29 июня 2017 года 1044

Там, где бежит река Баймырза

Автор: Юрий ПОПОВ, краевед

1900 год. Акмолинская область. Акмолинский уезд начинался от Макинских лесов и тянулся до песчаных прибрежий Чу. На востоке к нему примыкала Семипалатинская область. Площадь Акмолинского уезда превышала 200 тысяч квадратных верст, здесь проживали 300 тысяч человек, однако оседлых населенных пунктов было крайне мало. В то же время происходило интенсивное заселение Акмолинского уезда безземельными и малоземельными крестьянами из центра России. Некоторым удавалось сразу осесть на земле, другие блуждали в поисках свободной земли. К 1900 году волна переселенцев миновала Акмолинск и устремилась к Карагандинским каменноугольным копям.

Места здесь были богаты плодородными землями, но страдали от недостатка воды. Чтобы как-то упорядочить «крестьянскую колонизацию» края, администрация уезда была вынуждена организовать гидротехнические работы. Так в поле зрения гидротехников попала небольшая степная речка Баймырза, или Восточный Кадырбай.

В 1903 году по берегам Баймырзы пробурен ряд скважин, бурили вблизи плесов с пресной водой. Было решено создать на берегах реки три поселка на участках Баймырза (впоследствии Астаховка), Жартас (Русско-Ивановское) и Курайлы (Вольское). На участке Баймырза рекомендовалось строительство плотины. Старший топограф Акмолинско-Семипалатинской партии Махметов отвёл 41,6 десятины под будущую усадьбу поселка. К распашке выделялось 3697 десятин, для сенокоса - 427 десятин. Всего в пользование крестьянам переходило 6431,5 десятины земли, раскроенных на 308 наделов.
Переселенческий участок Баймырза заселялся с 1907 года. 30 июня 1908 года - официальная дата рождения села Астаховского (так было названо село), которое входило тогда в состав Санниковской волости.
10 февраля 1909 года постановлением Акмолинского областного правления Астаховское становится центром Астаховской волости. В состав волости вошли села: Ново-Московское, Русско-Ивановское, Токаревское и Сергиопольское.
По данным 1910 года, в Астаховской волости 7 сел, 282 двора и 1738 жителей, у них 38109 десятин земли. Посевы: пшеница – 1168, ячмень 50, овес 42, просо 5, прочие 38 десятин. Домашний скот: волы 440, коровы 372, лошади 300, гулевый скот 335, овцы 169. свиньи 82 головы. Крестьяне использовали 35 конных сенокосилок,27 жаток и 16 веялок. С 1911 года в Астаховке еженедельно по воскресеньям работал базар. Непосредственно в Астаховке под пшеницей 226, овсом 23, ячменем 12 и прочими культурами 4 десятины.
С 16 августа 1912 года к Астаховской волости дополнительно приписано село Водяниковское, хутора-
участки Курайлы, Средний Майузек, Западный Майузек и Восточный Майузек. В Астаховке почтовое отделение, сельское училище с интернатом. Обучались 30 мальчиков и 15 девочек, учительница К.А.Крутикова. 26 августа 1912 года в школе прошел урок, посвященный Отечественной войне 1812 года. Детям раздали портреты императора Александра 1, Кутузова, Багратиона и Барклая де Толли. 21 февраля 1913 года состоялся праздник в честь 300-летия дома Романовых.
На начало 1914 года в Астаховском число жителей возросло до 351, домохозяйств – 57, крестьяне имели 189 быков, 134 коровы, 78 свиней, 83 лошади и 40 овец.
Молитвенный дом выстроили в 1911 году на средства верующих. Приход объединил поселки: Русско-Ивановский -242 чел., Водяниковский – 175 чел., Ново-Московский – 130 чел., Кондратовский – 264 чел., Ростовский – 410 чел., Андрониковский – 151 чел., Молодецкий – 248 чел. Известны имена церковных служителей – священники Михаил Коваль (1911) и Михаил Красноумов (1914), псаломщик Иван Рекечин (1911) и церковных старост: Иона Капшук (1911) и Авив Куксов (1916). В молитвенном доме был обустроен престол в честь Святого Благоверного князя Александра Невского.
Очевидец писал: « Утварь, ризница и богослужебные книги подобраны. Восковых свечей в год продается до 3 пудов. Прихожане обряды святой Церкви исполняют, но Пасхального хождения с иконами нет. Крестный ход по полям и молебны совершаются по заказу прихожан. В праздник Крещения Господня причт посещает прихожан со святым крестом и святой водой. Для причта отведено 99 десятин земли, но плана на землю нет».
