15 августа 2017 года 846

Законная защита

Автор: Анна СТРОКОВА

Звонкоголосый Казыбек би известен как дипломат и воин, автор изречений и искусный оратор. Для того чтобы стать бием, нужно было не раз показать перед народом свои юридические знания и ораторские способности. Слава таких людей быстро завоевывала степь, а звание бия было своего рода патентом на судебную и адвокатскую практику.

Бии проявили себя не только в качестве ораторов, но и как умелые и дальновидные политики, заботящиеся о благополучии казахского народа. На судебном процессе они выступали в роли судей и адвокатов. Народная форма суда - суд биев - имеет свои особенности.
Знание законов обычного права играло здесь важную роль: кочевник самостоятельно предъявлял иск и защищался. В такой ситуации в любом ауле, роде и племени необходим был человек, хорошо знающий быт и традиции своего рода, который мог выступить в качестве защитника. На помощь приходили бии, представляя истца, ответчика и сам суд, что и обусловило развитие их ораторского искусства. Словесная победа в споре имела практическое значение, а суд своей целью ставил достижение взаимной гармонии сторон. Об этом писал юрист Михаил Зозульский в своем издании «Суд биев в Казахстане», вышедшем в 2000 году.
Дело не возбуждалось по факту преступления, а процесс начинался только по инициативе потерпевшего. Судебные тяжбы были явлением нередким: быт и образ жизни кочевников подразумевал возникновение споров из-за пересечения маршрутов кочевок, водопоев и пастбищ.
В то же время истец имел возможность обратиться к любому бию с жалобой на конкретное лицо, которое подозревалось в правонарушении, но дело могло быть возбуждено и по совместной просьбе спорящих. Ответчик мог не явиться на судебное заседание, но при неявке в суд без уважительных причин бий мог заочно принять решение в пользу истца и оштрафовать ответчика за уклонение.
Однако ответчик, писал Зозульский, имел право не согласиться с избранным истцом бием при наличии веских оснований в отношении объективности, непредвзятости, компетентности бия или если бий был родственником одной из сторон. Поэтому необходим был защитник, устраивающий обе стороны. Этот вопрос решался по-разному: к примеру, каждая сторона выдвигала по одинаковому числу биев, из которых выбирался подходящий. Он и занимался организацией судебного процесса.
Особо отмечаются гласность и публичность суда биев: ограничений не было - на суде могли присутствовать уважаемые люди, которые, не влияя на решение судьи, обеспечивали компетентность и легитимность судебного заседания.
Рассмотрение дела начиналось со специального обряда: истец и ответчик бросали перед судьей плети в знак согласия сторон с составом суда и с будущим решением бия. Тяжущиеся излагали свою версию спора, объясняли содержание обвинений или их необоснованность. Первое слово давалось истцу, далее - ответчику. И если обвиняемый подтверждал (частично или полностью) претензии истца и соглашался возместить ущерб, бий приступал к примирительным процедурам, а конфликт считался разрешенным. Если ответчик считал себя невиновным, процесс переходил в следующую стадию - расследование обстоятельств дела.
Важный элемент судебного процесса - предъявление свидетелей (при их наличии). Свидетелем мог быть любой добропорядочный человек, не являющийся женщиной, несовершеннолетним, душевнобольным, уличенным в даче ложных показаний, лицом с подмоченной репутацией. Если не было возможности опереться на показания свидетелей, использовалась присяга: присягающий должен был подтвердить невиновность ответчика, и суд выносил решение в пользу обвиняемого. В противном случае решение выносилось в пользу истца. Свидетельства султанов, биев и других авторитетных лиц принимались без присяги.
Если стороны признавали приговор суда справедливым, а спор - исчерпанным, им вручались концы разноцветной веревки, и кто-либо из посторонних разрезал ее в честь окончательного примирения. В то же время на любой стадии процесса возможно было полюбовное соглашение.
Исполнение вынесенного бием решения возлагалось на ответчика. При отказе последнего выполнять приговор прибегали к институту барымты - насильственного угона скота.
Гласность судебного процесса и зависимость авторитета биев от справедливости вынесенных им решений не позволяли им злоупотреблять своими возможностями. Главной целью было достижение мира между спорящими, и, таким образом, суд стремился не столько к поиску истины, сколько к прекращению конфликта.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Алфавит будущего 24.02.2018

    Подписанный Главой государства Указ о принятии нового варианта алфавита казахского языка подтолкнул карагандинских ученых и лингвистов вновь собраться и обсудить, будет ли он удобен для использования. Одна из таких встреч состоялась на днях в Карагандинском экономическом университете Казпотребсоюза. Организатором мероприятия выступила кафедра казахского языка и культуры Казахстана.

