03 августа 2017 года 848

Сын степей

Автор: Нина КРАМЕР

На Первом всеказахском съезде, проходившем в г. Оренбурге с 21 по 28 июля 1917 года, произошло организационное оформление партии «Алаш» из группы членов партии кадетов - этнических казахов. Центральной фигурой этого события является председатель партии Алихан Букейханов, удивительная судьба которого заслуживает особого внимания.

В настоящее время ясно, что своими трудами Букейханов позаботился не только о людях своего времени, но и о будущих поколениях казахов, которым предстояло жить в независимом государстве, оставив для них богатейшее и бесценное духовное наследие.
Алихан является потомком хана Букея, одного из последних чингизидов, занимавших ханский престол. Отец Алихана - Нурмухамед, потомок Чингисхана в 22-м поколении, был образованным человеком, пытался и детям дать хорошее образование, несмотря на то что имел среднее по тем временам состояние. Его мать, Бегим-ханум, была дочерью знаменитого Мамай батыра из рода каракесек.
Биографы Букейханова называют его гордым и честолюбивым чингизидом. После завершения обучения в медресе в Каркаралинске он самостоятельно поступил в начальную русско-казахскую школу, затем в городское профучилище, где овладел ремеслом сапожных дел мастера. Здесь одаренного мальчишку заметили и отправили учиться в Омск. В техническом училище наряду с такими традиционными предметами, как русский язык, история, были и достаточно сложные дисциплины, например теоретическая механика, кинематика, подъемные машины.
Интересы юного Алихана не ограничивались учебой в ОТУ, его с ранних лет увлекали история своего народа, те события и причины, которые привели казахов к потере собственной государственности.
Все его наблюдения и выводы вылились в серию статей в газете «Особое прибавление к «Акмолинским областным ведомостям» и приложении к ней на казахском языке «Дала уалаятыннын газетi», с которой Алихан начал сотрудничать на последнем курсе училища.
В своих материалах автор сумел критически оценить существующий общественный строй, проявив при этом глубокое уважение к традициям и обычаям своего народа. К примеру, вот как пишет он о сборе податей в своем «Письме в редакцию»: «Сбор податей со степного населения почти всегда бывает неполным. Это зависит от разных причин… Отсутствие денег в степи в достаточном количестве служит мерой податей и неравномерному распределению государственных сборов. Бедные киргизы, отчасти смирные, не имеющие представителей в сфере служащих, бывают обременены, тогда как плутовые, богатые и должностные киргизы ничего не платят».
Алихан Букейханов был безжалостен и к недостаткам национального менталитета, критикуя в своих работах корыстных, безграмотных священнослужителей, недобросовестных волостных управителей. В одной из своих статей он описывает случай с похищением молодой замужней женщины, которую мулла, невзирая на закон и религию, обвенчал с похитителем.
Букейханова интересовало также традиционное хозяйство казахов, в частности земледельческое, это видно по заголовкам его статей: «О земледелии в Токраунской, Котан-Булакской и Западно-Балхашской волостях Каркаралинского уезда» и «Местные известия». Часто он подписывался - «Сын степей».
Успешное окончание Омского технического училища позволило Алихану Букейханову поступить в Императорский лесной институт в Санкт-Петербурге. Пребывание одаренного юноши в российской столице совпало с новой революционной волной, и он не остался безучастным свидетелем происходивших событий.
Активно участвуя в студенческой жизни, Алихан осваивал ораторское искусство, изучал азы политической полемики, пополнял знания в области русской и европейской литературы, философских наук. За время своего пребывания в столице он успел экстерном окончить юридический факультет Санкт-Петербургского университета и овладеть несколькими иностранными языками.
После окончания Лесного института Алихан Букейханов участвует в научной экспедиции. Так он снова вернулся в Омск, где сотрудничал с газетой «Степной край» и, по выражению публициста и ученого Сергея Шевцова, «представлял собой марксистское направление в газете и был, несомненно, наиболее ярким его выразителем… даже - единственно ярким».
Публицистика захватила Букейханова, он начал сотрудничать с другими газетами Омска, затем Семипалатинска, Иркутска и Ташкента, не обошлись без его публикаций и столичные издания.
В 1896 году его избрали действительным членом Западно-Сибирского отделения Императорского русского географического общества. Участвуя в экспедициях, Алихан Букейханов не только собирал информацию о жизни степняков, но и участвовал в систематизации и анализе данных, составлял отчеты и различные статистические таблицы. Он уделял внимание вопросам казахского хозяйства, которые до этого времени совершенно не были изучены.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Актуальное красноречие 21.11.2017

