19 сентября 2017 года 986

Фейерверк талантов

Автор: Анна СТРОКОВА

В зале Дворца культуры горняков звучит концерт А. Пьяццоллы «Аконкагуа», названный в честь горной вершины Латинской Америки. Это аргентинское танго разрушает барьеры: в нем солирует баян заслуженного артиста Татарстана Дамира Султанова, и инструмент, поверьте, не узнать - настолько он по-восточному протяжный. В «Аконкагуа» вместе с Дамиром солировала пианистка из Астаны Лариса Латышова, аккомпанировал им Пермский оркестр краевой филармонии, с которым Дамир сотрудничает не один год. Собственно, именно пермяки удостоились чести открывать уникальный ежегодный фестиваль «Музыкальная Сарыарка». 

Фестиваль в разные годы дарил карагандинцам виртуозную игру Жании Аубакировой, Айман Мусаходжаевой, музыкантов из Тайваня, Голландии, США, России, голоса народных артистов СССР и Казахстана - Ермека Серкебаева, Бибигуль Тулегеновой, Алибека Днишева, Розы Рымбаевой и Мансура Ташматова. Традиционный для последнего месяца осени фестиваль в этом году открылся в сентябре и продлится до 20 числа: завершат его гала-концертом «Мои друзья - мое богатство», посвященным 70-летию заслуженного деятеля РК, генерального секретаря Международной организации «Тюрксой» Дуйсена Касеинова.
В день открытия фестиваля, 16 сентября, зрителей радовали выступавшие с пермским оркестром солисты Дамир Султанов и Лариса Латышова, их коллеги из Перми - Алексей Таран (балалайка), Андрей Мехоношин (баян) и Оксана Аман (домра). С Пермским оркестром краевой филармонии Дамир Султанов выступал не первый раз. Само знакомство произошло в Перми.
- Я искал себя: пробовал играть на фортепиано, аккордеоне, но в технологическом и звуковом плане баян для меня идеален, - признался Дамир. - Инструмент международный, баян в то же время развит лишь в определенных национальных традициях, хотя достойно может дополнить почти любую музыку.
И добавил, что однажды нашел фотографию прадедушки, который играл на гармошке: наверное, это судьба.
Дирижируют оркестрами чаще всего мужчины, а потому видеть женственную (даже в строгом костюме) Галину Токареву на этом ответственном посту было необычно. Дамы, отметила Галина Викторовна, все чаще идут в дирижеры, и с улыбкой добавила: почему-то ей в этом амплуа встречаются только тезки. Токарева дирижирует с 2003 года, а с 2016-го руководит пермским оркестром, организованным 32 года назад и сначала существовавшим как Пермский русский народный. С 2007-го коллектив входит в состав филармонии, является одним из ведущих ее коллективов и самым большим (48 музыкантов). В Караганду он приехал полным составом.
У пермского оркестра большая концертная практика, теплое сотрудничество с солистами России, но к ним прибавились и казахстанские в лице Ларисы Латышовой и Дамира Султанова. До «Музыкальной Сарыарки» поездок за рубеж у оркестра не было, и музыканты рады участию в нашем фестивале: «Встретили чудесно, обаяли, обогрели. Низкий поклон!»
Баян всегда дарит задорный звук и зовет пускаться в пляс. Может ли он быть другим? Дамир Султанов это доказал не только на концерте «Аконкагуа». Инструмент относительно молодой, отметил артист, ему около века, но на нем прекрасно звучат произведения эпохи барокко, органные, сонаты Скарлатти, написанные для клавесина. Для баяна пишут современные композиторы, в числе которых - Софья Губайдуллина. Дамир Султанов вместе с пермским оркестром подарил публике и народную музыку - импровизацию на казахскую народную тему «Жайдарман» В. Демченко, где инструмент был особенно
изящен и элегантен.
Тем временем на сцене преобладал красный цвет: в народных костюмах пермского оркестра, алое платье было на ведущей Людмиле Гольской. Руководитель управления культуры, архивов и документации Еркебулан Агимбаев торжественной речью открыл девятнадцатый по счету фестиваль и уточнил: в целом в нем участвовало более 30 стран мира.
«Русская рапсодия» Г. Шендерева, эмоциональная работа Галины Токаревой, аплодисменты... Время соло на балалайке, вперед вырывается Алексей Таран - звучит «Калинка» В. Городовской и срывает аплодисменты. «Калинка» - бренд, и не включить его в программу рука не поднималась, признается потом Галина Викторовна. Хороша была и «Цыганская фантазия» А. Трофимова, исполненная вместе с Оксаной Аман и Андреем Мехоношиным: домра Оксаны звучала страстно, а баян, словно обходительный джентльмен, пытался ее очаровать.
Второе отделение началось с Бородинских «Половецких плясок» из оперы «Князь Игорь», после которых на сцену вышли музыканты оркестра казахских народных инструментов им. Таттимбета. Следующие полчаса - совместные композиции. Сводный оркестр под руководством маэстро Дуйсена Укибая задорно играл «Валенки» А. Широкова, продолжая торжественной поэмой-импровизацией Н. Тлендиева «Махамбет» и лучезарным шедевром П. Чайковского - пляской скоморохов из сказки А. Островского «Снегурочка».


