27 июля 2017 года 188

Город в городе будущего

Автор: Анна СТРОКОВА

(Окончание. Начало в № от 25 июля 2017 года)

Айсберг в океане

Что еще хорошо на территории ЭКСПО - архитектурные формы, прекрасные как для совместной с ними фотографии, так и для созидания. Шедевры современного искусства органично вписываются в общую канву и тоже отражают энергетические процессы мира сего. Но на выставке все же надо быть готовым к изобилию информации: эффект будет как после посещения огромных мировых музеев - насыщение произойдет еще до того, как вы закончите прогулку по всей территории.
Минуя небольшую очередь, надо сказать, мам с детьми в колясках пропускают без очереди, мы попадаем в спокойную атмосферу российского павильона, знакомимся с информацией о регионах России и читаем об их энергетическом потенциале.
Россияне привезли с собой целый айсберг. Мы с Софьей в этом убедились: в одной из комнат располагается огромная ледяная глыба весьма художественной формы. Люди не стесняются фотографироваться и прикасаться к ней.
В одной из следующих комнат наблюдаем 3D-панораму в специальных очках. Кажется, будто мы смотрим на макет здания, но это лучше, чем 3D, объясняет представитель павильона, - он же макет масштабирует, показывает в разрезе вертикальном и горизонтальном. Это Воронежская атомная электростанция, построенная после Фукусимской трагедии по последнему уровню безопасности и отвечающая всем требованиям. Мощность станции - 1200 мВт в каждом из двух реакторов. Один уже запущен, второй запустят к 2019 году.
На выходе из российского павильона тоже можно выбрать сувениры: матрешек, деревянную посуду, расписные шкатулки, кепки, портативную зарядку, чехлы для телефона, футболки, значки и другие мелочи с российской символикой. Заметив небольшой буфет, мы понимаем, что подкрепиться все же надо, но обедать отправляемся в торговый центр рядом с территорией «ЭКСПО».

В Африку гулять

После трапезы - снова в путь. Мы идем на звук и ищем павильон африканских стран. Помогают волонтеры, от которых мы позже получаем карту выставки.
Из нужного павильона раздаются бодрые звуки музыки: начинается небольшой концерт. Во внешнем оформлении площадки «Africa Plaza» преобладают оранжевый цвет и узоры в стиле этно, а потому она сразу привлекает внимание. Пританцовывая, мы отправляемся в павильоны и понимаем: с Африкой не прогадали. Площадка отличается от других прежде всего тем, что здесь больше представлены флора и фауна территории - от этого она кажется более живой и простой.
Прямо на входе можно примерить виртуальные наряды: программа не только поможет выбрать одежду, но и подскажет, в какой позе замереть для фото. Если наряд не устроил, можно начать сеанс заново и выбрать другой. Очередь на виртуальную примерку большая, и мы двигаемся дальше.
Люсьен Манзаба рад быть на ЭКСПО и представлять свою страну из Западной Африки - Буркина-Фасо. Это, говорит он, возможность рассказать широкой общественности о своем государстве, а также большой шанс для стран собраться вместе и вновь убедиться, что на нашей планете важен каждый. На площадке Буркина-Фасо, помимо технических, представлены и культурные экспонаты. Позади Люсьена - национальные костюмы, прямо перед его рабочим столом - специальные национальные шляпы, изготовленные вручную.
- Одежда тоже изготавливается вручную, - начинает Люсьен, очень беспокоясь за свой английский. - В Африке мы первые по производству хлопка, а потому привезли, кроме одежды, и его образцы, а также хлопковые сумки и многие другие вещи. Если вы носите подобные наряды, во-первых, понятно, откуда вы, во-вторых, вам не будет жарко, будь то влажный или сухой сезон, - объясняет наш собеседник и показывает конусообразные шляпы, которые носят в его стране жители прибрежных районов.
Люсьен ведет нас к витрине с разработками: керосиновая лампа, говорит темнокожий мужчина, работает на солнечной батарее - можно использовать солнечную энергию вместо бензина. Рядом - еще две лампы, уже другой формы, которые тоже соединены с солнечными батареями, готовы к подзарядке и прекрасно работают.
- Эти лампы служат для обучения в деревнях, - объясняет Люсьен. - Мы не можем обеспечивать освещение каждый день, но такие лампы спасают: ребята учатся и выполняют задания в любое время суток. Это выгодно и удобно - солнечных дней у нас в году более чем достаточно.
С представленными экспонатами на витрине павильона Буркина-Фасо маленькие изящные бронзовые фигурки соседствуют с местным шербетом и продуктами из него, орехами кешью - все это уходит на экспорт в Канаду, Нидерланды, Францию.
Жизнь в африканских павильонах кипит - представители рассказывают гостям ЭКСПО о культуре и кухне, технических разработках и с улыбкой позируют для фото. Возле павильона Гамбии организована выставка рисунков столичных школьников с изображениями Африки и ее жителей. Рядом с другими павильонами толпятся дети: обаятельные афроамериканки ставят им на руки печати своей страны, разработанные специально для ЭКСПО.
Пожалуй, сувенирная лавка на площадке африканских стран самая большая: продается все, от сумок до фарфоровой посуды. Смотрю на маленький круглый африканский барабан и по-английски спрашиваю у продавщицы, как он правильно называется, а она отвечает на ломаном русском:
- Музикальний инструмэнт.
Что ж, кратко и лаконично.

