22 апреля 2017 года 59

Гуманная педагогика

Шалву Амонашвили в образовательной сфере знают и уважают. Поэтому, когда он приехал со своими семинарами на тему «Основы гуманно-личностного подхода в образовательном процессе» в Караганду, слушателей собралось немало.

Доктор психологических наук Шалва Александрович является автором книг «Здравствуйте, дети!», «Как живете, дети?», «Единство цели», «Гуманная педагогика», «Школа жизни» и других. Свою систему обучения он начал разрабатывать более 50 лет назад. Первым его проектом была «Школа радости» в Тбилиси, когда в СССР он начал эксперимент по работе с шестилетками. Цель была одна: вырастить просто хороших людей. Шалва Александрович считает, что она была достигнута. Сегодня по его методике работают школы в Казахстане и России, Литве и Эстонии, Чехии, Болгарии и Словакии.
Карагандинский семинар проходил с участием сына Шалвы Пааты Амонашвили. Президент Международного центра гуманной педагогики Паата - соавтор концепций отца.
Старые и новые книги Шалвы Амонашвили читать необходимо: он учит быть добрее ко всему в этом непростом мире. В погоне за результатами учителя и воспитатели порой забывают, что ученик - не машина. Шалва Александрович учит коллег любить детей такими, какие они есть, не ущемлять их самолюбие и достоинство. Тогда и сам ребенок станет соратником учителя в своем же воспитании.
Педагогам детского сада «Байтерек» выпала честь посетить семинар Шалвы Амонашвили и предстать его учениками. После его лекций что-то внутри меняется, и хочется работать по-другому, применяя новые методики в своем труде.
Можно ли представить детский сад или школу, где материал на занятиях подается в виде проблемы, которую дети должны решить сами? Для каждого урока материалы подбирают педагоги, сочинения называются письменными размышлениями, математика - одновременно урок родной речи и философии. Ребята не боятся говорить «не знаю» или «можно, я подумаю?», не получают «неудов». С ними общаются, как с равными - серьезно, уважительно, и дети становятся открытыми и любознательными. Из таких садов и школ необязательно выходят гении, но люди думающие и, конечно, обладающие необходимыми знаниями.
На одном дыхании прошли пять дней семинара для педагогов, два дня - для родителей, а также показательный мастер-класс. Нас поразила демократичная манера общения Шалвы Александровича. Излюбленная поза мэтра, надо сказать, - на корточках перед партой: чтобы смотреть на ребенка не сверху вниз, а глаза в глаза. «Не я им даю урок, а они мне!», - говорил Амонашвили. Это и есть главный постулат гуманной педагогики.
Происходящее в импровизированном классе, где пытались вывести формулу Альбрехта Дюрера, мало походило на урок. Мы были свидетелями напряженной работы научной лаборатории, где пытливые исследователи совершают открытие века, а учитель - их равноправный коллега. «Поздравляю вас, вы нашли блестящее решение!» - Амонашвили жал руку сияющему «ученику», первым выполнившему задание. С таким же благоговением седовласый гость общался и с другими.
Рассуждая о назначении школы, Шалва Александрович исходил из первоначального значения слова - «лестница»: учитель поднимается по ней вместе с учеником. В гуманной педагогике и слово «урок» трактуется по-другому: учитель дарит свет, чтобы ученик нашел свою судьбу.
Один из самых известных приемов Амонашвили - нашептывание: на вопрос дети отвечают на ухо. В этом случае у них срабатывает любопытство: им интересно, правильно ли ответили, и хочется узнать верный ответ. А не слыша чужих ответов, дети думают сами, сами принимают решение.
На своем семинаре Шалва Александрович призывал коллег искать ключ к ребенку. Если дети не любят читать, он советовал каждый день менять книги на рабочем столе. Дети любопытны и будут спрашивать о них, а в ответ педагог предлагал заинтересовать ребят содержанием книг.
Рашида ТЕБАЙ, директор детского сада «Байтерек»
Марина ЕСМАХАНОВА, методист детского сада «Байтерек»,
г. Караганда

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Ростки патриотизма 27.05.2017

    Где вы видели в школьном подвале динозавра? А вот в Ростовке бутафорский зверь занимает свое законное место среди других экспонатов школьного музея в подземном помещении, большинство из которых собрано самими школьниками. Есть там и бивни мамонта, и настоящие жернова, которые нашли в реке, домашняя утварь, национальная одежда. Кроме историко-краеведческого музея, признанного лучшим среди подобных проектов в школах области, в подвалах ростовской школы-интерната есть различные спортивные помещения, зал для занятий НВП и даже тир и теплица. Все это для того, чтобы применять на практике новый подход к обучению, развивать у детей функциональную грамотность, интерес к наукам, спорту и творчеству.

  • В добрый путь, в добрый час! 25.05.2017

    У кого-то выскальзывали из рук надувные шары и улетали в небо, девушки поправляли белые банты на прическах. Важная пора началась для всех, кто в этом году оканчивает школу: 24 мая для ребят прозвенел последний школьный звонок. На торжественном событии, прошедшем на карагандинской площади Независимости, звучали поздравления от администрации города и самих героев праздника.

  • Научный поединок 23.05.2017

    В Караганде впервые было проведено научно-популярное шоу «Science Slam Karaganda-2017», организатором которого выступил молодежный ресурсный центр.

  • Учёные поддержали «органику» 23.05.2017

    Инновационное удобрение на основе отходов угольной промышленности и куриного помёта создали учёные Карагандинского института органического синтеза и углехимии. Большие перспективы эта разработка открывает перед теми аграриями, кто планирует перейти к выращиванию экологически чистой органической продукции.

  • На пороге экзаменов 16.05.2017

    В преддверии выпускных экзаменов и сдачи ЕНТ в Карагандинском филиале Службы центральных коммуникаций состоялся брифинг с участием руководителя областного управления образования Асхата Аймагамбетова. Последние 13 лет результаты ЕНТ засчитывались как для получения аттестата, так и для поступления в вуз. Теперь выпускники школ будут сдавать экзамены по окончании средней школы, и это станет их итоговой аттестацией. Желающие поступать в вузы будут сдавать ЕНТ отдельно. 

  • Наука и практика 16.05.2017

    Поддержать проект «Туған жер», инициированный Главой государства, предложил ученым региона аким области Ерлан Кошанов. По его мнению, ректоры вузов, как руководители учреждений, должны «вернуться» в родные школы, чтобы оказывать им материальную помощь. А профессора и доктора наук могли бы периодически приезжать в сельские учебные заведения, чтобы читать там лекции и заинтересовывать молодежь инновационными направлениями работы.

  • Критерий - мастерство 16.05.2017

    14 студентов Карагандинского технико-строительного колледжа стали участниками Первого национального чемпионата по профессиональному мастерству для людей с инвалидностью «Аbilimpics» и среди глухих «Deafskills», проходившего в Астане. 

  • При поддержке государства 13.05.2017

    В программе государственно-частного партнерства в сфере дошкольного образования грядут изменения, которые сделают правила открытия частного детского сада более лояльными к предпринимателям. По этому поводу в областном управлении образования прошло специальное совещание.

Весне дорогу!