22 апреля 2017 года 456

О жизни тараканов

Автор: Нина КРАМЕР

На первый взгляд происходящее на сцене во время спектакля с громким названием «Дурак» просто безобразно: какие-то странные существа без рук и без ног суетятся вокруг огромного продырявленного мозга - то ли паразиты какие-то, то ли мысли того самого мозга, которые потом превращаются в тараканов.

Но если хорошенько вспомнить, то ни одно произведение Николая Гоголя без безобразия не обходится. А автор «Дурака», начинающий режиссер Бекмухамет Киекбаев, в своем спектакле взял за основу «Записки сумасшедшего». Мозг - это дневник безумного мелкого чиновника, только еще более обнаженный. Для эффекта в сюжетную линию включены элементы из других произведений Николая Васильевича: «Нос», «Шинель». Довольно нелегко пришлось актерам, заключенным в сплошную оболочку из тянущейся ткани, тем более, что спектакль кишит акробатическими трюками и не только акробатическими.
Для большинства зрителей уже не ново появление актера в зале, но когда он с укором всматривается в глаза сидящих зале, то невольно начинаешь ежиться от этого взгляда. Таким образом режиссер отодвигает невидимую ширму между играющими на сцене и зрителями.
Больше всего прятать глаза пришлось от Акая Жумамуратова, хотя у него по сценарию более сдержанная роль, нежели у коллег. Вообще спектакль интересен тем, что там нет главной роли, есть три вида эмоций, которые поочередно выходят на первый план, борются друг с другом, сливаются и снова распадаются на части.
Если говорить о химерах, то не обойтись без женского пола. Гульназия Дюсембекова - это воплощение отрицания, запретов, которые тормозят другие мысли, дабы те не переросли в поступки. Ей редко приходится кричать, поэтому ее помешательство тихое до некоторого времени. Но что творится внутри! Просто море энергии у Султана Серикулы, который олицетворяет желания безумного.
В пиковой сцене он поет «Аве Мария» высоким, почти женским голосом. И тут же его крик срывается на лай. Ведь Поприщин «читал» мысли собак. Две противостоящие друг другу эмоции раздирают Акая Жумамуратова, который олицетворяет состояние офисного планктона, который плывет по течению и не выступает ни за, ни против.
- Вот такие обычно и продвигаются, - говорит Бекмухамет Киекбаев. - Но я хотел показать, что бывает, если ты идешь наверх окольными путями.
Немного коснулся он и темы искусства. По его мнению, творчество сейчас настолько распланировано, что перестает быть творчеством.
- На сцене есть, по большому счету, один только жанр - бытовой спектакль, где либо горько плачут о любви, либо бестолково смеются. Зритель разучился думать в храме искусства, - размышляет режиссер.
Бекмухамет Киекбаев учится на последнем курсе Кыргызского государственного университета. «Дурак» - его дипломная работа. Но такое чувство, что ему все равно, какой будет оценка, любое мнение ценно для режиссера столь необычной трактовки дневника сумасшедшего Поприщина.
Фото Линара ГАЛИМОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Творить красоту 19.06.2018

    Карагандинский Дом дружбы - дом для этнокультурных центров нашего региона, а теперь и место средоточия художников разных возрастов, которые представляют не только ЭКЦ. На днях здесь открыли художественную галерею «Шабыт», которая послужит и выставочным залом, и образовательной мастерской.

  • Заряд позитива 19.06.2018

    Отчетный концерт коллективов танцевального центра «Danсe-Hall» собрал в красном зале Карагандинского театра музыкальной комедии более 300 человек. И половина из них были те, кто, невзирая на возраст и профессию, материальное положение и загруженность, приходят в залы танцевального центра и занимаются любимым делом. С первых же минут зрителей захватил стремительный танец «Карибы» лауреата международных конкурсов ансамбля «Импульс». Великолепие музыки и синхронность танцовщиц, их легкость при колоссальной физической нагрузке всего за несколько минут выступления - это уникально, но за этим стоят многочасовые тренировки, отточенность и слаженность работы коллектива. 

