19 сентября 2017 года 312

Плоды учебной программы

Автор: Анна СТРОКОВА

Из содержания обновленного учебника для 7 класса: главы «Климат и изменения климата», «Влияет ли ландшафт и климат на национальный характер?», «Интернет и социальные сети», «Проблемы социальной защиты бездомных», «Генетически модифицированные продукты» и «Если бы я правил миром».

Все бы ничего, но это учебник русского языка. Сколько бы ни говорили о новых веяниях, но кое-что должно оставаться постоянным. Взглянув на обновленные учебники для пятых и седьмых классов, я пришла в ужас: слишком много сленга и внимания интернету, и почему-то в учебнике по русскому языку оказались темы, предназначенные для истории, географии, биологии и обществознания.
В разное время на информационных порталах уже публиковали комментарии разработчиков. Тогда родителей пятиклассников поразили фразы: «пиарить подкаст через соцсети», «лайкать в соцсетях», «эмотиконы». Темы содержания следующие: «Сетевой этикет», «Транспорт мечты», «Реклама автомобиля», «Полезные ископаемые». Родители негодуют на просторах социальных сетей и прилагают фото с заданием составить визитную карточку баурсака. Автор пособия для 5 класса, специалист Центра образовательных программ АО «НИШ» Гульмира Кожамкулова объясняла: молодежный сленг в заданиях для того, чтобы показать, как правильно изъясняться в официальных письмах.
- Такие слова использовались в специальном задании, где учащиеся должны научиться разграничивать разговорный и книжный стили, - слова, которые используются в официальной речи и в неофициальной, - отмечала Кожамкулова. - В дальнейшем, по заданию, ученики должны были написать письмо официальным языком.
Более того, Кожамкулова уточняла: вышедший учебник альтернативный, а не основной, но это полноценное и качественное учебное пособие, а слова «эмотикон», «подкаст» или «пиарить» давно применяются и при общении, и в СМИ (которые, к слову, тоже несут нормы языка).
Выше я уже называла темы учебника русского для 7 класса и приведу несколько деталей. В одном из разделов подробно объясняется, зачем используются смайлы, дается определение никнейма (прозвища) и аватара (фотографии в профиле соцсети). И после - вопросы: «Как данные ники и аватары характеризуют пользователей, их возраст, пол, характер, увлечения? Почему часто в никах используют английские буквы и английские слова?» В другом разделе просят «составить словесный портрет союза как», но это уже другая история. А вот еще вопросы к заданиям: «Какие сайты вы обычно посещаете? С какой целью вы посещаете тот или иной сайт? Чем вы делитесь в социальных сетях? Является ли общение в социальных сетях настоящим? Можно ли людей, с которыми общаетесь в социальных сетях, назвать настоящими друзьями?»
Другой текст из того же учебника 7 класса: «Интернет, он такой. Немножко напоминает исповедальню, разговоры - что-то наподобие исповеди. Иногда мы оказываемся исповедником, иногда - исповедующимся. Это результат расстояния и уверенности, что всегда можно вытащить штекер из гнезда (…) В сети свой образ создаешь словами. Собственными словами, когда неизвестно, сколько времени штекер будет в гнезде (...)» Кроме того, предлагается объяснить словосочетания «груды спама», «снести систему» и другие. В лучшем случае, это относится к информатике... И, наконец, сказка «И-пызява» Людмилы Петрушевской, написанная едва ли понятными выражениями и теми же смайлами, при затруднении в которой предлагается обращаться к словарю «Пусек Бятых».
В Министерстве образования РК объяснили нестандартные задания в учебнике для 7 класса. Директор республиканского научно-практического центра «Учебник» Бейбиткуль Каримова уверена: это плоды новой программы, которую от старой отличает личностно ориентированный подход в заданиях. Однако, таким образом, смею полагать, школьников все равно неизбежно подгоняют под одну гребенку.
- Мы не можем в новых учебниках изучать Сталина, Ленина, пионеров или комсомольцев, - объясняла Каримова. - Поэтому они разработаны в соответствии с современными трендами. Кроме того, члены экспертной комиссии, одобрившие учебник, подробно разъяснили каждое спорное задание.
А главное, «книга будет служить пособием, несмотря на критичное к нему отношение» - это уже слова члена экспертной комиссии Тамары Хоменко. И министр образования и науки Ерлан Сагадиев с этим согласен: мол, за 11 лет в школе ребенок получает огромный объем грамматики и достаточный уровень классической литературы, и если небольшая часть программы будет содержать современный русский язык, ничего страшного. У детей, считает министр, сформируется более глубокое критическое понимание русского языка, а недовольные есть всегда.
...Фрагменты тем старых учебников по русскому языку для 7 класса: в них изучались морфология и орфография, причастные и деепричастные обороты, наречия, стили речи, служебные части речи, графика и фонетика, лексика и фразеология, морфемика, синтаксис и пунктуация. К ним предлагались задания и тексты разной сложности. Как ученица начала нулевых скажу: мы замечательно справлялись без эмотиконов, сленга и всего того, что находится в обновленных учебниках сейчас. А социальные сети и интернет изучили сами, прекрасно зная, какие слова и выражения используются в официальной и неофициальной речи.
Все приведенные примеры - лишь небольшая часть того, что вошло в учебники обновленного содержания образования. Зачем забивать головы школьников, которые и без того загружены?

