22 июля 2017 года 1191

Длинная дорога жизни

Автор: Нина КРАМЕР

В центре традиционной казахской правовой системы всегда находилась особая социальная категория - бии, олицетворявшие судебную власть, законодателя, образец справедливости и образованности. Документальные материалы о них ограничены, зато сохранились устные повествования, передаваемые из поколения в поколение. Недаром фигуры трех великих биев считаются легендарными. Ученые и исследователи собирали материал о них по крупицам, им очень помогали народные предания и притчи.

Каздауысты Казыбек (Казыбек звонкоголосый) вошел в историю как человек, сумевший добиться мира между казахскими и калмыцкими племенами и успешно выполнивший сложную миссию посла. Согласно преданию в юном возрасте в составе посольской делегации, возглавляемой Тайкельтиром би, он ездил к калмыцкому хану Галдану, где отличился смелостью и показал незаурядный дар оратора. В значительной мере благодаря Казыбеку казахские послы вели переговоры на равных и вернулись на родину вместе с освобожденными из калмыцкого плена людьми и скотом. Об этом пишет в своей книге «Казахское народное ораторское искусство» известный литературовед и фольклорист Балтабай Адамбаев.
Чокан Уалиханов так вспоминал о Каздауысты Казыбеке в своей заметке «Исторические легенды о батырах ХVIII века»: «Когда спросили у Аблая, кого из батыров уважают из всех жузов, он отвечал: «Из предшествовавших мне мужей двое заслуживают удивления: Казыбек каракесек, который возвратил от Галдана 90 своих пленных, и Дерпсалы из рода уак, возвративший своих пленных. Первый взял просьбой и был сам у Галдана, а последний устрашил врага, сидя в своем ауле».
Казыбек был одним из сторонников мирного соседства казахов с русскими. Известна еще одна притча о том, как влиятельные представители трех жузов обсуждали вопрос о появлении русских переселенцев на берегах Сырдарьи. Некоторые предлагали вступить с ними в вооруженные столкновения.
- Подстрелить бы лебедя на этом озере! - сказал Толе би из Старшего жуза.
- Как бы не промахнуться и не попасть в воду, - ответил Айтеке би из Младшего жуза.
- Как бы не накликать беду, застрелив дочь пери, приняв ее за лебедя! – добавил Казыбек би из Среднего жуза.
Скудные документальные данные при сопоставлении с устными сказаниями говорят о том, что предания, передаваемые из уст в уста, - не просто народная выдумка или искаженная интерпретация происходящих событий.
«Народная память в фольклоре и шежире сохранила Казыбек би, которого слушали ханы и султаны и которому зачастую отдавали пальму первенства Толе би и Айтеке би. Документальные источники российских архивов подтверждают политический вес и влияние бия Среднего жуза в развязке сложных коллизий в судьбе казахского народа», - писал журналист и литератор Марал Хасен в своей статье «Выдающийся мыслитель, судья, дипломат» в газете «Индустриальная Караганда» от 17 марта 2001 года.
И другие заинтересованные персоной Казыбек би исследователи придерживаются мнения, что притчи и легенды о Казыбек би находят подтверждение в документальных источниках.
К примеру, академик Салык Зиманов писал, что Казыбек би в Среднем жузе, как Толе би в Старшем, считался «самосильнейшим». В одном официальном донесении русского представителя, относящемся к 1763 году, сказано, что Казыбек би «в Средней орде за главного судью почитают и которому сам Абулмамбет-хан, так и Аблай и прочих улусов султаны, знатные старшины для всякого совету всегда и почти каждогодно приезжают и без его согласия ничего знатного не приемлют».
«Этой исторической памятливости казахов я поражаюсь, - признавался известный казахстанский публицист и переводчик Герольд Бельгер. - Лишенный в течение веков письменности, зафиксированной печатно истории, архива, надежной документации, кочевник придавал исключительное значение родовой памяти, родовому древу по отцовской и материнской линиям, знанию семейных и родственных уз, устной шежере-летописи…»
Балтабай Адамбаев в своей книге «Казахское народное ораторское искусство» приводит слова потомка младшего сына Казыбек би. Житель бывшего совхоза «Киргизия» Каркаралинского района Сеилхан Досымаков рассказал: «Казыбек в преклонном возрасте во главе рода каракесек поселился в горах Семиз-Бугылы, у родника Теректы. Он скончался на 98-м году жизни. Было это в пору зимнего забоя скота. Его сын Бекболат велел поставить юрту для отца, в середине ее водрузить четыре камня и на них построить площадку. По его велению сшили для покойника кожаный саван. Тело Казыбека продержали на площадке четыре месяца. Когда сошел снег, тело положили в гроб и повезли на конях в Туркестан, где он и был похоронен в мавзолее Азрет Султана.
Исследователь полагает, что, когда Казыбек был еще молод, род каракесек кочевал по берегам Сырдарьи. Доказательством этому служит песня из поминального плача его дочери Манакан: «Тебе не понравились берега Сырдарьи, в поисках удобного места для скота ты повел толпы казахов и дал им место в Сарыарке».
По мнению ученых, таким образом, Казыбек повел соплеменников в Сарыарку, спасаясь от беспрестанных набегов джунгар. Для казахов ХVII век, который почти целиком прожил легендарный бий, был очень тяжелым периодом. Расчлененную на отдельные роды и раздираемую междоусобицами страну оккупировали подстрекаемые честолюбивыми мыслями ханы: с востока - джунгарский, с запада - калмыцкий, с юга - Кокандское ханство. Оказавших сопротивление истребляли, забирали их скот и имущество. Были захвачены Присырдарьинский, Каратауский, Семиреченский края. Аульчане, чудом уцелевшие после кровавых набегов, бежали в степи, пустыни, покидая пахотные земли и сенокосные угодья, города и зимовья. Люди и скот погибали от голода, джута, эпидемий. В ту тяжелую пору наиболее дальновидные предводители народа, такие как Казыбек, думали о судьбе своего народа.
Казыбек би активно способствовал присоединению Среднего жуза к России и твердо верил, что Российская империя защитит казахов от нападения и насилия со стороны враждебных ханств. Он призывал к добрососедским отношениям со всеми окружающими казахов народами. Это характеризует его как передового мыслителя своего времени и выдающегося общественного деятеля, верно оценивавшего политические перспективы.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • В поисках истины 21.06.2018

