19 сентября 2017 года 780

Плоды учебной программы

Автор: Анна СТРОКОВА

Из содержания обновленного учебника для 7 класса: главы «Климат и изменения климата», «Влияет ли ландшафт и климат на национальный характер?», «Интернет и социальные сети», «Проблемы социальной защиты бездомных», «Генетически модифицированные продукты» и «Если бы я правил миром».

Все бы ничего, но это учебник русского языка. Сколько бы ни говорили о новых веяниях, но кое-что должно оставаться постоянным. Взглянув на обновленные учебники для пятых и седьмых классов, я пришла в ужас: слишком много сленга и внимания интернету, и почему-то в учебнике по русскому языку оказались темы, предназначенные для истории, географии, биологии и обществознания.
В разное время на информационных порталах уже публиковали комментарии разработчиков. Тогда родителей пятиклассников поразили фразы: «пиарить подкаст через соцсети», «лайкать в соцсетях», «эмотиконы». Темы содержания следующие: «Сетевой этикет», «Транспорт мечты», «Реклама автомобиля», «Полезные ископаемые». Родители негодуют на просторах социальных сетей и прилагают фото с заданием составить визитную карточку баурсака. Автор пособия для 5 класса, специалист Центра образовательных программ АО «НИШ» Гульмира Кожамкулова объясняла: молодежный сленг в заданиях для того, чтобы показать, как правильно изъясняться в официальных письмах.
- Такие слова использовались в специальном задании, где учащиеся должны научиться разграничивать разговорный и книжный стили, - слова, которые используются в официальной речи и в неофициальной, - отмечала Кожамкулова. - В дальнейшем, по заданию, ученики должны были написать письмо официальным языком.
Более того, Кожамкулова уточняла: вышедший учебник альтернативный, а не основной, но это полноценное и качественное учебное пособие, а слова «эмотикон», «подкаст» или «пиарить» давно применяются и при общении, и в СМИ (которые, к слову, тоже несут нормы языка).
Выше я уже называла темы учебника русского для 7 класса и приведу несколько деталей. В одном из разделов подробно объясняется, зачем используются смайлы, дается определение никнейма (прозвища) и аватара (фотографии в профиле соцсети). И после - вопросы: «Как данные ники и аватары характеризуют пользователей, их возраст, пол, характер, увлечения? Почему часто в никах используют английские буквы и английские слова?» В другом разделе просят «составить словесный портрет союза как», но это уже другая история. А вот еще вопросы к заданиям: «Какие сайты вы обычно посещаете? С какой целью вы посещаете тот или иной сайт? Чем вы делитесь в социальных сетях? Является ли общение в социальных сетях настоящим? Можно ли людей, с которыми общаетесь в социальных сетях, назвать настоящими друзьями?»
Другой текст из того же учебника 7 класса: «Интернет, он такой. Немножко напоминает исповедальню, разговоры - что-то наподобие исповеди. Иногда мы оказываемся исповедником, иногда - исповедующимся. Это результат расстояния и уверенности, что всегда можно вытащить штекер из гнезда (…) В сети свой образ создаешь словами. Собственными словами, когда неизвестно, сколько времени штекер будет в гнезде (...)» Кроме того, предлагается объяснить словосочетания «груды спама», «снести систему» и другие. В лучшем случае, это относится к информатике... И, наконец, сказка «И-пызява» Людмилы Петрушевской, написанная едва ли понятными выражениями и теми же смайлами, при затруднении в которой предлагается обращаться к словарю «Пусек Бятых».
В Министерстве образования РК объяснили нестандартные задания в учебнике для 7 класса. Директор республиканского научно-практического центра «Учебник» Бейбиткуль Каримова уверена: это плоды новой программы, которую от старой отличает личностно ориентированный подход в заданиях. Однако, таким образом, смею полагать, школьников все равно неизбежно подгоняют под одну гребенку.
- Мы не можем в новых учебниках изучать Сталина, Ленина, пионеров или комсомольцев, - объясняла Каримова. - Поэтому они разработаны в соответствии с современными трендами. Кроме того, члены экспертной комиссии, одобрившие учебник, подробно разъяснили каждое спорное задание.
А главное, «книга будет служить пособием, несмотря на критичное к нему отношение» - это уже слова члена экспертной комиссии Тамары Хоменко. И министр образования и науки Ерлан Сагадиев с этим согласен: мол, за 11 лет в школе ребенок получает огромный объем грамматики и достаточный уровень классической литературы, и если небольшая часть программы будет содержать современный русский язык, ничего страшного. У детей, считает министр, сформируется более глубокое критическое понимание русского языка, а недовольные есть всегда.
...Фрагменты тем старых учебников по русскому языку для 7 класса: в них изучались морфология и орфография, причастные и деепричастные обороты, наречия, стили речи, служебные части речи, графика и фонетика, лексика и фразеология, морфемика, синтаксис и пунктуация. К ним предлагались задания и тексты разной сложности. Как ученица начала нулевых скажу: мы замечательно справлялись без эмотиконов, сленга и всего того, что находится в обновленных учебниках сейчас. А социальные сети и интернет изучили сами, прекрасно зная, какие слова и выражения используются в официальной и неофициальной речи.
Все приведенные примеры - лишь небольшая часть того, что вошло в учебники обновленного содержания образования. Зачем забивать головы школьников, которые и без того загружены?

