26 сентября 2017 года 254

Зарождение мудрости

Автор: Нина КРАМЕР

Не убеленный сединами старец, а дерзкий парень, который дерется на ножах, говорит пламенные речи и постоянно идет на риск - именно таким предстал перед зрителями великий Казыбек би в новом спектакле Областного казахского драмтеатра имени С. Сейфуллина. Постановка «Қаз даусты Қазыбек би» приурочена к 350-летию степного оратора и стала первым спектаклем нового театрального сезона. Ее авторы и участники хотели показать становление чиновника новой формации в хорошем смысле этого слова.

В масштабной постановке задействовано почти 80% актерского состава театра. Действие разворачивается в Среднем жузе и периодически проникает в стан джунгаров. Там зрителей встречает колоритный хунтайджи, которого в одном составе играет сам автор пьесы Кенес Жумабеков, в другом - Рахат Косшанов. Надо сказать, что сам Кенес Наримбаевич признает, что у коллеги джунгарский предводитель получился очень своеобразный и выразительный: неповоротливый, громогласный и строгий, он тут же меняется, услышав коронную речь Казыбека. Кинутый в его сторону кинжал поверг правителя в гнев, а затем в панику.
Хороша и джунгарская ханым, жена правителя, роль которой досталась в двух составах актрисам с одинаковыми именами: Маржан Ануар и Маржан Ахметова стремятся показать надменную красавицу, главную интриганку действа. Чего стоит 60-сантиметровый головной убор ханской супруги.
Надо сказать, что известный в Казахстане художник Есенгельды Туяков, заслуженный деятель искусств РК, очень постарался, работая над костюмами и декорациями. Во-первых, он не побоялся использовать два поворотных круга, вторая масштабная задумка - деревянный мост на металлической основе почти через всю сцену. Он служит и средством сообщения, и помостом для демонстрации, и трибуной для Казыбек би, который стремится выстроить мост дружбы между разными народами и казахскими жузами.
Главная роль досталась молодым актерам Гани Бердимбетову и Мейрбеку Шакенову. Потомки Казыбек би утверждают, что великий судья был высоким, стройным, широкоплечим. Как никто другой в казахском театре, подходит под это описание Гани Бердимбетов. Центральный герой в начале пьесы предстает без знаковых облачений, и речи его, скорее пламенные, эмоциональные по окраске, нежели хладнокровные и по-судейски взвешенные. Мудрость свою Казыбек обретает в водовороте событий, который символизирует вращающаяся вместе с реквизитом и декорациями сцена.
Только в середине действа на Казыбек би появляется богатый отделанный мехом наряд, а жесты героя становятся более чопорными, позы застывшими, взгляд уходит в сторону, вглубь себя. В этот момент Гани Бердимбетов напоминает себя в другой роли. В прошлом сезоне он сыграл главного героя в спектакле «Абай и Абиш».
Вторая по значимости роль - Кельдибек би, отец главного героя, напротив, нетороплив и мудр. Она досталась заслуженному деятелю РК Кайрату Кемалову и Махмуту Садыканову, артисту высшей категории. Кстати, Кайрат Кемалов играет роль Казыбек би в документальной ленте «Казахфильма», съемки которой уже подходят к концу. Кельдибек би - это прекрасная работа обоих актеров, пример мудрости, рассудительности и наставничества в лучших казахских традициях.
Отец, сын и другие герои чуть не стали жертвой чудовищного обмана, который мог ввергнуть казахов в пучину новых страданий и междоусобных войн. На этом фоне очень сложная роль досталась молодому актеру Аману Мукашеву, ему предстояло не только постареть на сцене, но и суметь казаться святым в уродливом обличье и злодеем в молодом красивом теле. Как прикрытие своих истинных намерений персонаж использует проповедническую деятельность. В этой роли просматривается проекция на другой спектакль казахского театра «Адаскандар» - современной истории о заблудившихся в своих духовных поисках юношах.
Ярким получился образ еще одного спорного персонажа. Здесь снова задействована пара Бердимбетов-Шакенов. Личность противоречива не только в спектакле, но и в казахской истории. Хана Барака считают виновником смерти Абулхаира. Многие источники говорят о том, что Барак обезглавил правителя за то, что тот вел пророссийскую политику. В пьесе зрителям во всей красе представили гнев этого персонажа. На премьере спектакля первый ряд, наверное, вздрогнул, когда султан Барак со всего маху опрокинул на сцену свой длинный кнут.
- У Мейрбека получился естественный, яркий, думающий персонаж. Он играет очень уверенно, - говорит режиссер спектакля Куандык Касымов. - В этом образе я наблюдаю и становление Гани Бердимбетова, он тоже хорошо раскрывает своего персонажа, может быть, не полностью, но в данный момент делает это максимально. Конечно, очень чутко подошел к своей роли Рахат Косшанов, надо сказать, он прибавлял с каждой репетицией, думаю, что будет играть лучше с каждым спектаклем. Он влюбился в этот образ.
Что касается самой постановки, мы не делали ставку на историческую достоверность, а желали максимально отобразить дух того времени. Неизвестно, были ли султан Барак и Казыбек би знакомы на самом деле, но оба сыграли достаточно значимую роль в истории Казахского государства. Не было цели и сделать экшн, хотя в спектакле есть сцены с ножами, копьями, кнутами. Это время было такое. Главное - мы показали словесную борьбу, мудрость, зарождающуюся в словах Казыбек би, и его терзания по поводу выбора правильного пути для своего народа: как казахам не быть уничтоженными другими воинствующими народами, объединить их и убедить в важности союза с Россией.
Режиссеру удалось объединить актеров драмтеатра на сцене. Порадовали звонкоголосые женщины из массовки и мужественные джигиты. Хорошо взаимодействовали и главные герои спектакля. Слаженный коллектив театра четко выполнял свою задачу и совместно, и по отдельности, независимо от значимости представленных ролей.
С большой вероятностью спектакль станет гвоздем этого сезона и, возможно, прославится за пределами Караганды, подобно «Каракоз». Уже через пару недель «Қаз даусты Қазыбек би» будет показан на гастролях в Павлодаре вместе с «Абаем и Абишем», а также новогодней сказкой.
Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Таланты без границ 17.10.2017

