15 августа 2017 года 10107

Улытау - Улыдаг - Мизолимп

Автор: Валентин ШИПУНОВ

Ландшафты Улытау хранят память об исторических событиях, выдающихся личностях, для этого края свойственны черты сакральности, то есть характеристики, имеющие отношение к божественному, религиозному, небесному, потустороннему, иррациональному, мистическому, отличающемуся от обыденных вещей. 

Что же означает само название этого географического места, топоним «Улытау»? Об этом мы беседуем с директором Национального историко-культурного и природного музея-заповедника «Улытау» Бактияром Кожахметовым.

Центр мира

- Версия первая - «Великие горы», от слов «улы» (великие) и «тау» (гора) - рождена из понимания не только природного величия гряды, но и значения связанных с ней деятелей героического прошлого.
Когда говорят про Улытау, в первую очередь вспоминают о старшем сыне Чингисхана Жошихане, о правителе тюрков Алашахане, эмире Золотой Орды Едыге би, плите Темирлана, хане Токтамыше и других чингизидах, еще чаще о том, что Улытау - первая столица и место образования казахского ханства, объединения трех жузов.
Но все это лишь малая часть истории Улытау. Давайте зададимся вопросом: почему здесь захоронен правитель Алаш Орды Алашахан? Почему здесь была основана первая столица Золотой Орды? Почему здесь захоронены личности, связанные с семьей Чингисхана? Почему Темирлан и Абдаллах хан пожелали оставить память о своем пребывании в Улытау? Почему здесь несколько раз объединялись три жуза? Почему в радиусе 30-50 километров от сакральной горы Аулиетау расположились 9 ханских ставок, будто очерчивая круг заповедной территории? Эти вопросы требуют изучения. Может, степные правители знали, что Аулиетау (наивысшая точка гряды) - это сакральная вершина, энергетику которой нельзя засорять обыденностью? Может, Аулиетау посещали с определенной целью и, возможно, в определенное время, чтобы провести определенный обряд очищения и получить благословение Бога?
Не подтверждение ли тому народная молва о том, что у подножия Аулиетау находился центр шаманов (баксылар ордасы)? Это естественно, что правители хотели благосклонности и милости Всевышнего. Потому они желали быть ближе к сакральной горе, дабы с помощью шаманов обращаться к богу Тенгри.
Версия вторая. «Страна Бога Улы» в переводе с тюркского означало «Всевышний», «Бог», «Тенгри». Следовательно, Улытау - гора, достойная внимания Бога, место общения с Богом. Эта версия рождена из понимания ритуального архетипа - поклонения мировой горе. Улытау - это гора, которой поклоняются. И в этом контексте вершины Улытау сопоставимы с другими горами мира, которые являлись сакральными во многих культурных традициях: Фудзияма (Япония), Белуха (Алтай), Сулейман Тоо (Кыргызстан), Арарат (Армения), Моисеева гора (Египет), Сан-Франциско (США).
Устное творчество местного населения доводит до нас, что горы Улытау являются не только наивысшим пиком Западной Сарыарки, но также ее «пупом», точкой, где творение имеет свое начало, - корнем, центром мира.
По поверьям, вершина Улытау находится ближе всего к небу, именно там встречаются Небо и Земля, поэтому издревле гора считалась сакральным местом, обиталищем Бога и духов, уголком постоянно действующих священных сил, площадкой ритуального поведения, связи человека с природой на тонком уровне. Это место взаимодействия и коммуникации человека и природы, сохранившееся до наших дней.
Горы Улытау живописны: березово-осиновые колки, разнотравные пастбища, многочисленные родники, речушки и озерца. Но все равно уступают по красоте Каркаралы, Баянаулу, Кокшетау. И, тем не менее, почему-то становятся в истории объектом сакрализации.

