07 октября 2017 года 1446

Угольный «ажиотаж»

Автор: Асель ЖЕТПИСБАЕВА

Жители Караганды не могут запастись углем на зиму. Организации, занимающиеся доставкой топлива, записывают желающих в очередь. В Караганде сложилась парадоксальная ситуация: жители города, который по праву считается шахтерским, не могут приобрести уголь. Сегодня дефицит твердого топлива является одной из самых обсуждаемых тем.  Карагандинка Ботагоз Дуйсенбаева в конце сентября, отправившись на одно из угледобывающих предприятий, была поражена, узнав, что сможет рассчитывать на поставку топлива только через три недели.  - Я крайне возмущена тем, что мы живем в угольной столице Казахстана и у нас нет угля. Более того, чтобы приобрести его, необходимо вставать в очередь за месяц вперед, - отметила она.

“Тайный покупатель”
Так ли страшен черт, как его малюют? Оказалось, да. Чтобы убедиться в этом, достаточно было сделать несколько звонков по объявлениям, изобилующим в интернете. Часть номеров была отключена, часть поставщиков не посчитала нужным ответить на звонок. Очевидно, сейчас им попросту нечего предложить потенциальным клиентам. Проще отмолчаться.
Правда, удалось найти продавца, готового хоть сейчас отправить машину по нужному адресу. Цена приемлемая - 8 тысяч тенге за тонну. Но вряд ли кто-то поспешит воспользоваться этим, на первый взгляд, выгодным предложением - в наличии у поставщика лишь саранский уголь марки К-12, который не пользуется большим спросом у потребителей.
Второму продавцу был задан вопрос о наличии у него конкретного угля - шубаркульского и “рапид”, и обязательно “орешка”. Ответ разочаровал: продукцию Шубаркульского разреза нужной фракции ждать не приходится, уголь “рапид”, стоимость которого составляет 11-12 тысяч тенге, придется ожидать не меньше недели. Был предложен “орешек” с месторождения Жалын по 13 тысяч тенге за тонну. Но его поступление также планируется лишь к концу недели. Единственный вариант - записаться в очередь и ждать.
Представитель одной из компаний, специализирующихся на доставке угля, объяснил причину нехватки - его попросту не успевают добывать. Заготовленные летом объемы уже полностью реализованы, и сейчас предприятия работают с колес.
- Население заранее не подготовилось к зиме, что в итоге вылилось в такую ситуацию. Есть мнение, что уголь специально держат на складах, чтобы потом резко поднять цены. Это далеко не так. Сейчас самый пик продаж, и мы, как никто другой, заинтересованы в реализации. Если принимать во внимание особенности рынка, то очень скоро спрос спадет. Но на сегодня разрезы не в состоянии обеспечить нас продукцией. При этом в Караганде угля достаточно, не нужно думать, что он в одночасье закончился.
Можно было бы свалить вину на компании, которые занимаются непосредственно добычей твердого топлива. Но не получается. Так, в Ассоциации предприятий угольной промышленности “Гефест” сообщили, что их предприятия работают в штатном режиме и отгружают продукцию в обычных объемах. Дефицит в “Гефесте” назвали обычным сезонным явлением:
- Поток покупателей увеличился, соответственно, угля не хватает. Люди стоят в очереди, но это нормально. Всем хорошо известна пословица: “Готовь сани летом”. То же можно сказать и об угле.
С этим на 100 процентов согласен и директор фирмы “Рапид” Андрей Белов. Он считает, что ажиотаж породила нерасторопность владельцев частного жилья, вовремя не озаботившихся покупкой топлива. В качестве второй причины он назвал желание карагандинцев запастись непременно “орешком” - фракцией 20-50 миллиметров. Предприятие не в состоянии покрыть потребность города - такой уголь составляет 10 процентов (10-15 тысяч тонн в год) от общей добычи.
По словам Андрея Белова, начиная с мая и по август, склады компании были полны “орешка”. Однако желающие не спешили выстраиваться в очередь.
- Мы предоставляли в акимат информацию, в которой говорится, что, по состоянию на 25 сентября, количество потребителей из числа населения составило всего 0,7 процента от добычи, но при этом нельзя забывать о наших обязательствах по ранее заключенным контрактам,- отметил директор фирмы.
Он также уверен, что в нагнетании обстановки виноваты и перекупщики, которые наживаются на потребностях населения. Чем больше шумиха - тем больше их прибыль.
Карагандинцы не согласны с такой постановкой вопроса. Для многих семей это не дешевая покупка - копить приходится все лето. А что касается перекупщиков... Сейчас они сами вынуждены по 3-4 дня стоять в очереди на погрузку, чтобы получить машину драгоценного груза. Такими темпами вряд ли удастся много заработать.

