16 мая 2017 года 382

Играют мальчики войну

Автор: Наталья ПРУС

- Люблю вот это яблоко, живое оно. А если к дереву ухо приложишь, услышишь, как оно корнями сок вытягивает - это шум крови. Все живое... Пулемет - он ведь тоже живой. Вот он стоит, молчит, а это он к бою готовится - энергию в себе копит...

На сцене Карагандинского индустриально-технологического колледжа юная Маншук Маметова в исполнении студентки второго курса Зарины Мухамеджановой пишет за полчаса до атаки письмо матери, просит прощения, что ушла на фронт, не спросив разрешения, твердит, что казахов не покинули духи предков и значит - враг будет разбит. А потом в палатке гаснет свет, и действие перемещается на большой экран, где зрители видят Маншук в боях за освобождение города Невеля. Оставшись одна из пулемётного расчёта, девушка, будучи тяжело раненной осколком в голову, уничтожает 70 солдат противника и погибает смертью храбрых.
Фильм-спектакль «У войны не женское лицо» зрители - студенты, преподаватели, ветераны - смотрят на одном дыхании. Как удалось им, 16-17 -летним подросткам, участникам студенческого клуба «Блогер», передать эмоции и чувства героев войны?
Об этом рассказала режиссер постановки, преподаватель русского языка и литературы Вера Мутафян. Кино, по ее словам, сплели с театральными сценами не случайно: такой прием позволил усилить восприятие происходящего на фронте. Воссоздать сцену боя непросто, также как и показать гибель разведчиков в болоте или то, какие страдания людей видит двадцатилетняя девушка перед тем, как принимает решение вернуться на передовую. Студентов подбирали похожими на героев фильмов, гримировали, покрывали сединой головы. Сложнее было с рацией, военным обмундированием, оружием, но в местных музеях и воинских частях удалось разыскать плащ-палатку, автомат, снайперскую винтовку и даже пистолет-пулемет Шпагина.
Фильмы «Звезда», «Битва за Севастополь», «Песнь о Маншук», «Они сражались за Родину», «28 панфиловцев», документальные ролики о погибших в концлагерях подростки, вживаясь в образы, смотрели и обсуждали не один раз, много читали о войне. Сделать произведение целостным помогли блогеры - «IT-шники», соединившие киноатаки, музыку, фонограммы с репликами персонажей.
Для Веры Мутафян тема Великой Отечественной особенно близка. Почти все мужчины по отцовской линии погибли на фронте, а в родное село вернулся только дедушка.
- Патриотическое воспитание начинается с малого: с уроков истории, с аллеи, где посадил дерево, школьных стендов, возложения цветов к Вечному огню, уважения к старшим и памяти о тех, кто одержал Победу в самой жестокой войне XX века, говорит преподаватель. - А ребята, сыгравшие войну, уже видят ее не такой, как раньше. Они попытались проникнуть в ее разрушительную суть и будут беречь мир. Мои студенты, например, признавались, что труднее всего им далась финальная сцена, когда нужно было передать радость от известия о Победе. Молодому поколению тяжело представить, какой ценой она досталась.
...Чуть больше часа длился спектакль, и зрители увидели снайпера-легенду, Героя Советского Союза Людмилу Павличенко (ее сыграла студентка Виктория Лазарева), к июню 1942 года на счету которой было 309 уничтоженных солдат и офицеров противника, и неизвестную радистку Екатерину Семакову (Ирина Бадриденова), в чьем сердце зажглась любовь к мужественному герою-разведчику.
- Удержать эмоции непросто, война проникает в тебя, ты чувствуешь ком в горле и хочется плакать, - поделились исполнительницы главных ролей. - У войны не женское лицо. Когда погибла Маншук Маметова, ей было только двадцать. Война отобрала у нее все - возможность дарить любовь, создать семью, родить детей. Мы понимаем, что, возможно, не смогли передать всю боль отважных солдат, но стали лучше понимать, что живем благодаря их подвигу.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Звездный час - для вас 21.04.2018

    Карагандинский академический театр музыкальной комедии знаменит многими проектами, в том числе теми, которые дают шанс непрофессионалам узнать, каков он - труд артиста. Несколько лет назад проект «Народная оперетта» подарил нашей публике «Собаку на сене» Лопе де Вега с участием обычных карагандинцев, а в этом году театр вновь планирует подобное мероприятие, но уже под названием «Мой звездный час».

