20 апреля 2017 года 104

Пациент всегда прав?

Автор: Самал АХМЕТОВА

Брать пример с Южной Кореи для вхождения в тридцатку самых развитых стран мира посоветовал Президент Нурсултан Назарбаев своим подчиненным. Несмотря на то, что поручение было дано прежде всего казахстанским банкирам, к словам Главы государства нелишне прислушаться и представителям других сфер деятельности. Как, к примеру, это сделала директор поликлиники № 4 Караганды Салтанат Шайдарова. В последнее время к казахстанской медицине немало нареканий и вопросов. Это и этика поведения медицинских работников, и низкая квалификация, и нехватка кадров...
Типичная ситуация: приобретая современное оборудование, наши специалисты не знают, что с ним делать, и поэтому продолжают работать по старинке. Правда, при входе в поликлиники и больницы в глаза бросаются вовсе не ультрасовременные медицинские аппараты, а полное отсутствие ремонта зданий, где спасают жизнь пациентов. Однако все тот же пример, взятый с Южной Кореи, вполне благотворно повлиял на работу отдельно взятой поликлиники.
Скажем, рассчитанная по стандартам на гораздо меньшее количество посещений поликлиника принимает 65 тысяч прикрепленных пациентов. Вместо 500 за смену сюда приходят более 700 карагандинцев. Но переполненность не является поводом для раздражения или плохой работы персонала, считает директор поликлиники.
- Основной вопрос, который у нас ставится во главу угла, - это этика. Пациент всегда прав. Даже если он раздражен или доказывает доктору, что знает о заболевании лучше, чем тот. В любом случае он должен получить врачебную помощь и консультацию. Не скрою, что умению держать себя в руках в любой ситуации, как это делают зарубежные коллеги, нам нужно еще учиться, - считает Салтанат Шайдарова.
И она постоянно учит правилам поведения своих сотрудников. Надо сказать, что небезуспешно. Нередко директор сама звонит в регистратуру как пациент, которому требуется помощь. И в случае невнятного либо грубого ответа на вопрос принимает соответствующие меры. Зайти к ней с жалобой или предложением может любой. И эта система, действующая в поликлинике № 4 уже давно, совершенно отличается от той «совковой», по которой до сих пор работает большинство учреждений, причем не только в сфере здравоохранения.
Принцип успешной работы во многом, наверное, зависит от того, что врачи этой поликлиники нередко выезжают обучаться за рубеж и сами приглашают специалистов с известными в мире именами.
- Если, к примеру, взять ту же Южную Корею, то ее медицина не просто сравнялась с израильской или немецкой, а даже стала опережать Запад и Ближний Восток. Я сейчас рассуждаю не о высоких технологиях, а для начала скажу об элементарной этике поведения. Ведь как театр начинается с вешалки, так и здравоохранение начинается с регистратуры. У нас как обычно происходит? С утра в регистратуру не дозвониться. А если по счастливой случайности возьмут трубку, то не факт, что вам ответят должным образом, правильно запишут и неизвестно, придет ли врач на вызов. Поэтому мы решили пойти другим путем, - рассказывает о новшестве директор медучреждения. - После обучения наших специалистов за рубежом первым делом решили переоборудовать регистратуру. Теперь она напоминает небольшие бутики. Если раньше работа медсестры в регистратуре была низкооплачиваемой, то теперь все наоборот. Каждый специалист здесь с высшей категорией, квалификация, как у докторов. И, уже обращаясь в регистратуру, пациент может получить необходимую консультацию.
Регистратура здесь и вправду разделена небольшими стенками и напоминает бутики в магазинах. Разговор там ведется конфиденциальный. Есть отдельные кабинки для детей и пациентов старше 65 лет. Вообще на медсестер в этой поликлинике возлагается большая ответственность. Не секрет, что именно медсестра знает о своих пациентах больше, чем доктор. И работает она наравне с врачом.
На средний медицинский персонал здесь приходится основная работа. Три медсестры принимают пациентов вместе с одним доктором. Потому как врачи теперь все общей практики, тем не менее, лечение детей кардинально отличается от взрослых. Поэтому в поликлинике решили оставить детям персональную медицинскую сестру. Это тоже помогает выправлять ситуацию до того момента, пока в медвузах не восстановят факультеты педиатрии.
Кроме того, медсестры помогают врачу справиться с наплывом пациентов. Ведь зачастую проблема, с которой приходят больные, не особо сложная и под силу обычной медсестре.
- Возвращаясь к зарубежному опыту: там прием пациента занимает 15 минут, не более. Работа врачей напоминает конвейер. Больные приходят по записи. В экстренных случаях действует служба по типу «911». У нас же можно у дверей доктора просидеть по полтора-два часа. Это ненормально. При этом немало пациентов приходит без записи. Есть еще категория «мне только спросить» - и человек исчезает за дверью. С таким явлением надо бороться. Но как? Мы решили в своей поликлинике проводить день открытых дверей по выходным дням. Но что удивительно, несмотря на рекламу, в эти дни все кабинеты пустые. Практически нет пациентов, - удивляется С. Шайдарова.
Еще одной острой проблемой давно стала нехватка специалистов. Но это вопрос уже не к поликлинике, а к медицинскому университету, который каждый год выпускает сотни специалистов. Куда они деваются, непонятно. Все сразу хотят стать светилами? Но, как известно, без практики теория мертва...
Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • СОХРАННОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНА 24.06.2017

    - Кто имеет право на медицинскую помощь в системе обязательного социального медицинского страхования?

