26 сентября 2017 года 1036

Из Ленинграда в Карагандинский учительский…

Автор: Юрий Попов

В начале 1938 года различные суждения об открытии учительского института не сходили с уст карагандинцев. Появилось первое высшее учебное заведение Караганды с двухгодичным сроком обучения, нацеленное на подготовку учительских кадров для школ. Не секрет, что в те времена специалистов не хватало. В отдаленных казахских колхозах преподавание вели в лучшем случае выпускники учительских семинарий. Комплектовать кадры нового учебного центра приходилось с трудом. Будущих учителей стали готовить недавние выпускники советских вузов, высланные по политическим мотивам интеллигенты и отбывшие в Карлаге срок оппортунисты советской власти.


В ряде документов и публикаций научного плана часто встречается фамилия педагогов учительского института Меделец. Рассказывает их дочь, уроженка Караганды Татьяна Константиновна Меделец:
- Мои родители – это Нона Михайловна (1917-2007) и Константин Иосифович (1912-1978). Мать (Антонова) - из Сталинграда. Отец - выходец из сибирского села. Мостовое под Красноярском - имел литовские корни. В Караганде у них родились трое детей: Петр (1941), Михаил (1944) и я (1946). Нас отдавали в детсад, которым владел хозяйственный отдел при местном МВД. Петр оставил краткие воспоминания, объясняющие появление родителей в Караганде.
«Если меня спрашивают: где ты родился, отвечаю: где, где – в Караганде. Первая память о Караганде – аллея центрального карагандинского сквера. Зимой вдоль аллеи сквера стояли сугробы много выше человеческого роста, по крайней мере, моего, и эти сугробы мне всегда казались чем-то вроде альпийских гор. Когда мы с пацанами карабкались через эти сугробы, я представлял себя солдатом армии Суворова, переходящим через Альпы.
Хорошо помню свой родной дом на главной улице города – проспекте Сталина. Пятиэтажный, среднерусской постройки уже советского периода, но еще не сталинского покроя. Прямо под нашим балконом на втором этаже находился вход в центральный городской универмаг. (Известен сегодня как старый универмаг – Ю.П.). Каждое утро под балконом перед открытием универмага собиралась и галдела на двунадесяти языках толпа народа. Раздраженные люди, пихаясь и отталкивая друг друга, пробивались к входу в магазин. Задние срывали у передних шапки, кепки и тюбетейки и забрасывали их назад, на дорогу. Особенно неистовые битвы под балконом происходили, когда в универмаг завозили самый острый дефицит: часы, швейные машинки, радиолы и велосипеды. Дом считался, как сейчас выражаются, элитным, назывался горкомовским, и в нем проживали среднего уровня горкомовские работники, преподаватели единственного в городе высшего учебного заведения – учительского института - и всевозможные члены партхозактива города.

