05 октября 2017 года 397

Затерянная судьба

Автор: Нина КРАМЕР

В 2009 году в нашей газете вышла статья «Эйфертова башня», в которой научный сотрудник музея ИЗО Айгуль Омарова рассказала о репрессированном художнике Владимире Эйферте, проведшем последние годы жизни в Караганде. Эта публикация вдохновила карагандинскую пенсионерку и общественницу Людмилу Андриюк на поиски информации о художнике, в частности, места последнего приюта Эйферта.

Владимир Эйферт - очень известный художник в 20-30-х годах прошлого столетия. Прекрасный искусствовед, он был экспертом по антиквариату в торговых представительствах Германии, Швеции, Австрии, Франции. С 1936-го по 1939 год являлся директором Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. С 1939 года - член Союза художников СССР. В 1941 году его выслали из Москвы за немецкую фамилию. Попал в Карагандинскую область, где и прожил до конца своих дней.
Профессия Людмилы Павловны не связана с искусством, но ее отец, художник Павел Андриюк, оставил после себя не только множество работ, но и передал дочери по наследству трепетное отношение к творческим людям. Заинтересовавшись судьбой Эйферта, Людмила узнала о том, что в настоящее время никому из карагандинцев достоверно неизвестно, где находится могила репрессированного художника.
Владимир Эйферт умер в 1960 году, через несколько лет скончалась его супруга. Родственников в Караганде у них не было, поэтому долгое время могилу никто не навещал, и, собственно, никто не мог сказать, где она находится. Людмила и ее знакомые пытались искать могилу самостоятельно на пришахтинском кладбище, но их попытки успехом не увенчались.
Помогла им также неравнодушная к этой истории подруга Людмилы Ольга Ясинская. Она предложила обратиться к известному краеведу Юрию Попову. Ответ знатока истории нашего края не заставил себя ждать. Юрий Григорьевич прислал фото могилы художника, сделанное много лет назад. Если приглядеться, на изображении видно, что стекло на фото, установленном на стандартном металлическом памятнике, треснуло, и могила неухожена. Пенсионерки приготовились к новому этапу поиска: на пришахтинском кладбище вблизи Михаило-Архангельского собора очень много могил, и среди них немало заброшенных.
- Юрий Григорьевич сказал нам: ориентиром станет звезда, установленная на верхушке памятника, - рассказывает Людмила Андриюк. - Пока не увидела фотографию, думала, что на верхушке могилы крест. И даже по фото мы нашли могилку не сразу, только на второй день - немного вправо от аллеи мы отыскали заветный памятник. Честно говоря, там чудом под слоем ржавчины сохранились буквы его фамилии и слово «художник». Могила заросла бурьяном, мы побежали в церковь, попросили грабли. Благо кроме Оли со мной были еще двое мужчин: художник Юрий Забара и фотограф из Санкт-Петербурга, бывший карагандинец Николай Мастеров.
Даже после уборки могила известного художника, педагога, эксперта производит удручающее впечатление. Старый обелиск, действительно со звездой на верхушке, почернел от времени, так же, как и ограда и соседний памятник с крестом, на котором невозможно разобрать никаких букв. Безымянное надгробие как будто наклонилось к звезде Эйферта. Скорее всего, это памятник его супруге.
- Это был второй и довольно поздний брак Владимира Александровича, - говорит научный сотрудник музея ИЗО Айгуль Омарова, - и скорее всего, счастливый. Вторая жена разделила с репрессированным художником его судьбу, приехала из Москвы в далекий холодный край. Да еще незадолго до этого Эйферт перенес инсульт и был частично парализован. Семью поселили в маленьком совхозе имени А. Пушкина (ныне село Акбел Бухаржырауского района) в комнатке при школе. Здесь Эйферт был сторожем, учетчиком, бухгалтером. Им с супругой было очень тяжело, но тем не менее художник находил средства, чтобы пересылать посылки с провизией в Астрахань для бывшей жены и дочери. Затем он где-то в 1943 году был переведен в клуб при шахте им. Кирова художником-оформителем. После войны, в 1947 году, ему было разрешено открыть при этом клубе изостудию. Здесь он раскрылся как педагог. Многие его ученики позже построили успешную карьеру художников. Его по праву можно назвать первоучителем всех карагандинских мастеров кисти, основателем художественной школы.
Эйферт очень трепетно относился к ученикам. Возможно, это объясняется тяжелым детством художника. Мать Владимира Эйферта была простой женщиной из немецких поселений Поволжья. Отец работал провизором в Саратове. Владимир родился вне брака, и мать, боясь позора, уехала с годовалым ребенком в Астрахань. Трудилась кухаркой, прачкой, делала уборку в домах. И все, что удавалось выручить, тратила на ребенка, пытаясь дать ему достойное образование. В 17 лет Владимир окончил четырехклассное городское училище в Астрахани. Первые годы работал маляром, подмастерьем у частных подрядчиков, ретушёром у фотографа. Художественный талант, природная способность к оценке произведений искусства и встречи с известными людьми помогли Эйферту стать известной персоной в мире искусства в молодом советском государстве.
Эйферт давал максимум знаний своим ученикам. Даже после выпуска он держал связь со всеми своими подопечными. Наверное, поэтому, после смерти Эйферта его супруга Елизавета Сутулова завещала все картины одному из любимых учеников мастера Юрию Евсееву, члену Союза художников СССР. Карагандинского областного музея изобразительного искусства тогда еще не было, поэтому часть работ Евсеев передал в Государственный музей искусств имени А. Кастеева, другую часть оставил разным художественным мастерским. Позже руководители мастерских передадут картины Эйферта в областной музей ИЗО. И сейчас в фондах 14 работ мастера, в основном пейзажи и портреты.
Фото автопортрета Эйферта работники музея недавно установили на его надгробии. Конечно, на могиле нужно провести большую работу и прежде всего - изготовить достойный памятник человеку такого масштаба. Но пока средств у музея на эти цели нет. Инициативная группа собирается обратиться к властям области, спонсорам и меценатам с просьбой помочь увековечить память выдающегося деятеля искусств так, как он того заслужил.
Фото Линара ГАЛИМОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Распятый символ 17.10.2017

