22 июля 2017 года 1030

Длинная дорога жизни

Автор: Нина КРАМЕР

В центре традиционной казахской правовой системы всегда находилась особая социальная категория - бии, олицетворявшие судебную власть, законодателя, образец справедливости и образованности. Документальные материалы о них ограничены, зато сохранились устные повествования, передаваемые из поколения в поколение. Недаром фигуры трех великих биев считаются легендарными. Ученые и исследователи собирали материал о них по крупицам, им очень помогали народные предания и притчи.

Каздауысты Казыбек (Казыбек звонкоголосый) вошел в историю как человек, сумевший добиться мира между казахскими и калмыцкими племенами и успешно выполнивший сложную миссию посла. Согласно преданию в юном возрасте в составе посольской делегации, возглавляемой Тайкельтиром би, он ездил к калмыцкому хану Галдану, где отличился смелостью и показал незаурядный дар оратора. В значительной мере благодаря Казыбеку казахские послы вели переговоры на равных и вернулись на родину вместе с освобожденными из калмыцкого плена людьми и скотом. Об этом пишет в своей книге «Казахское народное ораторское искусство» известный литературовед и фольклорист Балтабай Адамбаев.
Чокан Уалиханов так вспоминал о Каздауысты Казыбеке в своей заметке «Исторические легенды о батырах ХVIII века»: «Когда спросили у Аблая, кого из батыров уважают из всех жузов, он отвечал: «Из предшествовавших мне мужей двое заслуживают удивления: Казыбек каракесек, который возвратил от Галдана 90 своих пленных, и Дерпсалы из рода уак, возвративший своих пленных. Первый взял просьбой и был сам у Галдана, а последний устрашил врага, сидя в своем ауле».
Казыбек был одним из сторонников мирного соседства казахов с русскими. Известна еще одна притча о том, как влиятельные представители трех жузов обсуждали вопрос о появлении русских переселенцев на берегах Сырдарьи. Некоторые предлагали вступить с ними в вооруженные столкновения.
- Подстрелить бы лебедя на этом озере! - сказал Толе би из Старшего жуза.
- Как бы не промахнуться и не попасть в воду, - ответил Айтеке би из Младшего жуза.
- Как бы не накликать беду, застрелив дочь пери, приняв ее за лебедя! – добавил Казыбек би из Среднего жуза.
Скудные документальные данные при сопоставлении с устными сказаниями говорят о том, что предания, передаваемые из уст в уста, - не просто народная выдумка или искаженная интерпретация происходящих событий.
«Народная память в фольклоре и шежире сохранила Казыбек би, которого слушали ханы и султаны и которому зачастую отдавали пальму первенства Толе би и Айтеке би. Документальные источники российских архивов подтверждают политический вес и влияние бия Среднего жуза в развязке сложных коллизий в судьбе казахского народа», - писал журналист и литератор Марал Хасен в своей статье «Выдающийся мыслитель, судья, дипломат» в газете «Индустриальная Караганда» от 17 марта 2001 года.
И другие заинтересованные персоной Казыбек би исследователи придерживаются мнения, что притчи и легенды о Казыбек би находят подтверждение в документальных источниках.
К примеру, академик Салык Зиманов писал, что Казыбек би в Среднем жузе, как Толе би в Старшем, считался «самосильнейшим». В одном официальном донесении русского представителя, относящемся к 1763 году, сказано, что Казыбек би «в Средней орде за главного судью почитают и которому сам Абулмамбет-хан, так и Аблай и прочих улусов султаны, знатные старшины для всякого совету всегда и почти каждогодно приезжают и без его согласия ничего знатного не приемлют».
«Этой исторической памятливости казахов я поражаюсь, - признавался известный казахстанский публицист и переводчик Герольд Бельгер. - Лишенный в течение веков письменности, зафиксированной печатно истории, архива, надежной документации, кочевник придавал исключительное значение родовой памяти, родовому древу по отцовской и материнской линиям, знанию семейных и родственных уз, устной шежере-летописи…»
Балтабай Адамбаев в своей книге «Казахское народное ораторское искусство» приводит слова потомка младшего сына Казыбек би. Житель бывшего совхоза «Киргизия» Каркаралинского района Сеилхан Досымаков рассказал: «Казыбек в преклонном возрасте во главе рода каракесек поселился в горах Семиз-Бугылы, у родника Теректы. Он скончался на 98-м году жизни. Было это в пору зимнего забоя скота. Его сын Бекболат велел поставить юрту для отца, в середине ее водрузить четыре камня и на них построить площадку. По его велению сшили для покойника кожаный саван. Тело Казыбека продержали на площадке четыре месяца. Когда сошел снег, тело положили в гроб и повезли на конях в Туркестан, где он и был похоронен в мавзолее Азрет Султана.
Исследователь полагает, что, когда Казыбек был еще молод, род каракесек кочевал по берегам Сырдарьи. Доказательством этому служит песня из поминального плача его дочери Манакан: «Тебе не понравились берега Сырдарьи, в поисках удобного места для скота ты повел толпы казахов и дал им место в Сарыарке».
По мнению ученых, таким образом, Казыбек повел соплеменников в Сарыарку, спасаясь от беспрестанных набегов джунгар. Для казахов ХVII век, который почти целиком прожил легендарный бий, был очень тяжелым периодом. Расчлененную на отдельные роды и раздираемую междоусобицами страну оккупировали подстрекаемые честолюбивыми мыслями ханы: с востока - джунгарский, с запада - калмыцкий, с юга - Кокандское ханство. Оказавших сопротивление истребляли, забирали их скот и имущество. Были захвачены Присырдарьинский, Каратауский, Семиреченский края. Аульчане, чудом уцелевшие после кровавых набегов, бежали в степи, пустыни, покидая пахотные земли и сенокосные угодья, города и зимовья. Люди и скот погибали от голода, джута, эпидемий. В ту тяжелую пору наиболее дальновидные предводители народа, такие как Казыбек, думали о судьбе своего народа.
Казыбек би активно способствовал присоединению Среднего жуза к России и твердо верил, что Российская империя защитит казахов от нападения и насилия со стороны враждебных ханств. Он призывал к добрососедским отношениям со всеми окружающими казахов народами. Это характеризует его как передового мыслителя своего времени и выдающегося общественного деятеля, верно оценивавшего политические перспективы.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Гордость золотой степи 22.02.2018

