26 сентября 2017 года 959

Зарождение мудрости

Автор: Нина КРАМЕР

Не убеленный сединами старец, а дерзкий парень, который дерется на ножах, говорит пламенные речи и постоянно идет на риск - именно таким предстал перед зрителями великий Казыбек би в новом спектакле Областного казахского драмтеатра имени С. Сейфуллина. Постановка «Қаз даусты Қазыбек би» приурочена к 350-летию степного оратора и стала первым спектаклем нового театрального сезона. Ее авторы и участники хотели показать становление чиновника новой формации в хорошем смысле этого слова.

В масштабной постановке задействовано почти 80% актерского состава театра. Действие разворачивается в Среднем жузе и периодически проникает в стан джунгаров. Там зрителей встречает колоритный хунтайджи, которого в одном составе играет сам автор пьесы Кенес Жумабеков, в другом - Рахат Косшанов. Надо сказать, что сам Кенес Наримбаевич признает, что у коллеги джунгарский предводитель получился очень своеобразный и выразительный: неповоротливый, громогласный и строгий, он тут же меняется, услышав коронную речь Казыбека. Кинутый в его сторону кинжал поверг правителя в гнев, а затем в панику.
Хороша и джунгарская ханым, жена правителя, роль которой досталась в двух составах актрисам с одинаковыми именами: Маржан Ануар и Маржан Ахметова стремятся показать надменную красавицу, главную интриганку действа. Чего стоит 60-сантиметровый головной убор ханской супруги.
Надо сказать, что известный в Казахстане художник Есенгельды Туяков, заслуженный деятель искусств РК, очень постарался, работая над костюмами и декорациями. Во-первых, он не побоялся использовать два поворотных круга, вторая масштабная задумка - деревянный мост на металлической основе почти через всю сцену. Он служит и средством сообщения, и помостом для демонстрации, и трибуной для Казыбек би, который стремится выстроить мост дружбы между разными народами и казахскими жузами.
Главная роль досталась молодым актерам Гани Бердимбетову и Мейрбеку Шакенову. Потомки Казыбек би утверждают, что великий судья был высоким, стройным, широкоплечим. Как никто другой в казахском театре, подходит под это описание Гани Бердимбетов. Центральный герой в начале пьесы предстает без знаковых облачений, и речи его, скорее пламенные, эмоциональные по окраске, нежели хладнокровные и по-судейски взвешенные. Мудрость свою Казыбек обретает в водовороте событий, который символизирует вращающаяся вместе с реквизитом и декорациями сцена.
Только в середине действа на Казыбек би появляется богатый отделанный мехом наряд, а жесты героя становятся более чопорными, позы застывшими, взгляд уходит в сторону, вглубь себя. В этот момент Гани Бердимбетов напоминает себя в другой роли. В прошлом сезоне он сыграл главного героя в спектакле «Абай и Абиш».
Вторая по значимости роль - Кельдибек би, отец главного героя, напротив, нетороплив и мудр. Она досталась заслуженному деятелю РК Кайрату Кемалову и Махмуту Садыканову, артисту высшей категории. Кстати, Кайрат Кемалов играет роль Казыбек би в документальной ленте «Казахфильма», съемки которой уже подходят к концу. Кельдибек би - это прекрасная работа обоих актеров, пример мудрости, рассудительности и наставничества в лучших казахских традициях.
Отец, сын и другие герои чуть не стали жертвой чудовищного обмана, который мог ввергнуть казахов в пучину новых страданий и междоусобных войн. На этом фоне очень сложная роль досталась молодому актеру Аману Мукашеву, ему предстояло не только постареть на сцене, но и суметь казаться святым в уродливом обличье и злодеем в молодом красивом теле. Как прикрытие своих истинных намерений персонаж использует проповедническую деятельность. В этой роли просматривается проекция на другой спектакль казахского театра «Адаскандар» - современной истории о заблудившихся в своих духовных поисках юношах.
Ярким получился образ еще одного спорного персонажа. Здесь снова задействована пара Бердимбетов-Шакенов. Личность противоречива не только в спектакле, но и в казахской истории. Хана Барака считают виновником смерти Абулхаира. Многие источники говорят о том, что Барак обезглавил правителя за то, что тот вел пророссийскую политику. В пьесе зрителям во всей красе представили гнев этого персонажа. На премьере спектакля первый ряд, наверное, вздрогнул, когда султан Барак со всего маху опрокинул на сцену свой длинный кнут.
- У Мейрбека получился естественный, яркий, думающий персонаж. Он играет очень уверенно, - говорит режиссер спектакля Куандык Касымов. - В этом образе я наблюдаю и становление Гани Бердимбетова, он тоже хорошо раскрывает своего персонажа, может быть, не полностью, но в данный момент делает это максимально. Конечно, очень чутко подошел к своей роли Рахат Косшанов, надо сказать, он прибавлял с каждой репетицией, думаю, что будет играть лучше с каждым спектаклем. Он влюбился в этот образ.
Что касается самой постановки, мы не делали ставку на историческую достоверность, а желали максимально отобразить дух того времени. Неизвестно, были ли султан Барак и Казыбек би знакомы на самом деле, но оба сыграли достаточно значимую роль в истории Казахского государства. Не было цели и сделать экшн, хотя в спектакле есть сцены с ножами, копьями, кнутами. Это время было такое. Главное - мы показали словесную борьбу, мудрость, зарождающуюся в словах Казыбек би, и его терзания по поводу выбора правильного пути для своего народа: как казахам не быть уничтоженными другими воинствующими народами, объединить их и убедить в важности союза с Россией.
Режиссеру удалось объединить актеров драмтеатра на сцене. Порадовали звонкоголосые женщины из массовки и мужественные джигиты. Хорошо взаимодействовали и главные герои спектакля. Слаженный коллектив театра четко выполнял свою задачу и совместно, и по отдельности, независимо от значимости представленных ролей.
С большой вероятностью спектакль станет гвоздем этого сезона и, возможно, прославится за пределами Караганды, подобно «Каракоз». Уже через пару недель «Қаз даусты Қазыбек би» будет показан на гастролях в Павлодаре вместе с «Абаем и Абишем», а также новогодней сказкой.
Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Проклятие дома Альбы 20.09.2018

