29 апреля 2017 года 1560

Первомай объединяющий

Автор: Нина КРАМЕР

Традиция торжественно отмечать первый день мая имеет смешанное происхождение. С размахом встречали весну в мае древние греки, а больше 130 лет назад в этот день американские рабочие организовали массовую забастовку, которая закончилась кровопролитными столкновениями с полицией. Так появился День солидарности трудящихся. Нашему уникальному казахстанскому Первомаю в этом году исполняется 11 лет.

В Казахстане существуют свои традиции встречи весны, поэтому для многих граждан этот день прежде всего связан с политикой. Несколько десятилетий для казахстанцев 1 Мая ассоциировался с масштабными демонстрациями, красными флагами, транспарантами и громкими лозунгами.
В послевоенные годы первомайские демонстрации были менее многочисленными по сравнению с более поздним временем. Пик майских парадов в Карагандинской области пришелся на 70-80-е годы. На главные улицы с флагами и транспарантами выходили целые районы, коллективы больших предприятий и учреждений, школьники и студенчество, жители городов и сел региона. Например, в 1983 году в праздничном номере «Индустриалки» целых три полосы были посвящены репортажам с демонстраций. Большую часть текста занимали перечисления коллективов, участвующих в шествии, и их трудовых успехов.
Ближе к перестройке праздник как будто начал угасать. В 90-е годы о Первомае уже мало кто вспоминал, общество переживало экономический кризис, на демонстрации собирались разве только пожилые коммунисты. Большинство разочарованных в советской эпохе граждан предпочитали проводить этот день дома.
А в 1996 году 1 мая в Казахстане родился новый праздник. От солидарности трудящихся в широком смысле казахстанцы перешли к более близкому для них понятию единства всех этносов, проживающих в государстве.
«Благодаря сохранению и укреплению политической стабильности, мира и согласия, Казахстан преодолевает пик экономического кризиса, - говорилось в обращении Ассамблеи народа Казахстана от 29 апреля 1996 года, опубликованном в первомайском номере «Индустриалки». - Мы поддерживаем инициативы Президента Н.А. Назарбаева, направленные на сохранение и углубление экономических и гуманитарных связей между народами».
Не сразу этот праздник стали отмечать с размахом. Тогда еще только происходило осмысление этой даты. Нет и строк о праздничных мероприятиях в очередном майском номере «Индустриалки». Но зато редакция газеты в этот день провела традиционную легкоатлетическую эстафету, приурочив ее к Дню единства народа Казахстана. “Теперь 1 Мая мы не демонстрируем свои достижения, а просто отдыхаем”, - писал корреспондент газеты Валерий Савин.
Небольшая заметка о том, что национально-культурные центры области организовали праздничное представление в честь Дня единства народа Казахстана, появилась лишь в 1998 году. В 2000 годы страна крепла, набирали силу и этнокультурные объединения. И в 2012 году 1 Мая в праздничном шествии приняли участие около 20 тысяч человек. Первомай обрел огромное культурное значение для казахстанцев, каждый этнос в этот праздник старается показать себя во всей красе. По всей стране проводятся красочные представления, ярмарки этнокультурных объединений, которые рассказывают о своих обычаях, обрядах, национальной кухне. Можно сказать, что это всенародный праздник для каждого этноса, радостный и светлый день позитивного устремления в будущее.
Коллаж Линара ГАЛИМОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Гордость золотой степи 22.02.2018

    Неизгладимый след в истории Казахстана оставил вещий певец, искусный оратор, главный идеолог и советник Абылай хана, политический деятель и дипломат своего времени, выдающийся представитель духовной жизни казахского народа Бухар жырау Калкаманулы.

  • Тайны латинского алфавита 20.02.2018

    Переход на латиницу - это не просто перевести государственный язык на новый алфавит. Латиница подразумевает в первую очередь фундаментальную реформу казахского языка, которая затронет созвучие казахского слова, морфемную и слоговую структуру, правильный перенос и ритмику речи. Это значит, что язык изменится от фонетики до синтаксиса. Поэтому введение нового алфавита уже сегодня стало весьма сложным процессом, требующим много времени. Так считает казахстанский ученый, исследователь Института языкознания им. А. Байтурсынова НАН РК, доктор филологических наук Алимхан Жунисбеков.

