27 июля 2017 года 9785

Город в городе будущего

Автор: Анна СТРОКОВА

(Окончание. Начало в № от 25 июля 2017 года)

Айсберг в океане

Что еще хорошо на территории ЭКСПО - архитектурные формы, прекрасные как для совместной с ними фотографии, так и для созидания. Шедевры современного искусства органично вписываются в общую канву и тоже отражают энергетические процессы мира сего. Но на выставке все же надо быть готовым к изобилию информации: эффект будет как после посещения огромных мировых музеев - насыщение произойдет еще до того, как вы закончите прогулку по всей территории.
Минуя небольшую очередь, надо сказать, мам с детьми в колясках пропускают без очереди, мы попадаем в спокойную атмосферу российского павильона, знакомимся с информацией о регионах России и читаем об их энергетическом потенциале.
Россияне привезли с собой целый айсберг. Мы с Софьей в этом убедились: в одной из комнат располагается огромная ледяная глыба весьма художественной формы. Люди не стесняются фотографироваться и прикасаться к ней.
В одной из следующих комнат наблюдаем 3D-панораму в специальных очках. Кажется, будто мы смотрим на макет здания, но это лучше, чем 3D, объясняет представитель павильона, - он же макет масштабирует, показывает в разрезе вертикальном и горизонтальном. Это Воронежская атомная электростанция, построенная после Фукусимской трагедии по последнему уровню безопасности и отвечающая всем требованиям. Мощность станции - 1200 мВт в каждом из двух реакторов. Один уже запущен, второй запустят к 2019 году.
На выходе из российского павильона тоже можно выбрать сувениры: матрешек, деревянную посуду, расписные шкатулки, кепки, портативную зарядку, чехлы для телефона, футболки, значки и другие мелочи с российской символикой. Заметив небольшой буфет, мы понимаем, что подкрепиться все же надо, но обедать отправляемся в торговый центр рядом с территорией «ЭКСПО».

В Африку гулять

После трапезы - снова в путь. Мы идем на звук и ищем павильон африканских стран. Помогают волонтеры, от которых мы позже получаем карту выставки.
Из нужного павильона раздаются бодрые звуки музыки: начинается небольшой концерт. Во внешнем оформлении площадки «Africa Plaza» преобладают оранжевый цвет и узоры в стиле этно, а потому она сразу привлекает внимание. Пританцовывая, мы отправляемся в павильоны и понимаем: с Африкой не прогадали. Площадка отличается от других прежде всего тем, что здесь больше представлены флора и фауна территории - от этого она кажется более живой и простой.
Прямо на входе можно примерить виртуальные наряды: программа не только поможет выбрать одежду, но и подскажет, в какой позе замереть для фото. Если наряд не устроил, можно начать сеанс заново и выбрать другой. Очередь на виртуальную примерку большая, и мы двигаемся дальше.
Люсьен Манзаба рад быть на ЭКСПО и представлять свою страну из Западной Африки - Буркина-Фасо. Это, говорит он, возможность рассказать широкой общественности о своем государстве, а также большой шанс для стран собраться вместе и вновь убедиться, что на нашей планете важен каждый. На площадке Буркина-Фасо, помимо технических, представлены и культурные экспонаты. Позади Люсьена - национальные костюмы, прямо перед его рабочим столом - специальные национальные шляпы, изготовленные вручную.
- Одежда тоже изготавливается вручную, - начинает Люсьен, очень беспокоясь за свой английский. - В Африке мы первые по производству хлопка, а потому привезли, кроме одежды, и его образцы, а также хлопковые сумки и многие другие вещи. Если вы носите подобные наряды, во-первых, понятно, откуда вы, во-вторых, вам не будет жарко, будь то влажный или сухой сезон, - объясняет наш собеседник и показывает конусообразные шляпы, которые носят в его стране жители прибрежных районов.
Люсьен ведет нас к витрине с разработками: керосиновая лампа, говорит темнокожий мужчина, работает на солнечной батарее - можно использовать солнечную энергию вместо бензина. Рядом - еще две лампы, уже другой формы, которые тоже соединены с солнечными батареями, готовы к подзарядке и прекрасно работают.
- Эти лампы служат для обучения в деревнях, - объясняет Люсьен. - Мы не можем обеспечивать освещение каждый день, но такие лампы спасают: ребята учатся и выполняют задания в любое время суток. Это выгодно и удобно - солнечных дней у нас в году более чем достаточно.
С представленными экспонатами на витрине павильона Буркина-Фасо маленькие изящные бронзовые фигурки соседствуют с местным шербетом и продуктами из него, орехами кешью - все это уходит на экспорт в Канаду, Нидерланды, Францию.
Жизнь в африканских павильонах кипит - представители рассказывают гостям ЭКСПО о культуре и кухне, технических разработках и с улыбкой позируют для фото. Возле павильона Гамбии организована выставка рисунков столичных школьников с изображениями Африки и ее жителей. Рядом с другими павильонами толпятся дети: обаятельные афроамериканки ставят им на руки печати своей страны, разработанные специально для ЭКСПО.
Пожалуй, сувенирная лавка на площадке африканских стран самая большая: продается все, от сумок до фарфоровой посуды. Смотрю на маленький круглый африканский барабан и по-английски спрашиваю у продавщицы, как он правильно называется, а она отвечает на ломаном русском:
- Музикальний инструмэнт.
Что ж, кратко и лаконично.

