12 августа 2017 года 1080

Между бронзой и железом

Автор: Нина КРАМЕР

Скалистые мавзолеи, можно сказать, стоят на границе эпох в Казахстане. В их строении археологи усмотрели переход от поздней бронзы к железному веку. Для ученых подобные могильные сооружения - настоящий информационный тоннель в прошлое, а для коренных жителей мавзолеи - это островки сакральности. Несколько веков жители Сарыарки хоронили своих предков вблизи нынешнего поселка Бегазы в Актогайском районе.

Научный сотрудник областного историко-краеведческого музея Даурен Жусупов отмечает, что неподалеку от скалистых мавзолеев можно увидеть погребальные сооружения начала железного века, средневековья и постройки казахских кладбищ.
- Именно там, неподалеку, располагалась в ХІХ веке зимовка Ибрая, аксакала одного из казахских родов, - говорит Даурен Жусупов, - там же находится его кладбище.
Сотрудники Актогайского археолого-этнографического музея, приехавшие на Неделю музеев Карагандинской области, отмечают однако, что пока уникальным комплексом интересуются исключительно ученые и туристы, наплыва паломников в святые места пока не наблюдается.
Большая часть выставки в областном краеведческом музее была посвящена алашординцам, выходцам из района и, конечно же, Бегазы-Дандыбаевской культуре. В экспозиции собраны разнообразные орудия труда и керамика, более совершенные, нежели в предыдущем периоде андроновской культуры. И, конечно же, в экспозиции очень много фотографий самих могильников. К сожалению, сейчас уже невозможно воспроизвести древние мавзолеи в первозданном виде. В этом свою роль сыграли и природные факторы, и антропогенные причины.
- Когда академик Алькей Маргулан столкнулся с этими мавзолеями во время Центрально-Казахстанской археологической экспедиции в 1946 году, они уже были порядком разрушены и разграблены, - говорит Даурен Жусупов. - После 1952 года раскопки здесь не велись, а в 70-е годы у могильников была установлена охранная доска, на которую люди не обращали никакого внимания. В результате многие плиты были сдвинуты, могильники обрушались. В это время шло активное развитие сельского хозяйства в этом районе, открывались новые колхозы и совхозы. Огромные могильники, естественно, привлекали людское внимание. И только в 2003 году археолог Арман Бейсенов в новой экспедиции собрал ценный материал, что стало одной из предпосылок для консервации, благоустройства и музеефикации объекта по программе «Культурное наследие».
В 2014 году Даурен Жусупов посещал Бегазынский комплекс и наблюдал за ходом работ. Некоторые плиты просто подняли и установили на место, другие пришлось везти с рядом расположенных скал. Мавзолеи находятся в очень живописном месте, что привлекает внимание зарубежных туристов. Каждый год, по словам сотрудников актогайского музея, к местам погребений приезжают зарубежные гости. И этим летом актогайцы встречали большие группы путешественников из России и Франции.
По мнению ученых, в больших мавзолеях хоронили вождей племен, а небольшие могилы рядом - это рядовые захоронения. К сожалению, именно в Бегазы много информации о захороненных собрать не удалось опять же из-за разграблений, которые длились не один век.
- Археологи находили скелеты, но они были расположены в неправильном антропологическом порядке, - говорит Даурен Жусупов. - Голова в одном месте, руки и ноги в другом. Ценными были находки с поселений представителей бегазынской культуры, которые были обнаружены Арманом Зияндиновичем Бейсеновым в 4-5 километрах от могильного комплекса. Там найдено два слоя - андроновский и бегазынский. Новые раскопки пока не планируются, потому как собранный материал дает достаточную базу для изучения и дискуссий. К примеру, некоторые ученые считают, что отдельные экземпляры керамики были завезены на территорию Сарыарки, другие настаивают, что они местного производства.
Часть того, что было найдено Алькеем Маргуланом еще в конце 40-х годов, хранится в Актогайском археологическом музее, который был основан в 1986 году как филиал Жезказганского историко-краеведческого музея. Экспонаты в ту пору пришлось собирать по домам. По словам сотрудников музея, Алькей Хаканович самое ценное увез в Алматы, а некоторые небольшие находки дарил местному населению. Кто-то добросовестно сдал все в музей, когда он появился в районе, другие не могут расстаться с древними предметами и до сих пор хранят дома.
У истоков образования и становления музея стоял Аманкул Мусатаев, учитель рисования и черчения. Он проработал директором с 1986-го по 1993 год. Вначале музею отвели комнатку в районном ДК, а в 1991 году построили новое здание, тогда же Жезказганский филиал стал самостоятельным музеем. Благодаря стараниям первого директора в настоящее время в фондах музея 2500 экспонатов. Здесь хранятся коллекции археологии, этнографии и предметы декоративно-прикладного искусства. Коллекции музея рассказывают о памятниках археологии начиная с каменного века и эпохи бронзы и заканчивая эпохами саков, гуннов, тюрков, кипчаков.
Также актогайский музей предоставляет своих экскурсоводов для экскурсий. В аулах района всегда тепло встречают гостей, селят в юртах, учат доить коров и лошадей. Для желающих есть отели и всегда находится транспорт, чтобы посетить сакральную святыню Казахстана - археологический комплекс «Бегазы».

