26 сентября 2017 года 1096

Творческий симбиоз

Автор: Нина КРАМЕР

Рисунок, живопись и дизайн, авангард, реализм и этника соединились на выставке трех карагандинских художников в областном музее изобразительного искусства. В одной экспозиции работы единомышленников и друзей: Каныша Балабекова, Мурата Калкабаева и Жаната Комутова. Все трое - преподаватели, им не безразлично будущее родного города и страны, все работают над актуализацией традиционного искусства, его основных принципов и приемов.

Самый опытный художник из них - Мурат Калкабаев. Это один из ведущих мастеров Центрального Казахстана, живописец, монументалист, мастер декоративного искусства. Еще в конце 90-х начал вводить в свои работы характерный для народного искусства принцип орнаментальности, который придает композиции особую стройность и гармоничность. При этом художник очень тонко видит цвет, умеет формировать объем, одновременно передавая красоту мира.
Кроме своих картин, прекрасно передающих национальный колорит, художник выставил несколько уменьшенных копий скульптур. Некоторые из них заняли свое место на карте города, как, например, скульптурная композиция «Кобыз» на площади у Театра имени К. Станиславского. А изящная стилизованная «Домбра» ждет своего часа. По словам художника, на нее пока не нашлось заказчика.
У Жаната Комутова очень широкий диапазон творческих интересов, которые он воплощает в абстрактных и экспрессивных полотнах, городской декоративной скульптуре, различных дизайнерских решениях и графических работах с отточенной выразительной линией. Графика Комутова наполнена юмором и тайным смыслом, конкретикой и завуалированными намерениями. В абстрактных работах он использует различные материалы - особый металлический блеск и выразительный объем он создает посредством множества монеток, наклеенных на основу. На выставке были представлены две работы с использованием денежных эквивалентов разного достоинства. В частности, «Бизнесмены и чиновники» сотворены художником в виде горы монет, покрытых слоем темного тона. В его «Духе мормона» использованы бумажные деньги, но очень много советских копеек.
- Я думаю, старые советские деньги у многих еще сохранились, - говорит Жанат Кокенович. - Но в моей работе использованы и иностранные монеты, и те, что стоят немало денег.
Оттого «Мормон» получился алчным, без рта, с пустыми глазницами. Рот вообще не самая любимая деталь художника. В своей скульптуре бетонных влюбленных он тоже сделал персонажей без уст, так как влюбленные должны понимать друг друга без слов. И этим навлек на себя волну критики. Но автора не смущают критиканы: монументальное искусство не должно нравиться всем, ведь оно создает для гостей неповторимый образ города с его традициями и культурными особенностями.
Каныш Балабеков, самый молодой из трех авторов, одинаково успешно работает в двух видах изобразительного искусства - живописи и скульптуре. В скульптуре он тяготеет к декоративным решениям, обогащая классику орнаментальными элементами. В живописи Балабеков скорее реалист, хотя часто прибегает к метафорам, стремясь раскрыть глубину традиционных представлений о сущности бытия. Ведь даже в бессюжетных жанрах, пейзажах и натюрмортах, он стремится рассказать о жизни народа. А уж как убедительно выглядит его хан Кене, как величаво смотрит на зрителей с холста. Очень реалистичным получился у него знаменитый правитель.
Традиции и новаторство - проблема, решаемая отдельным творцом практически в каждом новом поколении. Творческий поиск в совокупности с опытом народа вложен в уникальные работы авторов выставки.
Фото Линара ГАЛИМОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Проклятие дома Альбы 20.09.2018

    В кругу друзей или родных мы можем обсуждать какие угодно темы, но если они выносятся на всеобщее обозрение в кинематографе или театре, то оказываемся к этому не готовы. Спектакль «Андалузское проклятие» - один из таких: карагандинский зритель, похоже, разделился на два лагеря, один из которых постановку принял, другой - нет. Гастроли Алматинского государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова в Караганде завершены. Последней в стенах Театра им. К.С. Станиславского была показана пьеса в двух действиях «Андалузское проклятие (Дом Бернарды Альбы)».

