28 сентября 2017 года 867

Образование - дело коллективное

Автор: Айман ТУКБАЕВА, депутат Карагандинского областного маслихата, партийный куратор по направлению «Образование», директор КГУ «Опорная школа на базе «Комплекс школа-детсад»

22 сентября в Сенате Парламента РК прошли Парламентские слушания на тему «Состояние, проблемы и перспективы законодательного регулирования системы среднего образования». Это явилось своеобразным подарком к профессиональному празднику - Дню учителя. Мы, педагогические работники, почувствовали заботу и поддержку народных избранников.

Мероприятие открыла председатель комитета по социально-культурному развитию и науке Сената Бырганым Айтимова, которая отметила необходимость изменения подходов к развитию системы образования в условиях, когда от повышения уровня человеческого капитала зависят устойчивый рост экономики и конкурентоспособность государства. С вступительным словом к участникам обратился председатель Сената Касым-Жомарт Токаев. Он отметил, что не наличие у страны минеральных ресурсов, а образовательная конкурентоспособность ее граждан является фактором успеха нации. Поэтому казахстанцам, особенно это касается молодого поколения, необходимо обладать набором качеств, востребованных XXI веком.
Спикер Сената назвал переход казахского языка на латинскую графику задачей стратегической важности и напомнил, что Глава государства Н. Назарбаев считает переход на латиницу «шагом к интеграции в глобальную систему науки и образования, обеспечению нашего духовного единства». Он высказал ряд критических замечаний в отношении качества среднего образования, присуждений образовательных грантов, низкого качества учебников. По словам К. Токаева, при всех инновациях нельзя идти вопреки здравому смыслу и профильному министерству предстоит в срочном порядке ликвидировать эти системные недостатки, наносящие серьезный ущерб репутации и качеству казахстанского образования. Глава Сената убежден, что все упущения в сфере образования становятся серьезным фактором внутренней политики, оказывают отрицательное влияние на стабильность в нашей стране.
Вместе с тем спикер высказал поддержку реализации электронной программы «Күнделік», которая соответствует целям стратегии цифровизации Казахстана. В выступлении речь шла и о необходимости повысить статус профессии педагога. Уровень зарплаты работников образования держится в числе самых низких (66% от среднереспубликанского уровня). Председатель Сената призвал Правительство рассмотреть, с учетом экономических реалий, вопрос о повышении доходов учителей. «Высокопрофессиональный и мотивированный учитель - гарантия успеха системы среднего образования. Нам следует более активно и широко мотивировать учителей государственными наградами и премиями, пропагандировать их труд в СМИ. Президент РК Н. Назарбаев призвал сделать образованность ключевой ценностью в системе приоритетов молодежи и определил одним из ключевых направлений духовной модернизации казахстанского общества «культ знаний», - сказал К. Токаев.
С докладом выступил министр образования и науки Ерлан Сагадиев, который проинформировал депутатов о ходе реализации Государственной программы развития образования и науки на 2016-2019 годы. Перед участниками слушаний выступили председатель городского совета родительской общественности города Астаны Гульнар Умарова, директор Республиканской ассоциации частных организаций образования Роза Садыкова, директор департамента по инновациям факультета образования Кембриджского университета Коллин МакЛафлин, учитель гимназии имени К. Нургалиева села Буран Курчумского района Восточно-Казахстанской области Майгуль Нургалиева, учитель гимназии «БЭСТ» города Петропавловска Надежда Заиченко и многие другие.
В своем выступлении я обратила внимание сенаторов на проблемы сельских школ страны. Одной из главных задач современного образования является обеспечение его доступности и качества для обучающихся в малокомплектных школах в соответствии с их образовательными потребностями. Мое выступление - это голос тысяч сельских педагогов, это предоставленная возможность выступить на таком высоком уровне. Наибольшую обеспокоенность вызывают сельские малокомплектные школы из-за их отдаленности от районных и городских центров, отсутствия квалифицированных педагогических кадров, слабой материально-технической базы. В последнее время имеет место тенденция к увеличению количества малокомплектных школ. МКШ в отдаленных аулах являются единственным социально-культурным центром жизнедеятельности населения, оказывают огромное влияние на решение демографических проблем. Закрытие МКШ повлечет негативные социальные и этические последствия. Родители будут стремиться покинуть село и переехать в местность, где есть школа. Иными словами, факт наличия школы на селе - это факт присутствия государства в жизни людей.
