30 сентября 2017 года 899

«Аскар» - не «Оскар»

Автор: Анна СТРОКОВА

Кинофестивали в Караганде - событие редкое: «Террикон», случившийся несколько лет назад, пропал без вести. Возродить традицию призван фестиваль любительского кино «Аскар», прошедший в конце сентября. Однако стоит поговорить не только о том, насколько он хорош, но и о том, какими фильмами его наполнили. Идейный вдохновитель события - руководитель карагандинского киноклуба Владимир Зуев. Фестиваль направлен на поддержку и развитие любительского кино, видеотворчества и выявление талантов. 

Работы для «Аскара» сначала оценивала экспертная группа - в нее вошли карагандинские режиссеры и операторы, видеографы, актеры, фотографы и ваша покорная слуга. Мы просматривали все фильмы и ролики, прежде чем они попали к жюри. К финалу «Аскара» определили победителей в 13 номинациях, а принятых заявок было около 70. Судьями стали главный редактор службы новостей и ведущий «Пятого канала» Рушан Бараев, актер театра и кино Андрей Белавин, руководитель студии звукозаписи и рекламы «Zvuk.Asia» Дмитрий Аюпов, член независимого продюсерского центра «Казтелефильм» Игорь Васьков, режиссер, актер и сценарист Андрей Попов.
Финал фестиваля прошел в формате «Золотого глобуса»: приглашенных финалистов, жюри и гостей расположили за столиками арт-клуба «Садре». По мнению Владимира Зуева, наибольшее число хороших видео прислали из Астаны, Алматы, Кокшетау, но они попали в номинацию «Вне конкурсной программы» и с карагандинскими работами не соревновались.
Круг тем, затронутых участниками, широк: они исследовали интерес к технологиям, проблемы алкоголизма и ранней беременности, людского равнодушия, вопросы детей с особыми потребностями, проблему коррупции. В конкурсе соревновались рекламные и социальные ролики, игровые фильмы, стоп-моушен анимация (пластилиновые мультфильмы), таймлапсы (ускоренная интервальная съемка) и вайны (видео меньше минуты).
Однако игровым фильмам не хватало актерской игры и четкого проговаривания реплик, хорошей операторской работы, монтажа звука - а то и всего сразу, что зарубало идею на корню. Много роликов прислали в номинацию «Клип на авторскую песню». Большинство из них содержали сцены из жизни на простенький текст под музыку или пафосный рэп. Достойными, на мой взгляд, оказались три клипа: «Без тебя» Антона Половникова и Антонины Теведжиди с хорошей операторской работой, «Старый пес» от «Rock's time», текст и атмосфера которого берут за душу, и «Чито-грито» группы «Номады», в которой речь шла о бездомных людях. И вроде бы, «Чито-грито» забавен, но забава грустная: главный герой, выполняющий нелепую работу, в итоге трагически кончает жизнь самоубийством.
Что же получается? Проще снять конвейерный клип, положить пафосную рифмовку на музыку, сотворить подобие песен Тимати? Кстати, один такой «шедевр» взял «Аскар» в номинации «Лучший клип на авторскую песню» - «Делай как Скинэр» Антона Павлова на творение Саши Скинэра. Победители сетовали, что их композиции не находят зрителя в родном городе, но, полагаю, это вопрос риторический.
Другой пример «зарубания на корню» - не попавшая в финал короткометражка «Выбор Али» о коррупции. У главного героя пропадает девушка - ее погубили во дворе его дома, но преступник - сын чиновника, а потому обвиняют Али. Сюжет идет к концу, напряжение нарастает - но съемка, игра актеров и монтаж звука портят весь фильм.
Вернемся к хорошему. Фильм карагандинца Александра Кирьянова «Тайны спящего Саяна» о живописных местах нашего края получил «Аскар» за лучший монтаж и лучшую режиссуру. Статуэтку за лучшую работу оператора и лучший таймлапс забрали Евгений Ткаченко и Александр Кузнецов с видеороликом «Karaganda Cathedral», где собор Пресвятой Девы Марии Фатимской показан во всей красе. Лучшим социальным роликом признан «9 регион» Айжан Абдрахмановой, повествующий об области через представителей разных профессий, а награду в категории «Лучший рекламный ролик» взяла художница Альмира Ахметова за рекламу своей студии «Plastilin». Лучшим вайном признан «Жертва whatsapp» Самата Сарсембаева о том, как коварны голосовые сообщения, в номинации «Лучшая стоп-моушен анимация» выиграла Валерия Ан с фильмом «Поздравление».
Игровой фильм «Занавес» начинающего режиссера Алевтины Алтуниной о жизненном крахе успешной театральной актрисы, поддавшейся алкогольной зависимости, собрал сразу три «Аскара» - за лучший игровой фильм, актерский состав и сценарий. Фильм снят специально к фестивалю, а картина выгодно выделяется: монтаж, звук, свет, игра актеров - все на «пятерку». Алевтина убеждена: в кино нужно показывать не «мишуру», а реалии жизни.
Члены жюри - Игорь Васьков и Андрей Попов, представивший на встрече трейлер своего триллера «Трудно быть Ван Гогом», - имеют самое прямое отношение к кино. И разные мнения о работах фестиваля.
- Половина была так себе - что вижу, то снимаю, - заключил Игорь. - Однако наши все же были лучше внеконкурсных. Кроме того, не стоит ставить игровой фильм и вайн в категорию «Лучшая операторская работа». В игровом фильме это труд, в вайне - пришел-увидел-снял.
- То же самое с режиссурой, - дополнил Андрей. - Нельзя в этой категории сравнивать документалистику, игровой фильм и социальный ролик. Но надо учитывать, что это фестиваль любительского кино, а Караганда - город не киношный.
Ошибки, подытожил Игорь Васьков, случаются на многих фестивалях, их всегда можно исправить. Среди плюсов Андрей отметил удобную удаленную систему голосования, что исключило споры между судьями. Так же поступают и на «Оскаре», итоги которого не известны до последнего. А церемония награждения, добавили судьи, получилась даже лучше, чем столичная: без лишнего пафоса и по-домашнему.
По словам Владимира Зуева, «Аскар» прошел скромно: спонсорской поддержки почти не было. Все знаменитые фестивали начинались так же, изначально создаваясь на свои средства. Владимир и его команда настроены продолжить свое дело и сделать «Аскар» ежегодным. А я надеюсь, что фестиваль не только закрепится в Караганде, но и наполнится хорошими фильмами.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Молодежи - о Лидере 12.12.2017

