20 апреля 2017 года 38

Пациент всегда прав?

Автор: Самал АХМЕТОВА

Брать пример с Южной Кореи для вхождения в тридцатку самых развитых стран мира посоветовал Президент Нурсултан Назарбаев своим подчиненным. Несмотря на то, что поручение было дано прежде всего казахстанским банкирам, к словам Главы государства нелишне прислушаться и представителям других сфер деятельности. Как, к примеру, это сделала директор поликлиники № 4 Караганды Салтанат Шайдарова. В последнее время к казахстанской медицине немало нареканий и вопросов. Это и этика поведения медицинских работников, и низкая квалификация, и нехватка кадров...
Типичная ситуация: приобретая современное оборудование, наши специалисты не знают, что с ним делать, и поэтому продолжают работать по старинке. Правда, при входе в поликлиники и больницы в глаза бросаются вовсе не ультрасовременные медицинские аппараты, а полное отсутствие ремонта зданий, где спасают жизнь пациентов. Однако все тот же пример, взятый с Южной Кореи, вполне благотворно повлиял на работу отдельно взятой поликлиники.
Скажем, рассчитанная по стандартам на гораздо меньшее количество посещений поликлиника принимает 65 тысяч прикрепленных пациентов. Вместо 500 за смену сюда приходят более 700 карагандинцев. Но переполненность не является поводом для раздражения или плохой работы персонала, считает директор поликлиники.
- Основной вопрос, который у нас ставится во главу угла, - это этика. Пациент всегда прав. Даже если он раздражен или доказывает доктору, что знает о заболевании лучше, чем тот. В любом случае он должен получить врачебную помощь и консультацию. Не скрою, что умению держать себя в руках в любой ситуации, как это делают зарубежные коллеги, нам нужно еще учиться, - считает Салтанат Шайдарова.
И она постоянно учит правилам поведения своих сотрудников. Надо сказать, что небезуспешно. Нередко директор сама звонит в регистратуру как пациент, которому требуется помощь. И в случае невнятного либо грубого ответа на вопрос принимает соответствующие меры. Зайти к ней с жалобой или предложением может любой. И эта система, действующая в поликлинике № 4 уже давно, совершенно отличается от той «совковой», по которой до сих пор работает большинство учреждений, причем не только в сфере здравоохранения.
Принцип успешной работы во многом, наверное, зависит от того, что врачи этой поликлиники нередко выезжают обучаться за рубеж и сами приглашают специалистов с известными в мире именами.
- Если, к примеру, взять ту же Южную Корею, то ее медицина не просто сравнялась с израильской или немецкой, а даже стала опережать Запад и Ближний Восток. Я сейчас рассуждаю не о высоких технологиях, а для начала скажу об элементарной этике поведения. Ведь как театр начинается с вешалки, так и здравоохранение начинается с регистратуры. У нас как обычно происходит? С утра в регистратуру не дозвониться. А если по счастливой случайности возьмут трубку, то не факт, что вам ответят должным образом, правильно запишут и неизвестно, придет ли врач на вызов. Поэтому мы решили пойти другим путем, - рассказывает о новшестве директор медучреждения. - После обучения наших специалистов за рубежом первым делом решили переоборудовать регистратуру. Теперь она напоминает небольшие бутики. Если раньше работа медсестры в регистратуре была низкооплачиваемой, то теперь все наоборот. Каждый специалист здесь с высшей категорией, квалификация, как у докторов. И, уже обращаясь в регистратуру, пациент может получить необходимую консультацию.
Регистратура здесь и вправду разделена небольшими стенками и напоминает бутики в магазинах. Разговор там ведется конфиденциальный. Есть отдельные кабинки для детей и пациентов старше 65 лет. Вообще на медсестер в этой поликлинике возлагается большая ответственность. Не секрет, что именно медсестра знает о своих пациентах больше, чем доктор. И работает она наравне с врачом.
На средний медицинский персонал здесь приходится основная работа. Три медсестры принимают пациентов вместе с одним доктором. Потому как врачи теперь все общей практики, тем не менее, лечение детей кардинально отличается от взрослых. Поэтому в поликлинике решили оставить детям персональную медицинскую сестру. Это тоже помогает выправлять ситуацию до того момента, пока в медвузах не восстановят факультеты педиатрии.
Кроме того, медсестры помогают врачу справиться с наплывом пациентов. Ведь зачастую проблема, с которой приходят больные, не особо сложная и под силу обычной медсестре.
- Возвращаясь к зарубежному опыту: там прием пациента занимает 15 минут, не более. Работа врачей напоминает конвейер. Больные приходят по записи. В экстренных случаях действует служба по типу «911». У нас же можно у дверей доктора просидеть по полтора-два часа. Это ненормально. При этом немало пациентов приходит без записи. Есть еще категория «мне только спросить» - и человек исчезает за дверью. С таким явлением надо бороться. Но как? Мы решили в своей поликлинике проводить день открытых дверей по выходным дням. Но что удивительно, несмотря на рекламу, в эти дни все кабинеты пустые. Практически нет пациентов, - удивляется С. Шайдарова.
Еще одной острой проблемой давно стала нехватка специалистов. Но это вопрос уже не к поликлинике, а к медицинскому университету, который каждый год выпускает сотни специалистов. Куда они деваются, непонятно. Все сразу хотят стать светилами? Но, как известно, без практики теория мертва...
Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Оценка от телетренера 22.04.2017

