26 сентября 2017 года 1265

Из Ленинграда в Карагандинский учительский…

Автор: Юрий Попов

В начале 1938 года различные суждения об открытии учительского института не сходили с уст карагандинцев. Появилось первое высшее учебное заведение Караганды с двухгодичным сроком обучения, нацеленное на подготовку учительских кадров для школ. Не секрет, что в те времена специалистов не хватало. В отдаленных казахских колхозах преподавание вели в лучшем случае выпускники учительских семинарий. Комплектовать кадры нового учебного центра приходилось с трудом. Будущих учителей стали готовить недавние выпускники советских вузов, высланные по политическим мотивам интеллигенты и отбывшие в Карлаге срок оппортунисты советской власти.


В ряде документов и публикаций научного плана часто встречается фамилия педагогов учительского института Меделец. Рассказывает их дочь, уроженка Караганды Татьяна Константиновна Меделец:
- Мои родители – это Нона Михайловна (1917-2007) и Константин Иосифович (1912-1978). Мать (Антонова) - из Сталинграда. Отец - выходец из сибирского села. Мостовое под Красноярском - имел литовские корни. В Караганде у них родились трое детей: Петр (1941), Михаил (1944) и я (1946). Нас отдавали в детсад, которым владел хозяйственный отдел при местном МВД. Петр оставил краткие воспоминания, объясняющие появление родителей в Караганде.
«Если меня спрашивают: где ты родился, отвечаю: где, где – в Караганде. Первая память о Караганде – аллея центрального карагандинского сквера. Зимой вдоль аллеи сквера стояли сугробы много выше человеческого роста, по крайней мере, моего, и эти сугробы мне всегда казались чем-то вроде альпийских гор. Когда мы с пацанами карабкались через эти сугробы, я представлял себя солдатом армии Суворова, переходящим через Альпы.
Хорошо помню свой родной дом на главной улице города – проспекте Сталина. Пятиэтажный, среднерусской постройки уже советского периода, но еще не сталинского покроя. Прямо под нашим балконом на втором этаже находился вход в центральный городской универмаг. (Известен сегодня как старый универмаг – Ю.П.). Каждое утро под балконом перед открытием универмага собиралась и галдела на двунадесяти языках толпа народа. Раздраженные люди, пихаясь и отталкивая друг друга, пробивались к входу в магазин. Задние срывали у передних шапки, кепки и тюбетейки и забрасывали их назад, на дорогу. Особенно неистовые битвы под балконом происходили, когда в универмаг завозили самый острый дефицит: часы, швейные машинки, радиолы и велосипеды. Дом считался, как сейчас выражаются, элитным, назывался горкомовским, и в нем проживали среднего уровня горкомовские работники, преподаватели единственного в городе высшего учебного заведения – учительского института - и всевозможные члены партхозактива города.