Медленно, но верно переселенцы делали свое дело. Они распахивали и засевали целину, заготавливали сено, разводили скот, оказывая положительное влияние на местное кочевое и полукочевое население передачей ему навыков земледелия. Переселенцы были первыми преобразователями обширного Степного края.
Откуда, из каких краев прибыли основатели села Астаховского? В ряде архивных документов указывается, что заложили село выходцы из Черниговской, Таврической, Киевской губерний и области войска Донского.
В Карагандинском областном архиве находится «Подворная книга села Астаховского за 1929 год». В ней перечислены имена жителей села, указаны главы хозяйств. Есть сведения и о дате обеспеченности землей крестьян. Так вот, в 1907 году усадебные наделы размером 20x60 метров получили: Комаровский Андрей Дмитриевич, Комаровский Егор Дмитриевич (1880 г.р.), Комаровский Сидор Дмитриевич (1885 г.р.), Василенко Никифор, Пономарчук Алексей Владимирович (1885 г.р.), Лазебный Арсентий, Никитенко Матвей, Буряк Ананий Семенович (1884 г.р.), Пономаренко Сергей Мартьянович (1881 г.р.), Пономарев Максим Мартьянович (1885 г.р.), Бучинский Корней Федорович (1880 г.р.), Бучинский Никифор Федорович (1881 г.р.), Бучинский Арсентий Федорович (1888 г.р.), Енин Тихон, Фоменко Ефим, Жорняк Павел Семенович (1865 г.р.).
В 1908 году земельными наделами обеспечены Супруненко Василий Трофимович (1884 г.р.), Кононов Фома, Павленко Тимофей.
К началу 1914 года в Астаховском проживали семейства Юдиных, Кузьминовых, Бруславских, Насоновых, Юрченко, Тупчиных, Плотниковых, Капшуковых, Житник, Щелкун, Устименко, Кичура, Лобаневых, Куксовых, Лень, Поддубных, Свиридовых, Тарасовых, Королевых, Шириных, Литвишко, Бондаренко, Уточкиных.
За период с 1913-го по 1930 год сохранились отдельные, отрывочные сведения из жизни села. Так, писарем Астаховского волостного правления был Петр Лень (Линь). Его деятельность была отмечена серебряной медалью «За усердие» на Станиславской ленте. Почтовым отделением руководил вначале Владимир Сорокин, а потом Кузьма Михайлович Балюра (1879-1937), уроженец села Драбово Золотоношского уезда Полтавской губернии. В советское время руководил почтовым отделением на станции Караганда-Сортировочная и был репрессирован.
Кроме хлебопашества крестьяне занимались добычей угля у сопки Кушокы и выжигали известняк в районе Актау. Питьевую воду брали из колодцев, продукты сельского хозяйства сбывали в Акмолинск и на Спасский завод.
В Первой мировой войне 1914-1918 гг. участвовали жители села Н.Т. Енин, Е.С.Доценко, И.И. Визнер, Г.А. Лубенец. В 1919 году от Астаховской волости в уездное земство прошли К.Н.Райлен и А.Р. Строя.
10 декабря 1919 года в Астаховском создан новый орган советской власти - революционный комитет. Возглавлял его Даниил Александрович Лень (Линь), секретарем избран Василий Трофимович Супруненко. 28 декабря 1919 года в состав Астаховского волревкома вошли Сидор Плотников, Иван Петрович Матвиненко и Борис Бондаренко. В мае 1920 года волревком возглавляли Дмитрий Степанович Устименко (1873 г.р.), И.М. Костов и А.Г. Визнер. В Астаховском сельском ревкоме состояли Семен Михайлович Коваленко (1863 г.р.), Яков Потапович Насонов (1885 г.р.), Федор Ефимович Фоменко (1896 г.р.). Астаховский волостной военкомат возглавлял Василий Игнатьевич Катченко.
По статистической переписи в июне 1921 года в селе Астаховском насчитывалось 72 дома и 470 жителей.
Первым председателем Астаховского волостного исполнительного комитета был избран в июне 1920 года Сидор Плотников, его заместителем - Василий Сироткии. Волисполком принял решение занять бывший дом священника под канцелярию, дом псаломщика - под правление Потребительского общества. 20 сентября 1920 года в Астаховке состоялся съезд сельских советов Астаховской волости, прибыл З.П. Катченко. Рассматривался текущий момент, а именно «блестящие победы на наших красных фронтах».
В сентябре 1922 года Астаховским ВИКом руководил Андрей Иванович Капшук (1896 г.р.), Астаховским сельским советом - Павел Никифорович Василенко.
Памятник Н.Т. Рябинину в селе - последняя страница гражданской войны в этих краях. Белобандиты, восставшие в 1921 году в Тобольской губернии, теснимые частями Красной Армии, отступали к китайской границе. В занимаемых селах устраивали расправы над советскими работниками.