Корзина цветов от управления культуры Карагандинской области, приглашение на второй день «Музыкальной Сарыарки». Еркебулан Агимбаев снова на сцене, уже с руководителем КО им. К. Байжанова Талгатом Идрисовым. И снова - поздравления.
Фестиваль продолжился концертом симфонического оркестра КО им. К. Байжанова. Наши музыканты выступили вместе с приглашенными солистами из Казахстана, Турции, Азербайджана, Татарстана и Албании. В вечер 17 сентября дирижировали четверо маэстро: лауреат Всероссийского конкурса Петр Грибанов, народный артист России, руководитель Академического русского оркестра В.В. Андреева Дмитрий Хохлов, молодой азербайджанский дирижер Мустафа Мекмандаров и американец Гвидо Ламелл.
Отмечу, что Государственный академический русский оркестр им. В.В. Андреева (бывший Императорский Великорусский) в Караганде уже выступал - тоже на «Музыкальной Сарыарке», но в этот раз Дмитрий Хохлов приехал сам. История его коллектива насчитывает больше века: оркестр создан выдающимся музыкантом-просветителем Василием Андреевым в 1888 году по идее «соединить фрак с балалайкой» - создать оркестр по принципу симфонического, в основу которого легли русские народные инструменты. Пережив Октябрьскую революцию 1917 года, Великую Отечественную войну, «железный занавес», коллектив сохранил особый колорит и традиции, заложенные основателем.
- Этот год считается юбилейным для андреевской балалайки: в 1887 году она получила окончательный вид, и на следующий год создали оркестр, - поделился Дмитрий Хохлов. - На родине мы уже отметили 130-летие инструмента и большую часть концерта посвятили инструментальной музыке.
Вместе с Дмитрием Хохловым наш симфонический оркестр КО им. К. Байжанова исполнил музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель» Г. Свиридова: стремительную «Тройку», романтичный «Вальс», печальный «Романс» и бодрый «Военный марш». Работа в оркестре, отметил позже Хохлов, это всегда работа над качеством звука, ритма, а наш коллектив маэстро охарактеризовал как «мобильный, слаженный и всегда готовый к экспериментам».
Мустафе Мекмандарову - 25 лет. Ему доверили дирижировать «Весну» из «Времен года» А. Пьяццоллы, «Азербайджанское каприччио» Ф. Амирова, а в партнеры Мустафа взял казахстанскую пианистку Амину Машкееву, татарского скрипача Арслана Сайфи и албанского виолончелиста Хайриддина Ходжу.
- Я сам был скрипачом, но меня тянуло к коллективной музыке, - признался М. Мекмандаров. - Желание исполнять крупные сочинения привело к дирижированию. Уже три года учусь в Венской консерватории в Австрии - это предпоследний курс, а первые уроки дирижирования мне давал азербайджанский маэстро Рауф Абдуллаев.
Рядом с Мустафой и Дмитрием Дмитриевичем американский дирижер Гвидо Ламелл тоже готовился к выступлению: изначально запланированную пьесу заменили в последний момент, и перед собой он расположил ноты «Цыганских напевов» П. Сарасате.
- Я впервые в Караганде, и для меня стиль жизни в оркестре США и здешних музыкантов показался похожим: мы делаем одно дело - играем лучшее, работаем вместе и очень рады дружить, - сказал гость. - Мы любим музыку - она целый мир, и подобные сюрпризы меня лишь закаляют.
В США Гвидо Ламелл работает с двумя оркестрами: играет на скрипке в филармонии Лос-Анджелеса и руководит симфоническим оркестром Санта-Моники - там он и персональный менеджер, и уборщик сцены, смеется Гвидо. Чаще всего его оркестр выступает в родной Санта-Монике, но недавно случилась поездка в концертный зал Уолта Диснея, где собралось больше двух тысяч зрителей.
Второй день фестиваля «Музыкальная Сарыарка» начался симфоническим кюем «Дайрабай» Е. Рахмадиева под руководством Петра Грибанова и продолжился великолепным сопрано солистки Стамбулской оперы Бурчин Савинье. Вслед за этим зрителей ожидали музыкальные шедевры Дж. Верди, Дж. Пуччини, М. Бегалиева и Т. Кажгалиева. К финалу вечера публике представили произведение Б. Кадырбека «Дүйсен-аға», посвященное заслуженному деятелю РК Дуйсену Касеинову.
На этой неделе «Музыкальная Сарыарка» продолжит радовать карагандинцев: на следующих концертах, которые тоже пройдут на сцене ДК горняков, перед зрителями выступят народный артист Башкортостана Рамиль Гайзуллин, народная артистка Кыргызстана Роза Аманова, а вместе с ними будут работать дирижеры Дуйсен Укибай и Фарух Садыков. С карагандинским «Биг-Бэндом» под руководством Игоря Андрейченко выступят народный артист Узбекистана Мансур Ташматов, заслуженный артист Казахстана Герш Геллер и трио из Швейцарии.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Проклятие дома Альбы 20.09.2018

    В кругу друзей или родных мы можем обсуждать какие угодно темы, но если они выносятся на всеобщее обозрение в кинематографе или театре, то оказываемся к этому не готовы. Спектакль «Андалузское проклятие» - один из таких: карагандинский зритель, похоже, разделился на два лагеря, один из которых постановку принял, другой - нет. Гастроли Алматинского государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова в Караганде завершены. Последней в стенах Театра им. К.С. Станиславского была показана пьеса в двух действиях «Андалузское проклятие (Дом Бернарды Альбы)».

