17 августа 2017 года 1009

От Тобола на Каркаралы...

Автор: Нина КРАМЕР

Около 200 записанных на аудиокассеты воспоминаний о Кояндинской ярмарке хранит у себя дома каркаралинский краевед Ерлан Мустафин. Это рассказы людей, которых уже нет в живых, свидетелей уникального торгового действа, просуществовавшего 80 лет.

В следующем году исполнится 170 лет Кояндинской ярмарке. Центр торговли степного края возник в 1848 году. Купец Варнава Ботов первым стал скупать скот на берегах реки Талды, неподалеку от села Коянды нынешнего Каркаралинского района.
Вскоре появились новые покупатели. Так произошло рождение ярмарки, на которую стали стекаться жители Казахстана, Сибири, Урала, Средней Азии и Западного Китая. В своих условиях жизни кочевник-скотовод не мог ничего ни купить, ни продать. Вот почему с нетерпением степняки ждали лета, чтобы сбыть свой скот и приобрести необходимые товары. Эквивалентом в товарообмене обычно был двухгодовалый баран (2 рубля серебром).
За одного барана давали два килограмма индийского чая. Известно, что мать Алихана Букейханова, например, специально каждый год для этой ярмарки выкармливала бычка. Продав его на ярмарке, приобретала сукно и сама шила одежду для бедных. И швейные машинки тоже покупались на ярмарке.
Одна из них сейчас находится в Каркаралинском историко-краеведческом музее. Хранится там и старинный сейф 1845 года выпуска, в котором чиновники держали вырученные от торговли средства. Бережно хранят сотрудники музея вырезки из газет того времени, в которых писали про ярмарку, различные прейскуранты и другие документы. Но на месте, где когда-то шумела широкая ярмарка, практически ничего уже не свидетельствует о тех событиях.
- Я ездил в то местечко, где проводилась ярмарка лет пять назад, - говорит Ерлан Мустафин, - и нашел там только один полуразрушенный барак. Увиденное очень трудно соотнести с тем, что я слышал от своей бабушки и других пожилых каркаралинцев. Ведь это был не только способ приобретения необходимых для степняков товаров, это был большой праздник. Люди уезжали на ярмарку на все лето.
Торговля на ней сопровождалась зрелищными представлениями: айтысами, выступлениями палуанов, фокусников. Здесь выступали такие звезды казахской музыкальной культуры, как Мади Бапиев, Амре Кашаубаев, Алия Уаликызы. Здесь же решались исковые дела и поземельные споры, сборщики податей собирали налоги, проводились волостные съезды биев. Не раз здесь бывал и великий казахский поэт и просветитель Абай Кунанбаев. Его интересовали не столько товары, которые были в изобилии, сколько встречи с акынами - оленши, импровизаторами, исполнителями народных песен.
Отдельно от торговых рядов находился «чиновничий квартал». Здесь постепенно возникли почтово-телеграфская контора, государственный банк, здание суда и жилые дома. Для мусульманского населения был открыт магометанский молитвенный дом, для христиан построили небольшую часовню.
Шумела ярмарка и после революции. В 1923 году торговля возобновилась после тяжелого переломного времени, и в Коянды снова потянулись люди. Оживленно работал вновь отремонтированный народный дом, где был поставлен ряд спектаклей на казахском языке. Особенно большое внимание местного населения привлекали громкоговорители, расположенные на разных концах ярмарки, был установлен радиоприемник, слушали не только Новосибирск, но и Москву. Работал медицинский пункт, суточная посещаемость которого доходила в среднем до 200 человек.
В 1927 году оборот Кояндинской ярмарки составил 1 миллион 621 тысячу рублей. Было продано 61445 голов овец. Участвовали представители частных фирм и кооперативов из Сибири, Урала, Украины, Москвы, Казани, Узбекистана, Китая и Монголии.
В 1928 году на ярмарке начала действовать первая в этих краях кинопередвижка. При народном доме работала библиотека с читальным залом. В 1928 году библиотекой пользовались около 40 казахов и 30 русских, в читальне побывало до 3300 человек
Но в 1930 году Кояндинская ярмарка, просуществовавшая 80 лет, была закрыта. Это диктовалось переходом местного населения к оседлому образу жизни. Торговые ряды были разобраны и переданы создаваемым колхозам, центр ярмарки стал центральной усадьбой совхоза «Кояндинский», который за время своего существования не добился особых успехов. Ныне - это аульный округ Коянды. В центре округа, селе Коянды, по данным переписи населения 2009 года, проживало 479 человек.
- Я сейчас не могу передать все, что сказано в 500 интервью старожилов Каркаралинска, - говорит Ерлан Мустафин. - Но во всех воспоминаниях прослеживается сожаление. Исчезновение ярмарки стало для многих каркаралинцев очень грустным событием. Люди потеряли связь с внешним миром, возможность получать яркие впечатления от лета, а также лишились необходимых товаров, которые давала им ярмарка.
Ерлан Мустафин считает, что нужно привлечь внимание общественности к истории Кояндинской ярмарки. Ибо одни памятники и события, возможно, сегодня кажущиеся более важными, реставрируют и популяризируются, в то время как другие подверглись забвению. К примеру, по наблюдениям Ерлана, многих из старинных домов, которые представляли историческую ценность, уже нет в Каркаралинске. Люди покупают земельные участки, а с недвижимостью поступают по своему усмотрению.
Одно время Ерлан собирался перевести собранный материал по Кояндинской ярмарке в цифровой формат, но это оказалось слишком дорого для краеведа, поэтому коробка с кассетами пока стоит нетронутой. Но краевед, скорее всего, обязательно использует собранный материал для одной из своих книг.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Алфавит будущего 24.02.2018

