15 июля 2017 года 1468

Первый учитель Сатпаева

Автор: Юрий Попов, краевед

Я был знаком с профессором Дюсетаем Шаймухановым. Мы беседовали о примечательных уроженцах края. Собеседник однажды помог в их поиске, случилось это зимой 1994 года.

29 января, 8, 10 и 12 февраля «Индустриалка» публиковала мой материал «Сын датчанина и англичанки в Сарыарке» про ленинградского ученого Ф.А. Фиельструпа . Его небольшая этнографическая экспедиция 22 июня 1927 года прибыла в Павлодар. Маршрут захватил Баянаул, урочище Сарышокы, озеро Караколь. В ходе экспедиции состоялись встречи с членами семейств Кабыша и Жами Чормановых, прибывших на сороковины со дня кончины Садвокаса Чорманова (1849 - 1927).
Участники экспедиции пообщались с Мухтаром Саматовым и Асфендиаром Чормановым, в проводники взяли Нукуша Чорманова. Ученых интересовали степные хозяйства, быт и традиции разных родов, велись постоянная фотосъемка и записи. Вот фрагменты из дневника путешественников: «6 июля, среда. Направились в Шоптиколь. Начало службы Катая, конюха. 7 июля, четверг. Минутная остановка в Торткуле. Потом основательно плутали... 8 июля, пятница. Попалось деревянное здание, называемое медресе. Там зимовал ишан, ныне он был на летовке.
Приехали в Шоптиколь. Там указали дорогу в Коктас. В Коктасе хорошо поработали и поехали в Шатан, намереваясь остановиться у ишана Жумаша, основателя медресе. Шатан - огромная площадь степей у подножия гор Семиз-Бугы, покрытая множеством аулов. В одном из аулов мы нашли ишана в гостях, приняли участие в пиршестве. Ночевали у ишана… Хорошее впечатление произвел его сын… 9 июля, суббота. Выехали рано. Ехали, огибая Семиз-Бугы с юга… до реки Ащису, …повидаться со стариком 93 лет (певцом Мусой Байжановым - Прим. авт.). От него отправились в район могилы Барака. По дороге встретили многих, едущих на ярмарку в Коянды».
- Ты сообщаешь, что извозчиком у Фиельструпа был Катай, но фамилию не разгадал. Тут я тебе помогу, - заметил при встрече Дюсетай Аймагамбетович. - Конюха звали Катай Жалаков. Он много лет трудился на руднике Семизбуга. В Ботакаре здравствует его племянница.
Зейне Жалакову в Ботакаре хорошо знают. С 1973-го по 2010 год она работала в Бухаржырауской районной санэпидемстанции.
-Жалаковых в Семизбуге было четверо братьев: Есен (1896-1979), Катай (1898-1956), Касымбек (1901-1978) и мой отец Кумшек (1908-1964), все рабочие рудника. Во время войны отца в армию не брали, - рассказала Зейне, - оставили по брони как работающего на добыче нужного военной промышленности сырья. Жизнь дяди Катая завершилась трагически, он попал под бульдозер. Во время производства взрывных работ пострадал дядя Касымбек, потерял один глаз, стал инвалидом. Вероятно, Катай кому-то и рассказывал о своей поездке с учеными в 1927 году, но до меня такая весть не дошла… Единственный сын Катая Абуахит Жалаков закончил пединститут и живет в селе им. Мустафина.
Про загадочное медресе, где обитал ишан Жумаш, жительница Ботакары Мугульсим Шибаева узнала следующее: «Медресе находилось недалеко, в семи километрах от Акжара в сторону Тортколь. Место и родник рядом называли Медресе. Построили его по желанию Жыржыса қажы. Он родился в 1845 году в местечке Кокдомбак Баянаульского района, в то время Акжар был в составе этого района. Умер в 1929 году. Позже здание медресе разобрали, из его кирпичей и лесин построили в Акжаре школу, там выучилось много людей. Сейчас этой школы нет. Когда разбирали медресе, выползало много змей. Люди считали, что это связано с гонением на имама и запретами, и решили позвать Абрахмана кажы из Акжара, чтобы на том месте он прочитал молитву. После прочтения Корана змеи исчезли, больше их никто не видел. Других медресе вблизи точно не было. Эти сведения я получила от старожила аула Акжар Актана Бейсенбекова».
Однако со временем доступ к этой информации заблокировали, почтенный возраст мугалима вызывал протестные сомнения. Наш Жумаш ждал более свежего переосмысления.