    Пошаговое выполнение той или иной медицинской процедуры, будь то инъекция, очистительная клизма или промывание желудка, студенты Карагандинского государственного медицинского университета осуществляют на занятиях под руководством виртуального тренера - телементора.

  • Успешное партнерство 14.04.2017

    Программа посещения министром здравоохранения РК Елжаном Биртановым Карагандинской области была предельно насыщенной. Это первый рабочий визит главы ведомства в наш регион в новой должности. Он посетил ряд объектов здравоохранения, среди которых государственные и частные клиники, встретился с медицинской общественностью, профессорско-преподавательским составом и студентами Карагандинского государственного медицинского университета.

  • Лазером по камню 13.04.2017

    С приобретением оборудования мирового класса урологический  центр городской больницы  № 1 Караганды начал выполнять высокотехнологичные виды оперативных вмешательств. Одна из наиболее распространенных патологий - мочекаменная болезнь, появление которой доктора связывают с употреблением воды, содержащей в своем составе соли. Еще до недавнего времени больным, попадающим в стационар с приступами почечной колики и выявлением камня в мочеточнике, помочь можно было только операцией с помощью разреза для обеспечения доступа к месту закупорки мочевого пути.

  • Развивать медицинский кластер 06.04.2017

    Вчера глава региона Ерлан Кошанов посетил ряд медицинских объектов, нуждающихся в дополнительном финансировании для проведения ремонтных работ, увеличении государственного заказа на оказание медицинских услуг. Многострадальный терапевтический корпус областной клинической больницы (ОКБ), находящийся по адресу: улица Ерубаева, 41/43, стал первым, где побывал аким области. Ровесница нашего города, ОКБ, которой уже более 80 лет и чья история непосредственно связана с организацией системы здравоохранения области, долгое время испытывает необходимость в улучшении материально-технической базы, и особенно в предоставлении финансовых средств на проведение основательного ремонта.

  • Страховка от пациента? 14.03.2017

    Пропагандируя предстоящее обязательное социальное медицинское страхование, руководство Минздрава явно печется о благе казахстанского народа.

  • Важен каждый пациент 11.03.2017

    На получение оперативных сведений о каждом сердечном больном в городах-спутниках и сельских районах и оказание им своевременной квалифицированной помощи направлены два проекта областного кардиохирургического центра: ситуационный центр и телемедицинская сеть. В их презентации принял участие глава области Нурмухамбет Абдибеков.

  • Оградить от очага 07.03.2017

    Порядка 484 млн тенге необходимо, чтобы привести в надлежащий вид выявленные на территории региона очаги сибирской язвы. В нынешнем году планируется произвести отбор проб из 78 мест, также здесь намечено выполнить работу по строительству ограждений и установке предупреждающих знаков, сообщил руководитель управления ветеринарии Карагандинской области Бауржан Асанов, отметив, что соответствующие средства по распоряжению Нурмухамбета Абдибекова будут выделены из областного бюджета.

  • Браво, фельдшер! 02.03.2017

    Блестящие знания по оказанию неотложной помощи при остром коронарном синдроме показал студент Карагандинского медицинского колледжа, будущий фельдшер Егор Федотов на международном конкурсе «Ак барыс» среди медколледжей городов Казахстана и России, посвященный «ЕХРО-2017».

Весне дорогу!