Первая столица

История сакрализации Улытау уходит в далекую древность. Подтверждение тому - археологические памятники вокруг горы. Это многочисленные стоянки эпох камня и бронзы, ритуальные сооружения периода ранних кочевников - курганы с «усами», тюркские поминальные ограды, ритуальные каменные башни огузо-кипчаков, резиденции ханов кочевых Орд, заповедные ханские территории и могилы исторических личностей и семи святых.
Мне довелось посетить в Турции город Бурсу, находящийся у подножия горы Улыдаг. Изучая ее историю, поражают следующие совпадения: гора одноименна с казахстанским Улытау (в средневековых источниках - Улыдаг) и в переводе означает одно и то же. Гора по форме такая же, отдельно стоящая, овальная. В окрестностях Улыдага захоронены исторические личности (султаны Осман, известный как основатель Османской империи, Орхан, Баязет, Мурат). Здесь - кладбище кипчаков, погибших в войне с греками.
Город Бурса является первой столицей турков, как и Улытау - Казахского ханства. И Улыдаг и Улытау считаются священными. Для сохранения природы и памятников там открыт заповедник «Uludag». С этой же целью в Казахстане создан Национальный историко-культурный и природный музей-заповедник «Улытау».
В настоящее время у подножия Улыдага находится горнолыжный курорт. Разные народы именовали эту вершину по-своему. Древние египтяне - божественной, римляне - Кальбийерс, византийцы - Мизолимп, а османы именовали ее Гора священников. В легендах и мифах Улыдаг - это Олимп, где жил и правил Зевс, отец Геракла. Там же восседали остальные мифические боги. Именно с этой горы они следили, судя по сказаниям, за Троянской войной. По сообщениям местных краеведов, гора переименована в Улыдаг в XII веке. Связывают это с приходом степняков-кипчаков, появившихся с Востока в помощь туркам в войне с Византией.
Подобная священная гора есть и на Кавказе. Это Уллу-Тау - Россия, Кавказ, Кабардино-Балкария, ущелье Адыр-су, подножие Эльбруса. Уллу-Тау относится к национальному заповеднику «Приэльбрусье». Она поражает величием и первозданной красотой. Это одно из самых загадочных мест Кабардино-Балкарии. Название Уллу-Тау переводится как «высокая», «господь-гора». Местные жители называют ее Божьей горой. Они убеждены, что Уллу-Тау, как антенна, обеспечивает им связь с Богом. Здесь и вправду чувствуешь себя как в храме.

«Кие»

В 2010 году доктор исторических наук, археолог, знаменитый профессор, член-корреспондент Академии социальных наук РК и Германского археологического института Виктор Зайберт более 20 дней изучал подножие вершины Аулиетау в Улытау. Он указал на то, что это место идеально подходит для поклонения и проведения ритуальных обрядов племен, населявших в древности Центральный и Северный Казахстан. Здесь присутствуют все элементы, характерные для сакрального объекта согласно мировоззрению племен эпохи бронзы (три тысячи лет назад) и более поздних племен. Поселение - «страна живых», могильник - «страна мертвых», гора - «страна Бога». Умершие, чтобы из «страны живых» перейти в «страну мертвых», должны были пройти очищение через воду. И здесь протекает горная речка. Из «страны мертвых» в «страну Бога» попадают только святые. Они должны были пройти более глубокую очистку, через родник. Он также присутствует в Улытау между «страной мертвых» и «миром Всевышнего».
Древние жители Улытау сакрализовали его по определенным причинам, понятным им на уровне подсознательного мышления. Однажды избрав это место для поклонения, люди на протяжении многих веков приходили к нему для исполнения обрядов.
Суть ритуалов поклонения сакральным местам у казахов великолепно передал Шокан Валиханов в статье «Тенгри»: «… если животное имеет какую-нибудь особенность, то его называют аулие (счастье, священное). Не стреляли в лебедей, почитая их священность и называя лебедя царем птиц. …деревья, одиноко стоящие или растущие в степи, или уродливое растение с необыкновенными кривыми ветвями служат предметами поклонения и местом ночевок. Каждый, проезжая мимо, повязывает на ветки лоскуток тряпки, бросает чашки, приносит в жертву животных».
Предметом поклонения у казахов были не только растения и животные, но и отдельные объекты неживой природы. Так, например, священные родники, соленые озера, камни, горы. Они вызывали у людей суеверный страх, их оберегали, называли «кие» - место, куда брошен взгляд Бога.
Кроме того, защищались пастбищные и охотничьи угодья, отдельные природные объекты и сама гора Улытау, еще в средневековье являвшаяся прообразом заповедника. Известны такие же места поклонения, как Аркаим в Челябинской области, Самарканд, Бухара, гора Белуха на Алтае, Жидебай (могила Абая), Кокшетау, Каркаралы, Баянаул, Айша-биби и Карахан (Тараз), Арстанбаб, Туркестан, Коркыт-баба (Кызылорда), Койлыбай аулие, Шопан ата, Бекет ата (Мангыстау). До Бекет ата местные власти даже проложили дорогу для удобства паломников.

