26 сентября 2017 года 869

Зарождение мудрости

Автор: Нина КРАМЕР

Не убеленный сединами старец, а дерзкий парень, который дерется на ножах, говорит пламенные речи и постоянно идет на риск - именно таким предстал перед зрителями великий Казыбек би в новом спектакле Областного казахского драмтеатра имени С. Сейфуллина. Постановка «Қаз даусты Қазыбек би» приурочена к 350-летию степного оратора и стала первым спектаклем нового театрального сезона. Ее авторы и участники хотели показать становление чиновника новой формации в хорошем смысле этого слова.

В масштабной постановке задействовано почти 80% актерского состава театра. Действие разворачивается в Среднем жузе и периодически проникает в стан джунгаров. Там зрителей встречает колоритный хунтайджи, которого в одном составе играет сам автор пьесы Кенес Жумабеков, в другом - Рахат Косшанов. Надо сказать, что сам Кенес Наримбаевич признает, что у коллеги джунгарский предводитель получился очень своеобразный и выразительный: неповоротливый, громогласный и строгий, он тут же меняется, услышав коронную речь Казыбека. Кинутый в его сторону кинжал поверг правителя в гнев, а затем в панику.
Хороша и джунгарская ханым, жена правителя, роль которой досталась в двух составах актрисам с одинаковыми именами: Маржан Ануар и Маржан Ахметова стремятся показать надменную красавицу, главную интриганку действа. Чего стоит 60-сантиметровый головной убор ханской супруги.
Надо сказать, что известный в Казахстане художник Есенгельды Туяков, заслуженный деятель искусств РК, очень постарался, работая над костюмами и декорациями. Во-первых, он не побоялся использовать два поворотных круга, вторая масштабная задумка - деревянный мост на металлической основе почти через всю сцену. Он служит и средством сообщения, и помостом для демонстрации, и трибуной для Казыбек би, который стремится выстроить мост дружбы между разными народами и казахскими жузами.
Главная роль досталась молодым актерам Гани Бердимбетову и Мейрбеку Шакенову. Потомки Казыбек би утверждают, что великий судья был высоким, стройным, широкоплечим. Как никто другой в казахском театре, подходит под это описание Гани Бердимбетов. Центральный герой в начале пьесы предстает без знаковых облачений, и речи его, скорее пламенные, эмоциональные по окраске, нежели хладнокровные и по-судейски взвешенные. Мудрость свою Казыбек обретает в водовороте событий, который символизирует вращающаяся вместе с реквизитом и декорациями сцена.
Только в середине действа на Казыбек би появляется богатый отделанный мехом наряд, а жесты героя становятся более чопорными, позы застывшими, взгляд уходит в сторону, вглубь себя. В этот момент Гани Бердимбетов напоминает себя в другой роли. В прошлом сезоне он сыграл главного героя в спектакле «Абай и Абиш».
Вторая по значимости роль - Кельдибек би, отец главного героя, напротив, нетороплив и мудр. Она досталась заслуженному деятелю РК Кайрату Кемалову и Махмуту Садыканову, артисту высшей категории. Кстати, Кайрат Кемалов играет роль Казыбек би в документальной ленте «Казахфильма», съемки которой уже подходят к концу. Кельдибек би - это прекрасная работа обоих актеров, пример мудрости, рассудительности и наставничества в лучших казахских традициях.
Отец, сын и другие герои чуть не стали жертвой чудовищного обмана, который мог ввергнуть казахов в пучину новых страданий и междоусобных войн. На этом фоне очень сложная роль досталась молодому актеру Аману Мукашеву, ему предстояло не только постареть на сцене, но и суметь казаться святым в уродливом обличье и злодеем в молодом красивом теле. Как прикрытие своих истинных намерений персонаж использует проповедническую деятельность. В этой роли просматривается проекция на другой спектакль казахского театра «Адаскандар» - современной истории о заблудившихся в своих духовных поисках юношах.
Ярким получился образ еще одного спорного персонажа. Здесь снова задействована пара Бердимбетов-Шакенов. Личность противоречива не только в спектакле, но и в казахской истории. Хана Барака считают виновником смерти Абулхаира. Многие источники говорят о том, что Барак обезглавил правителя за то, что тот вел пророссийскую политику. В пьесе зрителям во всей красе представили гнев этого персонажа. На премьере спектакля первый ряд, наверное, вздрогнул, когда султан Барак со всего маху опрокинул на сцену свой длинный кнут.
- У Мейрбека получился естественный, яркий, думающий персонаж. Он играет очень уверенно, - говорит режиссер спектакля Куандык Касымов. - В этом образе я наблюдаю и становление Гани Бердимбетова, он тоже хорошо раскрывает своего персонажа, может быть, не полностью, но в данный момент делает это максимально. Конечно, очень чутко подошел к своей роли Рахат Косшанов, надо сказать, он прибавлял с каждой репетицией, думаю, что будет играть лучше с каждым спектаклем. Он влюбился в этот образ.
Что касается самой постановки, мы не делали ставку на историческую достоверность, а желали максимально отобразить дух того времени. Неизвестно, были ли султан Барак и Казыбек би знакомы на самом деле, но оба сыграли достаточно значимую роль в истории Казахского государства. Не было цели и сделать экшн, хотя в спектакле есть сцены с ножами, копьями, кнутами. Это время было такое. Главное - мы показали словесную борьбу, мудрость, зарождающуюся в словах Казыбек би, и его терзания по поводу выбора правильного пути для своего народа: как казахам не быть уничтоженными другими воинствующими народами, объединить их и убедить в важности союза с Россией.
Режиссеру удалось объединить актеров драмтеатра на сцене. Порадовали звонкоголосые женщины из массовки и мужественные джигиты. Хорошо взаимодействовали и главные герои спектакля. Слаженный коллектив театра четко выполнял свою задачу и совместно, и по отдельности, независимо от значимости представленных ролей.
С большой вероятностью спектакль станет гвоздем этого сезона и, возможно, прославится за пределами Караганды, подобно «Каракоз». Уже через пару недель «Қаз даусты Қазыбек би» будет показан на гастролях в Павлодаре вместе с «Абаем и Абишем», а также новогодней сказкой.
Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Праздник с добром 16.06.2018

