22 июля 2017 года 771

Длинная дорога жизни

Автор: Нина КРАМЕР

В центре традиционной казахской правовой системы всегда находилась особая социальная категория - бии, олицетворявшие судебную власть, законодателя, образец справедливости и образованности. Документальные материалы о них ограничены, зато сохранились устные повествования, передаваемые из поколения в поколение. Недаром фигуры трех великих биев считаются легендарными. Ученые и исследователи собирали материал о них по крупицам, им очень помогали народные предания и притчи.

Каздауысты Казыбек (Казыбек звонкоголосый) вошел в историю как человек, сумевший добиться мира между казахскими и калмыцкими племенами и успешно выполнивший сложную миссию посла. Согласно преданию в юном возрасте в составе посольской делегации, возглавляемой Тайкельтиром би, он ездил к калмыцкому хану Галдану, где отличился смелостью и показал незаурядный дар оратора. В значительной мере благодаря Казыбеку казахские послы вели переговоры на равных и вернулись на родину вместе с освобожденными из калмыцкого плена людьми и скотом. Об этом пишет в своей книге «Казахское народное ораторское искусство» известный литературовед и фольклорист Балтабай Адамбаев.
Чокан Уалиханов так вспоминал о Каздауысты Казыбеке в своей заметке «Исторические легенды о батырах ХVIII века»: «Когда спросили у Аблая, кого из батыров уважают из всех жузов, он отвечал: «Из предшествовавших мне мужей двое заслуживают удивления: Казыбек каракесек, который возвратил от Галдана 90 своих пленных, и Дерпсалы из рода уак, возвративший своих пленных. Первый взял просьбой и был сам у Галдана, а последний устрашил врага, сидя в своем ауле».
Казыбек был одним из сторонников мирного соседства казахов с русскими. Известна еще одна притча о том, как влиятельные представители трех жузов обсуждали вопрос о появлении русских переселенцев на берегах Сырдарьи. Некоторые предлагали вступить с ними в вооруженные столкновения.
- Подстрелить бы лебедя на этом озере! - сказал Толе би из Старшего жуза.
- Как бы не промахнуться и не попасть в воду, - ответил Айтеке би из Младшего жуза.
- Как бы не накликать беду, застрелив дочь пери, приняв ее за лебедя! – добавил Казыбек би из Среднего жуза.
Скудные документальные данные при сопоставлении с устными сказаниями говорят о том, что предания, передаваемые из уст в уста, - не просто народная выдумка или искаженная интерпретация происходящих событий.
«Народная память в фольклоре и шежире сохранила Казыбек би, которого слушали ханы и султаны и которому зачастую отдавали пальму первенства Толе би и Айтеке би. Документальные источники российских архивов подтверждают политический вес и влияние бия Среднего жуза в развязке сложных коллизий в судьбе казахского народа», - писал журналист и литератор Марал Хасен в своей статье «Выдающийся мыслитель, судья, дипломат» в газете «Индустриальная Караганда» от 17 марта 2001 года.
И другие заинтересованные персоной Казыбек би исследователи придерживаются мнения, что притчи и легенды о Казыбек би находят подтверждение в документальных источниках.
К примеру, академик Салык Зиманов писал, что Казыбек би в Среднем жузе, как Толе би в Старшем, считался «самосильнейшим». В одном официальном донесении русского представителя, относящемся к 1763 году, сказано, что Казыбек би «в Средней орде за главного судью почитают и которому сам Абулмамбет-хан, так и Аблай и прочих улусов султаны, знатные старшины для всякого совету всегда и почти каждогодно приезжают и без его согласия ничего знатного не приемлют».
«Этой исторической памятливости казахов я поражаюсь, - признавался известный казахстанский публицист и переводчик Герольд Бельгер. - Лишенный в течение веков письменности, зафиксированной печатно истории, архива, надежной документации, кочевник придавал исключительное значение родовой памяти, родовому древу по отцовской и материнской линиям, знанию семейных и родственных уз, устной шежере-летописи…»
Балтабай Адамбаев в своей книге «Казахское народное ораторское искусство» приводит слова потомка младшего сына Казыбек би. Житель бывшего совхоза «Киргизия» Каркаралинского района Сеилхан Досымаков рассказал: «Казыбек в преклонном возрасте во главе рода каракесек поселился в горах Семиз-Бугылы, у родника Теректы. Он скончался на 98-м году жизни. Было это в пору зимнего забоя скота. Его сын Бекболат велел поставить юрту для отца, в середине ее водрузить четыре камня и на них построить площадку. По его велению сшили для покойника кожаный саван. Тело Казыбека продержали на площадке четыре месяца. Когда сошел снег, тело положили в гроб и повезли на конях в Туркестан, где он и был похоронен в мавзолее Азрет Султана.
Исследователь полагает, что, когда Казыбек был еще молод, род каракесек кочевал по берегам Сырдарьи. Доказательством этому служит песня из поминального плача его дочери Манакан: «Тебе не понравились берега Сырдарьи, в поисках удобного места для скота ты повел толпы казахов и дал им место в Сарыарке».
По мнению ученых, таким образом, Казыбек повел соплеменников в Сарыарку, спасаясь от беспрестанных набегов джунгар. Для казахов ХVII век, который почти целиком прожил легендарный бий, был очень тяжелым периодом. Расчлененную на отдельные роды и раздираемую междоусобицами страну оккупировали подстрекаемые честолюбивыми мыслями ханы: с востока - джунгарский, с запада - калмыцкий, с юга - Кокандское ханство. Оказавших сопротивление истребляли, забирали их скот и имущество. Были захвачены Присырдарьинский, Каратауский, Семиреченский края. Аульчане, чудом уцелевшие после кровавых набегов, бежали в степи, пустыни, покидая пахотные земли и сенокосные угодья, города и зимовья. Люди и скот погибали от голода, джута, эпидемий. В ту тяжелую пору наиболее дальновидные предводители народа, такие как Казыбек, думали о судьбе своего народа.
Казыбек би активно способствовал присоединению Среднего жуза к России и твердо верил, что Российская империя защитит казахов от нападения и насилия со стороны враждебных ханств. Он призывал к добрососедским отношениям со всеми окружающими казахов народами. Это характеризует его как передового мыслителя своего времени и выдающегося общественного деятеля, верно оценивавшего политические перспективы.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Доктор, почитай-ка 21.09.2017

