15 августа 2017 года 969

Законная защита

Автор: Анна СТРОКОВА

Звонкоголосый Казыбек би известен как дипломат и воин, автор изречений и искусный оратор. Для того чтобы стать бием, нужно было не раз показать перед народом свои юридические знания и ораторские способности. Слава таких людей быстро завоевывала степь, а звание бия было своего рода патентом на судебную и адвокатскую практику.

Бии проявили себя не только в качестве ораторов, но и как умелые и дальновидные политики, заботящиеся о благополучии казахского народа. На судебном процессе они выступали в роли судей и адвокатов. Народная форма суда - суд биев - имеет свои особенности.
Знание законов обычного права играло здесь важную роль: кочевник самостоятельно предъявлял иск и защищался. В такой ситуации в любом ауле, роде и племени необходим был человек, хорошо знающий быт и традиции своего рода, который мог выступить в качестве защитника. На помощь приходили бии, представляя истца, ответчика и сам суд, что и обусловило развитие их ораторского искусства. Словесная победа в споре имела практическое значение, а суд своей целью ставил достижение взаимной гармонии сторон. Об этом писал юрист Михаил Зозульский в своем издании «Суд биев в Казахстане», вышедшем в 2000 году.
Дело не возбуждалось по факту преступления, а процесс начинался только по инициативе потерпевшего. Судебные тяжбы были явлением нередким: быт и образ жизни кочевников подразумевал возникновение споров из-за пересечения маршрутов кочевок, водопоев и пастбищ.
В то же время истец имел возможность обратиться к любому бию с жалобой на конкретное лицо, которое подозревалось в правонарушении, но дело могло быть возбуждено и по совместной просьбе спорящих. Ответчик мог не явиться на судебное заседание, но при неявке в суд без уважительных причин бий мог заочно принять решение в пользу истца и оштрафовать ответчика за уклонение.
Однако ответчик, писал Зозульский, имел право не согласиться с избранным истцом бием при наличии веских оснований в отношении объективности, непредвзятости, компетентности бия или если бий был родственником одной из сторон. Поэтому необходим был защитник, устраивающий обе стороны. Этот вопрос решался по-разному: к примеру, каждая сторона выдвигала по одинаковому числу биев, из которых выбирался подходящий. Он и занимался организацией судебного процесса.
Особо отмечаются гласность и публичность суда биев: ограничений не было - на суде могли присутствовать уважаемые люди, которые, не влияя на решение судьи, обеспечивали компетентность и легитимность судебного заседания.
Рассмотрение дела начиналось со специального обряда: истец и ответчик бросали перед судьей плети в знак согласия сторон с составом суда и с будущим решением бия. Тяжущиеся излагали свою версию спора, объясняли содержание обвинений или их необоснованность. Первое слово давалось истцу, далее - ответчику. И если обвиняемый подтверждал (частично или полностью) претензии истца и соглашался возместить ущерб, бий приступал к примирительным процедурам, а конфликт считался разрешенным. Если ответчик считал себя невиновным, процесс переходил в следующую стадию - расследование обстоятельств дела.
Важный элемент судебного процесса - предъявление свидетелей (при их наличии). Свидетелем мог быть любой добропорядочный человек, не являющийся женщиной, несовершеннолетним, душевнобольным, уличенным в даче ложных показаний, лицом с подмоченной репутацией. Если не было возможности опереться на показания свидетелей, использовалась присяга: присягающий должен был подтвердить невиновность ответчика, и суд выносил решение в пользу обвиняемого. В противном случае решение выносилось в пользу истца. Свидетельства султанов, биев и других авторитетных лиц принимались без присяги.
Если стороны признавали приговор суда справедливым, а спор - исчерпанным, им вручались концы разноцветной веревки, и кто-либо из посторонних разрезал ее в честь окончательного примирения. В то же время на любой стадии процесса возможно было полюбовное соглашение.
Исполнение вынесенного бием решения возлагалось на ответчика. При отказе последнего выполнять приговор прибегали к институту барымты - насильственного угона скота.
Гласность судебного процесса и зависимость авторитета биев от справедливости вынесенных им решений не позволяли им злоупотреблять своими возможностями. Главной целью было достижение мира между спорящими, и, таким образом, суд стремился не столько к поиску истины, сколько к прекращению конфликта.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • В поисках истины 21.06.2018

    Всемирно известная писательница и религиовед Карен Армстронг в молодости 7 лет провела в монастыре. А когда некоторое время спустя она решилась писать о религии, ей советовали оставить эту затею, поскольку на работы подобной тематики нет спроса.  Теперь на ее счету книги, которые переведены на 40 языков мира. В их числе «История Бога: 4000 лет исканий в иудаизме, христианстве и исламе», которая была переведена на государственный язык по проекту «100 новых учебников на казахском языке». Всемирную известность Карен Армстронг обрела именно после публикации книги “История Бога” в 1993 году. В ней писательница делала упор на выявление таких общих черт авраамических религий, как важность сочувствия к ближнему и общего золотого правила нравственности. 

