20 апреля 2017 года 494

Пациент всегда прав?

Автор: Самал АХМЕТОВА

Брать пример с Южной Кореи для вхождения в тридцатку самых развитых стран мира посоветовал Президент Нурсултан Назарбаев своим подчиненным. Несмотря на то, что поручение было дано прежде всего казахстанским банкирам, к словам Главы государства нелишне прислушаться и представителям других сфер деятельности. Как, к примеру, это сделала директор поликлиники № 4 Караганды Салтанат Шайдарова. В последнее время к казахстанской медицине немало нареканий и вопросов. Это и этика поведения медицинских работников, и низкая квалификация, и нехватка кадров...
Типичная ситуация: приобретая современное оборудование, наши специалисты не знают, что с ним делать, и поэтому продолжают работать по старинке. Правда, при входе в поликлиники и больницы в глаза бросаются вовсе не ультрасовременные медицинские аппараты, а полное отсутствие ремонта зданий, где спасают жизнь пациентов. Однако все тот же пример, взятый с Южной Кореи, вполне благотворно повлиял на работу отдельно взятой поликлиники.
Скажем, рассчитанная по стандартам на гораздо меньшее количество посещений поликлиника принимает 65 тысяч прикрепленных пациентов. Вместо 500 за смену сюда приходят более 700 карагандинцев. Но переполненность не является поводом для раздражения или плохой работы персонала, считает директор поликлиники.
- Основной вопрос, который у нас ставится во главу угла, - это этика. Пациент всегда прав. Даже если он раздражен или доказывает доктору, что знает о заболевании лучше, чем тот. В любом случае он должен получить врачебную помощь и консультацию. Не скрою, что умению держать себя в руках в любой ситуации, как это делают зарубежные коллеги, нам нужно еще учиться, - считает Салтанат Шайдарова.
И она постоянно учит правилам поведения своих сотрудников. Надо сказать, что небезуспешно. Нередко директор сама звонит в регистратуру как пациент, которому требуется помощь. И в случае невнятного либо грубого ответа на вопрос принимает соответствующие меры. Зайти к ней с жалобой или предложением может любой. И эта система, действующая в поликлинике № 4 уже давно, совершенно отличается от той «совковой», по которой до сих пор работает большинство учреждений, причем не только в сфере здравоохранения.
Принцип успешной работы во многом, наверное, зависит от того, что врачи этой поликлиники нередко выезжают обучаться за рубеж и сами приглашают специалистов с известными в мире именами.
- Если, к примеру, взять ту же Южную Корею, то ее медицина не просто сравнялась с израильской или немецкой, а даже стала опережать Запад и Ближний Восток. Я сейчас рассуждаю не о высоких технологиях, а для начала скажу об элементарной этике поведения. Ведь как театр начинается с вешалки, так и здравоохранение начинается с регистратуры. У нас как обычно происходит? С утра в регистратуру не дозвониться. А если по счастливой случайности возьмут трубку, то не факт, что вам ответят должным образом, правильно запишут и неизвестно, придет ли врач на вызов. Поэтому мы решили пойти другим путем, - рассказывает о новшестве директор медучреждения. - После обучения наших специалистов за рубежом первым делом решили переоборудовать регистратуру. Теперь она напоминает небольшие бутики. Если раньше работа медсестры в регистратуре была низкооплачиваемой, то теперь все наоборот. Каждый специалист здесь с высшей категорией, квалификация, как у докторов. И, уже обращаясь в регистратуру, пациент может получить необходимую консультацию.
Регистратура здесь и вправду разделена небольшими стенками и напоминает бутики в магазинах. Разговор там ведется конфиденциальный. Есть отдельные кабинки для детей и пациентов старше 65 лет. Вообще на медсестер в этой поликлинике возлагается большая ответственность. Не секрет, что именно медсестра знает о своих пациентах больше, чем доктор. И работает она наравне с врачом.
На средний медицинский персонал здесь приходится основная работа. Три медсестры принимают пациентов вместе с одним доктором. Потому как врачи теперь все общей практики, тем не менее, лечение детей кардинально отличается от взрослых. Поэтому в поликлинике решили оставить детям персональную медицинскую сестру. Это тоже помогает выправлять ситуацию до того момента, пока в медвузах не восстановят факультеты педиатрии.
Кроме того, медсестры помогают врачу справиться с наплывом пациентов. Ведь зачастую проблема, с которой приходят больные, не особо сложная и под силу обычной медсестре.
- Возвращаясь к зарубежному опыту: там прием пациента занимает 15 минут, не более. Работа врачей напоминает конвейер. Больные приходят по записи. В экстренных случаях действует служба по типу «911». У нас же можно у дверей доктора просидеть по полтора-два часа. Это ненормально. При этом немало пациентов приходит без записи. Есть еще категория «мне только спросить» - и человек исчезает за дверью. С таким явлением надо бороться. Но как? Мы решили в своей поликлинике проводить день открытых дверей по выходным дням. Но что удивительно, несмотря на рекламу, в эти дни все кабинеты пустые. Практически нет пациентов, - удивляется С. Шайдарова.
Еще одной острой проблемой давно стала нехватка специалистов. Но это вопрос уже не к поликлинике, а к медицинскому университету, который каждый год выпускает сотни специалистов. Куда они деваются, непонятно. Все сразу хотят стать светилами? Но, как известно, без практики теория мертва...
Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Люблю свое дело 16.06.2018

