22 апреля 2017 года 58

О жизни тараканов

Автор: Нина КРАМЕР

На первый взгляд происходящее на сцене во время спектакля с громким названием «Дурак» просто безобразно: какие-то странные существа без рук и без ног суетятся вокруг огромного продырявленного мозга - то ли паразиты какие-то, то ли мысли того самого мозга, которые потом превращаются в тараканов.

Но если хорошенько вспомнить, то ни одно произведение Николая Гоголя без безобразия не обходится. А автор «Дурака», начинающий режиссер Бекмухамет Киекбаев, в своем спектакле взял за основу «Записки сумасшедшего». Мозг - это дневник безумного мелкого чиновника, только еще более обнаженный. Для эффекта в сюжетную линию включены элементы из других произведений Николая Васильевича: «Нос», «Шинель». Довольно нелегко пришлось актерам, заключенным в сплошную оболочку из тянущейся ткани, тем более, что спектакль кишит акробатическими трюками и не только акробатическими.
Для большинства зрителей уже не ново появление актера в зале, но когда он с укором всматривается в глаза сидящих зале, то невольно начинаешь ежиться от этого взгляда. Таким образом режиссер отодвигает невидимую ширму между играющими на сцене и зрителями.
Больше всего прятать глаза пришлось от Акая Жумамуратова, хотя у него по сценарию более сдержанная роль, нежели у коллег. Вообще спектакль интересен тем, что там нет главной роли, есть три вида эмоций, которые поочередно выходят на первый план, борются друг с другом, сливаются и снова распадаются на части.
Если говорить о химерах, то не обойтись без женского пола. Гульназия Дюсембекова - это воплощение отрицания, запретов, которые тормозят другие мысли, дабы те не переросли в поступки. Ей редко приходится кричать, поэтому ее помешательство тихое до некоторого времени. Но что творится внутри! Просто море энергии у Султана Серикулы, который олицетворяет желания безумного.
В пиковой сцене он поет «Аве Мария» высоким, почти женским голосом. И тут же его крик срывается на лай. Ведь Поприщин «читал» мысли собак. Две противостоящие друг другу эмоции раздирают Акая Жумамуратова, который олицетворяет состояние офисного планктона, который плывет по течению и не выступает ни за, ни против.
- Вот такие обычно и продвигаются, - говорит Бекмухамет Киекбаев. - Но я хотел показать, что бывает, если ты идешь наверх окольными путями.
Немного коснулся он и темы искусства. По его мнению, творчество сейчас настолько распланировано, что перестает быть творчеством.
- На сцене есть, по большому счету, один только жанр - бытовой спектакль, где либо горько плачут о любви, либо бестолково смеются. Зритель разучился думать в храме искусства, - размышляет режиссер.
Бекмухамет Киекбаев учится на последнем курсе Кыргызского государственного университета. «Дурак» - его дипломная работа. Но такое чувство, что ему все равно, какой будет оценка, любое мнение ценно для режиссера столь необычной трактовки дневника сумасшедшего Поприщина.
Фото Линара ГАЛИМОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Великие слова 27.05.2017

    В восемнадцатый раз среди учащихся школ Карагандинской области прошли Абайские чтения, которые являются одним из этапов республиканского конкурса. Организатором чтений выступило областное управление образования. Более 80 учащихся средних и старших классов школ области собрались в Доме дружбы, чтобы соприкоснуться с творчеством великих поэтов Абая и Шакарима. Развитие творческих способностей, эстетического чувства, эмоциональной культуры личности, воспитание любви к поэзии, духовному наследию великих поэтов, формирование исторического мышления и многих других высоких качеств стало целью Абайских чтений. Раз в год книгочеи со всей области собираются в Караганде, чтобы прочесть наиболее любимые произведения великого мыслителя.

  • Культура объединяет народы 27.05.2017

    Зал карагандинского Дворца культуры горняков был переполнен, а со сцены торжественно звучали слова: «Золотой голос Казахстана - Фархад Маденов!». Этот концерт был необыкновенно ярким, а все его номера и исполнители объединены одной фразой - «Туған елге тағзым».

  • Любовь, дающая надежду 27.05.2017

    Во время спектакля «Стена живых» в Театре им. К.С. Станиславского в голове то и дело возникают неудобные, на первый взгляд, экзистенциальные вопросы: «Что останется после нас? Как мы уйдем из этого мира?». А сразу после постановки хочется позвонить родным, чтобы просто сказать о том, как они дороги.

  • Поймай образ на лету 25.05.2017

    Умение за пять минут принять решение и быстрыми мазками набросать сюжет будущей картины на холст сделает из начинающего художника настоящего профессионала. Такого мнения придерживается известный мастер кисти и карандаша Кайрат Кэй-Кэй, презентовавший галерею «Монарбат» в Караганде.

  • Все жанры, кроме скучного 20.05.2017

    Церемония вручения ежегодной премии акима Карагандинской области работникам культуры и искусства состоялась в минувшую пятницу. Служителей сферы прекрасного чествовали в Русском драматическом театре им. К.С. Станиславского.

  • Не забывайте родных 20.05.2017

    Читатели узнали о молодом драматурге Дане Сидерос несколько лет назад, когда в Москве прошла презентация ее книги «Шутки кончились». В прошлом году на конкурсе современной драматургии «Ремарка-2016» пьеса Даны «Стена живых» стала финалистом, а в этом году ее ставят в Русском драматическом театре им. К.С. Станиславского.

  • Зажигаются звезды 18.05.2017

    В Алматы и Караганде прошел второй республиканский конкурс «MUZANOT-2017» композитора, деятеля культуры и обладателя звания «Үздік педагог» Людмилы Мельниковой. Музыкальное соревнование собрало более 70 участников из Астаны, Алматы, Караганды и других регионов Казахстана. 

  • Вспоминая героев 16.05.2017

    В преддверии Дня Победы в Караганде состоялось немало тематических событий, одно из них прошло в музее изобразительного искусства. Здесь собрались студенты колледжа моды, а мероприятие получило название «Поклонимся великим тем годам».

Весне дорогу!