19 сентября 2017 года 1202

Плоды учебной программы

Автор: Анна СТРОКОВА

Из содержания обновленного учебника для 7 класса: главы «Климат и изменения климата», «Влияет ли ландшафт и климат на национальный характер?», «Интернет и социальные сети», «Проблемы социальной защиты бездомных», «Генетически модифицированные продукты» и «Если бы я правил миром».

Все бы ничего, но это учебник русского языка. Сколько бы ни говорили о новых веяниях, но кое-что должно оставаться постоянным. Взглянув на обновленные учебники для пятых и седьмых классов, я пришла в ужас: слишком много сленга и внимания интернету, и почему-то в учебнике по русскому языку оказались темы, предназначенные для истории, географии, биологии и обществознания.
В разное время на информационных порталах уже публиковали комментарии разработчиков. Тогда родителей пятиклассников поразили фразы: «пиарить подкаст через соцсети», «лайкать в соцсетях», «эмотиконы». Темы содержания следующие: «Сетевой этикет», «Транспорт мечты», «Реклама автомобиля», «Полезные ископаемые». Родители негодуют на просторах социальных сетей и прилагают фото с заданием составить визитную карточку баурсака. Автор пособия для 5 класса, специалист Центра образовательных программ АО «НИШ» Гульмира Кожамкулова объясняла: молодежный сленг в заданиях для того, чтобы показать, как правильно изъясняться в официальных письмах.
- Такие слова использовались в специальном задании, где учащиеся должны научиться разграничивать разговорный и книжный стили, - слова, которые используются в официальной речи и в неофициальной, - отмечала Кожамкулова. - В дальнейшем, по заданию, ученики должны были написать письмо официальным языком.
Более того, Кожамкулова уточняла: вышедший учебник альтернативный, а не основной, но это полноценное и качественное учебное пособие, а слова «эмотикон», «подкаст» или «пиарить» давно применяются и при общении, и в СМИ (которые, к слову, тоже несут нормы языка).
Выше я уже называла темы учебника русского для 7 класса и приведу несколько деталей. В одном из разделов подробно объясняется, зачем используются смайлы, дается определение никнейма (прозвища) и аватара (фотографии в профиле соцсети). И после - вопросы: «Как данные ники и аватары характеризуют пользователей, их возраст, пол, характер, увлечения? Почему часто в никах используют английские буквы и английские слова?» В другом разделе просят «составить словесный портрет союза как», но это уже другая история. А вот еще вопросы к заданиям: «Какие сайты вы обычно посещаете? С какой целью вы посещаете тот или иной сайт? Чем вы делитесь в социальных сетях? Является ли общение в социальных сетях настоящим? Можно ли людей, с которыми общаетесь в социальных сетях, назвать настоящими друзьями?»
Другой текст из того же учебника 7 класса: «Интернет, он такой. Немножко напоминает исповедальню, разговоры - что-то наподобие исповеди. Иногда мы оказываемся исповедником, иногда - исповедующимся. Это результат расстояния и уверенности, что всегда можно вытащить штекер из гнезда (…) В сети свой образ создаешь словами. Собственными словами, когда неизвестно, сколько времени штекер будет в гнезде (...)» Кроме того, предлагается объяснить словосочетания «груды спама», «снести систему» и другие. В лучшем случае, это относится к информатике... И, наконец, сказка «И-пызява» Людмилы Петрушевской, написанная едва ли понятными выражениями и теми же смайлами, при затруднении в которой предлагается обращаться к словарю «Пусек Бятых».
В Министерстве образования РК объяснили нестандартные задания в учебнике для 7 класса. Директор республиканского научно-практического центра «Учебник» Бейбиткуль Каримова уверена: это плоды новой программы, которую от старой отличает личностно ориентированный подход в заданиях. Однако, таким образом, смею полагать, школьников все равно неизбежно подгоняют под одну гребенку.
- Мы не можем в новых учебниках изучать Сталина, Ленина, пионеров или комсомольцев, - объясняла Каримова. - Поэтому они разработаны в соответствии с современными трендами. Кроме того, члены экспертной комиссии, одобрившие учебник, подробно разъяснили каждое спорное задание.
А главное, «книга будет служить пособием, несмотря на критичное к нему отношение» - это уже слова члена экспертной комиссии Тамары Хоменко. И министр образования и науки Ерлан Сагадиев с этим согласен: мол, за 11 лет в школе ребенок получает огромный объем грамматики и достаточный уровень классической литературы, и если небольшая часть программы будет содержать современный русский язык, ничего страшного. У детей, считает министр, сформируется более глубокое критическое понимание русского языка, а недовольные есть всегда.
...Фрагменты тем старых учебников по русскому языку для 7 класса: в них изучались морфология и орфография, причастные и деепричастные обороты, наречия, стили речи, служебные части речи, графика и фонетика, лексика и фразеология, морфемика, синтаксис и пунктуация. К ним предлагались задания и тексты разной сложности. Как ученица начала нулевых скажу: мы замечательно справлялись без эмотиконов, сленга и всего того, что находится в обновленных учебниках сейчас. А социальные сети и интернет изучили сами, прекрасно зная, какие слова и выражения используются в официальной и неофициальной речи.
Все приведенные примеры - лишь небольшая часть того, что вошло в учебники обновленного содержания образования. Зачем забивать головы школьников, которые и без того загружены?

