17 августа 2017 года 856

От Тобола на Каркаралы...

Автор: Нина КРАМЕР

Около 200 записанных на аудиокассеты воспоминаний о Кояндинской ярмарке хранит у себя дома каркаралинский краевед Ерлан Мустафин. Это рассказы людей, которых уже нет в живых, свидетелей уникального торгового действа, просуществовавшего 80 лет.

В следующем году исполнится 170 лет Кояндинской ярмарке. Центр торговли степного края возник в 1848 году. Купец Варнава Ботов первым стал скупать скот на берегах реки Талды, неподалеку от села Коянды нынешнего Каркаралинского района.
Вскоре появились новые покупатели. Так произошло рождение ярмарки, на которую стали стекаться жители Казахстана, Сибири, Урала, Средней Азии и Западного Китая. В своих условиях жизни кочевник-скотовод не мог ничего ни купить, ни продать. Вот почему с нетерпением степняки ждали лета, чтобы сбыть свой скот и приобрести необходимые товары. Эквивалентом в товарообмене обычно был двухгодовалый баран (2 рубля серебром).
За одного барана давали два килограмма индийского чая. Известно, что мать Алихана Букейханова, например, специально каждый год для этой ярмарки выкармливала бычка. Продав его на ярмарке, приобретала сукно и сама шила одежду для бедных. И швейные машинки тоже покупались на ярмарке.
Одна из них сейчас находится в Каркаралинском историко-краеведческом музее. Хранится там и старинный сейф 1845 года выпуска, в котором чиновники держали вырученные от торговли средства. Бережно хранят сотрудники музея вырезки из газет того времени, в которых писали про ярмарку, различные прейскуранты и другие документы. Но на месте, где когда-то шумела широкая ярмарка, практически ничего уже не свидетельствует о тех событиях.
- Я ездил в то местечко, где проводилась ярмарка лет пять назад, - говорит Ерлан Мустафин, - и нашел там только один полуразрушенный барак. Увиденное очень трудно соотнести с тем, что я слышал от своей бабушки и других пожилых каркаралинцев. Ведь это был не только способ приобретения необходимых для степняков товаров, это был большой праздник. Люди уезжали на ярмарку на все лето.
Торговля на ней сопровождалась зрелищными представлениями: айтысами, выступлениями палуанов, фокусников. Здесь выступали такие звезды казахской музыкальной культуры, как Мади Бапиев, Амре Кашаубаев, Алия Уаликызы. Здесь же решались исковые дела и поземельные споры, сборщики податей собирали налоги, проводились волостные съезды биев. Не раз здесь бывал и великий казахский поэт и просветитель Абай Кунанбаев. Его интересовали не столько товары, которые были в изобилии, сколько встречи с акынами - оленши, импровизаторами, исполнителями народных песен.
Отдельно от торговых рядов находился «чиновничий квартал». Здесь постепенно возникли почтово-телеграфская контора, государственный банк, здание суда и жилые дома. Для мусульманского населения был открыт магометанский молитвенный дом, для христиан построили небольшую часовню.
Шумела ярмарка и после революции. В 1923 году торговля возобновилась после тяжелого переломного времени, и в Коянды снова потянулись люди. Оживленно работал вновь отремонтированный народный дом, где был поставлен ряд спектаклей на казахском языке. Особенно большое внимание местного населения привлекали громкоговорители, расположенные на разных концах ярмарки, был установлен радиоприемник, слушали не только Новосибирск, но и Москву. Работал медицинский пункт, суточная посещаемость которого доходила в среднем до 200 человек.
В 1927 году оборот Кояндинской ярмарки составил 1 миллион 621 тысячу рублей. Было продано 61445 голов овец. Участвовали представители частных фирм и кооперативов из Сибири, Урала, Украины, Москвы, Казани, Узбекистана, Китая и Монголии.
В 1928 году на ярмарке начала действовать первая в этих краях кинопередвижка. При народном доме работала библиотека с читальным залом. В 1928 году библиотекой пользовались около 40 казахов и 30 русских, в читальне побывало до 3300 человек
Но в 1930 году Кояндинская ярмарка, просуществовавшая 80 лет, была закрыта. Это диктовалось переходом местного населения к оседлому образу жизни. Торговые ряды были разобраны и переданы создаваемым колхозам, центр ярмарки стал центральной усадьбой совхоза «Кояндинский», который за время своего существования не добился особых успехов. Ныне - это аульный округ Коянды. В центре округа, селе Коянды, по данным переписи населения 2009 года, проживало 479 человек.
- Я сейчас не могу передать все, что сказано в 500 интервью старожилов Каркаралинска, - говорит Ерлан Мустафин. - Но во всех воспоминаниях прослеживается сожаление. Исчезновение ярмарки стало для многих каркаралинцев очень грустным событием. Люди потеряли связь с внешним миром, возможность получать яркие впечатления от лета, а также лишились необходимых товаров, которые давала им ярмарка.
Ерлан Мустафин считает, что нужно привлечь внимание общественности к истории Кояндинской ярмарки. Ибо одни памятники и события, возможно, сегодня кажущиеся более важными, реставрируют и популяризируются, в то время как другие подверглись забвению. К примеру, по наблюдениям Ерлана, многих из старинных домов, которые представляли историческую ценность, уже нет в Каркаралинске. Люди покупают земельные участки, а с недвижимостью поступают по своему усмотрению.
Одно время Ерлан собирался перевести собранный материал по Кояндинской ярмарке в цифровой формат, но это оказалось слишком дорого для краеведа, поэтому коробка с кассетами пока стоит нетронутой. Но краевед, скорее всего, обязательно использует собранный материал для одной из своих книг.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Наследие Бухар жырау 23.11.2017