Комментарии (2)
...
Дарын 20.09.2017
Странный подход. Дети все-таки должны заниматься грамматикой и правописанием, а не подобными вещами. Вообще, нужно вводить единый стандарт, пусть все занимаются по единому учебнику.
...
Анна 27.09.2017
В тему Калуша, Бутявка, Кукуся? Ну как мне, сынок, объяснить: Есть дяди в большом министерстве - Им хочется что-то творить, Показывать силу реформы, Побольше ресурсов хватать... А дети... подумаешь, дети, Реформам на них наплевать! Неважно, что класс переполнен, Рюкзак – мужику не поднять, И третья смена – неважно... Реформам не надо мешать! Орущий на весь класс учитель («Дебилы, кончайте дурить») Проникнется быстро реформой, По-новому будет учить. И тёти, что пишут учебник, Считают, что им-то видней, Как правильно думать заставить, Как вывести в люди детей. Где мама с окном разбиралась, Там видится Сталина след, Есенину тоже досталось. За что? Он крестьянский поэт... На смену позвали Алису. Они в Зазеркалье, видать, Критически мыслить умеют И правильно голосовать. Зачем нам великий, могучий? Гораздо важней бытовой! И завтра в учебнике встретишь: Бакланить, косячить, бухой... Готовься, не то ещё будет: На химии – рэп и панк-рок, Эссе в математике с квестом, Потом про имамов урок... Скажу пару строф напоследок, Но уши свои береги (Слова, что сейчас ты услышишь, В учебник пока не вошли): Как нам объяснить этим взрослым, Что надо бы рвение унять? И просится, просится снова Привычное русское б…! Ни три языка не помогут, Ни НИШ - обучения венец... В стране, где в реформах нет сердца, Всей школе приходит …..ц!
Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Обучение в партнерстве 10.10.2017

    Казахстанские вузы, в том числе Карагандинский государственный медицинский университет, активно расширяют формат международного сотрудничества. Традиционной площадкой для обмена опытом в этом направлении, результатом научных исследований стала IV Центрально-Азиатская международная научно-практическая конференция по медицинскому образованию, собравшая представителей 40 вузов, в том числе ближнего и дальнего зарубежья.

  • Надежный фонд нации 07.10.2017

    Студентам первого курса Карагандинского экономического университета посчастливилось лично познакомиться, пообщаться и сфотографироваться на память сразу с целым «отрядом» казахстанских звезд спорта, культуры и политики. Все они приехали по приглашению ректора КЭУ, профессора Еркары Аймагамбетова потому, что являются студентами, магистрантами или выпускниками этого вуза.

  • Один язык в разной графике 05.10.2017

    В областном историко-краеведческом музее открылась выставка «Латинский алфавит - новая вершина казахского языка». В экспозиции представлены свидетельства об использовании на территории Казахстана разных видов алфавитов - от средневековых тюркских рун до азбуки нынешних дней. На открытие пригласили самую любознательную аудиторию - учеников городских школ.

  • Погружение в слово 30.09.2017

    В Доме дружбы в рамках республиканского культурно-просветительского проекта Ассамблеи народа Казахстана «Мың бала» прошел областной конкурс на знание государственного языка. Организаторы - Центр обучения языкам Карагандинской области при поддержке КГУ «Қоғамдық келісім» аппарата акима области - выбрали и наградили лучших конкурсантов, освоивших казахский язык за короткое время.

  • Три с минусом 28.09.2017

    Сразу три школы закрылись в Каркаралинском районе. Оказалось, в них некому учиться. Скоро эти здания будут выставлены на аукцион. А пока идет процедура ликвидации, образовательные учреждения оставили на попечение сторожей. По словам руководителя отдела образования Каркаралинского района Аргына Елеусизова, дети из сел Шоптыколь, Караколь и Кент учатся в СШ № 43 в Егиндыбулаке и СШ № 44 в Каркаралинске.

  • Проблемы отрасли 21.09.2017

    В Карагандинском государственном техническом университете прошли Международный маркшейдерский форум «Инновационные технологии в геодезии, маркшейдерии и геотехнике» и ІІ съезд Союза маркшейдеров Казахстана. Вуз принял в своих стенах гостей из стран Восточной, Западной Европы и Центральной Азии: Италии, Испании, Швейцарии, России, Украины, Узбекистана и других. 

  • Стратегические приоритеты 21.09.2017

    Реформирование алфавита государственного языка является одним из самых серьезных этапов модернизации, имеющих объективные основания и глубокие последствия, которые должны в полной мере осознаваться обществом. 

  • Спорные новшества 19.09.2017

    Первая учебная неделя в этом году началась с неразберихи, чиновники от образования назвали этот период адаптационным. Школы приспосабливаются к новому графику и решают, переходить ли им на пятидневку. В некоторых из них родители каждый день получали противоречивую информацию: то их дети учатся пять дней, то шесть.