26 сентября 2017 года 655

Зарождение мудрости

Автор: Нина КРАМЕР

Не убеленный сединами старец, а дерзкий парень, который дерется на ножах, говорит пламенные речи и постоянно идет на риск - именно таким предстал перед зрителями великий Казыбек би в новом спектакле Областного казахского драмтеатра имени С. Сейфуллина. Постановка «Қаз даусты Қазыбек би» приурочена к 350-летию степного оратора и стала первым спектаклем нового театрального сезона. Ее авторы и участники хотели показать становление чиновника новой формации в хорошем смысле этого слова.

В масштабной постановке задействовано почти 80% актерского состава театра. Действие разворачивается в Среднем жузе и периодически проникает в стан джунгаров. Там зрителей встречает колоритный хунтайджи, которого в одном составе играет сам автор пьесы Кенес Жумабеков, в другом - Рахат Косшанов. Надо сказать, что сам Кенес Наримбаевич признает, что у коллеги джунгарский предводитель получился очень своеобразный и выразительный: неповоротливый, громогласный и строгий, он тут же меняется, услышав коронную речь Казыбека. Кинутый в его сторону кинжал поверг правителя в гнев, а затем в панику.
Хороша и джунгарская ханым, жена правителя, роль которой досталась в двух составах актрисам с одинаковыми именами: Маржан Ануар и Маржан Ахметова стремятся показать надменную красавицу, главную интриганку действа. Чего стоит 60-сантиметровый головной убор ханской супруги.
Надо сказать, что известный в Казахстане художник Есенгельды Туяков, заслуженный деятель искусств РК, очень постарался, работая над костюмами и декорациями. Во-первых, он не побоялся использовать два поворотных круга, вторая масштабная задумка - деревянный мост на металлической основе почти через всю сцену. Он служит и средством сообщения, и помостом для демонстрации, и трибуной для Казыбек би, который стремится выстроить мост дружбы между разными народами и казахскими жузами.
Главная роль досталась молодым актерам Гани Бердимбетову и Мейрбеку Шакенову. Потомки Казыбек би утверждают, что великий судья был высоким, стройным, широкоплечим. Как никто другой в казахском театре, подходит под это описание Гани Бердимбетов. Центральный герой в начале пьесы предстает без знаковых облачений, и речи его, скорее пламенные, эмоциональные по окраске, нежели хладнокровные и по-судейски взвешенные. Мудрость свою Казыбек обретает в водовороте событий, который символизирует вращающаяся вместе с реквизитом и декорациями сцена.
Только в середине действа на Казыбек би появляется богатый отделанный мехом наряд, а жесты героя становятся более чопорными, позы застывшими, взгляд уходит в сторону, вглубь себя. В этот момент Гани Бердимбетов напоминает себя в другой роли. В прошлом сезоне он сыграл главного героя в спектакле «Абай и Абиш».
Вторая по значимости роль - Кельдибек би, отец главного героя, напротив, нетороплив и мудр. Она досталась заслуженному деятелю РК Кайрату Кемалову и Махмуту Садыканову, артисту высшей категории. Кстати, Кайрат Кемалов играет роль Казыбек би в документальной ленте «Казахфильма», съемки которой уже подходят к концу. Кельдибек би - это прекрасная работа обоих актеров, пример мудрости, рассудительности и наставничества в лучших казахских традициях.
Отец, сын и другие герои чуть не стали жертвой чудовищного обмана, который мог ввергнуть казахов в пучину новых страданий и междоусобных войн. На этом фоне очень сложная роль досталась молодому актеру Аману Мукашеву, ему предстояло не только постареть на сцене, но и суметь казаться святым в уродливом обличье и злодеем в молодом красивом теле. Как прикрытие своих истинных намерений персонаж использует проповедническую деятельность. В этой роли просматривается проекция на другой спектакль казахского театра «Адаскандар» - современной истории о заблудившихся в своих духовных поисках юношах.
Ярким получился образ еще одного спорного персонажа. Здесь снова задействована пара Бердимбетов-Шакенов. Личность противоречива не только в спектакле, но и в казахской истории. Хана Барака считают виновником смерти Абулхаира. Многие источники говорят о том, что Барак обезглавил правителя за то, что тот вел пророссийскую политику. В пьесе зрителям во всей красе представили гнев этого персонажа. На премьере спектакля первый ряд, наверное, вздрогнул, когда султан Барак со всего маху опрокинул на сцену свой длинный кнут.
- У Мейрбека получился естественный, яркий, думающий персонаж. Он играет очень уверенно, - говорит режиссер спектакля Куандык Касымов. - В этом образе я наблюдаю и становление Гани Бердимбетова, он тоже хорошо раскрывает своего персонажа, может быть, не полностью, но в данный момент делает это максимально. Конечно, очень чутко подошел к своей роли Рахат Косшанов, надо сказать, он прибавлял с каждой репетицией, думаю, что будет играть лучше с каждым спектаклем. Он влюбился в этот образ.
Что касается самой постановки, мы не делали ставку на историческую достоверность, а желали максимально отобразить дух того времени. Неизвестно, были ли султан Барак и Казыбек би знакомы на самом деле, но оба сыграли достаточно значимую роль в истории Казахского государства. Не было цели и сделать экшн, хотя в спектакле есть сцены с ножами, копьями, кнутами. Это время было такое. Главное - мы показали словесную борьбу, мудрость, зарождающуюся в словах Казыбек би, и его терзания по поводу выбора правильного пути для своего народа: как казахам не быть уничтоженными другими воинствующими народами, объединить их и убедить в важности союза с Россией.
Режиссеру удалось объединить актеров драмтеатра на сцене. Порадовали звонкоголосые женщины из массовки и мужественные джигиты. Хорошо взаимодействовали и главные герои спектакля. Слаженный коллектив театра четко выполнял свою задачу и совместно, и по отдельности, независимо от значимости представленных ролей.
С большой вероятностью спектакль станет гвоздем этого сезона и, возможно, прославится за пределами Караганды, подобно «Каракоз». Уже через пару недель «Қаз даусты Қазыбек би» будет показан на гастролях в Павлодаре вместе с «Абаем и Абишем», а также новогодней сказкой.
Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Первые рифмы 14.12.2017