    К Дню Первого Президента Казахстана  государственный архив нашей области провел тематический урок для студентов коммерческого колледжа, учеников ресурсного центра профильного обучения общеобразовательной школы № 5 и кадетского класса основной школы № 21.

  • В долине Керней 12.12.2017

    (Окончание. Начало в номерах от 28 ноября, 9 декабря 2017 г.)

  • Дыхание Родины 09.12.2017

    В его биографию вместилось столько событий, что трудно представить, как он смог быть на этом сложном историческом фоне еще и прекрасным композитором, чутко улавливающим дыхание родной земли. В этом году народному артисту СССР, народному артисту Казахстана, педагогу, общественному и политическому деятелю Еркегали Рахмадиеву исполнилось бы 85 лет.

  • "Аяла" приглашает друзей 09.12.2017

    Образцовому хореографическому ансамблю «Аяла» в 2018 году исполнится 20 лет. За это время коллектив покорил мир, побывав везде, разве что не в Австралии. Но главное - в ансамбле всегда царит атмосфера дружбы и любви, а потому все его выпускники вспоминают жизнь в волшебном мире танца с теплом.

  • В долине Керней 09.12.2017

    (Продолжение. Начало в номере от 28 ноября 2017 года)

  • Веление времени 07.12.2017

    Несмотря на то, что проект нового алфавита казахского языка на основе латинской графики уже утвержден Президентом Нурсултаном Назарбаевым, информационно-разъяснительная работа продолжается. Библиотеки принимают в ней непосредственное участие, и наряду с областной универсальной научной библиотекой им. Н.В. Гоголя очередная встреча состоялась в филиале № 29 центральной библиотечной системы нашего региона.

  • Легенды Улытау 05.12.2017

    Огромный туристический потенциал Карагандинской области в настоящий момент используется далеко не полностью. Развитие этого направления, помимо очевидных экономических преимуществ, позволит самим казахстанцам глубже узнать историю своего края и своей страны. Об этом Глава государства Нурсултан Назарбаев говорил, представляя программу «Туған жер».

     

  • Востребованная реформа 05.12.2017

    Переход государственного языка на латиницу - вопрос не политический, а филологический, направленный на развитие языка в контексте модернизации общественного сознания. Вместе с тем это новшество может более адекватно отражать фонетический строй казахского языка.