15 июля 2017 года 1058

Первый учитель Сатпаева

Автор: Юрий Попов, краевед

Я был знаком с профессором Дюсетаем Шаймухановым. Мы беседовали о примечательных уроженцах края. Собеседник однажды помог в их поиске, случилось это зимой 1994 года.

29 января, 8, 10 и 12 февраля «Индустриалка» публиковала мой материал «Сын датчанина и англичанки в Сарыарке» про ленинградского ученого Ф.А. Фиельструпа . Его небольшая этнографическая экспедиция 22 июня 1927 года прибыла в Павлодар. Маршрут захватил Баянаул, урочище Сарышокы, озеро Караколь. В ходе экспедиции состоялись встречи с членами семейств Кабыша и Жами Чормановых, прибывших на сороковины со дня кончины Садвокаса Чорманова (1849 - 1927).
Участники экспедиции пообщались с Мухтаром Саматовым и Асфендиаром Чормановым, в проводники взяли Нукуша Чорманова. Ученых интересовали степные хозяйства, быт и традиции разных родов, велись постоянная фотосъемка и записи. Вот фрагменты из дневника путешественников: «6 июля, среда. Направились в Шоптиколь. Начало службы Катая, конюха. 7 июля, четверг. Минутная остановка в Торткуле. Потом основательно плутали... 8 июля, пятница. Попалось деревянное здание, называемое медресе. Там зимовал ишан, ныне он был на летовке.
Приехали в Шоптиколь. Там указали дорогу в Коктас. В Коктасе хорошо поработали и поехали в Шатан, намереваясь остановиться у ишана Жумаша, основателя медресе. Шатан - огромная площадь степей у подножия гор Семиз-Бугы, покрытая множеством аулов. В одном из аулов мы нашли ишана в гостях, приняли участие в пиршестве. Ночевали у ишана… Хорошее впечатление произвел его сын… 9 июля, суббота. Выехали рано. Ехали, огибая Семиз-Бугы с юга… до реки Ащису, …повидаться со стариком 93 лет (певцом Мусой Байжановым - Прим. авт.). От него отправились в район могилы Барака. По дороге встретили многих, едущих на ярмарку в Коянды».
- Ты сообщаешь, что извозчиком у Фиельструпа был Катай, но фамилию не разгадал. Тут я тебе помогу, - заметил при встрече Дюсетай Аймагамбетович. - Конюха звали Катай Жалаков. Он много лет трудился на руднике Семизбуга. В Ботакаре здравствует его племянница.
Зейне Жалакову в Ботакаре хорошо знают. С 1973-го по 2010 год она работала в Бухаржырауской районной санэпидемстанции.
-Жалаковых в Семизбуге было четверо братьев: Есен (1896-1979), Катай (1898-1956), Касымбек (1901-1978) и мой отец Кумшек (1908-1964), все рабочие рудника. Во время войны отца в армию не брали, - рассказала Зейне, - оставили по брони как работающего на добыче нужного военной промышленности сырья. Жизнь дяди Катая завершилась трагически, он попал под бульдозер. Во время производства взрывных работ пострадал дядя Касымбек, потерял один глаз, стал инвалидом. Вероятно, Катай кому-то и рассказывал о своей поездке с учеными в 1927 году, но до меня такая весть не дошла… Единственный сын Катая Абуахит Жалаков закончил пединститут и живет в селе им. Мустафина.
Про загадочное медресе, где обитал ишан Жумаш, жительница Ботакары Мугульсим Шибаева узнала следующее: «Медресе находилось недалеко, в семи километрах от Акжара в сторону Тортколь. Место и родник рядом называли Медресе. Построили его по желанию Жыржыса қажы. Он родился в 1845 году в местечке Кокдомбак Баянаульского района, в то время Акжар был в составе этого района. Умер в 1929 году. Позже здание медресе разобрали, из его кирпичей и лесин построили в Акжаре школу, там выучилось много людей. Сейчас этой школы нет. Когда разбирали медресе, выползало много змей. Люди считали, что это связано с гонением на имама и запретами, и решили позвать Абрахмана кажы из Акжара, чтобы на том месте он прочитал молитву. После прочтения Корана змеи исчезли, больше их никто не видел. Других медресе вблизи точно не было. Эти сведения я получила от старожила аула Акжар Актана Бейсенбекова».
Однако со временем доступ к этой информации заблокировали, почтенный возраст мугалима вызывал протестные сомнения. Наш Жумаш ждал более свежего переосмысления.
