22 апреля 2017 года 257

О жизни тараканов

Автор: Нина КРАМЕР

На первый взгляд происходящее на сцене во время спектакля с громким названием «Дурак» просто безобразно: какие-то странные существа без рук и без ног суетятся вокруг огромного продырявленного мозга - то ли паразиты какие-то, то ли мысли того самого мозга, которые потом превращаются в тараканов.

Но если хорошенько вспомнить, то ни одно произведение Николая Гоголя без безобразия не обходится. А автор «Дурака», начинающий режиссер Бекмухамет Киекбаев, в своем спектакле взял за основу «Записки сумасшедшего». Мозг - это дневник безумного мелкого чиновника, только еще более обнаженный. Для эффекта в сюжетную линию включены элементы из других произведений Николая Васильевича: «Нос», «Шинель». Довольно нелегко пришлось актерам, заключенным в сплошную оболочку из тянущейся ткани, тем более, что спектакль кишит акробатическими трюками и не только акробатическими.
Для большинства зрителей уже не ново появление актера в зале, но когда он с укором всматривается в глаза сидящих зале, то невольно начинаешь ежиться от этого взгляда. Таким образом режиссер отодвигает невидимую ширму между играющими на сцене и зрителями.
Больше всего прятать глаза пришлось от Акая Жумамуратова, хотя у него по сценарию более сдержанная роль, нежели у коллег. Вообще спектакль интересен тем, что там нет главной роли, есть три вида эмоций, которые поочередно выходят на первый план, борются друг с другом, сливаются и снова распадаются на части.
Если говорить о химерах, то не обойтись без женского пола. Гульназия Дюсембекова - это воплощение отрицания, запретов, которые тормозят другие мысли, дабы те не переросли в поступки. Ей редко приходится кричать, поэтому ее помешательство тихое до некоторого времени. Но что творится внутри! Просто море энергии у Султана Серикулы, который олицетворяет желания безумного.
В пиковой сцене он поет «Аве Мария» высоким, почти женским голосом. И тут же его крик срывается на лай. Ведь Поприщин «читал» мысли собак. Две противостоящие друг другу эмоции раздирают Акая Жумамуратова, который олицетворяет состояние офисного планктона, который плывет по течению и не выступает ни за, ни против.
- Вот такие обычно и продвигаются, - говорит Бекмухамет Киекбаев. - Но я хотел показать, что бывает, если ты идешь наверх окольными путями.
Немного коснулся он и темы искусства. По его мнению, творчество сейчас настолько распланировано, что перестает быть творчеством.
- На сцене есть, по большому счету, один только жанр - бытовой спектакль, где либо горько плачут о любви, либо бестолково смеются. Зритель разучился думать в храме искусства, - размышляет режиссер.
Бекмухамет Киекбаев учится на последнем курсе Кыргызского государственного университета. «Дурак» - его дипломная работа. Но такое чувство, что ему все равно, какой будет оценка, любое мнение ценно для режиссера столь необычной трактовки дневника сумасшедшего Поприщина.
Фото Линара ГАЛИМОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Сохраняя традиции 23.11.2017

    Его голосу присущи богатство эмоциональных красок, лирическая тонкость и гибкость. Тенор Жусупбек Елебеков оставил значительный след в истории вокального искусства Казахстана, и уже несколько лет в его честь проводится республиканский конкурс исполнителей национальных песен.

  • Дорогами нашего маэстро 23.11.2017

    В рамках программы "Рухани жаңғыру" и 80-летия города в Балхаше состоялся региональный конкурс домбристов "Күй құдіреті". Музыкальное состязание, прошедшее в преддверии 90-летия со дня рождения народного артиста, виртуоза-кюйши, почетного гражданина города и человека, возвысившего до мирового пьедестала казахскую домбру, - Магауи Хамзина, собрало 13 домбристов.

  • Праздник, которого ждут 23.11.2017

    В карагандинском Доме дружбы прошел XIII фестиваль еврейского детского и юношеского творчества «FREILEНE KINDER». Такое знаковое событие ежегодно идет при активной поддержке учреждения «Қоғамдық келісім» аппарата акима области, филиала республиканского еврейского благотворительного общественного объединения «Центр забота - Хэсэд Полина» и ОО «Союз молодежи» Жезказгана.

  • Изысканная музыка 21.11.2017

    На сцене концертного зала «Шалкыма» симфонический оркестр Концертного объединения им. К. Байжанова под руководством Петра Грибанова совместно с камерным хором Государственной академической филармонии акимата Астаны под руководством профессора, дирижера Гульмиры Куттыбадамовой исполнили «Немецкий реквием» Иоганнеса Брамса.

  • Коктейль жанров 21.11.2017

    Легко ли быть парнем, переодетым в женщину, и опустившимся наркоманом с перерывом в несколько часов? С жезказганского фестиваля к нам в Караганду заглянула труппа Павлодарского областного казахского музыкально-драматического театра имени Жусипбека Аймауытова.

  • Окрыленные домброй 18.11.2017

    Он был первым, кто получил «Гран-при» на конкурсе исполнителей традиционных песен им. Ж. Елебекова, а сейчас он - ведущий солист Карагандинского концертного объединения им. К. Байжанова и прекрасный преподаватель. Сержан Мусайын, победитель конкурсов народных исполнителей, дал сольный концерт во Дворце культуры горняков.

  • Звезды Приозерска 16.11.2017

    «Две звезды» - конкурс, который в Приозерске стал ежегодным и всегда собирает самых активных в творческой сфере жителей. Участвовать в нем могут все желающие, а в этом году конкурс отметил небольшой юбилей - это уже пятый в городе. 

  • Звездная россыпь 14.11.2017

    Если потенциальный участник Республиканского конкурса молодых эстрадных исполнителей «Жулдыз» выступает с композицией в стиле джаз, это только добавит ему очков, объясняют члены жюри. С джазом или без, но в очередной раз - в седьмой - конкурс прозвучал красивыми голосами.