25 июля 2017 года 941

Каменная галерея

Автор: Нина КРАМЕР

Когда охотника начали изображать с луком и стрелами? Жили ли в Сарыарке бизоны и туры? И что было самым желанным в жизни древнего человека? На эти и другие вопросы отвечает выставка «Наскальные изображения Прибалхашья» на Неделе музеев Карагандинской области в рамках реализации программы «Туған жер» и 85-летия Карагандинского областного историко-краеведческого музея.

Впервые широкому кругу карагандинцев представлено изобразительное искусство, создававшееся несколько тысяч лет назад народами, населявшими юг и юго-восточную окраину Сарыарки. На выставке в областном историко-краеведческом музее были представлены наскальные рисунки, датируемые от позднего палеолита до раннего железного века, обнаруженные на территории Юго-Западного и Северного Прибалхашья.
Представители Балхашского городского историко-краеведческого музея привезли в Караганду подлинники петроглифов на осколках скал. Но основную массу экспонатов составили картины художника-историка Аркадия Горбатова, которые состоят из копий наскальных рисунков.
Александр Евгеньевич Горбатов первым в Казахстане обратился к искусству древних, разглядев его в каменных изваяниях, наскальных рисунках, мавзолеях, мечетях и других памятниках прошлого. Наследие художника составляет более 1000 работ, многие из которых приобретены музеями города Алматы (Государственный музей Республики Казахстан, музей истории города Алматы), Атырау, Балхаша, Аркалыка, Моравского музея человека в Брно, а также частными коллекционерами России, Франции, Германии, США, Турции и Китая.
Александр Горбатов участвовал в экспедициях геолога и археолога Алана Медоева, который в свое время создал концепцию балхашского музея. Медоев открыл и исследовал палеолитические памятники мирового значения в Центральном Казахстане: Семизбуге, Туранге, Хантау, Чингизе. Одновременно он начал заниматься изучением первобытного искусства (петроглифов, скульптуры), проблемами цивилизации номадов, казахского изобразительного искусства и архитектуры. Неудивительно, что к Алану Георгиевичу тянулись люди самых разных профессий: архитекторы, художники, искусствоведы, журналисты, кинематографисты.
Сотрудники балхашского музея вспоминают Алана Георгиевича с уважением. К сожалению, не все его находки дошли до наших дней. Например, Саякский петроглифический памятник, который ученый так и не успел подробно описать, был разрушен из-за добычи меди в этом регионе.
- По подсказкам Алана Георгиевича мы отправились в экспедицию в район Саяка, - говорит старший научный сотрудник Балхашского историко-краеведческого музея Даулет Кожаков. - Мы не нашли ни один из тех комплексов, которые описал в своих отчетах и дневниках Алан Медоев.
В музее остались лишь небольшие каменные фрагменты с рисунками, которые были подарены Аланом Медоевым, а также сдавались в фонды как случайные находки геологов, работающих в этом регионе.
Надписи показывают, как жители Сарыарки из первобытных людей постепенно превращались в кочевников и воинов. Рассматривая их, можно узнать, какие животные водились несколько тысяч лет назад в казахской степи и какое значение им придавали люди.
Наиболее многочисленные наскальные изображения в Северном Прибалхашье сосредоточены на Бесобинской равнине, в басссейне реки Туранги, у родника Акшира, в горах Аркарлы, в долине Акозек (у гор Котанемель), горах Тесик-Тас и Караунгур.
Известно, что территорию Северного Прибалхашья человек начал заселять в период палеолита. Балхашские петроглифы рассказывают о жизни людей, живших 12-13 тысяч лет назад. Знакомство с первыми этапами в развитии искусства говорит о том, что центральной фигурой в Сарыарке очень долго были звери. Каждая отдельная культура создавала свои шедевры животного эпоса. Они интересны современникам не только потому, что воспроизводят ту далекую действительность, они рассказывают о представлении первобытного человека о мире, его взаимоотношениях с окружающей средой.
Образы животных волновали древнего человека, так как от изобилия мяса и шкур зависело благополучие человеческого коллектива. Поэтому они так часто встречаются на «полотнах» первобытных художников. Эти фигуры статичны, массивны, многочисленны. В то время в степях Северного Прибалхашья обитали бизоны, носороги, быки, туры.
В петроглифах эпохи неолита прослеживается культ таких животных, как медведь и волк. На гравюре «Анималистическая композиция с пятипалым волком» отражено поклонение ему как тотему. На это указывает то, что животное изображено с некоторыми отклонениями от природной конституции.
В дополнение к петроглифам на выставке собраны артефакты, изображенные на петроглифах или связанные с ними, из собраний реконструкции К.Алтынбекова, а также вооружение казахских батыров, созданное балхашским мастером-прикладником А. Лучшевым.