    Как правильно использовать нетленное наследие Казыбек би? И передался ли его бесценный дар ораторского мастерства потомкам? В Доме дружбы Караганды в рамках программы «Рухани жаңғыру» впервые в регионе состоялся республиканский конкурс ораторского искусства «Даналар сөзі – ақылдың көзі», приуроченный к 350-летию Каздауысты Казыбек би.

  • Осакаровские первоисточники 16.11.2017

    Районный центр посёлок Осакаровка перешагнул своё 107-летие. Об этом свидетельствуют документы Российской национальной публичной библиотеки (г. Санкт-Петербург). Здесь хранятся полные комплекты издаваемой до революции в Омске газеты «Акмолинские областные ведомости», где читаем:

    Журнальным постановлением общего присутствия Акмолинского областного правления от 11 августа 1910 года и утвержденного генерал-губернатором 19 августа 1910 года приказом №5974 определено: ввести сельское общественное управление на участке Четке-Булак, присоединив последнее в административном отношении к составу Вишневской волости и наименовав его селением Осокаровка.

  • О новом алфавите - подробно 14.11.2017

    Обсуждение латинского алфавита в нашей области продолжается: встречи проходят не только в областном центре, но и в городах-спутниках Караганды. На днях они состоялись в Темиртау и Шахтинске.

  • Далекие бии Кувской волости: 1872 – 1916 годы 14.11.2017

    Всегда существует надежды маленькая нить, что давние встречи, как и звезды небесных книг, не должны погаснуть даже на самом простом краеведческом небосклоне. Обращаюсь сегодня к теме коллективизации степных хозяйств Сарыарки тридцатых годов. Колхозная проблема уже с самого начала оказалась драматичной. Лишившись скота и имущества, потеряв близких, бывшие состоятельные люди в чине бедноты устремились в невозвратную даль - на стройки Караганды, Балхаша, Семизбугы. Так ликвидированный класс баев и биев вместе с коммунистами принял на свои плечи тяжелую ношу индустриализации.

  • Точка отсчета 11.11.2017

    С Х по ХХ века, с момента принятия ислама, в казахском языке использовался арабский алфавит, а в 1929 году ЦИК Казахской ССР принял постановление «О внедрении единого тюркского алфавита» на основе латиницы. И только в 1940 году произошел переход казахской письменности к алфавиту на кириллице.

  • Требование современности 11.11.2017

    Следуя реалиям времени, казахский народ в течение прошлого и нынешнего веков менял алфавит трижды. В период 1929-1940 годов официально использовался латинский алфавит, с его помощью издавались правительственные постановления, печатались государственные издания, издавалась художественная литература и т.д. 

  • Ботаники Великой степи 11.11.2017

    Постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 декабря 1998 года был создан Каркаралинский государственный национальный природный парк. На его территории площадью в 90 323 гектара обитают 114 видов птиц, 40 видов млекопитающих. Наблюдается многообразие растений. Их насчитывается 742 вида, относящихся к 93 семействам и 326 родам. Из этого числа 66 видов отнесены к редким и исчезающим. Сам парк, как и его окрестности, изобилует легендами, сказаниями, археологическими и геологическими памятниками.

  • Гостеприимство степи 09.11.2017

    Казахстанцы с успехом «завоевывают» разные страны. Вполне освоились в Турции и Таиланде, Индии и Китае, во всех уголках Европы. Не пора ли самим проявить должное гостеприимство? Тем более что эта наша национальная черта может стать серьезной статьей доходов как для всего государства, так и для каждого региона и конкретных семей.