08 августа 2017 года 837

Превосходный в слове и слоге

Автор: Гульнар ИСКАКОВА

Когда в семье Кельдибека родился сын Казыбек, его жена Токмеил, склонясь над колыбелью малыша, говорила: 

«Я выращу тебя с любовью и лаской,
Не обделю тебя ни молоком, ни кровом.
Ты будешь преклоняться только чести,
Твоим призванием станет Слово».

Думала ли тогда Токмеил, озорная и острая на язык, что ее сын станет великим бием, народным судьей, дипломатом, которого будут называть «Казыбек би, превосходный в слове и слоге». Авторитет выдающегося оратора, жившего при хане Тауке, был непререкаем. Звонкоголосый (каз дауысты) Казыбек би был блестящим послом, участвовал в переговорах с джунгарами и калмыками, неизменно одерживая словесную победу и возвращая плененных людей и угнанный скот. Именно благодаря его выдающемуся дипломатическому таланту был освобожден захваченный врагами батыр Абылай, который впоследствии стал могущественным казахским ханом.
«Он готов лечь костьми за народ», - говорили о главном бие Среднего жуза соплеменники. И не скупились на другие эпитеты: «правдиво рассуждающий», «справедливо решающий», «далеко смотрящий».
У Казыбек би было пятеро сыновей и одна дочь. К сожалению, о дочери государственного деятеля мало что известно. Можно предположить, что Манка (ударение на втором слоге) росла свободолюбивой девушкой. Она обожала своего отца, училась у него ораторскому искусству, словесному мастерству. Казыбек тоже был привязан к дочери, которая была не по годам мудра. Недаром он говорил: «Если хочешь узнать, каков твой авторитет, подожди, когда подрастет дочь». Известны и его слова, сказанные на переговорах с джунгарским императором: «Мы, казахи, вольные люди, мы дети степей! Мы своих сыновей и дочерей в неволе держать не станем». Казыбек би ненавидел рабство, подавление человека человеком. Всю свою жизнь он вел дальновидную миролюбивую политику.
Великий оратор умер в преклонном возрасте, ему было 97 лет. Горю родственников, сыновей и особенно дочери Манки не было предела. Создатель партии «Алаш», видный ученый и публицист Алихан Букейханов донес до современников плач (жоктау) Манки. Вчитываясь в строки этого, не побоюсь сказать, литературного шедевра, поражаешься патриотизму дочери Казыбек би, ее высокой нравственной позиции, чистоте и четкости мыслей. В жоктау она вспоминает о причинах, которые привели ее отца от берегов Сырдарьи в сарыаркинские степи. «Ты был нашей надежной опорой, объединив всех под своим крылом. Как теперь будут жить казахи, лишившись тебя?» Манка восхищается дипломатическим даром отца: «Без единого выстрела и лишнего кровопролития ты мог разрешить самые сложные проблемы. К тебе прислушивались самые могущественные и заклятые наши враги, потому что ты поражал их словом и мудростью. Ты поражал их в самое сердце. Ты объединил разрозненные казахские роды, призывал к миру и согласию. После себя ты оставил справедливые законы, по которым живут казахи».
Трудно пересказать весь текст этого пронзительного плача в одном материале. Поэтому привожу отрывки из жоктау в оригинале (в литературной обработке А. Букейханова).

Қызы Маңқаның жоқтағаны

Бисмилладан бастайын,
Шариғаттан аспайын.
Ішім толды қайғыға,
Азырақ көзім жастайын.
Алаштан озған әкекем,
Жоқтаусыз қайтып тастайын.

Шаншар Абыз нәсілінен
Алтау едік анадан:
Сәдібек, Асан, Бөдене,
Үсен менен Балапан.
Бесеуіне аға боп
Алашқа әкем қараған.
Жолбасшысы кеткен соң
Айрылды қазақ панадан

Төрт тіреудің бірі едің,
Қиын қыстау іс келсе,
Бәрінен де ірі едің.
Енді қазақ не болар
Асқар тауы құлаған.

Белгілі шығар Алашқа!
Коңтажыға
[қонтайджы] барғаның;
Он сегізде со күнде,
Қалмақтың сынға алғанын.
Қазақты жоқтап қалмақтан
Араға сөзді салғаның;
Қалмақтың ханы Коңтажы
Жауаптан ұтып алғаның.
Босатып едің, жан әкем,
Тұтқында қазақ қалғанын.

Талап алған шабынды,
Қайырып алдың бар малын.
Ұлықсыз тоқсан жесірді
Сожерде анық алғаның.
Қазақ пен қалмақ бас қосып,
Екі ұдай болған тобында
Алдыңа бір жан салмадың.
Батыр жинап ел шаппай,
Қылыш шауып, оқ атпай,
Ақылыңменен жол тауып
Қазақтың кегін алғаның.

