19 сентября 2017 года 1115

Плоды учебной программы

Автор: Анна СТРОКОВА

Из содержания обновленного учебника для 7 класса: главы «Климат и изменения климата», «Влияет ли ландшафт и климат на национальный характер?», «Интернет и социальные сети», «Проблемы социальной защиты бездомных», «Генетически модифицированные продукты» и «Если бы я правил миром».

Все бы ничего, но это учебник русского языка. Сколько бы ни говорили о новых веяниях, но кое-что должно оставаться постоянным. Взглянув на обновленные учебники для пятых и седьмых классов, я пришла в ужас: слишком много сленга и внимания интернету, и почему-то в учебнике по русскому языку оказались темы, предназначенные для истории, географии, биологии и обществознания.
В разное время на информационных порталах уже публиковали комментарии разработчиков. Тогда родителей пятиклассников поразили фразы: «пиарить подкаст через соцсети», «лайкать в соцсетях», «эмотиконы». Темы содержания следующие: «Сетевой этикет», «Транспорт мечты», «Реклама автомобиля», «Полезные ископаемые». Родители негодуют на просторах социальных сетей и прилагают фото с заданием составить визитную карточку баурсака. Автор пособия для 5 класса, специалист Центра образовательных программ АО «НИШ» Гульмира Кожамкулова объясняла: молодежный сленг в заданиях для того, чтобы показать, как правильно изъясняться в официальных письмах.
- Такие слова использовались в специальном задании, где учащиеся должны научиться разграничивать разговорный и книжный стили, - слова, которые используются в официальной речи и в неофициальной, - отмечала Кожамкулова. - В дальнейшем, по заданию, ученики должны были написать письмо официальным языком.
Более того, Кожамкулова уточняла: вышедший учебник альтернативный, а не основной, но это полноценное и качественное учебное пособие, а слова «эмотикон», «подкаст» или «пиарить» давно применяются и при общении, и в СМИ (которые, к слову, тоже несут нормы языка).
Выше я уже называла темы учебника русского для 7 класса и приведу несколько деталей. В одном из разделов подробно объясняется, зачем используются смайлы, дается определение никнейма (прозвища) и аватара (фотографии в профиле соцсети). И после - вопросы: «Как данные ники и аватары характеризуют пользователей, их возраст, пол, характер, увлечения? Почему часто в никах используют английские буквы и английские слова?» В другом разделе просят «составить словесный портрет союза как», но это уже другая история. А вот еще вопросы к заданиям: «Какие сайты вы обычно посещаете? С какой целью вы посещаете тот или иной сайт? Чем вы делитесь в социальных сетях? Является ли общение в социальных сетях настоящим? Можно ли людей, с которыми общаетесь в социальных сетях, назвать настоящими друзьями?»
Другой текст из того же учебника 7 класса: «Интернет, он такой. Немножко напоминает исповедальню, разговоры - что-то наподобие исповеди. Иногда мы оказываемся исповедником, иногда - исповедующимся. Это результат расстояния и уверенности, что всегда можно вытащить штекер из гнезда (…) В сети свой образ создаешь словами. Собственными словами, когда неизвестно, сколько времени штекер будет в гнезде (...)» Кроме того, предлагается объяснить словосочетания «груды спама», «снести систему» и другие. В лучшем случае, это относится к информатике... И, наконец, сказка «И-пызява» Людмилы Петрушевской, написанная едва ли понятными выражениями и теми же смайлами, при затруднении в которой предлагается обращаться к словарю «Пусек Бятых».
В Министерстве образования РК объяснили нестандартные задания в учебнике для 7 класса. Директор республиканского научно-практического центра «Учебник» Бейбиткуль Каримова уверена: это плоды новой программы, которую от старой отличает личностно ориентированный подход в заданиях. Однако, таким образом, смею полагать, школьников все равно неизбежно подгоняют под одну гребенку.
- Мы не можем в новых учебниках изучать Сталина, Ленина, пионеров или комсомольцев, - объясняла Каримова. - Поэтому они разработаны в соответствии с современными трендами. Кроме того, члены экспертной комиссии, одобрившие учебник, подробно разъяснили каждое спорное задание.
А главное, «книга будет служить пособием, несмотря на критичное к нему отношение» - это уже слова члена экспертной комиссии Тамары Хоменко. И министр образования и науки Ерлан Сагадиев с этим согласен: мол, за 11 лет в школе ребенок получает огромный объем грамматики и достаточный уровень классической литературы, и если небольшая часть программы будет содержать современный русский язык, ничего страшного. У детей, считает министр, сформируется более глубокое критическое понимание русского языка, а недовольные есть всегда.
...Фрагменты тем старых учебников по русскому языку для 7 класса: в них изучались морфология и орфография, причастные и деепричастные обороты, наречия, стили речи, служебные части речи, графика и фонетика, лексика и фразеология, морфемика, синтаксис и пунктуация. К ним предлагались задания и тексты разной сложности. Как ученица начала нулевых скажу: мы замечательно справлялись без эмотиконов, сленга и всего того, что находится в обновленных учебниках сейчас. А социальные сети и интернет изучили сами, прекрасно зная, какие слова и выражения используются в официальной и неофициальной речи.
Все приведенные примеры - лишь небольшая часть того, что вошло в учебники обновленного содержания образования. Зачем забивать головы школьников, которые и без того загружены?