Физика и лирика

Где-то рядом с павильоном Турции тоже идет концерт, в японский павильон толпится очередь, а по пути - музей истории ЭКСПО и Центр современного искусства. Заходим в первый. Здесь представлена хронология всемирных выставок в разрезе времени, архитектурные объекты, оставленные после них: парижская Эйфелева башня, лондонский Хрустальный дворец, башня «Космическая игла» и другие.
На очереди - павильон Франции: в здешних коридорчиках - картины, в том числе с изображением Маленького принца Антуана де Сент Экзюпери (сразу делаем фото). Информационные табло в первых комнатах павильона сделаны в виде иллюминаторов подводной лодки - привет произведениям Жюля Верна.
И снова небольшой коридор с картинами и набросками, ведущий к залу с умными предметами декора. Здесь же - портрет изобретателя искусственного цемента Луи Века, молодого скульптора Милены Гермон, создающей поэтические скульптуры из бетона.
«Слушайте» - написано на входе в следующую комнату: речь пойдет об акустическом душе. Принцип эксперимента, демонстрирующего акустический комфорт, таков: в углу висит установка, похожая на душевую, на столе под ней - подвижное круглое зеркало. «Душ» реагирует на движения зеркала, и эффект действительно необычный: звук меняет направление.
Куда без машин - во французском павильоне они тоже есть: и машины, и мотоциклы, и велосипеды, и даже складной скутер - все с электрическим приводом. Гибридное детище знаменитого автоконцерна «Peugeot» носит название «Quartz». Софья шутит, что все-таки больше любит «BMW», но так или иначе оба экспоната замечательны по-своему.
Комнаты павильона, соединенные коридорчиками с картинными галереями, решение все же отличное: французская площадка - этакое содружество физиков и лириков. В галереях висит огромное фото ночного Парижа, снятое Международной космической станцией в 2017 году - улицы предстают на нем золотыми артериями города. Грех не сфотографироваться рядом с таким шедевром.
На выходе подруга делится: французский павильон наиболее изящен в своем построении - все же в этой европейской стране глубоко развиты не только техника, но и искусство. С этими мыслями заканчивается наш первый день пребывания на ЭКСПО, и, надо сказать, к вечеру народу здесь стало намного больше.