    Серия литературных вечеров «Пиши», организованных в разных городах России и других стран, пришла в Казахстан и Караганду. «Пишитур», где наши поэты могли прочитать свои стихи, прозу и исполнить собственные песни, - принял в своих стенах областной музей изобразительного искусства.

  • Ноты скорби 12.12.2017

    Абикен Хасенов оставил заметный след в казахской культуре. Он был блестящим исполнителем кюев аркинской традиции. Шертпе-кюи в его интерпретации вошли в золотой фонд музыкального искусства нашей страны, многие из них стали основой репертуара оркестров народных инструментов и отдельных солистов. 

  • Точно в такт 12.12.2017

    Каблуки стучат по сцене в ритм музыке - ирландской, фламенко, национальной казахской. Одинаково четко и сильно отбивают танцевальные рисунки и младшие артисты степ-группы «Revival», которым нет и 10 лет, и старшие, которым под 20. Описать их талант словами недостаточно - это надо увидеть и услышать.

  • Необыкновенный концерт 12.12.2017

    Награждение победителей II городского фестиваля творчества «Караганда без границ» проходило на сцене ДК Нового Майкудука. В гала-концерте участвовали лауреаты: творческие коллективы психолого-медико-социальных учреждений и общественных объединений, учащиеся коррекционных школ-интернатов, дети-инвалиды, проживающие в семьях.

  • На экране - история 09.12.2017

    Премьера фильма «Қазақстан Киелі мекен Сарыарқа», рассказывающего о духовном и историческом наследии нашего региона, прошла в Караганде. Картина создана при поддержке областного филиала партии «Нұр Отан», общественного фонда «Адамдардың елеулі жетістіктері» и продюсерского центра Vega Invest Films Media Produсtion.

  • Архипелаг Карлаг 09.12.2017

    С потолка тянутся черные лоскуты, в углу стоят вешалки с телогрейками, в другом - свалены железные бочки, а на экране задумчивый Сталин гуляет по музею Карлага - так современные художники видят известные события 30-40-х годов прошлого столетия. Выставка «Архипелаг Карлаг», презентованная в прошлом году в Астане, открылась на днях в Карагандинском областном музее изобразительного искусства.

  • Вечер юмора 07.12.2017

    Шутить в Караганде могут и любят. Это в очередной раз доказала игра Клуба веселых и находчивых на Кубок акима области, где собрались команды из Караганды и городов-спутников, а также из Астаны - к нам приехали ребята из «Целинограда».

  • Избранный временем 05.12.2017

    В концертном зале «Шалкыма» состоялся вечер памяти первого казахского дирижера, педагога, домбриста, народного артиста КазССР и СССР Шамгона Кажгалиева. В этом году ему исполнилось бы 90 лет, но три года его уже нет с нами. Это был уникальный человек, профессионал высокого класса, отлично образованный и необычайно талантливый.