20 апреля 2017 года 160

Пациент всегда прав?

Автор: Самал АХМЕТОВА

Брать пример с Южной Кореи для вхождения в тридцатку самых развитых стран мира посоветовал Президент Нурсултан Назарбаев своим подчиненным. Несмотря на то, что поручение было дано прежде всего казахстанским банкирам, к словам Главы государства нелишне прислушаться и представителям других сфер деятельности. Как, к примеру, это сделала директор поликлиники № 4 Караганды Салтанат Шайдарова. В последнее время к казахстанской медицине немало нареканий и вопросов. Это и этика поведения медицинских работников, и низкая квалификация, и нехватка кадров...
Типичная ситуация: приобретая современное оборудование, наши специалисты не знают, что с ним делать, и поэтому продолжают работать по старинке. Правда, при входе в поликлиники и больницы в глаза бросаются вовсе не ультрасовременные медицинские аппараты, а полное отсутствие ремонта зданий, где спасают жизнь пациентов. Однако все тот же пример, взятый с Южной Кореи, вполне благотворно повлиял на работу отдельно взятой поликлиники.
Скажем, рассчитанная по стандартам на гораздо меньшее количество посещений поликлиника принимает 65 тысяч прикрепленных пациентов. Вместо 500 за смену сюда приходят более 700 карагандинцев. Но переполненность не является поводом для раздражения или плохой работы персонала, считает директор поликлиники.
- Основной вопрос, который у нас ставится во главу угла, - это этика. Пациент всегда прав. Даже если он раздражен или доказывает доктору, что знает о заболевании лучше, чем тот. В любом случае он должен получить врачебную помощь и консультацию. Не скрою, что умению держать себя в руках в любой ситуации, как это делают зарубежные коллеги, нам нужно еще учиться, - считает Салтанат Шайдарова.
И она постоянно учит правилам поведения своих сотрудников. Надо сказать, что небезуспешно. Нередко директор сама звонит в регистратуру как пациент, которому требуется помощь. И в случае невнятного либо грубого ответа на вопрос принимает соответствующие меры. Зайти к ней с жалобой или предложением может любой. И эта система, действующая в поликлинике № 4 уже давно, совершенно отличается от той «совковой», по которой до сих пор работает большинство учреждений, причем не только в сфере здравоохранения.
Принцип успешной работы во многом, наверное, зависит от того, что врачи этой поликлиники нередко выезжают обучаться за рубеж и сами приглашают специалистов с известными в мире именами.
- Если, к примеру, взять ту же Южную Корею, то ее медицина не просто сравнялась с израильской или немецкой, а даже стала опережать Запад и Ближний Восток. Я сейчас рассуждаю не о высоких технологиях, а для начала скажу об элементарной этике поведения. Ведь как театр начинается с вешалки, так и здравоохранение начинается с регистратуры. У нас как обычно происходит? С утра в регистратуру не дозвониться. А если по счастливой случайности возьмут трубку, то не факт, что вам ответят должным образом, правильно запишут и неизвестно, придет ли врач на вызов. Поэтому мы решили пойти другим путем, - рассказывает о новшестве директор медучреждения. - После обучения наших специалистов за рубежом первым делом решили переоборудовать регистратуру. Теперь она напоминает небольшие бутики. Если раньше работа медсестры в регистратуре была низкооплачиваемой, то теперь все наоборот. Каждый специалист здесь с высшей категорией, квалификация, как у докторов. И, уже обращаясь в регистратуру, пациент может получить необходимую консультацию.
Регистратура здесь и вправду разделена небольшими стенками и напоминает бутики в магазинах. Разговор там ведется конфиденциальный. Есть отдельные кабинки для детей и пациентов старше 65 лет. Вообще на медсестер в этой поликлинике возлагается большая ответственность. Не секрет, что именно медсестра знает о своих пациентах больше, чем доктор. И работает она наравне с врачом.
На средний медицинский персонал здесь приходится основная работа. Три медсестры принимают пациентов вместе с одним доктором. Потому как врачи теперь все общей практики, тем не менее, лечение детей кардинально отличается от взрослых. Поэтому в поликлинике решили оставить детям персональную медицинскую сестру. Это тоже помогает выправлять ситуацию до того момента, пока в медвузах не восстановят факультеты педиатрии.
Кроме того, медсестры помогают врачу справиться с наплывом пациентов. Ведь зачастую проблема, с которой приходят больные, не особо сложная и под силу обычной медсестре.
- Возвращаясь к зарубежному опыту: там прием пациента занимает 15 минут, не более. Работа врачей напоминает конвейер. Больные приходят по записи. В экстренных случаях действует служба по типу «911». У нас же можно у дверей доктора просидеть по полтора-два часа. Это ненормально. При этом немало пациентов приходит без записи. Есть еще категория «мне только спросить» - и человек исчезает за дверью. С таким явлением надо бороться. Но как? Мы решили в своей поликлинике проводить день открытых дверей по выходным дням. Но что удивительно, несмотря на рекламу, в эти дни все кабинеты пустые. Практически нет пациентов, - удивляется С. Шайдарова.
Еще одной острой проблемой давно стала нехватка специалистов. Но это вопрос уже не к поликлинике, а к медицинскому университету, который каждый год выпускает сотни специалистов. Куда они деваются, непонятно. Все сразу хотят стать светилами? Но, как известно, без практики теория мертва...
Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Неотложная «сортировка» 15.08.2017

    Служба скорой медицинской помощи переводится на экстренный режим. На вызовы в диспетчерскую «103» бригады будут выезжать лишь в случае угрозы для жизни пациента. К хроническим больным прибудут медики из поликлиники, причем в любое время дня и ночи.

    Разгрузить «скорую» в Министерстве здравоохранения РК задумали в связи с большим количеством необоснованных вызовов и долгим ожиданием прибытия кареты «неотложки».

  • Инвестиции в профилактику 15.08.2017

    Велотренажеры, шведская стенка будут служить всем посетителям коронарного клуба для умеренной нагрузки на сердце и его сосуды. Беседовать с пациентами об активном образе жизни - это одно, но лично контролировать выполнение медицинских рекомендаций - совсем другое дело.

  • Здоровье как актив 10.08.2017

    Острые проблемы, возникающие в профпатологической службе, сотрудники Национального центра гигиены труда и профессиональных заболеваний МЗ РК поднимают не впервые, даже на уровне Всемирной организации здравоохранения.

  • Старт отчислениям дан 08.08.2017

    Карагандинская область наряду с тремя регионами страны - в числе лидеров по уплате взносов и отчислений. Список представлен также Восточно-Казахстанской, Костанайской и Алматинской областями.

  • Креативные интерны 03.08.2017

    Праздником семьи назвало руководство Карагандинского государственного медицинского университета прошедший на днях выпускной для студентов-медиков, окончивших пятый курс.

  • Тест для двоих 01.08.2017

    В Казахстане наряду с беременными женщинами планируют начать обследовать на ВИЧ-инфекцию и будущих отцов. Медики не согласны с тем, что партнеры их пациенток остаются в стороне от обязательного планового профосмотра. Работники здравоохранения выступают за обследование обоих партнеров. 

  • Малыш в надежных руках 29.07.2017

    В прошлом году центральная больница Шахтинска пополнилась новым специализированным отделением. Небольшим, всего на два места, но таким необходимым. 

  • Успех системы - в мотивации 27.07.2017

    Старт кампании по внедрению обязательного социального медицинского страхования уже дан - с 1 июля начали поступать первые страховые взносы в Фонд МС от работодателей и индивидуальных предпринимателей.

"Астана ЭКСПО-2017"