29 августа 2017 года 907

В традициях степного права

Автор: Еркин КУБЕЕВ, депутат Карагандинского областного маслихата, ректор Карагандинского государственного университета им. Е. Букетова, доктор юридических наук, профессор

Конституция 1995 года, принятая на всенародном референдуме, заложила прочную законодательную основу государственности суверенного Казахстана. В ней получили юридическое оформление главные правовые и нравственные принципы, на которых строится наше общество: стабильность, национальное согласие и казахстанский патриотизм, экономический прогресс и социальная защищенность граждан. 

Правовая культура сегодняшнего Казахстана, строящего современное демократическое государство на фундаменте высоких норм Основного Закона страны, имеет богатые традиции, уходящие корнями в историческое прошлое казахского народа. В становлении национального правового самосознания значительную роль играли личности, чья политическая и духовная деятельность наиболее полно отражала потребности общества и оказала значительное влияние на его развитие. Их наследие, бережно сохраняемое в живой памяти народа как бесценный духовный опыт, служит безошибочным нравственным ориентиром для новых поколений казахстанцев. Нурсултан Назарбаев, формулируя важнейшие принципы модернизации общественного сознания, справедливо отмечает необходимость сохранения культурно-исторических смыслов и общественных ценностей как обязательное условие успешного проектирования будущего страны. «Для Казахстана это особенно важно. Мы - огромная по территории страна с богатой духовной историей… Это основа того культурно-генетического кода, который любую нацию делает нацией, а не собранием индивидов»», - подчеркивает Президент.
Общественно-политическая структура казахского общества в период утверждения степной демократии и законности отражала особое правосознание казахского народа. В центре казахского права «Жарғы» находилась особая социальная категория - бии, соединявшая в одном лице законодателя, знатока источников, правил и процедур «Степного права», поэта и оратора. Традиционное для казахов бийское правосудие и сейчас продолжает сохраняться в исторической памяти народа как эталон законности и справедливости. Одним из выдающихся носителей, проводников нравственных и правовых принципов и традиций народа, одним из основателей и ярких представителей казахской правоведческой культуры был великий казахский общественный и политический деятель Казыбек би. С его именем связана целая эпоха в истории казахской степи. Казыбек би, которого за особые судебные дарования и заслуги при жизни именовали «қазып айтқан Қазыбек» - «доходящий до самой истины Казыбек», был не только свидетелем славной эпохи, но и активным ее созидателем - хранителем, истолкователем, реформатором и проводником законности и правосудия.
В Среднем жузе Казыбек би считался «самосильнейшим». Слава его простиралась далеко за пределы Среднего жуза, он стал легендой своей эпохи, вместе с Толе би и Айтеке би входил в когорту «трех правителей дум» казахского народа. Подобный непререкаемый авторитет и политическая значимость бия отражали фундаментальный принцип правовой идеологии казахского общества. Судебная власть, которая принадлежала биям, имела исключительное значение для кочевников. Она была ведущей формой власти в системе управления, широко распространенной, близкой и понятной народу, заслуживающей уважения и опиравшейся на нее. В сравнении с ханской властью, судебная власть была более развитой и достаточно полно себя реализовавшей. Она считалась коренной властью, уходящей в глубь истории самого народа, в отличие от ханов, имеющих «неказахское происхождение». В понимании степняков она выступала как символ государственности, являлась удобным, эффективным, быстрым, можно сказать, универсальным средством осуществления государственной власти.
Звание «бий» было не столько наследственным или жалуемым, сколько заслуженным, почетным званием. Бий, в первую очередь, был общественной фигурой, мудрецом, получившим народное признание. Основные требования, которые предъявлялись к нему как к отправителю правосудия, - это обладание ораторским талантом и честность, а также доскональное знание норм обычного права, освоение основ степного закона, зафиксированных в уложениях ханов и вошедших в историю под названиями: «Қасым ханның қасқа жолы» - «Главное уложение Касым хана (начало ХVI в.); «Есiм ханның ескi жолы» - «Рецепция правовой старины Есим хана» (первая четверть XVII в.); «Жеті жарғы Тауке хана» - «Семь уложений Тауке хана» (последняя четверть XVII в.)»; основных судебных прецедентов биев, начиная со знаменитого Майкы бия (XI -XIII вв.).