Физика и лирика

Где-то рядом с павильоном Турции тоже идет концерт, в японский павильон толпится очередь, а по пути - музей истории ЭКСПО и Центр современного искусства. Заходим в первый. Здесь представлена хронология всемирных выставок в разрезе времени, архитектурные объекты, оставленные после них: парижская Эйфелева башня, лондонский Хрустальный дворец, башня «Космическая игла» и другие.
На очереди - павильон Франции: в здешних коридорчиках - картины, в том числе с изображением Маленького принца Антуана де Сент Экзюпери (сразу делаем фото). Информационные табло в первых комнатах павильона сделаны в виде иллюминаторов подводной лодки - привет произведениям Жюля Верна.
И снова небольшой коридор с картинами и набросками, ведущий к залу с умными предметами декора. Здесь же - портрет изобретателя искусственного цемента Луи Века, молодого скульптора Милены Гермон, создающей поэтические скульптуры из бетона.
«Слушайте» - написано на входе в следующую комнату: речь пойдет об акустическом душе. Принцип эксперимента, демонстрирующего акустический комфорт, таков: в углу висит установка, похожая на душевую, на столе под ней - подвижное круглое зеркало. «Душ» реагирует на движения зеркала, и эффект действительно необычный: звук меняет направление.
Куда без машин - во французском павильоне они тоже есть: и машины, и мотоциклы, и велосипеды, и даже складной скутер - все с электрическим приводом. Гибридное детище знаменитого автоконцерна «Peugeot» носит название «Quartz». Софья шутит, что все-таки больше любит «BMW», но так или иначе оба экспоната замечательны по-своему.
Комнаты павильона, соединенные коридорчиками с картинными галереями, решение все же отличное: французская площадка - этакое содружество физиков и лириков. В галереях висит огромное фото ночного Парижа, снятое Международной космической станцией в 2017 году - улицы предстают на нем золотыми артериями города. Грех не сфотографироваться рядом с таким шедевром.
На выходе подруга делится: французский павильон наиболее изящен в своем построении - все же в этой европейской стране глубоко развиты не только техника, но и искусство. С этими мыслями заканчивается наш первый день пребывания на ЭКСПО, и, надо сказать, к вечеру народу здесь стало намного больше.