Елена Павловна Василенко, проживающая и сейчас в Астаховке, со слов старожилов Коршек Андрея Яковлевича и его супруги Февроньи Трофимовны сообщила следующее:
Бандиты двигались со стороны Акмолинска по тракту на Каркаралинск. Шел март 1921 года. Уполномоченным по продовольственной разведке в селе был Николай Тимофеевич Рябинин, до этого он жил в селе Санниковском (ныне пос. Ульяновский). Был он относительно молод, семья состояла из жены и дочери 5 лет, квартировал у Ивана Семеновича Буряка. Николай Тимофеевич был среднего роста, коренастый, симпатичный. Со взрослыми серьезный, даже строгий, но подход имел. С детьми и подростками - совсем другой. Любил шутить, что-то им рассказывал.
В день, когда случилась трагедия, Н.Т. Рябинин был дома. Он почему-то отложил свою поездку в Покорное. В село ворвалась группа бандитов на лошадях. У них были черные флаги с надписью «С нами бог». Не стоит называть их людьми, это были звери. Ворвались в дом Буряка, схватили Рябинина. Увели его за речку Баймырзу. Нашли Николая Тимофеевича на следующий день, тело было порублено шашками. Жители села перенесли его в молитвенный дом, стали готовить к похоронам. И здесь в село въехал красный отряд - Рябинин был похоронен с воинскими почестями в центре села, на площади. Позже установили здесь деревянный обелиск со звездочкой. Со временем стало традицией - в дни советских праздников приносить сюда цветы. Здесь юные жители села вступают в ряды октябрят и пионеров, комсомол, здесь выступают с воспоминаниями ветераны войны и труда.
В 1929 году в Астаховском был создан сельский крестьянский комитет общественной взаимопомощи (ККОВ). Его создание явилось первым шагом на пути к объединению в коллективное хозяйство (колхоз). Дата рождения колхоза «Красный Октябрь» - 1930 год, месяц и число указать не могу из-за отсутствия документов.
Заявлений о приеме в колхоз, датированных 1930 годом, обнаружить не удалось. А вот начиная с 1931 года такие документы сохранились. Приведу один из них:
«Красному Октябрю», колхозу.
От гражданина села
Астаховского
Пономаренко Сергея.
Заявление о принятии в колхоз
Я, Пономаренко, иду навстречу колхозу в том, что осознаю колхозное житие как лучшее. Семейное положение - 8 душ. Имею 1 лошадь, 1 бричку, конные грабли, 2 бороны, каменный каток. Пшеницы только 4 пуда. А больше нет ничего.
С. Пономаренко,
1 февраля 1931 года.
Первым председателем колхоза «Красный Октябрь» был, вероятно, Трофим Тимофеевич Коряк (1899 г.р.) Сужу так на основании протокола правления от 22 марта 1931 года. Коряк переехал в Астаховское 28 апреля 1929 года из села Кондратовского.
По отчету 1932 года в колхозе было 28 плугов, 37 борон, по две сеялки и веялки, молотилка, 17 сенокосилок, 11 граблей, 16 саней, 6 лобогреек. Обрабатывалось 534 гектара земли. Пшеница занимала 403 гектара, овес - 45, ячмень - 9, лен - 15, конопля - полгектара, бахча - 4 гектара. Коров имелось 59. Трудоспособных 104 человека.
Коллективная жизнь требовала активности от всех. На повестку дня выносились самые разнообразные вопросы. Так, 2 декабря 1931 года колхозники по докладу В. Долженко решили организовать подвоз детей в школу, обеспечить их горячим завтраком. 7 февраля 1932 года для подписания договора с МТС рекомендованы Т.Т. Коряк, М.С. Бондаренко и М. Никитенко. 24 февраля общее собрание колхозников обсудило подготовку к севу и направило на районный слет колхозников Ивана Коршека.
10 марта под председательством Лукерьи Гавриловны Нешковой состоялось собрание женщин села. С докладом «Роль женщины в пролетарском обществе» выступил И.Т. Енин. Была отмечена важность создания детских яслей, «раскрепощающих женщин от старого быта». В женорганизаторы выбраны Агриппина Енина, Анна Кармацкая, Евдокия Коршек.
Для работы в детских яслях были выдвинуты Анастасия Щелкун, Анисья Комарова, Екатерина Авдеева, Ирина Новикова. За организацию питания отвечали Анна Болакина и Мария Павленко. Санитарную комиссию по проверке чистоты на фермах возглавила Пелагея Бучинская. Ей помогали Февронья Коршек и Пелагея Иващенко. В это время молочно-товарную ферму возглавлял Андрей Василенко, овцетоварную - Ф.М. Бельченко.