Внутри сферы

На следующий день, в субботу, людей на выставке заметно прибавилось, но наш план предполагал единственный пункт: посещение сферы «Нур Алем».
«Мама, мы отсюда выберемся?» - спрашивает дочка стоящую рядом с нами в очереди женщину, вызывая у нас улыбку и легкий смех: очередь в отечественный павильон все равно внушительная. Мы засекаем время и медленно двигаемся по реке людей, которая змейкой тянется к входу в огромную сферу.
Надо сказать, территория выставки полна наших соотечественников, земляков мы встретили человек пять-шесть, но они все как один пожелали остаться инкогнито. Поэтому передаю их общие впечатления: на ЭКСПО карагандинцам понравилось, больше всего - в российском, немецком и австрийском павильонах. Печальная неожиданность подстерегала их лишь в павильоне США: он единственный, где нельзя фотографировать и снимать видео, в то время как в любом другом это не запрещено.
В очереди в «Нур Алем» мы провели 25 минут (быстрее, чем ожидали) и вскоре оказались на первом этаже сферы. Там же можно было взять программки культурных мероприятий на день.
Сфера и в интерьере площадки имеет большое значение: интерактивные табло, где можно найти необходимую информацию, тоже выполнены в такой форме. Весьма интересны инсталляции: мы отметили «Черный чапан» из металлической проволоки Сырлыбека Бекботаева, молодого скульптора и участника арт-группы «Қызыл трактор», который осваивает территорию современного искусства через традиционные для казахской степи явления и предметы.
Здесь же расположен зал «Под покровом традиций», представляющий культурную самобытность Казахстана и инсталляцию «Знак гостеприимства». Но на первом этаже сферы нас ожидала еще одна очередь - в лифт на восьмой этаж, откуда наше путешествие продолжилось вниз по отдельным зонам. Попутно мы узнали, что в день выставку посещает около 40 тысяч человек.

По ступеням энергии

Минуя инсталляцию «Астана - город будущего», мы идем на стеклянный мост на восьмом этаже - легкое головокружение, впрочем, страха с собой не несет. Дети восторженно напуганы, подруга тоже, но нельзя не признать, что вид с мостика впечатляет. Посетители достают телефоны и делают фото, мы тоже.
Седьмой этаж посвящен энергии космоса, здесь же нас встречает видеопланетарий: познавательные ролики показывают на потолке. Нам демонстрируют рождение Вселенной, историю космоса и космических исследований. Суть фильма, опять же, в том, что энергия везде - она не может быть разрушена, а только преобразована.
Шестой и пятый этажи посвящены энергии солнца и ветра. На пятом мы останавливаемся полюбоваться скульптурой «Воздушный фонтан», которая превращает обычную ткань в произведение экспериментального искусства. Ее автор, американский художник Даниэль Вурцель, создает постоянно меняющиеся произведения искусства, призванные пробуждать полет фантазии у зрителей.
Кстати, на каждом этаже сферы «Нур Алем» есть небольшие комнаты отдыха, украшенные произведениями искусства: к примеру, на четвертом этаже, посвященном энергии биомассы, расположена скульптура независимого художника Асхата Ахмедьярова «Корневая система», выполненная из корней деревьев, металла и зеркал.
Особенно я ждала прибытия на третий этаж, где можно многое узнать о разработках, связанных с кинетической энергией. Здесь, как в музеях да Винчи, разбросанных по Италии, можно взаимодействовать с экспонатами: крутануть ручку стеклянных ящиков, и бокс с интересующей разработкой покажется вам во всей красе. В этом зале мы искали кинетические кроссовки «Enko», которые поглощают энергию удара в момент приземления на пятку. С каждым шагом энергия возвращается при перекате ступни с пятки на носок, а амортизирующий компонент двигает спортсмена вперед - бег получается более плавным и менее травматичным. Мечта спортсмена и просто любителей спорта!
Здесь же мы встретили электровелосипеды и «Колесо Энергии» из Великобритании - огромную установку, демонстрирующую мощь кинетической энергии. Она изготовлена по специальному заказу, скорость движения в ее больших кольцах позволяет контролировать центробежную силу. Оказывается, в «Колесе Энергии» каждый час выступает британский цирк - последнее шоу начинается в 18.30.
Мы спускаемся на второй этаж, посвященный энергии воды, и окончательно расслабляемся: здесь особенно приятно мягкое освещение.