Научной гипотезы придерживался карагандинец Алибек Искаков. Он просмотрел ряд опубликованных источников о жизни К.И. Сатпаева. В энцклопедии «Каныш Сатпаев» (2013 г.) и в книге М. Сарсеке «Шыгармалары» (2015 г.) указано, что первым учителем будущего академика был юноша Жумаш Жолдыбайулы, выпускник Троицкого медресе. Аульная школа находилась в урочище Обалы Аккелинской волости. В ней Каныш Имантаевич проучился два года. В своих воспоминаниях он указывает: «Мне особенно повезло с учителями. Тем, что получил в юные годы основательные знания, я обязан только этим, поистине благородным людям. Назовем некоторых из них: это первый учитель - аульный мулла Жумаш Жолдыбайулы, выпускник Троицкого медресе, нанятый Имантаем для аульной школы».
Недавно из своих домашних деловых папок я извлек забытый документ 70-летней давности. Оказывается, Жумаш славился и как акын - в марте 1945 года в Ботакаре прошло его состязание в остроумии с акыном Абылкаиром Абжиковым из Жана-Кала. Жумаш Жолдыбаев представлял Ульгинский аулсельсовет. Айтыс, в котором акыны включились в песенное состязание за образцовый сев, транслировался по радио для всех жителей района и был отмечен рядом печатных изданий. «Социалистическая Караганда» данную информацию поместила 16 марта 1945 года.
Родословная Жумаша Жолдыбайулы отражена в книге Д.Ж. Билялова и Б.Д. Билялова «Каржас шежиресі». Как выяснилось, от второй жены у него было трое детей: Шукир, Серик и Фарида. С Фаридой общалась Мугульсим Шибаева. Вот что рассказала Фарида: «После окончания Троицкого медресе отец жил и работал в ауле Имантая, отца Каныша. Был грамотным. Знал кроме казахского русский, арабский и фарси. В Алма-Ате не раз приезжал к Канышу, он его очень хорошо встречал, предлагал работу в журнале. Служил в 1916-1917 годах в царской армии, помогал солдатам, проводил моленья и религиозные проповеди со служивыми мусульманами".
Фарида помнит со слов тёти, что на отца были гонения, репрессии на протяжении долгого времени и до самой смерти. Несколько раз убегал из тюрьмы, раза два его выручало вмешательство Каныша Сатпаева. Жил какое-то время в Сибири - в Барыбинском районе Новосибирской области, куда он вызвал свою семью. Там похоронил жену и сына, они умерли от цинги. С дочерью Набирой, которая не могла ходить из-за болезни, прибыл в Караганду, жил в Кировском районе, работал на шахте. Затем жил в колхозе «Алабас» у гор Кызылтау рядом с селом Акбел (бывший Пушкина).»
Фарида говорит, что отец родился примерно в 1890-1893 годах и умер в 1955 году.
Сын Серика Шахмардан окончил в Алма-Ате политехнический институт им. К. Сатпаева, по специальности теплотехник. Носил фамилию Кысырбаева, который взял его на усыновление из-за отсутствия собственных детей. Амантай Кысырбаев был племянником Жумаша Жолдыбайулы и в 1927 году общался с экспедицией Фиельструпа. А. Кысырбаев является участником Второй мировой войны, работал проректором в Алма-Атинском политехническом институте, участвовал в строительстве комплекса «Медео».
Школа, где учился Каныш Сатпаев, была деревянная, построенная Чормановыми. Теперь выходит, что в стенах этой школы совершенно случайно побывал и я. В 1965 году с карагандинскими велосипедистами через Ульгу и Торткуль попал в отделение Тендык совхоза имени К.И. Сатпаева Баянаульского района. Нам показали пустой домик из сосновых бревен, который не гармонировал с новой уличной архитектурой. Пояснили: заброшенная избушка когда-то была аульной школой Аккелинской волости. За рекой Ащису открылось и фамильное кладбище основателей медресе Чормановых.
Сегодня как вариант поиска считаю, что в 1927 году Ф.А. Фиельструп именно здесь встретил ишана Жумаша. Время не только щедро открывает нам прошлое, но и само требует достойной поддержки. Но мои попытки узнать судьбу здания той аульной школы пока безуспешны.