Содержание МКШ обходится государству почти в пять раз дороже полнокомплектной образовательной школы. И средств на развитие школ не хватает, так как основная их часть идет на выплату заработной платы педагогам и оплату коммунальных услуг. Среди проблем - слабая инфраструктура: приспособленные здания, отсутствие спортзалов и столовых, привозная вода, надворные удобства, а также недостаточное оснащение новыми информационными технологиями. Показатель подключения к широкополосному интернету - около 50%. Этого недостаточно для полноценного использования ЦОРов, без которых невозможно эффективно организовать на современном уровне учебную деятельность. Еще одно - качество знаний учащихся напрямую зависит от профессионализма педагогов. В сельских школах учителей с высшим образованием, с высшей и первой категорией меньше, чем в городских. В связи с отсутствием педагогической нагрузки из-за малочисленности учащихся один педагог преподает несколько смежных дисциплин. Есть учителя, работающие не по специальности. Имеется дефицит педагогов естественно-математического цикла и английского языка.
Одним из путей решения проблем сельского образования, на наш взгляд, является интеграция опорных школ и МКШ. На базе опорных школ в течение года проходят 3 учебные сессии: установочная, промежуточная и итоговая. Во время сессий организуются занятия по базовым и профильным предметам. Занятия проводятся на основе проектной, учебно-исследовательской деятельности, а также по дополнительному образованию. На организацию сессий требуется от 150 тыс. тенге до 850 тыс. тенге в зависимости от количества детей и расстояния между школами. В межсессионный период образовательный процесс осуществляется на основе дистанционного обучения. При этом используется онлайн- и оффлайн-обучение. Хочу отметить, что опыт работы (с 2001-го по 2010 год) сельского образовательного комплекса Карагандинской области был учтен при внесении в 2011 году дополнений и изменений в Закон РК «Об образовании» - статья 1 пункт 53-2. На сегодня по области 29 опорных школ закреплены за 149 МКШ.
Преимущества опорных школ неоспоримы - повышается качество знаний учащихся в малокомплектных школах и, главное, укрепляются творческие связи между учителями. Одним из эффективных и низко затратных инструментов работы является дистанционное обучение. Использование современных информационно-коммуникационных технологий позволит решить проблему недостатка квалифицированных кадров.
В нашей опорной школе работает дистанционный центр обучения. В результате партнерского сотрудничества с Карагандинским экономическим университетом Казпотребсоюза создана техническая база для информационного центра дистанционного обучения, имеется доступ к электронной библиотеке вуза. Социальное партнерство с образовательной компанией «Bilim Media Group» по внедрению ЦОРов позволило опорной школе стать стажерской площадкой для всего района, улучшить систему дистанционного обучения, следовательно, и качества педагогического процесса.
Основой профессионального роста учителя РЦ является направленность на непрерывное обучение, профессионально-личностное саморазвитие и самосовершенствование, т.е. образование на протяжении всей жизни. Повышение квалификации профессиональной деятельности учителей также осуществляется через организацию методической службы ресурсного центра, сетевые сообщества. Большую пользу приносит партнерство с другими образовательными учреждениями и общественными организациями. В разное время на базе опорной школы проводились республиканские семинары МОН РК, Национальной академией образования им. Ы. Алтынсарина, центром информатизации образования по обучению учителей компьютерной грамотности, использованию электронных учебников, Фондом «Информационные инициативы» - по обучению работе с интернет-ресурсами. Методическая служба Ресурсного центра организовывает onlinе-обучение: семинары, курсы повышения квалификации, проблемные курсы, участие в интернет-конференциях, интернет-уроках с выходом на информационные ресурсы как внутри страны, так и дальнего зарубежья. Учителя, прошедшие такую подготовку, сегодня успешно используют ИКТ в образовательном процессе.
Считаю, что с учетом современных требований по обновлению содержания образования необходимо создать условия для работы опорных школ: исполнительным органам необходимо обеспечить исполнение правоустанавливающих документов по деятельности опорных школ; решить вопрос подвоза учащихся МКШ и учителей-предметников опорных школ; создать условия для организации проживания учащихся во время сессий; обеспечить полноценный доступ к широкополосному интернету и принять меры по обновлению компьютерного парка; введение в каждой опорной школе штатных единиц предметников-тьюторов, консультантов, тренеров; с учетом географии неперспективных малокомплектных школ необходимо открытие интернатов при опорных школах. Без решения подобных проблем опорным школам не решить главную свою задачу - задачу повышения качества знаний учащихся сельских МКШ.
Реализация поставленных задач позволит через целевое финансирование создать новую инфраструктуру МКШ, через развитие инфраструктуры обеспечить государственные гарантии на получение качественного образования, через организацию дистанционного обучения обеспечить равный доступ обучающихся и педагогов к лучшим образовательным ресурсам. Интеграция опорных школ и МКШ создаст условия для непрерывного воспитания в семье и укрепления преемственности поколений, любви к родному селу, что является основной составляющей духовной модернизации подрастающего поколения.
Самое бесценное богатство любого государства - это дети. Нам нужно всем обществом помочь обеспечить конституционное право сельского школьника малокомплектной школы на качественное образование и успешную социализацию в жизни, что приведет к процветанию наших аулов.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Молодежи - о Лидере 12.12.2017

