25 июля 2017 года 1103

Каменная галерея

Автор: Нина КРАМЕР

Когда охотника начали изображать с луком и стрелами? Жили ли в Сарыарке бизоны и туры? И что было самым желанным в жизни древнего человека? На эти и другие вопросы отвечает выставка «Наскальные изображения Прибалхашья» на Неделе музеев Карагандинской области в рамках реализации программы «Туған жер» и 85-летия Карагандинского областного историко-краеведческого музея.

Впервые широкому кругу карагандинцев представлено изобразительное искусство, создававшееся несколько тысяч лет назад народами, населявшими юг и юго-восточную окраину Сарыарки. На выставке в областном историко-краеведческом музее были представлены наскальные рисунки, датируемые от позднего палеолита до раннего железного века, обнаруженные на территории Юго-Западного и Северного Прибалхашья.
Представители Балхашского городского историко-краеведческого музея привезли в Караганду подлинники петроглифов на осколках скал. Но основную массу экспонатов составили картины художника-историка Аркадия Горбатова, которые состоят из копий наскальных рисунков.
Александр Евгеньевич Горбатов первым в Казахстане обратился к искусству древних, разглядев его в каменных изваяниях, наскальных рисунках, мавзолеях, мечетях и других памятниках прошлого. Наследие художника составляет более 1000 работ, многие из которых приобретены музеями города Алматы (Государственный музей Республики Казахстан, музей истории города Алматы), Атырау, Балхаша, Аркалыка, Моравского музея человека в Брно, а также частными коллекционерами России, Франции, Германии, США, Турции и Китая.
Александр Горбатов участвовал в экспедициях геолога и археолога Алана Медоева, который в свое время создал концепцию балхашского музея. Медоев открыл и исследовал палеолитические памятники мирового значения в Центральном Казахстане: Семизбуге, Туранге, Хантау, Чингизе. Одновременно он начал заниматься изучением первобытного искусства (петроглифов, скульптуры), проблемами цивилизации номадов, казахского изобразительного искусства и архитектуры. Неудивительно, что к Алану Георгиевичу тянулись люди самых разных профессий: архитекторы, художники, искусствоведы, журналисты, кинематографисты.
Сотрудники балхашского музея вспоминают Алана Георгиевича с уважением. К сожалению, не все его находки дошли до наших дней. Например, Саякский петроглифический памятник, который ученый так и не успел подробно описать, был разрушен из-за добычи меди в этом регионе.
- По подсказкам Алана Георгиевича мы отправились в экспедицию в район Саяка, - говорит старший научный сотрудник Балхашского историко-краеведческого музея Даулет Кожаков. - Мы не нашли ни один из тех комплексов, которые описал в своих отчетах и дневниках Алан Медоев.
В музее остались лишь небольшие каменные фрагменты с рисунками, которые были подарены Аланом Медоевым, а также сдавались в фонды как случайные находки геологов, работающих в этом регионе.
Надписи показывают, как жители Сарыарки из первобытных людей постепенно превращались в кочевников и воинов. Рассматривая их, можно узнать, какие животные водились несколько тысяч лет назад в казахской степи и какое значение им придавали люди.
Наиболее многочисленные наскальные изображения в Северном Прибалхашье сосредоточены на Бесобинской равнине, в басссейне реки Туранги, у родника Акшира, в горах Аркарлы, в долине Акозек (у гор Котанемель), горах Тесик-Тас и Караунгур.
Известно, что территорию Северного Прибалхашья человек начал заселять в период палеолита. Балхашские петроглифы рассказывают о жизни людей, живших 12-13 тысяч лет назад. Знакомство с первыми этапами в развитии искусства говорит о том, что центральной фигурой в Сарыарке очень долго были звери. Каждая отдельная культура создавала свои шедевры животного эпоса. Они интересны современникам не только потому, что воспроизводят ту далекую действительность, они рассказывают о представлении первобытного человека о мире, его взаимоотношениях с окружающей средой.
Образы животных волновали древнего человека, так как от изобилия мяса и шкур зависело благополучие человеческого коллектива. Поэтому они так часто встречаются на «полотнах» первобытных художников. Эти фигуры статичны, массивны, многочисленны. В то время в степях Северного Прибалхашья обитали бизоны, носороги, быки, туры.
В петроглифах эпохи неолита прослеживается культ таких животных, как медведь и волк. На гравюре «Анималистическая композиция с пятипалым волком» отражено поклонение ему как тотему. На это указывает то, что животное изображено с некоторыми отклонениями от природной конституции.
В дополнение к петроглифам на выставке собраны артефакты, изображенные на петроглифах или связанные с ними, из собраний реконструкции К.Алтынбекова, а также вооружение казахских батыров, созданное балхашским мастером-прикладником А. Лучшевым.