Истина и справедливость, стремление к их постижению были фундаментальными основами судопроизводства и выносимых судебных решений биев, основанных на нормах казахского права: «Атаңның құлы айтса да, әділдікке басыңды ұр» - «Поклонись справедливости, если она высказана даже и рабом твоего отца»; «Би төрттiң кұлы: адал еңбек, таза ниет, терең ой, әдiлдiк» - «Бий - раб четырех господ, которыми являются: честный труд, благородство мысли, глубокомыслие и справедливость».
Важная особенность казахского бийского суда - это его духовность, то есть признание примата духовного содержания рассматриваемого дела над его материально-предметным содержанием с одной стороны, и руководство моральными принципами «совестливости» с другой. В народе выкристаллизировались слова: «Шыннан өзге Кұдай жоқ» - «Нет Бога выше правды», «Материальное богатство должно служить духовности, а в духовности главное честь». Эти высказывания имели реальное содержание, совесть, честь и достоинство объявлялись высшими юридическими ценностями. Сила этого высокого принципа в том, что пройдя века, он утвердился как составляющая часть народного менталитета казахов. Применительно к правосудию эта общая мораль выражена в словах: «Если хан имеет трезвый ум сорока человек, то бий имеет чистоту совести сорока человек»; «Богач - это хранитель скота, а бий является хранителем совести», «Судья-бий беспристрастен, ибо у него нет пристрастия в пользу своих и не своих, нарушение этой заповеди ведет к гибели самого правосудия».
Система установок и норм определяла суть и конечную цель судопроизводства, а также методы достижения этой цели в судах биев. Бий – судья независимо от его положения и ранга, обязан был их знать, уметь ими пользоваться и толковать их по ситуации. Основная цель ведения судебного процесса - достижение перемирия. «Дау түбi - бiтiм» - «Свято перемирие в спорах». Весь механизм процесса должен был вести к этому. Первым обращением бия-судьи к тяжущимся было: «Дау сұрай келдіңдер ме? Ақыл сұрай келдіңдер ме? - «Пришли конфликтовать или пришли в поисках разума?» Таким образом провозглашалось, что в суде полагаются на разум и стремятся прийти к разумному, а следовательно - справедливому общему решению. В судах биев «перемирие сторон» рассматривалось как средство утверждения стабильности в обществе и достижения единства народа в целом. Казыбек би считают автором знаменитого выражения: «Сөз атасы - бiрлiк, сөз анасы - шындық» - «Отцом слова является единство, а матерью слова является истина». В них передана мысль о том, что цель дебатов в судах биев в конечном счете - это не нарушение единства членов сообщества, а его укрепление, достигаемое на основе правды и справедливости. В целом единство народа понималось как высшая ценность, что было особенно важно в существующих исторических условиях.
Призванное обеспечить мир и стабильность в обществе кочевников, бийское правосудие и стало первоосновой судоустановления, взяв на себя функцию обеспечения функционирования целостной унифицированной системы властных отношений. В годы восстановления и объединения казахских земель в границах до джунгарского нашествия, выхода из всеобщего политического кризиса «три великолепных бия» («аты шулы үш би»), «три пророка» («үш пайғамбар») - Казыбек би, Толе би и Айтеке би - составили главную опору Тауке хана, возглавившего государство в это судьбоносное время и ставшего основоположником обычного права казахов как юридической системы казахского общества. При непосредственном участии Казыбек би был разработан крупный законодательный акт - свод законов «Жеті жарғы» («Семь установлений»), принятый на всенародных съездах вблизи Туркестана и отражавший патриотическую волю масс, что можно отнести к наиболее значительным достижениям «трех пророков века».
Столетия отделяют современное поколение от Золотого века бийского правосудия. Сегодня коренным образом изменилась социально-политическая среда, нормы и содержание права. Соответствие государственных стратегий развития Казахстана нормам Конституции - важнейшего программного документа страны - обеспечивает как экономическую и политическую эффективность нашего развития, так и его социально-нравственную состоятельность. И на современном этапе бийский суд продолжает олицетворять в общественном представлении высокий профессионализм, честность, верность справедливости и истине. Бийское правосудие, как эталон законности, не только продолжает сохраняться в исторической памяти народа, но и приобретает актуальность как ценностный ориентир в правовом и конституционном строительстве Казахстана.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Наследие Бухар жырау 23.11.2017

