03 августа 2017 года 796

Из рук в руки, из уст в уста

Автор: Нина КРАМЕР

У Казыбек би было пятеро сыновей и одна дочь. Его потомки в свою очередь создавали многодетные семьи, и сейчас всех родственников народного дипломата не счесть. Но известно, что многие остались в селе, дали корни на той земле, куда их великий предок привел свой народ.

Помнящие своего знаменитого пращура в Каркаралинском районе выбирали разные профессии - были педагоги, водители, некоторые работают в органах. Только вот о судьях из рода Казыбек би пока еще ничего не слышно. У Сабита Алтынова - потомка Казыбек би в восьмом поколении - тоже шестеро детей. Но у него получилось наоборот - пять дочерей и один сын. Он сейчас учится на юридическом факультете КарГУ. Кто знает, может, он станет продолжателем дела своего выдающегося предка?
Сабит живет в селе Айрык в сельском округе им. Мади Бапиева, что не так далеко от места, где провел свое первое зимовье Казыбек би. Часто ездит в гости к своему брату Меирхамиту Алтынову в Егиндыбулак почти за 100 километров. У Меирхамита пятеро детей. Долгое время он проработал шофером, а сейчас трудится сторожем в местном краеведческом музее.
В маленьком музее нет ни одной вещи, принадлежавшей его великому предку. А вот в доме Меирхамита такая вещь хранилась 15 лет. Отец Сабита и Меирхамита, Алтын Кожахметов, получил чапан Казыбек би по наследству от своих предков, которые пошли от сына Казыбек би - Бекболата. Как известно, именно он проводил в последний путь великого отца, скончавшегося в возрасте 97 лет в том самом основанном им ауле в нынешнем Каркаралинском районе.
Чапан Казыбек би 300 лет передавался из поколения в поколение. Считался святыней, через которую его потомки держали связь с предком: просили благословения, получали исцеление и утешение. Во время войны мужчины, уходившие на фронт, брали с собой маленькие кусочки ткани от чапана в качестве оберега.
- Больше десяти лет этот чапан висел в шкафчике, - говорит жена Меирхамита Айнегуль. - Могу сказать, что это настоящая святыня. У меня пятеро детей, ни один из них ни разу не лежал в больнице. Долгое время мы боялись кому-то рассказывать о чудодейственном чапане. Но люди все равно узнали, приходили с больными детьми, кто в дальнюю дорогу собирался, прикладывался к нему и просил благословения.
Были времена, когда чапан приходилось опускать в колодец и зарывать в землю, чтобы сохранить. Известно, что в 1937 году два дяди Алтына Кожахметова пострадали от репрессий НКВД из-за того, что наотрез отказались отдать чапан.
Но настало время, когда Алтын Кожахметов и его родные сами приняли решение расстаться с семейной реликвией. Они хорошо помнят памятный день 2008 года, когда делегация во главе с Мырзатаем Жолдаспековым, директором Президентского культурного центра, приехала в село для передачи святыни на хранение государству.
- Это было торжественное событие, - вспоминает Сабит. - Было тяжело расставаться с дорогой для нас вещью. Но он на тот момент был совсем ветхий, и отец боялся, что чапан не сохранится для будущих поколений без помощи специалистов. Мы ничего не просили взамен. Но представители центра подарили нам «Волгу» последней на тот момент модели.
Эта старенькая «Волга» и по сей день колесит по сельским дорогам. А вот дедушки Алтына уже нет. Два года назад он скончался в возрасте 93 лет. Но, будучи еще в здравом уме и светлой памяти, он съездил в Астану навестить семейную реликвию и был рад, что чапан в хорошем состоянии, выдержал все испытания, уготованные на его долю.
Алтыновы - люди простые, живут в незатейливых сельских домах без водопровода и канализации, но бережно чтут наследие своего предка. Рады гостям и готовы многое рассказать о Казыбек би. Из поколения в поколение передается знание о человеке недюжинного ума, который был высокого роста, со светлым лицом. Он сумел сохранить свой род, приведя его в Сарыарку, где и поныне здравствуют его многочисленные потомки.
Отрадно, что скоро все желающие смогут увидеть святыню с такой богатой историей в Караганде. Чапан будет представлен в качестве экспоната на выставке Национального музея Казахстана, которая пройдет в Карагандинском областном историко-краеведческом музее с 12 сентября по 31 октября. Здесь будут показаны 50 ценных экспонатов из фондов Национального музея.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Актуальное красноречие 21.11.2017