    В следующем году в Карагандинской области планируется масштабное событие - празднование юбилея казахского акына, жырау и советника хана Абылая Бухар жырау Калкаманулы. В этой связи аким Бухаржырауского района Шагурашид Мамалинов провел первое заседание оргкомитета.

  • Сохраненный опыт 23.11.2017

    Вопрос перехода казахского языка на латинскую графику остро обозначен Главой государства в программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». Проблема перехода казахского языка на латиницу вызвала большой резонанс в казахстанском обществе и стала самой обсуждаемой темой.

  • Мы вспоминаем 23.11.2017

    В этом году исполняется 100 лет со дня рождения известного писателя, драматурга, публициста Капана Сатыбалдина. В рамках празднования юбилея в областной универсальной научной библиотеке имени Н. Гоголя состоялась встреча с представителями творческой интеллигенции Караганды.

  • Кояндинская-Ботовская ярмарка 23.11.2017

    Я родился в ауле Кызылтуского (ранее Уалихановского) района Кокшетауской, а ныне Акмолинской области, но значительная часть моей жизни связана с Карагандой, где я познакомился с правнуком Варнавы Ботова Константином Ботовым. Такая дружба позволила больше узнать о знаменитой Кояндинской ярмарке и о нем самом.

  • Актуальное красноречие 21.11.2017

    Как правильно использовать нетленное наследие Казыбек би? И передался ли его бесценный дар ораторского мастерства потомкам? В Доме дружбы Караганды в рамках программы «Рухани жаңғыру» впервые в регионе состоялся республиканский конкурс ораторского искусства «Даналар сөзі – ақылдың көзі», приуроченный к 350-летию Каздауысты Казыбек би.

  • Осакаровские первоисточники 16.11.2017

    Районный центр посёлок Осакаровка перешагнул своё 107-летие. Об этом свидетельствуют документы Российской национальной публичной библиотеки (г. Санкт-Петербург). Здесь хранятся полные комплекты издаваемой до революции в Омске газеты «Акмолинские областные ведомости», где читаем:

    Журнальным постановлением общего присутствия Акмолинского областного правления от 11 августа 1910 года и утвержденного генерал-губернатором 19 августа 1910 года приказом №5974 определено: ввести сельское общественное управление на участке Четке-Булак, присоединив последнее в административном отношении к составу Вишневской волости и наименовав его селением Осокаровка.

  • О новом алфавите - подробно 14.11.2017

    Обсуждение латинского алфавита в нашей области продолжается: встречи проходят не только в областном центре, но и в городах-спутниках Караганды. На днях они состоялись в Темиртау и Шахтинске.

  • Далекие бии Кувской волости: 1872 – 1916 годы 14.11.2017

    Всегда существует надежды маленькая нить, что давние встречи, как и звезды небесных книг, не должны погаснуть даже на самом простом краеведческом небосклоне. Обращаюсь сегодня к теме коллективизации степных хозяйств Сарыарки тридцатых годов. Колхозная проблема уже с самого начала оказалась драматичной. Лишившись скота и имущества, потеряв близких, бывшие состоятельные люди в чине бедноты устремились в невозвратную даль - на стройки Караганды, Балхаша, Семизбугы. Так ликвидированный класс баев и биев вместе с коммунистами принял на свои плечи тяжелую ношу индустриализации.