    В этом году праздник окончания поста Ораза айт выпал на священный для мусульман день - пятницу 15 июня. Слово «айт» в названии этого праздника означает «уважение друг к другу», «разделение радости». В этот день верующие не только показывают свое уважение к Аллаху, но и поздравляют друг друга, дарят подарки и оказывают помощь нуждающимся. Примером совместного благого начинания можно считать благотворительную ярмарку, которая открылась сразу после праздничного намаза на площади областной мечети Анет баба. Родственники тяжелобольной девочки, а также помогающие им волонтеры принесли на продажу домашнюю выпечку, курт, сладости и финики, которыми, в основном, разговляются после поста.

  • Душой в искусстве 16.06.2018

    Ее называют крестной мамой Карагандинского музея изобразительного искусства и нашего Союза художников. Она - постоянный гость выставок, поддерживающая и мастеров старшего поколения, и молодых талантов. Наталья Иванина, секретарь Союза художников, на днях отметила свой юбилей. Наталья Ивановна - свидетель целой эпохи в истории карагандинского искусства. Заслуженный деятель Республики Казахстан, она родилась в городе Спасске Рязанской области, обучалась в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина в Ленинграде. Там же была старшим научным сотрудником дома-музея И. Репина «Пенаты» и дирекции художественных выставок. 

  • Классика в современном стиле 16.06.2018

    Наш карагандинский Гамлет, не вырвавшись из своей мышеловки, добрался до Румынии. Казахский областной драматический театр имени С. Сейфуллина выступил со спектаклем «Гамлет в мышеловке» на Международном театральном фестивале «BABEL F.A.S.T» в городе Тырговиште. Это ежегодное событие длится неделю и превращает весь город в театр. Представления идут не только на закрытых сценах, но и на улицах и площадях города. А открывается фестиваль большим ночным шествием. Все коллективы-участники идут несколько километров по главной улице до дверей театра. Наши актеры тоже с гордостью пронесли через всю процессию казахстанский флаг.

  • Время кино 16.06.2018

    В прошлом году в Караганде впервые прошел фестиваль короткометражного кино «Askar», в котором мог принять участие каждый, кто увлечен кинематографом разных жанров и направлений. Дебют получился успешным, и сейчас в нашем городе начался прием заявок на следующий. Напомним, что идейным вдохновителем такого творческого соревнования стал руководитель карагандинского киноклуба Владимир Зуев, и он не просто основатель киноклуба: юноша искренне любит кино, ценит как классику и артхаус, так и новинки. Собственно, групповые походы в кинотеатр для членов киноклуба - дело традиционное.

  • Поэзия в переплете 14.06.2018

    Идея выпускать свои издания у наших авторов была и есть: это закрепляет их творчество, так сказать, документально, и это еще одно свидетельство того, что творческая жизнь в Караганде не стоит на месте. Тех, кто творит и своими произведениями радует не только друзей и родных, немало. Раньше карагандинцы, публикующиеся на портале proza.kz, присоединялись к другим авторам Казахстана в «Сборнике самоотверженных авторов», который хранится в библиотеках нашего города. А в конце мая в областном музее изобразительного искусства состоялся поэтический вечер-презентация сборников: майской и авторских литературных тетрадей с прозой и поэзией. Мероприятие прошло успешно, да и сам музей рад поддерживать авторов: не первый год здесь действует проект «Арт-терапия».

  • Романтический Восток 09.06.2018

    В день 30-летия областного музея изобразительного искусства на праздник заглянула китайская художница Ню Вэнь-Джуань, чтобы познакомиться с карагандинскими коллегами. Встреча не прошла бесследно: на днях девушка продемонстрировала выставку собственных работ - воздушных и чувственных, а случилось это в областном краеведческом музее. Это был теплый и дружеский культурный обмен, подчеркнул на выставке директор краеведческого музея Ержан Нурмагамбетов. Интегрируясь в мировое культурное пространство, мы не только показываем себя, но и знакомимся с другими: наши театры и творческие коллективы отправляются на гастроли в разные страны, а музеи принимают в своих стенах зарубежных художников. Ержан Нурмагамбетов вручил Ню Вэнь-Джуань издание «Историко-культурное наследие Сарыарки» с изображениями уникальных экспонатов нашего края. 

  • Человеческая душа Зверя 09.06.2018

    Детский театр «Муравейник» при темиртауском Дворце культуры вынес на суд зрителей спектакль по пьесе Майкла Уоллхейма «Опрокинутый мир. История-трансформер». Своей премьерой 14-15-летние актеры показали, во что может превратиться современный мир после ядерного взрыва на хрупкой планете Земля. 

  • Турецкий аккорд 05.06.2018

    В Концертном зале «Шалкыма» состоялось знаковое событие, в котором принимали участие артисты из Турции. Нужно отдать должное руководителю Концертного объединения им. К. Байжанова Талгату Идрисову, который предусматривает каждый сезон с интереснейшими исполнителями из разных стран и разных музыкальных школ. И всегда это восторг и восхищение публики: зрителям дарят не только классические шедевры, неоднократно исполняемые и хорошо знакомые, но и новые произведения, впервые звучащие в стенах городского концертного зала.