Комментарии (2)
...
Дарын 20.09.2017
Странный подход. Дети все-таки должны заниматься грамматикой и правописанием, а не подобными вещами. Вообще, нужно вводить единый стандарт, пусть все занимаются по единому учебнику.
...
Анна 27.09.2017
В тему Калуша, Бутявка, Кукуся? Ну как мне, сынок, объяснить: Есть дяди в большом министерстве - Им хочется что-то творить, Показывать силу реформы, Побольше ресурсов хватать... А дети... подумаешь, дети, Реформам на них наплевать! Неважно, что класс переполнен, Рюкзак – мужику не поднять, И третья смена – неважно... Реформам не надо мешать! Орущий на весь класс учитель («Дебилы, кончайте дурить») Проникнется быстро реформой, По-новому будет учить. И тёти, что пишут учебник, Считают, что им-то видней, Как правильно думать заставить, Как вывести в люди детей. Где мама с окном разбиралась, Там видится Сталина след, Есенину тоже досталось. За что? Он крестьянский поэт... На смену позвали Алису. Они в Зазеркалье, видать, Критически мыслить умеют И правильно голосовать. Зачем нам великий, могучий? Гораздо важней бытовой! И завтра в учебнике встретишь: Бакланить, косячить, бухой... Готовься, не то ещё будет: На химии – рэп и панк-рок, Эссе в математике с квестом, Потом про имамов урок... Скажу пару строф напоследок, Но уши свои береги (Слова, что сейчас ты услышишь, В учебник пока не вошли): Как нам объяснить этим взрослым, Что надо бы рвение унять? И просится, просится снова Привычное русское б…! Ни три языка не помогут, Ни НИШ - обучения венец... В стране, где в реформах нет сердца, Всей школе приходит …..ц!
Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Ремонт в учебный год 20.09.2018

    Поздно проведенный тендер на ремонт школы села Тузды Бухаржырауского района вынудил 171 ученика и 35 учителей ютиться в тесном неприспособленном помещении. Вот уже три недели, как школьники с 0 по 11 классы учатся в здании, которое подлатали наспех. По словам акима Тузды Сауле Бегжановой, обстоятельства сложились так, что техперсоналу школы и родителям пришлось объединить усилия, чтобы к новому учебному процессу подремонтировать здание бывшего акимата, которое стояло заброшенным несколько лет.

  • Отказаться - ваше право 15.09.2018

    «Мы считаем, что родители не обязаны нести какие-либо расходы на ремонт или проведение мероприятий в организациях образования, и рассматриваем подобные факты как коррупцию. Из бюджета выделяются достаточные денежные средства на все указанные цели», - отметил заместитель председателя Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции Олжас Бектенов на видеоконференции, посвященной актуальным проблемам в сфере образования. Прямая трансляция республиканского совещания для карагандинских педагогов была организована в стенах областного департамента Национального бюро по противодействию коррупции. В его работе приняли участие вице-министр образования и науки Асхат Аймагамбетов, а также посредством видеоконференц-связи - руководители областных управлений, городских отделов образования, директора школ и активные представители попечительских советов.