Сезонное явление
Заместитель руководителя управления промышленности и индустриально-инновационного развития Карагандинской области Кайрат Шорманбаев не отрицает, что население в настоящее время не может приобрести печное топливо. И это притом, что только в этом году по итогам девяти месяцев, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, добыча увеличилась на 12 процентов. Например, только в сентябре было добыто более двух миллионов тонн, что, по сути, полностью покрывает потребность жителей частного сектора.
- На рынке уголь есть. С Шубаркульского разреза ежедневно приходит порядка 20-25 вагонов. Кроме того, в местах оптовой реализации в областном центре и близлежащих городах топливо отпускается стабильно. Однако резко наступившие холода, очевидно, подстегнули потребительский спрос. То есть тот объем закупа, который раньше осуществлялся в период с сентября по декабрь, в этом году пришелся на октябрь, - отметил он.
И объяснил, что угледобывающие предприятия не могут оперативно реагировать на столь резкие изменения рынка, так как это связано с определенными технологическими процессами.
По словам Кайрата Госмановича, сотрудники управления звонили по объявлениям в интернете, чтобы выяснить, насколько быстро частники могут доставить уголь. На первый взгляд, вроде бы все в порядке - в течение 1-2 дней. Но опять же, у одного из продавцов в наличии лишь мелкий уголь марок К-10, К-12 и шлам. Но карагандинцы не желают топить печи рядовым углем, которого на складах угледобывающих предприятий в избытке.
Тем не менее, по поручению акима области Ерлана Кошанова управление совместно с департаментом по регулированию естественных монополий и защите конкуренции приступило к выяснению причин возникшего дефицита. В настоящий момент проводится мониторинг рынка с целью определения его доминантов, выявления фактов ценового сговора и необоснованного завышения цен.
В конечном итоге напрашивается только один вывод - дефицит порожден резко повысившимся спросом населения. Более того, можно предположить, что карагандинцы страдают из-за жителей соседних областей. Об этом можно судить по тому факту, что в очередях на погрузку стоит большое количество машин с номерными знаками других регионов. Где-то прозвучала мысль о том, что всему виной нехватка вагонов, вследствие чего в Караганду потянулись караваны грузовиков. Но АО “НК “Казахстан темир жолы” заверило областной акимат в том, что на сегодня имеется порядка 170 вагонов и перевозчик по заявкам предоставляет их в необходимом количестве.
Коллаж Линара ГАЛИМОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Технологии меняют цвет 14.12.2017

    Если сравнивать уровень энергоэффективности на примере светофора, то в Германии уже вовсю горит зеленый, а в Казахстане мигает, еще только собираясь переключиться, желтый.

  • Технологии бережливых 12.12.2017

    Энергоэффективные межотраслевые технологии в промышленности обсуждались в ходе семинара в Караганде, который прошел по инициативе АО «Институт развития электроэнергетики и энергосбережения» в партнерстве с Немецким энергетическим агентством DENA.

  • Экология развития 12.12.2017

    Выполнение природоохранных мероприятий промышленными гигантами Карагандинской области по итогам девяти месяцев 2017 года не дотянуло и до половины необходимого объёма. При запланированном на 2017 вложении 15,2 млрд тенге собственных средств в улучшение экологической ситуации, фактически за январь-сентябрь было освоено лишь 6,6 млрд тенге (44%).

  • Сувенир расскажет всё 09.12.2017

    Подготовка и проведение «ЭКСПО-2017» дали мощный импульс развитию ремесленничества и Fashion-индустрии, которое в нашей области намерены всячески поддерживать. Какими инструментами, средствами и мероприятиями - обсуждалось на круглом столе с участием акимата области, палаты предпринимателей, партии «Нұр Отан». 

     

     

  • На защите интересов 09.12.2017

    Профсоюз сельского хозяйства обсудил вопросы развития социального партнерства в Жезказган-Улытауском регионе.

  • На свободу - с добром 09.12.2017

    Сразу в двух исправительных учреждениях Карагандинской области - АК-159/18 в Карабасе и АК-159/20 в Долинке - будет реализовываться республиканский пилотный проект «Реабилитационная тюрьма». Вопросы его запуска и проведения обсуждались на заседании консультативно-совещательного органа под председательством заместителя акима Карагандинской области Жандоса Абишева.

  • Аргументы качества 09.12.2017

    При ремонте коммунальных сетей, который проводился в этом году по проспекту Строителей на Юго-Востоке Караганды, использовалась запорная арматура завода «Бемер арматура». Это означает, что служить она будет не менее 30 лет - гарантированное немецкое качество. Если монополист не поскупился и уложил в траншеи еще и хорошие трубы, то жители этой части города на долгие десятилетия будут избавлены от неудобств и перебоев с теплом и водой.

  • Бренд: сделано руками 09.12.2017

    В Казахстане стартовала программа брендирования изделий ремесленников. Организаторы - Международная организация «Еxpo&Women», комитет этнодизайна и ремесленничества и общественный фонд «KazBrands», считают, что этот шаг является требованием времени, свидетельством огромного потенциала отечественных мастеров, а также инструментом их поддержки.