28 сентября 2017 года 1131

Образование - дело коллективное

Автор: Айман ТУКБАЕВА, депутат Карагандинского областного маслихата, партийный куратор по направлению «Образование», директор КГУ «Опорная школа на базе «Комплекс школа-детсад»

22 сентября в Сенате Парламента РК прошли Парламентские слушания на тему «Состояние, проблемы и перспективы законодательного регулирования системы среднего образования». Это явилось своеобразным подарком к профессиональному празднику - Дню учителя. Мы, педагогические работники, почувствовали заботу и поддержку народных избранников.

Мероприятие открыла председатель комитета по социально-культурному развитию и науке Сената Бырганым Айтимова, которая отметила необходимость изменения подходов к развитию системы образования в условиях, когда от повышения уровня человеческого капитала зависят устойчивый рост экономики и конкурентоспособность государства. С вступительным словом к участникам обратился председатель Сената Касым-Жомарт Токаев. Он отметил, что не наличие у страны минеральных ресурсов, а образовательная конкурентоспособность ее граждан является фактором успеха нации. Поэтому казахстанцам, особенно это касается молодого поколения, необходимо обладать набором качеств, востребованных XXI веком.
Спикер Сената назвал переход казахского языка на латинскую графику задачей стратегической важности и напомнил, что Глава государства Н. Назарбаев считает переход на латиницу «шагом к интеграции в глобальную систему науки и образования, обеспечению нашего духовного единства». Он высказал ряд критических замечаний в отношении качества среднего образования, присуждений образовательных грантов, низкого качества учебников. По словам К. Токаева, при всех инновациях нельзя идти вопреки здравому смыслу и профильному министерству предстоит в срочном порядке ликвидировать эти системные недостатки, наносящие серьезный ущерб репутации и качеству казахстанского образования. Глава Сената убежден, что все упущения в сфере образования становятся серьезным фактором внутренней политики, оказывают отрицательное влияние на стабильность в нашей стране.
Вместе с тем спикер высказал поддержку реализации электронной программы «Күнделік», которая соответствует целям стратегии цифровизации Казахстана. В выступлении речь шла и о необходимости повысить статус профессии педагога. Уровень зарплаты работников образования держится в числе самых низких (66% от среднереспубликанского уровня). Председатель Сената призвал Правительство рассмотреть, с учетом экономических реалий, вопрос о повышении доходов учителей. «Высокопрофессиональный и мотивированный учитель - гарантия успеха системы среднего образования. Нам следует более активно и широко мотивировать учителей государственными наградами и премиями, пропагандировать их труд в СМИ. Президент РК Н. Назарбаев призвал сделать образованность ключевой ценностью в системе приоритетов молодежи и определил одним из ключевых направлений духовной модернизации казахстанского общества «культ знаний», - сказал К. Токаев.
С докладом выступил министр образования и науки Ерлан Сагадиев, который проинформировал депутатов о ходе реализации Государственной программы развития образования и науки на 2016-2019 годы. Перед участниками слушаний выступили председатель городского совета родительской общественности города Астаны Гульнар Умарова, директор Республиканской ассоциации частных организаций образования Роза Садыкова, директор департамента по инновациям факультета образования Кембриджского университета Коллин МакЛафлин, учитель гимназии имени К. Нургалиева села Буран Курчумского района Восточно-Казахстанской области Майгуль Нургалиева, учитель гимназии «БЭСТ» города Петропавловска Надежда Заиченко и многие другие.
В своем выступлении я обратила внимание сенаторов на проблемы сельских школ страны. Одной из главных задач современного образования является обеспечение его доступности и качества для обучающихся в малокомплектных школах в соответствии с их образовательными потребностями. Мое выступление - это голос тысяч сельских педагогов, это предоставленная возможность выступить на таком высоком уровне. Наибольшую обеспокоенность вызывают сельские малокомплектные школы из-за их отдаленности от районных и городских центров, отсутствия квалифицированных педагогических кадров, слабой материально-технической базы. В последнее время имеет место тенденция к увеличению количества малокомплектных школ. МКШ в отдаленных аулах являются единственным социально-культурным центром жизнедеятельности населения, оказывают огромное влияние на решение демографических проблем. Закрытие МКШ повлечет негативные социальные и этические последствия. Родители будут стремиться покинуть село и переехать в местность, где есть школа. Иными словами, факт наличия школы на селе - это факт присутствия государства в жизни людей.
Содержание МКШ обходится государству почти в пять раз дороже полнокомплектной образовательной школы. И средств на развитие школ не хватает, так как основная их часть идет на выплату заработной платы педагогам и оплату коммунальных услуг. Среди проблем - слабая инфраструктура: приспособленные здания, отсутствие спортзалов и столовых, привозная вода, надворные удобства, а также недостаточное оснащение новыми информационными технологиями. Показатель подключения к широкополосному интернету - около 50%. Этого недостаточно для полноценного использования ЦОРов, без которых невозможно эффективно организовать на современном уровне учебную деятельность. Еще одно - качество знаний учащихся напрямую зависит от профессионализма педагогов. В сельских школах учителей с высшим образованием, с высшей и первой категорией меньше, чем в городских. В связи с отсутствием педагогической нагрузки из-за малочисленности учащихся один педагог преподает несколько смежных дисциплин. Есть учителя, работающие не по специальности. Имеется дефицит педагогов естественно-математического цикла и английского языка.
