28 сентября 2017 года 928

Образование - дело коллективное

Автор: Айман ТУКБАЕВА, депутат Карагандинского областного маслихата, партийный куратор по направлению «Образование», директор КГУ «Опорная школа на базе «Комплекс школа-детсад»

22 сентября в Сенате Парламента РК прошли Парламентские слушания на тему «Состояние, проблемы и перспективы законодательного регулирования системы среднего образования». Это явилось своеобразным подарком к профессиональному празднику - Дню учителя. Мы, педагогические работники, почувствовали заботу и поддержку народных избранников.

Мероприятие открыла председатель комитета по социально-культурному развитию и науке Сената Бырганым Айтимова, которая отметила необходимость изменения подходов к развитию системы образования в условиях, когда от повышения уровня человеческого капитала зависят устойчивый рост экономики и конкурентоспособность государства. С вступительным словом к участникам обратился председатель Сената Касым-Жомарт Токаев. Он отметил, что не наличие у страны минеральных ресурсов, а образовательная конкурентоспособность ее граждан является фактором успеха нации. Поэтому казахстанцам, особенно это касается молодого поколения, необходимо обладать набором качеств, востребованных XXI веком.
Спикер Сената назвал переход казахского языка на латинскую графику задачей стратегической важности и напомнил, что Глава государства Н. Назарбаев считает переход на латиницу «шагом к интеграции в глобальную систему науки и образования, обеспечению нашего духовного единства». Он высказал ряд критических замечаний в отношении качества среднего образования, присуждений образовательных грантов, низкого качества учебников. По словам К. Токаева, при всех инновациях нельзя идти вопреки здравому смыслу и профильному министерству предстоит в срочном порядке ликвидировать эти системные недостатки, наносящие серьезный ущерб репутации и качеству казахстанского образования. Глава Сената убежден, что все упущения в сфере образования становятся серьезным фактором внутренней политики, оказывают отрицательное влияние на стабильность в нашей стране.
Вместе с тем спикер высказал поддержку реализации электронной программы «Күнделік», которая соответствует целям стратегии цифровизации Казахстана. В выступлении речь шла и о необходимости повысить статус профессии педагога. Уровень зарплаты работников образования держится в числе самых низких (66% от среднереспубликанского уровня). Председатель Сената призвал Правительство рассмотреть, с учетом экономических реалий, вопрос о повышении доходов учителей. «Высокопрофессиональный и мотивированный учитель - гарантия успеха системы среднего образования. Нам следует более активно и широко мотивировать учителей государственными наградами и премиями, пропагандировать их труд в СМИ. Президент РК Н. Назарбаев призвал сделать образованность ключевой ценностью в системе приоритетов молодежи и определил одним из ключевых направлений духовной модернизации казахстанского общества «культ знаний», - сказал К. Токаев.
С докладом выступил министр образования и науки Ерлан Сагадиев, который проинформировал депутатов о ходе реализации Государственной программы развития образования и науки на 2016-2019 годы. Перед участниками слушаний выступили председатель городского совета родительской общественности города Астаны Гульнар Умарова, директор Республиканской ассоциации частных организаций образования Роза Садыкова, директор департамента по инновациям факультета образования Кембриджского университета Коллин МакЛафлин, учитель гимназии имени К. Нургалиева села Буран Курчумского района Восточно-Казахстанской области Майгуль Нургалиева, учитель гимназии «БЭСТ» города Петропавловска Надежда Заиченко и многие другие.
В своем выступлении я обратила внимание сенаторов на проблемы сельских школ страны. Одной из главных задач современного образования является обеспечение его доступности и качества для обучающихся в малокомплектных школах в соответствии с их образовательными потребностями. Мое выступление - это голос тысяч сельских педагогов, это предоставленная возможность выступить на таком высоком уровне. Наибольшую обеспокоенность вызывают сельские малокомплектные школы из-за их отдаленности от районных и городских центров, отсутствия квалифицированных педагогических кадров, слабой материально-технической базы. В последнее время имеет место тенденция к увеличению количества малокомплектных школ. МКШ в отдаленных аулах являются единственным социально-культурным центром жизнедеятельности населения, оказывают огромное влияние на решение демографических проблем. Закрытие МКШ повлечет негативные социальные и этические последствия. Родители будут стремиться покинуть село и переехать в местность, где есть школа. Иными словами, факт наличия школы на селе - это факт присутствия государства в жизни людей.
Содержание МКШ обходится государству почти в пять раз дороже полнокомплектной образовательной школы. И средств на развитие школ не хватает, так как основная их часть идет на выплату заработной платы педагогам и оплату коммунальных услуг. Среди проблем - слабая инфраструктура: приспособленные здания, отсутствие спортзалов и столовых, привозная вода, надворные удобства, а также недостаточное оснащение новыми информационными технологиями. Показатель подключения к широкополосному интернету - около 50%. Этого недостаточно для полноценного использования ЦОРов, без которых невозможно эффективно организовать на современном уровне учебную деятельность. Еще одно - качество знаний учащихся напрямую зависит от профессионализма педагогов. В сельских школах учителей с высшим образованием, с высшей и первой категорией меньше, чем в городских. В связи с отсутствием педагогической нагрузки из-за малочисленности учащихся один педагог преподает несколько смежных дисциплин. Есть учителя, работающие не по специальности. Имеется дефицит педагогов естественно-математического цикла и английского языка.
