26 сентября 2017 года 724

Зарождение мудрости

Автор: Нина КРАМЕР

Не убеленный сединами старец, а дерзкий парень, который дерется на ножах, говорит пламенные речи и постоянно идет на риск - именно таким предстал перед зрителями великий Казыбек би в новом спектакле Областного казахского драмтеатра имени С. Сейфуллина. Постановка «Қаз даусты Қазыбек би» приурочена к 350-летию степного оратора и стала первым спектаклем нового театрального сезона. Ее авторы и участники хотели показать становление чиновника новой формации в хорошем смысле этого слова.

В масштабной постановке задействовано почти 80% актерского состава театра. Действие разворачивается в Среднем жузе и периодически проникает в стан джунгаров. Там зрителей встречает колоритный хунтайджи, которого в одном составе играет сам автор пьесы Кенес Жумабеков, в другом - Рахат Косшанов. Надо сказать, что сам Кенес Наримбаевич признает, что у коллеги джунгарский предводитель получился очень своеобразный и выразительный: неповоротливый, громогласный и строгий, он тут же меняется, услышав коронную речь Казыбека. Кинутый в его сторону кинжал поверг правителя в гнев, а затем в панику.
Хороша и джунгарская ханым, жена правителя, роль которой досталась в двух составах актрисам с одинаковыми именами: Маржан Ануар и Маржан Ахметова стремятся показать надменную красавицу, главную интриганку действа. Чего стоит 60-сантиметровый головной убор ханской супруги.
Надо сказать, что известный в Казахстане художник Есенгельды Туяков, заслуженный деятель искусств РК, очень постарался, работая над костюмами и декорациями. Во-первых, он не побоялся использовать два поворотных круга, вторая масштабная задумка - деревянный мост на металлической основе почти через всю сцену. Он служит и средством сообщения, и помостом для демонстрации, и трибуной для Казыбек би, который стремится выстроить мост дружбы между разными народами и казахскими жузами.
Главная роль досталась молодым актерам Гани Бердимбетову и Мейрбеку Шакенову. Потомки Казыбек би утверждают, что великий судья был высоким, стройным, широкоплечим. Как никто другой в казахском театре, подходит под это описание Гани Бердимбетов. Центральный герой в начале пьесы предстает без знаковых облачений, и речи его, скорее пламенные, эмоциональные по окраске, нежели хладнокровные и по-судейски взвешенные. Мудрость свою Казыбек обретает в водовороте событий, который символизирует вращающаяся вместе с реквизитом и декорациями сцена.
Только в середине действа на Казыбек би появляется богатый отделанный мехом наряд, а жесты героя становятся более чопорными, позы застывшими, взгляд уходит в сторону, вглубь себя. В этот момент Гани Бердимбетов напоминает себя в другой роли. В прошлом сезоне он сыграл главного героя в спектакле «Абай и Абиш».
Вторая по значимости роль - Кельдибек би, отец главного героя, напротив, нетороплив и мудр. Она досталась заслуженному деятелю РК Кайрату Кемалову и Махмуту Садыканову, артисту высшей категории. Кстати, Кайрат Кемалов играет роль Казыбек би в документальной ленте «Казахфильма», съемки которой уже подходят к концу. Кельдибек би - это прекрасная работа обоих актеров, пример мудрости, рассудительности и наставничества в лучших казахских традициях.
Отец, сын и другие герои чуть не стали жертвой чудовищного обмана, который мог ввергнуть казахов в пучину новых страданий и междоусобных войн. На этом фоне очень сложная роль досталась молодому актеру Аману Мукашеву, ему предстояло не только постареть на сцене, но и суметь казаться святым в уродливом обличье и злодеем в молодом красивом теле. Как прикрытие своих истинных намерений персонаж использует проповедническую деятельность. В этой роли просматривается проекция на другой спектакль казахского театра «Адаскандар» - современной истории о заблудившихся в своих духовных поисках юношах.
Ярким получился образ еще одного спорного персонажа. Здесь снова задействована пара Бердимбетов-Шакенов. Личность противоречива не только в спектакле, но и в казахской истории. Хана Барака считают виновником смерти Абулхаира. Многие источники говорят о том, что Барак обезглавил правителя за то, что тот вел пророссийскую политику. В пьесе зрителям во всей красе представили гнев этого персонажа. На премьере спектакля первый ряд, наверное, вздрогнул, когда султан Барак со всего маху опрокинул на сцену свой длинный кнут.
- У Мейрбека получился естественный, яркий, думающий персонаж. Он играет очень уверенно, - говорит режиссер спектакля Куандык Касымов. - В этом образе я наблюдаю и становление Гани Бердимбетова, он тоже хорошо раскрывает своего персонажа, может быть, не полностью, но в данный момент делает это максимально. Конечно, очень чутко подошел к своей роли Рахат Косшанов, надо сказать, он прибавлял с каждой репетицией, думаю, что будет играть лучше с каждым спектаклем. Он влюбился в этот образ.
Что касается самой постановки, мы не делали ставку на историческую достоверность, а желали максимально отобразить дух того времени. Неизвестно, были ли султан Барак и Казыбек би знакомы на самом деле, но оба сыграли достаточно значимую роль в истории Казахского государства. Не было цели и сделать экшн, хотя в спектакле есть сцены с ножами, копьями, кнутами. Это время было такое. Главное - мы показали словесную борьбу, мудрость, зарождающуюся в словах Казыбек би, и его терзания по поводу выбора правильного пути для своего народа: как казахам не быть уничтоженными другими воинствующими народами, объединить их и убедить в важности союза с Россией.
Режиссеру удалось объединить актеров драмтеатра на сцене. Порадовали звонкоголосые женщины из массовки и мужественные джигиты. Хорошо взаимодействовали и главные герои спектакля. Слаженный коллектив театра четко выполнял свою задачу и совместно, и по отдельности, независимо от значимости представленных ролей.
С большой вероятностью спектакль станет гвоздем этого сезона и, возможно, прославится за пределами Караганды, подобно «Каракоз». Уже через пару недель «Қаз даусты Қазыбек би» будет показан на гастролях в Павлодаре вместе с «Абаем и Абишем», а также новогодней сказкой.
Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Танцующий смычок 15.02.2018

