15 августа 2017 года 824

Улытау - Улыдаг - Мизолимп

Автор: Валентин ШИПУНОВ

Ландшафты Улытау хранят память об исторических событиях, выдающихся личностях, для этого края свойственны черты сакральности, то есть характеристики, имеющие отношение к божественному, религиозному, небесному, потустороннему, иррациональному, мистическому, отличающемуся от обыденных вещей. 

Что же означает само название этого географического места, топоним «Улытау»? Об этом мы беседуем с директором Национального историко-культурного и природного музея-заповедника «Улытау» Бактияром Кожахметовым.

Центр мира

- Версия первая - «Великие горы», от слов «улы» (великие) и «тау» (гора) - рождена из понимания не только природного величия гряды, но и значения связанных с ней деятелей героического прошлого.
Когда говорят про Улытау, в первую очередь вспоминают о старшем сыне Чингисхана Жошихане, о правителе тюрков Алашахане, эмире Золотой Орды Едыге би, плите Темирлана, хане Токтамыше и других чингизидах, еще чаще о том, что Улытау - первая столица и место образования казахского ханства, объединения трех жузов.
Но все это лишь малая часть истории Улытау. Давайте зададимся вопросом: почему здесь захоронен правитель Алаш Орды Алашахан? Почему здесь была основана первая столица Золотой Орды? Почему здесь захоронены личности, связанные с семьей Чингисхана? Почему Темирлан и Абдаллах хан пожелали оставить память о своем пребывании в Улытау? Почему здесь несколько раз объединялись три жуза? Почему в радиусе 30-50 километров от сакральной горы Аулиетау расположились 9 ханских ставок, будто очерчивая круг заповедной территории? Эти вопросы требуют изучения. Может, степные правители знали, что Аулиетау (наивысшая точка гряды) - это сакральная вершина, энергетику которой нельзя засорять обыденностью? Может, Аулиетау посещали с определенной целью и, возможно, в определенное время, чтобы провести определенный обряд очищения и получить благословение Бога?
Не подтверждение ли тому народная молва о том, что у подножия Аулиетау находился центр шаманов (баксылар ордасы)? Это естественно, что правители хотели благосклонности и милости Всевышнего. Потому они желали быть ближе к сакральной горе, дабы с помощью шаманов обращаться к богу Тенгри.
Версия вторая. «Страна Бога Улы» в переводе с тюркского означало «Всевышний», «Бог», «Тенгри». Следовательно, Улытау - гора, достойная внимания Бога, место общения с Богом. Эта версия рождена из понимания ритуального архетипа - поклонения мировой горе. Улытау - это гора, которой поклоняются. И в этом контексте вершины Улытау сопоставимы с другими горами мира, которые являлись сакральными во многих культурных традициях: Фудзияма (Япония), Белуха (Алтай), Сулейман Тоо (Кыргызстан), Арарат (Армения), Моисеева гора (Египет), Сан-Франциско (США).
Устное творчество местного населения доводит до нас, что горы Улытау являются не только наивысшим пиком Западной Сарыарки, но также ее «пупом», точкой, где творение имеет свое начало, - корнем, центром мира.
По поверьям, вершина Улытау находится ближе всего к небу, именно там встречаются Небо и Земля, поэтому издревле гора считалась сакральным местом, обиталищем Бога и духов, уголком постоянно действующих священных сил, площадкой ритуального поведения, связи человека с природой на тонком уровне. Это место взаимодействия и коммуникации человека и природы, сохранившееся до наших дней.
Горы Улытау живописны: березово-осиновые колки, разнотравные пастбища, многочисленные родники, речушки и озерца. Но все равно уступают по красоте Каркаралы, Баянаулу, Кокшетау. И, тем не менее, почему-то становятся в истории объектом сакрализации.