Одним из путей решения проблем сельского образования, на наш взгляд, является интеграция опорных школ и МКШ. На базе опорных школ в течение года проходят 3 учебные сессии: установочная, промежуточная и итоговая. Во время сессий организуются занятия по базовым и профильным предметам. Занятия проводятся на основе проектной, учебно-исследовательской деятельности, а также по дополнительному образованию. На организацию сессий требуется от 150 тыс. тенге до 850 тыс. тенге в зависимости от количества детей и расстояния между школами. В межсессионный период образовательный процесс осуществляется на основе дистанционного обучения. При этом используется онлайн- и оффлайн-обучение. Хочу отметить, что опыт работы (с 2001-го по 2010 год) сельского образовательного комплекса Карагандинской области был учтен при внесении в 2011 году дополнений и изменений в Закон РК «Об образовании» - статья 1 пункт 53-2. На сегодня по области 29 опорных школ закреплены за 149 МКШ.
Преимущества опорных школ неоспоримы - повышается качество знаний учащихся в малокомплектных школах и, главное, укрепляются творческие связи между учителями. Одним из эффективных и низко затратных инструментов работы является дистанционное обучение. Использование современных информационно-коммуникационных технологий позволит решить проблему недостатка квалифицированных кадров.
В нашей опорной школе работает дистанционный центр обучения. В результате партнерского сотрудничества с Карагандинским экономическим университетом Казпотребсоюза создана техническая база для информационного центра дистанционного обучения, имеется доступ к электронной библиотеке вуза. Социальное партнерство с образовательной компанией «Bilim Media Group» по внедрению ЦОРов позволило опорной школе стать стажерской площадкой для всего района, улучшить систему дистанционного обучения, следовательно, и качества педагогического процесса.
Основой профессионального роста учителя РЦ является направленность на непрерывное обучение, профессионально-личностное саморазвитие и самосовершенствование, т.е. образование на протяжении всей жизни. Повышение квалификации профессиональной деятельности учителей также осуществляется через организацию методической службы ресурсного центра, сетевые сообщества. Большую пользу приносит партнерство с другими образовательными учреждениями и общественными организациями. В разное время на базе опорной школы проводились республиканские семинары МОН РК, Национальной академией образования им. Ы. Алтынсарина, центром информатизации образования по обучению учителей компьютерной грамотности, использованию электронных учебников, Фондом «Информационные инициативы» - по обучению работе с интернет-ресурсами. Методическая служба Ресурсного центра организовывает onlinе-обучение: семинары, курсы повышения квалификации, проблемные курсы, участие в интернет-конференциях, интернет-уроках с выходом на информационные ресурсы как внутри страны, так и дальнего зарубежья. Учителя, прошедшие такую подготовку, сегодня успешно используют ИКТ в образовательном процессе.
Считаю, что с учетом современных требований по обновлению содержания образования необходимо создать условия для работы опорных школ: исполнительным органам необходимо обеспечить исполнение правоустанавливающих документов по деятельности опорных школ; решить вопрос подвоза учащихся МКШ и учителей-предметников опорных школ; создать условия для организации проживания учащихся во время сессий; обеспечить полноценный доступ к широкополосному интернету и принять меры по обновлению компьютерного парка; введение в каждой опорной школе штатных единиц предметников-тьюторов, консультантов, тренеров; с учетом географии неперспективных малокомплектных школ необходимо открытие интернатов при опорных школах. Без решения подобных проблем опорным школам не решить главную свою задачу - задачу повышения качества знаний учащихся сельских МКШ.
Реализация поставленных задач позволит через целевое финансирование создать новую инфраструктуру МКШ, через развитие инфраструктуры обеспечить государственные гарантии на получение качественного образования, через организацию дистанционного обучения обеспечить равный доступ обучающихся и педагогов к лучшим образовательным ресурсам. Интеграция опорных школ и МКШ создаст условия для непрерывного воспитания в семье и укрепления преемственности поколений, любви к родному селу, что является основной составляющей духовной модернизации подрастающего поколения.
Самое бесценное богатство любого государства - это дети. Нам нужно всем обществом помочь обеспечить конституционное право сельского школьника малокомплектной школы на качественное образование и успешную социализацию в жизни, что приведет к процветанию наших аулов.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Султаны и бии Беркаринской волости: 1878-1919 годы 13.02.2018