Научной гипотезы придерживался карагандинец Алибек Искаков. Он просмотрел ряд опубликованных источников о жизни К.И. Сатпаева. В энцклопедии «Каныш Сатпаев» (2013 г.) и в книге М. Сарсеке «Шыгармалары» (2015 г.) указано, что первым учителем будущего академика был юноша Жумаш Жолдыбайулы, выпускник Троицкого медресе. Аульная школа находилась в урочище Обалы Аккелинской волости. В ней Каныш Имантаевич проучился два года. В своих воспоминаниях он указывает: «Мне особенно повезло с учителями. Тем, что получил в юные годы основательные знания, я обязан только этим, поистине благородным людям. Назовем некоторых из них: это первый учитель - аульный мулла Жумаш Жолдыбайулы, выпускник Троицкого медресе, нанятый Имантаем для аульной школы».
Недавно из своих домашних деловых папок я извлек забытый документ 70-летней давности. Оказывается, Жумаш славился и как акын - в марте 1945 года в Ботакаре прошло его состязание в остроумии с акыном Абылкаиром Абжиковым из Жана-Кала. Жумаш Жолдыбаев представлял Ульгинский аулсельсовет. Айтыс, в котором акыны включились в песенное состязание за образцовый сев, транслировался по радио для всех жителей района и был отмечен рядом печатных изданий. «Социалистическая Караганда» данную информацию поместила 16 марта 1945 года.
Родословная Жумаша Жолдыбайулы отражена в книге Д.Ж. Билялова и Б.Д. Билялова «Каржас шежиресі». Как выяснилось, от второй жены у него было трое детей: Шукир, Серик и Фарида. С Фаридой общалась Мугульсим Шибаева. Вот что рассказала Фарида: «После окончания Троицкого медресе отец жил и работал в ауле Имантая, отца Каныша. Был грамотным. Знал кроме казахского русский, арабский и фарси. В Алма-Ате не раз приезжал к Канышу, он его очень хорошо встречал, предлагал работу в журнале. Служил в 1916-1917 годах в царской армии, помогал солдатам, проводил моленья и религиозные проповеди со служивыми мусульманами".
Фарида помнит со слов тёти, что на отца были гонения, репрессии на протяжении долгого времени и до самой смерти. Несколько раз убегал из тюрьмы, раза два его выручало вмешательство Каныша Сатпаева. Жил какое-то время в Сибири - в Барыбинском районе Новосибирской области, куда он вызвал свою семью. Там похоронил жену и сына, они умерли от цинги. С дочерью Набирой, которая не могла ходить из-за болезни, прибыл в Караганду, жил в Кировском районе, работал на шахте. Затем жил в колхозе «Алабас» у гор Кызылтау рядом с селом Акбел (бывший Пушкина).»
Фарида говорит, что отец родился примерно в 1890-1893 годах и умер в 1955 году.
Сын Серика Шахмардан окончил в Алма-Ате политехнический институт им. К. Сатпаева, по специальности теплотехник. Носил фамилию Кысырбаева, который взял его на усыновление из-за отсутствия собственных детей. Амантай Кысырбаев был племянником Жумаша Жолдыбайулы и в 1927 году общался с экспедицией Фиельструпа. А. Кысырбаев является участником Второй мировой войны, работал проректором в Алма-Атинском политехническом институте, участвовал в строительстве комплекса «Медео».
Школа, где учился Каныш Сатпаев, была деревянная, построенная Чормановыми. Теперь выходит, что в стенах этой школы совершенно случайно побывал и я. В 1965 году с карагандинскими велосипедистами через Ульгу и Торткуль попал в отделение Тендык совхоза имени К.И. Сатпаева Баянаульского района. Нам показали пустой домик из сосновых бревен, который не гармонировал с новой уличной архитектурой. Пояснили: заброшенная избушка когда-то была аульной школой Аккелинской волости. За рекой Ащису открылось и фамильное кладбище основателей медресе Чормановых.
Сегодня как вариант поиска считаю, что в 1927 году Ф.А. Фиельструп именно здесь встретил ишана Жумаша. Время не только щедро открывает нам прошлое, но и само требует достойной поддержки. Но мои попытки узнать судьбу здания той аульной школы пока безуспешны.