Одним из путей решения проблем сельского образования, на наш взгляд, является интеграция опорных школ и МКШ. На базе опорных школ в течение года проходят 3 учебные сессии: установочная, промежуточная и итоговая. Во время сессий организуются занятия по базовым и профильным предметам. Занятия проводятся на основе проектной, учебно-исследовательской деятельности, а также по дополнительному образованию. На организацию сессий требуется от 150 тыс. тенге до 850 тыс. тенге в зависимости от количества детей и расстояния между школами. В межсессионный период образовательный процесс осуществляется на основе дистанционного обучения. При этом используется онлайн- и оффлайн-обучение. Хочу отметить, что опыт работы (с 2001-го по 2010 год) сельского образовательного комплекса Карагандинской области был учтен при внесении в 2011 году дополнений и изменений в Закон РК «Об образовании» - статья 1 пункт 53-2. На сегодня по области 29 опорных школ закреплены за 149 МКШ.
Преимущества опорных школ неоспоримы - повышается качество знаний учащихся в малокомплектных школах и, главное, укрепляются творческие связи между учителями. Одним из эффективных и низко затратных инструментов работы является дистанционное обучение. Использование современных информационно-коммуникационных технологий позволит решить проблему недостатка квалифицированных кадров.
В нашей опорной школе работает дистанционный центр обучения. В результате партнерского сотрудничества с Карагандинским экономическим университетом Казпотребсоюза создана техническая база для информационного центра дистанционного обучения, имеется доступ к электронной библиотеке вуза. Социальное партнерство с образовательной компанией «Bilim Media Group» по внедрению ЦОРов позволило опорной школе стать стажерской площадкой для всего района, улучшить систему дистанционного обучения, следовательно, и качества педагогического процесса.
Основой профессионального роста учителя РЦ является направленность на непрерывное обучение, профессионально-личностное саморазвитие и самосовершенствование, т.е. образование на протяжении всей жизни. Повышение квалификации профессиональной деятельности учителей также осуществляется через организацию методической службы ресурсного центра, сетевые сообщества. Большую пользу приносит партнерство с другими образовательными учреждениями и общественными организациями. В разное время на базе опорной школы проводились республиканские семинары МОН РК, Национальной академией образования им. Ы. Алтынсарина, центром информатизации образования по обучению учителей компьютерной грамотности, использованию электронных учебников, Фондом «Информационные инициативы» - по обучению работе с интернет-ресурсами. Методическая служба Ресурсного центра организовывает onlinе-обучение: семинары, курсы повышения квалификации, проблемные курсы, участие в интернет-конференциях, интернет-уроках с выходом на информационные ресурсы как внутри страны, так и дальнего зарубежья. Учителя, прошедшие такую подготовку, сегодня успешно используют ИКТ в образовательном процессе.
Считаю, что с учетом современных требований по обновлению содержания образования необходимо создать условия для работы опорных школ: исполнительным органам необходимо обеспечить исполнение правоустанавливающих документов по деятельности опорных школ; решить вопрос подвоза учащихся МКШ и учителей-предметников опорных школ; создать условия для организации проживания учащихся во время сессий; обеспечить полноценный доступ к широкополосному интернету и принять меры по обновлению компьютерного парка; введение в каждой опорной школе штатных единиц предметников-тьюторов, консультантов, тренеров; с учетом географии неперспективных малокомплектных школ необходимо открытие интернатов при опорных школах. Без решения подобных проблем опорным школам не решить главную свою задачу - задачу повышения качества знаний учащихся сельских МКШ.
Реализация поставленных задач позволит через целевое финансирование создать новую инфраструктуру МКШ, через развитие инфраструктуры обеспечить государственные гарантии на получение качественного образования, через организацию дистанционного обучения обеспечить равный доступ обучающихся и педагогов к лучшим образовательным ресурсам. Интеграция опорных школ и МКШ создаст условия для непрерывного воспитания в семье и укрепления преемственности поколений, любви к родному селу, что является основной составляющей духовной модернизации подрастающего поколения.
Самое бесценное богатство любого государства - это дети. Нам нужно всем обществом помочь обеспечить конституционное право сельского школьника малокомплектной школы на качественное образование и успешную социализацию в жизни, что приведет к процветанию наших аулов.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • КИЕВКА В ДОЛИНЕ НУРЫ 20.09.2018

    (Продолжение. Начало в номерах от 25.08., 6.09., 8.09. и 11.09.2018 г.)