Мои родители познакомились и, как я понимаю, полюбили друг друга и поженились в Ленинграде, будучи студентами института имени Герцена. У родителей мамы была квартира на углу Невского и Литейного, но родители жили в институтском общежитии. Мама не раз рассказывала, что по ночам по коридорам студенческого общежития грохотали сапоги людей, приезжающих на закрытых серых «воронках», и поутру студенческая братия не досчитывалась кого-то из своих друзей.
В 1938 году в Красноярске арестовали моего деда – работника городского банка, не пожелавшего прикрыть махинации одного из высокопоставленных местных энкаведешных работников. Отец пытался хоть что-то узнать о его судьбе в большом доме на Литейном. Там ему пояснили, что он ведет себя неразумно и ему не следует больше здесь появляться. Вскоре после этого отца исключили из комсомола и выгнали из института. В это время в Ленинграде в командировке находился один из бывших друзей отца по красноярскому топографическому училищу, который сказал отцу: Костя, если не хочешь оказаться на Колыме, немедленно уезжай куда подальше, хоть к нам в Караганду. С работой и жильем помогу, останешься в Ленинграде – сгинешь. Так мы и оказались в Караганде в добровольной ссылке. Позже, уже работая в Караганде в Учительском институте, отец экстерном защитил институтский диплом в институте им. Герцена и также экстерном кандидатскую диссертацию по специальности «История средних веков». Чем руководствовался отец в выборе специальности, к своему стыду, не знаю. Наверное, что-то его завораживало, но это что-то было совсем не ко времени, и, как я понимаю, невостребованность тогдашним обществом его знаний в конечном счете и сломала отцу жизнь. Отец знал языки – немецкий, английский, польский, немного испанский, и, помню, он еще говорил, что когда-нибудь будет преподавать в Оксфорде или Кембридже. В итоге его Кембридж обернулся уроками в Ленинградской вечерней школе рабочей молодежи.
Детские воспоминания о Караганде – это необъятная выжженная степь вокруг города с сусликами, ящерицами и перекати-поле (караганник), шахтерские терриконы и лагеря за высокими заборами и колючей проволокой с вышками «вохры» по периметру.
Напротив нашего дома и параллельно ему стоял такой же дом, который именовался «исполкомовским». Оба дома разделял пустырь с оградой из ящиков для угля. У жильцов каждой из квартир обоих домов был свой ящик. Горкомовские и исполкомовские мальчишки, не знаю почему, думаю, из-за тщательно скрываемой от них взаимной неприязни их родителей по линии «горком – исполком», находились в состоянии перманентной войны. Ватаги пацанов периодически обстреливали друг друга камнями через разделяющий их пустырь, а временами сходились в рукопашной схватке уже на пустыре. Каждый уважающий себя пацан обязан был иметь свинчатку, зажатую в кулаке и дубинку, искусно свитую из электрической проволоки. В линии угольных ящиков каждого из домов существовал свой штаб – небольшой деревянный сарайчик, в котором каждая из мальчишеских группировок («горкомовские» и «исполкомовские») разрабатывала стратегические планы дальнейших военных операций. Кто построил эти штабы-сарайчики сейчас сказать не могу, просто не знаю. Но думаю, что инициативу проявили группы родителей каждого из домов, наивно предполагая, что вокруг такого «штаба» развернется что-то вроде «Тимура и его команды».
Торцом к обоим домам размещался ряд глинобитных мазанок, в которых обитали многодетные чеченские семьи – выселенцы. Открытых схваток между чеченскими и русскими детьми в пределах города не было. Тем не менее, когда наша ватага собиралась в поход на речку Сокырь, протекающую где-то в 12 километрах от города, в отдалении от нас всегда следовала группа чеченских мальчишек, и мы всегда были настороже, ожидая нападения. Когда говорю об отношениях между чеченцами и русскими, имею в виду, что в основном наш дом населяли русские семьи, были и казахи из уже возникшей местной интеллигенции. Вообще, нельзя сказать о том, что были какие-то ощутимые, по крайней степени, для нас – детей, межнациональные конфликты между русскими и казахами, хотя отец не раз в разговорах с мамой, жаловался на своего шефа – руководителя кафедры. Шеф отцу не мог навредить, отец в своем роде находился под протекторатом местной ВПШ, где он вел курсы по истории ВКПб и международному положению».

