09 сентября 2017 года 1074

Путешествие к центру Степи

Автор: Елена ЛАХНО

Чтобы увидеть удивительные природные и архитектурные памятники, необязательно устремляться куда-то далеко. В Казахстане, в том числе в нашей области, немало достопримечательностей. Среди них Улытау - исторический и географический центр республики, колыбель казахского народа, один из эпицентров кочевой культуры и степной цивилизации, центр Великой Евразийской степи. С сакральными и историко-культурными местами Улытау, представленными в виде арт-объектов художественной инсталляции, смогли познакомиться жители Темиртау на выставке «Мир Улытау» в Историко-культурном центре Первого Президента.

Открывали ее директор Национального историко-культурного и природного заповедника-музея «Улытау» Бахтияр Кожахметов, заведующая экспозиционно-выставочным отделом Галия Акпанбекова, руководители и сотрудники областных и городских учреждений культуры и образования. 

Бахтияр Кожахметов подчеркнул: Улытау - край с богатой родословной и уникальной природой. Один из главных экспонатов выставки - специально выполненный трон из дерева местных пород в честь первого визита Н. Назарбаева в Улытау в 1993 году. Нурсултан Абишевич тогда отметил, что на земле казахов много священных мест, но Улытау занимает особое место.
Зрителям выставки показали монумент символа целостности государства и единства народов Казахстана. Он представлен в виде четырех стилизованных коней, расположенных по сторонам света и объединенных в едином движении вверх солнечным диском - шаныраком. Идея монумента принадлежит Главе государства, который при посещении Улытау заложил памятный камень.
Бахтияр Кожахметов и Галия Акпанбекова также рассказали о том, что природно-культурные ландшафты Улытау хранят в себе память о выдающихся исторических событиях и знаменитых личностях и несут черты сакральности. В целом область уникальна тем, что памятников у нас не просто очень много, а ими представлены все эпохи: к примеру, средневековый мавзолей Жошихана, который основал первую ставку Золотой Орды недалеко от гор Улытау. Вокруг его мавзолея в радиусе километра расположены останки еще 24 мазаров эпохи Золотой Орды, а сам мавзолей возведен в XIV-XV веках. По соседству находятся руины главной ставки Жошихана - «Жошы Ордабасы» или «Орда-Базар». Ценнейшим памятником считается и мавзолей легендарного основателя казахских жузов Алашахана. Упоминания о нем встречаются не только в казахских легендах, но и преданиях других тюркских народов.
Мавзолей Домбауыла - тоже одно из самых древних сооружений Центрального Казахстана, построенное еще во времена гуннов. По легенде Домбауыл был воином и музыкантом, именно он поведал Чингисхану о смерти его сына. По традиции к мавзолею приходят женщины, имеющие проблемы с рождением детей, а еще говорят, если обойти вокруг мавзолея семь раз по часовой стрелке и все время касаться стены, то сбудется заветное желание. Темиртауские туристы, совершившие поход под руководством ветерана металлургии, педагога КГИУ Жумана Аманжолова, испытали это на себе.
Многие фотографии и инсталляции выставки доказывают - Улытау знаменит на весь мир важными памятниками археологии - здесь и мавзолеи бегазы-дандыбаевской культуры, и наскальные рисунки, древние городища и величественные сакские курганы, тюркские каменные изваяния, города кыпчаков и огузов. В Улытауском районе сегодня зарегистрировано 358 памятников истории и культуры, 11 из которых республиканского значения.
Особая разновидность древних памятников Центрального Казахстана - многочисленные наскальные изображения, петроглифы, которые выбивались на скалах и валунах в эпоху бронзы, раннего железа, средневековья. Памятниками наскального искусства богато урочище Теректы-аулие. По легенде, здесь бывал Хазрет Али, и на камнях остались следы его стоп, а следы копыт принадлежат его коню Дулдулу. Древние художники любили изображать удивительный животный мир, сюжеты, посвященные быту и охоте, рисунки, говорящие о поклонении Солнцу. С Теректы-аулие связано много легенд, привлекающих не только паломников, но и любителей мистики.
Памятником культовой архитектуры стал мавзолей Маката, построенный в 1923 году. Конусообразный купол установлен на круглый барабан и имеет две подземные камеры. Как редкий памятник, мавзолей Маката вошел в государственный список памятников культуры и истории.
Другой свидетель древности - гора Аулиетау на окраине села Улытау. По одним преданиям, в пещере этой горы получил первое откровение степной пророк Заратуштра, по другим - на вершине горы Аулиетау похоронен легендарный Асан Кайгы, живший в XV веке. По версии академика А. Маргулана, на вершине расположен замок Этли.
С трепетом туристы посещают гору Едыге, на вершине которой находится каменное сооружение периода Золотой Орды. Одни верят, что здесь захоронен эмир Золотой Орды - Едыге би, другие - что рядом с этим погребением захоронен другой хан орды Токтамыш. А в сооружении Алтыншокы, обнаруженном в конце 30-х годов прошлого столетия К. Сатпаевым, находится триумфальная надпись эмира Тимура, датированная 1391 годом. Ее оригинал находится в фондах Эрмитажа Санкт-Петербурга.
Особенно интересно, что отсчет металлургическим традициям нашего региона ведется еще со времен бронзы. Центральный Казахстан был крупнейшим очагом металлургии во всей Евразии. Академик Сатпаев первым вычислил: в районе Жезказгана еще в древности добывали сотни тысяч тонн медной руды. Интересен в этом плане и комплекс исторических памятников Талдысай, где в радиусе 1,5 км найдены пещеры древних людей, медеплавильные печи металлургов, стоянки эпохи неолита и некрополь эпохи бронзы.
Археологи обнаружили здесь шахты, центры металлургии эпохи бронзы, где в печах выплавлялись медь, олово, серебро и золото. В поселке Жезды в 66 км от Улытау находится единый историко-культурный комплекс, знаменитый своим музеем истории горного и плавильного дела имени М. Торегельдина. Он специализируется на истории металлургии с эпохи древности и до наших дней, а основная часть его экспозиции находится под открытым небом на специальных площадках.
Фото Дмитрия РУГИСА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Все дороги ведут в Улытау 23.01.2018

