22 апреля 2017 года 457

Гуманная педагогика

Шалву Амонашвили в образовательной сфере знают и уважают. Поэтому, когда он приехал со своими семинарами на тему «Основы гуманно-личностного подхода в образовательном процессе» в Караганду, слушателей собралось немало.

Доктор психологических наук Шалва Александрович является автором книг «Здравствуйте, дети!», «Как живете, дети?», «Единство цели», «Гуманная педагогика», «Школа жизни» и других. Свою систему обучения он начал разрабатывать более 50 лет назад. Первым его проектом была «Школа радости» в Тбилиси, когда в СССР он начал эксперимент по работе с шестилетками. Цель была одна: вырастить просто хороших людей. Шалва Александрович считает, что она была достигнута. Сегодня по его методике работают школы в Казахстане и России, Литве и Эстонии, Чехии, Болгарии и Словакии.
Карагандинский семинар проходил с участием сына Шалвы Пааты Амонашвили. Президент Международного центра гуманной педагогики Паата - соавтор концепций отца.
Старые и новые книги Шалвы Амонашвили читать необходимо: он учит быть добрее ко всему в этом непростом мире. В погоне за результатами учителя и воспитатели порой забывают, что ученик - не машина. Шалва Александрович учит коллег любить детей такими, какие они есть, не ущемлять их самолюбие и достоинство. Тогда и сам ребенок станет соратником учителя в своем же воспитании.
Педагогам детского сада «Байтерек» выпала честь посетить семинар Шалвы Амонашвили и предстать его учениками. После его лекций что-то внутри меняется, и хочется работать по-другому, применяя новые методики в своем труде.
Можно ли представить детский сад или школу, где материал на занятиях подается в виде проблемы, которую дети должны решить сами? Для каждого урока материалы подбирают педагоги, сочинения называются письменными размышлениями, математика - одновременно урок родной речи и философии. Ребята не боятся говорить «не знаю» или «можно, я подумаю?», не получают «неудов». С ними общаются, как с равными - серьезно, уважительно, и дети становятся открытыми и любознательными. Из таких садов и школ необязательно выходят гении, но люди думающие и, конечно, обладающие необходимыми знаниями.
На одном дыхании прошли пять дней семинара для педагогов, два дня - для родителей, а также показательный мастер-класс. Нас поразила демократичная манера общения Шалвы Александровича. Излюбленная поза мэтра, надо сказать, - на корточках перед партой: чтобы смотреть на ребенка не сверху вниз, а глаза в глаза. «Не я им даю урок, а они мне!», - говорил Амонашвили. Это и есть главный постулат гуманной педагогики.
Происходящее в импровизированном классе, где пытались вывести формулу Альбрехта Дюрера, мало походило на урок. Мы были свидетелями напряженной работы научной лаборатории, где пытливые исследователи совершают открытие века, а учитель - их равноправный коллега. «Поздравляю вас, вы нашли блестящее решение!» - Амонашвили жал руку сияющему «ученику», первым выполнившему задание. С таким же благоговением седовласый гость общался и с другими.
Рассуждая о назначении школы, Шалва Александрович исходил из первоначального значения слова - «лестница»: учитель поднимается по ней вместе с учеником. В гуманной педагогике и слово «урок» трактуется по-другому: учитель дарит свет, чтобы ученик нашел свою судьбу.
Один из самых известных приемов Амонашвили - нашептывание: на вопрос дети отвечают на ухо. В этом случае у них срабатывает любопытство: им интересно, правильно ли ответили, и хочется узнать верный ответ. А не слыша чужих ответов, дети думают сами, сами принимают решение.
На своем семинаре Шалва Александрович призывал коллег искать ключ к ребенку. Если дети не любят читать, он советовал каждый день менять книги на рабочем столе. Дети любопытны и будут спрашивать о них, а в ответ педагог предлагал заинтересовать ребят содержанием книг.
Рашида ТЕБАЙ, директор детского сада «Байтерек»
Марина ЕСМАХАНОВА, методист детского сада «Байтерек»,
г. Караганда

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Интеллектуальные ценности 24.04.2018

    Ассамблея народа Казахстана Карагандинской области совместно с областным управлением образования и региональным представительством Казахстанской национальной федерации клубов ЮНЕСКО провели Единый день Ассамблеи народа Казахстана по обсуждению проекта «100 новых учебников на казахском языке».

