29 августа 2017 года 1019

В традициях степного права

Автор: Еркин КУБЕЕВ, депутат Карагандинского областного маслихата, ректор Карагандинского государственного университета им. Е. Букетова, доктор юридических наук, профессор

Конституция 1995 года, принятая на всенародном референдуме, заложила прочную законодательную основу государственности суверенного Казахстана. В ней получили юридическое оформление главные правовые и нравственные принципы, на которых строится наше общество: стабильность, национальное согласие и казахстанский патриотизм, экономический прогресс и социальная защищенность граждан. 

Правовая культура сегодняшнего Казахстана, строящего современное демократическое государство на фундаменте высоких норм Основного Закона страны, имеет богатые традиции, уходящие корнями в историческое прошлое казахского народа. В становлении национального правового самосознания значительную роль играли личности, чья политическая и духовная деятельность наиболее полно отражала потребности общества и оказала значительное влияние на его развитие. Их наследие, бережно сохраняемое в живой памяти народа как бесценный духовный опыт, служит безошибочным нравственным ориентиром для новых поколений казахстанцев. Нурсултан Назарбаев, формулируя важнейшие принципы модернизации общественного сознания, справедливо отмечает необходимость сохранения культурно-исторических смыслов и общественных ценностей как обязательное условие успешного проектирования будущего страны. «Для Казахстана это особенно важно. Мы - огромная по территории страна с богатой духовной историей… Это основа того культурно-генетического кода, который любую нацию делает нацией, а не собранием индивидов»», - подчеркивает Президент.
Общественно-политическая структура казахского общества в период утверждения степной демократии и законности отражала особое правосознание казахского народа. В центре казахского права «Жарғы» находилась особая социальная категория - бии, соединявшая в одном лице законодателя, знатока источников, правил и процедур «Степного права», поэта и оратора. Традиционное для казахов бийское правосудие и сейчас продолжает сохраняться в исторической памяти народа как эталон законности и справедливости. Одним из выдающихся носителей, проводников нравственных и правовых принципов и традиций народа, одним из основателей и ярких представителей казахской правоведческой культуры был великий казахский общественный и политический деятель Казыбек би. С его именем связана целая эпоха в истории казахской степи. Казыбек би, которого за особые судебные дарования и заслуги при жизни именовали «қазып айтқан Қазыбек» - «доходящий до самой истины Казыбек», был не только свидетелем славной эпохи, но и активным ее созидателем - хранителем, истолкователем, реформатором и проводником законности и правосудия.
В Среднем жузе Казыбек би считался «самосильнейшим». Слава его простиралась далеко за пределы Среднего жуза, он стал легендой своей эпохи, вместе с Толе би и Айтеке би входил в когорту «трех правителей дум» казахского народа. Подобный непререкаемый авторитет и политическая значимость бия отражали фундаментальный принцип правовой идеологии казахского общества. Судебная власть, которая принадлежала биям, имела исключительное значение для кочевников. Она была ведущей формой власти в системе управления, широко распространенной, близкой и понятной народу, заслуживающей уважения и опиравшейся на нее. В сравнении с ханской властью, судебная власть была более развитой и достаточно полно себя реализовавшей. Она считалась коренной властью, уходящей в глубь истории самого народа, в отличие от ханов, имеющих «неказахское происхождение». В понимании степняков она выступала как символ государственности, являлась удобным, эффективным, быстрым, можно сказать, универсальным средством осуществления государственной власти.
Звание «бий» было не столько наследственным или жалуемым, сколько заслуженным, почетным званием. Бий, в первую очередь, был общественной фигурой, мудрецом, получившим народное признание. Основные требования, которые предъявлялись к нему как к отправителю правосудия, - это обладание ораторским талантом и честность, а также доскональное знание норм обычного права, освоение основ степного закона, зафиксированных в уложениях ханов и вошедших в историю под названиями: «Қасым ханның қасқа жолы» - «Главное уложение Касым хана (начало ХVI в.); «Есiм ханның ескi жолы» - «Рецепция правовой старины Есим хана» (первая четверть XVII в.); «Жеті жарғы Тауке хана» - «Семь уложений Тауке хана» (последняя четверть XVII в.)»; основных судебных прецедентов биев, начиная со знаменитого Майкы бия (XI -XIII вв.).