    Открыть доступ медикам области к богатому книжному фонду вуза предлагают в Карагандинском государственном медицинском университете.  Здесь находится единственная в регионе крупная медицинская библиотека с общим количеством 600 тысяч экземпляров учебников, монографий, справочников, периодических и электронных изданий. Их пользователями долгое время были студенты, преподаватели, медицинские работники, проходившие специализацию в вузе на факультете непрерывного профессионального развития, а также всем практикующим докторам необходимо постоянно пользоваться литературой, чтобы обновлять теоретический запас и получать новую информацию как по своей, так и смежным специальностям. 

  • Депозит в будущее 21.09.2017

    Переход казахской письменности с кириллицы на латиницу, который ждет нашу страну в ближайшие годы, станет пятой попыткой модернизации языка в Казахстане, однако первой, продиктованной не чьей-то политической волей, а исключительно прагматизмом и перспективой на будущее. С новым алфавитом казахстанцам будет легче интегрироваться в мировое пространство и стать конкурентоспособной страной.

  • От Монголии до Улытау 21.09.2017

    Стартовал второй этап III международной экспедиции «От Хэнтэя до Улытау - возрождение исторической памяти» Международной тюркской академии (TWESCO). Делегация во главе с президентом академии Дарханом Кыдырали посетила Карагандинскую область.

  • Гости из прошлого 21.09.2017

    В центральной городской библиотеке города Приозерска открыта книжная выставка на тему «Латын әліпбиі әлеммен қауыштырады». На ней представлены учебники, художественная и зарубежная литература, периодические издания, выпущенные на латинице в период с 1930-го по 1940 год в Алматы.

  • Язык - история народа 19.09.2017

    Премии к Дню языков народа Казахстана вручил аким Караганды представителям этнокультурных объединений и центров. Исторически сложилось так, что на территории Казахстана помимо казахского и русского действует и развивается более 100 языков. Иначе в многонациональном государстве и быть не может. Немаловажная роль в этом процессе отводится этнокультурным объединениям. Их весомый вклад был отмечен акимом Караганды Нурланом Аубакировым на церемонии вручения премии, приуроченной к Дню языков народа Казахстана. 

  • Ключ к развитию 06.09.2017

    Недавно Глава государства предложил проект «Новое гуманитарное знание. 100 новых учебников на казахском языке». В рамках проекта в том числе будет обеспечен перевод на казахский язык ста лучших учебников мира по всем направлениям гуманитарного знания, и уже создано негосударственное Национальное бюро переводов.

  • Навстречу всему миру 19.09.2017

    Идея системного перехода казахского языка на латиницу имеет под собой длительную и поэтапную подготовку. Это один из самых реальных шансов транслировать историю и культуру казахского народа на весь мир.

  • Веление времени 16.09.2017

    В Темиртау и пос. Актау проходит общественное обсуждение модернизации государственного языка и переход его на латиницу. Эта тема активно обсуждалась на встрече с представителями отдела образования и здравоохранения, городского совета ветеранов и совета аксакалов, этнокультурных объединений. С разъяснениями выступили руководители городского отдела внутренней политики Динара Жунусова и городского центра развития языков Меруерт Ахметжанова. 

"Астана ЭКСПО-2017"