    В кругу друзей или родных мы можем обсуждать какие угодно темы, но если они выносятся на всеобщее обозрение в кинематографе или театре, то оказываемся к этому не готовы. Спектакль «Андалузское проклятие» - один из таких: карагандинский зритель, похоже, разделился на два лагеря, один из которых постановку принял, другой - нет. Гастроли Алматинского государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова в Караганде завершены. Последней в стенах Театра им. К.С. Станиславского была показана пьеса в двух действиях «Андалузское проклятие (Дом Бернарды Альбы)».

  • Юбилей с выездом 20.09.2018

    Очередной театральный сезон в Драматическом театре имени С. Сейфуллина начался с нашумевшего спектакля «Фариза и Мукагали» о духовной близости двух выдающихся поэтов. Эта довольно свежая работа прошлого сезона уже успела завоевать популярность у карагандинского зрителя.

  • Черно-белая невесомость 18.09.2018

    Кто-то назвал их резными салфетками, кто-то трафаретиками - но то, что легкие утонченные картины из бумаги, безусловно, очень кропотливая и трудоемкая работа, отрицать нельзя. Молодая художница Елена Кондратьева представила более 50 работ на своей первой серьезной выставке в Карагандинском музее ИЗО. Все экспонаты выполнены в достаточно редкой манере исполнения - вырезании. Основным материалом для художницы является бумага. На создание ее произведений натолкнули случайно увиденные фото работ с сайта Pinterest. Техника ажурной вырезки по бумаге на просторах интернета известна как Papercut. А сама ажурная вырезка пришла к нам с Дальнего Востока - Китая, Японии, Кореи. Не случайно автор поддерживает тесную творческую дружбу с Институтом Конфуция при Карагандинском государственном техническом университете; часть выставочных работ предоставлена этим учреждением.

  • Когда звёзды зажигаются 18.09.2018

    Авторов для выставки молодых художников, которая открылась в областном музее изобразительного искусства, кураторы выбирали точечно, в том числе через социальные сети. В итоге зал музея наполнился самыми разными по стилю полотнами и скульптурами, с которыми действительно стоит ознакомиться. Сотрудники музея Александр Гехт и Виктория Храпко не впервые курируют экспозицию в тандеме и в этот раз активно искали новые имена. Поиск дал свои плоды: почти две трети из представленных авторов стали дебютантами, а поздравить их с выставкой собралось немало людей. 

  • Открытие чувств 15.09.2018

    Ее абстрактные картины называют праздником единения, согласия и гармонии. Названия - романтичные: «Осень на двоих», «Уходящий день», «Доброе утро», «Нежность», «Парк сновидений». Отдых для глаз и души, покой сознания - все это картины карагандинской художницы Фании Исламовой. Фания Якубовна состоит в Союзе художников с 1990 года, пишет тематические картины, чувственные пейзажи и яркие натюрморты. Она родилась в Караганде в сентябре, а высшее образование получила в художественном училище Казани, окончив его в 1980 году.

  • И страшно, и смешно 13.09.2018

    К кому уж точно применительно выражение «живет на сцене», так это к артистам Государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова: наблюдать их в спектаклях - удовольствие. Гастроли театра в Караганде начались в прошлую пятницу спектаклем «Ужин с дураком», продолжились «Отелем двух миров» и завершатся «Андалузским проклятием». Если во время просмотра фильма или спектакля порой отвлекаешься на закулисные вопросы вроде «А как артист это репетировал?», «А как это еще можно было сыграть?», то во время спектаклей театра им. М. Лермонтова со мной такого не происходило. На комедии «Ужин с дураком» по пьесе современного французского режиссера и сценариста Франсиса Вебера в зале театра им. К.С. Станиславского каждые пять минут со сцены раздавалась шутка, вызывавшая не просто робкий смех, а хохот от души.

  • Проверено зрителем 11.09.2018

    На пресс-конференции артисты Алматинского государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова ведут себя легко и открыто: корпоративная культура в их коллективе свободная, что видно и по общению, и по добрым шуткам друг о друге. Театр приехал в Караганду со спектаклями, которые на этой неделе идут в стенах Русского драматического театра им. К.С. Станиславского.

  • Истоки мелодий 11.09.2018

    Клуб композиторов Карагандинской области, организованный 5 октября 1975 года при Дворце культуры горняков, активен по сегодняшний день. Такой же стаж в нашей области имеют только шахтерский ансамбль и шахтерский хор. Это неотъемлемая часть истории нашей области. В давние 30-70-е годы строилась шахтерская Караганда, формировались организации по культуре и образованию, был построен первый Дворец культуры горняков, открывались школы и музеи. Многие ценности были созданы благодаря инициативным гражданам, которые со своими проектами шли впереди всех, видели будущее и вели за собой таких же увлеченных, одержимых энтузиастов своего дела.