Истина и справедливость, стремление к их постижению были фундаментальными основами судопроизводства и выносимых судебных решений биев, основанных на нормах казахского права: «Атаңның құлы айтса да, әділдікке басыңды ұр» - «Поклонись справедливости, если она высказана даже и рабом твоего отца»; «Би төрттiң кұлы: адал еңбек, таза ниет, терең ой, әдiлдiк» - «Бий - раб четырех господ, которыми являются: честный труд, благородство мысли, глубокомыслие и справедливость».
Важная особенность казахского бийского суда - это его духовность, то есть признание примата духовного содержания рассматриваемого дела над его материально-предметным содержанием с одной стороны, и руководство моральными принципами «совестливости» с другой. В народе выкристаллизировались слова: «Шыннан өзге Кұдай жоқ» - «Нет Бога выше правды», «Материальное богатство должно служить духовности, а в духовности главное честь». Эти высказывания имели реальное содержание, совесть, честь и достоинство объявлялись высшими юридическими ценностями. Сила этого высокого принципа в том, что пройдя века, он утвердился как составляющая часть народного менталитета казахов. Применительно к правосудию эта общая мораль выражена в словах: «Если хан имеет трезвый ум сорока человек, то бий имеет чистоту совести сорока человек»; «Богач - это хранитель скота, а бий является хранителем совести», «Судья-бий беспристрастен, ибо у него нет пристрастия в пользу своих и не своих, нарушение этой заповеди ведет к гибели самого правосудия».
Система установок и норм определяла суть и конечную цель судопроизводства, а также методы достижения этой цели в судах биев. Бий – судья независимо от его положения и ранга, обязан был их знать, уметь ими пользоваться и толковать их по ситуации. Основная цель ведения судебного процесса - достижение перемирия. «Дау түбi - бiтiм» - «Свято перемирие в спорах». Весь механизм процесса должен был вести к этому. Первым обращением бия-судьи к тяжущимся было: «Дау сұрай келдіңдер ме? Ақыл сұрай келдіңдер ме? - «Пришли конфликтовать или пришли в поисках разума?» Таким образом провозглашалось, что в суде полагаются на разум и стремятся прийти к разумному, а следовательно - справедливому общему решению. В судах биев «перемирие сторон» рассматривалось как средство утверждения стабильности в обществе и достижения единства народа в целом. Казыбек би считают автором знаменитого выражения: «Сөз атасы - бiрлiк, сөз анасы - шындық» - «Отцом слова является единство, а матерью слова является истина». В них передана мысль о том, что цель дебатов в судах биев в конечном счете - это не нарушение единства членов сообщества, а его укрепление, достигаемое на основе правды и справедливости. В целом единство народа понималось как высшая ценность, что было особенно важно в существующих исторических условиях.
Призванное обеспечить мир и стабильность в обществе кочевников, бийское правосудие и стало первоосновой судоустановления, взяв на себя функцию обеспечения функционирования целостной унифицированной системы властных отношений. В годы восстановления и объединения казахских земель в границах до джунгарского нашествия, выхода из всеобщего политического кризиса «три великолепных бия» («аты шулы үш би»), «три пророка» («үш пайғамбар») - Казыбек би, Толе би и Айтеке би - составили главную опору Тауке хана, возглавившего государство в это судьбоносное время и ставшего основоположником обычного права казахов как юридической системы казахского общества. При непосредственном участии Казыбек би был разработан крупный законодательный акт - свод законов «Жеті жарғы» («Семь установлений»), принятый на всенародных съездах вблизи Туркестана и отражавший патриотическую волю масс, что можно отнести к наиболее значительным достижениям «трех пророков века».
Столетия отделяют современное поколение от Золотого века бийского правосудия. Сегодня коренным образом изменилась социально-политическая среда, нормы и содержание права. Соответствие государственных стратегий развития Казахстана нормам Конституции - важнейшего программного документа страны - обеспечивает как экономическую и политическую эффективность нашего развития, так и его социально-нравственную состоятельность. И на современном этапе бийский суд продолжает олицетворять в общественном представлении высокий профессионализм, честность, верность справедливости и истине. Бийское правосудие, как эталон законности, не только продолжает сохраняться в исторической памяти народа, но и приобретает актуальность как ценностный ориентир в правовом и конституционном строительстве Казахстана.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Алфавит будущего 24.02.2018

    Подписанный Главой государства Указ о принятии нового варианта алфавита казахского языка подтолкнул карагандинских ученых и лингвистов вновь собраться и обсудить, будет ли он удобен для использования. Одна из таких встреч состоялась на днях в Карагандинском экономическом университете Казпотребсоюза. Организатором мероприятия выступила кафедра казахского языка и культуры Казахстана.