Фото Линара ГАЛИМОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Обновленный свет 07.04.2018

    По преданию, когда Мария Магдалина поднесла в подарок Тиберию яйцо как символ Воскресения Христа, император, усомнившись, сказал, что как яйцо из белого не становится красным, так и мёртвые не воскресают. Яйцо в тот же миг покраснело.  Красный цвет - один из символов Пасхи, раньше в него окрашивали яйца. Священники и церковное убранство переоблачаются в красное в ночь главного пасхального богослужения. Прихожане тоже сменяют траурные одежды Великого поста на более яркие, праздничные: женщины обычно повязывали красные платочки на пасхальное богослужение. Символами Пасхи становится всё, что выражает обновление, свет, жизнь. У разных народов - это пасхальные ручьи, огонь, куличи, яйца и кролик. 

  • Больше, чем столица 08.02.2018

    В этом году наша страна отмечает знаменательное событие. 20 лет прошло с того момента, как Астана стала столицей. На наших глазах из маленького провинциального городка она превратилась не просто в ультрасовременный мегаполис, а стала международной диалоговой площадкой, которой отводится решающая роль в большой геополитической игре. 

     

  • Таинственный Алтай 06.01.2018

    В прошлом году мы познакомили наших читателей с карагандинским фотографом Дмитрием Ругисом, который путешествует по Казахстану и свои впечатления отражает в собственных работах. Приключения продолжаются: в последние месяцы 2017 года Дмитрий пополнил копилку экспедиций, о которых продолжает рассказывать на страницах «Индустриалки». Несмотря на большой опыт и географию путешествий, Алтай для Дмитрия Ругиса оставался местом сакральным, таинственным, вожделенным, но недоступным.

  • Без пересадок 02.11.2017

    Пока одни пассажиры делали селфи на фоне макета зеленого воздушного лайнера, другие радовались новости, что теперь от Караганды до Новосибирска их разделят всего 1 час 50 минут полета. В международном аэропорту «Сары-Арка» возобновили прямое сообщение со столицей Сибири.

  • Улытау - Улыдаг - Мизолимп 15.08.2017

    Ландшафты Улытау хранят память об исторических событиях, выдающихся личностях, для этого края свойственны черты сакральности, то есть характеристики, имеющие отношение к божественному, религиозному, небесному, потустороннему, иррациональному, мистическому, отличающемуся от обыденных вещей. 

  • Величие батыра 15.08.2017

    Памятник культовой архитектуры и истории ХІХ века, мавзолей Агыбай батыра - один из самых значимых на территории Карагандинского региона. Шесть лет назад он в очередной раз подвергся реставрации и обрел специальное помещение для паломников, которых сюда приезжает немало.

  • Возвращение тайны 08.08.2017

    Каркаралинский краевед Ерлан Мустафин открыл новую страницу в истории мечети Кунанбая. После многолетних поисков ему удалось добраться до метрических книг, которые вел первый имам этой мечети Хасан ахун.

  • Город в городе будущего 27.07.2017

    (Окончание. Начало в № от 25 июля 2017 года)