  • Как вырастить гения 15.09.2018

    Как развить творческие способности ребенка? Как проложить кратчайший путь от детского рисунка к внедрению инновационных методов обучения? Все чаще мы слышим выражение - «интеграционная форма занятия». Новшество это или необходимость? 
    В последнее время мы приходим к выводу, что применение инновационных технологий в современном обучении просто необходимо для формирования всесторонне развитой личности. И важно не только внедрение новых форм работы с этнокультурными объединениями Ассамблеи народа Казахстана нашей области, но и более глубокое изучение народного творчества и языковой культуры разных этносов. 

  • Закрой учебник, выйди в сеть 13.09.2018

    Как отметила директор гимназии № 93 Аягуль Ахметова, наряду с их ребятами тестировать 13 электронных книг будут в Астане, Алматы, Алматинской, Жамбылской и Туркестанской областях. Всего 13 школ, 80 классов и порядка трех тысяч учащихся.
    - В пилотном проекте примут участие 3, 6, 8 классы, - поделилась она. - Для учеников третьего класса с русским языком обучения в новом формате разработаны пособия «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Информационно-коммуникационные технологии», а для детей с казахским языком обучения - «Математика» и «Русский язык». В 6 классах с казахским языком обучения предусмотрен «Жаратылыстану», с русским языком обучения - «Естествознание» и «Русская литература». Для 8 классов с казахским и русским языками обучения будут учебники по «Географии» и «Информатике».

  • Школа для родителей 13.09.2018

    В республике началась серия родительских конференций «Казахстанские родители ХХI века: стань примером своему ребенку», которые призваны помочь мамам и папам лучше понимать своих детей и укрепить семью. В сентябре и октябре этого года пройдет несколько таких встреч, и на каждой из них обсудят, как родители могут поддержать ребенка в зависимости от его возраста. Конференции стартовали в начале сентября и прошли в одно время, а в Караганде одной из школ, которая собрала в своих стенах родителей, школьных психологов и представителей Института семейного воспитания (который и инициировал мероприятия), стала недавно открытая гимназия № 102.

  • Открытый урок 13.09.2018

    В начале сентября в Костанае прошел республиканский конкурс, посвященный Ахмету Байтурсынову, в котором соревновались преподаватели. Главный приз достался карагандинскому преподавателю областного Центра обучения языкам Динаре Куанбаевой. Конкурс, посвященный видному общественному деятелю, прошел и под эгидой Дня языков, который, напомним, теперь будет отмечаться 5 сентября, в день рождения самого Ахмета Байтурсынова. На первый взгляд может показаться, что схема заданий конкурса вполне традиционна - представиться, показать свою работу и провести открытый урок, но о сложности его говорит время подготовки нашей победительницы: четыре месяца.

  • Школа для агрономов 06.09.2018

    Проблема кадров на селе стоит очень остро. Молодежь старается уехать в город, поэтому не хватает как рабочих, так и специалистов. Карагандинская сельскохозяйственная опытная станция им. А. Христенко взялась решать проблему собственными силами. С нового учебного года Кар-СХОС запустила экспериментальный образовательный проект в родном селе Центральном Бухаржырауского района. Аналогов ему в Казахстане нет. 

  • На класс выше 04.09.2018

    Говорят, что дождь на 1 сентября - это все равно, что слезы школьников, которых посадили за парты после веселого лета. Но есть дети, которые этого дня ждут с радостью и нетерпением. К примеру, чтобы поступить в школу для одаренных детей, ребенку надо готовиться все лето, сдавать специальные тесты и только потом получить заветное место. К таковым в нашей области относится специализированная школа-интернат имени Н. Нурмакова. Здесь учится более 500 детей со всех районов области и из других регионов Казахстана. Поступать сюда едут дети из Шымкента, Алматы, Тараза и других городов республики.