    Среди представителей медицинской профессии немало незаменимых работников. Лучшими из них дорожат главврачи больниц, поликлиник городов и сельских районов, в них нуждаются пациенты.

  • Эта бесценная прививка 16.06.2018

    Иммунизация каждого человека имеет большое значение в предупреждении инфекционных заболеваний и защите жизни. В современном мире, где активно развиваются международные связи, туризм, трудовая миграция, риск распространения любого инфекционного заболевания слишком высок. Инфекционные болезни сопутствовали человечеству на протяжении всей истории и до последнего времени наносят немалый вред здоровью. История помнит опустошительные эпидемии холеры, натуральной оспы, чумы, уносившие десятки миллионов жизней. Найти средства эффективной защиты от инфекционных заболеваний люди пытались с давних времен. И поэтому прививки – это несомненное достижение медицинской науки, которое позволяет спасти миллионы жизней.

  • За здоровые привычки 14.06.2018

    Любой житель области в своей поликлинике может бесплатно получить не только консультацию врача общей практики, но и измерить остроту зрения, внутриглазное давление, провести биохимические исследования крови на холестерин, глюкозу в крови, пройти ЭКГ, флюорографию. Каждая из этих процедур может показать сбои в работе организма, поэтому проводится в рамках профилактического осмотра.

  • Фармакологи - на вес золота 12.06.2018

    Лечение больных при одной и той же проблеме всегда отличается из-за особенностей организма и сопутствующих заболеваний. Поэтому поиск верной и эффективной комбинации препаратов, нужной схемы лечения в том или ином случае всегда актуален для докторов любой специализации. Черпать информацию по этому поводу можно в интернете, из специализированных журналов и литературы, но ничто не заменит живое общение коллег, при котором можно задать интересующий вопрос, получить более расширенную информацию, обсудить детали. На сегодня это возможно на научно-практических конференциях, обучающих семинарах, симпозиумах, конгрессах. 

  • Мойте чаще руки! 09.06.2018

    Поликлиники области переведены на семидневный рабочий день на период настороженности в отношении менингококковой инфекции. В Карагандинском регионе, как отметил на брифинге руководитель управления здравоохранения Ержан Нурлыбаев, за последние пять лет зарегистрировано 66 больных менингитом, из них 16 были вызваны таким возбудителем, как менингококк. С начала текущего года четырем жителям ставился диагноз «менингит», из них у одной из пациенток была выявлена инфекция менингококкового происхождения. Об этом случае мы уже писали в одном из предыдущих номеров - молодая женщина, домохозяйка, своевременно обратилась за медицинской помощью, в апреле прошла курс лечения в стационаре и 1 мая была выписана домой.

  • Не доходя до черты 09.06.2018

    Важными задачами современной психиатрии являются поиск и разработка наиболее эффективных форм деятельности одноименной службы, а также улучшение качества лечебно-диагностической помощи и определение приоритетных направлений развития психиатрической помощи в Казахстане. В зарубежной психиатрии это направление сформировалось еще в начале 80-х годов и получило название «Политика охраны психического здоровья».

  • В ответе за будущую жизнь 05.06.2018

    Символ движения против ВИЧ-инфекции - красную ленточку - повязывают его активисты во Всемирный день памяти умерших от СПИДа. С первого дня регистрации ВИЧ в Казахстане от него умерли свыше 9 тысяч жителей республики, в Карагандинской области - 2150 человек. В печальном списке числятся и дети: подросткового возраста и трехлетние крохи, которым вирус был передан от матерей. 

  • Опасность на подворье 02.06.2018

    На прием к врачу этот пациент пришел из-за недомогания и странного образования, появившегося на руке. Как оказалось, самочувствие мужчины ухудшилось после забоя коровы, содержащейся в домашнем подворье. Врачу не потребовалось много времени, чтобы поставить предварительный диагноз - сибирская язва. Медик тут же сообщила о своем посетителе врачу-эпидемиологу поликлиники, а тот далее - во все соответствующие инстанции.