Первая столица

История сакрализации Улытау уходит в далекую древность. Подтверждение тому - археологические памятники вокруг горы. Это многочисленные стоянки эпох камня и бронзы, ритуальные сооружения периода ранних кочевников - курганы с «усами», тюркские поминальные ограды, ритуальные каменные башни огузо-кипчаков, резиденции ханов кочевых Орд, заповедные ханские территории и могилы исторических личностей и семи святых.
Мне довелось посетить в Турции город Бурсу, находящийся у подножия горы Улыдаг. Изучая ее историю, поражают следующие совпадения: гора одноименна с казахстанским Улытау (в средневековых источниках - Улыдаг) и в переводе означает одно и то же. Гора по форме такая же, отдельно стоящая, овальная. В окрестностях Улыдага захоронены исторические личности (султаны Осман, известный как основатель Османской империи, Орхан, Баязет, Мурат). Здесь - кладбище кипчаков, погибших в войне с греками.
Город Бурса является первой столицей турков, как и Улытау - Казахского ханства. И Улыдаг и Улытау считаются священными. Для сохранения природы и памятников там открыт заповедник «Uludag». С этой же целью в Казахстане создан Национальный историко-культурный и природный музей-заповедник «Улытау».
В настоящее время у подножия Улыдага находится горнолыжный курорт. Разные народы именовали эту вершину по-своему. Древние египтяне - божественной, римляне - Кальбийерс, византийцы - Мизолимп, а османы именовали ее Гора священников. В легендах и мифах Улыдаг - это Олимп, где жил и правил Зевс, отец Геракла. Там же восседали остальные мифические боги. Именно с этой горы они следили, судя по сказаниям, за Троянской войной. По сообщениям местных краеведов, гора переименована в Улыдаг в XII веке. Связывают это с приходом степняков-кипчаков, появившихся с Востока в помощь туркам в войне с Византией.
Подобная священная гора есть и на Кавказе. Это Уллу-Тау - Россия, Кавказ, Кабардино-Балкария, ущелье Адыр-су, подножие Эльбруса. Уллу-Тау относится к национальному заповеднику «Приэльбрусье». Она поражает величием и первозданной красотой. Это одно из самых загадочных мест Кабардино-Балкарии. Название Уллу-Тау переводится как «высокая», «господь-гора». Местные жители называют ее Божьей горой. Они убеждены, что Уллу-Тау, как антенна, обеспечивает им связь с Богом. Здесь и вправду чувствуешь себя как в храме.

«Кие»

В 2010 году доктор исторических наук, археолог, знаменитый профессор, член-корреспондент Академии социальных наук РК и Германского археологического института Виктор Зайберт более 20 дней изучал подножие вершины Аулиетау в Улытау. Он указал на то, что это место идеально подходит для поклонения и проведения ритуальных обрядов племен, населявших в древности Центральный и Северный Казахстан. Здесь присутствуют все элементы, характерные для сакрального объекта согласно мировоззрению племен эпохи бронзы (три тысячи лет назад) и более поздних племен. Поселение - «страна живых», могильник - «страна мертвых», гора - «страна Бога». Умершие, чтобы из «страны живых» перейти в «страну мертвых», должны были пройти очищение через воду. И здесь протекает горная речка. Из «страны мертвых» в «страну Бога» попадают только святые. Они должны были пройти более глубокую очистку, через родник. Он также присутствует в Улытау между «страной мертвых» и «миром Всевышнего».
Древние жители Улытау сакрализовали его по определенным причинам, понятным им на уровне подсознательного мышления. Однажды избрав это место для поклонения, люди на протяжении многих веков приходили к нему для исполнения обрядов.
Суть ритуалов поклонения сакральным местам у казахов великолепно передал Шокан Валиханов в статье «Тенгри»: «… если животное имеет какую-нибудь особенность, то его называют аулие (счастье, священное). Не стреляли в лебедей, почитая их священность и называя лебедя царем птиц. …деревья, одиноко стоящие или растущие в степи, или уродливое растение с необыкновенными кривыми ветвями служат предметами поклонения и местом ночевок. Каждый, проезжая мимо, повязывает на ветки лоскуток тряпки, бросает чашки, приносит в жертву животных».
Предметом поклонения у казахов были не только растения и животные, но и отдельные объекты неживой природы. Так, например, священные родники, соленые озера, камни, горы. Они вызывали у людей суеверный страх, их оберегали, называли «кие» - место, куда брошен взгляд Бога.
Кроме того, защищались пастбищные и охотничьи угодья, отдельные природные объекты и сама гора Улытау, еще в средневековье являвшаяся прообразом заповедника. Известны такие же места поклонения, как Аркаим в Челябинской области, Самарканд, Бухара, гора Белуха на Алтае, Жидебай (могила Абая), Кокшетау, Каркаралы, Баянаул, Айша-биби и Карахан (Тараз), Арстанбаб, Туркестан, Коркыт-баба (Кызылорда), Койлыбай аулие, Шопан ата, Бекет ата (Мангыстау). До Бекет ата местные власти даже проложили дорогу для удобства паломников.

