22 июля 2017 года 858

Длинная дорога жизни

Автор: Нина КРАМЕР

В центре традиционной казахской правовой системы всегда находилась особая социальная категория - бии, олицетворявшие судебную власть, законодателя, образец справедливости и образованности. Документальные материалы о них ограничены, зато сохранились устные повествования, передаваемые из поколения в поколение. Недаром фигуры трех великих биев считаются легендарными. Ученые и исследователи собирали материал о них по крупицам, им очень помогали народные предания и притчи.

Каздауысты Казыбек (Казыбек звонкоголосый) вошел в историю как человек, сумевший добиться мира между казахскими и калмыцкими племенами и успешно выполнивший сложную миссию посла. Согласно преданию в юном возрасте в составе посольской делегации, возглавляемой Тайкельтиром би, он ездил к калмыцкому хану Галдану, где отличился смелостью и показал незаурядный дар оратора. В значительной мере благодаря Казыбеку казахские послы вели переговоры на равных и вернулись на родину вместе с освобожденными из калмыцкого плена людьми и скотом. Об этом пишет в своей книге «Казахское народное ораторское искусство» известный литературовед и фольклорист Балтабай Адамбаев.
Чокан Уалиханов так вспоминал о Каздауысты Казыбеке в своей заметке «Исторические легенды о батырах ХVIII века»: «Когда спросили у Аблая, кого из батыров уважают из всех жузов, он отвечал: «Из предшествовавших мне мужей двое заслуживают удивления: Казыбек каракесек, который возвратил от Галдана 90 своих пленных, и Дерпсалы из рода уак, возвративший своих пленных. Первый взял просьбой и был сам у Галдана, а последний устрашил врага, сидя в своем ауле».
Казыбек был одним из сторонников мирного соседства казахов с русскими. Известна еще одна притча о том, как влиятельные представители трех жузов обсуждали вопрос о появлении русских переселенцев на берегах Сырдарьи. Некоторые предлагали вступить с ними в вооруженные столкновения.
- Подстрелить бы лебедя на этом озере! - сказал Толе би из Старшего жуза.
- Как бы не промахнуться и не попасть в воду, - ответил Айтеке би из Младшего жуза.
- Как бы не накликать беду, застрелив дочь пери, приняв ее за лебедя! – добавил Казыбек би из Среднего жуза.
Скудные документальные данные при сопоставлении с устными сказаниями говорят о том, что предания, передаваемые из уст в уста, - не просто народная выдумка или искаженная интерпретация происходящих событий.
«Народная память в фольклоре и шежире сохранила Казыбек би, которого слушали ханы и султаны и которому зачастую отдавали пальму первенства Толе би и Айтеке би. Документальные источники российских архивов подтверждают политический вес и влияние бия Среднего жуза в развязке сложных коллизий в судьбе казахского народа», - писал журналист и литератор Марал Хасен в своей статье «Выдающийся мыслитель, судья, дипломат» в газете «Индустриальная Караганда» от 17 марта 2001 года.
И другие заинтересованные персоной Казыбек би исследователи придерживаются мнения, что притчи и легенды о Казыбек би находят подтверждение в документальных источниках.
К примеру, академик Салык Зиманов писал, что Казыбек би в Среднем жузе, как Толе би в Старшем, считался «самосильнейшим». В одном официальном донесении русского представителя, относящемся к 1763 году, сказано, что Казыбек би «в Средней орде за главного судью почитают и которому сам Абулмамбет-хан, так и Аблай и прочих улусов султаны, знатные старшины для всякого совету всегда и почти каждогодно приезжают и без его согласия ничего знатного не приемлют».
«Этой исторической памятливости казахов я поражаюсь, - признавался известный казахстанский публицист и переводчик Герольд Бельгер. - Лишенный в течение веков письменности, зафиксированной печатно истории, архива, надежной документации, кочевник придавал исключительное значение родовой памяти, родовому древу по отцовской и материнской линиям, знанию семейных и родственных уз, устной шежере-летописи…»
Балтабай Адамбаев в своей книге «Казахское народное ораторское искусство» приводит слова потомка младшего сына Казыбек би. Житель бывшего совхоза «Киргизия» Каркаралинского района Сеилхан Досымаков рассказал: «Казыбек в преклонном возрасте во главе рода каракесек поселился в горах Семиз-Бугылы, у родника Теректы. Он скончался на 98-м году жизни. Было это в пору зимнего забоя скота. Его сын Бекболат велел поставить юрту для отца, в середине ее водрузить четыре камня и на них построить площадку. По его велению сшили для покойника кожаный саван. Тело Казыбека продержали на площадке четыре месяца. Когда сошел снег, тело положили в гроб и повезли на конях в Туркестан, где он и был похоронен в мавзолее Азрет Султана.
Исследователь полагает, что, когда Казыбек был еще молод, род каракесек кочевал по берегам Сырдарьи. Доказательством этому служит песня из поминального плача его дочери Манакан: «Тебе не понравились берега Сырдарьи, в поисках удобного места для скота ты повел толпы казахов и дал им место в Сарыарке».
По мнению ученых, таким образом, Казыбек повел соплеменников в Сарыарку, спасаясь от беспрестанных набегов джунгар. Для казахов ХVII век, который почти целиком прожил легендарный бий, был очень тяжелым периодом. Расчлененную на отдельные роды и раздираемую междоусобицами страну оккупировали подстрекаемые честолюбивыми мыслями ханы: с востока - джунгарский, с запада - калмыцкий, с юга - Кокандское ханство. Оказавших сопротивление истребляли, забирали их скот и имущество. Были захвачены Присырдарьинский, Каратауский, Семиреченский края. Аульчане, чудом уцелевшие после кровавых набегов, бежали в степи, пустыни, покидая пахотные земли и сенокосные угодья, города и зимовья. Люди и скот погибали от голода, джута, эпидемий. В ту тяжелую пору наиболее дальновидные предводители народа, такие как Казыбек, думали о судьбе своего народа.
Казыбек би активно способствовал присоединению Среднего жуза к России и твердо верил, что Российская империя защитит казахов от нападения и насилия со стороны враждебных ханств. Он призывал к добрососедским отношениям со всеми окружающими казахов народами. Это характеризует его как передового мыслителя своего времени и выдающегося общественного деятеля, верно оценивавшего политические перспективы.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Актуальное красноречие 21.11.2017