  • Сакральное наследие Сарыарки 21.06.2018

    Даже погода благоволила тем утром путешественникам, собравшимся в минувший понедельник в дальнюю дорогу с просветительской миссией. Проливной дождь закончился, тучи разошлись, и под лучами яркого солнца карагандинцы провожали от Дома дружбы участников экспедиции «Ұлы дала елі» по сакральным местам Бухаржырауского, Каркаралинского, Шетского и Актогайского районов Карагандинской области.

  • Народная память 21.06.2018

    В центральной городской библиотеке имени М.О. Ауэзова в рамках реализации программы «Рухани жаңғыру» был проведен юбилейный вечер «Арқа данышпаны», посвященный 350-летию со дня рождения Бухар жырау Калкаманулы. На мероприятие были приглашены учащиеся школ, писатели, публицисты, ученые, читатели библиотеки. Вечер-портрет был разделен на три блока. Первый посвятили анализу политической деятельности Бухар жырау во времена семи ханов, во втором говорили о творчестве великого сына казахской степи и в третьей учащиеся школы искусств поселка Ботакара представили свои музыкальные номера, а также театрализованную постановку «Разговор Бухар жырау с Аблайханом».

  • Путь к известности 19.06.2018

    Определились трое победителей областного тура мегапроекта «Men qazaqpyn», которые будут представлять наш регион на республиканском этапе конкурса в Астане. В финале регионального тура приняли участие 30 исполнителей традиционной национальной песни, кюев и терме в возрасте от 18 до 40 лет. Это и начинающие артисты, и опытные участники, которые побывали на конкурсах республиканского и международного масштаба и сами руководят в районах различными музыкальными классами и кружками.

  • Эпохальный проспект 19.06.2018

    В 50-е годы в Караганде появляется еще одна площадь. Во главе Союза - Сталин, и на проспекте его имени нужен самый красивый Дворец культуры. Кого в архитекторы? Иосифа Бреннера, а в помощники - его коллегу Я. Яноша.
    Дворец имеет классическую основу. Высокие колонны, высокий антаблемент и фигуры наверху - известный прием, говорит почетный архитектор С. Лебедев. Но нужно было снабдить его национальными деталями. Как соединить Восток и классику? Появились восточные узоры между колоннами и фасадом, а также в обрамлении окон.

  • Хлеборобы Каркаралы 19.06.2018

    У подножия лесистых Кувских гор высотой 1366 м.н.у.м. расположено одно из старейших сел области - Егиндыбулак (в переводе с казахского - Урожайный ручей). Издавна притягивали эти места людей. Живописная природа, обильные пастбища, родники и небольшие речушки способствовали развитию скотоводства. Впоследствии здесь возник один из очагов земледелия Центрального Казахстана. Обильные урожаи посевных культур по берегам ключей определили и название местности.

  • Достояние республики 16.06.2018

    Телевизионный проект «Мен қазақпын» уже обрел своих финалистов. Лучшие исполнители традиционной песни, кюя и терме, которых выберут 16 июня в стенах Дворца горняков, отправятся в столицу представлять Карагандинский регион. Напомним, что цель проекта «Мен қазақпын» - популяризация казахского народного творчества, традиционной песни, кюя и терме, и именно в этих трех жанрах проходят состязания. Финальные отборы «Мен қазақпын» на уровне республики будут транслироваться в прямом эфире канала «Казахстан», областным филиалом которого является Карагандинский канал «Saryarqa», тоже поддерживающий проект. Зрителям представится шанс увидеть республиканское соревнование с сентября по 16 декабря этого года. Таким образом пропагандируются не только национальные ценности, но и лучшие произведения народного искусства.

  • Экономика на примерах 16.06.2018

    Серию из 18 новых учебников, переведенных на государственный язык, уже презентовали в вузах по всей стране в рамках программы «100 новых учебников». Одним из них стало издание «Экономика» Грегори Мэнкью и Марка Тейлора, рекомендованное известнейшими мировыми университетами - Оксфордом и Кембриджем. «Экономика. Четвертое издание» - это адаптация классического труда Г. Мэнкью, и главным преимуществом учебника является то, что автор объясняет науку с точки зрения читателя. Издание имеет прикладной характер и описывается как бизнес-ориентированное, а написанный текст доступно объясняет политику и экономическую теорию.