24 августа 2017 года 705

Досье для фармацевта

Автор: Татьяна УЛИЧЕВА

Готовясь к внедрению надлежащих фармацевтических практик, многие предприниматели, занятые в фармотрасли, предпочли оборудовать в аптеках уголки для измерения давления. Ведь уже в следующем году проверяющие потребуют у них сертификат на соответствие международным стандартам.

Услуги по бесплатному обследованию посетителей аптек в стандартах оговариваются на усмотрение. Можно обеспечить лабораторную экспресс-диагностику или предложить женщине пройти тест на беременность...
Обязательным считается создание инструкций в виде стандартных операционных процедур (СОПов), охватывающих весь технологический процесс фармацевта с момента открытия аптеки до окончания трудового дня. Их последовательное выполнение призвано обеспечить качество и безопасность лекарственной продукции. И хоть требования к предпринимателям не новы, некоторые из субъектов находятся в растерянности, ведь к разработке СОПов владельцам аптек нужно подойти индивидуально, исходя из условий собственного предприятия, да еще обучить персонал строго соответствовать директиве. А единого методологического центра в области нет, который бы помогал в организации надлежащей фармацевтической практики. Приходится учиться на семинарских занятиях.

Детали имеют значение

Работу над СОПами Алия Фаритовна Калачева, провизор с 28-летним стажем и руководитель двух аптек в Караганде, начала заблаговременно, посетив ряд обучающих семинаров в разных городах республики. По сути, для нее нет ничего архинового в нынешних требованиях, которые предъявляются к аптечному бизнесу. С той же личной гигиеной фармацевтов, санитарной обработкой помещения аптеки, приемом, хранением товара она ежедневно сталкивается в своей практике и следит за добросовестным выполнением всех обязанностей. Вся соль в деталях, которые важно предусмотреть и правильно описать в инструкциях.
- Чтобы грамотно составить все операционные процедуры, нужно учитывать нормативно-правовую документацию, регламентирующую деятельность аптечных организаций, которая отражает оптимальный температурный режим хранения лекарственных препаратов, условия его транспортировки и все остальное. В среднем аптека должна создать порядка 25 инструкций. Они составляются всего один раз, но, учитывая частые изменения в законодательстве, придется постоянно следить за обновлением нормативной базы, - поделилась Алия.
Из 566 аптек в нашей области на сегодня 13 имеют сертификаты на соответствие стандарту надлежащей аптечной практики. Порядка 3 еще ждут решения Комитета фармации МЗ РК. Из 33 аптечных складов 4 тоже внедрили надлежащую дистрибьюторскую практику. Первыми стали переходить на «новые рельсы» те организации, которые участвуют в госзакупках, поскольку предпочтение в тендерных процедурах отдается сертифицированным субъектам.

По маршруту «парацетамола»

Фармацевтических практик целая серия - кроме перечисленных, есть клиническая, лабораторная, производственная, фармаконадзора. Предприятие внедряет стандарты в зависимости от вида деятельности, чтобы система качества охватывала все звенья жизненного цикла лекарственного средства с момента его фармацевтической разработки, производства до продажи потребителю в аптеке.
- Стандарты надлежащих фармацевтических практик были приняты в нашей республике еще в 2006 году. На тот момент получение соответствующих сертификатов было делом добровольным, - поясняет руководитель департамента Комитета фармации по Карагандинской области Фарида Макеева. - Но в 2015 году произошли изменения в законодательстве, и было решено, что с 2018 года они станут обязательными для всех предприятий фармацевтической деятельности. Мы фармацевтов предупреждали, что остается не так много времени и нужно поторапливаться.
Лишь сейчас, менее чем за полгода до вступления в силу требований Кодекса о здоровье народа и системе здравоохранения РК, предприниматели начали активно погружаться в процесс. В управлении здравоохранения еще в начале года было издано и направлено в медицинские организации циркулярное письмо по приведению аптек в соответствие до 1 июля текущего года. Пока ни от одной из поликлиник, где есть аптеки, в том числе социальные, в департамент фармации не поступило заявок на получение сертификатов.
- Ничего особенного в СОПах нет, - убеждает Фарида Ургенишбаевна. - Все субъекты должны быть знакомы с этими правилами еще на этапе получения лицензии, они же отображены в приказах Министерства здравоохранения. Фармацевтическая деятельность изначально регламентирована, и когда человек собирается открывать аптеку, он обязуется соблюдать установленные требования. Для этого просто нужно задокументировать весь рабочий процесс, а на каком уровне качества он будет выполняться, останется на совести предпринимателя.
Все делается для того, чтобы проследить движение лекарственного средства. Поскольку мы задействованы в охране здоровья населения, то должны донести до него лекарство надлежащего качества. Если на этапе употребления его пациентом что-то пошло не так, например, появились побочные действия, то стандарты позволяют «пройтись» по цепочке и воссоздать путь препарата с момента его изготовления на заводе до продажи потребителю. И тогда наверняка станет понятно, где случился прокол: возможно, его ненадлежащим образом транспортировали или хранили на складе или в аптеке.