Комментарии (2)
...
Дарын 20.09.2017
Странный подход. Дети все-таки должны заниматься грамматикой и правописанием, а не подобными вещами. Вообще, нужно вводить единый стандарт, пусть все занимаются по единому учебнику.
...
Анна 27.09.2017
В тему Калуша, Бутявка, Кукуся? Ну как мне, сынок, объяснить: Есть дяди в большом министерстве - Им хочется что-то творить, Показывать силу реформы, Побольше ресурсов хватать... А дети... подумаешь, дети, Реформам на них наплевать! Неважно, что класс переполнен, Рюкзак – мужику не поднять, И третья смена – неважно... Реформам не надо мешать! Орущий на весь класс учитель («Дебилы, кончайте дурить») Проникнется быстро реформой, По-новому будет учить. И тёти, что пишут учебник, Считают, что им-то видней, Как правильно думать заставить, Как вывести в люди детей. Где мама с окном разбиралась, Там видится Сталина след, Есенину тоже досталось. За что? Он крестьянский поэт... На смену позвали Алису. Они в Зазеркалье, видать, Критически мыслить умеют И правильно голосовать. Зачем нам великий, могучий? Гораздо важней бытовой! И завтра в учебнике встретишь: Бакланить, косячить, бухой... Готовься, не то ещё будет: На химии – рэп и панк-рок, Эссе в математике с квестом, Потом про имамов урок... Скажу пару строф напоследок, Но уши свои береги (Слова, что сейчас ты услышишь, В учебник пока не вошли): Как нам объяснить этим взрослым, Что надо бы рвение унять? И просится, просится снова Привычное русское б…! Ни три языка не помогут, Ни НИШ - обучения венец... В стране, где в реформах нет сердца, Всей школе приходит …..ц!
Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Достойные в профессии 14.12.2017

    На сцене областного филиала партии «Нұр Отан» была исполнена песня в сопровождении домбры на английском языке - весьма экзотично. Ее предваряли вокальные и танцевальные номера с детьми и чтение стихотворений. Так начался областной конкурс «Учитель года-2017».

  • Учеба по-английски 12.12.2017

    К 2020 году во всех школах Казахстана преподавание химии, биологии, физики и информатики должно вестись на английском языке. Курсы переподготовки учителей идут, но среди педагогов есть и те, кто новшество приветствует и практикует, и те, кому приходится очень сложно.

  • Работать готовы! 09.12.2017

    По окончании этого учебного года 1326 студентов КарГТУ, получающих знания по 37 специальностям, покинут стены альма-матер и устремятся навстречу взрослой жизни. Каждый из них должен найти себя и вписаться в современные реалии экономики нашей страны. В этом будущим специалистам уже много лет помогает ярмарка вакансий, которая дает возможность личной встречи работодателей и студентов.

  • Созидательный переход 07.12.2017

    В Караганде создан проектный офис по направлению «Поэтапный переход казахского языка на латиницу», в котором совместно работает группа ученых КарГУ им. Е. Букетова и представителей областного управления по развитию языков. 

  • От мечты - к действию 05.12.2017

    Студенты КарГУ им. Е.А. Букетова разработали и запатентовали рецепт нового национального продукта - печенья из жента. Известную с давних времен казахскую сладость путем модификации они превратили в полезный десерт: заменили муку на просо, жирное топленое масло на льняное, сахар - на мед и добавили еще несколько секретных ингредиентов. Съедобное ноу-хау было признано победителем проекта «Как накормить Казахстан», за что молодые изобретатели получили миллион тенге на воплощение своей идеи в жизнь.

  • Когда у детей горят глаза 28.11.2017

    Почетными гостями этого мероприятия стали вице-президент по региональному развитию Национальной федерации клубов ЮНЕСКО, кандидат психологических наук, доктор phD Гани Бейсембаев, директор школы искусств № 2 г. Караганды Марат Мажитов, директор школы искусств пос. Ботакара Бухаржырауского района Бауржан Ермухамбетов и другие.

  • Учительские инструменты 25.11.2017

    В прошлом году на обновленное содержание образования перешли 1 классы, в этом году - 2, 5 и 7, на следующий год - очередь за 3, 6 и 8. Учебники из последней группы апробируют, проверяют, и на днях этот вопрос обсудили в нашей области. Историй типа «И-пызявы», обещают, не повторится, но педагоги, так или иначе, задали авторам интересующие их вопросы.

  • С дипломом - в село? 23.11.2017

    Проблемы городских школ порой не идут ни в какое сравнение с сельскими. Материально-техническая база в отдельных регионах страны крайне слабая, нехватка сельских учителей повышается, а в некоторых областях малокомплектные школы вообще не финансируют. Эти вопросы обсуждали на республиканском семинаре-совещании.