  • Праздник с добром 16.06.2018

    В этом году праздник окончания поста Ораза айт выпал на священный для мусульман день - пятницу 15 июня. Слово «айт» в названии этого праздника означает «уважение друг к другу», «разделение радости». В этот день верующие не только показывают свое уважение к Аллаху, но и поздравляют друг друга, дарят подарки и оказывают помощь нуждающимся. Примером совместного благого начинания можно считать благотворительную ярмарку, которая открылась сразу после праздничного намаза на площади областной мечети Анет баба. Родственники тяжелобольной девочки, а также помогающие им волонтеры принесли на продажу домашнюю выпечку, курт, сладости и финики, которыми, в основном, разговляются после поста.

  • Душой в искусстве 16.06.2018

    Ее называют крестной мамой Карагандинского музея изобразительного искусства и нашего Союза художников. Она - постоянный гость выставок, поддерживающая и мастеров старшего поколения, и молодых талантов. Наталья Иванина, секретарь Союза художников, на днях отметила свой юбилей. Наталья Ивановна - свидетель целой эпохи в истории карагандинского искусства. Заслуженный деятель Республики Казахстан, она родилась в городе Спасске Рязанской области, обучалась в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина в Ленинграде. Там же была старшим научным сотрудником дома-музея И. Репина «Пенаты» и дирекции художественных выставок. 

  • Классика в современном стиле 16.06.2018

    Наш карагандинский Гамлет, не вырвавшись из своей мышеловки, добрался до Румынии. Казахский областной драматический театр имени С. Сейфуллина выступил со спектаклем «Гамлет в мышеловке» на Международном театральном фестивале «BABEL F.A.S.T» в городе Тырговиште. Это ежегодное событие длится неделю и превращает весь город в театр. Представления идут не только на закрытых сценах, но и на улицах и площадях города. А открывается фестиваль большим ночным шествием. Все коллективы-участники идут несколько километров по главной улице до дверей театра. Наши актеры тоже с гордостью пронесли через всю процессию казахстанский флаг.

  • Время кино 16.06.2018

    В прошлом году в Караганде впервые прошел фестиваль короткометражного кино «Askar», в котором мог принять участие каждый, кто увлечен кинематографом разных жанров и направлений. Дебют получился успешным, и сейчас в нашем городе начался прием заявок на следующий. Напомним, что идейным вдохновителем такого творческого соревнования стал руководитель карагандинского киноклуба Владимир Зуев, и он не просто основатель киноклуба: юноша искренне любит кино, ценит как классику и артхаус, так и новинки. Собственно, групповые походы в кинотеатр для членов киноклуба - дело традиционное.

  • Поэзия в переплете 14.06.2018

    Идея выпускать свои издания у наших авторов была и есть: это закрепляет их творчество, так сказать, документально, и это еще одно свидетельство того, что творческая жизнь в Караганде не стоит на месте. Тех, кто творит и своими произведениями радует не только друзей и родных, немало. Раньше карагандинцы, публикующиеся на портале proza.kz, присоединялись к другим авторам Казахстана в «Сборнике самоотверженных авторов», который хранится в библиотеках нашего города. А в конце мая в областном музее изобразительного искусства состоялся поэтический вечер-презентация сборников: майской и авторских литературных тетрадей с прозой и поэзией. Мероприятие прошло успешно, да и сам музей рад поддерживать авторов: не первый год здесь действует проект «Арт-терапия».

  • Романтический Восток 09.06.2018

    В день 30-летия областного музея изобразительного искусства на праздник заглянула китайская художница Ню Вэнь-Джуань, чтобы познакомиться с карагандинскими коллегами. Встреча не прошла бесследно: на днях девушка продемонстрировала выставку собственных работ - воздушных и чувственных, а случилось это в областном краеведческом музее. Это был теплый и дружеский культурный обмен, подчеркнул на выставке директор краеведческого музея Ержан Нурмагамбетов. Интегрируясь в мировое культурное пространство, мы не только показываем себя, но и знакомимся с другими: наши театры и творческие коллективы отправляются на гастроли в разные страны, а музеи принимают в своих стенах зарубежных художников. Ержан Нурмагамбетов вручил Ню Вэнь-Джуань издание «Историко-культурное наследие Сарыарки» с изображениями уникальных экспонатов нашего края.