Подует ли ветер перемен?

В стандартах большое внимание отводится взаимодействию фармацевта с покупателями и лечащими врачами. Да, усложняется рабочий процесс, но кто еще рядовому гражданину объяснит, как нужно хранить препарат в домашних условиях или как распределить указанную дозировку в течение дня? На связь с доктором фармацевт выйдет в случае неправильного оформления рецепта или, скажем, несоблюдения приема назначенных лекарственных средств. Это нужно для того, чтобы фармакотерапия - надлежащая помощь с использованием лекарственных средств - оказывалась сообща и приносила только пользу пациенту.
Кстати, стандарты предлагают работникам аптек вести фармацевтическое досье на своих постоянных клиентов, чтобы контролировать потребление ими лекарств. Такие записи помогут не допустить приема взаимоисключающих средств, которые люди зачастую назначают себе сами или это делают разные по профилю врачи.
В условиях, когда цены на аптечных прилавках разнятся с разбегом до сотен тенге, пациенты, за редким исключением, обслуживаются в конкретной аптеке. Досье может стать популярным, когда произойдет обещанное регулирование цен на все лекарственные препараты. Тогда они будут держаться на предельной отметке от стоимости производителя и никто не будет делать сверхлимитных накруток.
Сегодня цены на фармпродукцию регулируются разве что в рамках гарантированного объема бесплатной медпомощи. В широкой аптечной сети нет никаких механизмов, за исключением сдерживания цен на ограниченный ряд лекарственных средств с помощью меморандума о сотрудничестве (в этом году в списке 105 наименований). Ценообразование по распоряжению Главы государства вступит в силу уже в следующем году, чтобы наконец-то навести порядок в фармотрасли.
Предприниматели, не готовые к переменам, связанным в первую очередь с внедрением надлежащих фармацевтических практик, ратуют за отсрочку их начала действия. Решение по этому поводу будет приниматься осенью в Парламенте. Пойдут ли депутаты навстречу или нет, покажет время, но известно, что за три года подготовки к обязательному внедрению стандартов всего 1% субъектов фармдеятельности по РК получили сертификаты.

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Вредный сахар 18.11.2017

    Где еще застать жителя отстраненным от городской суеты, если не под крышей торгового центра за шопингом? Именно в таких часто посещаемых местах специалисты по здоровому образу жизни совместно с медиками проводят акции по профилактике социально значимых заболеваний.

  • Человеческий капитал 18.11.2017

    Успешное прохождение второго инспекционного аудита по международной сертификации Национальным центром гигиены труда и профзаболеваний в очередной раз подтвердило эффективность выполняемой работы, направленной на постоянное улучшение ее качества.

  • С доктором на связи 16.11.2017

    Освоением электронного здравоохранения наша область занялась еще три года назад, с момента внедрения комплексной медицинской информационной системы (КМИС). На сегодня к ней подключены все 44 объекта первичного звена, из которых 29 государственных и 15 частных.

  • Между нами, мальчиками 14.11.2017

    Необычная школа здоровья проведена для карагандинцев... мужского пола. В течение двух дней пациентов бесплатно консультировали специалисты республиканских клиник, а коллегам демонстрировали новые методы проведения урологических операций.

  • Мобильная профилактика 09.11.2017

    В Балхаше зараженных ВИЧ-инфекцией становится больше. Почти ежемесячно фиксируется новый факт. Только за девять месяцев 2017 года выявлено 8 случаев данного заболевания.

  • Электронный дневник пациента 07.11.2017

    Своя история про потерянную в поликлинике амбулаторную карту наверняка есть у каждого второго жителя. А значит, перемещение талмудов, взятых с полки регистратуры, - попросту неуправляемое явление. Но уже в следующем году медикам не понадобятся эти амбулаторные рукописи - они будут заменены на электронные версии.

  • Лечение - в движении 04.11.2017

    Подобрать оптимальный прием для нейрореабилитации пациента после инсульта может специалист, хорошо разбирающийся во всех процессах, происходящих в нервной системе больного. Новых, современных методов на сегодня более чем достаточно, но иногда нечто давно известное может творить настоящие чудеса.

  • Цена отказа 04.11.2017

    Трое не привитых от туберкулеза маленьких детей в нашей области заразились этой опасной инфекцией.