  • Отверженный, но счастливый 24.02.2018

    Во многих биографических источниках указано, что Мукагали Макатаев родился 9 февраля. Однако есть и альтернативная дата - 13 марта. Эту версию озвучили на вечере, посвященном дню рождения великого поэта. Мероприятие прошло во Дворце культуры горняков с участием молодежи, творческих коллективов дворца и известных карагандинских поэтов.

  • Древо познания 24.02.2018

    На протяжении длительного времени старейшина экономической науки, доктор экономических наук, профессор, академик Рашит Каренов плодотворно занимается изучением родословной казахов. Им написано и опубликовано свыше 100 научных и научно-популярных работ и статей по рассматриваемой проблеме.

  • Гордость золотой степи 22.02.2018

    Неизгладимый след в истории Казахстана оставил вещий певец, искусный оратор, главный идеолог и советник Абылай хана, политический деятель и дипломат своего времени, выдающийся представитель духовной жизни казахского народа Бухар жырау Калкаманулы.

  • Тайны латинского алфавита 20.02.2018

    Переход на латиницу - это не просто перевести государственный язык на новый алфавит. Латиница подразумевает в первую очередь фундаментальную реформу казахского языка, которая затронет созвучие казахского слова, морфемную и слоговую структуру, правильный перенос и ритмику речи. Это значит, что язык изменится от фонетики до синтаксиса. Поэтому введение нового алфавита уже сегодня стало весьма сложным процессом, требующим много времени. Так считает казахстанский ученый, исследователь Института языкознания им. А. Байтурсынова НАН РК, доктор филологических наук Алимхан Жунисбеков.

  • Шешенкара на берегу Нуры 20.02.2018

    Начальные архивные сведения про приметную в степи сопку Шешенкара можно отнести к 12 октября 1837 года. Старший султан Каркаралинского приказа Турсун Чингизов, поручик Сагандык Сиванбаев и заседатель Избасар Алдабергенов подписали документ торгово-промышленного плана. В нем отмечено, что «летние кочевки по речке Алтынсу, урочищу Джангызшокы, места Аширит повыше горы Чеченгары» уступаются горнопромышленнику С.И. Попову до выработки найденных там руд. Здесь проводили лето казахи Кара-Айтымбетовской волости во главе с султаном Тауке Букеевым. Указаны жайляу по Большой Нуре в урочищах «Кос Агач, Акташ, Чечень, Ботагоз, Джаур, Сункар». Как видно, сегодняшний поселок Ботакара имел и другое рекламное имя - Ботагоз. Но здесь важно, что и Шешенкара, и Ботакара издавна составляли единый степной дом из двух равноценных шаныраков.

  • Султаны и бии Беркаринской волости: 1878-1919 годы 13.02.2018

    (Окончание. Начало в №17 от 10.02.2018 г.)

    С 14 декабря 1913 года - волостной Жусупбек Токбергенов, заместитель волостного Хасенхан Сарлыбаев, потом Бейбол Корсакбаев. Народные судьи и их заместители в аулах: № 1 – султан Жусуп Омарханов и Кали Сасыманов, № 2 – Ержан Тасымов и Ахмет Смаилов, № 3 – Сулеймен Шантин и Жусуп Шантин, № 4 – Толеген Токбергенов и Токберген Жумагулов, № 5 – Байтуган Кулшыманов и Монек Машеков, № 6 – Тати Еркебаев и Еркебай Бейсекин, № 7 – Нурбай Борлыбаев и Итеген Токтакушуков, № 8 – Китан Крымхожин и Байжан Казыбеков, № 9 – Жусуп Омаров и Капас Шадыров, № 10 – Дюсенбай Коржунбаев.

  • Выросший в степи 13.02.2018

    Встреча-воспоминание состоялась в Карагандинском областном историко-краеведческом музее в рамках реализации программы «Рухани жаңғыру». На посвященном Дню города событии открылась выставка «Қазыналы кенді қала» и прошла встреча под названием «Город в степи». Гости - молодежь - ознакомились с архивными документами и материалами о развитии Караганды, жизни города в годы Великой Отечественной войны, в послевоенный период. Среди объемных экспонатов выставки были представлены шахтерское снаряжение, комплекс геолога И.В. Орлова, реликвии военных лет, предметы быта советского периода и продукция современных промышленных предприятий.

15 февраля - день вывода войск из Афганистана

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА и Линара ГАЛИМОВА