22 апреля 2017 года 191

Гуманная педагогика

Шалву Амонашвили в образовательной сфере знают и уважают. Поэтому, когда он приехал со своими семинарами на тему «Основы гуманно-личностного подхода в образовательном процессе» в Караганду, слушателей собралось немало.

Доктор психологических наук Шалва Александрович является автором книг «Здравствуйте, дети!», «Как живете, дети?», «Единство цели», «Гуманная педагогика», «Школа жизни» и других. Свою систему обучения он начал разрабатывать более 50 лет назад. Первым его проектом была «Школа радости» в Тбилиси, когда в СССР он начал эксперимент по работе с шестилетками. Цель была одна: вырастить просто хороших людей. Шалва Александрович считает, что она была достигнута. Сегодня по его методике работают школы в Казахстане и России, Литве и Эстонии, Чехии, Болгарии и Словакии.
Карагандинский семинар проходил с участием сына Шалвы Пааты Амонашвили. Президент Международного центра гуманной педагогики Паата - соавтор концепций отца.
Старые и новые книги Шалвы Амонашвили читать необходимо: он учит быть добрее ко всему в этом непростом мире. В погоне за результатами учителя и воспитатели порой забывают, что ученик - не машина. Шалва Александрович учит коллег любить детей такими, какие они есть, не ущемлять их самолюбие и достоинство. Тогда и сам ребенок станет соратником учителя в своем же воспитании.
Педагогам детского сада «Байтерек» выпала честь посетить семинар Шалвы Амонашвили и предстать его учениками. После его лекций что-то внутри меняется, и хочется работать по-другому, применяя новые методики в своем труде.
Можно ли представить детский сад или школу, где материал на занятиях подается в виде проблемы, которую дети должны решить сами? Для каждого урока материалы подбирают педагоги, сочинения называются письменными размышлениями, математика - одновременно урок родной речи и философии. Ребята не боятся говорить «не знаю» или «можно, я подумаю?», не получают «неудов». С ними общаются, как с равными - серьезно, уважительно, и дети становятся открытыми и любознательными. Из таких садов и школ необязательно выходят гении, но люди думающие и, конечно, обладающие необходимыми знаниями.
На одном дыхании прошли пять дней семинара для педагогов, два дня - для родителей, а также показательный мастер-класс. Нас поразила демократичная манера общения Шалвы Александровича. Излюбленная поза мэтра, надо сказать, - на корточках перед партой: чтобы смотреть на ребенка не сверху вниз, а глаза в глаза. «Не я им даю урок, а они мне!», - говорил Амонашвили. Это и есть главный постулат гуманной педагогики.
Происходящее в импровизированном классе, где пытались вывести формулу Альбрехта Дюрера, мало походило на урок. Мы были свидетелями напряженной работы научной лаборатории, где пытливые исследователи совершают открытие века, а учитель - их равноправный коллега. «Поздравляю вас, вы нашли блестящее решение!» - Амонашвили жал руку сияющему «ученику», первым выполнившему задание. С таким же благоговением седовласый гость общался и с другими.
Рассуждая о назначении школы, Шалва Александрович исходил из первоначального значения слова - «лестница»: учитель поднимается по ней вместе с учеником. В гуманной педагогике и слово «урок» трактуется по-другому: учитель дарит свет, чтобы ученик нашел свою судьбу.
Один из самых известных приемов Амонашвили - нашептывание: на вопрос дети отвечают на ухо. В этом случае у них срабатывает любопытство: им интересно, правильно ли ответили, и хочется узнать верный ответ. А не слыша чужих ответов, дети думают сами, сами принимают решение.
На своем семинаре Шалва Александрович призывал коллег искать ключ к ребенку. Если дети не любят читать, он советовал каждый день менять книги на рабочем столе. Дети любопытны и будут спрашивать о них, а в ответ педагог предлагал заинтересовать ребят содержанием книг.
Рашида ТЕБАЙ, директор детского сада «Байтерек»
Марина ЕСМАХАНОВА, методист детского сада «Байтерек»,
г. Караганда

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Проблемы отрасли 21.09.2017

    В Карагандинском государственном техническом университете прошли Международный маркшейдерский форум «Инновационные технологии в геодезии, маркшейдерии и геотехнике» и ІІ съезд Союза маркшейдеров Казахстана. Вуз принял в своих стенах гостей из стран Восточной, Западной Европы и Центральной Азии: Италии, Испании, Швейцарии, России, Украины, Узбекистана и других. 

  • Стратегические приоритеты 21.09.2017

    Реформирование алфавита государственного языка является одним из самых серьезных этапов модернизации, имеющих объективные основания и глубокие последствия, которые должны в полной мере осознаваться обществом. 

  • Спорные новшества 19.09.2017

    Первая учебная неделя в этом году началась с неразберихи, чиновники от образования назвали этот период адаптационным. Школы приспосабливаются к новому графику и решают, переходить ли им на пятидневку. В некоторых из них родители каждый день получали противоречивую информацию: то их дети учатся пять дней, то шесть.

  • Плоды учебной программы 19.09.2017

    Из содержания обновленного учебника для 7 класса: главы «Климат и изменения климата», «Влияет ли ландшафт и климат на национальный характер?», «Интернет и социальные сети», «Проблемы социальной защиты бездомных», «Генетически модифицированные продукты» и «Если бы я правил миром».

  • Объединяющий фактор 16.09.2017

    Управление по развитию языков Карагандинской области продолжает работать над новыми проектами и решать новые задачи. Первое полугодие 2017 года было для ведомства успешным: начался третий этап реализации госпрограммы, продолжается поддержка языковых курсов, намечены новые цели. Подробно обо всем нашей газете рассказала руководитель управления Гульнараим Кантарбекова.

  • С кириллицы на латиницу 16.09.2017

    Представители общественных объединений, ученые-филологи и карагандинские студенты приняли участие в общественных слушаниях по специальному проекту перехода казахского языка на латинскую графику.

  • Первая, лучшая, старейшая 14.09.2017

    Старейшей школе Балхаша, которая справедливо носит первый номер, в нынешнем году исполняется 85 лет. И ее история неразрывно связана с историей самого города. За это время балхашские педагоги воспитали сотни детей, занявших достойное место в обществе. Да и сейчас СШ № 1 в городе считается лучшей, ее ученики регулярно занимают призовые места на областных и республиканских олимпиадах, конференциях, спортивных соревнованиях. Кроме того, школа является единственной в Балхаше стажировочной площадкой по внедрению инклюзивного образования, говорит директор учебного заведения Елена Тусупова.

  • Курсы на повышение 12.09.2017

    Учителей школ, приехавших в областной центр на курсы английского языка, возмутил размер ежемесячной денежной компенсации за обучение.

"Астана ЭКСПО-2017"