26 сентября 2017 года 692

Творческий симбиоз

Автор: Нина КРАМЕР

Рисунок, живопись и дизайн, авангард, реализм и этника соединились на выставке трех карагандинских художников в областном музее изобразительного искусства. В одной экспозиции работы единомышленников и друзей: Каныша Балабекова, Мурата Калкабаева и Жаната Комутова. Все трое - преподаватели, им не безразлично будущее родного города и страны, все работают над актуализацией традиционного искусства, его основных принципов и приемов.

Самый опытный художник из них - Мурат Калкабаев. Это один из ведущих мастеров Центрального Казахстана, живописец, монументалист, мастер декоративного искусства. Еще в конце 90-х начал вводить в свои работы характерный для народного искусства принцип орнаментальности, который придает композиции особую стройность и гармоничность. При этом художник очень тонко видит цвет, умеет формировать объем, одновременно передавая красоту мира.
Кроме своих картин, прекрасно передающих национальный колорит, художник выставил несколько уменьшенных копий скульптур. Некоторые из них заняли свое место на карте города, как, например, скульптурная композиция «Кобыз» на площади у Театра имени К. Станиславского. А изящная стилизованная «Домбра» ждет своего часа. По словам художника, на нее пока не нашлось заказчика.
У Жаната Комутова очень широкий диапазон творческих интересов, которые он воплощает в абстрактных и экспрессивных полотнах, городской декоративной скульптуре, различных дизайнерских решениях и графических работах с отточенной выразительной линией. Графика Комутова наполнена юмором и тайным смыслом, конкретикой и завуалированными намерениями. В абстрактных работах он использует различные материалы - особый металлический блеск и выразительный объем он создает посредством множества монеток, наклеенных на основу. На выставке были представлены две работы с использованием денежных эквивалентов разного достоинства. В частности, «Бизнесмены и чиновники» сотворены художником в виде горы монет, покрытых слоем темного тона. В его «Духе мормона» использованы бумажные деньги, но очень много советских копеек.
- Я думаю, старые советские деньги у многих еще сохранились, - говорит Жанат Кокенович. - Но в моей работе использованы и иностранные монеты, и те, что стоят немало денег.
Оттого «Мормон» получился алчным, без рта, с пустыми глазницами. Рот вообще не самая любимая деталь художника. В своей скульптуре бетонных влюбленных он тоже сделал персонажей без уст, так как влюбленные должны понимать друг друга без слов. И этим навлек на себя волну критики. Но автора не смущают критиканы: монументальное искусство не должно нравиться всем, ведь оно создает для гостей неповторимый образ города с его традициями и культурными особенностями.
Каныш Балабеков, самый молодой из трех авторов, одинаково успешно работает в двух видах изобразительного искусства - живописи и скульптуре. В скульптуре он тяготеет к декоративным решениям, обогащая классику орнаментальными элементами. В живописи Балабеков скорее реалист, хотя часто прибегает к метафорам, стремясь раскрыть глубину традиционных представлений о сущности бытия. Ведь даже в бессюжетных жанрах, пейзажах и натюрмортах, он стремится рассказать о жизни народа. А уж как убедительно выглядит его хан Кене, как величаво смотрит на зрителей с холста. Очень реалистичным получился у него знаменитый правитель.
Традиции и новаторство - проблема, решаемая отдельным творцом практически в каждом новом поколении. Творческий поиск в совокупности с опытом народа вложен в уникальные работы авторов выставки.
Фото Линара ГАЛИМОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Первые рифмы 14.12.2017

    Серия литературных вечеров «Пиши», организованных в разных городах России и других стран, пришла в Казахстан и Караганду. «Пишитур», где наши поэты могли прочитать свои стихи, прозу и исполнить собственные песни, - принял в своих стенах областной музей изобразительного искусства.

  • Ноты скорби 12.12.2017

    Абикен Хасенов оставил заметный след в казахской культуре. Он был блестящим исполнителем кюев аркинской традиции. Шертпе-кюи в его интерпретации вошли в золотой фонд музыкального искусства нашей страны, многие из них стали основой репертуара оркестров народных инструментов и отдельных солистов. 

  • Точно в такт 12.12.2017

    Каблуки стучат по сцене в ритм музыке - ирландской, фламенко, национальной казахской. Одинаково четко и сильно отбивают танцевальные рисунки и младшие артисты степ-группы «Revival», которым нет и 10 лет, и старшие, которым под 20. Описать их талант словами недостаточно - это надо увидеть и услышать.

  • Необыкновенный концерт 12.12.2017

    Награждение победителей II городского фестиваля творчества «Караганда без границ» проходило на сцене ДК Нового Майкудука. В гала-концерте участвовали лауреаты: творческие коллективы психолого-медико-социальных учреждений и общественных объединений, учащиеся коррекционных школ-интернатов, дети-инвалиды, проживающие в семьях.

  • На экране - история 09.12.2017

    Премьера фильма «Қазақстан Киелі мекен Сарыарқа», рассказывающего о духовном и историческом наследии нашего региона, прошла в Караганде. Картина создана при поддержке областного филиала партии «Нұр Отан», общественного фонда «Адамдардың елеулі жетістіктері» и продюсерского центра Vega Invest Films Media Produсtion.

  • Архипелаг Карлаг 09.12.2017

    С потолка тянутся черные лоскуты, в углу стоят вешалки с телогрейками, в другом - свалены железные бочки, а на экране задумчивый Сталин гуляет по музею Карлага - так современные художники видят известные события 30-40-х годов прошлого столетия. Выставка «Архипелаг Карлаг», презентованная в прошлом году в Астане, открылась на днях в Карагандинском областном музее изобразительного искусства.

  • Вечер юмора 07.12.2017

    Шутить в Караганде могут и любят. Это в очередной раз доказала игра Клуба веселых и находчивых на Кубок акима области, где собрались команды из Караганды и городов-спутников, а также из Астаны - к нам приехали ребята из «Целинограда».

  • Избранный временем 05.12.2017

    В концертном зале «Шалкыма» состоялся вечер памяти первого казахского дирижера, педагога, домбриста, народного артиста КазССР и СССР Шамгона Кажгалиева. В этом году ему исполнилось бы 90 лет, но три года его уже нет с нами. Это был уникальный человек, профессионал высокого класса, отлично образованный и необычайно талантливый.