24 августа 2017 года 1255

Досье для фармацевта

Автор: Татьяна УЛИЧЕВА

Готовясь к внедрению надлежащих фармацевтических практик, многие предприниматели, занятые в фармотрасли, предпочли оборудовать в аптеках уголки для измерения давления. Ведь уже в следующем году проверяющие потребуют у них сертификат на соответствие международным стандартам.

Услуги по бесплатному обследованию посетителей аптек в стандартах оговариваются на усмотрение. Можно обеспечить лабораторную экспресс-диагностику или предложить женщине пройти тест на беременность...
Обязательным считается создание инструкций в виде стандартных операционных процедур (СОПов), охватывающих весь технологический процесс фармацевта с момента открытия аптеки до окончания трудового дня. Их последовательное выполнение призвано обеспечить качество и безопасность лекарственной продукции. И хоть требования к предпринимателям не новы, некоторые из субъектов находятся в растерянности, ведь к разработке СОПов владельцам аптек нужно подойти индивидуально, исходя из условий собственного предприятия, да еще обучить персонал строго соответствовать директиве. А единого методологического центра в области нет, который бы помогал в организации надлежащей фармацевтической практики. Приходится учиться на семинарских занятиях.

Детали имеют значение

Работу над СОПами Алия Фаритовна Калачева, провизор с 28-летним стажем и руководитель двух аптек в Караганде, начала заблаговременно, посетив ряд обучающих семинаров в разных городах республики. По сути, для нее нет ничего архинового в нынешних требованиях, которые предъявляются к аптечному бизнесу. С той же личной гигиеной фармацевтов, санитарной обработкой помещения аптеки, приемом, хранением товара она ежедневно сталкивается в своей практике и следит за добросовестным выполнением всех обязанностей. Вся соль в деталях, которые важно предусмотреть и правильно описать в инструкциях.
- Чтобы грамотно составить все операционные процедуры, нужно учитывать нормативно-правовую документацию, регламентирующую деятельность аптечных организаций, которая отражает оптимальный температурный режим хранения лекарственных препаратов, условия его транспортировки и все остальное. В среднем аптека должна создать порядка 25 инструкций. Они составляются всего один раз, но, учитывая частые изменения в законодательстве, придется постоянно следить за обновлением нормативной базы, - поделилась Алия.
Из 566 аптек в нашей области на сегодня 13 имеют сертификаты на соответствие стандарту надлежащей аптечной практики. Порядка 3 еще ждут решения Комитета фармации МЗ РК. Из 33 аптечных складов 4 тоже внедрили надлежащую дистрибьюторскую практику. Первыми стали переходить на «новые рельсы» те организации, которые участвуют в госзакупках, поскольку предпочтение в тендерных процедурах отдается сертифицированным субъектам.

По маршруту «парацетамола»

Фармацевтических практик целая серия - кроме перечисленных, есть клиническая, лабораторная, производственная, фармаконадзора. Предприятие внедряет стандарты в зависимости от вида деятельности, чтобы система качества охватывала все звенья жизненного цикла лекарственного средства с момента его фармацевтической разработки, производства до продажи потребителю в аптеке.
- Стандарты надлежащих фармацевтических практик были приняты в нашей республике еще в 2006 году. На тот момент получение соответствующих сертификатов было делом добровольным, - поясняет руководитель департамента Комитета фармации по Карагандинской области Фарида Макеева. - Но в 2015 году произошли изменения в законодательстве, и было решено, что с 2018 года они станут обязательными для всех предприятий фармацевтической деятельности. Мы фармацевтов предупреждали, что остается не так много времени и нужно поторапливаться.
Лишь сейчас, менее чем за полгода до вступления в силу требований Кодекса о здоровье народа и системе здравоохранения РК, предприниматели начали активно погружаться в процесс. В управлении здравоохранения еще в начале года было издано и направлено в медицинские организации циркулярное письмо по приведению аптек в соответствие до 1 июля текущего года. Пока ни от одной из поликлиник, где есть аптеки, в том числе социальные, в департамент фармации не поступило заявок на получение сертификатов.
- Ничего особенного в СОПах нет, - убеждает Фарида Ургенишбаевна. - Все субъекты должны быть знакомы с этими правилами еще на этапе получения лицензии, они же отображены в приказах Министерства здравоохранения. Фармацевтическая деятельность изначально регламентирована, и когда человек собирается открывать аптеку, он обязуется соблюдать установленные требования. Для этого просто нужно задокументировать весь рабочий процесс, а на каком уровне качества он будет выполняться, останется на совести предпринимателя.
Все делается для того, чтобы проследить движение лекарственного средства. Поскольку мы задействованы в охране здоровья населения, то должны донести до него лекарство надлежащего качества. Если на этапе употребления его пациентом что-то пошло не так, например, появились побочные действия, то стандарты позволяют «пройтись» по цепочке и воссоздать путь препарата с момента его изготовления на заводе до продажи потребителю. И тогда наверняка станет понятно, где случился прокол: возможно, его ненадлежащим образом транспортировали или хранили на складе или в аптеке.

