07 октября 2017 года 2054

Угольный «ажиотаж»

Автор: Асель ЖЕТПИСБАЕВА

Жители Караганды не могут запастись углем на зиму. Организации, занимающиеся доставкой топлива, записывают желающих в очередь. В Караганде сложилась парадоксальная ситуация: жители города, который по праву считается шахтерским, не могут приобрести уголь. Сегодня дефицит твердого топлива является одной из самых обсуждаемых тем.  Карагандинка Ботагоз Дуйсенбаева в конце сентября, отправившись на одно из угледобывающих предприятий, была поражена, узнав, что сможет рассчитывать на поставку топлива только через три недели.  - Я крайне возмущена тем, что мы живем в угольной столице Казахстана и у нас нет угля. Более того, чтобы приобрести его, необходимо вставать в очередь за месяц вперед, - отметила она.

“Тайный покупатель”
Так ли страшен черт, как его малюют? Оказалось, да. Чтобы убедиться в этом, достаточно было сделать несколько звонков по объявлениям, изобилующим в интернете. Часть номеров была отключена, часть поставщиков не посчитала нужным ответить на звонок. Очевидно, сейчас им попросту нечего предложить потенциальным клиентам. Проще отмолчаться.
Правда, удалось найти продавца, готового хоть сейчас отправить машину по нужному адресу. Цена приемлемая - 8 тысяч тенге за тонну. Но вряд ли кто-то поспешит воспользоваться этим, на первый взгляд, выгодным предложением - в наличии у поставщика лишь саранский уголь марки К-12, который не пользуется большим спросом у потребителей.
Второму продавцу был задан вопрос о наличии у него конкретного угля - шубаркульского и “рапид”, и обязательно “орешка”. Ответ разочаровал: продукцию Шубаркульского разреза нужной фракции ждать не приходится, уголь “рапид”, стоимость которого составляет 11-12 тысяч тенге, придется ожидать не меньше недели. Был предложен “орешек” с месторождения Жалын по 13 тысяч тенге за тонну. Но его поступление также планируется лишь к концу недели. Единственный вариант - записаться в очередь и ждать.
Представитель одной из компаний, специализирующихся на доставке угля, объяснил причину нехватки - его попросту не успевают добывать. Заготовленные летом объемы уже полностью реализованы, и сейчас предприятия работают с колес.
- Население заранее не подготовилось к зиме, что в итоге вылилось в такую ситуацию. Есть мнение, что уголь специально держат на складах, чтобы потом резко поднять цены. Это далеко не так. Сейчас самый пик продаж, и мы, как никто другой, заинтересованы в реализации. Если принимать во внимание особенности рынка, то очень скоро спрос спадет. Но на сегодня разрезы не в состоянии обеспечить нас продукцией. При этом в Караганде угля достаточно, не нужно думать, что он в одночасье закончился.
Можно было бы свалить вину на компании, которые занимаются непосредственно добычей твердого топлива. Но не получается. Так, в Ассоциации предприятий угольной промышленности “Гефест” сообщили, что их предприятия работают в штатном режиме и отгружают продукцию в обычных объемах. Дефицит в “Гефесте” назвали обычным сезонным явлением:
- Поток покупателей увеличился, соответственно, угля не хватает. Люди стоят в очереди, но это нормально. Всем хорошо известна пословица: “Готовь сани летом”. То же можно сказать и об угле.
С этим на 100 процентов согласен и директор фирмы “Рапид” Андрей Белов. Он считает, что ажиотаж породила нерасторопность владельцев частного жилья, вовремя не озаботившихся покупкой топлива. В качестве второй причины он назвал желание карагандинцев запастись непременно “орешком” - фракцией 20-50 миллиметров. Предприятие не в состоянии покрыть потребность города - такой уголь составляет 10 процентов (10-15 тысяч тонн в год) от общей добычи.
По словам Андрея Белова, начиная с мая и по август, склады компании были полны “орешка”. Однако желающие не спешили выстраиваться в очередь.
- Мы предоставляли в акимат информацию, в которой говорится, что, по состоянию на 25 сентября, количество потребителей из числа населения составило всего 0,7 процента от добычи, но при этом нельзя забывать о наших обязательствах по ранее заключенным контрактам,- отметил директор фирмы.
Он также уверен, что в нагнетании обстановки виноваты и перекупщики, которые наживаются на потребностях населения. Чем больше шумиха - тем больше их прибыль.
Карагандинцы не согласны с такой постановкой вопроса. Для многих семей это не дешевая покупка - копить приходится все лето. А что касается перекупщиков... Сейчас они сами вынуждены по 3-4 дня стоять в очереди на погрузку, чтобы получить машину драгоценного груза. Такими темпами вряд ли удастся много заработать.

