22 апреля 2017 года 337

О жизни тараканов

Автор: Нина КРАМЕР

На первый взгляд происходящее на сцене во время спектакля с громким названием «Дурак» просто безобразно: какие-то странные существа без рук и без ног суетятся вокруг огромного продырявленного мозга - то ли паразиты какие-то, то ли мысли того самого мозга, которые потом превращаются в тараканов.

Но если хорошенько вспомнить, то ни одно произведение Николая Гоголя без безобразия не обходится. А автор «Дурака», начинающий режиссер Бекмухамет Киекбаев, в своем спектакле взял за основу «Записки сумасшедшего». Мозг - это дневник безумного мелкого чиновника, только еще более обнаженный. Для эффекта в сюжетную линию включены элементы из других произведений Николая Васильевича: «Нос», «Шинель». Довольно нелегко пришлось актерам, заключенным в сплошную оболочку из тянущейся ткани, тем более, что спектакль кишит акробатическими трюками и не только акробатическими.
Для большинства зрителей уже не ново появление актера в зале, но когда он с укором всматривается в глаза сидящих зале, то невольно начинаешь ежиться от этого взгляда. Таким образом режиссер отодвигает невидимую ширму между играющими на сцене и зрителями.
Больше всего прятать глаза пришлось от Акая Жумамуратова, хотя у него по сценарию более сдержанная роль, нежели у коллег. Вообще спектакль интересен тем, что там нет главной роли, есть три вида эмоций, которые поочередно выходят на первый план, борются друг с другом, сливаются и снова распадаются на части.
Если говорить о химерах, то не обойтись без женского пола. Гульназия Дюсембекова - это воплощение отрицания, запретов, которые тормозят другие мысли, дабы те не переросли в поступки. Ей редко приходится кричать, поэтому ее помешательство тихое до некоторого времени. Но что творится внутри! Просто море энергии у Султана Серикулы, который олицетворяет желания безумного.
В пиковой сцене он поет «Аве Мария» высоким, почти женским голосом. И тут же его крик срывается на лай. Ведь Поприщин «читал» мысли собак. Две противостоящие друг другу эмоции раздирают Акая Жумамуратова, который олицетворяет состояние офисного планктона, который плывет по течению и не выступает ни за, ни против.
- Вот такие обычно и продвигаются, - говорит Бекмухамет Киекбаев. - Но я хотел показать, что бывает, если ты идешь наверх окольными путями.
Немного коснулся он и темы искусства. По его мнению, творчество сейчас настолько распланировано, что перестает быть творчеством.
- На сцене есть, по большому счету, один только жанр - бытовой спектакль, где либо горько плачут о любви, либо бестолково смеются. Зритель разучился думать в храме искусства, - размышляет режиссер.
Бекмухамет Киекбаев учится на последнем курсе Кыргызского государственного университета. «Дурак» - его дипломная работа. Но такое чувство, что ему все равно, какой будет оценка, любое мнение ценно для режиссера столь необычной трактовки дневника сумасшедшего Поприщина.
Фото Линара ГАЛИМОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Танцующий смычок 15.02.2018

    В Концертном зале «Шалкыма» прошел концерт виртуоза-скрипача из Москвы Александра Тростянского. Он уже в шестой раз приводит публику нашего города в восторг, а первое его выступление в Караганде состоялось в 1988 году.

  • На крыльях вдохновения 15.02.2018

    Землячку поэта Мукагали Макатаева и лауреата республиканских конкурсов в области литературы уже пятый год приглашают в Караганду, и только сейчас она решилась сюда приехать. В день рождения Макатаева поэтесса встретилась с карагандинскими любителями поэзии в областной библиотеке имени Н. Гоголя.

  • Их связала музыка 13.02.2018

    В рамках программы «Рухани жаңғыру» своеобразную музыкальную паузу для педагогов школы искусств Балхаша устроили их благодарные выпускники. Обычно на отчетных мероприятиях преподаватели остаются за кулисами, но на этот раз они заняли зрительские места.

  • Две светлых повести 10.02.2018

    В чем заключается синергия двух абсолютно разных судеб творческих людей? Об этом и многом другом в репетиционном зале Театра имени С. Сейфуллина мы разговариваем с известным астанинским режиссером, заслуженным деятелем РК Нурланом Жуманиязовым.

  • Взрыв цвета 03.02.2018

    Ему нравятся непонятные, размытые работы, чтобы все было в подтеках - со смешением жанров и направлений. Как и вся творческая молодежь, Александр Клоков стремится придумать что-то новое, но так как в нашем современном мире это практически уже невозможно, обращается к эклектике в искусстве, что позволяет ему держаться на волне и быть востребованным.

  • Великолепный Бони 01.02.2018

    Очередной театральный четверг в Академическом театре музыкальной комедии познакомил карагандинцев с артистом-вокалистом, дипломантом международного фестиваля Виктором Игушкиным, который трудится в театре с 1999 года после окончания колледжа искусств им. Таттимбета.

  • Слово о мыслителе 30.01.2018

    Премьеры отечественных художественных фильмов в кинотеатре «Сарыжайлау» уже стали традицией. На днях здесь презентовали документальный фильм, посвященный 350-летию легендарного Казыбек би. К слову, главную роль исполнил артист Казахского драматического театра им. С. Сейфуллина Кайрат Кемалов, а картину оценил аким области Ерлан Кошанов.

     

  • Однажды в Куличовке 25.01.2018

    Аттракцион в двух сеансах по пьесе Нила Саймона «Дураки», премьера которого состоялась на днях в Русском драматическом театре им. К.С. Станиславского, работает безотказно. История учителя, попавшего в деревню дураков, кого-то рассмешит, а кого-то заставит крепко задуматься.

15 февраля - день вывода войск из Афганистана

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА и Линара ГАЛИМОВА