Подует ли ветер перемен?

В стандартах большое внимание отводится взаимодействию фармацевта с покупателями и лечащими врачами. Да, усложняется рабочий процесс, но кто еще рядовому гражданину объяснит, как нужно хранить препарат в домашних условиях или как распределить указанную дозировку в течение дня? На связь с доктором фармацевт выйдет в случае неправильного оформления рецепта или, скажем, несоблюдения приема назначенных лекарственных средств. Это нужно для того, чтобы фармакотерапия - надлежащая помощь с использованием лекарственных средств - оказывалась сообща и приносила только пользу пациенту.
Кстати, стандарты предлагают работникам аптек вести фармацевтическое досье на своих постоянных клиентов, чтобы контролировать потребление ими лекарств. Такие записи помогут не допустить приема взаимоисключающих средств, которые люди зачастую назначают себе сами или это делают разные по профилю врачи.
В условиях, когда цены на аптечных прилавках разнятся с разбегом до сотен тенге, пациенты, за редким исключением, обслуживаются в конкретной аптеке. Досье может стать популярным, когда произойдет обещанное регулирование цен на все лекарственные препараты. Тогда они будут держаться на предельной отметке от стоимости производителя и никто не будет делать сверхлимитных накруток.
Сегодня цены на фармпродукцию регулируются разве что в рамках гарантированного объема бесплатной медпомощи. В широкой аптечной сети нет никаких механизмов, за исключением сдерживания цен на ограниченный ряд лекарственных средств с помощью меморандума о сотрудничестве (в этом году в списке 105 наименований). Ценообразование по распоряжению Главы государства вступит в силу уже в следующем году, чтобы наконец-то навести порядок в фармотрасли.
Предприниматели, не готовые к переменам, связанным в первую очередь с внедрением надлежащих фармацевтических практик, ратуют за отсрочку их начала действия. Решение по этому поводу будет приниматься осенью в Парламенте. Пойдут ли депутаты навстречу или нет, покажет время, но известно, что за три года подготовки к обязательному внедрению стандартов всего 1% субъектов фармдеятельности по РК получили сертификаты.

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Сердечная помощь 14.08.2018

    Сотрудников Минздрава обучают оказанию доврачебной медицинской помощи.

  • Штраф за брак 11.08.2018

    За некачественное оказание медицинской помощи и нарушения в рамках ГОБМП на больницы и поликлиники будут налагаться штрафные санкции.

  • Физкультпривет для медика 09.08.2018

    Большие преобразования в школьной медицине намечали министры, передавая ее из сферы образования в здравоохранение в связи с ухудшением здоровья детей и подростков. Особую значимость в этом процессе придали функциональным обязанностям школьного медика, что повлекло за собой дополнительную нагрузку.

  • Препарат заменит врач 07.08.2018

    Пациентам, страдающим высоким артериальным давлением и принимающим препараты с действующим в их составе веществом валсартан, Министерство здравоохранения РК рекомендует срочно обратиться к своему лечащему врачу для замены лекарственного средства.

  • «Звездные» клиники 04.08.2018

    Рейтинг медицинских организаций всех уровней, оказывающих гарантированный объем бесплатной медицинской помощи, подведен Республиканским центром развития здравоохранения за 2017 год. Складывался он на основе результатов внешнего и внутреннего аудита, а также отзывов пациентов.

  • К доктору - с улыбкой 02.08.2018

    В этом медицинском центре доктора отказались от белых халатов, вызывающих боязнь боли у любого ребенка. Они предпочли костюмы из разноцветных тканей с принтом животных и сказочных персонажей. А еще в их кабинетах с яркой мебелью и небольничным интерьером малыш не станет с дрожью наблюдать за работой врача, потому что его взгляд сразу привлекут аппликации героев из мультфильмов, игр и лабиринтов на стенах и даже потолке.

  • Вызвать врача онлайн 02.08.2018

    Записаться к врачу теперь можно через социальную сеть Телеграм. О запуске трех услуг через Telegram-бот @EgovKzBot сообщило Министерство здравоохранения.

  • Больницы расширяют профиль 21.07.2018

    В ходе реализации единого перспективного плана развития медицинской инфраструктуры региона общий объем инвестиций превысит 61,5 млрд тенге, сообщил на заседании Общественного совета Карагандинской области руководитель управления здравоохранения Ержан Нурлыбаев.