Мои родители познакомились и, как я понимаю, полюбили друг друга и поженились в Ленинграде, будучи студентами института имени Герцена. У родителей мамы была квартира на углу Невского и Литейного, но родители жили в институтском общежитии. Мама не раз рассказывала, что по ночам по коридорам студенческого общежития грохотали сапоги людей, приезжающих на закрытых серых «воронках», и поутру студенческая братия не досчитывалась кого-то из своих друзей.
В 1938 году в Красноярске арестовали моего деда – работника городского банка, не пожелавшего прикрыть махинации одного из высокопоставленных местных энкаведешных работников. Отец пытался хоть что-то узнать о его судьбе в большом доме на Литейном. Там ему пояснили, что он ведет себя неразумно и ему не следует больше здесь появляться. Вскоре после этого отца исключили из комсомола и выгнали из института. В это время в Ленинграде в командировке находился один из бывших друзей отца по красноярскому топографическому училищу, который сказал отцу: Костя, если не хочешь оказаться на Колыме, немедленно уезжай куда подальше, хоть к нам в Караганду. С работой и жильем помогу, останешься в Ленинграде – сгинешь. Так мы и оказались в Караганде в добровольной ссылке. Позже, уже работая в Караганде в Учительском институте, отец экстерном защитил институтский диплом в институте им. Герцена и также экстерном кандидатскую диссертацию по специальности «История средних веков». Чем руководствовался отец в выборе специальности, к своему стыду, не знаю. Наверное, что-то его завораживало, но это что-то было совсем не ко времени, и, как я понимаю, невостребованность тогдашним обществом его знаний в конечном счете и сломала отцу жизнь. Отец знал языки – немецкий, английский, польский, немного испанский, и, помню, он еще говорил, что когда-нибудь будет преподавать в Оксфорде или Кембридже. В итоге его Кембридж обернулся уроками в Ленинградской вечерней школе рабочей молодежи.
Детские воспоминания о Караганде – это необъятная выжженная степь вокруг города с сусликами, ящерицами и перекати-поле (караганник), шахтерские терриконы и лагеря за высокими заборами и колючей проволокой с вышками «вохры» по периметру.
Напротив нашего дома и параллельно ему стоял такой же дом, который именовался «исполкомовским». Оба дома разделял пустырь с оградой из ящиков для угля. У жильцов каждой из квартир обоих домов был свой ящик. Горкомовские и исполкомовские мальчишки, не знаю почему, думаю, из-за тщательно скрываемой от них взаимной неприязни их родителей по линии «горком – исполком», находились в состоянии перманентной войны. Ватаги пацанов периодически обстреливали друг друга камнями через разделяющий их пустырь, а временами сходились в рукопашной схватке уже на пустыре. Каждый уважающий себя пацан обязан был иметь свинчатку, зажатую в кулаке и дубинку, искусно свитую из электрической проволоки. В линии угольных ящиков каждого из домов существовал свой штаб – небольшой деревянный сарайчик, в котором каждая из мальчишеских группировок («горкомовские» и «исполкомовские») разрабатывала стратегические планы дальнейших военных операций. Кто построил эти штабы-сарайчики сейчас сказать не могу, просто не знаю. Но думаю, что инициативу проявили группы родителей каждого из домов, наивно предполагая, что вокруг такого «штаба» развернется что-то вроде «Тимура и его команды».
Торцом к обоим домам размещался ряд глинобитных мазанок, в которых обитали многодетные чеченские семьи – выселенцы. Открытых схваток между чеченскими и русскими детьми в пределах города не было. Тем не менее, когда наша ватага собиралась в поход на речку Сокырь, протекающую где-то в 12 километрах от города, в отдалении от нас всегда следовала группа чеченских мальчишек, и мы всегда были настороже, ожидая нападения. Когда говорю об отношениях между чеченцами и русскими, имею в виду, что в основном наш дом населяли русские семьи, были и казахи из уже возникшей местной интеллигенции. Вообще, нельзя сказать о том, что были какие-то ощутимые, по крайней степени, для нас – детей, межнациональные конфликты между русскими и казахами, хотя отец не раз в разговорах с мамой, жаловался на своего шефа – руководителя кафедры. Шеф отцу не мог навредить, отец в своем роде находился под протекторатом местной ВПШ, где он вел курсы по истории ВКПб и международному положению».

