28 сентября 2017 года 1050

Образование - дело коллективное

Автор: Айман ТУКБАЕВА, депутат Карагандинского областного маслихата, партийный куратор по направлению «Образование», директор КГУ «Опорная школа на базе «Комплекс школа-детсад»

22 сентября в Сенате Парламента РК прошли Парламентские слушания на тему «Состояние, проблемы и перспективы законодательного регулирования системы среднего образования». Это явилось своеобразным подарком к профессиональному празднику - Дню учителя. Мы, педагогические работники, почувствовали заботу и поддержку народных избранников.

Мероприятие открыла председатель комитета по социально-культурному развитию и науке Сената Бырганым Айтимова, которая отметила необходимость изменения подходов к развитию системы образования в условиях, когда от повышения уровня человеческого капитала зависят устойчивый рост экономики и конкурентоспособность государства. С вступительным словом к участникам обратился председатель Сената Касым-Жомарт Токаев. Он отметил, что не наличие у страны минеральных ресурсов, а образовательная конкурентоспособность ее граждан является фактором успеха нации. Поэтому казахстанцам, особенно это касается молодого поколения, необходимо обладать набором качеств, востребованных XXI веком.
Спикер Сената назвал переход казахского языка на латинскую графику задачей стратегической важности и напомнил, что Глава государства Н. Назарбаев считает переход на латиницу «шагом к интеграции в глобальную систему науки и образования, обеспечению нашего духовного единства». Он высказал ряд критических замечаний в отношении качества среднего образования, присуждений образовательных грантов, низкого качества учебников. По словам К. Токаева, при всех инновациях нельзя идти вопреки здравому смыслу и профильному министерству предстоит в срочном порядке ликвидировать эти системные недостатки, наносящие серьезный ущерб репутации и качеству казахстанского образования. Глава Сената убежден, что все упущения в сфере образования становятся серьезным фактором внутренней политики, оказывают отрицательное влияние на стабильность в нашей стране.
Вместе с тем спикер высказал поддержку реализации электронной программы «Күнделік», которая соответствует целям стратегии цифровизации Казахстана. В выступлении речь шла и о необходимости повысить статус профессии педагога. Уровень зарплаты работников образования держится в числе самых низких (66% от среднереспубликанского уровня). Председатель Сената призвал Правительство рассмотреть, с учетом экономических реалий, вопрос о повышении доходов учителей. «Высокопрофессиональный и мотивированный учитель - гарантия успеха системы среднего образования. Нам следует более активно и широко мотивировать учителей государственными наградами и премиями, пропагандировать их труд в СМИ. Президент РК Н. Назарбаев призвал сделать образованность ключевой ценностью в системе приоритетов молодежи и определил одним из ключевых направлений духовной модернизации казахстанского общества «культ знаний», - сказал К. Токаев.
С докладом выступил министр образования и науки Ерлан Сагадиев, который проинформировал депутатов о ходе реализации Государственной программы развития образования и науки на 2016-2019 годы. Перед участниками слушаний выступили председатель городского совета родительской общественности города Астаны Гульнар Умарова, директор Республиканской ассоциации частных организаций образования Роза Садыкова, директор департамента по инновациям факультета образования Кембриджского университета Коллин МакЛафлин, учитель гимназии имени К. Нургалиева села Буран Курчумского района Восточно-Казахстанской области Майгуль Нургалиева, учитель гимназии «БЭСТ» города Петропавловска Надежда Заиченко и многие другие.
В своем выступлении я обратила внимание сенаторов на проблемы сельских школ страны. Одной из главных задач современного образования является обеспечение его доступности и качества для обучающихся в малокомплектных школах в соответствии с их образовательными потребностями. Мое выступление - это голос тысяч сельских педагогов, это предоставленная возможность выступить на таком высоком уровне. Наибольшую обеспокоенность вызывают сельские малокомплектные школы из-за их отдаленности от районных и городских центров, отсутствия квалифицированных педагогических кадров, слабой материально-технической базы. В последнее время имеет место тенденция к увеличению количества малокомплектных школ. МКШ в отдаленных аулах являются единственным социально-культурным центром жизнедеятельности населения, оказывают огромное влияние на решение демографических проблем. Закрытие МКШ повлечет негативные социальные и этические последствия. Родители будут стремиться покинуть село и переехать в местность, где есть школа. Иными словами, факт наличия школы на селе - это факт присутствия государства в жизни людей.