    К Дню Первого Президента Казахстана  государственный архив нашей области провел тематический урок для студентов коммерческого колледжа, учеников ресурсного центра профильного обучения общеобразовательной школы № 5 и кадетского класса основной школы № 21.

  • В долине Керней 12.12.2017

    (Окончание. Начало в номерах от 28 ноября, 9 декабря 2017 г.)

  • Дыхание Родины 09.12.2017

    В его биографию вместилось столько событий, что трудно представить, как он смог быть на этом сложном историческом фоне еще и прекрасным композитором, чутко улавливающим дыхание родной земли. В этом году народному артисту СССР, народному артисту Казахстана, педагогу, общественному и политическому деятелю Еркегали Рахмадиеву исполнилось бы 85 лет.

  • "Аяла" приглашает друзей 09.12.2017

    Образцовому хореографическому ансамблю «Аяла» в 2018 году исполнится 20 лет. За это время коллектив покорил мир, побывав везде, разве что не в Австралии. Но главное - в ансамбле всегда царит атмосфера дружбы и любви, а потому все его выпускники вспоминают жизнь в волшебном мире танца с теплом.

  • В долине Керней 09.12.2017

    (Продолжение. Начало в номере от 28 ноября 2017 года)

  • Веление времени 07.12.2017

    Несмотря на то, что проект нового алфавита казахского языка на основе латинской графики уже утвержден Президентом Нурсултаном Назарбаевым, информационно-разъяснительная работа продолжается. Библиотеки принимают в ней непосредственное участие, и наряду с областной универсальной научной библиотекой им. Н.В. Гоголя очередная встреча состоялась в филиале № 29 центральной библиотечной системы нашего региона.

  • Легенды Улытау 05.12.2017

    Огромный туристический потенциал Карагандинской области в настоящий момент используется далеко не полностью. Развитие этого направления, помимо очевидных экономических преимуществ, позволит самим казахстанцам глубже узнать историю своего края и своей страны. Об этом Глава государства Нурсултан Назарбаев говорил, представляя программу «Туған жер».

     

  • Востребованная реформа 05.12.2017

    Переход государственного языка на латиницу - вопрос не политический, а филологический, направленный на развитие языка в контексте модернизации общественного сознания. Вместе с тем это новшество может более адекватно отражать фонетический строй казахского языка.