  • Юбилей с выездом 20.09.2018

    Очередной театральный сезон в Драматическом театре имени С. Сейфуллина начался с нашумевшего спектакля «Фариза и Мукагали» о духовной близости двух выдающихся поэтов. Эта довольно свежая работа прошлого сезона уже успела завоевать популярность у карагандинского зрителя.

  • Черно-белая невесомость 18.09.2018

    Кто-то назвал их резными салфетками, кто-то трафаретиками - но то, что легкие утонченные картины из бумаги, безусловно, очень кропотливая и трудоемкая работа, отрицать нельзя. Молодая художница Елена Кондратьева представила более 50 работ на своей первой серьезной выставке в Карагандинском музее ИЗО. Все экспонаты выполнены в достаточно редкой манере исполнения - вырезании. Основным материалом для художницы является бумага. На создание ее произведений натолкнули случайно увиденные фото работ с сайта Pinterest. Техника ажурной вырезки по бумаге на просторах интернета известна как Papercut. А сама ажурная вырезка пришла к нам с Дальнего Востока - Китая, Японии, Кореи. Не случайно автор поддерживает тесную творческую дружбу с Институтом Конфуция при Карагандинском государственном техническом университете; часть выставочных работ предоставлена этим учреждением.

  • Когда звёзды зажигаются 18.09.2018

    Авторов для выставки молодых художников, которая открылась в областном музее изобразительного искусства, кураторы выбирали точечно, в том числе через социальные сети. В итоге зал музея наполнился самыми разными по стилю полотнами и скульптурами, с которыми действительно стоит ознакомиться. Сотрудники музея Александр Гехт и Виктория Храпко не впервые курируют экспозицию в тандеме и в этот раз активно искали новые имена. Поиск дал свои плоды: почти две трети из представленных авторов стали дебютантами, а поздравить их с выставкой собралось немало людей. 

  • Открытие чувств 15.09.2018

    Ее абстрактные картины называют праздником единения, согласия и гармонии. Названия - романтичные: «Осень на двоих», «Уходящий день», «Доброе утро», «Нежность», «Парк сновидений». Отдых для глаз и души, покой сознания - все это картины карагандинской художницы Фании Исламовой. Фания Якубовна состоит в Союзе художников с 1990 года, пишет тематические картины, чувственные пейзажи и яркие натюрморты. Она родилась в Караганде в сентябре, а высшее образование получила в художественном училище Казани, окончив его в 1980 году.

  • И страшно, и смешно 13.09.2018

    К кому уж точно применительно выражение «живет на сцене», так это к артистам Государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова: наблюдать их в спектаклях - удовольствие. Гастроли театра в Караганде начались в прошлую пятницу спектаклем «Ужин с дураком», продолжились «Отелем двух миров» и завершатся «Андалузским проклятием». Если во время просмотра фильма или спектакля порой отвлекаешься на закулисные вопросы вроде «А как артист это репетировал?», «А как это еще можно было сыграть?», то во время спектаклей театра им. М. Лермонтова со мной такого не происходило. На комедии «Ужин с дураком» по пьесе современного французского режиссера и сценариста Франсиса Вебера в зале театра им. К.С. Станиславского каждые пять минут со сцены раздавалась шутка, вызывавшая не просто робкий смех, а хохот от души.

  • Проверено зрителем 11.09.2018

    На пресс-конференции артисты Алматинского государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова ведут себя легко и открыто: корпоративная культура в их коллективе свободная, что видно и по общению, и по добрым шуткам друг о друге. Театр приехал в Караганду со спектаклями, которые на этой неделе идут в стенах Русского драматического театра им. К.С. Станиславского.

  • Истоки мелодий 11.09.2018

    Клуб композиторов Карагандинской области, организованный 5 октября 1975 года при Дворце культуры горняков, активен по сегодняшний день. Такой же стаж в нашей области имеют только шахтерский ансамбль и шахтерский хор. Это неотъемлемая часть истории нашей области. В давние 30-70-е годы строилась шахтерская Караганда, формировались организации по культуре и образованию, был построен первый Дворец культуры горняков, открывались школы и музеи. Многие ценности были созданы благодаря инициативным гражданам, которые со своими проектами шли впереди всех, видели будущее и вели за собой таких же увлеченных, одержимых энтузиастов своего дела.