17 августа 2017 года 1204

От Тобола на Каркаралы...

Автор: Нина КРАМЕР

Около 200 записанных на аудиокассеты воспоминаний о Кояндинской ярмарке хранит у себя дома каркаралинский краевед Ерлан Мустафин. Это рассказы людей, которых уже нет в живых, свидетелей уникального торгового действа, просуществовавшего 80 лет.

В следующем году исполнится 170 лет Кояндинской ярмарке. Центр торговли степного края возник в 1848 году. Купец Варнава Ботов первым стал скупать скот на берегах реки Талды, неподалеку от села Коянды нынешнего Каркаралинского района.
Вскоре появились новые покупатели. Так произошло рождение ярмарки, на которую стали стекаться жители Казахстана, Сибири, Урала, Средней Азии и Западного Китая. В своих условиях жизни кочевник-скотовод не мог ничего ни купить, ни продать. Вот почему с нетерпением степняки ждали лета, чтобы сбыть свой скот и приобрести необходимые товары. Эквивалентом в товарообмене обычно был двухгодовалый баран (2 рубля серебром).
За одного барана давали два килограмма индийского чая. Известно, что мать Алихана Букейханова, например, специально каждый год для этой ярмарки выкармливала бычка. Продав его на ярмарке, приобретала сукно и сама шила одежду для бедных. И швейные машинки тоже покупались на ярмарке.
Одна из них сейчас находится в Каркаралинском историко-краеведческом музее. Хранится там и старинный сейф 1845 года выпуска, в котором чиновники держали вырученные от торговли средства. Бережно хранят сотрудники музея вырезки из газет того времени, в которых писали про ярмарку, различные прейскуранты и другие документы. Но на месте, где когда-то шумела широкая ярмарка, практически ничего уже не свидетельствует о тех событиях.
- Я ездил в то местечко, где проводилась ярмарка лет пять назад, - говорит Ерлан Мустафин, - и нашел там только один полуразрушенный барак. Увиденное очень трудно соотнести с тем, что я слышал от своей бабушки и других пожилых каркаралинцев. Ведь это был не только способ приобретения необходимых для степняков товаров, это был большой праздник. Люди уезжали на ярмарку на все лето.
Торговля на ней сопровождалась зрелищными представлениями: айтысами, выступлениями палуанов, фокусников. Здесь выступали такие звезды казахской музыкальной культуры, как Мади Бапиев, Амре Кашаубаев, Алия Уаликызы. Здесь же решались исковые дела и поземельные споры, сборщики податей собирали налоги, проводились волостные съезды биев. Не раз здесь бывал и великий казахский поэт и просветитель Абай Кунанбаев. Его интересовали не столько товары, которые были в изобилии, сколько встречи с акынами - оленши, импровизаторами, исполнителями народных песен.
Отдельно от торговых рядов находился «чиновничий квартал». Здесь постепенно возникли почтово-телеграфская контора, государственный банк, здание суда и жилые дома. Для мусульманского населения был открыт магометанский молитвенный дом, для христиан построили небольшую часовню.
Шумела ярмарка и после революции. В 1923 году торговля возобновилась после тяжелого переломного времени, и в Коянды снова потянулись люди. Оживленно работал вновь отремонтированный народный дом, где был поставлен ряд спектаклей на казахском языке. Особенно большое внимание местного населения привлекали громкоговорители, расположенные на разных концах ярмарки, был установлен радиоприемник, слушали не только Новосибирск, но и Москву. Работал медицинский пункт, суточная посещаемость которого доходила в среднем до 200 человек.
В 1927 году оборот Кояндинской ярмарки составил 1 миллион 621 тысячу рублей. Было продано 61445 голов овец. Участвовали представители частных фирм и кооперативов из Сибири, Урала, Украины, Москвы, Казани, Узбекистана, Китая и Монголии.
В 1928 году на ярмарке начала действовать первая в этих краях кинопередвижка. При народном доме работала библиотека с читальным залом. В 1928 году библиотекой пользовались около 40 казахов и 30 русских, в читальне побывало до 3300 человек
Но в 1930 году Кояндинская ярмарка, просуществовавшая 80 лет, была закрыта. Это диктовалось переходом местного населения к оседлому образу жизни. Торговые ряды были разобраны и переданы создаваемым колхозам, центр ярмарки стал центральной усадьбой совхоза «Кояндинский», который за время своего существования не добился особых успехов. Ныне - это аульный округ Коянды. В центре округа, селе Коянды, по данным переписи населения 2009 года, проживало 479 человек.
- Я сейчас не могу передать все, что сказано в 500 интервью старожилов Каркаралинска, - говорит Ерлан Мустафин. - Но во всех воспоминаниях прослеживается сожаление. Исчезновение ярмарки стало для многих каркаралинцев очень грустным событием. Люди потеряли связь с внешним миром, возможность получать яркие впечатления от лета, а также лишились необходимых товаров, которые давала им ярмарка.
Ерлан Мустафин считает, что нужно привлечь внимание общественности к истории Кояндинской ярмарки. Ибо одни памятники и события, возможно, сегодня кажущиеся более важными, реставрируют и популяризируются, в то время как другие подверглись забвению. К примеру, по наблюдениям Ерлана, многих из старинных домов, которые представляли историческую ценность, уже нет в Каркаралинске. Люди покупают земельные участки, а с недвижимостью поступают по своему усмотрению.
Одно время Ерлан собирался перевести собранный материал по Кояндинской ярмарке в цифровой формат, но это оказалось слишком дорого для краеведа, поэтому коробка с кассетами пока стоит нетронутой. Но краевед, скорее всего, обязательно использует собранный материал для одной из своих книг.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Цвети, Астана! 23.06.2018

    Караганде определенно везет: Астана - рядом, и как поздравляют виновника торжества его друзья и гости, так и сам именинник готов сделать ответный тост. Этим самым ответом стали Дни культуры Астаны в нашей области, посвященные 20-летию столицы. На мероприятия Дней культуры Астаны мог прийти каждый желающий - столичные гости были рады всем и с удовольствием проводили экскурсии, если это выставка, и представления, будь то концерт или цирковое выступление.

