21 сентября 2017 года 1278

Стратегические приоритеты

Автор: Еркин КУБЕЕВ, ректор Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова, доктор юридических наук, профессор

Реформирование алфавита государственного языка является одним из самых серьезных этапов модернизации, имеющих объективные основания и глубокие последствия, которые должны в полной мере осознаваться обществом.

Недавно в Астане прошли парламентские слушания «О вопросах введения единого стандарта алфавита государственного языка на латинской графике», целью которых стало в том числе обсуждение и формулирование четких и понятных задач и перспектив перехода на латинский алфавит. Помимо депутатов и членов Правительства в обсуждении вопроса приняли участие языковеды, ученые-историки, общественные деятели.
Переход казахского языка на латинский алфавит, по мысли Главы государства, станет закономерным этапом необходимой трансформации национального сознания казахстанцев. Он подчеркивает, что латиница не является абсолютным новшеством для казахского языка и обусловлена историческими предпосылками, поскольку с 1929-го по 1940 год она уже применялась как основа единого тюркского алфавита советских республик. Сегодня же, в условиях глобализованного мира, назрела объективная историческая необходимость вновь обратиться к этому опыту.
Прежде всего модернизация алфавита направлена на повышение конкурентоспособности Казахстана. Определенные Президентом базовые предпосылки конкурентоспособности - это компьютерная грамотность, знание иностранных языков, культурная открытость. Очевидно, что введение латинской графики как доминирующей в коммуникативном и научном мировом пространстве непосредственно связано с этими задачами и может значительно повлиять на эффективность их решения.
Разумеется, что сам по себе переход на латинскую графику не может обеспечить прорыва в научно-технологической сфере, однако существенно облегчит и ускорит интеграцию в мировое научно-информационное и коммуникационное пространство, которое на сегодня по преимуществу оперирует основанным на латинице английским языком.
Еще одним немаловажным аспектом реформирования алфавита является необходимость модернизации государственного языка в целом, на что указывают лингвисты. По их мнению, разработка и внедрение нового алфавита станут мощным импульсом для развития языка, позволят раскрыть его богатый потенциал в различных сферах. Так, латиница даст возможность привести орфографию казахского языка в соответствие с его специфическим фонетическим строем. Более органичной для языка станет адаптация заимствованной лексики, особенно пластов научно-технической терминологии.
Переход на латиницу как самую распространенную в мире буквенную систему поднимет интерес к казахскому языку за рубежом, будет дополнительно мотивировать его изучение. В этом отношении для казахского языка особенно важно обрести графическое единство с родственными тюркскими языками, которые сейчас в подавляющем большинстве базируются на латинице.
Необходимо отметить, что осуществление реформы потребует значительных ресурсов, тщательной работы многих специалистов, ученых-филологов, историков, программистов, педагогов и многих других, а также широкой разъяснительной работы. Эти аспекты сейчас оказываются в числе научных и педагогических приоритетов академического сообщества Казахстана.
Коллектив Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова готов деятельно поддержать предложенную программу перехода на латиницу. Отмечу, что студенческая молодежь позитивно восприняла введение латинской графики. Наши студенты, как правило, владеют несколькими языками, присутствуют в интернет-пространстве и не видят трудностей в пользовании латинской графикой.
Университет проводит активную работу по формированию, обсуждению и подготовке к внедрению латинской графики. В КарГУ создан проектный офис по направлению «Поэтапный переход казахского языка на латиницу», где совместно работает группа ученых университета и представителей областного управления по развитию языков. По поручению Администрации Президента РК подготовлены спикеры для проведения разъяснительной работы по переходу на латинскую графику.
Для подготовки квалифицированных педагогических кадров и специалистов, владеющих новым алфавитом, в учебный процесс филологического, исторического, химического факультетов, факультета философии и психологии введена дисциплина «Латинская графика». Ученые факультета математики и информационных технологий создают авторскую программу транслитерации казахского алфавита с кириллицы на латиницу. С целью учебно-методического обеспечения образовательного процесса математиками разрабатываются учебные пособия по алгебре и дифференциальным уравнениям для 8 специальностей. Они будут изданы, как только будет утвержден единый стандарт алфавита государственного языка на латинской графике.
Наши специалисты готовы организовать дистанционные курсы по обучению графике и орфографии казахского языка на латинице, проводить лингвистическую и правовую экспертизу. Ученые университета являются авторами интересных теоретических разработок, владеют практикой преподавания и потому могут и должны принять самое непосредственное участие в создании учебников нового поколения и подготовке новой формации специалистов, прежде всего учителей.
Сегодня Глава государства ставит перед нами важную задачу направленной модернизации сознания, формирования принципиальной открытости, способности к широкому и гибкому взаимодействию в региональном и глобальном пространствах. Перевод государственного языка на латинскую графику непосредственно связан с решением этой фундаментальной задачи и отвечает сегодняшним национальным стратегическим приоритетам государства.