Послесловие

Конечно, путешествие по территории ЭКСПО-2017 может быть весьма индивидуальным: каждый найдет здесь что-то для себя. Вместе с тем выставка хороша не только техническими разработками, но и культурной составляющей - застав представителей стран в павильонах, как это было у нас в африканском, можно и в знании иностранного языка попрактиковаться, и лишний раз о быте расспросить. Наконец, на ЭКСПО очень много мест, где можно сфотографироваться, а значит, у вас останутся не только впечатления, но и приятные свидетельства того, что вы прикоснулись к этому событию. Мы с Софьей не пожалели.
Это было далеко не последнее путешествие на международную выставку: чести выступить перед закрытием ЭКСПО удостоились наши артисты, которые покажут здесь масштабную программу в Дни Карагандинской области, запланированные на начало сентября.
Сама Астана, как всегда, тоже прекрасна: «зеленые» технологии и курс на экологическое развитие отражаются не только в самой выставке, но и оформлении улиц и бульваров: на одном из них представлена большая серия скульптур человечков, которые держат в руках планету. Наблюдая все это, убеждаешься в том, что нас ждет интересное будущее, которое уже сейчас прочно входит в нашу жизнь.

Фото автора
г. Астана

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Улытау - Улыдаг - Мизолимп 15.08.2017

    Ландшафты Улытау хранят память об исторических событиях, выдающихся личностях, для этого края свойственны черты сакральности, то есть характеристики, имеющие отношение к божественному, религиозному, небесному, потустороннему, иррациональному, мистическому, отличающемуся от обыденных вещей. 

  • Величие батыра 15.08.2017

    Памятник культовой архитектуры и истории ХІХ века, мавзолей Агыбай батыра - один из самых значимых на территории Карагандинского региона. Шесть лет назад он в очередной раз подвергся реставрации и обрел специальное помещение для паломников, которых сюда приезжает немало.

  • Между бронзой и железом 12.08.2017

    Скалистые мавзолеи, можно сказать, стоят на границе эпох в Казахстане. В их строении археологи усмотрели переход от поздней бронзы к железному веку. Для ученых подобные могильные сооружения - настоящий информационный тоннель в прошлое, а для коренных жителей мавзолеи - это островки сакральности. Несколько веков жители Сарыарки хоронили своих предков вблизи нынешнего поселка Бегазы в Актогайском районе.

  • Возвращение тайны 08.08.2017

    Каркаралинский краевед Ерлан Мустафин открыл новую страницу в истории мечети Кунанбая. После многолетних поисков ему удалось добраться до метрических книг, которые вел первый имам этой мечети Хасан ахун.

  • Город в городе будущего 25.07.2017

    Скажу сразу: в очередной раз убедилась в том, что в Астану лучше отправиться на электричке, - столица благо близко, а в плацкартах нынче душно. Прибыв в город поздним вечером, на следующее утро я бодро отправилась покорять территорию «ЭКСПО-2017».

  • Туризм на родине 22.07.2017

    В своей программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Президент страны Н.А. Назарбаев отмечает, что патриотизм начинается с любви к своей земле, к малой родине и переходит в более широкое чувство - любовь к государству. Одним из основ общенационального патриотизма является программа «Туған жер».

  • В подарок - местный колорит 20.07.2017

    Погрузиться в быт и культуру казахского народа помогут туристам Каркаралинска в гостевом доме «Асан», что вскоре распахнет свои двери.

  • Степная симфония 18.07.2017

    Недавно увлеченные поисками наикрасивейших ландшафтов Казахстана участники команды "Nomad Explorer" совместно с группой сотрудников Национального историко-культурного и природного заповедника-музея «Улытау» и любители экстремального туризма отправились покорять песчаные степи Устюрт на автомобилях. 

"Астана ЭКСПО-2017"