20 апреля 2017 года 80

Пациент всегда прав?

Автор: Самал АХМЕТОВА

Брать пример с Южной Кореи для вхождения в тридцатку самых развитых стран мира посоветовал Президент Нурсултан Назарбаев своим подчиненным. Несмотря на то, что поручение было дано прежде всего казахстанским банкирам, к словам Главы государства нелишне прислушаться и представителям других сфер деятельности. Как, к примеру, это сделала директор поликлиники № 4 Караганды Салтанат Шайдарова. В последнее время к казахстанской медицине немало нареканий и вопросов. Это и этика поведения медицинских работников, и низкая квалификация, и нехватка кадров...
Типичная ситуация: приобретая современное оборудование, наши специалисты не знают, что с ним делать, и поэтому продолжают работать по старинке. Правда, при входе в поликлиники и больницы в глаза бросаются вовсе не ультрасовременные медицинские аппараты, а полное отсутствие ремонта зданий, где спасают жизнь пациентов. Однако все тот же пример, взятый с Южной Кореи, вполне благотворно повлиял на работу отдельно взятой поликлиники.
Скажем, рассчитанная по стандартам на гораздо меньшее количество посещений поликлиника принимает 65 тысяч прикрепленных пациентов. Вместо 500 за смену сюда приходят более 700 карагандинцев. Но переполненность не является поводом для раздражения или плохой работы персонала, считает директор поликлиники.
- Основной вопрос, который у нас ставится во главу угла, - это этика. Пациент всегда прав. Даже если он раздражен или доказывает доктору, что знает о заболевании лучше, чем тот. В любом случае он должен получить врачебную помощь и консультацию. Не скрою, что умению держать себя в руках в любой ситуации, как это делают зарубежные коллеги, нам нужно еще учиться, - считает Салтанат Шайдарова.
И она постоянно учит правилам поведения своих сотрудников. Надо сказать, что небезуспешно. Нередко директор сама звонит в регистратуру как пациент, которому требуется помощь. И в случае невнятного либо грубого ответа на вопрос принимает соответствующие меры. Зайти к ней с жалобой или предложением может любой. И эта система, действующая в поликлинике № 4 уже давно, совершенно отличается от той «совковой», по которой до сих пор работает большинство учреждений, причем не только в сфере здравоохранения.
Принцип успешной работы во многом, наверное, зависит от того, что врачи этой поликлиники нередко выезжают обучаться за рубеж и сами приглашают специалистов с известными в мире именами.
- Если, к примеру, взять ту же Южную Корею, то ее медицина не просто сравнялась с израильской или немецкой, а даже стала опережать Запад и Ближний Восток. Я сейчас рассуждаю не о высоких технологиях, а для начала скажу об элементарной этике поведения. Ведь как театр начинается с вешалки, так и здравоохранение начинается с регистратуры. У нас как обычно происходит? С утра в регистратуру не дозвониться. А если по счастливой случайности возьмут трубку, то не факт, что вам ответят должным образом, правильно запишут и неизвестно, придет ли врач на вызов. Поэтому мы решили пойти другим путем, - рассказывает о новшестве директор медучреждения. - После обучения наших специалистов за рубежом первым делом решили переоборудовать регистратуру. Теперь она напоминает небольшие бутики. Если раньше работа медсестры в регистратуре была низкооплачиваемой, то теперь все наоборот. Каждый специалист здесь с высшей категорией, квалификация, как у докторов. И, уже обращаясь в регистратуру, пациент может получить необходимую консультацию.
Регистратура здесь и вправду разделена небольшими стенками и напоминает бутики в магазинах. Разговор там ведется конфиденциальный. Есть отдельные кабинки для детей и пациентов старше 65 лет. Вообще на медсестер в этой поликлинике возлагается большая ответственность. Не секрет, что именно медсестра знает о своих пациентах больше, чем доктор. И работает она наравне с врачом.
На средний медицинский персонал здесь приходится основная работа. Три медсестры принимают пациентов вместе с одним доктором. Потому как врачи теперь все общей практики, тем не менее, лечение детей кардинально отличается от взрослых. Поэтому в поликлинике решили оставить детям персональную медицинскую сестру. Это тоже помогает выправлять ситуацию до того момента, пока в медвузах не восстановят факультеты педиатрии.
Кроме того, медсестры помогают врачу справиться с наплывом пациентов. Ведь зачастую проблема, с которой приходят больные, не особо сложная и под силу обычной медсестре.
- Возвращаясь к зарубежному опыту: там прием пациента занимает 15 минут, не более. Работа врачей напоминает конвейер. Больные приходят по записи. В экстренных случаях действует служба по типу «911». У нас же можно у дверей доктора просидеть по полтора-два часа. Это ненормально. При этом немало пациентов приходит без записи. Есть еще категория «мне только спросить» - и человек исчезает за дверью. С таким явлением надо бороться. Но как? Мы решили в своей поликлинике проводить день открытых дверей по выходным дням. Но что удивительно, несмотря на рекламу, в эти дни все кабинеты пустые. Практически нет пациентов, - удивляется С. Шайдарова.
Еще одной острой проблемой давно стала нехватка специалистов. Но это вопрос уже не к поликлинике, а к медицинскому университету, который каждый год выпускает сотни специалистов. Куда они деваются, непонятно. Все сразу хотят стать светилами? Но, как известно, без практики теория мертва...
Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • НА ПРИНЦИПАХ СОЛИДАРНОСТИ 27.05.2017

    - Будут ли платить взносы в фонд медстрахования работающие пенсионеры?