  • Шешенкара на берегу Нуры 20.02.2018

    Начальные архивные сведения про приметную в степи сопку Шешенкара можно отнести к 12 октября 1837 года. Старший султан Каркаралинского приказа Турсун Чингизов, поручик Сагандык Сиванбаев и заседатель Избасар Алдабергенов подписали документ торгово-промышленного плана. В нем отмечено, что «летние кочевки по речке Алтынсу, урочищу Джангызшокы, места Аширит повыше горы Чеченгары» уступаются горнопромышленнику С.И. Попову до выработки найденных там руд. Здесь проводили лето казахи Кара-Айтымбетовской волости во главе с султаном Тауке Букеевым. Указаны жайляу по Большой Нуре в урочищах «Кос Агач, Акташ, Чечень, Ботагоз, Джаур, Сункар». Как видно, сегодняшний поселок Ботакара имел и другое рекламное имя - Ботагоз. Но здесь важно, что и Шешенкара, и Ботакара издавна составляли единый степной дом из двух равноценных шаныраков.

  • Султаны и бии Беркаринской волости: 1878-1919 годы 13.02.2018

    (Окончание. Начало в №17 от 10.02.2018 г.)

    С 14 декабря 1913 года - волостной Жусупбек Токбергенов, заместитель волостного Хасенхан Сарлыбаев, потом Бейбол Корсакбаев. Народные судьи и их заместители в аулах: № 1 – султан Жусуп Омарханов и Кали Сасыманов, № 2 – Ержан Тасымов и Ахмет Смаилов, № 3 – Сулеймен Шантин и Жусуп Шантин, № 4 – Толеген Токбергенов и Токберген Жумагулов, № 5 – Байтуган Кулшыманов и Монек Машеков, № 6 – Тати Еркебаев и Еркебай Бейсекин, № 7 – Нурбай Борлыбаев и Итеген Токтакушуков, № 8 – Китан Крымхожин и Байжан Казыбеков, № 9 – Жусуп Омаров и Капас Шадыров, № 10 – Дюсенбай Коржунбаев.

  • Выросший в степи 13.02.2018

    Встреча-воспоминание состоялась в Карагандинском областном историко-краеведческом музее в рамках реализации программы «Рухани жаңғыру». На посвященном Дню города событии открылась выставка «Қазыналы кенді қала» и прошла встреча под названием «Город в степи». Гости - молодежь - ознакомились с архивными документами и материалами о развитии Караганды, жизни города в годы Великой Отечественной войны, в послевоенный период. Среди объемных экспонатов выставки были представлены шахтерское снаряжение, комплекс геолога И.В. Орлова, реликвии военных лет, предметы быта советского периода и продукция современных промышленных предприятий.

  • Султаны и бии Беркаринской волости: 1878-1919 годы 10.02.2018

    Чтобы проникнуть к далеким именам, откроем дневник писателя М.М. Пришвина (1873-1954) за 24 августа 1909 года. Столичный журналист из «Русских ведомостей» в уездном Каркаралинске ведет сбор народных преданий и обычаев казахов. В лавке мелкого торговца Л.И. Дебогана местный интеллигент «Абабакарим» Курманов пересказал ему в своем варианте далекую поэму про красавицу Баян Сулу. Собеседник Аубакир Курманов – житель Беркаринской волости. Его зимовка Иткара на речушке Карасу находилась в 35 верстах от города и относилась к аулу № 1. Население - 32 человека. Имели 107 лошадей, 63 рогатых, 3 верблюда. Сена заготавливали 555 копен.

  • Кандыколь - Озерное - Бухар-жырау: 1907-1950 08.02.2018

    Окончание. Начало в №№ от 16.01, 18.01, 23.01, 6.02.2018 г.

  • Неизвестные страницы 08.02.2018

    Заместитель директора музея изобразительного искусства Темиргали Аршабеков заинтересовался вкладом представителей движения партии «Алаш» в процесс перехода с арабской вязи на латиницу в Казахстане в тридцатые годы прошлого столетия.

15 февраля - день вывода войск из Афганистана

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА и Линара ГАЛИМОВА