    «Одним из перспективных источников для любого региона является развитие въездного и внутреннего туризма, создающего сегодня каждое десятое рабочее место в мире», - отметил в своем Послании от 10 января 2018 года Президент страны. Говоря о развитии туризма в Карагандинской области, в первую очередь мы вспоминаем об Улытауском районе, который включен в Государственную программу «Культурное наследие».

  • Кандыколь - Озерное - Бухар-жырау: 1907-1950 23.01.2018

    (Продолжение. Начало в номерах от 16 и 18 января 2018 года)

    На 1 января 1942 года в колхозе 709 овец, 306 голов рогатых (61 бык), 87 лошадей, 55 голов птицы, 34 свиньи. Берикбай Доскинов вырастил 125 ягнят от сотни овцематок. На молочно-товарной ферме отличились Ж. Жангожин, зоотехник А. Кутищев, комсомолка Е. Маркова. Предстояло ещё увеличить посевные площади. Весной 1942 года подняли 306 гектаров целины, вывезли 600 центнеров навоза. Ушли сражаться трактора и автомашины. В посевной 22 плуга, 60 борон, 15 бричек.

  • Кандыколь - Озерное - Бухар-жырау: 1907-1950 18.01.2018

    (Продолжение. Начало в номере от 16.01.2018 г.)

    Начиная с 1917 года, каркаралинские власти старались держать под ружьем многодетных солдат своего уезда именно у себя в городе. Это давало возможность отпуска в страдную пору. Так, Сагайдак Никифор Афанасьвич, 1897 г.р., в анкете красноармейца отметил, что в селе Озерном у него остались жена Мария, мать Анастасия, 1860 г.р., брат Михаил, 1907 г.р., брат Емельян, 1911 г.р., и сестра Александра, 1914 г.р. С ним служил и односельчанин Тимофей Ерофеевич Крапач.

