20 апреля 2017 года 356

Пациент всегда прав?

Автор: Самал АХМЕТОВА

Брать пример с Южной Кореи для вхождения в тридцатку самых развитых стран мира посоветовал Президент Нурсултан Назарбаев своим подчиненным. Несмотря на то, что поручение было дано прежде всего казахстанским банкирам, к словам Главы государства нелишне прислушаться и представителям других сфер деятельности. Как, к примеру, это сделала директор поликлиники № 4 Караганды Салтанат Шайдарова. В последнее время к казахстанской медицине немало нареканий и вопросов. Это и этика поведения медицинских работников, и низкая квалификация, и нехватка кадров...
Типичная ситуация: приобретая современное оборудование, наши специалисты не знают, что с ним делать, и поэтому продолжают работать по старинке. Правда, при входе в поликлиники и больницы в глаза бросаются вовсе не ультрасовременные медицинские аппараты, а полное отсутствие ремонта зданий, где спасают жизнь пациентов. Однако все тот же пример, взятый с Южной Кореи, вполне благотворно повлиял на работу отдельно взятой поликлиники.
Скажем, рассчитанная по стандартам на гораздо меньшее количество посещений поликлиника принимает 65 тысяч прикрепленных пациентов. Вместо 500 за смену сюда приходят более 700 карагандинцев. Но переполненность не является поводом для раздражения или плохой работы персонала, считает директор поликлиники.
- Основной вопрос, который у нас ставится во главу угла, - это этика. Пациент всегда прав. Даже если он раздражен или доказывает доктору, что знает о заболевании лучше, чем тот. В любом случае он должен получить врачебную помощь и консультацию. Не скрою, что умению держать себя в руках в любой ситуации, как это делают зарубежные коллеги, нам нужно еще учиться, - считает Салтанат Шайдарова.
И она постоянно учит правилам поведения своих сотрудников. Надо сказать, что небезуспешно. Нередко директор сама звонит в регистратуру как пациент, которому требуется помощь. И в случае невнятного либо грубого ответа на вопрос принимает соответствующие меры. Зайти к ней с жалобой или предложением может любой. И эта система, действующая в поликлинике № 4 уже давно, совершенно отличается от той «совковой», по которой до сих пор работает большинство учреждений, причем не только в сфере здравоохранения.
Принцип успешной работы во многом, наверное, зависит от того, что врачи этой поликлиники нередко выезжают обучаться за рубеж и сами приглашают специалистов с известными в мире именами.
- Если, к примеру, взять ту же Южную Корею, то ее медицина не просто сравнялась с израильской или немецкой, а даже стала опережать Запад и Ближний Восток. Я сейчас рассуждаю не о высоких технологиях, а для начала скажу об элементарной этике поведения. Ведь как театр начинается с вешалки, так и здравоохранение начинается с регистратуры. У нас как обычно происходит? С утра в регистратуру не дозвониться. А если по счастливой случайности возьмут трубку, то не факт, что вам ответят должным образом, правильно запишут и неизвестно, придет ли врач на вызов. Поэтому мы решили пойти другим путем, - рассказывает о новшестве директор медучреждения. - После обучения наших специалистов за рубежом первым делом решили переоборудовать регистратуру. Теперь она напоминает небольшие бутики. Если раньше работа медсестры в регистратуре была низкооплачиваемой, то теперь все наоборот. Каждый специалист здесь с высшей категорией, квалификация, как у докторов. И, уже обращаясь в регистратуру, пациент может получить необходимую консультацию.
Регистратура здесь и вправду разделена небольшими стенками и напоминает бутики в магазинах. Разговор там ведется конфиденциальный. Есть отдельные кабинки для детей и пациентов старше 65 лет. Вообще на медсестер в этой поликлинике возлагается большая ответственность. Не секрет, что именно медсестра знает о своих пациентах больше, чем доктор. И работает она наравне с врачом.
На средний медицинский персонал здесь приходится основная работа. Три медсестры принимают пациентов вместе с одним доктором. Потому как врачи теперь все общей практики, тем не менее, лечение детей кардинально отличается от взрослых. Поэтому в поликлинике решили оставить детям персональную медицинскую сестру. Это тоже помогает выправлять ситуацию до того момента, пока в медвузах не восстановят факультеты педиатрии.
Кроме того, медсестры помогают врачу справиться с наплывом пациентов. Ведь зачастую проблема, с которой приходят больные, не особо сложная и под силу обычной медсестре.
- Возвращаясь к зарубежному опыту: там прием пациента занимает 15 минут, не более. Работа врачей напоминает конвейер. Больные приходят по записи. В экстренных случаях действует служба по типу «911». У нас же можно у дверей доктора просидеть по полтора-два часа. Это ненормально. При этом немало пациентов приходит без записи. Есть еще категория «мне только спросить» - и человек исчезает за дверью. С таким явлением надо бороться. Но как? Мы решили в своей поликлинике проводить день открытых дверей по выходным дням. Но что удивительно, несмотря на рекламу, в эти дни все кабинеты пустые. Практически нет пациентов, - удивляется С. Шайдарова.
Еще одной острой проблемой давно стала нехватка специалистов. Но это вопрос уже не к поликлинике, а к медицинскому университету, который каждый год выпускает сотни специалистов. Куда они деваются, непонятно. Все сразу хотят стать светилами? Но, как известно, без практики теория мертва...
Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • В электронном формате 15.02.2018