  • Хочу все знать 24.04.2018

    В Караганде прошел VII Открытый чемпионат интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» среди юниоров. Интеллектуальные игры являются одной из форм организации досуга и профилактики правонарушений среди подростков. Именно с этой целью в 2012 году при КГКП «Шахтер» была создана юниорская лига «Что? Где? Когда?», объединившая несколько десятков школьных команд-знатоков Караганды. 

  • Праздник словесности 19.04.2018

    В день акции «Тотальный диктант» зарегистрированных участников в Караганде было почти 500 человек. Число желающих проверить себя возросло: в течение 14 апреля их стало как минимум на три сотни больше. Прибавились и иностранные студенты: ребята тоже писали специальные задания. На подготовку к акции у карагандинского штаба «Тотального диктанта» ушло два с половиной месяца: главными вопросами стали поиск площадок, филологов, диктаторов, координаторов и других членов команды. Масштаб акции растет, и одних только диктаторов было почти 30 человек. Стоит ли говорить, что сама акция давно перешагнула экватор и проводится по всему миру.

  • Те, за кем идут 19.04.2018

    Школьный вожатый должен быть и артистом, и музыкантом, и организатором, и идейным вдохновителем. На своем примере это показали финалисты конкурса «Үздік тәлімгер-2018», организованного среди массовиков-затейников области впервые. Финал его был приурочен к годовщине программы «Рухани жаңғыру», в рамках которой проводился конкурс. Сразиться за звание лучшего вожатого решились 44 педагога. Предварительные этапы проходили в течение трех месяцев. Жюри выбрало из них 8 лучших педагогов, которые вышли в финал. Это вожатые из Каркаралинского, Шетского, Абайского, Актогайского, Улытауского районов, Караганды и Сатпаева.

  • «Робополис» в Караганде 17.04.2018

    50 роботов, в том числе роботы-гуманоиды и другие невероятные технологии будущего, можно будет увидеть в Караганде на выставке «Робополис», которая пройдет с 19 апреля по 20 мая.  «Робополис» будет открыт для всех и станет интересен каждому, независимо от пола и возраста. Все роботы и технологии интерактивны.

  • Молодежь и город мечты 17.04.2018

    Карагандинский государственный университет им.Е.А. Букетова масштабно отмечает юбилей столицы. Здесь прошел республиканский форум студентов «Астана - центр развития отечественной науки и образования», собравший молодежь из Астаны, Алматы, других регионов страны. Целью встречи стало не только развитие инновационной деятельности в студенческой и научной среде вузов, но и демонстрация достижений молодых карагандинских ученых. И надо сказать, что красен форум был не только научными открытиями.

  • Судьба столицы 17.04.2018

    Столица всегда находится как можно ближе к центру государства: она для него словно сердце. К слову, в некоторых языках слово «столица» это и обозначало. На такие темы рассуждали в главном корпусе КарГУ им. Е.А. Букетова: в рамках республиканского форума студентов «Астана - центр развития отечественной науки и образования» здесь прошел круглый стол на тему «Астана - символ Независимости».

  • Открывая мир профессий 12.04.2018

    На первый взгляд ученица 11 класса осакаровской гимназии № 9 Анастасия Ежова выглядит как будущий юрист: элегантный брючный костюм, стильные очки в алой оправе. Однако ее душа больше лежит к профессии учителя начальных классов: на эту тему Настя выступила на областном форуме-конкурсе «Открываем мир профессий». Для конкурса, который прошел на базе Карагандинской специализированной школы-интерната им. Н. Нурмакова, Анастасия Ежова подготовила презентацию о будущей работе. Девушка призналась, что учительство привлекает ее с детства: у Деда Мороза на Новый год она всегда просила школьную доску, чтобы играть в учителя и учеников. Сейчас она - активный участник школьной жизни, а среди любимых предметов называет дисциплины гуманитарного направления.