  • Отверженный, но счастливый 24.02.2018

    Во многих биографических источниках указано, что Мукагали Макатаев родился 9 февраля. Однако есть и альтернативная дата - 13 марта. Эту версию озвучили на вечере, посвященном дню рождения великого поэта. Мероприятие прошло во Дворце культуры горняков с участием молодежи, творческих коллективов дворца и известных карагандинских поэтов.

  • Древо познания 24.02.2018

    На протяжении длительного времени старейшина экономической науки, доктор экономических наук, профессор, академик Рашит Каренов плодотворно занимается изучением родословной казахов. Им написано и опубликовано свыше 100 научных и научно-популярных работ и статей по рассматриваемой проблеме.

  • Гордость золотой степи 22.02.2018

    Неизгладимый след в истории Казахстана оставил вещий певец, искусный оратор, главный идеолог и советник Абылай хана, политический деятель и дипломат своего времени, выдающийся представитель духовной жизни казахского народа Бухар жырау Калкаманулы.

  • Тайны латинского алфавита 20.02.2018

    Переход на латиницу - это не просто перевести государственный язык на новый алфавит. Латиница подразумевает в первую очередь фундаментальную реформу казахского языка, которая затронет созвучие казахского слова, морфемную и слоговую структуру, правильный перенос и ритмику речи. Это значит, что язык изменится от фонетики до синтаксиса. Поэтому введение нового алфавита уже сегодня стало весьма сложным процессом, требующим много времени. Так считает казахстанский ученый, исследователь Института языкознания им. А. Байтурсынова НАН РК, доктор филологических наук Алимхан Жунисбеков.

  • Шешенкара на берегу Нуры 20.02.2018

    Начальные архивные сведения про приметную в степи сопку Шешенкара можно отнести к 12 октября 1837 года. Старший султан Каркаралинского приказа Турсун Чингизов, поручик Сагандык Сиванбаев и заседатель Избасар Алдабергенов подписали документ торгово-промышленного плана. В нем отмечено, что «летние кочевки по речке Алтынсу, урочищу Джангызшокы, места Аширит повыше горы Чеченгары» уступаются горнопромышленнику С.И. Попову до выработки найденных там руд. Здесь проводили лето казахи Кара-Айтымбетовской волости во главе с султаном Тауке Букеевым. Указаны жайляу по Большой Нуре в урочищах «Кос Агач, Акташ, Чечень, Ботагоз, Джаур, Сункар». Как видно, сегодняшний поселок Ботакара имел и другое рекламное имя - Ботагоз. Но здесь важно, что и Шешенкара, и Ботакара издавна составляли единый степной дом из двух равноценных шаныраков.

  • Султаны и бии Беркаринской волости: 1878-1919 годы 13.02.2018

    (Окончание. Начало в №17 от 10.02.2018 г.)

    С 14 декабря 1913 года - волостной Жусупбек Токбергенов, заместитель волостного Хасенхан Сарлыбаев, потом Бейбол Корсакбаев. Народные судьи и их заместители в аулах: № 1 – султан Жусуп Омарханов и Кали Сасыманов, № 2 – Ержан Тасымов и Ахмет Смаилов, № 3 – Сулеймен Шантин и Жусуп Шантин, № 4 – Толеген Токбергенов и Токберген Жумагулов, № 5 – Байтуган Кулшыманов и Монек Машеков, № 6 – Тати Еркебаев и Еркебай Бейсекин, № 7 – Нурбай Борлыбаев и Итеген Токтакушуков, № 8 – Китан Крымхожин и Байжан Казыбеков, № 9 – Жусуп Омаров и Капас Шадыров, № 10 – Дюсенбай Коржунбаев.

  • Выросший в степи 13.02.2018

    Встреча-воспоминание состоялась в Карагандинском областном историко-краеведческом музее в рамках реализации программы «Рухани жаңғыру». На посвященном Дню города событии открылась выставка «Қазыналы кенді қала» и прошла встреча под названием «Город в степи». Гости - молодежь - ознакомились с архивными документами и материалами о развитии Караганды, жизни города в годы Великой Отечественной войны, в послевоенный период. Среди объемных экспонатов выставки были представлены шахтерское снаряжение, комплекс геолога И.В. Орлова, реликвии военных лет, предметы быта советского периода и продукция современных промышленных предприятий.

15 февраля - день вывода войск из Афганистана

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА и Линара ГАЛИМОВА