    Подписанный Главой государства Указ о принятии нового варианта алфавита казахского языка подтолкнул карагандинских ученых и лингвистов вновь собраться и обсудить, будет ли он удобен для использования. Одна из таких встреч состоялась на днях в Карагандинском экономическом университете Казпотребсоюза. Организатором мероприятия выступила кафедра казахского языка и культуры Казахстана.

  • Отверженный, но счастливый 24.02.2018

    Во многих биографических источниках указано, что Мукагали Макатаев родился 9 февраля. Однако есть и альтернативная дата - 13 марта. Эту версию озвучили на вечере, посвященном дню рождения великого поэта. Мероприятие прошло во Дворце культуры горняков с участием молодежи, творческих коллективов дворца и известных карагандинских поэтов.

  • Древо познания 24.02.2018

    На протяжении длительного времени старейшина экономической науки, доктор экономических наук, профессор, академик Рашит Каренов плодотворно занимается изучением родословной казахов. Им написано и опубликовано свыше 100 научных и научно-популярных работ и статей по рассматриваемой проблеме.

  • Гордость золотой степи 22.02.2018

    Неизгладимый след в истории Казахстана оставил вещий певец, искусный оратор, главный идеолог и советник Абылай хана, политический деятель и дипломат своего времени, выдающийся представитель духовной жизни казахского народа Бухар жырау Калкаманулы.

  • Тайны латинского алфавита 20.02.2018

    Переход на латиницу - это не просто перевести государственный язык на новый алфавит. Латиница подразумевает в первую очередь фундаментальную реформу казахского языка, которая затронет созвучие казахского слова, морфемную и слоговую структуру, правильный перенос и ритмику речи. Это значит, что язык изменится от фонетики до синтаксиса. Поэтому введение нового алфавита уже сегодня стало весьма сложным процессом, требующим много времени. Так считает казахстанский ученый, исследователь Института языкознания им. А. Байтурсынова НАН РК, доктор филологических наук Алимхан Жунисбеков.

  • Шешенкара на берегу Нуры 20.02.2018

    Начальные архивные сведения про приметную в степи сопку Шешенкара можно отнести к 12 октября 1837 года. Старший султан Каркаралинского приказа Турсун Чингизов, поручик Сагандык Сиванбаев и заседатель Избасар Алдабергенов подписали документ торгово-промышленного плана. В нем отмечено, что «летние кочевки по речке Алтынсу, урочищу Джангызшокы, места Аширит повыше горы Чеченгары» уступаются горнопромышленнику С.И. Попову до выработки найденных там руд. Здесь проводили лето казахи Кара-Айтымбетовской волости во главе с султаном Тауке Букеевым. Указаны жайляу по Большой Нуре в урочищах «Кос Агач, Акташ, Чечень, Ботагоз, Джаур, Сункар». Как видно, сегодняшний поселок Ботакара имел и другое рекламное имя - Ботагоз. Но здесь важно, что и Шешенкара, и Ботакара издавна составляли единый степной дом из двух равноценных шаныраков.

  • Султаны и бии Беркаринской волости: 1878-1919 годы 13.02.2018

    (Окончание. Начало в №17 от 10.02.2018 г.)

    С 14 декабря 1913 года - волостной Жусупбек Токбергенов, заместитель волостного Хасенхан Сарлыбаев, потом Бейбол Корсакбаев. Народные судьи и их заместители в аулах: № 1 – султан Жусуп Омарханов и Кали Сасыманов, № 2 – Ержан Тасымов и Ахмет Смаилов, № 3 – Сулеймен Шантин и Жусуп Шантин, № 4 – Толеген Токбергенов и Токберген Жумагулов, № 5 – Байтуган Кулшыманов и Монек Машеков, № 6 – Тати Еркебаев и Еркебай Бейсекин, № 7 – Нурбай Борлыбаев и Итеген Токтакушуков, № 8 – Китан Крымхожин и Байжан Казыбеков, № 9 – Жусуп Омаров и Капас Шадыров, № 10 – Дюсенбай Коржунбаев.

  • Выросший в степи 13.02.2018

    Встреча-воспоминание состоялась в Карагандинском областном историко-краеведческом музее в рамках реализации программы «Рухани жаңғыру». На посвященном Дню города событии открылась выставка «Қазыналы кенді қала» и прошла встреча под названием «Город в степи». Гости - молодежь - ознакомились с архивными документами и материалами о развитии Караганды, жизни города в годы Великой Отечественной войны, в послевоенный период. Среди объемных экспонатов выставки были представлены шахтерское снаряжение, комплекс геолога И.В. Орлова, реликвии военных лет, предметы быта советского периода и продукция современных промышленных предприятий.

15 февраля - день вывода войск из Афганистана

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА и Линара ГАЛИМОВА