    - Нет, за пенсионеров взносы будет оплачивать государство. В случае их занятости работодатель освобождается от уплаты взносов за него.

    - Если не обращаться за медпомощью, будет ли накапливаться сумма отчислений и можно ли ее снять на другие цели?

    - Система медицинского страхования является не накопительной, а солидарной и предусматривает персонифицированный учет участников, а также перераспределение средств между участниками системы при наступлении риска заболевания. Снимать страховые средства для других целей, передавать их родственникам или по наследству невозможно. Согласно принципу страхования менее нуждающиеся оплачивают расходы на лечение более нуждающихся при наступлении страхового случая.

  • Эффект "белого халата" 27.05.2017

    Бывает, что стоит человеку переступить порог врачебного кабинета, как у него повышается кровяное давление, даже если обычно оно в пределах нормы. Чрезмерное волнение вызвано эффектом «белого халата». Поэтому иногда полезно проводить врачебное консультирование вне стен медучреждения, а Всемирный День артериальной гипертонии - лучший тому повод.

  • Двух зайцев - одним выстрелом 27.05.2017

    Всех детей в возрасте до одного года в нашей республике начнут прививать «мягкой» высококачественной комбинированной вакциной против коклюша, дифтерии и других инфекций. Она в меньшей степени вызывает аллергические реакции. Традиционно вакцину АКДС по Национальному календарю прививок каждый малыш получал в возрасте 2, 3 и 4 месяцев. Нередко после укола у ребенка поднималась температура тела, а на коже в месте введения препарата появлялись покраснение и отек. 

  • ПОМОЩЬ В ЛЮБОЙ ТОЧКЕ 25.05.2017

    - Что я как гражданин страны получу от внедрения обязательного социального медицинского страхования?

    - Во-первых, медицинскую помощь в любой, по вашему выбору, клинике, заключившей контракт с Фондом социального медицинского страхования (ФСМС). В этом случае расходы клиники на оказание всего спектра медицинских услуг в рамках пакета системы обязательного социального медицинского страхования (ОСМС) будут полностью покрыты фондом. Во-вторых, вы будете освобождены от всех видов дополнительных платежей за медпомощь, предусмотренную в рамках пакетов ГОБМП (гарантированный объем бесплатной медицинской помощи) и ОСМС. В-третьих, полный доступ к расширенному и улучшенному по составу перечню лекарственных средств, предоставляемых вам в любой аптеке страны, которая зарегистрирована фондом как поставщик фармацевтических услуг. В-четвертых, возможность получения ежемесячной информации о взносах, перечисленных в вашу пользу в ФСМС, и услугах, полученных вами в медорганизациях. В-пятых, защиту фондом прав и интересов застрахованных граждан в случае некачественного обслуживания или нарушения прав как участника ОСМС.

  • Пациент выберет лучшее 20.05.2017

    Менее двух месяцев осталось до старта кампании по обязательному медицинскому страхованию. Учитывая большой круг вопросов со стороны населения, и в том числе наших читателей, по поводу перехода системы здравоохранения на другую модель финансирования, мы открываем новую рубрику «Все о медстраховании», где можно будет найти ответ на любой интересующий по этому поводу вопрос. А начинаем ее беседой с руководителем управления здравоохранения Карагандинской области Ержаном Нурлыбаевым.

  • Тройная страховка 18.05.2017

    На смену традиционным лабораторным пробиркам с пипетками для определения группы крови и резус-фактора приходят современные автоматизированные системы. Пока они приобретены единичными клиниками Караганды, практикующими трансфузионную терапию, а проще говоря, переливание продуктов из донорской крови.

  • Спасительная вакцина 18.05.2017

    Нынешняя Неделя иммунизации, как и все другие подобные мероприятия, была направлена на прививки вакцины взрослым и детям, ранее не получившим их в срок, указанный в Национальном календаре. Особенное внимание было уделено информированию мигрантов, временно проживающих в регионе, лиц без прописки, определенного места жительства, а также людей, ранее прикрепленных к другим поликлиникам. Все дело в том, что не привитый в плановом порядке гражданин создает угрозу для распространения инфекций.

  • В ответе за здоровье 16.05.2017

    В двух регионах республики создаются предпосылки для продолжения на государственном уровне работы, начатой проектом ХОУП по оказанию противотуберкулезной помощи трудящимся мигрантам.

Весне дорогу!