(Окончание следует)

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Кандыколь - Озерное - Бухар-жырау: 1907-1950 18.01.2018

    (Продолжение. Начало в номере от 16.01.2018 г.)

    Начиная с 1917 года, каркаралинские власти старались держать под ружьем многодетных солдат своего уезда именно у себя в городе. Это давало возможность отпуска в страдную пору. Так, Сагайдак Никифор Афанасьвич, 1897 г.р., в анкете красноармейца отметил, что в селе Озерном у него остались жена Мария, мать Анастасия, 1860 г.р., брат Михаил, 1907 г.р., брат Емельян, 1911 г.р., и сестра Александра, 1914 г.р. С ним служил и односельчанин Тимофей Ерофеевич Крапач.

  • Ручная работа 18.01.2018

    В наше время техническая подготовка газеты или журнала к выпуску куда проще, чем семь с лишним десятилетий назад. Тогда печатные издания готовили с помощью свинцовых гранок, подбирая каждую букву по отдельности. В Карагандинском областном краеведческом музее хранятся газеты начала 1940-х годов, когда на территории нынешнего Казахстана шел постепенный переход казахского алфавита с латиницы на кириллицу. Подшивка газеты «Советтiк Қарағанды», сохранившаяся в краеведческом музее, отражает последние годы использования латиницы на территории казахстанского края в то время. Сотрудники типографий тогда получали надбавку к зарплате и молоко, рассказывает главный хранитель фондов музея Меруерт Орыспаева: свинцовые гранки, с которыми они работали, вредны для здоровья. Ручная работа над текстами, к слову, видна сразу: ряды букв не везде ровные, но в этом, пожалуй, особый шарм прошлого.

  • Кандыколь - Озерное - Бухар-жырау: 1907-1950 16.01.2018

    В Карагандинской области Бухаржырауский сельский округ славится своим мемориальным комплексом в честь поэта-импровизатора, советника хана Аблая Бухар жырау Калкаманулы (1693 – 1787). Округ создан в 1993 году у подножья гор Далба и объединял три населенных пункта: Бухар-жырау (205 человек), Шалкар (203), Семизбугы (100). Земли здесь 88633 гектара, из них пашни 13698 гектаров. Учтено 1089 лошадей, 1596 голов крупного рогатого скота, 3000 голов овец и коз. Из культурных учреждений - школа, библиотека, сельский клуб. Для любителей активного отдыха весьма привлекательны озера Шалкарколь, Рудничное и Кандыколь. Первые два водоема охватывают окварцованный массив Большого Семизбугы. Цвет воды здесь желтовато зеленый, глубина достигает восьми метров. Толща Кандыколя небольшая, что приводит к замору рыбы. В интернете можно разглядеть солидные экземпляры щук и окуней, добытых заезжими рыбаками из Караганды, Актау, Темиртау и других мест.