Комментарии (2)
...
Дарын 20.09.2017
Странный подход. Дети все-таки должны заниматься грамматикой и правописанием, а не подобными вещами. Вообще, нужно вводить единый стандарт, пусть все занимаются по единому учебнику.
...
Анна 27.09.2017
В тему Калуша, Бутявка, Кукуся? Ну как мне, сынок, объяснить: Есть дяди в большом министерстве - Им хочется что-то творить, Показывать силу реформы, Побольше ресурсов хватать... А дети... подумаешь, дети, Реформам на них наплевать! Неважно, что класс переполнен, Рюкзак – мужику не поднять, И третья смена – неважно... Реформам не надо мешать! Орущий на весь класс учитель («Дебилы, кончайте дурить») Проникнется быстро реформой, По-новому будет учить. И тёти, что пишут учебник, Считают, что им-то видней, Как правильно думать заставить, Как вывести в люди детей. Где мама с окном разбиралась, Там видится Сталина след, Есенину тоже досталось. За что? Он крестьянский поэт... На смену позвали Алису. Они в Зазеркалье, видать, Критически мыслить умеют И правильно голосовать. Зачем нам великий, могучий? Гораздо важней бытовой! И завтра в учебнике встретишь: Бакланить, косячить, бухой... Готовься, не то ещё будет: На химии – рэп и панк-рок, Эссе в математике с квестом, Потом про имамов урок... Скажу пару строф напоследок, Но уши свои береги (Слова, что сейчас ты услышишь, В учебник пока не вошли): Как нам объяснить этим взрослым, Что надо бы рвение унять? И просится, просится снова Привычное русское б…! Ни три языка не помогут, Ни НИШ - обучения венец... В стране, где в реформах нет сердца, Всей школе приходит …..ц!
Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Окно в Каталонию 12.06.2018

    Двенадцать сотрудников и преподавателей Карагандинского государственного индустриального университета прошли обучение в Испании в рамках программы «Эразмус+». КГИУ был единственным вузом из Казахстана наряду с другими участниками из университетов Италии, Китая, Малайзии, Марокко, Туниса, России и Японии. 

  • Технологическая модернизация Казахстана 12.06.2018

    В рамках ускоренной технологической модернизации страны одним из приоритетных элементов новой модели экономического роста стало высшее профессиональное образование. Подготовка конкурентоспособных специалистов для формирования новой индустрии, развития цифровых технологий связывается с серьезным повышением качества системы высшего технического образования, обновлением профессиональных стандартов в соответствии с требованиями рынка труда и передовым мировым опытом обучения на производстве, развитием вузовской науки с приоритетом на исследования в металлургии, нефтегазохимии, АПК, био- и IT-технологиях.

  • Диалектика межэтнической толерантности 09.06.2018

    Чем обусловлены успехи консолидации народов Казахстана? Это прежде всего умелое использование законов социальной философии: «рассвет и сближение наций». В связи с этим актуальными становятся исследования по выработке таких систем ценностных ориентаций, которые действительно сближают все культуры на основе взаимопонимания и взаимоуважения.

  • Лучшие по профессии 09.06.2018

    Забота о профессиональном становлении подрастающего поколения является одной из важных задач на современном этапе развития общества. Необходимы поддержка и развитие природных дарований юношей и девушек, помощь в осознанном профессиональном самоопределении, освоении профессии и осуществлении профессионального самосовершенствования, умении управлять собственной карьерой. Выбору своего жизненного пути, повышению мотивации по выбору профессии, творческому самоопределению и самореализации способствуют проводимые различного рода конкурсы и чемпионаты.

  • Библиотека: новый век 07.06.2018

    В Астане прошел первый фестиваль организаций и сотрудников культуры и искусства «Рухани қазына», приуроченный к Дню работников культуры и искусства. Организовало его Министерство культуры и спорта РК, а одним из победителей фестиваля стал наш земляк Кайрат Рахим. Фестиваль «Рухани қазына» проводился с целью обмена опытом в культурно-досуговой сфере, трансляции лучших социо-культурных и образовательных практик, направленных на популяризацию народной культуры и укрепление имиджа региональных организаций. На открытии мероприятия состоялось заседание совета молодых писателей и поэтов при Министерстве культуры и спорта, мастер-классы, там же подвели итоги республиканского конкурса «Рухани қазына-2018» среди государственных музеев.

  • Уроки арабского 07.06.2018

    В апреле этого года преподаватель арабского языка кафедры археологии, этнологии и отечественной истории КарГУ им. Е.А. Букетова Галина Едгина прошла стажировку в Санкт-Петербургском государственном университете на восточном факультете. Галина Тлеубековна 15 лет назад окончила Санкт-Петербургский университет, а спустя время очутилась в стенах альма-матер - но уже не студенткой, а докторантом-стажером. Конечно, она была рада встрече с любимыми преподавателями и вспоминала учебу - прекрасное студенческое время. Занятия проходили интересно, в дружеской атмосфере, ей посчастливилось попасть на XL ежегодную сессию арабистов, посвященную 200-летию Азиатского музея Императорской Академии наук, а состоялась сессия в Новомихайловском дворце (Институт восточных рукописей). Там выступали известные деятели науки: Сергей Французов, Михаил Родионов, Павел Башарин, Николай Дьяков, Рамазан Мамедшахов, а также Яфья Юсиф Джамиль.

  • Деталька за деталькой 02.06.2018

    Робототехника - это идеальное сочетание развлечения с развитием, удовольствия с пользой. Внедрять робототехнику в ясли-саде «Алмагуль» начали с этого учебного года. Обучение роботоконструированию начинается во второй младшей группе, где дети в игровой форме в свободное от занятий время овладевают первичными навыками LEGO-конструирования.

  • Нет предела совершенству 29.05.2018

    Благодаря постоянному совершенствованию, метрология вносит большой вклад в инновационное развитие экономики, улучшая качество жизни населения. Об этом говорили во время круглого стола, организованного КФ АО «Национальный центр экспертизы и сертификации», РГП «КазИнМетр», РГП «КазИнСТ», а также департаментом Комитета технического регулирования и метрологии КО.