Общность корней

Все эти места, кроме Аркаима и Белухи, известны тем, что там захоронены исторические или религиозные деятели, которые жили в X-XIII веках. Личности, погребенные в Улытау, достойны самого пристального внимания. Например, Алашахан - правитель Алаш Орды (западно-тюркский каганат). Алашахан, вероятно, жил в VII-VIII веках. Мавзолей, сохранившийся до наших времен, построен казахскими ханами позже, в XIII веке, чтобы возродить былую славу Алаш Орды. С этой же целью построен и мазар старшего сына Чингисхана - Жошихана. Одна из вершин - гора Едиге - может стать местом паломничества народов, помнящих эмира Едиге в своих легендах и сказаниях. А это население от Якутии до Кавказа и Крыма. В Улытау могут устремиться тюркские народы, помнящие свои корни: монголы, для которых представляют интерес могилы чингизидов, кипчаки и казаки, считающие себя степняками.
Необходимо постоянно популяризировать историю Улытау и работать над благоустройством памятников, строить дороги.
А пока, не нуждаясь в комфортных условиях, сюда едут те, кто хочет поклониться Аулиетау. Улытау - неиссякаемый источник силы, дарующий приобщение к священному.

Улытауский район

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Без пересадок 02.11.2017

    Пока одни пассажиры делали селфи на фоне макета зеленого воздушного лайнера, другие радовались новости, что теперь от Караганды до Новосибирска их разделят всего 1 час 50 минут полета. В международном аэропорту «Сары-Арка» возобновили прямое сообщение со столицей Сибири.

  • Величие батыра 15.08.2017

    Памятник культовой архитектуры и истории ХІХ века, мавзолей Агыбай батыра - один из самых значимых на территории Карагандинского региона. Шесть лет назад он в очередной раз подвергся реставрации и обрел специальное помещение для паломников, которых сюда приезжает немало.

  • Между бронзой и железом 12.08.2017

    Скалистые мавзолеи, можно сказать, стоят на границе эпох в Казахстане. В их строении археологи усмотрели переход от поздней бронзы к железному веку. Для ученых подобные могильные сооружения - настоящий информационный тоннель в прошлое, а для коренных жителей мавзолеи - это островки сакральности. Несколько веков жители Сарыарки хоронили своих предков вблизи нынешнего поселка Бегазы в Актогайском районе.

  • Возвращение тайны 08.08.2017

    Каркаралинский краевед Ерлан Мустафин открыл новую страницу в истории мечети Кунанбая. После многолетних поисков ему удалось добраться до метрических книг, которые вел первый имам этой мечети Хасан ахун.

  • Город в городе будущего 27.07.2017

    (Окончание. Начало в № от 25 июля 2017 года)

  • Город в городе будущего 25.07.2017

    Скажу сразу: в очередной раз убедилась в том, что в Астану лучше отправиться на электричке, - столица благо близко, а в плацкартах нынче душно. Прибыв в город поздним вечером, на следующее утро я бодро отправилась покорять территорию «ЭКСПО-2017».

  • Туризм на родине 22.07.2017

    В своей программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Президент страны Н.А. Назарбаев отмечает, что патриотизм начинается с любви к своей земле, к малой родине и переходит в более широкое чувство - любовь к государству. Одним из основ общенационального патриотизма является программа «Туған жер».

  • В подарок - местный колорит 20.07.2017

    Погрузиться в быт и культуру казахского народа помогут туристам Каркаралинска в гостевом доме «Асан», что вскоре распахнет свои двери.