10 октября 2017 года 968

Шаг в необычность

Автор: Наталия ИНЖЕВСКАЯ

В нашем городе успешно завершились гастроли Республиканского немецкого драматического театра из Алматы. Всего четыре вечерних спектакля были удивительными часами встречи с необычным, оригинальным прочтением классики и современности с точки зрения поколения ХХI века.

Изначально немецкий театр возник как необходимая форма связи между немцами в той социальной среде, в которой они оказались. Это было продиктовано объективными причинами: сохранение духовных и культурных традиций народа было приоритетным.
В 1991 году при помощи правительства Германии была открыта Немецкая театральная академия на базе Казахского государственного института театра и кино им. Т. Жургенова. В 1994 году академия выпустила две актерские группы, которые новым потоком влились в состав немецкого театра. Это были молодые люди, уже жившие в другом государстве, в других культурных и социальных условиях. Театр вдохнул глоток свежего воздуха.
А сейчас идет уже четвертый период в развитии театра, плодотворный и яркий, что подтверждают увиденные карагандинцами спектакли. В 2000 году Алматинский немецкий театр получил групповую стипендию на 6 человек: режиссеры и актеры живут и работают в Германии полгода, а свой труд – два спектакля по М. Балиане и О. Ирванце – привезли на родину в Казахстан. Артисты побывали на крупных фестивалях и с гастролями в Германии, Голландии, Бельгии, Австрии, Чехии, России, где достойно представляли казахстанское театральное искусство, что и являлось реализацией идеологии труппы, которую можно выразить девизом: «Немецкий театр – это окно для Казахстана в Европу и окно для Европы в Казахстан».
Деятельность коллектива на современном этапе – это инновационная направленность в постановочном процессе. Немецкий театр получает титул экспериментального, «стирающего границы», и активно работает над сохранением культурных ценностей немецкого народа и выходом на новый уровень, налаживая контакты с современным театральным сообществом. И не случайно директором команды становится Наталья Дубс – режиссер, актриса, хореограф, педагог, руководитель театральных семинаров в разных городах республики, театральной лаборатории на съезде немецкой молодежи Центральной Азии и России в Алматы. К числу ее заслуг можно отнести организацию первого национального конкурса «Друг детства» в Астане, участие в международных театральных форумах и фестивалях в Германии, Чехии, Австрии, Корее. Наталья отмечена дипломом «За творческие достижения и вклад в развитие деятельности сценического искусства Казахстана». Это действительно творческий человек.
- Мы были в Караганде с гастролями два года назад, - рассказала руководитель театра. – И сейчас привезли на суд зрителей новые спектакли, в которых языком тела, звуков, света и формы повествуется о наболевшем, о том, что волнует сегодняшнего человека. Мы не только представляем, знакомим, но и воплощаем на сцене эстетику европейского театра, эстетику инновационную. Мы хотим быть интересными сегодня и сейчас, быть в диалоге со зрителем.
Театр преподносит уже знакомые истины обнаженно, надрывно или гармонично и идеально в пластике тела, в рисунке спектакля, в единстве костюма и персонажа. Световые контрасты, бликовые отражения и ассоциации органично вплетены в сюжет постановок. Иногда кажется, что из тьмы вырастает самое большое зло мира – беспринципность жизненных идеалов, идущая от «Ревизора» и продолжающаяся в трансформированных квартирах, улицах, лицах и характерах событий нынешних. Классика и современность, мистика и реальность сплетены в такой пучок взрывов эмоций и чувств, что порой вздрагиваешь от тонко подмеченных изменений и доминанте вечных ценностей человеческих. Театр показывает нас самих – но мы-то разные, поэтому и репертуар многолик, многопланов, а экспериментальные пути решения темы и сюжета гениальны в воплощении простом и необычном. Так, в гоголевском шедевре «сохранены» не все герои: кто-то деформирован до неузнаваемости, кто-то гротескно вытеснен из-под уличного фонаря, как из камеры порока, кто-то естественные поступки низводит до грубовато-низменных инстинктов… Необычно, емко, громогласно прочитаны классик и его бессмертное творение. По определению самой труппы, это «спектакль-происшествие, болезненный и отчаянный смех над самим собой, звучащий в мистической и почти эсхатологической атмосфере. Это настоящий Гоголь — противоречивый, разносторонний, всеохватывающий, демонстрирующий жизнь во всей ее полноте».
Мухтар Ауэзов прекрасно и поистине уникально преподнесен в пластической драме «Карагоз». Простота костюмов и богатство немецкого языка, многогранность и красота казахского быта и мелодики бескрайней степи слились в продуманной до мелочей хореографии и режиссуре Натальи Дубс и Фдориано Бильбао. «Карагоз» - спектакль-читка с элементами танц-театра, синтез поэтического слова и хореографического действа, где метафоричность, образность и поэтичность казахской речи передаются средствами современного танца – пластики, мимики, жестов и движения. Немецкий театр придал «Карагоз» совершенно новое звучание, пространственность и многомерность. Отмечу, что данная постановка – совместный проект Республиканского немецкого драматического театра и Гете-института Казахстан. Проект удачный, с которым нужно знакомиться: глубинные мотивы и интонации подмечены искренне и очень смело, мастерски и профессионально.
Гастроли театра в Караганде удались на славу: овации зала не смолкали после каждого спектакля. Труппу благодарили за необычное прочтение произведений, оригинальность в воплощении.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Карлсон вернулся! 26.04.2018

