09 сентября 2017 года 1002

Путешествие к центру Степи

Автор: Елена ЛАХНО

Чтобы увидеть удивительные природные и архитектурные памятники, необязательно устремляться куда-то далеко. В Казахстане, в том числе в нашей области, немало достопримечательностей. Среди них Улытау - исторический и географический центр республики, колыбель казахского народа, один из эпицентров кочевой культуры и степной цивилизации, центр Великой Евразийской степи. С сакральными и историко-культурными местами Улытау, представленными в виде арт-объектов художественной инсталляции, смогли познакомиться жители Темиртау на выставке «Мир Улытау» в Историко-культурном центре Первого Президента.

Открывали ее директор Национального историко-культурного и природного заповедника-музея «Улытау» Бахтияр Кожахметов, заведующая экспозиционно-выставочным отделом Галия Акпанбекова, руководители и сотрудники областных и городских учреждений культуры и образования. 

Бахтияр Кожахметов подчеркнул: Улытау - край с богатой родословной и уникальной природой. Один из главных экспонатов выставки - специально выполненный трон из дерева местных пород в честь первого визита Н. Назарбаева в Улытау в 1993 году. Нурсултан Абишевич тогда отметил, что на земле казахов много священных мест, но Улытау занимает особое место.
Зрителям выставки показали монумент символа целостности государства и единства народов Казахстана. Он представлен в виде четырех стилизованных коней, расположенных по сторонам света и объединенных в едином движении вверх солнечным диском - шаныраком. Идея монумента принадлежит Главе государства, который при посещении Улытау заложил памятный камень.
Бахтияр Кожахметов и Галия Акпанбекова также рассказали о том, что природно-культурные ландшафты Улытау хранят в себе память о выдающихся исторических событиях и знаменитых личностях и несут черты сакральности. В целом область уникальна тем, что памятников у нас не просто очень много, а ими представлены все эпохи: к примеру, средневековый мавзолей Жошихана, который основал первую ставку Золотой Орды недалеко от гор Улытау. Вокруг его мавзолея в радиусе километра расположены останки еще 24 мазаров эпохи Золотой Орды, а сам мавзолей возведен в XIV-XV веках. По соседству находятся руины главной ставки Жошихана - «Жошы Ордабасы» или «Орда-Базар». Ценнейшим памятником считается и мавзолей легендарного основателя казахских жузов Алашахана. Упоминания о нем встречаются не только в казахских легендах, но и преданиях других тюркских народов.
Мавзолей Домбауыла - тоже одно из самых древних сооружений Центрального Казахстана, построенное еще во времена гуннов. По легенде Домбауыл был воином и музыкантом, именно он поведал Чингисхану о смерти его сына. По традиции к мавзолею приходят женщины, имеющие проблемы с рождением детей, а еще говорят, если обойти вокруг мавзолея семь раз по часовой стрелке и все время касаться стены, то сбудется заветное желание. Темиртауские туристы, совершившие поход под руководством ветерана металлургии, педагога КГИУ Жумана Аманжолова, испытали это на себе.
Многие фотографии и инсталляции выставки доказывают - Улытау знаменит на весь мир важными памятниками археологии - здесь и мавзолеи бегазы-дандыбаевской культуры, и наскальные рисунки, древние городища и величественные сакские курганы, тюркские каменные изваяния, города кыпчаков и огузов. В Улытауском районе сегодня зарегистрировано 358 памятников истории и культуры, 11 из которых республиканского значения.
Особая разновидность древних памятников Центрального Казахстана - многочисленные наскальные изображения, петроглифы, которые выбивались на скалах и валунах в эпоху бронзы, раннего железа, средневековья. Памятниками наскального искусства богато урочище Теректы-аулие. По легенде, здесь бывал Хазрет Али, и на камнях остались следы его стоп, а следы копыт принадлежат его коню Дулдулу. Древние художники любили изображать удивительный животный мир, сюжеты, посвященные быту и охоте, рисунки, говорящие о поклонении Солнцу. С Теректы-аулие связано много легенд, привлекающих не только паломников, но и любителей мистики.
Памятником культовой архитектуры стал мавзолей Маката, построенный в 1923 году. Конусообразный купол установлен на круглый барабан и имеет две подземные камеры. Как редкий памятник, мавзолей Маката вошел в государственный список памятников культуры и истории.
Другой свидетель древности - гора Аулиетау на окраине села Улытау. По одним преданиям, в пещере этой горы получил первое откровение степной пророк Заратуштра, по другим - на вершине горы Аулиетау похоронен легендарный Асан Кайгы, живший в XV веке. По версии академика А. Маргулана, на вершине расположен замок Этли.
С трепетом туристы посещают гору Едыге, на вершине которой находится каменное сооружение периода Золотой Орды. Одни верят, что здесь захоронен эмир Золотой Орды - Едыге би, другие - что рядом с этим погребением захоронен другой хан орды Токтамыш. А в сооружении Алтыншокы, обнаруженном в конце 30-х годов прошлого столетия К. Сатпаевым, находится триумфальная надпись эмира Тимура, датированная 1391 годом. Ее оригинал находится в фондах Эрмитажа Санкт-Петербурга.
Особенно интересно, что отсчет металлургическим традициям нашего региона ведется еще со времен бронзы. Центральный Казахстан был крупнейшим очагом металлургии во всей Евразии. Академик Сатпаев первым вычислил: в районе Жезказгана еще в древности добывали сотни тысяч тонн медной руды. Интересен в этом плане и комплекс исторических памятников Талдысай, где в радиусе 1,5 км найдены пещеры древних людей, медеплавильные печи металлургов, стоянки эпохи неолита и некрополь эпохи бронзы.
Археологи обнаружили здесь шахты, центры металлургии эпохи бронзы, где в печах выплавлялись медь, олово, серебро и золото. В поселке Жезды в 66 км от Улытау находится единый историко-культурный комплекс, знаменитый своим музеем истории горного и плавильного дела имени М. Торегельдина. Он специализируется на истории металлургии с эпохи древности и до наших дней, а основная часть его экспозиции находится под открытым небом на специальных площадках.
Фото Дмитрия РУГИСА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Актуальное красноречие 21.11.2017