Фото Линара Галимова

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • В поисках истины 21.06.2018

    Всемирно известная писательница и религиовед Карен Армстронг в молодости 7 лет провела в монастыре. А когда некоторое время спустя она решилась писать о религии, ей советовали оставить эту затею, поскольку на работы подобной тематики нет спроса.  Теперь на ее счету книги, которые переведены на 40 языков мира. В их числе «История Бога: 4000 лет исканий в иудаизме, христианстве и исламе», которая была переведена на государственный язык по проекту «100 новых учебников на казахском языке». Всемирную известность Карен Армстронг обрела именно после публикации книги “История Бога” в 1993 году. В ней писательница делала упор на выявление таких общих черт авраамических религий, как важность сочувствия к ближнему и общего золотого правила нравственности. 

  • Сакральное наследие Сарыарки 21.06.2018

    Даже погода благоволила тем утром путешественникам, собравшимся в минувший понедельник в дальнюю дорогу с просветительской миссией. Проливной дождь закончился, тучи разошлись, и под лучами яркого солнца карагандинцы провожали от Дома дружбы участников экспедиции «Ұлы дала елі» по сакральным местам Бухаржырауского, Каркаралинского, Шетского и Актогайского районов Карагандинской области.

  • Народная память 21.06.2018

    В центральной городской библиотеке имени М.О. Ауэзова в рамках реализации программы «Рухани жаңғыру» был проведен юбилейный вечер «Арқа данышпаны», посвященный 350-летию со дня рождения Бухар жырау Калкаманулы. На мероприятие были приглашены учащиеся школ, писатели, публицисты, ученые, читатели библиотеки. Вечер-портрет был разделен на три блока. Первый посвятили анализу политической деятельности Бухар жырау во времена семи ханов, во втором говорили о творчестве великого сына казахской степи и в третьей учащиеся школы искусств поселка Ботакара представили свои музыкальные номера, а также театрализованную постановку «Разговор Бухар жырау с Аблайханом».

  • Путь к известности 19.06.2018

    Определились трое победителей областного тура мегапроекта «Men qazaqpyn», которые будут представлять наш регион на республиканском этапе конкурса в Астане. В финале регионального тура приняли участие 30 исполнителей традиционной национальной песни, кюев и терме в возрасте от 18 до 40 лет. Это и начинающие артисты, и опытные участники, которые побывали на конкурсах республиканского и международного масштаба и сами руководят в районах различными музыкальными классами и кружками.

  • Эпохальный проспект 19.06.2018

    В 50-е годы в Караганде появляется еще одна площадь. Во главе Союза - Сталин, и на проспекте его имени нужен самый красивый Дворец культуры. Кого в архитекторы? Иосифа Бреннера, а в помощники - его коллегу Я. Яноша.
    Дворец имеет классическую основу. Высокие колонны, высокий антаблемент и фигуры наверху - известный прием, говорит почетный архитектор С. Лебедев. Но нужно было снабдить его национальными деталями. Как соединить Восток и классику? Появились восточные узоры между колоннами и фасадом, а также в обрамлении окон.

  • Хлеборобы Каркаралы 19.06.2018

    У подножия лесистых Кувских гор высотой 1366 м.н.у.м. расположено одно из старейших сел области - Егиндыбулак (в переводе с казахского - Урожайный ручей). Издавна притягивали эти места людей. Живописная природа, обильные пастбища, родники и небольшие речушки способствовали развитию скотоводства. Впоследствии здесь возник один из очагов земледелия Центрального Казахстана. Обильные урожаи посевных культур по берегам ключей определили и название местности.

  • Достояние республики 16.06.2018

    Телевизионный проект «Мен қазақпын» уже обрел своих финалистов. Лучшие исполнители традиционной песни, кюя и терме, которых выберут 16 июня в стенах Дворца горняков, отправятся в столицу представлять Карагандинский регион. Напомним, что цель проекта «Мен қазақпын» - популяризация казахского народного творчества, традиционной песни, кюя и терме, и именно в этих трех жанрах проходят состязания. Финальные отборы «Мен қазақпын» на уровне республики будут транслироваться в прямом эфире канала «Казахстан», областным филиалом которого является Карагандинский канал «Saryarqa», тоже поддерживающий проект. Зрителям представится шанс увидеть республиканское соревнование с сентября по 16 декабря этого года. Таким образом пропагандируются не только национальные ценности, но и лучшие произведения народного искусства.

  • Экономика на примерах 16.06.2018

    Серию из 18 новых учебников, переведенных на государственный язык, уже презентовали в вузах по всей стране в рамках программы «100 новых учебников». Одним из них стало издание «Экономика» Грегори Мэнкью и Марка Тейлора, рекомендованное известнейшими мировыми университетами - Оксфордом и Кембриджем. «Экономика. Четвертое издание» - это адаптация классического труда Г. Мэнкью, и главным преимуществом учебника является то, что автор объясняет науку с точки зрения читателя. Издание имеет прикладной характер и описывается как бизнес-ориентированное, а написанный текст доступно объясняет политику и экономическую теорию.