    Наконец-то в нашем городе поставили спектакль о любимом всеми детьми «мужчине в расцвете сил». В студии кукол «Буратино» Карагандинского академического театра музыкальной комедии состоялась премьера сказки «Самый лучший Карлсон».  Спектакль получился ярким, волшебным и веселым. Музыку написал наш композитор Евгений Зюбенко, который сотрудничает с КАТМК в течение многих лет и которого теперь по праву можно назвать детским композитором.

  • Только страсть должна выводить вас на сцену! 26.04.2018

    Валентина Филипповна Ипатова. С ее именем в Караганде связан полувековой период наполнения культурного пространства по многим направлениям. Конечно, прежде всего это балет, который она создала с нуля, с первого балетного класса, открытого в 1948 году при Доме пионеров, и до репертуарного балетного театра, который спустя годы насчитывал полтора десятка названий. Через классы ее студий и театра прошли сотни карагандинских детей и подростков. К ней тянулась молодежь, которая просто хотела танцевать, и взрослые люди, которые волей судьбы не завершили творческого образования и в годы войны и репрессий оказались в Караганде. Художники и актеры - она дала им возможность прикоснуться к миру балетного театра, реализоваться в нем, подарила радость многим людям по обе стороны рампы. Зрители Караганды, придя на спектакли своего балета, узнали и полюбили искусство танца.

  • Звездный час - для вас 21.04.2018

    Карагандинский академический театр музыкальной комедии знаменит многими проектами, в том числе теми, которые дают шанс непрофессионалам узнать, каков он - труд артиста. Несколько лет назад проект «Народная оперетта» подарил нашей публике «Собаку на сене» Лопе де Вега с участием обычных карагандинцев, а в этом году театр вновь планирует подобное мероприятие, но уже под названием «Мой звездный час».

  • Гармония линий и красок 21.04.2018

    Разнообразие техник и жанров, стилистических решений в этом году демонстрирует традиционная весенняя выставка областного Союза художников. Яркие краски экспозиции дарят зрителям оптимистическое весеннее настроение, передают необыкновенную красоту многоликого мира. После многих лет молчания продемонстрировала свои работы Ляззат Тынбаева, работающая в традиционной технике вышивки, в которой она решает сложные композиции из истории казахов. Интересную картину «Баксы» в технике художественного войлока представила Евгения Шульц. Великолепный бронзовый «Бык» Сергея Чеченова, мастера анималистической скульптуры, стал украшением выставки.

  • С любовью из Канады 19.04.2018

    Казахстан все больше привлекает взоры мировых звезд разных жанров. Караганда принимает артистов джаза из США, звезд оперы из европейских стран, инструменталистов из Азии и ближнего зарубежья. Добралась до нас и Канада: на днях в городе выступил певец и музыкант Адам Гонтье с акустической программой. Концерты под гитару всегда звучат интимнее, нежели выступления с полным звуковым сопровождением других инструментов. Они позволяют сблизиться с публикой и быть со зрителем на ты. Эту цель и преследовал канадский музыкант, известный как бывший солист рок-группы «Three Days Grace», а ныне коллектива «Saint Asonia». Впрочем, обе эти группы - постоянные участники и хедлайнеры мировых рок-фестивалей, их альбомы не сходят с вершин зарубежных хит-парадов, а некоторые получили звание платиновых.

  • Петербургские встречи 19.04.2018

    «Казань брал, Астрахань брал, Ревель брал, Шпака - не брал», - эту знаменитую цитату из «Иван Васильевич меняет профессию» можно перефразировать в «Казань брал, Санкт-Петербург брал»: Карагандинский русский драматический театр им. К.С. Станиславского в начале апреля «взял» северную столицу России и успешно выступил с «Ревизором» Н.В. Гоголя.

  • Кадры из жизни 14.04.2018

    Карагандинец Константин Павленко убежден: фотография обретает жизнь, будучи напечатанной. Мы храним снимки в телефонах, но они могут исчезнуть, помещаем их на диски, а те могут просто сломаться. Константин - не только фотограф: он всегда увлекался спортом, работал переводчиком и преподавателем.

  • Весна в ритме степа 14.04.2018

    Степ-группа «Алтын Батыр» снова порадует карагандинцев концертом: коллектив выступит на сцене Дворца культуры горняков. В программе - не только собственно ирландский степ, которым «Алтын Батыр» и знаменит, но и танцевальные номера российского хореографа-постановщика Сергея Назарова.