Әкемдей болып жан тумас
Рулы үш жүз қазақтан:
Батырларша ел шауып
Бір күні жаудан жеңіліп
Қалған емес мазаққа.
Тақта отырған хан болып,
Өзіне де дұшпан көбейтіп,
Қалған емес азапқа.

Ақылменен жол тапқан,
Бағыменен ел тапқан.
Батыр мен хандар сасқанда,
Әкеме келіп жол тапқан.

Құдайдың берген бағында,
Талай ханмен қарысқан,
Елде шауып қан төккен
Талай ермен салысқан.
Бәрін де жеңген, әкекем,

Ақылмен орап алыстан.
Қазақ, қалмақ бас қосса,
Сан жүйрікпен жарысқан,
Алдымен келіп бәйге алып,
Олжасын қазақ үлескен.

Орынсыз жерде қан төгіп
Қас қылған емес бір жанға;
Басын иіп қүл болып
Бағынған емес бір ханға.
Қазаққа арнап жол салдың
Қолайлы қылып әр заңға.
Жесір қатын, жетім ұл
Аруағыңа таянып
Ие болды мал жанға.

Жоғалмастай жол салып,
Үлгі болып сөз қалып,
Кеткен жоқ әкем арманда.
Өз басында бағы жоқ,
Сүйеніп тұрар ханы жоқ,
Болды ғой қиын қалғанға.
Қара қылды қақ жарып
Әділ өткен, әкекем,
Байытсын, құдай иманға.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Актуальное красноречие 21.11.2017

    Как правильно использовать нетленное наследие Казыбек би? И передался ли его бесценный дар ораторского мастерства потомкам? В Доме дружбы Караганды в рамках программы «Рухани жаңғыру» впервые в регионе состоялся республиканский конкурс ораторского искусства «Даналар сөзі – ақылдың көзі», приуроченный к 350-летию Каздауысты Казыбек би.

  • Осакаровские первоисточники 16.11.2017

    Районный центр посёлок Осакаровка перешагнул своё 107-летие. Об этом свидетельствуют документы Российской национальной публичной библиотеки (г. Санкт-Петербург). Здесь хранятся полные комплекты издаваемой до революции в Омске газеты «Акмолинские областные ведомости», где читаем:

    Журнальным постановлением общего присутствия Акмолинского областного правления от 11 августа 1910 года и утвержденного генерал-губернатором 19 августа 1910 года приказом №5974 определено: ввести сельское общественное управление на участке Четке-Булак, присоединив последнее в административном отношении к составу Вишневской волости и наименовав его селением Осокаровка.

  • О новом алфавите - подробно 14.11.2017

    Обсуждение латинского алфавита в нашей области продолжается: встречи проходят не только в областном центре, но и в городах-спутниках Караганды. На днях они состоялись в Темиртау и Шахтинске.

  • Далекие бии Кувской волости: 1872 – 1916 годы 14.11.2017

    Всегда существует надежды маленькая нить, что давние встречи, как и звезды небесных книг, не должны погаснуть даже на самом простом краеведческом небосклоне. Обращаюсь сегодня к теме коллективизации степных хозяйств Сарыарки тридцатых годов. Колхозная проблема уже с самого начала оказалась драматичной. Лишившись скота и имущества, потеряв близких, бывшие состоятельные люди в чине бедноты устремились в невозвратную даль - на стройки Караганды, Балхаша, Семизбугы. Так ликвидированный класс баев и биев вместе с коммунистами принял на свои плечи тяжелую ношу индустриализации.

  • Точка отсчета 11.11.2017

    С Х по ХХ века, с момента принятия ислама, в казахском языке использовался арабский алфавит, а в 1929 году ЦИК Казахской ССР принял постановление «О внедрении единого тюркского алфавита» на основе латиницы. И только в 1940 году произошел переход казахской письменности к алфавиту на кириллице.

  • Требование современности 11.11.2017

    Следуя реалиям времени, казахский народ в течение прошлого и нынешнего веков менял алфавит трижды. В период 1929-1940 годов официально использовался латинский алфавит, с его помощью издавались правительственные постановления, печатались государственные издания, издавалась художественная литература и т.д. 

  • Ботаники Великой степи 11.11.2017

    Постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 декабря 1998 года был создан Каркаралинский государственный национальный природный парк. На его территории площадью в 90 323 гектара обитают 114 видов птиц, 40 видов млекопитающих. Наблюдается многообразие растений. Их насчитывается 742 вида, относящихся к 93 семействам и 326 родам. Из этого числа 66 видов отнесены к редким и исчезающим. Сам парк, как и его окрестности, изобилует легендами, сказаниями, археологическими и геологическими памятниками.

  • Гостеприимство степи 09.11.2017

    Казахстанцы с успехом «завоевывают» разные страны. Вполне освоились в Турции и Таиланде, Индии и Китае, во всех уголках Европы. Не пора ли самим проявить должное гостеприимство? Тем более что эта наша национальная черта может стать серьезной статьей доходов как для всего государства, так и для каждого региона и конкретных семей.