25 июля 2017 года 840

Каменная галерея

Автор: Нина КРАМЕР

Когда охотника начали изображать с луком и стрелами? Жили ли в Сарыарке бизоны и туры? И что было самым желанным в жизни древнего человека? На эти и другие вопросы отвечает выставка «Наскальные изображения Прибалхашья» на Неделе музеев Карагандинской области в рамках реализации программы «Туған жер» и 85-летия Карагандинского областного историко-краеведческого музея.

Впервые широкому кругу карагандинцев представлено изобразительное искусство, создававшееся несколько тысяч лет назад народами, населявшими юг и юго-восточную окраину Сарыарки. На выставке в областном историко-краеведческом музее были представлены наскальные рисунки, датируемые от позднего палеолита до раннего железного века, обнаруженные на территории Юго-Западного и Северного Прибалхашья.
Представители Балхашского городского историко-краеведческого музея привезли в Караганду подлинники петроглифов на осколках скал. Но основную массу экспонатов составили картины художника-историка Аркадия Горбатова, которые состоят из копий наскальных рисунков.
Александр Евгеньевич Горбатов первым в Казахстане обратился к искусству древних, разглядев его в каменных изваяниях, наскальных рисунках, мавзолеях, мечетях и других памятниках прошлого. Наследие художника составляет более 1000 работ, многие из которых приобретены музеями города Алматы (Государственный музей Республики Казахстан, музей истории города Алматы), Атырау, Балхаша, Аркалыка, Моравского музея человека в Брно, а также частными коллекционерами России, Франции, Германии, США, Турции и Китая.
Александр Горбатов участвовал в экспедициях геолога и археолога Алана Медоева, который в свое время создал концепцию балхашского музея. Медоев открыл и исследовал палеолитические памятники мирового значения в Центральном Казахстане: Семизбуге, Туранге, Хантау, Чингизе. Одновременно он начал заниматься изучением первобытного искусства (петроглифов, скульптуры), проблемами цивилизации номадов, казахского изобразительного искусства и архитектуры. Неудивительно, что к Алану Георгиевичу тянулись люди самых разных профессий: архитекторы, художники, искусствоведы, журналисты, кинематографисты.
Сотрудники балхашского музея вспоминают Алана Георгиевича с уважением. К сожалению, не все его находки дошли до наших дней. Например, Саякский петроглифический памятник, который ученый так и не успел подробно описать, был разрушен из-за добычи меди в этом регионе.
- По подсказкам Алана Георгиевича мы отправились в экспедицию в район Саяка, - говорит старший научный сотрудник Балхашского историко-краеведческого музея Даулет Кожаков. - Мы не нашли ни один из тех комплексов, которые описал в своих отчетах и дневниках Алан Медоев.
В музее остались лишь небольшие каменные фрагменты с рисунками, которые были подарены Аланом Медоевым, а также сдавались в фонды как случайные находки геологов, работающих в этом регионе.
Надписи показывают, как жители Сарыарки из первобытных людей постепенно превращались в кочевников и воинов. Рассматривая их, можно узнать, какие животные водились несколько тысяч лет назад в казахской степи и какое значение им придавали люди.
Наиболее многочисленные наскальные изображения в Северном Прибалхашье сосредоточены на Бесобинской равнине, в басссейне реки Туранги, у родника Акшира, в горах Аркарлы, в долине Акозек (у гор Котанемель), горах Тесик-Тас и Караунгур.
Известно, что территорию Северного Прибалхашья человек начал заселять в период палеолита. Балхашские петроглифы рассказывают о жизни людей, живших 12-13 тысяч лет назад. Знакомство с первыми этапами в развитии искусства говорит о том, что центральной фигурой в Сарыарке очень долго были звери. Каждая отдельная культура создавала свои шедевры животного эпоса. Они интересны современникам не только потому, что воспроизводят ту далекую действительность, они рассказывают о представлении первобытного человека о мире, его взаимоотношениях с окружающей средой.
Образы животных волновали древнего человека, так как от изобилия мяса и шкур зависело благополучие человеческого коллектива. Поэтому они так часто встречаются на «полотнах» первобытных художников. Эти фигуры статичны, массивны, многочисленны. В то время в степях Северного Прибалхашья обитали бизоны, носороги, быки, туры.
В петроглифах эпохи неолита прослеживается культ таких животных, как медведь и волк. На гравюре «Анималистическая композиция с пятипалым волком» отражено поклонение ему как тотему. На это указывает то, что животное изображено с некоторыми отклонениями от природной конституции.
В дополнение к петроглифам на выставке собраны артефакты, изображенные на петроглифах или связанные с ними, из собраний реконструкции К.Алтынбекова, а также вооружение казахских батыров, созданное балхашским мастером-прикладником А. Лучшевым.

