18 июля 2017 года 661

Человек человеку - кто?

Автор: Наталия ИНЖЕВСКАЯ

Творческая мастерская Карагандинского академического театра музыкальной комедии преподнесла зрителям инновационный и современный спектакль по пьесе Александра Строганова «Левин и его львы».

Конечно, вариант в четыре действия полностью использован не был, но взятые для постановки фрагменты вполне отразили мысли автора, которые он высказал в лекции в 2016 году на I международном научном конгрессе «Книга: Сибирь - Евразия». Тогда прозвучали интереснейшие положения, созвучные с тем, что было реализовано в спектакле: Александр Строганов поделился, что в искусстве «много такого, что трудно описать, выразить… всякий человек многослоен, полифоничен».
И в этом ключе третья постановка режиссера Евгении Пермяковой в творческой мастерской КАТМК была сродни разорвавшейся бомбе. Все зрители были поражены увиденным на сцене студии «Буратино», где обычно и проходят по четвергам спектакли в рамках проекта. Пьеса «Левин и его львы» была сконцентрирована на тех фрагментах, которые в общей компановке предстали как самостоятельное произведение, - сценическая редакция была весьма удачной.
Центральный образ Левина - это не безумный драматург, работающий над своим произведением почти до сумасшествия. Он сам потрясен тем, что создает, что пишет и как. Естественно, он понимает, какими чертами характера будут наделены его персонажи, какими выйдут они в мир - нужными или нет, лживыми или правдолюбцами, духовно-нравственными или извращенцами, обиженными или постоянно унижаемыми средой, обществом, толпой.
Сложный расклад по мотивации личности оборачивается желанием или готовностью к убийству или уничижению себе не подобных. Левин предстает перед зрителями в костюме на голое тело, босым и судорожно сжимающим то ли аквариум с золотой рыбкой, то ли резервуар вначале с прозрачной водой, превращающийся на глазах зрителей в кровь. Ею потом и будет смывать с себя писательское преступление автор.
Очень сложно трактуется образ - слишком много вариантов его личности можно предположить. И этим обеспечивается самый главный успех режиссера - многоликость персонажа и его психологического анализа. Артист хора Марат Ажаубеков мастерски играет эту роль, настолько ярко, что вызывает предельное чувство отвращения, вплоть до тошноты и кома в горле.
А Вера (вокалистка Елена Кочугова) и Герман (артист балета Юрий Адашев) - это «сладкая» парочка, которой абсолютно все равно, где совокупляться, кем пренебречь или кого заманить в свои сети. Да и сети-то для видимости: хочешь - попадайся, не хочешь - твое право, будешь рядом - не мешай, будешь сопротивляться или показывать моральное превосходство - тебе приговор. Причем эти «палачи» развлекаются жизнями, как мячиками для детской игры. Символ воспоминаний детства - мяч, но играют в него именно они, пошлые и беспринципные люди.
В обсуждении после спектакля зрители говорили о тайм-ауте: слишком многое надо осмыслить, «прочитать» увиденное в себе и пропустить через собственную добродетель. Как всегда, на высоте была работа балетмейстера Татьяны Судаковой-Попович. Она знает ту грань, где есть возможность воплощения, но за которую заходить категорически нельзя. Всего в меру - классики и буйства современного модерна, рисунка тел и нравственности граций.
Необходимо добавить изумительно подобранное музыкальное сопровождение на протяжении всего спектакля. Вся постановочная группа сработала на высоте - спектакль получился смелым, умным и необыкновенно привлекательным по накалу действий, по актерским работам, режиссерскому умению подать «вкусно» и «со вкусом», с особым шармом. «Левин и его львы» заставляет думать, рассуждать, сопоставлять - это уникальное свойство, которого достигают не все режиссеры. Евгении Пермяковой это удалось.
В заключение - еще одно положение от Строганова: «Пьеса не может жить по законам спектакля. Ее жизнь не может быть столь же эффектной и краткой. Пьесы - не тюрьмы и не аттракционы, пьесы - времена года».

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Музыки связующая нить 25.11.2017

    Впервые в Караганде в исполнении симфонического оркестра Концертного объединения им. К. Байжанова прозвучала симфония № 12 Дмитрия Шостаковича. Это именно то событие, о котором ранее рассказывал главный дирижер, художественный руководитель оркестра, лауреат Всероссийского конкурса Петр Грибанов.

  • Уникальное наследие 25.11.2017

    Юбилейная выставка Куаныша Есиркеева открылась 14 ноября, в день его рождения, в областном музее изобразительного искусства. Куаныш родился в семье яркого представителя первого поколения художников Караганды Раймкула Есиркеева, с самого детства жил в атмосфере творчества и с легкостью поступил в Алма-Атинское художественное училище.

  • Сохраняя традиции 23.11.2017

    Его голосу присущи богатство эмоциональных красок, лирическая тонкость и гибкость. Тенор Жусупбек Елебеков оставил значительный след в истории вокального искусства Казахстана, и уже несколько лет в его честь проводится республиканский конкурс исполнителей национальных песен.

  • Дорогами нашего маэстро 23.11.2017

    В рамках программы "Рухани жаңғыру" и 80-летия города в Балхаше состоялся региональный конкурс домбристов "Күй құдіреті". Музыкальное состязание, прошедшее в преддверии 90-летия со дня рождения народного артиста, виртуоза-кюйши, почетного гражданина города и человека, возвысившего до мирового пьедестала казахскую домбру, - Магауи Хамзина, собрало 13 домбристов.

  • Праздник, которого ждут 23.11.2017

    В карагандинском Доме дружбы прошел XIII фестиваль еврейского детского и юношеского творчества «FREILEНE KINDER». Такое знаковое событие ежегодно идет при активной поддержке учреждения «Қоғамдық келісім» аппарата акима области, филиала республиканского еврейского благотворительного общественного объединения «Центр забота - Хэсэд Полина» и ОО «Союз молодежи» Жезказгана.

  • Изысканная музыка 21.11.2017

    На сцене концертного зала «Шалкыма» симфонический оркестр Концертного объединения им. К. Байжанова под руководством Петра Грибанова совместно с камерным хором Государственной академической филармонии акимата Астаны под руководством профессора, дирижера Гульмиры Куттыбадамовой исполнили «Немецкий реквием» Иоганнеса Брамса.

  • Коктейль жанров 21.11.2017

    Легко ли быть парнем, переодетым в женщину, и опустившимся наркоманом с перерывом в несколько часов? С жезказганского фестиваля к нам в Караганду заглянула труппа Павлодарского областного казахского музыкально-драматического театра имени Жусипбека Аймауытова.

  • Окрыленные домброй 18.11.2017

    Он был первым, кто получил «Гран-при» на конкурсе исполнителей традиционных песен им. Ж. Елебекова, а сейчас он - ведущий солист Карагандинского концертного объединения им. К. Байжанова и прекрасный преподаватель. Сержан Мусайын, победитель конкурсов народных исполнителей, дал сольный концерт во Дворце культуры горняков.