15 августа 2017 года 749

Законная защита

Автор: Анна СТРОКОВА

Звонкоголосый Казыбек би известен как дипломат и воин, автор изречений и искусный оратор. Для того чтобы стать бием, нужно было не раз показать перед народом свои юридические знания и ораторские способности. Слава таких людей быстро завоевывала степь, а звание бия было своего рода патентом на судебную и адвокатскую практику.

Бии проявили себя не только в качестве ораторов, но и как умелые и дальновидные политики, заботящиеся о благополучии казахского народа. На судебном процессе они выступали в роли судей и адвокатов. Народная форма суда - суд биев - имеет свои особенности.
Знание законов обычного права играло здесь важную роль: кочевник самостоятельно предъявлял иск и защищался. В такой ситуации в любом ауле, роде и племени необходим был человек, хорошо знающий быт и традиции своего рода, который мог выступить в качестве защитника. На помощь приходили бии, представляя истца, ответчика и сам суд, что и обусловило развитие их ораторского искусства. Словесная победа в споре имела практическое значение, а суд своей целью ставил достижение взаимной гармонии сторон. Об этом писал юрист Михаил Зозульский в своем издании «Суд биев в Казахстане», вышедшем в 2000 году.
Дело не возбуждалось по факту преступления, а процесс начинался только по инициативе потерпевшего. Судебные тяжбы были явлением нередким: быт и образ жизни кочевников подразумевал возникновение споров из-за пересечения маршрутов кочевок, водопоев и пастбищ.
В то же время истец имел возможность обратиться к любому бию с жалобой на конкретное лицо, которое подозревалось в правонарушении, но дело могло быть возбуждено и по совместной просьбе спорящих. Ответчик мог не явиться на судебное заседание, но при неявке в суд без уважительных причин бий мог заочно принять решение в пользу истца и оштрафовать ответчика за уклонение.
Однако ответчик, писал Зозульский, имел право не согласиться с избранным истцом бием при наличии веских оснований в отношении объективности, непредвзятости, компетентности бия или если бий был родственником одной из сторон. Поэтому необходим был защитник, устраивающий обе стороны. Этот вопрос решался по-разному: к примеру, каждая сторона выдвигала по одинаковому числу биев, из которых выбирался подходящий. Он и занимался организацией судебного процесса.
Особо отмечаются гласность и публичность суда биев: ограничений не было - на суде могли присутствовать уважаемые люди, которые, не влияя на решение судьи, обеспечивали компетентность и легитимность судебного заседания.
Рассмотрение дела начиналось со специального обряда: истец и ответчик бросали перед судьей плети в знак согласия сторон с составом суда и с будущим решением бия. Тяжущиеся излагали свою версию спора, объясняли содержание обвинений или их необоснованность. Первое слово давалось истцу, далее - ответчику. И если обвиняемый подтверждал (частично или полностью) претензии истца и соглашался возместить ущерб, бий приступал к примирительным процедурам, а конфликт считался разрешенным. Если ответчик считал себя невиновным, процесс переходил в следующую стадию - расследование обстоятельств дела.
Важный элемент судебного процесса - предъявление свидетелей (при их наличии). Свидетелем мог быть любой добропорядочный человек, не являющийся женщиной, несовершеннолетним, душевнобольным, уличенным в даче ложных показаний, лицом с подмоченной репутацией. Если не было возможности опереться на показания свидетелей, использовалась присяга: присягающий должен был подтвердить невиновность ответчика, и суд выносил решение в пользу обвиняемого. В противном случае решение выносилось в пользу истца. Свидетельства султанов, биев и других авторитетных лиц принимались без присяги.
Если стороны признавали приговор суда справедливым, а спор - исчерпанным, им вручались концы разноцветной веревки, и кто-либо из посторонних разрезал ее в честь окончательного примирения. В то же время на любой стадии процесса возможно было полюбовное соглашение.
Исполнение вынесенного бием решения возлагалось на ответчика. При отказе последнего выполнять приговор прибегали к институту барымты - насильственного угона скота.
Гласность судебного процесса и зависимость авторитета биев от справедливости вынесенных им решений не позволяли им злоупотреблять своими возможностями. Главной целью было достижение мира между спорящими, и, таким образом, суд стремился не столько к поиску истины, сколько к прекращению конфликта.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Наследие Бухар жырау 23.11.2017

    В следующем году в Карагандинской области планируется масштабное событие - празднование юбилея казахского акына, жырау и советника хана Абылая Бухар жырау Калкаманулы. В этой связи аким Бухаржырауского района Шагурашид Мамалинов провел первое заседание оргкомитета.

  • Сохраненный опыт 23.11.2017

    Вопрос перехода казахского языка на латинскую графику остро обозначен Главой государства в программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». Проблема перехода казахского языка на латиницу вызвала большой резонанс в казахстанском обществе и стала самой обсуждаемой темой.

  • Мы вспоминаем 23.11.2017

    В этом году исполняется 100 лет со дня рождения известного писателя, драматурга, публициста Капана Сатыбалдина. В рамках празднования юбилея в областной универсальной научной библиотеке имени Н. Гоголя состоялась встреча с представителями творческой интеллигенции Караганды.

  • Кояндинская-Ботовская ярмарка 23.11.2017

    Я родился в ауле Кызылтуского (ранее Уалихановского) района Кокшетауской, а ныне Акмолинской области, но значительная часть моей жизни связана с Карагандой, где я познакомился с правнуком Варнавы Ботова Константином Ботовым. Такая дружба позволила больше узнать о знаменитой Кояндинской ярмарке и о нем самом.

  • Актуальное красноречие 21.11.2017

    Как правильно использовать нетленное наследие Казыбек би? И передался ли его бесценный дар ораторского мастерства потомкам? В Доме дружбы Караганды в рамках программы «Рухани жаңғыру» впервые в регионе состоялся республиканский конкурс ораторского искусства «Даналар сөзі – ақылдың көзі», приуроченный к 350-летию Каздауысты Казыбек би.

  • Осакаровские первоисточники 16.11.2017

    Районный центр посёлок Осакаровка перешагнул своё 107-летие. Об этом свидетельствуют документы Российской национальной публичной библиотеки (г. Санкт-Петербург). Здесь хранятся полные комплекты издаваемой до революции в Омске газеты «Акмолинские областные ведомости», где читаем:

    Журнальным постановлением общего присутствия Акмолинского областного правления от 11 августа 1910 года и утвержденного генерал-губернатором 19 августа 1910 года приказом №5974 определено: ввести сельское общественное управление на участке Четке-Булак, присоединив последнее в административном отношении к составу Вишневской волости и наименовав его селением Осокаровка.

  • О новом алфавите - подробно 14.11.2017

    Обсуждение латинского алфавита в нашей области продолжается: встречи проходят не только в областном центре, но и в городах-спутниках Караганды. На днях они состоялись в Темиртау и Шахтинске.

  • Далекие бии Кувской волости: 1872 – 1916 годы 14.11.2017

    Всегда существует надежды маленькая нить, что давние встречи, как и звезды небесных книг, не должны погаснуть даже на самом простом краеведческом небосклоне. Обращаюсь сегодня к теме коллективизации степных хозяйств Сарыарки тридцатых годов. Колхозная проблема уже с самого начала оказалась драматичной. Лишившись скота и имущества, потеряв близких, бывшие состоятельные люди в чине бедноты устремились в невозвратную даль - на стройки Караганды, Балхаша, Семизбугы. Так ликвидированный класс баев и биев вместе с коммунистами принял на свои плечи тяжелую ношу индустриализации.