    Как правильно использовать нетленное наследие Казыбек би? И передался ли его бесценный дар ораторского мастерства потомкам? В Доме дружбы Караганды в рамках программы «Рухани жаңғыру» впервые в регионе состоялся республиканский конкурс ораторского искусства «Даналар сөзі – ақылдың көзі», приуроченный к 350-летию Каздауысты Казыбек би.

  • Осакаровские первоисточники 16.11.2017

    Районный центр посёлок Осакаровка перешагнул своё 107-летие. Об этом свидетельствуют документы Российской национальной публичной библиотеки (г. Санкт-Петербург). Здесь хранятся полные комплекты издаваемой до революции в Омске газеты «Акмолинские областные ведомости», где читаем:

    Журнальным постановлением общего присутствия Акмолинского областного правления от 11 августа 1910 года и утвержденного генерал-губернатором 19 августа 1910 года приказом №5974 определено: ввести сельское общественное управление на участке Четке-Булак, присоединив последнее в административном отношении к составу Вишневской волости и наименовав его селением Осокаровка.

  • О новом алфавите - подробно 14.11.2017

    Обсуждение латинского алфавита в нашей области продолжается: встречи проходят не только в областном центре, но и в городах-спутниках Караганды. На днях они состоялись в Темиртау и Шахтинске.

  • Далекие бии Кувской волости: 1872 – 1916 годы 14.11.2017

    Всегда существует надежды маленькая нить, что давние встречи, как и звезды небесных книг, не должны погаснуть даже на самом простом краеведческом небосклоне. Обращаюсь сегодня к теме коллективизации степных хозяйств Сарыарки тридцатых годов. Колхозная проблема уже с самого начала оказалась драматичной. Лишившись скота и имущества, потеряв близких, бывшие состоятельные люди в чине бедноты устремились в невозвратную даль - на стройки Караганды, Балхаша, Семизбугы. Так ликвидированный класс баев и биев вместе с коммунистами принял на свои плечи тяжелую ношу индустриализации.

  • Точка отсчета 11.11.2017

    С Х по ХХ века, с момента принятия ислама, в казахском языке использовался арабский алфавит, а в 1929 году ЦИК Казахской ССР принял постановление «О внедрении единого тюркского алфавита» на основе латиницы. И только в 1940 году произошел переход казахской письменности к алфавиту на кириллице.

  • Требование современности 11.11.2017

    Следуя реалиям времени, казахский народ в течение прошлого и нынешнего веков менял алфавит трижды. В период 1929-1940 годов официально использовался латинский алфавит, с его помощью издавались правительственные постановления, печатались государственные издания, издавалась художественная литература и т.д. 

  • Ботаники Великой степи 11.11.2017

    Постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 декабря 1998 года был создан Каркаралинский государственный национальный природный парк. На его территории площадью в 90 323 гектара обитают 114 видов птиц, 40 видов млекопитающих. Наблюдается многообразие растений. Их насчитывается 742 вида, относящихся к 93 семействам и 326 родам. Из этого числа 66 видов отнесены к редким и исчезающим. Сам парк, как и его окрестности, изобилует легендами, сказаниями, археологическими и геологическими памятниками.

  • Гостеприимство степи 09.11.2017

    Казахстанцы с успехом «завоевывают» разные страны. Вполне освоились в Турции и Таиланде, Индии и Китае, во всех уголках Европы. Не пора ли самим проявить должное гостеприимство? Тем более что эта наша национальная черта может стать серьезной статьей доходов как для всего государства, так и для каждого региона и конкретных семей.