    Как правильно использовать нетленное наследие Казыбек би? И передался ли его бесценный дар ораторского мастерства потомкам? В Доме дружбы Караганды в рамках программы «Рухани жаңғыру» впервые в регионе состоялся республиканский конкурс ораторского искусства «Даналар сөзі – ақылдың көзі», приуроченный к 350-летию Каздауысты Казыбек би.

  • Осакаровские первоисточники 16.11.2017

    Районный центр посёлок Осакаровка перешагнул своё 107-летие. Об этом свидетельствуют документы Российской национальной публичной библиотеки (г. Санкт-Петербург). Здесь хранятся полные комплекты издаваемой до революции в Омске газеты «Акмолинские областные ведомости», где читаем:

    Журнальным постановлением общего присутствия Акмолинского областного правления от 11 августа 1910 года и утвержденного генерал-губернатором 19 августа 1910 года приказом №5974 определено: ввести сельское общественное управление на участке Четке-Булак, присоединив последнее в административном отношении к составу Вишневской волости и наименовав его селением Осокаровка.

  • О новом алфавите - подробно 14.11.2017

    Обсуждение латинского алфавита в нашей области продолжается: встречи проходят не только в областном центре, но и в городах-спутниках Караганды. На днях они состоялись в Темиртау и Шахтинске.

  • Далекие бии Кувской волости: 1872 – 1916 годы 14.11.2017

    Всегда существует надежды маленькая нить, что давние встречи, как и звезды небесных книг, не должны погаснуть даже на самом простом краеведческом небосклоне. Обращаюсь сегодня к теме коллективизации степных хозяйств Сарыарки тридцатых годов. Колхозная проблема уже с самого начала оказалась драматичной. Лишившись скота и имущества, потеряв близких, бывшие состоятельные люди в чине бедноты устремились в невозвратную даль - на стройки Караганды, Балхаша, Семизбугы. Так ликвидированный класс баев и биев вместе с коммунистами принял на свои плечи тяжелую ношу индустриализации.

  • Точка отсчета 11.11.2017

    С Х по ХХ века, с момента принятия ислама, в казахском языке использовался арабский алфавит, а в 1929 году ЦИК Казахской ССР принял постановление «О внедрении единого тюркского алфавита» на основе латиницы. И только в 1940 году произошел переход казахской письменности к алфавиту на кириллице.

  • Требование современности 11.11.2017

    Следуя реалиям времени, казахский народ в течение прошлого и нынешнего веков менял алфавит трижды. В период 1929-1940 годов официально использовался латинский алфавит, с его помощью издавались правительственные постановления, печатались государственные издания, издавалась художественная литература и т.д. 

  • Ботаники Великой степи 11.11.2017

    Постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 декабря 1998 года был создан Каркаралинский государственный национальный природный парк. На его территории площадью в 90 323 гектара обитают 114 видов птиц, 40 видов млекопитающих. Наблюдается многообразие растений. Их насчитывается 742 вида, относящихся к 93 семействам и 326 родам. Из этого числа 66 видов отнесены к редким и исчезающим. Сам парк, как и его окрестности, изобилует легендами, сказаниями, археологическими и геологическими памятниками.

  • Гостеприимство степи 09.11.2017

    Казахстанцы с успехом «завоевывают» разные страны. Вполне освоились в Турции и Таиланде, Индии и Китае, во всех уголках Европы. Не пора ли самим проявить должное гостеприимство? Тем более что эта наша национальная черта может стать серьезной статьей доходов как для всего государства, так и для каждого региона и конкретных семей.