    Как правильно использовать нетленное наследие Казыбек би? И передался ли его бесценный дар ораторского мастерства потомкам? В Доме дружбы Караганды в рамках программы «Рухани жаңғыру» впервые в регионе состоялся республиканский конкурс ораторского искусства «Даналар сөзі – ақылдың көзі», приуроченный к 350-летию Каздауысты Казыбек би.

  • Осакаровские первоисточники 16.11.2017

    Районный центр посёлок Осакаровка перешагнул своё 107-летие. Об этом свидетельствуют документы Российской национальной публичной библиотеки (г. Санкт-Петербург). Здесь хранятся полные комплекты издаваемой до революции в Омске газеты «Акмолинские областные ведомости», где читаем:

    Журнальным постановлением общего присутствия Акмолинского областного правления от 11 августа 1910 года и утвержденного генерал-губернатором 19 августа 1910 года приказом №5974 определено: ввести сельское общественное управление на участке Четке-Булак, присоединив последнее в административном отношении к составу Вишневской волости и наименовав его селением Осокаровка.

  • О новом алфавите - подробно 14.11.2017

    Обсуждение латинского алфавита в нашей области продолжается: встречи проходят не только в областном центре, но и в городах-спутниках Караганды. На днях они состоялись в Темиртау и Шахтинске.

  • Далекие бии Кувской волости: 1872 – 1916 годы 14.11.2017

    Всегда существует надежды маленькая нить, что давние встречи, как и звезды небесных книг, не должны погаснуть даже на самом простом краеведческом небосклоне. Обращаюсь сегодня к теме коллективизации степных хозяйств Сарыарки тридцатых годов. Колхозная проблема уже с самого начала оказалась драматичной. Лишившись скота и имущества, потеряв близких, бывшие состоятельные люди в чине бедноты устремились в невозвратную даль - на стройки Караганды, Балхаша, Семизбугы. Так ликвидированный класс баев и биев вместе с коммунистами принял на свои плечи тяжелую ношу индустриализации.

  • Точка отсчета 11.11.2017

    С Х по ХХ века, с момента принятия ислама, в казахском языке использовался арабский алфавит, а в 1929 году ЦИК Казахской ССР принял постановление «О внедрении единого тюркского алфавита» на основе латиницы. И только в 1940 году произошел переход казахской письменности к алфавиту на кириллице.

  • Требование современности 11.11.2017

    Следуя реалиям времени, казахский народ в течение прошлого и нынешнего веков менял алфавит трижды. В период 1929-1940 годов официально использовался латинский алфавит, с его помощью издавались правительственные постановления, печатались государственные издания, издавалась художественная литература и т.д. 

  • Ботаники Великой степи 11.11.2017

    Постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 декабря 1998 года был создан Каркаралинский государственный национальный природный парк. На его территории площадью в 90 323 гектара обитают 114 видов птиц, 40 видов млекопитающих. Наблюдается многообразие растений. Их насчитывается 742 вида, относящихся к 93 семействам и 326 родам. Из этого числа 66 видов отнесены к редким и исчезающим. Сам парк, как и его окрестности, изобилует легендами, сказаниями, археологическими и геологическими памятниками.

  • Гостеприимство степи 09.11.2017

    Казахстанцы с успехом «завоевывают» разные страны. Вполне освоились в Турции и Таиланде, Индии и Китае, во всех уголках Европы. Не пора ли самим проявить должное гостеприимство? Тем более что эта наша национальная черта может стать серьезной статьей доходов как для всего государства, так и для каждого региона и конкретных семей.