Для старожилов Караганды оставлены волнующие воспоминания. Что касается приезда семьи Меделец в Караганду, то здесь просматривается вариант государственного планирования. Над новорожденным Учительским институтом шефство принял Ленинградский педагогический институт имени Герцена. Карагандинцы выслали представителя. Так удалось заполучить библиотечный фонд из 7 тысяч книг и учебников. Среди выпускников нашлись добровольцы на переезд. Одним из них оказался К.И. Меделец, обладатель диплома с отличием. Сразу по приезде в Караганду в октябре 1939 года, его назначили руководителем кафедры истории. На этом посту он продержался 2 года. В 1941 его сменил освободившийся из Карлага профессор Виктор Александрович Романовский (1890-1971). После его отъезда в Ставрополь в 1947 году К.И. Меделец снова принял кафедру истории. Одновременно поступил в заочную аспирантуру родного педагогического института в Ленинграде. Защитился в июне 1950 года.
Историк К.И. Меделец, член КПСС с июля 1947 года, со временем стал консультантом и исполнителем ряда карагандинских внутренних проблем. Читает лекции в вечернем университете марксизма-ленинизма, в заочной высшей партийной школе при Карагандинском обкоме партии, выезжает в колхозы и на шахты как лектор-международник, участвует в работе секции учителей-историков города, регулярно с 1940 года печатается в «Социалистической Караганде». Был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».
Нонна Михайловна Меделец в Караганде вначале вела педагогические курсы. С октября 1940 года - преподаватель школы № 1 имени Кирова. С октября 1944 года - старший преподаватель кафедры русского языка и литературы Учительского института. Коллектив тогда возглавлял бывший карлаговец, известный ученый Павел Степанович Богословский (1890-1966). В 1948 Н.М. Меделец стала аспиранткой-очницей Ленинградского педагогического института. Кандидат филологических наук. Впоследствии работала в институте лингвистических исследований РАН СССР. Была одним из редакторов 17-томного «Словаря современного русского литературного языка».
В Караганде у супругов Меделец был большой и интересный круг общения. Дружили с филологами - супругами С.Ф. Мамиконян и А.П.Спасибенко, которые также выбрали Караганду после завершения учебы в Педагогическом институте имени Герцена в том же 1939 году. Нонна Михайловна была смелым и неординарным человеком, четко откликалась на события того времени. И когда опальный поэт А.Н. Заболоцкий в доме партийного просвещения выступил с чтением своей знаменитой поэмы «Слово о полку Игореве», немедленно откликнулась. В газете «Социалистическая Караганда» за 7 октября 1945 года об этом событии промелькнул ее отклик, ценность которого исключительно велика. Корреспонденция – единственное печатное свидетельство всесоюзного уровня о творческих устремлениях поэта в Караганде. Автор указывает, что встреча с поэтом была организована «для интеллигенции города». Таким образом, становится реальным общение Н.А. Заболоцкого с учеными кафедры русского языка и литературы учительского института.

Семья Меделец покинула Караганду в 1953 году, когда Учительский стал Педагогическим институтом. Здесь в течение 15 лет шло активное формирование преподавательского состава. Будет правильно назвать хотя бы часть имен. Директорами становились: Иманкулов Р., Муканов К., Конарбаев, Байтасов К., Баймурзин С. Первые преподаватели из казахов: Абишев А., Нарешев А., Кенжебаева Фатима, Кальжанов К., Жуманиязов А., Махметов К., Тунгушбаев К.
Не называю остальные имена специально. Читателей, которых заинтересовала эта тема, адресую к многочисленным публикациям в изданиях Карагандинского государственного университета имени Е.А. Букетова.
Личные архивы каждой карагандинской семьи - это как путешествие в знакомый, но таинственно закрытый мир. Карагандинские дети супругов Меделец проявили себя в жизни тоже достойно. Все получили высшее образование. Петр после окончания политехнического института работал в области вычислительной техники. Михаил - выпускник института авиационного приборостроения, а Татьяна – Финансово-экономического. Она - кандидат экономических наук.
В архиве семьи Меделец письма карагандинки Т.Г. Зиборовой с приветами от М.М. Гришиной и М.И. Бортниковой. Сохранилось около 30 фотографий карагандинского периода за 1940-1950 годы. Сегодня предлагаются три: знаменитое здание - приют для многих организаций по улице Костенко, приемная комиссия Учительского института (слева от Ф. Кенжебаевой К.И. Меделец, имена других утеряны, и, возможно, их восстановление бывшими студентами) и заведующая городским детским садом Малика Шарафутдиновна (фамилия не указана) с Мишей и Таней Меделец (1950).

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Достояние республики 16.06.2018

    Телевизионный проект «Мен қазақпын» уже обрел своих финалистов. Лучшие исполнители традиционной песни, кюя и терме, которых выберут 16 июня в стенах Дворца горняков, отправятся в столицу представлять Карагандинский регион. Напомним, что цель проекта «Мен қазақпын» - популяризация казахского народного творчества, традиционной песни, кюя и терме, и именно в этих трех жанрах проходят состязания. Финальные отборы «Мен қазақпын» на уровне республики будут транслироваться в прямом эфире канала «Казахстан», областным филиалом которого является Карагандинский канал «Saryarqa», тоже поддерживающий проект. Зрителям представится шанс увидеть республиканское соревнование с сентября по 16 декабря этого года. Таким образом пропагандируются не только национальные ценности, но и лучшие произведения народного искусства.