    20-й областной фестиваль «Жан шуағы» («Творчество души») для людей с ограниченными возможностями собрал во Дворце культуры горняков г. Караганды более 200 участников. Приехали не только жители областного центра, но и из Темиртау, Жезказгана, Балхаша, Сарани, Шахтинска, Абайского района. Отбор лучших номеров проходил с мая по сентябрь.

  • Наш «Ревизор» в Алматы 14.10.2017

    На гастролях в Алматы побывали артисты Карагандинского русского драматического театра им. К.С. Станиславского. В южной столице наших земляков принимал Театр юного зрителя им. Н. Сац, где уже в первый день выступления не хватало свободных мест. Руководитель Русского драматического театра им. К.С. Станиславского Дунай Еспаев впервые отправился в Алматы в качестве директора и отмечает: в очередной раз убедился в том, что наши артисты - в отличной форме.

  • Музыка детства 14.10.2017

    «Бала дауысы» - самый масштабный детский музыкальный конкурс, проводимый Фондом «Жандану әлемі» при поддержке Министерства культуры и спорта РК, Фонда Первого Президента РК. Главные цели конкурса - выявление и поддержка творчески одаренных детей в возрасте от 7 до 13 лет, создание новых детских песен и их распространение.

  • Яркий финал осени 12.10.2017

    В конце ноября в нашем городе пройдет VII Международный фестиваль оперетты и мюзикла «ДосStar». Ежегодно он приносит знакомство с новыми именами, новыми театрами и показывает великолепие искрометного жанра. В программе фестиваля в этом году – выступление знаменитого Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии, имеющего 88-летнюю историю. О его популярности во все времена ходили легенды, а в блокадные дни Великой Отечественной войны он ни на один день не прекращал показа спектаклей. Работа коллектива в условиях непрерывных бомбежек и обстрелов, при отсутствии еды и тепла стала примером подлинного патриотизма и служения Родине. 

  • Шаг в необычность 10.10.2017

    В нашем городе успешно завершились гастроли Республиканского немецкого драматического театра из Алматы. Всего четыре вечерних спектакля были удивительными часами встречи с необычным, оригинальным прочтением классики и современности с точки зрения поколения ХХI века.

  • Ирландские выходные 26.09.2017

    Во Дворце культуры горняков собрались степ-группа «Алтын Батыр», алматинская студия ирландского танца «Rival» и британцы «Fusion Fighters». Концерту коллективов предшествовали мастер-классы с англичанами Крисом Нэшем, Кевином Гоублом и Джейми Ходжесом, прибывшими в Караганду с культурной миссией.

  • Творческий симбиоз 26.09.2017

    Рисунок, живопись и дизайн, авангард, реализм и этника соединились на выставке трех карагандинских художников в областном музее изобразительного искусства. В одной экспозиции работы единомышленников и друзей: Каныша Балабекова, Мурата Калкабаева и Жаната Комутова. Все трое - преподаватели, им не безразлично будущее родного города и страны, все работают над актуализацией традиционного искусства, его основных принципов и приемов.

  • Опыт и заблуждения 23.09.2017

    Творчество Натальи Викторовой многогранно: живопись, графика, керамика, скульптура и войлочные работы. Не так давно художница стала интересоваться иконописью - не для выставок, для себя, это некий духовный выбор в творческом поиске карагандинского мастера.