Внутри сферы

На следующий день, в субботу, людей на выставке заметно прибавилось, но наш план предполагал единственный пункт: посещение сферы «Нур Алем».
«Мама, мы отсюда выберемся?» - спрашивает дочка стоящую рядом с нами в очереди женщину, вызывая у нас улыбку и легкий смех: очередь в отечественный павильон все равно внушительная. Мы засекаем время и медленно двигаемся по реке людей, которая змейкой тянется к входу в огромную сферу.
Надо сказать, территория выставки полна наших соотечественников, земляков мы встретили человек пять-шесть, но они все как один пожелали остаться инкогнито. Поэтому передаю их общие впечатления: на ЭКСПО карагандинцам понравилось, больше всего - в российском, немецком и австрийском павильонах. Печальная неожиданность подстерегала их лишь в павильоне США: он единственный, где нельзя фотографировать и снимать видео, в то время как в любом другом это не запрещено.
В очереди в «Нур Алем» мы провели 25 минут (быстрее, чем ожидали) и вскоре оказались на первом этаже сферы. Там же можно было взять программки культурных мероприятий на день.
Сфера и в интерьере площадки имеет большое значение: интерактивные табло, где можно найти необходимую информацию, тоже выполнены в такой форме. Весьма интересны инсталляции: мы отметили «Черный чапан» из металлической проволоки Сырлыбека Бекботаева, молодого скульптора и участника арт-группы «Қызыл трактор», который осваивает территорию современного искусства через традиционные для казахской степи явления и предметы.
Здесь же расположен зал «Под покровом традиций», представляющий культурную самобытность Казахстана и инсталляцию «Знак гостеприимства». Но на первом этаже сферы нас ожидала еще одна очередь - в лифт на восьмой этаж, откуда наше путешествие продолжилось вниз по отдельным зонам. Попутно мы узнали, что в день выставку посещает около 40 тысяч человек.

По ступеням энергии

Минуя инсталляцию «Астана - город будущего», мы идем на стеклянный мост на восьмом этаже - легкое головокружение, впрочем, страха с собой не несет. Дети восторженно напуганы, подруга тоже, но нельзя не признать, что вид с мостика впечатляет. Посетители достают телефоны и делают фото, мы тоже.
Седьмой этаж посвящен энергии космоса, здесь же нас встречает видеопланетарий: познавательные ролики показывают на потолке. Нам демонстрируют рождение Вселенной, историю космоса и космических исследований. Суть фильма, опять же, в том, что энергия везде - она не может быть разрушена, а только преобразована.
Шестой и пятый этажи посвящены энергии солнца и ветра. На пятом мы останавливаемся полюбоваться скульптурой «Воздушный фонтан», которая превращает обычную ткань в произведение экспериментального искусства. Ее автор, американский художник Даниэль Вурцель, создает постоянно меняющиеся произведения искусства, призванные пробуждать полет фантазии у зрителей.
Кстати, на каждом этаже сферы «Нур Алем» есть небольшие комнаты отдыха, украшенные произведениями искусства: к примеру, на четвертом этаже, посвященном энергии биомассы, расположена скульптура независимого художника Асхата Ахмедьярова «Корневая система», выполненная из корней деревьев, металла и зеркал.
Особенно я ждала прибытия на третий этаж, где можно многое узнать о разработках, связанных с кинетической энергией. Здесь, как в музеях да Винчи, разбросанных по Италии, можно взаимодействовать с экспонатами: крутануть ручку стеклянных ящиков, и бокс с интересующей разработкой покажется вам во всей красе. В этом зале мы искали кинетические кроссовки «Enko», которые поглощают энергию удара в момент приземления на пятку. С каждым шагом энергия возвращается при перекате ступни с пятки на носок, а амортизирующий компонент двигает спортсмена вперед - бег получается более плавным и менее травматичным. Мечта спортсмена и просто любителей спорта!
Здесь же мы встретили электровелосипеды и «Колесо Энергии» из Великобритании - огромную установку, демонстрирующую мощь кинетической энергии. Она изготовлена по специальному заказу, скорость движения в ее больших кольцах позволяет контролировать центробежную силу. Оказывается, в «Колесе Энергии» каждый час выступает британский цирк - последнее шоу начинается в 18.30.
Мы спускаемся на второй этаж, посвященный энергии воды, и окончательно расслабляемся: здесь особенно приятно мягкое освещение.