    Неизгладимый след в истории Казахстана оставил вещий певец, искусный оратор, главный идеолог и советник Абылай хана, политический деятель и дипломат своего времени, выдающийся представитель духовной жизни казахского народа Бухар жырау Калкаманулы.

  • Тайны латинского алфавита 20.02.2018

    Переход на латиницу - это не просто перевести государственный язык на новый алфавит. Латиница подразумевает в первую очередь фундаментальную реформу казахского языка, которая затронет созвучие казахского слова, морфемную и слоговую структуру, правильный перенос и ритмику речи. Это значит, что язык изменится от фонетики до синтаксиса. Поэтому введение нового алфавита уже сегодня стало весьма сложным процессом, требующим много времени. Так считает казахстанский ученый, исследователь Института языкознания им. А. Байтурсынова НАН РК, доктор филологических наук Алимхан Жунисбеков.

  • Шешенкара на берегу Нуры 20.02.2018

    Начальные архивные сведения про приметную в степи сопку Шешенкара можно отнести к 12 октября 1837 года. Старший султан Каркаралинского приказа Турсун Чингизов, поручик Сагандык Сиванбаев и заседатель Избасар Алдабергенов подписали документ торгово-промышленного плана. В нем отмечено, что «летние кочевки по речке Алтынсу, урочищу Джангызшокы, места Аширит повыше горы Чеченгары» уступаются горнопромышленнику С.И. Попову до выработки найденных там руд. Здесь проводили лето казахи Кара-Айтымбетовской волости во главе с султаном Тауке Букеевым. Указаны жайляу по Большой Нуре в урочищах «Кос Агач, Акташ, Чечень, Ботагоз, Джаур, Сункар». Как видно, сегодняшний поселок Ботакара имел и другое рекламное имя - Ботагоз. Но здесь важно, что и Шешенкара, и Ботакара издавна составляли единый степной дом из двух равноценных шаныраков.

  • Султаны и бии Беркаринской волости: 1878-1919 годы 13.02.2018

    (Окончание. Начало в №17 от 10.02.2018 г.)

    С 14 декабря 1913 года - волостной Жусупбек Токбергенов, заместитель волостного Хасенхан Сарлыбаев, потом Бейбол Корсакбаев. Народные судьи и их заместители в аулах: № 1 – султан Жусуп Омарханов и Кали Сасыманов, № 2 – Ержан Тасымов и Ахмет Смаилов, № 3 – Сулеймен Шантин и Жусуп Шантин, № 4 – Толеген Токбергенов и Токберген Жумагулов, № 5 – Байтуган Кулшыманов и Монек Машеков, № 6 – Тати Еркебаев и Еркебай Бейсекин, № 7 – Нурбай Борлыбаев и Итеген Токтакушуков, № 8 – Китан Крымхожин и Байжан Казыбеков, № 9 – Жусуп Омаров и Капас Шадыров, № 10 – Дюсенбай Коржунбаев.

  • Выросший в степи 13.02.2018

    Встреча-воспоминание состоялась в Карагандинском областном историко-краеведческом музее в рамках реализации программы «Рухани жаңғыру». На посвященном Дню города событии открылась выставка «Қазыналы кенді қала» и прошла встреча под названием «Город в степи». Гости - молодежь - ознакомились с архивными документами и материалами о развитии Караганды, жизни города в годы Великой Отечественной войны, в послевоенный период. Среди объемных экспонатов выставки были представлены шахтерское снаряжение, комплекс геолога И.В. Орлова, реликвии военных лет, предметы быта советского периода и продукция современных промышленных предприятий.

  • Султаны и бии Беркаринской волости: 1878-1919 годы 10.02.2018

    Чтобы проникнуть к далеким именам, откроем дневник писателя М.М. Пришвина (1873-1954) за 24 августа 1909 года. Столичный журналист из «Русских ведомостей» в уездном Каркаралинске ведет сбор народных преданий и обычаев казахов. В лавке мелкого торговца Л.И. Дебогана местный интеллигент «Абабакарим» Курманов пересказал ему в своем варианте далекую поэму про красавицу Баян Сулу. Собеседник Аубакир Курманов – житель Беркаринской волости. Его зимовка Иткара на речушке Карасу находилась в 35 верстах от города и относилась к аулу № 1. Население - 32 человека. Имели 107 лошадей, 63 рогатых, 3 верблюда. Сена заготавливали 555 копен.

  • Кандыколь - Озерное - Бухар-жырау: 1907-1950 08.02.2018

    Окончание. Начало в №№ от 16.01, 18.01, 23.01, 6.02.2018 г.

  • Неизвестные страницы 08.02.2018

    Заместитель директора музея изобразительного искусства Темиргали Аршабеков заинтересовался вкладом представителей движения партии «Алаш» в процесс перехода с арабской вязи на латиницу в Казахстане в тридцатые годы прошлого столетия.

15 февраля - день вывода войск из Афганистана

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА и Линара ГАЛИМОВА