  • Гармония линий и красок 21.04.2018

    Разнообразие техник и жанров, стилистических решений в этом году демонстрирует традиционная весенняя выставка областного Союза художников. Яркие краски экспозиции дарят зрителям оптимистическое весеннее настроение, передают необыкновенную красоту многоликого мира. После многих лет молчания продемонстрировала свои работы Ляззат Тынбаева, работающая в традиционной технике вышивки, в которой она решает сложные композиции из истории казахов. Интересную картину «Баксы» в технике художественного войлока представила Евгения Шульц. Великолепный бронзовый «Бык» Сергея Чеченова, мастера анималистической скульптуры, стал украшением выставки.

  • С любовью из Канады 19.04.2018

    Казахстан все больше привлекает взоры мировых звезд разных жанров. Караганда принимает артистов джаза из США, звезд оперы из европейских стран, инструменталистов из Азии и ближнего зарубежья. Добралась до нас и Канада: на днях в городе выступил певец и музыкант Адам Гонтье с акустической программой. Концерты под гитару всегда звучат интимнее, нежели выступления с полным звуковым сопровождением других инструментов. Они позволяют сблизиться с публикой и быть со зрителем на ты. Эту цель и преследовал канадский музыкант, известный как бывший солист рок-группы «Three Days Grace», а ныне коллектива «Saint Asonia». Впрочем, обе эти группы - постоянные участники и хедлайнеры мировых рок-фестивалей, их альбомы не сходят с вершин зарубежных хит-парадов, а некоторые получили звание платиновых.

  • Петербургские встречи 19.04.2018

    «Казань брал, Астрахань брал, Ревель брал, Шпака - не брал», - эту знаменитую цитату из «Иван Васильевич меняет профессию» можно перефразировать в «Казань брал, Санкт-Петербург брал»: Карагандинский русский драматический театр им. К.С. Станиславского в начале апреля «взял» северную столицу России и успешно выступил с «Ревизором» Н.В. Гоголя.

  • Кадры из жизни 14.04.2018

    Карагандинец Константин Павленко убежден: фотография обретает жизнь, будучи напечатанной. Мы храним снимки в телефонах, но они могут исчезнуть, помещаем их на диски, а те могут просто сломаться. Константин - не только фотограф: он всегда увлекался спортом, работал переводчиком и преподавателем.

  • Весна в ритме степа 14.04.2018

    Степ-группа «Алтын Батыр» снова порадует карагандинцев концертом: коллектив выступит на сцене Дворца культуры горняков. В программе - не только собственно ирландский степ, которым «Алтын Батыр» и знаменит, но и танцевальные номера российского хореографа-постановщика Сергея Назарова.

  • Амре по-голливудски 10.04.2018

    Выходя с премьеры фильма «Амре», я испытывала противоречивые чувства. Вроде бы и хорошо, что об исторических личностях снимают кино (в планах - Магжан Жумабаев, Балуан Шолак и Ходжа Ахмед Яссауи), с другой стороны - зарубежные каноны сценариев диктуют свои шаблоны, снижая градус достоверности. Более того, герои наших отечественных байопиков (биографических художественных лент) всегда однотипны - будь то Алимхан Ермеков, Казыбек би или Амре Кашаубаев. Все они одинаково немногословны, серьезны, драматичны, безгрешны. Но ведь любой человек ошибается, и для кого-то он хороший, для кого-то - плохой, и вот эта «серость», а не «белизна» или «чернота», - она подкупает зрителя, подвигая его ассоциировать персонажа с собой. У перечисленных героев этой «серости» нет.

  • Мы вам споем 10.04.2018

    В Жезказгане пройдет фестиваль авторской песни и поэзии. Жезказганское общество поэтов, композиторов и музыкантов «Сазгер-акын-бард» можно назвать уникальным явлением для Карагандинской области. Образованное летом прошлого года, оно объединило весь местный творческий бомонд. Членство в нем не зависит от возраста. Самый молодой исполнитель учится в 11 классе, тогда как известная поэтесса и композитор Людмила Варламова является ровесницей Жезказгана. Главное условие - живое исполнение. Будучи ценителями истинного творчества, жезказганцы не приемлют фонограмму.