  • Ручная работа 18.01.2018

    В наше время техническая подготовка газеты или журнала к выпуску куда проще, чем семь с лишним десятилетий назад. Тогда печатные издания готовили с помощью свинцовых гранок, подбирая каждую букву по отдельности. В Карагандинском областном краеведческом музее хранятся газеты начала 1940-х годов, когда на территории нынешнего Казахстана шел постепенный переход казахского алфавита с латиницы на кириллицу. Подшивка газеты «Советтiк Қарағанды», сохранившаяся в краеведческом музее, отражает последние годы использования латиницы на территории казахстанского края в то время. Сотрудники типографий тогда получали надбавку к зарплате и молоко, рассказывает главный хранитель фондов музея Меруерт Орыспаева: свинцовые гранки, с которыми они работали, вредны для здоровья. Ручная работа над текстами, к слову, видна сразу: ряды букв не везде ровные, но в этом, пожалуй, особый шарм прошлого.

  • Кандыколь - Озерное - Бухар-жырау: 1907-1950 16.01.2018

    В Карагандинской области Бухаржырауский сельский округ славится своим мемориальным комплексом в честь поэта-импровизатора, советника хана Аблая Бухар жырау Калкаманулы (1693 – 1787). Округ создан в 1993 году у подножья гор Далба и объединял три населенных пункта: Бухар-жырау (205 человек), Шалкар (203), Семизбугы (100). Земли здесь 88633 гектара, из них пашни 13698 гектаров. Учтено 1089 лошадей, 1596 голов крупного рогатого скота, 3000 голов овец и коз. Из культурных учреждений - школа, библиотека, сельский клуб. Для любителей активного отдыха весьма привлекательны озера Шалкарколь, Рудничное и Кандыколь. Первые два водоема охватывают окварцованный массив Большого Семизбугы. Цвет воды здесь желтовато зеленый, глубина достигает восьми метров. Толща Кандыколя небольшая, что приводит к замору рыбы. В интернете можно разглядеть солидные экземпляры щук и окуней, добытых заезжими рыбаками из Караганды, Актау, Темиртау и других мест.

  • Земледельцы Святогорской волости 13.01.2018

    В Карагандинской области зафиксирован ряд населенных пунктов, ранее относившихся к Павлодарскому уезду Семипалатинской области. В начале прошлого века возникли переселенческие поселки. Наиболее плотно они сформировались в пределах Святогорской волости. Сюда отнесены селения Каменское, Крещенское, Окольное и Святогорское. Были сделаны попытки обустроить крестьян в местечке Акшора и на хуторе Самарском. Развития они не получили. Следы их существования остались на картах Переселенческого управления.

  • Бизнесом по спорту 09.01.2018

    В начале февраля в Караганде откроет свои двери новый спортивный комплекс «Аманат-Арена». Построенное с нуля большое двухэтажное здание, всего за полгода выросшее во дворе между жилыми домами по улице Ермекова, будет ежедневно принимать всех желающих играть в мини-футбол, заниматься в тренажерном зале и зале борьбы. Самое примечательное в новострое - это то, что работать спорткомплекс будет на основе государственно-частного партнерства: здание возведено на собственные деньги предпринимателей, а областное управление спорта планирует через госзаказ оплачивать аренду залов для занятий детей на бесплатной основе. Таким образом государство сэкономит десятки миллионов на строительстве и сразу получит готовые залы для тренировок.

  • Бии Едрейской волости 09.01.2018

    Образ одаренного сала, поэта, акына Мади Бапиева (1880-1921) гипнотизирует каждого, кто стремится понять сложные повороты его непростой судьбы. Начнем с 17 мая 1907 года, когда состоялся съезд биев Едрейской волости из 10 человек. Это Калипа Шотаев (аул № 2), Кадыр Жусупов (аул № 3), Сармагамбет Бекетов (аул № 4), Баймурын Толепбергенов (аул № 5),Амен Карпыков (аул № 6), Нургожа Жомартов (аул № 8), Елеубай Торебаев (аул № 9), Адил Жаманкотов (аул № 10), Майтан Туранов (аул № 11), Шалабай Жылкыбаев (аул № 12). Не явились Бекжожа Кошкунбаев (аул №1) и родной дядя Мадия Косук (Косак) Алшынбаев (аул № 7). Бии приняли решение – обвинить Мади в скотокрадстве, что лишало его возможности участвовать в различных выборах. С этого времени начались скитания Мади по тюрьмам и ссылкам, многократно обрисованные почитателями творчества поэта.