05 октября 2017 года 797

Затерянная судьба

Автор: Нина КРАМЕР

В 2009 году в нашей газете вышла статья «Эйфертова башня», в которой научный сотрудник музея ИЗО Айгуль Омарова рассказала о репрессированном художнике Владимире Эйферте, проведшем последние годы жизни в Караганде. Эта публикация вдохновила карагандинскую пенсионерку и общественницу Людмилу Андриюк на поиски информации о художнике, в частности, места последнего приюта Эйферта.

Владимир Эйферт - очень известный художник в 20-30-х годах прошлого столетия. Прекрасный искусствовед, он был экспертом по антиквариату в торговых представительствах Германии, Швеции, Австрии, Франции. С 1936-го по 1939 год являлся директором Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. С 1939 года - член Союза художников СССР. В 1941 году его выслали из Москвы за немецкую фамилию. Попал в Карагандинскую область, где и прожил до конца своих дней.
Профессия Людмилы Павловны не связана с искусством, но ее отец, художник Павел Андриюк, оставил после себя не только множество работ, но и передал дочери по наследству трепетное отношение к творческим людям. Заинтересовавшись судьбой Эйферта, Людмила узнала о том, что в настоящее время никому из карагандинцев достоверно неизвестно, где находится могила репрессированного художника.
Владимир Эйферт умер в 1960 году, через несколько лет скончалась его супруга. Родственников в Караганде у них не было, поэтому долгое время могилу никто не навещал, и, собственно, никто не мог сказать, где она находится. Людмила и ее знакомые пытались искать могилу самостоятельно на пришахтинском кладбище, но их попытки успехом не увенчались.
Помогла им также неравнодушная к этой истории подруга Людмилы Ольга Ясинская. Она предложила обратиться к известному краеведу Юрию Попову. Ответ знатока истории нашего края не заставил себя ждать. Юрий Григорьевич прислал фото могилы художника, сделанное много лет назад. Если приглядеться, на изображении видно, что стекло на фото, установленном на стандартном металлическом памятнике, треснуло, и могила неухожена. Пенсионерки приготовились к новому этапу поиска: на пришахтинском кладбище вблизи Михаило-Архангельского собора очень много могил, и среди них немало заброшенных.
- Юрий Григорьевич сказал нам: ориентиром станет звезда, установленная на верхушке памятника, - рассказывает Людмила Андриюк. - Пока не увидела фотографию, думала, что на верхушке могилы крест. И даже по фото мы нашли могилку не сразу, только на второй день - немного вправо от аллеи мы отыскали заветный памятник. Честно говоря, там чудом под слоем ржавчины сохранились буквы его фамилии и слово «художник». Могила заросла бурьяном, мы побежали в церковь, попросили грабли. Благо кроме Оли со мной были еще двое мужчин: художник Юрий Забара и фотограф из Санкт-Петербурга, бывший карагандинец Николай Мастеров.
Даже после уборки могила известного художника, педагога, эксперта производит удручающее впечатление. Старый обелиск, действительно со звездой на верхушке, почернел от времени, так же, как и ограда и соседний памятник с крестом, на котором невозможно разобрать никаких букв. Безымянное надгробие как будто наклонилось к звезде Эйферта. Скорее всего, это памятник его супруге.
- Это был второй и довольно поздний брак Владимира Александровича, - говорит научный сотрудник музея ИЗО Айгуль Омарова, - и скорее всего, счастливый. Вторая жена разделила с репрессированным художником его судьбу, приехала из Москвы в далекий холодный край. Да еще незадолго до этого Эйферт перенес инсульт и был частично парализован. Семью поселили в маленьком совхозе имени А. Пушкина (ныне село Акбел Бухаржырауского района) в комнатке при школе. Здесь Эйферт был сторожем, учетчиком, бухгалтером. Им с супругой было очень тяжело, но тем не менее художник находил средства, чтобы пересылать посылки с провизией в Астрахань для бывшей жены и дочери. Затем он где-то в 1943 году был переведен в клуб при шахте им. Кирова художником-оформителем. После войны, в 1947 году, ему было разрешено открыть при этом клубе изостудию. Здесь он раскрылся как педагог. Многие его ученики позже построили успешную карьеру художников. Его по праву можно назвать первоучителем всех карагандинских мастеров кисти, основателем художественной школы.
Эйферт очень трепетно относился к ученикам. Возможно, это объясняется тяжелым детством художника. Мать Владимира Эйферта была простой женщиной из немецких поселений Поволжья. Отец работал провизором в Саратове. Владимир родился вне брака, и мать, боясь позора, уехала с годовалым ребенком в Астрахань. Трудилась кухаркой, прачкой, делала уборку в домах. И все, что удавалось выручить, тратила на ребенка, пытаясь дать ему достойное образование. В 17 лет Владимир окончил четырехклассное городское училище в Астрахани. Первые годы работал маляром, подмастерьем у частных подрядчиков, ретушёром у фотографа. Художественный талант, природная способность к оценке произведений искусства и встречи с известными людьми помогли Эйферту стать известной персоной в мире искусства в молодом советском государстве.
Эйферт давал максимум знаний своим ученикам. Даже после выпуска он держал связь со всеми своими подопечными. Наверное, поэтому, после смерти Эйферта его супруга Елизавета Сутулова завещала все картины одному из любимых учеников мастера Юрию Евсееву, члену Союза художников СССР. Карагандинского областного музея изобразительного искусства тогда еще не было, поэтому часть работ Евсеев передал в Государственный музей искусств имени А. Кастеева, другую часть оставил разным художественным мастерским. Позже руководители мастерских передадут картины Эйферта в областной музей ИЗО. И сейчас в фондах 14 работ мастера, в основном пейзажи и портреты.
Фото автопортрета Эйферта работники музея недавно установили на его надгробии. Конечно, на могиле нужно провести большую работу и прежде всего - изготовить достойный памятник человеку такого масштаба. Но пока средств у музея на эти цели нет. Инициативная группа собирается обратиться к властям области, спонсорам и меценатам с просьбой помочь увековечить память выдающегося деятеля искусств так, как он того заслужил.
Фото Линара ГАЛИМОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Молодежи - о Лидере 12.12.2017