Фото Линара Галимова

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Актуальное красноречие 21.11.2017

    Как правильно использовать нетленное наследие Казыбек би? И передался ли его бесценный дар ораторского мастерства потомкам? В Доме дружбы Караганды в рамках программы «Рухани жаңғыру» впервые в регионе состоялся республиканский конкурс ораторского искусства «Даналар сөзі – ақылдың көзі», приуроченный к 350-летию Каздауысты Казыбек би.

  • Осакаровские первоисточники 16.11.2017

    Районный центр посёлок Осакаровка перешагнул своё 107-летие. Об этом свидетельствуют документы Российской национальной публичной библиотеки (г. Санкт-Петербург). Здесь хранятся полные комплекты издаваемой до революции в Омске газеты «Акмолинские областные ведомости», где читаем:

    Журнальным постановлением общего присутствия Акмолинского областного правления от 11 августа 1910 года и утвержденного генерал-губернатором 19 августа 1910 года приказом №5974 определено: ввести сельское общественное управление на участке Четке-Булак, присоединив последнее в административном отношении к составу Вишневской волости и наименовав его селением Осокаровка.

  • О новом алфавите - подробно 14.11.2017

    Обсуждение латинского алфавита в нашей области продолжается: встречи проходят не только в областном центре, но и в городах-спутниках Караганды. На днях они состоялись в Темиртау и Шахтинске.

  • Далекие бии Кувской волости: 1872 – 1916 годы 14.11.2017

    Всегда существует надежды маленькая нить, что давние встречи, как и звезды небесных книг, не должны погаснуть даже на самом простом краеведческом небосклоне. Обращаюсь сегодня к теме коллективизации степных хозяйств Сарыарки тридцатых годов. Колхозная проблема уже с самого начала оказалась драматичной. Лишившись скота и имущества, потеряв близких, бывшие состоятельные люди в чине бедноты устремились в невозвратную даль - на стройки Караганды, Балхаша, Семизбугы. Так ликвидированный класс баев и биев вместе с коммунистами принял на свои плечи тяжелую ношу индустриализации.

  • Точка отсчета 11.11.2017

    С Х по ХХ века, с момента принятия ислама, в казахском языке использовался арабский алфавит, а в 1929 году ЦИК Казахской ССР принял постановление «О внедрении единого тюркского алфавита» на основе латиницы. И только в 1940 году произошел переход казахской письменности к алфавиту на кириллице.

  • Требование современности 11.11.2017

    Следуя реалиям времени, казахский народ в течение прошлого и нынешнего веков менял алфавит трижды. В период 1929-1940 годов официально использовался латинский алфавит, с его помощью издавались правительственные постановления, печатались государственные издания, издавалась художественная литература и т.д. 

  • Ботаники Великой степи 11.11.2017

    Постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 декабря 1998 года был создан Каркаралинский государственный национальный природный парк. На его территории площадью в 90 323 гектара обитают 114 видов птиц, 40 видов млекопитающих. Наблюдается многообразие растений. Их насчитывается 742 вида, относящихся к 93 семействам и 326 родам. Из этого числа 66 видов отнесены к редким и исчезающим. Сам парк, как и его окрестности, изобилует легендами, сказаниями, археологическими и геологическими памятниками.

  • Гостеприимство степи 09.11.2017

    Казахстанцы с успехом «завоевывают» разные страны. Вполне освоились в Турции и Таиланде, Индии и Китае, во всех уголках Европы. Не пора ли самим проявить должное гостеприимство? Тем более что эта наша национальная черта может стать серьезной статьей доходов как для всего государства, так и для каждого региона и конкретных семей.