Сезонное явление
Заместитель руководителя управления промышленности и индустриально-инновационного развития Карагандинской области Кайрат Шорманбаев не отрицает, что население в настоящее время не может приобрести печное топливо. И это притом, что только в этом году по итогам девяти месяцев, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, добыча увеличилась на 12 процентов. Например, только в сентябре было добыто более двух миллионов тонн, что, по сути, полностью покрывает потребность жителей частного сектора.
- На рынке уголь есть. С Шубаркульского разреза ежедневно приходит порядка 20-25 вагонов. Кроме того, в местах оптовой реализации в областном центре и близлежащих городах топливо отпускается стабильно. Однако резко наступившие холода, очевидно, подстегнули потребительский спрос. То есть тот объем закупа, который раньше осуществлялся в период с сентября по декабрь, в этом году пришелся на октябрь, - отметил он.
И объяснил, что угледобывающие предприятия не могут оперативно реагировать на столь резкие изменения рынка, так как это связано с определенными технологическими процессами.
По словам Кайрата Госмановича, сотрудники управления звонили по объявлениям в интернете, чтобы выяснить, насколько быстро частники могут доставить уголь. На первый взгляд, вроде бы все в порядке - в течение 1-2 дней. Но опять же, у одного из продавцов в наличии лишь мелкий уголь марок К-10, К-12 и шлам. Но карагандинцы не желают топить печи рядовым углем, которого на складах угледобывающих предприятий в избытке.
Тем не менее, по поручению акима области Ерлана Кошанова управление совместно с департаментом по регулированию естественных монополий и защите конкуренции приступило к выяснению причин возникшего дефицита. В настоящий момент проводится мониторинг рынка с целью определения его доминантов, выявления фактов ценового сговора и необоснованного завышения цен.
В конечном итоге напрашивается только один вывод - дефицит порожден резко повысившимся спросом населения. Более того, можно предположить, что карагандинцы страдают из-за жителей соседних областей. Об этом можно судить по тому факту, что в очередях на погрузку стоит большое количество машин с номерными знаками других регионов. Где-то прозвучала мысль о том, что всему виной нехватка вагонов, вследствие чего в Караганду потянулись караваны грузовиков. Но АО “НК “Казахстан темир жолы” заверило областной акимат в том, что на сегодня имеется порядка 170 вагонов и перевозчик по заявкам предоставляет их в необходимом количестве.
Коллаж Линара ГАЛИМОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • К жатве всё готово 20.09.2018

    В нынешнем сезоне в Карагандинской области один из самых низких темпов уборки зерна по стране. На 15 сентября было скошено лишь 23,5% площадей. Причина - дождливая погода, которая не позволяет выйти в поле технике. Однако синоптики обещают тёплое и сухое «окно» на две ближайшие недели. В этот период аграриям нужно успеть завершить жатву. По данным управления сельского хозяйства региона, в текущем году уборочная площадь зерновых и зернобобовых культур в Карагандинской области составляет 826 тыс. гектаров, из них пшеницы - 623,9 тыс. га, ячменя - 174,1 тыс. га, овса - 17,9 тыс. га, 10,1 тыс. га - бобовых и 17,1 тыс. гектаров - масличных культур. Также предстоит провести уборку картофеля на площади 9287 гектаров и овощей - 1442 гектара.

