07 октября 2017 года 421

Угольный «ажиотаж»

Автор: Асель ЖЕТПИСБАЕВА

Жители Караганды не могут запастись углем на зиму. Организации, занимающиеся доставкой топлива, записывают желающих в очередь. В Караганде сложилась парадоксальная ситуация: жители города, который по праву считается шахтерским, не могут приобрести уголь. Сегодня дефицит твердого топлива является одной из самых обсуждаемых тем.  Карагандинка Ботагоз Дуйсенбаева в конце сентября, отправившись на одно из угледобывающих предприятий, была поражена, узнав, что сможет рассчитывать на поставку топлива только через три недели.  - Я крайне возмущена тем, что мы живем в угольной столице Казахстана и у нас нет угля. Более того, чтобы приобрести его, необходимо вставать в очередь за месяц вперед, - отметила она.

“Тайный покупатель”
Так ли страшен черт, как его малюют? Оказалось, да. Чтобы убедиться в этом, достаточно было сделать несколько звонков по объявлениям, изобилующим в интернете. Часть номеров была отключена, часть поставщиков не посчитала нужным ответить на звонок. Очевидно, сейчас им попросту нечего предложить потенциальным клиентам. Проще отмолчаться.
Правда, удалось найти продавца, готового хоть сейчас отправить машину по нужному адресу. Цена приемлемая - 8 тысяч тенге за тонну. Но вряд ли кто-то поспешит воспользоваться этим, на первый взгляд, выгодным предложением - в наличии у поставщика лишь саранский уголь марки К-12, который не пользуется большим спросом у потребителей.
Второму продавцу был задан вопрос о наличии у него конкретного угля - шубаркульского и “рапид”, и обязательно “орешка”. Ответ разочаровал: продукцию Шубаркульского разреза нужной фракции ждать не приходится, уголь “рапид”, стоимость которого составляет 11-12 тысяч тенге, придется ожидать не меньше недели. Был предложен “орешек” с месторождения Жалын по 13 тысяч тенге за тонну. Но его поступление также планируется лишь к концу недели. Единственный вариант - записаться в очередь и ждать.
Представитель одной из компаний, специализирующихся на доставке угля, объяснил причину нехватки - его попросту не успевают добывать. Заготовленные летом объемы уже полностью реализованы, и сейчас предприятия работают с колес.
- Население заранее не подготовилось к зиме, что в итоге вылилось в такую ситуацию. Есть мнение, что уголь специально держат на складах, чтобы потом резко поднять цены. Это далеко не так. Сейчас самый пик продаж, и мы, как никто другой, заинтересованы в реализации. Если принимать во внимание особенности рынка, то очень скоро спрос спадет. Но на сегодня разрезы не в состоянии обеспечить нас продукцией. При этом в Караганде угля достаточно, не нужно думать, что он в одночасье закончился.
Можно было бы свалить вину на компании, которые занимаются непосредственно добычей твердого топлива. Но не получается. Так, в Ассоциации предприятий угольной промышленности “Гефест” сообщили, что их предприятия работают в штатном режиме и отгружают продукцию в обычных объемах. Дефицит в “Гефесте” назвали обычным сезонным явлением:
- Поток покупателей увеличился, соответственно, угля не хватает. Люди стоят в очереди, но это нормально. Всем хорошо известна пословица: “Готовь сани летом”. То же можно сказать и об угле.
С этим на 100 процентов согласен и директор фирмы “Рапид” Андрей Белов. Он считает, что ажиотаж породила нерасторопность владельцев частного жилья, вовремя не озаботившихся покупкой топлива. В качестве второй причины он назвал желание карагандинцев запастись непременно “орешком” - фракцией 20-50 миллиметров. Предприятие не в состоянии покрыть потребность города - такой уголь составляет 10 процентов (10-15 тысяч тонн в год) от общей добычи.
По словам Андрея Белова, начиная с мая и по август, склады компании были полны “орешка”. Однако желающие не спешили выстраиваться в очередь.
- Мы предоставляли в акимат информацию, в которой говорится, что, по состоянию на 25 сентября, количество потребителей из числа населения составило всего 0,7 процента от добычи, но при этом нельзя забывать о наших обязательствах по ранее заключенным контрактам,- отметил директор фирмы.
Он также уверен, что в нагнетании обстановки виноваты и перекупщики, которые наживаются на потребностях населения. Чем больше шумиха - тем больше их прибыль.
Карагандинцы не согласны с такой постановкой вопроса. Для многих семей это не дешевая покупка - копить приходится все лето. А что касается перекупщиков... Сейчас они сами вынуждены по 3-4 дня стоять в очереди на погрузку, чтобы получить машину драгоценного груза. Такими темпами вряд ли удастся много заработать.