Содержание МКШ обходится государству почти в пять раз дороже полнокомплектной образовательной школы. И средств на развитие школ не хватает, так как основная их часть идет на выплату заработной платы педагогам и оплату коммунальных услуг. Среди проблем - слабая инфраструктура: приспособленные здания, отсутствие спортзалов и столовых, привозная вода, надворные удобства, а также недостаточное оснащение новыми информационными технологиями. Показатель подключения к широкополосному интернету - около 50%. Этого недостаточно для полноценного использования ЦОРов, без которых невозможно эффективно организовать на современном уровне учебную деятельность. Еще одно - качество знаний учащихся напрямую зависит от профессионализма педагогов. В сельских школах учителей с высшим образованием, с высшей и первой категорией меньше, чем в городских. В связи с отсутствием педагогической нагрузки из-за малочисленности учащихся один педагог преподает несколько смежных дисциплин. Есть учителя, работающие не по специальности. Имеется дефицит педагогов естественно-математического цикла и английского языка.
Одним из путей решения проблем сельского образования, на наш взгляд, является интеграция опорных школ и МКШ. На базе опорных школ в течение года проходят 3 учебные сессии: установочная, промежуточная и итоговая. Во время сессий организуются занятия по базовым и профильным предметам. Занятия проводятся на основе проектной, учебно-исследовательской деятельности, а также по дополнительному образованию. На организацию сессий требуется от 150 тыс. тенге до 850 тыс. тенге в зависимости от количества детей и расстояния между школами. В межсессионный период образовательный процесс осуществляется на основе дистанционного обучения. При этом используется онлайн- и оффлайн-обучение. Хочу отметить, что опыт работы (с 2001-го по 2010 год) сельского образовательного комплекса Карагандинской области был учтен при внесении в 2011 году дополнений и изменений в Закон РК «Об образовании» - статья 1 пункт 53-2. На сегодня по области 29 опорных школ закреплены за 149 МКШ.
Преимущества опорных школ неоспоримы - повышается качество знаний учащихся в малокомплектных школах и, главное, укрепляются творческие связи между учителями. Одним из эффективных и низко затратных инструментов работы является дистанционное обучение. Использование современных информационно-коммуникационных технологий позволит решить проблему недостатка квалифицированных кадров.
В нашей опорной школе работает дистанционный центр обучения. В результате партнерского сотрудничества с Карагандинским экономическим университетом Казпотребсоюза создана техническая база для информационного центра дистанционного обучения, имеется доступ к электронной библиотеке вуза. Социальное партнерство с образовательной компанией «Bilim Media Group» по внедрению ЦОРов позволило опорной школе стать стажерской площадкой для всего района, улучшить систему дистанционного обучения, следовательно, и качества педагогического процесса.
Основой профессионального роста учителя РЦ является направленность на непрерывное обучение, профессионально-личностное саморазвитие и самосовершенствование, т.е. образование на протяжении всей жизни. Повышение квалификации профессиональной деятельности учителей также осуществляется через организацию методической службы ресурсного центра, сетевые сообщества. Большую пользу приносит партнерство с другими образовательными учреждениями и общественными организациями. В разное время на базе опорной школы проводились республиканские семинары МОН РК, Национальной академией образования им. Ы. Алтынсарина, центром информатизации образования по обучению учителей компьютерной грамотности, использованию электронных учебников, Фондом «Информационные инициативы» - по обучению работе с интернет-ресурсами. Методическая служба Ресурсного центра организовывает onlinе-обучение: семинары, курсы повышения квалификации, проблемные курсы, участие в интернет-конференциях, интернет-уроках с выходом на информационные ресурсы как внутри страны, так и дальнего зарубежья. Учителя, прошедшие такую подготовку, сегодня успешно используют ИКТ в образовательном процессе.
Считаю, что с учетом современных требований по обновлению содержания образования необходимо создать условия для работы опорных школ: исполнительным органам необходимо обеспечить исполнение правоустанавливающих документов по деятельности опорных школ; решить вопрос подвоза учащихся МКШ и учителей-предметников опорных школ; создать условия для организации проживания учащихся во время сессий; обеспечить полноценный доступ к широкополосному интернету и принять меры по обновлению компьютерного парка; введение в каждой опорной школе штатных единиц предметников-тьюторов, консультантов, тренеров; с учетом географии неперспективных малокомплектных школ необходимо открытие интернатов при опорных школах. Без решения подобных проблем опорным школам не решить главную свою задачу - задачу повышения качества знаний учащихся сельских МКШ.
Реализация поставленных задач позволит через целевое финансирование создать новую инфраструктуру МКШ, через развитие инфраструктуры обеспечить государственные гарантии на получение качественного образования, через организацию дистанционного обучения обеспечить равный доступ обучающихся и педагогов к лучшим образовательным ресурсам. Интеграция опорных школ и МКШ создаст условия для непрерывного воспитания в семье и укрепления преемственности поколений, любви к родному селу, что является основной составляющей духовной модернизации подрастающего поколения.
Самое бесценное богатство любого государства - это дети. Нам нужно всем обществом помочь обеспечить конституционное право сельского школьника малокомплектной школы на качественное образование и успешную социализацию в жизни, что приведет к процветанию наших аулов.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Достояние республики 16.06.2018