Для старожилов Караганды оставлены волнующие воспоминания. Что касается приезда семьи Меделец в Караганду, то здесь просматривается вариант государственного планирования. Над новорожденным Учительским институтом шефство принял Ленинградский педагогический институт имени Герцена. Карагандинцы выслали представителя. Так удалось заполучить библиотечный фонд из 7 тысяч книг и учебников. Среди выпускников нашлись добровольцы на переезд. Одним из них оказался К.И. Меделец, обладатель диплома с отличием. Сразу по приезде в Караганду в октябре 1939 года, его назначили руководителем кафедры истории. На этом посту он продержался 2 года. В 1941 его сменил освободившийся из Карлага профессор Виктор Александрович Романовский (1890-1971). После его отъезда в Ставрополь в 1947 году К.И. Меделец снова принял кафедру истории. Одновременно поступил в заочную аспирантуру родного педагогического института в Ленинграде. Защитился в июне 1950 года.
Историк К.И. Меделец, член КПСС с июля 1947 года, со временем стал консультантом и исполнителем ряда карагандинских внутренних проблем. Читает лекции в вечернем университете марксизма-ленинизма, в заочной высшей партийной школе при Карагандинском обкоме партии, выезжает в колхозы и на шахты как лектор-международник, участвует в работе секции учителей-историков города, регулярно с 1940 года печатается в «Социалистической Караганде». Был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».
Нонна Михайловна Меделец в Караганде вначале вела педагогические курсы. С октября 1940 года - преподаватель школы № 1 имени Кирова. С октября 1944 года - старший преподаватель кафедры русского языка и литературы Учительского института. Коллектив тогда возглавлял бывший карлаговец, известный ученый Павел Степанович Богословский (1890-1966). В 1948 Н.М. Меделец стала аспиранткой-очницей Ленинградского педагогического института. Кандидат филологических наук. Впоследствии работала в институте лингвистических исследований РАН СССР. Была одним из редакторов 17-томного «Словаря современного русского литературного языка».
В Караганде у супругов Меделец был большой и интересный круг общения. Дружили с филологами - супругами С.Ф. Мамиконян и А.П.Спасибенко, которые также выбрали Караганду после завершения учебы в Педагогическом институте имени Герцена в том же 1939 году. Нонна Михайловна была смелым и неординарным человеком, четко откликалась на события того времени. И когда опальный поэт А.Н. Заболоцкий в доме партийного просвещения выступил с чтением своей знаменитой поэмы «Слово о полку Игореве», немедленно откликнулась. В газете «Социалистическая Караганда» за 7 октября 1945 года об этом событии промелькнул ее отклик, ценность которого исключительно велика. Корреспонденция – единственное печатное свидетельство всесоюзного уровня о творческих устремлениях поэта в Караганде. Автор указывает, что встреча с поэтом была организована «для интеллигенции города». Таким образом, становится реальным общение Н.А. Заболоцкого с учеными кафедры русского языка и литературы учительского института.

Семья Меделец покинула Караганду в 1953 году, когда Учительский стал Педагогическим институтом. Здесь в течение 15 лет шло активное формирование преподавательского состава. Будет правильно назвать хотя бы часть имен. Директорами становились: Иманкулов Р., Муканов К., Конарбаев, Байтасов К., Баймурзин С. Первые преподаватели из казахов: Абишев А., Нарешев А., Кенжебаева Фатима, Кальжанов К., Жуманиязов А., Махметов К., Тунгушбаев К.
Не называю остальные имена специально. Читателей, которых заинтересовала эта тема, адресую к многочисленным публикациям в изданиях Карагандинского государственного университета имени Е.А. Букетова.
Личные архивы каждой карагандинской семьи - это как путешествие в знакомый, но таинственно закрытый мир. Карагандинские дети супругов Меделец проявили себя в жизни тоже достойно. Все получили высшее образование. Петр после окончания политехнического института работал в области вычислительной техники. Михаил - выпускник института авиационного приборостроения, а Татьяна – Финансово-экономического. Она - кандидат экономических наук.
В архиве семьи Меделец письма карагандинки Т.Г. Зиборовой с приветами от М.М. Гришиной и М.И. Бортниковой. Сохранилось около 30 фотографий карагандинского периода за 1940-1950 годы. Сегодня предлагаются три: знаменитое здание - приют для многих организаций по улице Костенко, приемная комиссия Учительского института (слева от Ф. Кенжебаевой К.И. Меделец, имена других утеряны, и, возможно, их восстановление бывшими студентами) и заведующая городским детским садом Малика Шарафутдиновна (фамилия не указана) с Мишей и Таней Меделец (1950).