    (Окончание. Начало в №17 от 10.02.2018 г.)

    С 14 декабря 1913 года - волостной Жусупбек Токбергенов, заместитель волостного Хасенхан Сарлыбаев, потом Бейбол Корсакбаев. Народные судьи и их заместители в аулах: № 1 – султан Жусуп Омарханов и Кали Сасыманов, № 2 – Ержан Тасымов и Ахмет Смаилов, № 3 – Сулеймен Шантин и Жусуп Шантин, № 4 – Толеген Токбергенов и Токберген Жумагулов, № 5 – Байтуган Кулшыманов и Монек Машеков, № 6 – Тати Еркебаев и Еркебай Бейсекин, № 7 – Нурбай Борлыбаев и Итеген Токтакушуков, № 8 – Китан Крымхожин и Байжан Казыбеков, № 9 – Жусуп Омаров и Капас Шадыров, № 10 – Дюсенбай Коржунбаев.

  • Выросший в степи 13.02.2018

    Встреча-воспоминание состоялась в Карагандинском областном историко-краеведческом музее в рамках реализации программы «Рухани жаңғыру». На посвященном Дню города событии открылась выставка «Қазыналы кенді қала» и прошла встреча под названием «Город в степи». Гости - молодежь - ознакомились с архивными документами и материалами о развитии Караганды, жизни города в годы Великой Отечественной войны, в послевоенный период. Среди объемных экспонатов выставки были представлены шахтерское снаряжение, комплекс геолога И.В. Орлова, реликвии военных лет, предметы быта советского периода и продукция современных промышленных предприятий.

  • Султаны и бии Беркаринской волости: 1878-1919 годы 10.02.2018

    Чтобы проникнуть к далеким именам, откроем дневник писателя М.М. Пришвина (1873-1954) за 24 августа 1909 года. Столичный журналист из «Русских ведомостей» в уездном Каркаралинске ведет сбор народных преданий и обычаев казахов. В лавке мелкого торговца Л.И. Дебогана местный интеллигент «Абабакарим» Курманов пересказал ему в своем варианте далекую поэму про красавицу Баян Сулу. Собеседник Аубакир Курманов – житель Беркаринской волости. Его зимовка Иткара на речушке Карасу находилась в 35 верстах от города и относилась к аулу № 1. Население - 32 человека. Имели 107 лошадей, 63 рогатых, 3 верблюда. Сена заготавливали 555 копен.

  • Кандыколь - Озерное - Бухар-жырау: 1907-1950 08.02.2018

    Окончание. Начало в №№ от 16.01, 18.01, 23.01, 6.02.2018 г.

  • Неизвестные страницы 08.02.2018

    Заместитель директора музея изобразительного искусства Темиргали Аршабеков заинтересовался вкладом представителей движения партии «Алаш» в процесс перехода с арабской вязи на латиницу в Казахстане в тридцатые годы прошлого столетия.

  • Герои нашего времени 06.02.2018

    В Историко-культурном центре Первого Президента в Темиртау состоялась встреча с карагандинцами - финалистами проекта «100 новых лиц Казахстана».

    В мероприятии приняли участие соратники Президента, руководители областного управления культуры, архивов и документации, представители городского акимата и маслихата, этнокультурных объединений, преподаватели и студенты высших и средних специальных учебных заведений, военнослужащие. 

     

  • Кандыколь - Озерное - Бухар-жырау: 1907-1950 06.02.2018

    Продолжение. Начало в №№ от 16.01, 18.01, 23.01.2018 г.

  • Алфавит онлайн 03.02.2018

    После окончательного утверждения орфографических и орфоэпических правил нового алфавита будет начата работа по подготовке преподавателей, языковедов, переводчиков для непосредственного обучения населения региона и проведения работы по переводу делопроизводства на латинскую графику.

15 февраля - день вывода войск из Афганистана

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА и Линара ГАЛИМОВА