 

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Ремонт в учебный год 20.09.2018

    Поздно проведенный тендер на ремонт школы села Тузды Бухаржырауского района вынудил 171 ученика и 35 учителей ютиться в тесном неприспособленном помещении. Вот уже три недели, как школьники с 0 по 11 классы учатся в здании, которое подлатали наспех. По словам акима Тузды Сауле Бегжановой, обстоятельства сложились так, что техперсоналу школы и родителям пришлось объединить усилия, чтобы к новому учебному процессу подремонтировать здание бывшего акимата, которое стояло заброшенным несколько лет.

  • Отказаться - ваше право 15.09.2018

    «Мы считаем, что родители не обязаны нести какие-либо расходы на ремонт или проведение мероприятий в организациях образования, и рассматриваем подобные факты как коррупцию. Из бюджета выделяются достаточные денежные средства на все указанные цели», - отметил заместитель председателя Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции Олжас Бектенов на видеоконференции, посвященной актуальным проблемам в сфере образования. Прямая трансляция республиканского совещания для карагандинских педагогов была организована в стенах областного департамента Национального бюро по противодействию коррупции. В его работе приняли участие вице-министр образования и науки Асхат Аймагамбетов, а также посредством видеоконференц-связи - руководители областных управлений, городских отделов образования, директора школ и активные представители попечительских советов.

  • Как вырастить гения 15.09.2018

    Как развить творческие способности ребенка? Как проложить кратчайший путь от детского рисунка к внедрению инновационных методов обучения? Все чаще мы слышим выражение - «интеграционная форма занятия». Новшество это или необходимость? 
    В последнее время мы приходим к выводу, что применение инновационных технологий в современном обучении просто необходимо для формирования всесторонне развитой личности. И важно не только внедрение новых форм работы с этнокультурными объединениями Ассамблеи народа Казахстана нашей области, но и более глубокое изучение народного творчества и языковой культуры разных этносов. 

  • Закрой учебник, выйди в сеть 13.09.2018

    Как отметила директор гимназии № 93 Аягуль Ахметова, наряду с их ребятами тестировать 13 электронных книг будут в Астане, Алматы, Алматинской, Жамбылской и Туркестанской областях. Всего 13 школ, 80 классов и порядка трех тысяч учащихся.
    - В пилотном проекте примут участие 3, 6, 8 классы, - поделилась она. - Для учеников третьего класса с русским языком обучения в новом формате разработаны пособия «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Информационно-коммуникационные технологии», а для детей с казахским языком обучения - «Математика» и «Русский язык». В 6 классах с казахским языком обучения предусмотрен «Жаратылыстану», с русским языком обучения - «Естествознание» и «Русская литература». Для 8 классов с казахским и русским языками обучения будут учебники по «Географии» и «Информатике».

  • Школа для родителей 13.09.2018

    В республике началась серия родительских конференций «Казахстанские родители ХХI века: стань примером своему ребенку», которые призваны помочь мамам и папам лучше понимать своих детей и укрепить семью. В сентябре и октябре этого года пройдет несколько таких встреч, и на каждой из них обсудят, как родители могут поддержать ребенка в зависимости от его возраста. Конференции стартовали в начале сентября и прошли в одно время, а в Караганде одной из школ, которая собрала в своих стенах родителей, школьных психологов и представителей Института семейного воспитания (который и инициировал мероприятия), стала недавно открытая гимназия № 102.

  • Открытый урок 13.09.2018

    В начале сентября в Костанае прошел республиканский конкурс, посвященный Ахмету Байтурсынову, в котором соревновались преподаватели. Главный приз достался карагандинскому преподавателю областного Центра обучения языкам Динаре Куанбаевой. Конкурс, посвященный видному общественному деятелю, прошел и под эгидой Дня языков, который, напомним, теперь будет отмечаться 5 сентября, в день рождения самого Ахмета Байтурсынова. На первый взгляд может показаться, что схема заданий конкурса вполне традиционна - представиться, показать свою работу и провести открытый урок, но о сложности его говорит время подготовки нашей победительницы: четыре месяца.

  • Школа для агрономов 06.09.2018

    Проблема кадров на селе стоит очень остро. Молодежь старается уехать в город, поэтому не хватает как рабочих, так и специалистов. Карагандинская сельскохозяйственная опытная станция им. А. Христенко взялась решать проблему собственными силами. С нового учебного года Кар-СХОС запустила экспериментальный образовательный проект в родном селе Центральном Бухаржырауского района. Аналогов ему в Казахстане нет. 

  • На класс выше 04.09.2018

    Говорят, что дождь на 1 сентября - это все равно, что слезы школьников, которых посадили за парты после веселого лета. Но есть дети, которые этого дня ждут с радостью и нетерпением. К примеру, чтобы поступить в школу для одаренных детей, ребенку надо готовиться все лето, сдавать специальные тесты и только потом получить заветное место. К таковым в нашей области относится специализированная школа-интернат имени Н. Нурмакова. Здесь учится более 500 детей со всех районов области и из других регионов Казахстана. Поступать сюда едут дети из Шымкента, Алматы, Тараза и других городов республики.