15 августа 2017 года 604

Законная защита

Автор: Анна СТРОКОВА

Звонкоголосый Казыбек би известен как дипломат и воин, автор изречений и искусный оратор. Для того чтобы стать бием, нужно было не раз показать перед народом свои юридические знания и ораторские способности. Слава таких людей быстро завоевывала степь, а звание бия было своего рода патентом на судебную и адвокатскую практику.

Бии проявили себя не только в качестве ораторов, но и как умелые и дальновидные политики, заботящиеся о благополучии казахского народа. На судебном процессе они выступали в роли судей и адвокатов. Народная форма суда - суд биев - имеет свои особенности.
Знание законов обычного права играло здесь важную роль: кочевник самостоятельно предъявлял иск и защищался. В такой ситуации в любом ауле, роде и племени необходим был человек, хорошо знающий быт и традиции своего рода, который мог выступить в качестве защитника. На помощь приходили бии, представляя истца, ответчика и сам суд, что и обусловило развитие их ораторского искусства. Словесная победа в споре имела практическое значение, а суд своей целью ставил достижение взаимной гармонии сторон. Об этом писал юрист Михаил Зозульский в своем издании «Суд биев в Казахстане», вышедшем в 2000 году.
Дело не возбуждалось по факту преступления, а процесс начинался только по инициативе потерпевшего. Судебные тяжбы были явлением нередким: быт и образ жизни кочевников подразумевал возникновение споров из-за пересечения маршрутов кочевок, водопоев и пастбищ.
В то же время истец имел возможность обратиться к любому бию с жалобой на конкретное лицо, которое подозревалось в правонарушении, но дело могло быть возбуждено и по совместной просьбе спорящих. Ответчик мог не явиться на судебное заседание, но при неявке в суд без уважительных причин бий мог заочно принять решение в пользу истца и оштрафовать ответчика за уклонение.
Однако ответчик, писал Зозульский, имел право не согласиться с избранным истцом бием при наличии веских оснований в отношении объективности, непредвзятости, компетентности бия или если бий был родственником одной из сторон. Поэтому необходим был защитник, устраивающий обе стороны. Этот вопрос решался по-разному: к примеру, каждая сторона выдвигала по одинаковому числу биев, из которых выбирался подходящий. Он и занимался организацией судебного процесса.
Особо отмечаются гласность и публичность суда биев: ограничений не было - на суде могли присутствовать уважаемые люди, которые, не влияя на решение судьи, обеспечивали компетентность и легитимность судебного заседания.
Рассмотрение дела начиналось со специального обряда: истец и ответчик бросали перед судьей плети в знак согласия сторон с составом суда и с будущим решением бия. Тяжущиеся излагали свою версию спора, объясняли содержание обвинений или их необоснованность. Первое слово давалось истцу, далее - ответчику. И если обвиняемый подтверждал (частично или полностью) претензии истца и соглашался возместить ущерб, бий приступал к примирительным процедурам, а конфликт считался разрешенным. Если ответчик считал себя невиновным, процесс переходил в следующую стадию - расследование обстоятельств дела.
Важный элемент судебного процесса - предъявление свидетелей (при их наличии). Свидетелем мог быть любой добропорядочный человек, не являющийся женщиной, несовершеннолетним, душевнобольным, уличенным в даче ложных показаний, лицом с подмоченной репутацией. Если не было возможности опереться на показания свидетелей, использовалась присяга: присягающий должен был подтвердить невиновность ответчика, и суд выносил решение в пользу обвиняемого. В противном случае решение выносилось в пользу истца. Свидетельства султанов, биев и других авторитетных лиц принимались без присяги.
Если стороны признавали приговор суда справедливым, а спор - исчерпанным, им вручались концы разноцветной веревки, и кто-либо из посторонних разрезал ее в честь окончательного примирения. В то же время на любой стадии процесса возможно было полюбовное соглашение.
Исполнение вынесенного бием решения возлагалось на ответчика. При отказе последнего выполнять приговор прибегали к институту барымты - насильственного угона скота.
Гласность судебного процесса и зависимость авторитета биев от справедливости вынесенных им решений не позволяли им злоупотреблять своими возможностями. Главной целью было достижение мира между спорящими, и, таким образом, суд стремился не столько к поиску истины, сколько к прекращению конфликта.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Доктор, почитай-ка 21.09.2017

    Открыть доступ медикам области к богатому книжному фонду вуза предлагают в Карагандинском государственном медицинском университете.  Здесь находится единственная в регионе крупная медицинская библиотека с общим количеством 600 тысяч экземпляров учебников, монографий, справочников, периодических и электронных изданий. Их пользователями долгое время были студенты, преподаватели, медицинские работники, проходившие специализацию в вузе на факультете непрерывного профессионального развития, а также всем практикующим докторам необходимо постоянно пользоваться литературой, чтобы обновлять теоретический запас и получать новую информацию как по своей, так и смежным специальностям. 

  • Депозит в будущее 21.09.2017

    Переход казахской письменности с кириллицы на латиницу, который ждет нашу страну в ближайшие годы, станет пятой попыткой модернизации языка в Казахстане, однако первой, продиктованной не чьей-то политической волей, а исключительно прагматизмом и перспективой на будущее. С новым алфавитом казахстанцам будет легче интегрироваться в мировое пространство и стать конкурентоспособной страной.

  • От Монголии до Улытау 21.09.2017

    Стартовал второй этап III международной экспедиции «От Хэнтэя до Улытау - возрождение исторической памяти» Международной тюркской академии (TWESCO). Делегация во главе с президентом академии Дарханом Кыдырали посетила Карагандинскую область.

  • Гости из прошлого 21.09.2017

    В центральной городской библиотеке города Приозерска открыта книжная выставка на тему «Латын әліпбиі әлеммен қауыштырады». На ней представлены учебники, художественная и зарубежная литература, периодические издания, выпущенные на латинице в период с 1930-го по 1940 год в Алматы.

  • Язык - история народа 19.09.2017

    Премии к Дню языков народа Казахстана вручил аким Караганды представителям этнокультурных объединений и центров. Исторически сложилось так, что на территории Казахстана помимо казахского и русского действует и развивается более 100 языков. Иначе в многонациональном государстве и быть не может. Немаловажная роль в этом процессе отводится этнокультурным объединениям. Их весомый вклад был отмечен акимом Караганды Нурланом Аубакировым на церемонии вручения премии, приуроченной к Дню языков народа Казахстана. 

  • Ключ к развитию 06.09.2017

    Недавно Глава государства предложил проект «Новое гуманитарное знание. 100 новых учебников на казахском языке». В рамках проекта в том числе будет обеспечен перевод на казахский язык ста лучших учебников мира по всем направлениям гуманитарного знания, и уже создано негосударственное Национальное бюро переводов.

  • Навстречу всему миру 19.09.2017

    Идея системного перехода казахского языка на латиницу имеет под собой длительную и поэтапную подготовку. Это один из самых реальных шансов транслировать историю и культуру казахского народа на весь мир.

  • Веление времени 16.09.2017

    В Темиртау и пос. Актау проходит общественное обсуждение модернизации государственного языка и переход его на латиницу. Эта тема активно обсуждалась на встрече с представителями отдела образования и здравоохранения, городского совета ветеранов и совета аксакалов, этнокультурных объединений. С разъяснениями выступили руководители городского отдела внутренней политики Динара Жунусова и городского центра развития языков Меруерт Ахметжанова. 

"Астана ЭКСПО-2017"