны сотни работ, а их авторам - от 4 до 17 лет. Среди экспонатов - композиции и пленарные этюды, наброски и произведения живописи, графики, скульптуры. 

  • Домбра, кобыз и шлягер 10.01.2018

    Успешные музыкальные эксперименты всегда заметны, и карагандинский дуэт «ДиАр» - тому доказательство. Музыканты нашли свою «фишку» в том, что исполняют бессмертные хиты на домбре и прима-кобызе. Дуэт «ДиАр» 10 лет назад собрал вместе Динару Хасанову, которая играет на прима-кобызе, и домбриста Армана Айнабаева. Первым в их репертуаре стал кюй «Адай» Курмангазы, а название коллектива сложилось из первых двух букв имен музыкантов.