  • Родство языка, родство стремлений 23.06.2018

    Казахский язык изучается не только в самом Казахстане, но и за его пределами. Доказательство тому – прошедшая в Караганде XV Международная олимпиада по казахскому языку и литературе для детей казахской диаспоры. Она показала не только знания ребят: дети приехали с руководителями, которые поведали о развитии языка в своих странах. Кадыйша Абдыбекова прибыла в Караганду из Кыргызстана, ее предки жили в Шетском районе. Кадыйша Токоновна – активный представитель Ассоциации казахов Кыргызстана, участник V Всемирного курултая казахов и празднования 550-летия образования Казахского ханства в Таразе. Сейчас она развивает язык и традиции казахского народа в своей республике. 

  • Особая миссия 23.06.2018

    Карагандинская общественность обсудила вопросы перехода казахского языка на латинский алфавит. В Доме дружбы состоялся семинар «Переход на латинский алфавит - основа модернизации общественного сознания», организованный управлением по развитию языков Карагандинской области. В мероприятии приняли участие лингвисты, общественники, журналисты, представители государственных органов и ученого сообщества. Речь шла о наиболее актуальных вопросах, которые сегодня поднимают казахстанцы: доступ к всесторонней информации о переходе казахского языка на латинский алфавит, правила правописания и трудности, с которыми сегодня сталкиваются лингвисты. 

  • Листки бельагашского календаря: 1908-1948 23.06.2018

    Казахское население издавна использовало указанные плодородные урочища для скотоводства. С появлением в 1824 году Каркаралинска места осмотрели чиновники. Заседатель француз Де Арто направил 20 июля 1827 года рапорт в Омск, где указал: «В 30 верстах от урочища Джусалы и ближе лежат горы Бель-Агач и Семизбуга, из коих первая изобилует весьма хорошим березовым лесом и сенокосами, а последняя - сенокосами же, оба сии урочища орошаются чистейшими ключами». По данным Каркаралинского приказа, здесь находились жайлау казахов Кучумовской и Байбуринской волостей. 29 августа 1844 года бии и старшины этих волостей дали «подписку», что эти места «по обилию на них хорошего для скота корма, со всем нашим народом занимаем ежегодно летними кочевками».

  • Кумыс для здоровья 23.06.2018

    В загородном сезонном детском оздоровительном лагере «Факел» урочища Бектауата Ортадересинского сельского округа Актогайского района в рамках программы здоровьесберегающих технологий введена кумысотерапия.  Свежеприготовленный кумыс ежедневно в 9.30 завозится в лагерь. После снятия пробы медицинскими работниками мальчишки и девчонки, сотрудники лагеря принимают второй витаминный завтрак в виде 200 граммов этого напитка.

  • В поисках истины 21.06.2018

    Всемирно известная писательница и религиовед Карен Армстронг в молодости 7 лет провела в монастыре. А когда некоторое время спустя она решилась писать о религии, ей советовали оставить эту затею, поскольку на работы подобной тематики нет спроса.  Теперь на ее счету книги, которые переведены на 40 языков мира. В их числе «История Бога: 4000 лет исканий в иудаизме, христианстве и исламе», которая была переведена на государственный язык по проекту «100 новых учебников на казахском языке». Всемирную известность Карен Армстронг обрела именно после публикации книги “История Бога” в 1993 году. В ней писательница делала упор на выявление таких общих черт авраамических религий, как важность сочувствия к ближнему и общего золотого правила нравственности. 

  • Сакральное наследие Сарыарки 21.06.2018

    Даже погода благоволила тем утром путешественникам, собравшимся в минувший понедельник в дальнюю дорогу с просветительской миссией. Проливной дождь закончился, тучи разошлись, и под лучами яркого солнца карагандинцы провожали от Дома дружбы участников экспедиции «Ұлы дала елі» по сакральным местам Бухаржырауского, Каркаралинского, Шетского и Актогайского районов Карагандинской области.

  • Народная память 21.06.2018

    В центральной городской библиотеке имени М.О. Ауэзова в рамках реализации программы «Рухани жаңғыру» был проведен юбилейный вечер «Арқа данышпаны», посвященный 350-летию со дня рождения Бухар жырау Калкаманулы. На мероприятие были приглашены учащиеся школ, писатели, публицисты, ученые, читатели библиотеки. Вечер-портрет был разделен на три блока. Первый посвятили анализу политической деятельности Бухар жырау во времена семи ханов, во втором говорили о творчестве великого сына казахской степи и в третьей учащиеся школы искусств поселка Ботакара представили свои музыкальные номера, а также театрализованную постановку «Разговор Бухар жырау с Аблайханом».