  • Лидеры по эмиссиям 20.09.2018

    Проблему загрязения окружающей среды и выбросов вредных веществ в атомсферу поднял Глава государства во время рабочей поездки в Карагандинскую область. Нурсултан Назарбаев дал ряд конкретных поручений по вопросам социально-экономического развития области. Наряду с другими Президент поручил принять комплексные меры по оздоровлению экологической обстановки. В области уже решаются вопросы по Темиртау - идет реализация плана по улучшению экологии. Теперь надо комплексно решать вопрос по другим регионам и в целом по области. Эти и другие вопросы вице-министр энергетики РК Сабит Нурлыбай обсуждал на встрече с руководителями промышленных предприятий и государственных управлений.

  • Отопительный резон 18.09.2018

    О том, что отчеты чиновников часто расходятся с действительностью, в очередной раз подтвердила внезапная проверка, устроенная акимом области. Вчера на аппаратном совещании Ерлан Кошанов на примере Жанааркинского района, где, по отчетам, объекты соцкультбыта были обеспечены необходимым запасом угля, рассказал о том, что лично убедился, как цифрами можно ловко жонглировать... Нынешний год для угольной Караганды - рекордный. Если в прошлом году из недр было извлечено 32 миллиона тонн угля, то в текущем ожидается порядка 38 миллионов. Что же касается угля для бытовых нужд населения, то его, по приблизительным подсчетам, будет 4,8 миллиона тонн, тогда как ранее эта цифра не доходила и до 4 миллионов.

  • Хлебное дело 18.09.2018

    Мировой тренд в сельском хозяйстве - точное земледелие - стали использовать на полях Осакаровского района. Эта инновационная автоматизированная система облегчает работу аграриев и повышает урожайность и прибыльность за счет сокращения расходов на выращивание продукции. О том, как это выглядит на практике, ознакомился аким области Ерлан Кошанов в ходе своей рабочей поездки.

  • Как покорить столицу 18.09.2018

    Десять меморандумов о сотрудничестве между застройщиками Астаны и предприятиями Карагандинской области подписано в ходе делового форума и выставки товаропроизводителей «Межрегиональное сотрудничество: Астана - Карагандинская область». Строительная индустрия - одна из наиболее перспективных отраслей экономики, которую целесообразно развивать в нашем регионе, учитывая его близость к растущей столице (за 20 лет в нее вложено 8 триллионов инвестиций), а также задачу, поставленную Президентом страны: сделать Караганду городом-миллионником. В настоящее время в области ведется большая работа по формированию строительного кластера, налаживаются кооперативные связи с бизнесом Астаны. 

  • С теплом в каждый дом 18.09.2018

    ТОО «Теплотранзит Караганда» завершает подготовку к предстоящему отопительному сезону. Лето осталось позади, и сегодня на повестке дня стоит главный вопрос - начало отопительного сезона. Подготовка к нему начинается загодя, и в течение теплого сезона энергетикам предстоит проделать большой объем работы. О том, что было сделано в рамках ремонтной кампании, подробно рассказал технический директор ТОО «Теплотранзит Караганда» Александр Акишин.

  • АЗС накроются прибором 15.09.2018

    Владельцам АЗС рекомендуется закупать оборудование, параллельно начав монтажные работы по установке контрольных приборов учета (КПУ). На это у продавцов ГСМ осталось всего 3 месяца, напоминают налоговые органы. Как уже сообщалось, работать по новым правилам с 1 января 2019 года должны все АЗС столицы и крупных городов. Специальные приспособления для измерения качества и количества нефтепродуктов будут не только фиксировать данные, но и передать их в режиме онлайн в Комитет госдоходов МФ РК. На остальных АЗС областного и районного значения установка приборов начнется с января 2021 года. По данным региональной палаты предпринимателей, пока лишь 140 АЗС из 201 действующей в областном центре и городах областного и районного значения уже установили КПУ и готовы без страха встретить нововведения. До 2021 года приборы должны быть уже и в селах, на данный момент там 72 заправочные станции.

  • ЭПОХА РЕФИНАНСА 13.09.2018

    Кредит – именно так выглядит один из самых популярных запросов в Google на территории стран СНГ. Жизнь в кредит стала нормой для нашего общества, потому что это удобно и позволяет не откладывать свои желания и яркие моменты жизни на «потом». Но у любой монеты есть две стороны.