Общность корней

Все эти места, кроме Аркаима и Белухи, известны тем, что там захоронены исторические или религиозные деятели, которые жили в X-XIII веках. Личности, погребенные в Улытау, достойны самого пристального внимания. Например, Алашахан - правитель Алаш Орды (западно-тюркский каганат). Алашахан, вероятно, жил в VII-VIII веках. Мавзолей, сохранившийся до наших времен, построен казахскими ханами позже, в XIII веке, чтобы возродить былую славу Алаш Орды. С этой же целью построен и мазар старшего сына Чингисхана - Жошихана. Одна из вершин - гора Едиге - может стать местом паломничества народов, помнящих эмира Едиге в своих легендах и сказаниях. А это население от Якутии до Кавказа и Крыма. В Улытау могут устремиться тюркские народы, помнящие свои корни: монголы, для которых представляют интерес могилы чингизидов, кипчаки и казаки, считающие себя степняками.
Необходимо постоянно популяризировать историю Улытау и работать над благоустройством памятников, строить дороги.
А пока, не нуждаясь в комфортных условиях, сюда едут те, кто хочет поклониться Аулиетау. Улытау - неиссякаемый источник силы, дарующий приобщение к священному.

Улытауский район

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Время собирать камни 30.06.2020

    Большой интерес для ученых всего мира представляет комплекс Алтыншокы - возвышенность, на которую поднимался Тамерлан. Он является материальным свидетельством того, что этот регион сыграл ключевую роль не только в истории Казахстана, но и всей Центральной Азии, а также России. Объект включен

  • Сенокосное выбрало Узынтомар 13.06.2020

    Время возникновения села Сенокосного впечатляет. Официальная дата рождения села на нуринском берегу - 3 июля 1909 года.  В этой части долины реки Нуры издавна стояли казахские аулы, которые использовали богатую пойму для выпаса скота, заготовки сена. Выделялись урочища Каратомар, Узынтомар, Белтомар, Бестомар,  Костомар. Здесь корень  слов «томар» характеризует бугристую, с кочками местность.

  • С миру по нитке 21.01.2020

    Станислав и Мария Вертоградские задались целью не только посмотреть другие страны, но и решили показать соотечественникам на своем примере, как можно доступно, безопасно, а главное, недорого посетить сразу несколько государств. Для этого им потребовались рюкзак, камера для съемок и ноутбуки. А еще немного средств, которых обычному отдыхающему в Турции хватает лишь на 10 дней.

  • Отрар непокоренный 02.11.2019

    Впервые оказавшись перед этими немыми развалинами, трудно представить перед собой шумный город, центр притяжения торговли и перекресток караванных путей. А еще родину великих личностей, вошедших в мировую историю. Оазис, где цвели сады и били фонтаны. Красиво одетых людей, которые так же, как каждый из нас, радовались своим близким и детям, страдали от несправедливости, боялись боли и насилия.

  • Мудрость победила 24.09.2019

    Мавзолей Жауке Назаргулулы, установленный в Костанайской области, относится к сакральным объектам Казахстана.

     

  • Мир путешествий 29.08.2019

    В регионе делается все необходимое для продвижения собственного бренда. Нам есть что предложить зарубежным гостям. Главное, сделать это предложение привлекательным.

  • Одна победа на всех 27.08.2019

    «Черные ножи» из Екатеринбурга стали организаторами международного мотопробега «Единая история». Мотоциклисты посещают памятники, посвященные Второй мировой войне. За неделю они побывали в нескольких городах Казахстана, в том числе и Караганде.

  • Из Самарки - в Аргентину 17.08.2019

    Самарское - одно из старейших сел Карагандинской области. Его рождение относится к началу XX века.

#birgemiz