    Девушки в венках, мужчины в вышиванках и главный символ украинской культуры - рушник в бронзе - так отметили в Карагандинской греко-католической церкви Покрова Пресвятой Богородицы сразу несколько значимых для украинского народа дат. 
    -14 октября украинцы, как многие другие христиане, празднуют Покров Пресвятой Богородицы. Эта же дата является Днем вооруженных сил и Днем защитника Украины, - начал свое выступление Временный поверенный в делах Украины в РК Володимир Джиджора. - Также мы вспоминаем сегодня наших земляков, которые были высланы с территории Украины в 40-е годы.

  • Вечная память потомков 17.10.2017

    В Темиртауском историко-культурном центре Первого Президента прошла областная научно-практическая конференция «Движение «Алаш» - предвестник независимости», посвященная 100-летию национально-освободительного движения «Алаш». Во встрече приняли участие соратники Президента РК, представители областного управления культуры, архивов и документации, акимата г. Темиртау, потомки деятелей движения «Алаш» и жертв политических репрессий, ученые, сотрудники музеев области. 

  • Повороты судьбы Бориса Фортунатова, или Первый проектант Каркаралинского заповедника 14.10.2017

    (Окончание. Начало в номере от 10.10.2017 г.)

    В своих набросках Б.К. Фортунатов - не только ценитель красивых уголков степи. Он твердо стоит на их защите. И видит, как даже в слабо заселенных районах степь изрезана пятнами пахоты и перелогов и «утрачен ряд характерных растительных стадий». Стремительные масштабы освоения земель создают обстановку, когда организация заповедника становится абсолютно неотложной.

  • Возвращение к истокам 14.10.2017

    Сотрудники библиотеки им. Н.В. Гоголя подготовили для посетителей необычную книжную выставку «Латинский алфавит - требование времени». На стеллажах все желающие могут увидеть подборку газет, журналов и авторских трудов, в которых подробно разъясняется необходимость перехода казахского алфавита на латинскую графику. 

  • Сохранить звучание 14.10.2017

    Студентка академии «Болашак» Айгерим Усеинбеккызы новость о переходе казахского алфавита на латинскую графику восприняла позитивно: Казахстан может и должен выходить на мировой уровень. Вместе со своими однокурсниками Айгерим побывала на очередном обсуждении проекта нового алфавита в карагандинском Доме дружбы.

  • Сохранить культуру языка 12.10.2017

    В Карагандинской библиотеке им. Н.В. Гоголя появилось первое издание на латинице. Как известно, книга - лучший подарок. А если это книга на казахском языке, напечатанная латинской графикой, то такое издание можно назвать бесценным даром.  Вот и коллектив областной универсальной научной библиотеки им. Н.В. Гоголя пережил радостное событие - 9 октября в ее стенах состоялся торжественный прием-передача книги «Batьrlar» с подписанием соответствующего акта. Несмотря на то, что библиотека работает с 1934 года, в ее фондах до нынешнего дня не было ни одного издания на латинице. Очевидно, в силу того, что век латинской графики в КазССР был недолгим - с 1923-го по 1939 год. 

  • Красота из провинции 12.10.2017

    Детская художественная школа им. А. Исмаилова Клуба ЮНЕСКО г. Шахтинска стала региональным координатором международного проекта - конкурса рисунков «Дети рисуют мир». Республиканский знак, врученный директору школы, означает, что маленькая провинциальная школа заработала огромный авторитет ...

  • Споры о двух буквах 10.10.2017

    Жаркие дискуссии по поводу введения в Казахстане нового латинского алфавита казахского языка продолжаются. На днях кандидат филологических наук Курмангазы Сембиев из академии "Болашак" провел встречу с учащимися городских школ в ДК Нового Майкудука. Дети с интересом прослушали лекцию профессора об изменениях в графической системе языка.