  • Юбилей с выездом 20.09.2018

    Очередной театральный сезон в Драматическом театре имени С. Сейфуллина начался с нашумевшего спектакля «Фариза и Мукагали» о духовной близости двух выдающихся поэтов. Эта довольно свежая работа прошлого сезона уже успела завоевать популярность у карагандинского зрителя.

  • Черно-белая невесомость 18.09.2018

    Кто-то назвал их резными салфетками, кто-то трафаретиками - но то, что легкие утонченные картины из бумаги, безусловно, очень кропотливая и трудоемкая работа, отрицать нельзя. Молодая художница Елена Кондратьева представила более 50 работ на своей первой серьезной выставке в Карагандинском музее ИЗО. Все экспонаты выполнены в достаточно редкой манере исполнения - вырезании. Основным материалом для художницы является бумага. На создание ее произведений натолкнули случайно увиденные фото работ с сайта Pinterest. Техника ажурной вырезки по бумаге на просторах интернета известна как Papercut. А сама ажурная вырезка пришла к нам с Дальнего Востока - Китая, Японии, Кореи. Не случайно автор поддерживает тесную творческую дружбу с Институтом Конфуция при Карагандинском государственном техническом университете; часть выставочных работ предоставлена этим учреждением.

  • Когда звёзды зажигаются 18.09.2018

    Авторов для выставки молодых художников, которая открылась в областном музее изобразительного искусства, кураторы выбирали точечно, в том числе через социальные сети. В итоге зал музея наполнился самыми разными по стилю полотнами и скульптурами, с которыми действительно стоит ознакомиться. Сотрудники музея Александр Гехт и Виктория Храпко не впервые курируют экспозицию в тандеме и в этот раз активно искали новые имена. Поиск дал свои плоды: почти две трети из представленных авторов стали дебютантами, а поздравить их с выставкой собралось немало людей. 

  • Открытие чувств 15.09.2018

    Ее абстрактные картины называют праздником единения, согласия и гармонии. Названия - романтичные: «Осень на двоих», «Уходящий день», «Доброе утро», «Нежность», «Парк сновидений». Отдых для глаз и души, покой сознания - все это картины карагандинской художницы Фании Исламовой. Фания Якубовна состоит в Союзе художников с 1990 года, пишет тематические картины, чувственные пейзажи и яркие натюрморты. Она родилась в Караганде в сентябре, а высшее образование получила в художественном училище Казани, окончив его в 1980 году.

  • И страшно, и смешно 13.09.2018

    К кому уж точно применительно выражение «живет на сцене», так это к артистам Государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова: наблюдать их в спектаклях - удовольствие. Гастроли театра в Караганде начались в прошлую пятницу спектаклем «Ужин с дураком», продолжились «Отелем двух миров» и завершатся «Андалузским проклятием». Если во время просмотра фильма или спектакля порой отвлекаешься на закулисные вопросы вроде «А как артист это репетировал?», «А как это еще можно было сыграть?», то во время спектаклей театра им. М. Лермонтова со мной такого не происходило. На комедии «Ужин с дураком» по пьесе современного французского режиссера и сценариста Франсиса Вебера в зале театра им. К.С. Станиславского каждые пять минут со сцены раздавалась шутка, вызывавшая не просто робкий смех, а хохот от души.

  • Проверено зрителем 11.09.2018

    На пресс-конференции артисты Алматинского государственного академического русского театра драмы им. М. Лермонтова ведут себя легко и открыто: корпоративная культура в их коллективе свободная, что видно и по общению, и по добрым шуткам друг о друге. Театр приехал в Караганду со спектаклями, которые на этой неделе идут в стенах Русского драматического театра им. К.С. Станиславского.

  • Истоки мелодий 11.09.2018

    Клуб композиторов Карагандинской области, организованный 5 октября 1975 года при Дворце культуры горняков, активен по сегодняшний день. Такой же стаж в нашей области имеют только шахтерский ансамбль и шахтерский хор. Это неотъемлемая часть истории нашей области. В давние 30-70-е годы строилась шахтерская Караганда, формировались организации по культуре и образованию, был построен первый Дворец культуры горняков, открывались школы и музеи. Многие ценности были созданы благодаря инициативным гражданам, которые со своими проектами шли впереди всех, видели будущее и вели за собой таких же увлеченных, одержимых энтузиастов своего дела.