На снимке: сыновья Жумаша: слева Шахмардан, справа Шукир, стоят слева племянник Жумаша Рахметулла
и сын Набиры Жумашевны Тлеген.

Караганда - Ботакара - Санкт-Петербург

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Наследие Бухар жырау 23.11.2017

    В следующем году в Карагандинской области планируется масштабное событие - празднование юбилея казахского акына, жырау и советника хана Абылая Бухар жырау Калкаманулы. В этой связи аким Бухаржырауского района Шагурашид Мамалинов провел первое заседание оргкомитета.

  • Сохраненный опыт 23.11.2017

    Вопрос перехода казахского языка на латинскую графику остро обозначен Главой государства в программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». Проблема перехода казахского языка на латиницу вызвала большой резонанс в казахстанском обществе и стала самой обсуждаемой темой.

  • Мы вспоминаем 23.11.2017

    В этом году исполняется 100 лет со дня рождения известного писателя, драматурга, публициста Капана Сатыбалдина. В рамках празднования юбилея в областной универсальной научной библиотеке имени Н. Гоголя состоялась встреча с представителями творческой интеллигенции Караганды.

  • Кояндинская-Ботовская ярмарка 23.11.2017

    Я родился в ауле Кызылтуского (ранее Уалихановского) района Кокшетауской, а ныне Акмолинской области, но значительная часть моей жизни связана с Карагандой, где я познакомился с правнуком Варнавы Ботова Константином Ботовым. Такая дружба позволила больше узнать о знаменитой Кояндинской ярмарке и о нем самом.

  • Актуальное красноречие 21.11.2017

    Как правильно использовать нетленное наследие Казыбек би? И передался ли его бесценный дар ораторского мастерства потомкам? В Доме дружбы Караганды в рамках программы «Рухани жаңғыру» впервые в регионе состоялся республиканский конкурс ораторского искусства «Даналар сөзі – ақылдың көзі», приуроченный к 350-летию Каздауысты Казыбек би.

  • Осакаровские первоисточники 16.11.2017

    Районный центр посёлок Осакаровка перешагнул своё 107-летие. Об этом свидетельствуют документы Российской национальной публичной библиотеки (г. Санкт-Петербург). Здесь хранятся полные комплекты издаваемой до революции в Омске газеты «Акмолинские областные ведомости», где читаем:

    Журнальным постановлением общего присутствия Акмолинского областного правления от 11 августа 1910 года и утвержденного генерал-губернатором 19 августа 1910 года приказом №5974 определено: ввести сельское общественное управление на участке Четке-Булак, присоединив последнее в административном отношении к составу Вишневской волости и наименовав его селением Осокаровка.

  • О новом алфавите - подробно 14.11.2017

    Обсуждение латинского алфавита в нашей области продолжается: встречи проходят не только в областном центре, но и в городах-спутниках Караганды. На днях они состоялись в Темиртау и Шахтинске.

  • Далекие бии Кувской волости: 1872 – 1916 годы 14.11.2017

    Всегда существует надежды маленькая нить, что давние встречи, как и звезды небесных книг, не должны погаснуть даже на самом простом краеведческом небосклоне. Обращаюсь сегодня к теме коллективизации степных хозяйств Сарыарки тридцатых годов. Колхозная проблема уже с самого начала оказалась драматичной. Лишившись скота и имущества, потеряв близких, бывшие состоятельные люди в чине бедноты устремились в невозвратную даль - на стройки Караганды, Балхаша, Семизбугы. Так ликвидированный класс баев и биев вместе с коммунистами принял на свои плечи тяжелую ношу индустриализации.