    К Дню Первого Президента Казахстана  государственный архив нашей области провел тематический урок для студентов коммерческого колледжа, учеников ресурсного центра профильного обучения общеобразовательной школы № 5 и кадетского класса основной школы № 21.

  • В долине Керней 12.12.2017

    (Окончание. Начало в номерах от 28 ноября, 9 декабря 2017 г.)

  • Дыхание Родины 09.12.2017

    В его биографию вместилось столько событий, что трудно представить, как он смог быть на этом сложном историческом фоне еще и прекрасным композитором, чутко улавливающим дыхание родной земли. В этом году народному артисту СССР, народному артисту Казахстана, педагогу, общественному и политическому деятелю Еркегали Рахмадиеву исполнилось бы 85 лет.

  • "Аяла" приглашает друзей 09.12.2017

    Образцовому хореографическому ансамблю «Аяла» в 2018 году исполнится 20 лет. За это время коллектив покорил мир, побывав везде, разве что не в Австралии. Но главное - в ансамбле всегда царит атмосфера дружбы и любви, а потому все его выпускники вспоминают жизнь в волшебном мире танца с теплом.

  • В долине Керней 09.12.2017

    (Продолжение. Начало в номере от 28 ноября 2017 года)

  • Веление времени 07.12.2017

    Несмотря на то, что проект нового алфавита казахского языка на основе латинской графики уже утвержден Президентом Нурсултаном Назарбаевым, информационно-разъяснительная работа продолжается. Библиотеки принимают в ней непосредственное участие, и наряду с областной универсальной научной библиотекой им. Н.В. Гоголя очередная встреча состоялась в филиале № 29 центральной библиотечной системы нашего региона.

  • Легенды Улытау 05.12.2017

    Огромный туристический потенциал Карагандинской области в настоящий момент используется далеко не полностью. Развитие этого направления, помимо очевидных экономических преимуществ, позволит самим казахстанцам глубже узнать историю своего края и своей страны. Об этом Глава государства Нурсултан Назарбаев говорил, представляя программу «Туған жер».

     

  • Востребованная реформа 05.12.2017

    Переход государственного языка на латиницу - вопрос не политический, а филологический, направленный на развитие языка в контексте модернизации общественного сознания. Вместе с тем это новшество может более адекватно отражать фонетический строй казахского языка.