    В Концертном зале «Шалкыма» прошел концерт виртуоза-скрипача из Москвы Александра Тростянского. Он уже в шестой раз приводит публику нашего города в восторг, а первое его выступление в Караганде состоялось в 1988 году.

  • На крыльях вдохновения 15.02.2018

    Землячку поэта Мукагали Макатаева и лауреата республиканских конкурсов в области литературы уже пятый год приглашают в Караганду, и только сейчас она решилась сюда приехать. В день рождения Макатаева поэтесса встретилась с карагандинскими любителями поэзии в областной библиотеке имени Н. Гоголя.

  • Их связала музыка 13.02.2018

    В рамках программы «Рухани жаңғыру» своеобразную музыкальную паузу для педагогов школы искусств Балхаша устроили их благодарные выпускники. Обычно на отчетных мероприятиях преподаватели остаются за кулисами, но на этот раз они заняли зрительские места.

  • Две светлых повести 10.02.2018

    В чем заключается синергия двух абсолютно разных судеб творческих людей? Об этом и многом другом в репетиционном зале Театра имени С. Сейфуллина мы разговариваем с известным астанинским режиссером, заслуженным деятелем РК Нурланом Жуманиязовым.

  • Взрыв цвета 03.02.2018

    Ему нравятся непонятные, размытые работы, чтобы все было в подтеках - со смешением жанров и направлений. Как и вся творческая молодежь, Александр Клоков стремится придумать что-то новое, но так как в нашем современном мире это практически уже невозможно, обращается к эклектике в искусстве, что позволяет ему держаться на волне и быть востребованным.

  • Великолепный Бони 01.02.2018

    Очередной театральный четверг в Академическом театре музыкальной комедии познакомил карагандинцев с артистом-вокалистом, дипломантом международного фестиваля Виктором Игушкиным, который трудится в театре с 1999 года после окончания колледжа искусств им. Таттимбета.

  • Слово о мыслителе 30.01.2018

    Премьеры отечественных художественных фильмов в кинотеатре «Сарыжайлау» уже стали традицией. На днях здесь презентовали документальный фильм, посвященный 350-летию легендарного Казыбек би. К слову, главную роль исполнил артист Казахского драматического театра им. С. Сейфуллина Кайрат Кемалов, а картину оценил аким области Ерлан Кошанов.

     

  • Однажды в Куличовке 25.01.2018

    Аттракцион в двух сеансах по пьесе Нила Саймона «Дураки», премьера которого состоялась на днях в Русском драматическом театре им. К.С. Станиславского, работает безотказно. История учителя, попавшего в деревню дураков, кого-то рассмешит, а кого-то заставит крепко задуматься.

15 февраля - день вывода войск из Афганистана

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА и Линара ГАЛИМОВА