    - Право на медицинскую помощь в системе ОСМС имеют граждане:

     1) за которых осуществлялась уплата отчислений и (или) взносов не менее двух месяцев за последние двенадцать календарных месяцев (независимо от того, были ли в этот период перерывы в отчислениях и (или) взносах), предшествующих месяцу обращения за медицинской помощью в системе ОСМС;

  • Комплекс медуслуг 22.06.2017

    - Как будет планироваться объем медицинской помощи в условиях ОСМС? 

    - Планирование объема медуслуг в условиях ОСМС будет осуществляться на уровне местных исполнительных органов совместно с Фондом медстрахования на основе потребности населения в тех или иных видах медпомощи. При этом будут использоваться демографические прогнозы и макроэкономические модели, учитываться приоритеты стратегических документов РК и финансовые возможности фонда.

  • ПРОЗРАЧНОСТЬ СИСТЕМЫ ГАРАНТИРОВАНА 20.06.2017

    - Улучшится ли качество медицинской помощи с внедрением ОСМС?

    - Качество медицинских услуг с введением ОСМС, однозначно, повысится. Для этого реализуется комплекс мер: создана  комиссия по качеству; перераспределяются функции в сфере управления качеством, включая расширение привлечения НПО; произойдет усиление экспертизы оказанных услуг со стороны фонда. Также будут созданы условия для дальнейшего развития конкуренции среди поставщиков медицинских услуг, что естественным образом приведет к повышению их качества.

  • Бренд, подтвержденный качеством 17.06.2017

    Вчера накануне профессионального Дня медицинского работника в прямом и переносном смысле было жарко как на улице, так и в зале Дворца культуры горняков. Сердца номинантов учащенно бились в ожидании оглашения заветного списка лауреатов премии акима Карагандинской области работникам здравоохранения. В этом году в оргкомитет поступило 45 заявок на участие в конкурсе. Все претенденты достойны быть лучшими, а поэтому комиссии пришлось не просто отобрать из заявленных имен лишь восемь докторов и медсестер, внесших особый вклад в развитие сферы. И вот их имена объявлены.
    Итак, лучшим акушером-гинекологом стала Роза Терликбаева, заведующая отделением центральной больницы г. Балхаша; лучшим врачом общей практики - Жибек Бильденова из центральной районной больницы Нуринского района; лучшим педиатром - Людмила Елякина, врач детской больницы г. Караганды.

  • Пациент сделает выбор 17.06.2017

    Именно так считает директор Карагандинского городского центра первичной медико-санитарной помощи Татьяна Баширова, говоря о работе своего и аналогичных медучреждений поликлинического профиля в условиях обязательного социального медицинского страхования.

  • Таблетка для здоровья 15.06.2017

    Любой посетитель ЦОНа, что на проспекте Шахтеров, мог узнать о предрасположенности своего организма к сердечно-сосудистым заболеваниям, пройдя бесплатное обследование на уровень артериального давления, холестерина в крови и проконсультировавшись у кардиолога. Акция проходила в рамках программы «Пульс жизни», инициированной одной из крупных отечественных фармкампаний, и была направлена на своевременную профилактику и своевременное распознавание заболеваний сердца.

  • Без неоправданных рисков 15.06.2017

    - Если работники обслуживаются в частной медицинской компании за счет добровольного страхования, то зачем платить еще и в ОСМС?
    - Работодатель заключает договор на добровольное медицинское страхование (ДМС) своих работников, который предполагает получение определенного объема медицинской помощи, ограниченного суммой отчислений работодателя. Сверх этого лимита медицинская помощь в рамках ДМС оказываться не будет. Обязательное медицинское страхование не ограничивает объемы и суммы оказываемой медицинской помощи. Вместе с тем в договоре ДМС по выбору работодателя и с согласия работника может быть оговорен тот перечень медицинских услуг, который не входит в пакет ОСМС. Отдельные виды медицинских услуг, не входящих в пакет ОСМС, могут быть оплачены через ДМС, например: стоматология для взрослых, обязательные периодические медосмотры для работающих на вредных производствах, санаторно-курортное лечение, косметология и другое. 

  • Двойная страховка исключена 13.06.2017

    - Предусматривает ли ОСМС получение санаторно-курортного лечения?

    - Нет, санаторно-курортное лечение не предусмотрено. Но в рамках соцмедстрахования предполагается расширение реабилитационной помощи по ряду заболеваний (инсульт, инфаркт, онкология, трансплантология) за счет страховых средств.

"Астана ЭКСПО-2017"