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Султаны и бии Беркаринской волости: 1878-1919 годы 13.02.2018

    (Окончание. Начало в №17 от 10.02.2018 г.)

    С 14 декабря 1913 года - волостной Жусупбек Токбергенов, заместитель волостного Хасенхан Сарлыбаев, потом Бейбол Корсакбаев. Народные судьи и их заместители в аулах: № 1 – султан Жусуп Омарханов и Кали Сасыманов, № 2 – Ержан Тасымов и Ахмет Смаилов, № 3 – Сулеймен Шантин и Жусуп Шантин, № 4 – Толеген Токбергенов и Токберген Жумагулов, № 5 – Байтуган Кулшыманов и Монек Машеков, № 6 – Тати Еркебаев и Еркебай Бейсекин, № 7 – Нурбай Борлыбаев и Итеген Токтакушуков, № 8 – Китан Крымхожин и Байжан Казыбеков, № 9 – Жусуп Омаров и Капас Шадыров, № 10 – Дюсенбай Коржунбаев.

  • Выросший в степи 13.02.2018

    Встреча-воспоминание состоялась в Карагандинском областном историко-краеведческом музее в рамках реализации программы «Рухани жаңғыру». На посвященном Дню города событии открылась выставка «Қазыналы кенді қала» и прошла встреча под названием «Город в степи». Гости - молодежь - ознакомились с архивными документами и материалами о развитии Караганды, жизни города в годы Великой Отечественной войны, в послевоенный период. Среди объемных экспонатов выставки были представлены шахтерское снаряжение, комплекс геолога И.В. Орлова, реликвии военных лет, предметы быта советского периода и продукция современных промышленных предприятий.

  • Султаны и бии Беркаринской волости: 1878-1919 годы 10.02.2018

    Чтобы проникнуть к далеким именам, откроем дневник писателя М.М. Пришвина (1873-1954) за 24 августа 1909 года. Столичный журналист из «Русских ведомостей» в уездном Каркаралинске ведет сбор народных преданий и обычаев казахов. В лавке мелкого торговца Л.И. Дебогана местный интеллигент «Абабакарим» Курманов пересказал ему в своем варианте далекую поэму про красавицу Баян Сулу. Собеседник Аубакир Курманов – житель Беркаринской волости. Его зимовка Иткара на речушке Карасу находилась в 35 верстах от города и относилась к аулу № 1. Население - 32 человека. Имели 107 лошадей, 63 рогатых, 3 верблюда. Сена заготавливали 555 копен.

  • Кандыколь - Озерное - Бухар-жырау: 1907-1950 08.02.2018

    Окончание. Начало в №№ от 16.01, 18.01, 23.01, 6.02.2018 г.

  • Неизвестные страницы 08.02.2018

    Заместитель директора музея изобразительного искусства Темиргали Аршабеков заинтересовался вкладом представителей движения партии «Алаш» в процесс перехода с арабской вязи на латиницу в Казахстане в тридцатые годы прошлого столетия.

  • Герои нашего времени 06.02.2018

    В Историко-культурном центре Первого Президента в Темиртау состоялась встреча с карагандинцами - финалистами проекта «100 новых лиц Казахстана».

    В мероприятии приняли участие соратники Президента, руководители областного управления культуры, архивов и документации, представители городского акимата и маслихата, этнокультурных объединений, преподаватели и студенты высших и средних специальных учебных заведений, военнослужащие. 

     

  • Кандыколь - Озерное - Бухар-жырау: 1907-1950 06.02.2018

    Продолжение. Начало в №№ от 16.01, 18.01, 23.01.2018 г.

  • Алфавит онлайн 03.02.2018

    После окончательного утверждения орфографических и орфоэпических правил нового алфавита будет начата работа по подготовке преподавателей, языковедов, переводчиков для непосредственного обучения населения региона и проведения работы по переводу делопроизводства на латинскую графику.

15 февраля - день вывода войск из Афганистана

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА и Линара ГАЛИМОВА