Сезонное явление
Заместитель руководителя управления промышленности и индустриально-инновационного развития Карагандинской области Кайрат Шорманбаев не отрицает, что население в настоящее время не может приобрести печное топливо. И это притом, что только в этом году по итогам девяти месяцев, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, добыча увеличилась на 12 процентов. Например, только в сентябре было добыто более двух миллионов тонн, что, по сути, полностью покрывает потребность жителей частного сектора.
- На рынке уголь есть. С Шубаркульского разреза ежедневно приходит порядка 20-25 вагонов. Кроме того, в местах оптовой реализации в областном центре и близлежащих городах топливо отпускается стабильно. Однако резко наступившие холода, очевидно, подстегнули потребительский спрос. То есть тот объем закупа, который раньше осуществлялся в период с сентября по декабрь, в этом году пришелся на октябрь, - отметил он.
И объяснил, что угледобывающие предприятия не могут оперативно реагировать на столь резкие изменения рынка, так как это связано с определенными технологическими процессами.
По словам Кайрата Госмановича, сотрудники управления звонили по объявлениям в интернете, чтобы выяснить, насколько быстро частники могут доставить уголь. На первый взгляд, вроде бы все в порядке - в течение 1-2 дней. Но опять же, у одного из продавцов в наличии лишь мелкий уголь марок К-10, К-12 и шлам. Но карагандинцы не желают топить печи рядовым углем, которого на складах угледобывающих предприятий в избытке.
Тем не менее, по поручению акима области Ерлана Кошанова управление совместно с департаментом по регулированию естественных монополий и защите конкуренции приступило к выяснению причин возникшего дефицита. В настоящий момент проводится мониторинг рынка с целью определения его доминантов, выявления фактов ценового сговора и необоснованного завышения цен.
В конечном итоге напрашивается только один вывод - дефицит порожден резко повысившимся спросом населения. Более того, можно предположить, что карагандинцы страдают из-за жителей соседних областей. Об этом можно судить по тому факту, что в очередях на погрузку стоит большое количество машин с номерными знаками других регионов. Где-то прозвучала мысль о том, что всему виной нехватка вагонов, вследствие чего в Караганду потянулись караваны грузовиков. Но АО “НК “Казахстан темир жолы” заверило областной акимат в том, что на сегодня имеется порядка 170 вагонов и перевозчик по заявкам предоставляет их в необходимом количестве.
Коллаж Линара ГАЛИМОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Уголь повышенного спроса 17.10.2017

    Как сообщил заместитель акима Карагандинской области Алмас Айдаров на аппаратном совещании в акимате области, количество вагонов с шубаркульским углем, отгружаемых для региона, было увеличено вдвое. В настоящее время в сутки отгружается порядка 60 вагонов, а не 20-30, как раньше, подчеркнул он.

  • Когда тарифы встретятся 17.10.2017

    В Караганде введут электронную систему оплаты за проезд в автобусах; проверяющие обзаведутся видеорегистраторами и планшетами; оформить подключение к инфраструктуре владельцы бизнеса смогут через энергетический ЦОН по принципу "одного окна". Эти и другие вопросы обсуждались на очередном заседании комиссии по делам предпринимательства под руководством акима области.

  • «Глухая» зона 14.10.2017

    Иллюстрация к басне Крылова «Лебедь, рак и щука» лучше всего подходит для ситуации нынешних взаимоотношений образования, науки и бизнеса. Каждый развивается сам по себе, а вот совместная работа клеится с трудом. Отсюда и отсутствие ярких результатов, малое количество инноваций и изобретений. О том, как «поженить» бизнес на науке, решали на первом Совете по науке под руководством акима области Ерлана Кошанова. Ученые и преподаватели вузов области рассказали главе региона о своих достижениях, пожаловались на проблемы и попросили помощи в налаживании связей с предприятиями области.