Фото Линара Галимова

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Гордость золотой степи 22.02.2018

    Неизгладимый след в истории Казахстана оставил вещий певец, искусный оратор, главный идеолог и советник Абылай хана, политический деятель и дипломат своего времени, выдающийся представитель духовной жизни казахского народа Бухар жырау Калкаманулы.

  • Тайны латинского алфавита 20.02.2018

    Переход на латиницу - это не просто перевести государственный язык на новый алфавит. Латиница подразумевает в первую очередь фундаментальную реформу казахского языка, которая затронет созвучие казахского слова, морфемную и слоговую структуру, правильный перенос и ритмику речи. Это значит, что язык изменится от фонетики до синтаксиса. Поэтому введение нового алфавита уже сегодня стало весьма сложным процессом, требующим много времени. Так считает казахстанский ученый, исследователь Института языкознания им. А. Байтурсынова НАН РК, доктор филологических наук Алимхан Жунисбеков.

  • Шешенкара на берегу Нуры 20.02.2018

    Начальные архивные сведения про приметную в степи сопку Шешенкара можно отнести к 12 октября 1837 года. Старший султан Каркаралинского приказа Турсун Чингизов, поручик Сагандык Сиванбаев и заседатель Избасар Алдабергенов подписали документ торгово-промышленного плана. В нем отмечено, что «летние кочевки по речке Алтынсу, урочищу Джангызшокы, места Аширит повыше горы Чеченгары» уступаются горнопромышленнику С.И. Попову до выработки найденных там руд. Здесь проводили лето казахи Кара-Айтымбетовской волости во главе с султаном Тауке Букеевым. Указаны жайляу по Большой Нуре в урочищах «Кос Агач, Акташ, Чечень, Ботагоз, Джаур, Сункар». Как видно, сегодняшний поселок Ботакара имел и другое рекламное имя - Ботагоз. Но здесь важно, что и Шешенкара, и Ботакара издавна составляли единый степной дом из двух равноценных шаныраков.

  • Султаны и бии Беркаринской волости: 1878-1919 годы 13.02.2018

    (Окончание. Начало в №17 от 10.02.2018 г.)

    С 14 декабря 1913 года - волостной Жусупбек Токбергенов, заместитель волостного Хасенхан Сарлыбаев, потом Бейбол Корсакбаев. Народные судьи и их заместители в аулах: № 1 – султан Жусуп Омарханов и Кали Сасыманов, № 2 – Ержан Тасымов и Ахмет Смаилов, № 3 – Сулеймен Шантин и Жусуп Шантин, № 4 – Толеген Токбергенов и Токберген Жумагулов, № 5 – Байтуган Кулшыманов и Монек Машеков, № 6 – Тати Еркебаев и Еркебай Бейсекин, № 7 – Нурбай Борлыбаев и Итеген Токтакушуков, № 8 – Китан Крымхожин и Байжан Казыбеков, № 9 – Жусуп Омаров и Капас Шадыров, № 10 – Дюсенбай Коржунбаев.

  • Выросший в степи 13.02.2018

    Встреча-воспоминание состоялась в Карагандинском областном историко-краеведческом музее в рамках реализации программы «Рухани жаңғыру». На посвященном Дню города событии открылась выставка «Қазыналы кенді қала» и прошла встреча под названием «Город в степи». Гости - молодежь - ознакомились с архивными документами и материалами о развитии Караганды, жизни города в годы Великой Отечественной войны, в послевоенный период. Среди объемных экспонатов выставки были представлены шахтерское снаряжение, комплекс геолога И.В. Орлова, реликвии военных лет, предметы быта советского периода и продукция современных промышленных предприятий.

  • Султаны и бии Беркаринской волости: 1878-1919 годы 10.02.2018

    Чтобы проникнуть к далеким именам, откроем дневник писателя М.М. Пришвина (1873-1954) за 24 августа 1909 года. Столичный журналист из «Русских ведомостей» в уездном Каркаралинске ведет сбор народных преданий и обычаев казахов. В лавке мелкого торговца Л.И. Дебогана местный интеллигент «Абабакарим» Курманов пересказал ему в своем варианте далекую поэму про красавицу Баян Сулу. Собеседник Аубакир Курманов – житель Беркаринской волости. Его зимовка Иткара на речушке Карасу находилась в 35 верстах от города и относилась к аулу № 1. Население - 32 человека. Имели 107 лошадей, 63 рогатых, 3 верблюда. Сена заготавливали 555 копен.

  • Кандыколь - Озерное - Бухар-жырау: 1907-1950 08.02.2018

    Окончание. Начало в №№ от 16.01, 18.01, 23.01, 6.02.2018 г.

  • Неизвестные страницы 08.02.2018

    Заместитель директора музея изобразительного искусства Темиргали Аршабеков заинтересовался вкладом представителей движения партии «Алаш» в процесс перехода с арабской вязи на латиницу в Казахстане в тридцатые годы прошлого столетия.

15 февраля - день вывода войск из Афганистана

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА и Линара ГАЛИМОВА