    Всемирно известная писательница и религиовед Карен Армстронг в молодости 7 лет провела в монастыре. А когда некоторое время спустя она решилась писать о религии, ей советовали оставить эту затею, поскольку на работы подобной тематики нет спроса.  Теперь на ее счету книги, которые переведены на 40 языков мира. В их числе «История Бога: 4000 лет исканий в иудаизме, христианстве и исламе», которая была переведена на государственный язык по проекту «100 новых учебников на казахском языке». Всемирную известность Карен Армстронг обрела именно после публикации книги “История Бога” в 1993 году. В ней писательница делала упор на выявление таких общих черт авраамических религий, как важность сочувствия к ближнему и общего золотого правила нравственности. 

  • Сакральное наследие Сарыарки 21.06.2018

    Даже погода благоволила тем утром путешественникам, собравшимся в минувший понедельник в дальнюю дорогу с просветительской миссией. Проливной дождь закончился, тучи разошлись, и под лучами яркого солнца карагандинцы провожали от Дома дружбы участников экспедиции «Ұлы дала елі» по сакральным местам Бухаржырауского, Каркаралинского, Шетского и Актогайского районов Карагандинской области.

  • Народная память 21.06.2018

    В центральной городской библиотеке имени М.О. Ауэзова в рамках реализации программы «Рухани жаңғыру» был проведен юбилейный вечер «Арқа данышпаны», посвященный 350-летию со дня рождения Бухар жырау Калкаманулы. На мероприятие были приглашены учащиеся школ, писатели, публицисты, ученые, читатели библиотеки. Вечер-портрет был разделен на три блока. Первый посвятили анализу политической деятельности Бухар жырау во времена семи ханов, во втором говорили о творчестве великого сына казахской степи и в третьей учащиеся школы искусств поселка Ботакара представили свои музыкальные номера, а также театрализованную постановку «Разговор Бухар жырау с Аблайханом».

  • Путь к известности 19.06.2018

    Определились трое победителей областного тура мегапроекта «Men qazaqpyn», которые будут представлять наш регион на республиканском этапе конкурса в Астане. В финале регионального тура приняли участие 30 исполнителей традиционной национальной песни, кюев и терме в возрасте от 18 до 40 лет. Это и начинающие артисты, и опытные участники, которые побывали на конкурсах республиканского и международного масштаба и сами руководят в районах различными музыкальными классами и кружками.

  • Эпохальный проспект 19.06.2018

    В 50-е годы в Караганде появляется еще одна площадь. Во главе Союза - Сталин, и на проспекте его имени нужен самый красивый Дворец культуры. Кого в архитекторы? Иосифа Бреннера, а в помощники - его коллегу Я. Яноша.
    Дворец имеет классическую основу. Высокие колонны, высокий антаблемент и фигуры наверху - известный прием, говорит почетный архитектор С. Лебедев. Но нужно было снабдить его национальными деталями. Как соединить Восток и классику? Появились восточные узоры между колоннами и фасадом, а также в обрамлении окон.

  • Хлеборобы Каркаралы 19.06.2018

    У подножия лесистых Кувских гор высотой 1366 м.н.у.м. расположено одно из старейших сел области - Егиндыбулак (в переводе с казахского - Урожайный ручей). Издавна притягивали эти места людей. Живописная природа, обильные пастбища, родники и небольшие речушки способствовали развитию скотоводства. Впоследствии здесь возник один из очагов земледелия Центрального Казахстана. Обильные урожаи посевных культур по берегам ключей определили и название местности.

  • Достояние республики 16.06.2018

    Телевизионный проект «Мен қазақпын» уже обрел своих финалистов. Лучшие исполнители традиционной песни, кюя и терме, которых выберут 16 июня в стенах Дворца горняков, отправятся в столицу представлять Карагандинский регион. Напомним, что цель проекта «Мен қазақпын» - популяризация казахского народного творчества, традиционной песни, кюя и терме, и именно в этих трех жанрах проходят состязания. Финальные отборы «Мен қазақпын» на уровне республики будут транслироваться в прямом эфире канала «Казахстан», областным филиалом которого является Карагандинский канал «Saryarqa», тоже поддерживающий проект. Зрителям представится шанс увидеть республиканское соревнование с сентября по 16 декабря этого года. Таким образом пропагандируются не только национальные ценности, но и лучшие произведения народного искусства.

  • Экономика на примерах 16.06.2018

    Серию из 18 новых учебников, переведенных на государственный язык, уже презентовали в вузах по всей стране в рамках программы «100 новых учебников». Одним из них стало издание «Экономика» Грегори Мэнкью и Марка Тейлора, рекомендованное известнейшими мировыми университетами - Оксфордом и Кембриджем. «Экономика. Четвертое издание» - это адаптация классического труда Г. Мэнкью, и главным преимуществом учебника является то, что автор объясняет науку с точки зрения читателя. Издание имеет прикладной характер и описывается как бизнес-ориентированное, а написанный текст доступно объясняет политику и экономическую теорию.