  • Земледельцы Святогорской волости 13.01.2018

    В Карагандинской области зафиксирован ряд населенных пунктов, ранее относившихся к Павлодарскому уезду Семипалатинской области. В начале прошлого века возникли переселенческие поселки. Наиболее плотно они сформировались в пределах Святогорской волости. Сюда отнесены селения Каменское, Крещенское, Окольное и Святогорское. Были сделаны попытки обустроить крестьян в местечке Акшора и на хуторе Самарском. Развития они не получили. Следы их существования остались на картах Переселенческого управления.

  • Бизнесом по спорту 09.01.2018

    В начале февраля в Караганде откроет свои двери новый спортивный комплекс «Аманат-Арена». Построенное с нуля большое двухэтажное здание, всего за полгода выросшее во дворе между жилыми домами по улице Ермекова, будет ежедневно принимать всех желающих играть в мини-футбол, заниматься в тренажерном зале и зале борьбы. Самое примечательное в новострое - это то, что работать спорткомплекс будет на основе государственно-частного партнерства: здание возведено на собственные деньги предпринимателей, а областное управление спорта планирует через госзаказ оплачивать аренду залов для занятий детей на бесплатной основе. Таким образом государство сэкономит десятки миллионов на строительстве и сразу получит готовые залы для тренировок.

  • Бии Едрейской волости 09.01.2018

    Образ одаренного сала, поэта, акына Мади Бапиева (1880-1921) гипнотизирует каждого, кто стремится понять сложные повороты его непростой судьбы. Начнем с 17 мая 1907 года, когда состоялся съезд биев Едрейской волости из 10 человек. Это Калипа Шотаев (аул № 2), Кадыр Жусупов (аул № 3), Сармагамбет Бекетов (аул № 4), Баймурын Толепбергенов (аул № 5),Амен Карпыков (аул № 6), Нургожа Жомартов (аул № 8), Елеубай Торебаев (аул № 9), Адил Жаманкотов (аул № 10), Майтан Туранов (аул № 11), Шалабай Жылкыбаев (аул № 12). Не явились Бекжожа Кошкунбаев (аул №1) и родной дядя Мадия Косук (Косак) Алшынбаев (аул № 7). Бии приняли решение – обвинить Мади в скотокрадстве, что лишало его возможности участвовать в различных выборах. С этого времени начались скитания Мади по тюрьмам и ссылкам, многократно обрисованные почитателями творчества поэта.

  • Правда истории, правда страны 06.01.2018

    Книга Нурсултана Назарбаева «Эра независимости» - об истории независимого Казахстана и о всех нас. В ней сосредоточен взгляд Первого Президента, непосредственного участника и инициатора значимых для государства процессов, на события политической, экономической и социальной жизни страны. Нурсултан Абишевич оценивает пройденный страной путь, аргументирует и комментирует принятие решений, ответственность за которые он как первое лицо государства принимал на себя в сложное, во многом кризисное время.

  • Учиться по-новому 06.01.2018

    Преподаватели Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова разработали и издали четыре экспериментальных учебных пособия на латинской графике. А студенты факультета математики и информационных технологий КарГУ презентовали созданное ими мобильное приложение на IOS-платформе - программу транслитерации текстов с кириллицы на латиницу. Перевод казахского языка на латиницу - это историческая необходимость для Казахстана, дополнительная возможность интегрироваться в мировое научное и образовательное пространство. Введение латинской графики даст долговременный эффект, поскольку подавляющее большинство специализированной литературы и методических пособий издано на английском языке либо с использованием латинской графики.