    Ситуационные центры, появившиеся в приоритетных службах здравоохранения, улучшили оказание экстренной помощи пострадавшим в ДТП, больным с инфарктом миокарда, инсультом, что сказалось на снижении смертности в этих случаях.

  • Работать в команде 08.02.2018

    Принять на работу компетентного специалиста, уже обладающего навыками работы с современной аппаратурой, - радость для главного врача. Хотя при нынешнем дефиците медицинских кадров порой бывает не до этих навыков - что уж там, в процессе обучится...

  • Вредят условия труда 06.02.2018

    На 90 случаев возросла профессиональная заболеваемость в прошедшем году и коснулась 337 человек, занятых в разных отраслях промышленности. В предыдущем году таких фактов было 247.

  • Вакцина безопасности 01.02.2018

    В области продолжается расследование путей распространения вируса гепатита А для выявления основного источника заноса и передачи инфекции: через продукты питания, воду или предметы общего пользования?

  • С морозом не шутят 27.01.2018

    Шок минувшей недели от нетипичных для карагандинцев погодных условий, к счастью, не сотрясал ожоговое отделение областного центра травматологии и ортопедии имени Х. Макажанова, куда доставляют всех тяжелых больных со всего региона, в том числе с обморожениями. За несколько дней людей с обмороженными участками тела обращалось не более, чем в обычные дни. Всего за период сильных морозов обратились 19 человек с обморожениями разной степени, 12 из которых были госпитализированы. Лиц без определенного места жительства за последние два месяца было четверо. Все они - жители Караганды и Темиртау.

  • Не дать уйти в «рост» 25.01.2018

    Подъем заболеваемости вирусным гепатитом А наблюдается в нашей области среди подростков трех средних школ. В первой половине январе стали регистрироваться случаи болезни Боткина среди учащихся СШ № 58 г. Караганды и СШ № 5 г. Темиртау. Один за другим были госпитализированы шестеро ребят. В настоящее время в данных учреждениях образования ведется проверка со стороны контролирующих служб, также введены ограничительные мероприятия с проведением санитарной обработки. На днях госпитализирован еще один ребенок из СШ № 26 г. Шахтинска и еще двое проходят лабораторную диагностику.

  • Экзамен без купюр 23.01.2018

    С этого года оценивать профессиональную подготовленность врачей и средних медработников будут независимые экзаменаторы. Подтверждать свои практические навыки, а также соответствие квалификационной категории доктора и их младшие коллеги должны с периодичностью в пять лет, поскольку ежегодно клинические протоколы диагностики и лечения пересматриваются и обновляются. Так вот отныне этим будет заниматься НПО «Национальный центр независимой экзаменации» с представительствами во всех областях. В нашем регионе он расположен на базе областной клинической больницы, где имеется восемь станций по проведению реанимационных действий и оказанию помощи при неотложных состояниях.

  • Сколько стоит безопасность? 20.01.2018

    Давно доказано, что за год человек с открытой формой туберкулеза может заразить до 15 здоровых людей. А если это больной с широкой и даже полной лекарственной устойчивостью, при которой ни один препарат не оказывает эффекта, то он до конца своих дней находится на больничной койке стационара закрытого типа, получая поддерживающую терапию.

15 февраля - день вывода войск из Афганистана

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА и Линара ГАЛИМОВА