    В следующем году в Карагандинской области планируется масштабное событие - празднование юбилея казахского акына, жырау и советника хана Абылая Бухар жырау Калкаманулы. В этой связи аким Бухаржырауского района Шагурашид Мамалинов провел первое заседание оргкомитета.

  • Сохраненный опыт 23.11.2017

    Вопрос перехода казахского языка на латинскую графику остро обозначен Главой государства в программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». Проблема перехода казахского языка на латиницу вызвала большой резонанс в казахстанском обществе и стала самой обсуждаемой темой.

  • Мы вспоминаем 23.11.2017

    В этом году исполняется 100 лет со дня рождения известного писателя, драматурга, публициста Капана Сатыбалдина. В рамках празднования юбилея в областной универсальной научной библиотеке имени Н. Гоголя состоялась встреча с представителями творческой интеллигенции Караганды.

  • Кояндинская-Ботовская ярмарка 23.11.2017

    Я родился в ауле Кызылтуского (ранее Уалихановского) района Кокшетауской, а ныне Акмолинской области, но значительная часть моей жизни связана с Карагандой, где я познакомился с правнуком Варнавы Ботова Константином Ботовым. Такая дружба позволила больше узнать о знаменитой Кояндинской ярмарке и о нем самом.

  • Актуальное красноречие 21.11.2017

    Как правильно использовать нетленное наследие Казыбек би? И передался ли его бесценный дар ораторского мастерства потомкам? В Доме дружбы Караганды в рамках программы «Рухани жаңғыру» впервые в регионе состоялся республиканский конкурс ораторского искусства «Даналар сөзі – ақылдың көзі», приуроченный к 350-летию Каздауысты Казыбек би.

  • Осакаровские первоисточники 16.11.2017

    Районный центр посёлок Осакаровка перешагнул своё 107-летие. Об этом свидетельствуют документы Российской национальной публичной библиотеки (г. Санкт-Петербург). Здесь хранятся полные комплекты издаваемой до революции в Омске газеты «Акмолинские областные ведомости», где читаем:

    Журнальным постановлением общего присутствия Акмолинского областного правления от 11 августа 1910 года и утвержденного генерал-губернатором 19 августа 1910 года приказом №5974 определено: ввести сельское общественное управление на участке Четке-Булак, присоединив последнее в административном отношении к составу Вишневской волости и наименовав его селением Осокаровка.

  • О новом алфавите - подробно 14.11.2017

    Обсуждение латинского алфавита в нашей области продолжается: встречи проходят не только в областном центре, но и в городах-спутниках Караганды. На днях они состоялись в Темиртау и Шахтинске.

  • Далекие бии Кувской волости: 1872 – 1916 годы 14.11.2017

    Всегда существует надежды маленькая нить, что давние встречи, как и звезды небесных книг, не должны погаснуть даже на самом простом краеведческом небосклоне. Обращаюсь сегодня к теме коллективизации степных хозяйств Сарыарки тридцатых годов. Колхозная проблема уже с самого начала оказалась драматичной. Лишившись скота и имущества, потеряв близких, бывшие состоятельные люди в чине бедноты устремились в невозвратную даль - на стройки Караганды, Балхаша, Семизбугы. Так ликвидированный класс баев и биев вместе с коммунистами принял на свои плечи тяжелую ношу индустриализации.