    Телевизионный проект «Мен қазақпын» уже обрел своих финалистов. Лучшие исполнители традиционной песни, кюя и терме, которых выберут 16 июня в стенах Дворца горняков, отправятся в столицу представлять Карагандинский регион. Напомним, что цель проекта «Мен қазақпын» - популяризация казахского народного творчества, традиционной песни, кюя и терме, и именно в этих трех жанрах проходят состязания. Финальные отборы «Мен қазақпын» на уровне республики будут транслироваться в прямом эфире канала «Казахстан», областным филиалом которого является Карагандинский канал «Saryarqa», тоже поддерживающий проект. Зрителям представится шанс увидеть республиканское соревнование с сентября по 16 декабря этого года. Таким образом пропагандируются не только национальные ценности, но и лучшие произведения народного искусства.

  • Экономика на примерах 16.06.2018

    Серию из 18 новых учебников, переведенных на государственный язык, уже презентовали в вузах по всей стране в рамках программы «100 новых учебников». Одним из них стало издание «Экономика» Грегори Мэнкью и Марка Тейлора, рекомендованное известнейшими мировыми университетами - Оксфордом и Кембриджем. «Экономика. Четвертое издание» - это адаптация классического труда Г. Мэнкью, и главным преимуществом учебника является то, что автор объясняет науку с точки зрения читателя. Издание имеет прикладной характер и описывается как бизнес-ориентированное, а написанный текст доступно объясняет политику и экономическую теорию.

  • Эпохальный проспект 16.06.2018

    За всю историю главного проспекта города - Бухар-жырау, который ведет свой отсчет с 30-х годов ХХ века, здесь менялись памятники, появлялись новые площади, рождались новые здания, уходили в небытие старые. Проспект не зря называют главной артерией Караганды, а туристы никогда не проходят мимо него. Здесь отражены эпохи, архитектурные стили, здесь же проходят главные городские и областные мероприятия.

  • Увлекательными тропами 14.06.2018

    Юный турист должен не только уметь правильно поставить палатку, безопасно разжечь костер и ориентироваться на местности, он должен знать все о своем крае, уметь показать его с самой лучшей стороны. С 7 по 9 июня в оздоровительном лагере “Факел” Актогайского района в урочище Бектау-ата прошёл областной форум туристско-краеведческих экспедиционных отрядов “Мир открытий. Молодой турист. Юный искатель”.

  • Урок дает музей 14.06.2018

    Чтобы каждый ребенок из Каркаралинского района мог получать качественное образование, создана целая сеть опорных школ, объединяющая все малокомплектные учебные заведения. Для 57 учеников из шести малых населенных пунктов предусмотрен транспорт. Причем детей возят не в одну школу, а в пять! Вскоре будет приобретен еще один автобус, чтобы с комфортом доставлять учащихся из отдаленных аулов в ОШ № 44 им. М. Бапиулы.

  • Активная позиция 14.06.2018

    Вот уже восьмой год ветеран органов внутренних дел Нуржиган Каирбекова возглавляет первичную ветеранскую организацию поселка Шахан. Председатель совета ветеранов войны и труда поселка, член совета ветеранов ОВД города Шахтинска Нуржиган Валиевна по первоначальной специальности – учитель русского языка в национальной школе.

  • Хлеборобы Каркаралы 14.06.2018

    Наш хутор в двадцатые годы окружали дикие, нетронутые земли. Степные звери вели себя вольготно. Много было дичи – дроф, уток, гусей. Осенью боялись оставить поля без охраны. Гуси могли уничтожить весь урожай. На Саумалколе тысячами гнездились турпаны. Одним выстрелом охотник добывал несколько штук. Богородцы и рыбинцы освоили и бельагачские леса. Здесь по сопкам змеились заячьи тропинки. Обычно один охотник оставался на развилке заячьих путей. Другой криками пугал зверя. За пару часов добыча составляла 10–15 штук».

  • Караганда представляет Улытау 12.06.2018

    В Национальном музее Казахстана прошла торжественная церемония открытия выездных выставок музеев регионов под названием «Память о прошлом - дорога в будущее». В рамках этой церемонии карагандинские фотографы творческого объединения «TEFA Eurasiaphoto» представили в Астане свои работы. Выставки были посвящены 20-летию Астаны и прошли в рамках программы «Рухани жаңғыру», а их целью стало изучение истории и культуры регионов страны. В проекте участвовали свыше 30 музеев Северо-Казахстанской, Акмолинской, Карагандинской, Павлодарской, Алматинской и Восточно-Казахстанской областей. На мероприятие прибыло руководство Астаны, ответственный секретарь Министерства культуры и спорта Казахстана Куатжан Уалиев, руководители госорганов, представители музеев, творческой интеллигенции и молодежь столицы.