22 апреля 2017 года 25

О жизни тараканов

Автор: Нина КРАМЕР

На первый взгляд происходящее на сцене во время спектакля с громким названием «Дурак» просто безобразно: какие-то странные существа без рук и без ног суетятся вокруг огромного продырявленного мозга - то ли паразиты какие-то, то ли мысли того самого мозга, которые потом превращаются в тараканов.

Но если хорошенько вспомнить, то ни одно произведение Николая Гоголя без безобразия не обходится. А автор «Дурака», начинающий режиссер Бекмухамет Киекбаев, в своем спектакле взял за основу «Записки сумасшедшего». Мозг - это дневник безумного мелкого чиновника, только еще более обнаженный. Для эффекта в сюжетную линию включены элементы из других произведений Николая Васильевича: «Нос», «Шинель». Довольно нелегко пришлось актерам, заключенным в сплошную оболочку из тянущейся ткани, тем более, что спектакль кишит акробатическими трюками и не только акробатическими.
Для большинства зрителей уже не ново появление актера в зале, но когда он с укором всматривается в глаза сидящих зале, то невольно начинаешь ежиться от этого взгляда. Таким образом режиссер отодвигает невидимую ширму между играющими на сцене и зрителями.
Больше всего прятать глаза пришлось от Акая Жумамуратова, хотя у него по сценарию более сдержанная роль, нежели у коллег. Вообще спектакль интересен тем, что там нет главной роли, есть три вида эмоций, которые поочередно выходят на первый план, борются друг с другом, сливаются и снова распадаются на части.
Если говорить о химерах, то не обойтись без женского пола. Гульназия Дюсембекова - это воплощение отрицания, запретов, которые тормозят другие мысли, дабы те не переросли в поступки. Ей редко приходится кричать, поэтому ее помешательство тихое до некоторого времени. Но что творится внутри! Просто море энергии у Султана Серикулы, который олицетворяет желания безумного.
В пиковой сцене он поет «Аве Мария» высоким, почти женским голосом. И тут же его крик срывается на лай. Ведь Поприщин «читал» мысли собак. Две противостоящие друг другу эмоции раздирают Акая Жумамуратова, который олицетворяет состояние офисного планктона, который плывет по течению и не выступает ни за, ни против.
- Вот такие обычно и продвигаются, - говорит Бекмухамет Киекбаев. - Но я хотел показать, что бывает, если ты идешь наверх окольными путями.
Немного коснулся он и темы искусства. По его мнению, творчество сейчас настолько распланировано, что перестает быть творчеством.
- На сцене есть, по большому счету, один только жанр - бытовой спектакль, где либо горько плачут о любви, либо бестолково смеются. Зритель разучился думать в храме искусства, - размышляет режиссер.
Бекмухамет Киекбаев учится на последнем курсе Кыргызского государственного университета. «Дурак» - его дипломная работа. Но такое чувство, что ему все равно, какой будет оценка, любое мнение ценно для режиссера столь необычной трактовки дневника сумасшедшего Поприщина.
Фото Линара ГАЛИМОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Первый шаг 22.04.2017

    Выступление группы «Квинтовый круг» в рамках проекта Владимира Вишнякова «Творческая среда» навевало воспоминания о школьных и студенческих ансамблях, когда ребята стремились сыграть что-то легендарное и покорить ровесников. Коллектив из Ботакары в Караганде выступил впервые. Раньше финансовую поддержку самодеятельным коллективам (к ним относится и «Квинтовый круг») оказывало государство.

  • Возможность измениться 22.04.2017

    Очередной интересный спектакль состоялся в творческой мастерской Карагандинского академического театра музыкальной комедии. Второй раз в проекте участвует студенческий театр «Вдохновение» Карагандинского экономического университета с режиссером Еленой Пономаренко.

  • К нам едет "ревизор" 20.04.2017

    Бессмертный шедевр русской драматургии воплощают на сцене Театра им. К.С. Станиславского. Пьесу Николая Гоголя «Ревизор» ставит российский режиссер Станислав Васильев. К Гоголю Станислав Анатольевич (на снимке) прикасается впервые. «Ревизор» интересен, современен и актуален - особенно сейчас, когда в мире происходят события непредсказуемые и неоднозначные. 

  • Предчувствие любви 20.04.2017

    Бабочки, цветы, разомлевшая от жары степь - как будто зрительная подсказка душевному смятению: иллюзия настроения обретает конкретные оптимистичные черты. А как иначе? Весна пришла! Авангардная живопись известного художника и архитектора Владимира Троценко удачно сочеталась с работами мастеров национального творчества на выставке «Предчувствие любви», которая открылась в Историко-культурном центре Первого Президента в Темиртау. «Не зря выставка называется «Предчувствие любви», ведь именно в любви рождаются поэзия, творчество. Именно в любви были выполнены все произведения, которые здесь представлены», - сказал руководитель выставки Данияр Бисембаев.

  • Созидатели новых миров 18.04.2017

    Итальянский полдень и вечерняя Астана, предрассветные горы и национальные мотивы, красочные кошмы и ювелирные украшения, кованые ножи и мебель. С каждым годом работы отчетной выставки Карагандинского Союза художников все краше и ярче, а их разнообразие - шире.

  • Светлый праздник 18.04.2017

    В этом году празднование главного христианского праздника у верующих западной и восточной ветви совпадает. Православные, католики, протестанты - все праздновали Пасху в один день. День Светлого Христова Воскресения отмечали и в нашем регионе.

  • Музыка весны 18.04.2017

    С большим успехом показали свои таланты в Астане воспитанники вокального кружка «Ән мен әнші» Жезказганского дома дружбы и культуры народов.

  • Мир познается с детства 15.04.2017

    Когда творческие работы учеников школ искусств украшают стены школы, а затем и залы городского музея, за них нельзя не порадоваться. Выставка работ юных художников открылась на днях в Карагандинском музее изобразительного искусства. Продлится она до 20 апреля.

Весне дорогу!