  • Аграрный тандем 14.10.2017

    Результаты внедрения инновационных технологий в сельское хозяйство, а также сложности бытового уровня, с которыми приходится сталкиваться сельчанам, стали основной темой рабочей поездки акима области Ерлана Кошанова в Жанааркинский район. Глава региона посетил крестьянское хозяйство «Ескене», созданное в 1991 году и являющееся самым крупным семенно-племенным крестьянским хозяйством Жанааркинского района. На его базе работают: племенное крестьянское хозяйство «Жанболат», машинно-техническая станция ТОО «МТС Жанаарка» (кампании по проведению весенне-полевых и уборочных работ), а также ТОО «TITEC ESKENE», реализующее органические удобрения «HUMIN PLUS». Специализация хозяйства - разведение казахской белоголовой породы коров. Сегодня здесь насчитывается 753 головы крупного рогатого скота, в том числе 426 коров.

  • Как найти деньги на новые впечатления? 12.10.2017

    Что вас радует? Наверное, многие ответят – семья, друзья, возможно, любимая работа. Да, все это окружает нас в повседневной жизни. Но что оставит в вашей душе незабываемые впечатления и сохранится в памяти на многие годы? Один из самых бурных источников положительных эмоций – это путешествие. Смена обстановки – это не только лучший отдых, но еще и элемент саморазвития. Многие из нас мечтают о покорении новых горизонтов, но не знают, где найти на это деньги.  

  • Во всем виноват спрос? 12.10.2017

    Ситуация вокруг печного топлива вышла далеко за пределы региона. Во вторник этот вопрос даже стал предметом обсуждения на заседании Правительства. Накал страстей не спадает, спрос по-прежнему высок. Непонятно одно: в чем кроется корень проблемы?  В акимате области решили расставить все точки над “i”. Заместитель главы региона Алмас Айдаров заверил, что в нашей области нет проблем с производством угля - по итогам девяти месяцев, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, объем добычи увеличился на 1,5 миллиона тонн. Анализ, проведенный акиматом, показал, что традиционно жители Карагандинской области закупают уголь в период с сентября по ноябрь. В этом году пик реализации пришелся на октябрь. 

  • Качество вместо объема 12.10.2017

    Жатва зерновых и зернобобовых культур практически завершена в Казахстане. Прошлая неделя задержала ход работ, но наступившее в выходные потепление позволило закончить уборочные работы в большинстве регионов. В том числе 100% площадей обмолочены в Карагандинской области. Согласно сводке Министерства сельского хозяйства РК, урожай зерна 2017 года в стране сложился в объеме порядка 21,5 млн тонн. Это на 2 млн тонн меньше, чем в прошлом, необычайно благоприятном году. Нынешний сезон был прямо противоположным по погодным условиям. Все лето стояла сильная жара, а уровень осадков оказался намного ниже нормы. Карагандинские хлеборобы почувствовали засуху на себе сильнее аграриев других регионов страны. В результате урожайность зерна в Карагандинской области оказалась самой низкой в Казахстане - 10,1 ц/га (в прошлом году - 14 ц/га). А максимального успеха добились в Кызылординской области, где «на круг» вышло по 51,7 ц/га. А в среднем по стране урожайность составила 14,2 центнера с гектара против 15,4 ц/га годом ранее.

  • «Зеленый» запас экономики 12.10.2017

    В Абайском районе на Шерубай-Нуринском участке, где реализуется проект по разведке и добыче метана, осваиваются опытно-промышленные скважины. И то, что идея подчинения этого углеводорода нуждам человека вполне осуществима, подтверждают загоревшиеся на степных просторах газовые факелы. Руководствуясь Посланием Главы государства и поручением, данным в Стратегии «Казахстан-2050», где говорится о развитии нетрадиционных источников углеводородного сырья и вариантах газификации страны, создании в Казахстане новой топливно-энергетической отрасли, в Карагандинской области взялись за разработку технологии промышленного освоения метана. В частности, на Шерубай-Нуринском участке проект претворяет в жизнь АО «НК «СПК «Сарыарка» совместно с АО «КазТрансГаз» и привлечением местных ученых. Здесь пробурено 8 скважин, из которых три разведочные, с отбором керна, и пять опытно-промышленные.