  • Экономика на примерах 16.06.2018

    Серию из 18 новых учебников, переведенных на государственный язык, уже презентовали в вузах по всей стране в рамках программы «100 новых учебников». Одним из них стало издание «Экономика» Грегори Мэнкью и Марка Тейлора, рекомендованное известнейшими мировыми университетами - Оксфордом и Кембриджем. «Экономика. Четвертое издание» - это адаптация классического труда Г. Мэнкью, и главным преимуществом учебника является то, что автор объясняет науку с точки зрения читателя. Издание имеет прикладной характер и описывается как бизнес-ориентированное, а написанный текст доступно объясняет политику и экономическую теорию.

  • Эпохальный проспект 16.06.2018

    За всю историю главного проспекта города - Бухар-жырау, который ведет свой отсчет с 30-х годов ХХ века, здесь менялись памятники, появлялись новые площади, рождались новые здания, уходили в небытие старые. Проспект не зря называют главной артерией Караганды, а туристы никогда не проходят мимо него. Здесь отражены эпохи, архитектурные стили, здесь же проходят главные городские и областные мероприятия.

  • Увлекательными тропами 14.06.2018

    Юный турист должен не только уметь правильно поставить палатку, безопасно разжечь костер и ориентироваться на местности, он должен знать все о своем крае, уметь показать его с самой лучшей стороны. С 7 по 9 июня в оздоровительном лагере “Факел” Актогайского района в урочище Бектау-ата прошёл областной форум туристско-краеведческих экспедиционных отрядов “Мир открытий. Молодой турист. Юный искатель”.

  • Урок дает музей 14.06.2018

    Чтобы каждый ребенок из Каркаралинского района мог получать качественное образование, создана целая сеть опорных школ, объединяющая все малокомплектные учебные заведения. Для 57 учеников из шести малых населенных пунктов предусмотрен транспорт. Причем детей возят не в одну школу, а в пять! Вскоре будет приобретен еще один автобус, чтобы с комфортом доставлять учащихся из отдаленных аулов в ОШ № 44 им. М. Бапиулы.

  • Активная позиция 14.06.2018

    Вот уже восьмой год ветеран органов внутренних дел Нуржиган Каирбекова возглавляет первичную ветеранскую организацию поселка Шахан. Председатель совета ветеранов войны и труда поселка, член совета ветеранов ОВД города Шахтинска Нуржиган Валиевна по первоначальной специальности – учитель русского языка в национальной школе.

  • Хлеборобы Каркаралы 14.06.2018

    Наш хутор в двадцатые годы окружали дикие, нетронутые земли. Степные звери вели себя вольготно. Много было дичи – дроф, уток, гусей. Осенью боялись оставить поля без охраны. Гуси могли уничтожить весь урожай. На Саумалколе тысячами гнездились турпаны. Одним выстрелом охотник добывал несколько штук. Богородцы и рыбинцы освоили и бельагачские леса. Здесь по сопкам змеились заячьи тропинки. Обычно один охотник оставался на развилке заячьих путей. Другой криками пугал зверя. За пару часов добыча составляла 10–15 штук».

  • Караганда представляет Улытау 12.06.2018

    В Национальном музее Казахстана прошла торжественная церемония открытия выездных выставок музеев регионов под названием «Память о прошлом - дорога в будущее». В рамках этой церемонии карагандинские фотографы творческого объединения «TEFA Eurasiaphoto» представили в Астане свои работы. Выставки были посвящены 20-летию Астаны и прошли в рамках программы «Рухани жаңғыру», а их целью стало изучение истории и культуры регионов страны. В проекте участвовали свыше 30 музеев Северо-Казахстанской, Акмолинской, Карагандинской, Павлодарской, Алматинской и Восточно-Казахстанской областей. На мероприятие прибыло руководство Астаны, ответственный секретарь Министерства культуры и спорта Казахстана Куатжан Уалиев, руководители госорганов, представители музеев, творческой интеллигенции и молодежь столицы.