Послесловие

Конечно, путешествие по территории ЭКСПО-2017 может быть весьма индивидуальным: каждый найдет здесь что-то для себя. Вместе с тем выставка хороша не только техническими разработками, но и культурной составляющей - застав представителей стран в павильонах, как это было у нас в африканском, можно и в знании иностранного языка попрактиковаться, и лишний раз о быте расспросить. Наконец, на ЭКСПО очень много мест, где можно сфотографироваться, а значит, у вас останутся не только впечатления, но и приятные свидетельства того, что вы прикоснулись к этому событию. Мы с Софьей не пожалели.
Это было далеко не последнее путешествие на международную выставку: чести выступить перед закрытием ЭКСПО удостоились наши артисты, которые покажут здесь масштабную программу в Дни Карагандинской области, запланированные на начало сентября.
Сама Астана, как всегда, тоже прекрасна: «зеленые» технологии и курс на экологическое развитие отражаются не только в самой выставке, но и оформлении улиц и бульваров: на одном из них представлена большая серия скульптур человечков, которые держат в руках планету. Наблюдая все это, убеждаешься в том, что нас ждет интересное будущее, которое уже сейчас прочно входит в нашу жизнь.

Фото автора
г. Астана

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Время собирать камни 30.06.2020

    Большой интерес для ученых всего мира представляет комплекс Алтыншокы - возвышенность, на которую поднимался Тамерлан. Он является материальным свидетельством того, что этот регион сыграл ключевую роль не только в истории Казахстана, но и всей Центральной Азии, а также России. Объект включен

  • Сенокосное выбрало Узынтомар 13.06.2020

    Время возникновения села Сенокосного впечатляет. Официальная дата рождения села на нуринском берегу - 3 июля 1909 года.  В этой части долины реки Нуры издавна стояли казахские аулы, которые использовали богатую пойму для выпаса скота, заготовки сена. Выделялись урочища Каратомар, Узынтомар, Белтомар, Бестомар,  Костомар. Здесь корень  слов «томар» характеризует бугристую, с кочками местность.

  • С миру по нитке 21.01.2020

    Станислав и Мария Вертоградские задались целью не только посмотреть другие страны, но и решили показать соотечественникам на своем примере, как можно доступно, безопасно, а главное, недорого посетить сразу несколько государств. Для этого им потребовались рюкзак, камера для съемок и ноутбуки. А еще немного средств, которых обычному отдыхающему в Турции хватает лишь на 10 дней.

  • Отрар непокоренный 02.11.2019

    Впервые оказавшись перед этими немыми развалинами, трудно представить перед собой шумный город, центр притяжения торговли и перекресток караванных путей. А еще родину великих личностей, вошедших в мировую историю. Оазис, где цвели сады и били фонтаны. Красиво одетых людей, которые так же, как каждый из нас, радовались своим близким и детям, страдали от несправедливости, боялись боли и насилия.

  • Мудрость победила 24.09.2019

    Мавзолей Жауке Назаргулулы, установленный в Костанайской области, относится к сакральным объектам Казахстана.

     

  • Мир путешествий 29.08.2019

    В регионе делается все необходимое для продвижения собственного бренда. Нам есть что предложить зарубежным гостям. Главное, сделать это предложение привлекательным.

  • Одна победа на всех 27.08.2019

    «Черные ножи» из Екатеринбурга стали организаторами международного мотопробега «Единая история». Мотоциклисты посещают памятники, посвященные Второй мировой войне. За неделю они побывали в нескольких городах Казахстана, в том числе и Караганде.

  • Из Самарки - в Аргентину 17.08.2019

    Самарское - одно из старейших сел Карагандинской области. Его рождение относится к началу XX века.

#birgemiz