17 августа 2017 года 743

Судья-вундеркинд

Автор: Мария ЭРИХ

Говорят, что находчивость, красноречие, правдолюбие проявились у Казыбека уже в семилетнем возрасте. Именно тогда он уже начал участвовать в разрешении различных споров, тем самым помогал своему отцу, известному в то время бию Келдибеку.

В каком-то богатом ауле проводили ас - грандиозные поминки. В байге - конных скачках - первым пришел, оставив позади добрую сотню скакунов, резвый саврасый со «звездочкой» на лбу. И тут один джигит поднял шум:
- Это мой скакун! - заявил он. - Стригунком я его потерял. И вот теперь обнаружил.
- Нет! - возразил хозяин призового скакуна. - Он родился от моей саврасой кобылицы. Ишь, прыткий какой!
Разразился скандал. Кто-то сказал:
- Ладно. Не шумите напрасно. Идите к Келдибеку. Он разрешит ваш спор.
Отправились спорщики к бию Келдибеку. Тот выслушал их и надолго задумался. Тогда сидевший рядом семилетний Казыбек обратился к джигитам, предложив им привести доказательства. Оба утверждали, что могут определить любое домашнее животное по его матери, и наоборот.
- В таком случае, - решил мальчик Казыбек. - Приведите сюда с привязи двух ягнят.
Спорщики послушно пошли, отвязали от волосяного аркана, растянутого между колышками, двух гладеньких, сытых ягнят и привели к мальчику-бию.
- Хорошо, - сказал Казыбек. - Теперь отправьтесь на выпас и приведите маток этих двух ягнят.
Спорщики так и сделали. Вскоре привели с выпаса двух овцематок.
- Теперь пустите ягнят к матерям, - приказал мальчику судья.
Джигит, назвавший себя владельцем призового скакуна, привел ягненка к матке, но та его к себе не подпустила, да и ягненок отворачивался от нее. А второму джигиту стоило только выпустить из рук ягненка, как матка кинулась к нему навстречу, радостно заблеяла-заперхала, стала обнюхивать, облизывать его, а ягненок жадно припал к ее вымени.
- Ну, люди добрые, что скажете? - обратился мальчик Казыбек к собравшимся. - Есть ли у вас сомнения в познаниях этого джигита?
Мнимый владелец призового скакуна виновато опустил голову. Второй джигит ликовал.
Загудела и толпа:
- Верно, справедливо рассудил мальчик-бий. Спасибо его мудрому отцу. Призовой скакун принадлежит джигиту, потерявшему его стригунком. Мы все в этом убедились.
Легенд и преданий о трех именитых казахских биях в народе сохранилось множество. Среди них, понятно, встречается и немало противоречий, несоответствий, разногласий. Но тем не менее много и таких, которые находят свое подтверждение в документальных источниках. Во времена длительных войн с джунгарами, когда в плен к ним попадали многие представители казахской знати, в том числе и сам батыр Аблай (тогда он еще не был ханом), Казыбек би не однажды отправлялся в стан врага, чтобы вызволить из заточения своих соплеменников. О том в памяти народа сохранилось много преданий, свидетельствующих о смелости, находчивости и настойчивости мудрого бия Среднего жуза.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Наследие Бухар жырау 23.11.2017

    В следующем году в Карагандинской области планируется масштабное событие - празднование юбилея казахского акына, жырау и советника хана Абылая Бухар жырау Калкаманулы. В этой связи аким Бухаржырауского района Шагурашид Мамалинов провел первое заседание оргкомитета.

  • Сохраненный опыт 23.11.2017

    Вопрос перехода казахского языка на латинскую графику остро обозначен Главой государства в программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». Проблема перехода казахского языка на латиницу вызвала большой резонанс в казахстанском обществе и стала самой обсуждаемой темой.

  • Мы вспоминаем 23.11.2017

    В этом году исполняется 100 лет со дня рождения известного писателя, драматурга, публициста Капана Сатыбалдина. В рамках празднования юбилея в областной универсальной научной библиотеке имени Н. Гоголя состоялась встреча с представителями творческой интеллигенции Караганды.

  • Кояндинская-Ботовская ярмарка 23.11.2017

    Я родился в ауле Кызылтуского (ранее Уалихановского) района Кокшетауской, а ныне Акмолинской области, но значительная часть моей жизни связана с Карагандой, где я познакомился с правнуком Варнавы Ботова Константином Ботовым. Такая дружба позволила больше узнать о знаменитой Кояндинской ярмарке и о нем самом.

  • Актуальное красноречие 21.11.2017

    Как правильно использовать нетленное наследие Казыбек би? И передался ли его бесценный дар ораторского мастерства потомкам? В Доме дружбы Караганды в рамках программы «Рухани жаңғыру» впервые в регионе состоялся республиканский конкурс ораторского искусства «Даналар сөзі – ақылдың көзі», приуроченный к 350-летию Каздауысты Казыбек би.

  • Осакаровские первоисточники 16.11.2017

    Районный центр посёлок Осакаровка перешагнул своё 107-летие. Об этом свидетельствуют документы Российской национальной публичной библиотеки (г. Санкт-Петербург). Здесь хранятся полные комплекты издаваемой до революции в Омске газеты «Акмолинские областные ведомости», где читаем:

    Журнальным постановлением общего присутствия Акмолинского областного правления от 11 августа 1910 года и утвержденного генерал-губернатором 19 августа 1910 года приказом №5974 определено: ввести сельское общественное управление на участке Четке-Булак, присоединив последнее в административном отношении к составу Вишневской волости и наименовав его селением Осокаровка.

  • О новом алфавите - подробно 14.11.2017

    Обсуждение латинского алфавита в нашей области продолжается: встречи проходят не только в областном центре, но и в городах-спутниках Караганды. На днях они состоялись в Темиртау и Шахтинске.

  • Далекие бии Кувской волости: 1872 – 1916 годы 14.11.2017

    Всегда существует надежды маленькая нить, что давние встречи, как и звезды небесных книг, не должны погаснуть даже на самом простом краеведческом небосклоне. Обращаюсь сегодня к теме коллективизации степных хозяйств Сарыарки тридцатых годов. Колхозная проблема уже с самого начала оказалась драматичной. Лишившись скота и имущества, потеряв близких, бывшие состоятельные люди в чине бедноты устремились в невозвратную даль - на стройки Караганды, Балхаша, Семизбугы. Так ликвидированный класс баев и биев вместе с коммунистами принял на свои плечи тяжелую ношу индустриализации.