    В 1931 году из Акмолинска через Киевку в совхоз «Маржанкульский» провели телефонную линию. С первого сентября 1930 года создана почтовая райконтора и установлено регулярное почтовое движение по тракту Акмолинск - Киевка - Казгородок. В Киевке работали школа первой ступени, пункт ликвидации неграмотности, изба-читальня, потребкооперация, несколько лавок сельхозснаба, маслозавод, мельница. По отчетным данным, за 1931 год в Нуринском районе было 15 партийных ячеек (198 членов ВКП (б) и 198 кандидатских групп (224 кандидата в члены ВКП (б). Комсомольцев было 711 человек.

  • Лучшие из лучших 15.09.2018

    Дан старт приему заявок для участия во втором этапе проекта «100 новых лиц Казахстана». С нынешнего года своих кандидатов могут представить все общественные организации и трудовые коллективы страны. Об этом на брифинге в Региональной службе коммуникаций сообщил Серик Санаубаев, главный менеджер офиса «Рухани жаңғыру» Карагандинской области. 

  • Яркие картинки Нуры 15.09.2018

    Мы, нуринцы, готовимся отметить юбилей своего района: ему - 90 лет. Как посмотреть на этот срок? Для человека - это много, для истории, конечно же, мало. Вот такая арифметика: когда я родился, району был всего 21 год. Поэтому беру на себя смелость вспомнить кое-что из истории нашего края. Рассказ будет субъективным, выборочным и непоследовательным. Жили мы с родителями в колхозе «Трудовик», который располагался в селе Ивановка. Тут был детский сад, но однажды я из него сбежал и наотрез отказывался посещать. Мать, естественно, хотела применить силу, но отец сказал: «Не трожь! Буду брать его с собой».

  • Знатоки языка 13.09.2018

    Премия акима области «Тіл жанашыры» за вклад в развитие государственного языка вручается ежегодно с 2012 года. В этом году на торжественном мероприятии, посвящённом Дню языков народа Казахстана, были награждены семь человек из разных районов области. Вручение премий состоялось в здании областного филиала партии «Нұр Отан». Конкурс проводится среди представителей интеллигенции, бизнеса и средств массовой информации, граждан разных национальностей, свободно владеющих государственным языком, юных полиглотов. В прошлом году на 7 номинаций претендовали 38 человек, в этом - более пятидесяти.

  • Слово поэта не умрет 13.09.2018

    В Доме дружбы г. Караганды по инициативе секретариата Ассамблеи народа Казахстана Карагандинской области был открыт центр шертпе кюй «Күй-керуен». Идеологической основой для создания центра послужила концепция научно-просветительского проекта «Қазақтану» Ассамблеи народа Казахстана. Целью проекта является: «…дальнейшее совершенствование казахстанской модели общественного согласия и общенационального единства на основе гражданских начал, общей истории и стержневой культурно-исторической роли казахского народа на его исконной территории».

  • КИЕВКА В ДОЛИНЕ НУРЫ 11.09.2018

    Первыми в Киевке от различных решений власти пострадали торговцы и священнослужители. Братья Петр и Андрей Смогоржевские с детьми уехали из Киевки ещё в 1927 году. Третий их брат Михаил крестьянствовал. Имел 3 лошадей, 8 волов, 4 коровы, 6 овец. У него конфисковали дом со всей обстановкой: стол, двухспальная кровать из дерева, скамейка, зеркало, шкаф, сундук. Упорный селянин обжаловал решение сельсовета, и ему вернули отобранное. Удалось вернуть имущество Фёдору Олейнику и священнику Михаилу Заровскому. Однако прокурор округа Алпысбаев расценил эти факты как перегибы в пользу зажиточного класса.

  • Веха истории 08.09.2018

    На берегу древней реки Токырауын проходят торжества в честь 90-летия Актогайского района. С давних времен Актогай славился талантливыми людьми. В истории осталось немало имен знаменитых певцов и кюйши, посвятивших свое творчество воспеванию родного края. Достаточно сказать, что на берегах реки Токырауын родилась звезда казахской оперы Куляш Байсеитова. Плеяду любимых народом творцов составляют также певцы Манарбек Ержанов и Асет Найманбайулы, акын и сазгер Шашубай Кошкарбаев, мастер домбры Магауия Хамзин, внесший огромный вклад в возрождение кюя шертпе. 

  • Уроки патриотизма 08.09.2018

    Пути реализации в войсках общенациональной идеи «Мәңгілік Ел», а также программы модернизации общественного сознания «Рухани жаңғыру» обсуждались на заседании круглого стола, который состоялся в стенах Карагандинского областного филиала партии «Нұр Отан». В работе заседания приняли участие заместитель Главнокомандующего войсками Национальной гвардии РК генерал-майор Мухаметкали Сатов, командующий войсками регионального командования «Орталык» генерал-майор Еркин Ботаканов, заместитель командующего войсками регионального командования «Астана» по воспитательной и идеологической работе полковник Мара Раимова, представители военно-патриотических клубов области, а также учащиеся карагандинских школ.