На снимке: сыновья Жумаша: слева Шахмардан, справа Шукир, стоят слева племянник Жумаша Рахметулла
и сын Набиры Жумашевны Тлеген.

Караганда - Ботакара - Санкт-Петербург

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • В поисках истины 21.06.2018

    Всемирно известная писательница и религиовед Карен Армстронг в молодости 7 лет провела в монастыре. А когда некоторое время спустя она решилась писать о религии, ей советовали оставить эту затею, поскольку на работы подобной тематики нет спроса.  Теперь на ее счету книги, которые переведены на 40 языков мира. В их числе «История Бога: 4000 лет исканий в иудаизме, христианстве и исламе», которая была переведена на государственный язык по проекту «100 новых учебников на казахском языке». Всемирную известность Карен Армстронг обрела именно после публикации книги “История Бога” в 1993 году. В ней писательница делала упор на выявление таких общих черт авраамических религий, как важность сочувствия к ближнему и общего золотого правила нравственности. 

  • Сакральное наследие Сарыарки 21.06.2018

    Даже погода благоволила тем утром путешественникам, собравшимся в минувший понедельник в дальнюю дорогу с просветительской миссией. Проливной дождь закончился, тучи разошлись, и под лучами яркого солнца карагандинцы провожали от Дома дружбы участников экспедиции «Ұлы дала елі» по сакральным местам Бухаржырауского, Каркаралинского, Шетского и Актогайского районов Карагандинской области.

  • Народная память 21.06.2018

    В центральной городской библиотеке имени М.О. Ауэзова в рамках реализации программы «Рухани жаңғыру» был проведен юбилейный вечер «Арқа данышпаны», посвященный 350-летию со дня рождения Бухар жырау Калкаманулы. На мероприятие были приглашены учащиеся школ, писатели, публицисты, ученые, читатели библиотеки. Вечер-портрет был разделен на три блока. Первый посвятили анализу политической деятельности Бухар жырау во времена семи ханов, во втором говорили о творчестве великого сына казахской степи и в третьей учащиеся школы искусств поселка Ботакара представили свои музыкальные номера, а также театрализованную постановку «Разговор Бухар жырау с Аблайханом».

  • Путь к известности 19.06.2018

    Определились трое победителей областного тура мегапроекта «Men qazaqpyn», которые будут представлять наш регион на республиканском этапе конкурса в Астане. В финале регионального тура приняли участие 30 исполнителей традиционной национальной песни, кюев и терме в возрасте от 18 до 40 лет. Это и начинающие артисты, и опытные участники, которые побывали на конкурсах республиканского и международного масштаба и сами руководят в районах различными музыкальными классами и кружками.

  • Эпохальный проспект 19.06.2018

    В 50-е годы в Караганде появляется еще одна площадь. Во главе Союза - Сталин, и на проспекте его имени нужен самый красивый Дворец культуры. Кого в архитекторы? Иосифа Бреннера, а в помощники - его коллегу Я. Яноша.
    Дворец имеет классическую основу. Высокие колонны, высокий антаблемент и фигуры наверху - известный прием, говорит почетный архитектор С. Лебедев. Но нужно было снабдить его национальными деталями. Как соединить Восток и классику? Появились восточные узоры между колоннами и фасадом, а также в обрамлении окон.

  • Хлеборобы Каркаралы 19.06.2018

    У подножия лесистых Кувских гор высотой 1366 м.н.у.м. расположено одно из старейших сел области - Егиндыбулак (в переводе с казахского - Урожайный ручей). Издавна притягивали эти места людей. Живописная природа, обильные пастбища, родники и небольшие речушки способствовали развитию скотоводства. Впоследствии здесь возник один из очагов земледелия Центрального Казахстана. Обильные урожаи посевных культур по берегам ключей определили и название местности.

  • Достояние республики 16.06.2018

    Телевизионный проект «Мен қазақпын» уже обрел своих финалистов. Лучшие исполнители традиционной песни, кюя и терме, которых выберут 16 июня в стенах Дворца горняков, отправятся в столицу представлять Карагандинский регион. Напомним, что цель проекта «Мен қазақпын» - популяризация казахского народного творчества, традиционной песни, кюя и терме, и именно в этих трех жанрах проходят состязания. Финальные отборы «Мен қазақпын» на уровне республики будут транслироваться в прямом эфире канала «Казахстан», областным филиалом которого является Карагандинский канал «Saryarqa», тоже поддерживающий проект. Зрителям представится шанс увидеть республиканское соревнование с сентября по 16 декабря этого года. Таким образом пропагандируются не только национальные ценности, но и лучшие произведения народного искусства.

  • Экономика на примерах 16.06.2018

    Серию из 18 новых учебников, переведенных на государственный язык, уже презентовали в вузах по всей стране в рамках программы «100 новых учебников». Одним из них стало издание «Экономика» Грегори Мэнкью и Марка Тейлора, рекомендованное известнейшими мировыми университетами - Оксфордом и Кембриджем. «Экономика. Четвертое издание» - это адаптация классического труда Г. Мэнкью, и главным преимуществом учебника является то, что автор объясняет науку с точки зрения читателя. Издание имеет прикладной характер и описывается как бизнес-ориентированное, а написанный текст доступно объясняет политику и экономическую теорию.