20 апреля 2017 года 229

Пациент всегда прав?

Автор: Самал АХМЕТОВА

Брать пример с Южной Кореи для вхождения в тридцатку самых развитых стран мира посоветовал Президент Нурсултан Назарбаев своим подчиненным. Несмотря на то, что поручение было дано прежде всего казахстанским банкирам, к словам Главы государства нелишне прислушаться и представителям других сфер деятельности. Как, к примеру, это сделала директор поликлиники № 4 Караганды Салтанат Шайдарова. В последнее время к казахстанской медицине немало нареканий и вопросов. Это и этика поведения медицинских работников, и низкая квалификация, и нехватка кадров...
Типичная ситуация: приобретая современное оборудование, наши специалисты не знают, что с ним делать, и поэтому продолжают работать по старинке. Правда, при входе в поликлиники и больницы в глаза бросаются вовсе не ультрасовременные медицинские аппараты, а полное отсутствие ремонта зданий, где спасают жизнь пациентов. Однако все тот же пример, взятый с Южной Кореи, вполне благотворно повлиял на работу отдельно взятой поликлиники.
Скажем, рассчитанная по стандартам на гораздо меньшее количество посещений поликлиника принимает 65 тысяч прикрепленных пациентов. Вместо 500 за смену сюда приходят более 700 карагандинцев. Но переполненность не является поводом для раздражения или плохой работы персонала, считает директор поликлиники.
- Основной вопрос, который у нас ставится во главу угла, - это этика. Пациент всегда прав. Даже если он раздражен или доказывает доктору, что знает о заболевании лучше, чем тот. В любом случае он должен получить врачебную помощь и консультацию. Не скрою, что умению держать себя в руках в любой ситуации, как это делают зарубежные коллеги, нам нужно еще учиться, - считает Салтанат Шайдарова.
И она постоянно учит правилам поведения своих сотрудников. Надо сказать, что небезуспешно. Нередко директор сама звонит в регистратуру как пациент, которому требуется помощь. И в случае невнятного либо грубого ответа на вопрос принимает соответствующие меры. Зайти к ней с жалобой или предложением может любой. И эта система, действующая в поликлинике № 4 уже давно, совершенно отличается от той «совковой», по которой до сих пор работает большинство учреждений, причем не только в сфере здравоохранения.
Принцип успешной работы во многом, наверное, зависит от того, что врачи этой поликлиники нередко выезжают обучаться за рубеж и сами приглашают специалистов с известными в мире именами.
- Если, к примеру, взять ту же Южную Корею, то ее медицина не просто сравнялась с израильской или немецкой, а даже стала опережать Запад и Ближний Восток. Я сейчас рассуждаю не о высоких технологиях, а для начала скажу об элементарной этике поведения. Ведь как театр начинается с вешалки, так и здравоохранение начинается с регистратуры. У нас как обычно происходит? С утра в регистратуру не дозвониться. А если по счастливой случайности возьмут трубку, то не факт, что вам ответят должным образом, правильно запишут и неизвестно, придет ли врач на вызов. Поэтому мы решили пойти другим путем, - рассказывает о новшестве директор медучреждения. - После обучения наших специалистов за рубежом первым делом решили переоборудовать регистратуру. Теперь она напоминает небольшие бутики. Если раньше работа медсестры в регистратуре была низкооплачиваемой, то теперь все наоборот. Каждый специалист здесь с высшей категорией, квалификация, как у докторов. И, уже обращаясь в регистратуру, пациент может получить необходимую консультацию.
Регистратура здесь и вправду разделена небольшими стенками и напоминает бутики в магазинах. Разговор там ведется конфиденциальный. Есть отдельные кабинки для детей и пациентов старше 65 лет. Вообще на медсестер в этой поликлинике возлагается большая ответственность. Не секрет, что именно медсестра знает о своих пациентах больше, чем доктор. И работает она наравне с врачом.
На средний медицинский персонал здесь приходится основная работа. Три медсестры принимают пациентов вместе с одним доктором. Потому как врачи теперь все общей практики, тем не менее, лечение детей кардинально отличается от взрослых. Поэтому в поликлинике решили оставить детям персональную медицинскую сестру. Это тоже помогает выправлять ситуацию до того момента, пока в медвузах не восстановят факультеты педиатрии.
Кроме того, медсестры помогают врачу справиться с наплывом пациентов. Ведь зачастую проблема, с которой приходят больные, не особо сложная и под силу обычной медсестре.
- Возвращаясь к зарубежному опыту: там прием пациента занимает 15 минут, не более. Работа врачей напоминает конвейер. Больные приходят по записи. В экстренных случаях действует служба по типу «911». У нас же можно у дверей доктора просидеть по полтора-два часа. Это ненормально. При этом немало пациентов приходит без записи. Есть еще категория «мне только спросить» - и человек исчезает за дверью. С таким явлением надо бороться. Но как? Мы решили в своей поликлинике проводить день открытых дверей по выходным дням. Но что удивительно, несмотря на рекламу, в эти дни все кабинеты пустые. Практически нет пациентов, - удивляется С. Шайдарова.
Еще одной острой проблемой давно стала нехватка специалистов. Но это вопрос уже не к поликлинике, а к медицинскому университету, который каждый год выпускает сотни специалистов. Куда они деваются, непонятно. Все сразу хотят стать светилами? Но, как известно, без практики теория мертва...
Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Устоять перед гриппом 17.10.2017

    С начала октября в области, как и по республике в целом, проходит прививочная кампания против сезонного гриппа. В поликлинике № 3 г. Караганды прикрепленное население активно участвует в бесплатной вакцинации. Возле прививочного кабинета в день нашего визита хоть и было немноголюдно, но медсестры почти непрерывно работали с посетителями - в основном с мамами с детьми и людьми пенсионного возраста.

  • Безопасная диагностика 12.10.2017

    Обследовать органы пищеварительного тракта врач может только изнутри, с помощью всевидящего ока эндоскопа. И чем функциональнее становится современная медицинская аппаратура, тем больше внимания она требует на предмет инфекционной безопасности пациентов. Технические возможности эндоскопического оборудования совершенствуются, предлагая более щадящую диагностику, без заглатывания ненавистного зонда. Ультратонкие трубки могут безболезненно вводиться в органы пищеварительной или дыхательной системы, а то и просто капсула с крошечной камерой, по изображению снимков которой врач ставит диагноз. Но так или иначе диагностическая аппаратура нуждается в качественной стерилизации.

  • Равновесие при любой погоде 10.10.2017

    Впервые за много лет в столь важной и непростой службе, как психиатрия, наметились заметные перемены. Государственная поддержка дошла и до диспансеров, где лечат особых пациентов с нарушениями ментального (психического) здоровья. Эта служба долгое время была закрытой от прессы и общества, и вся действительность, происходящая там, за наглухо закрытыми от постороннего глаза дверями, многим представлялась в самых мрачных тонах... А жалобы пациентов на плохие условия в стационаре, большую очередность на больничную койку только сгущали и без того не радужные впечатления о содержании психически нездоровых людей.

  • Перестроить мышление 07.10.2017

    Развитие новой службы по охране общественного здоровья, начатое в этом году, произошло после слияния двух ведомств: государственного санитарно-эпидемиологического надзора и контроля медицинской и фармацевтической деятельности. О том, чем продиктовано реформирование и какова его суть, мы беседуем с заместителем руководителя департамента охраны общественного здоровья Карагандинской области Ольгой СМИРНОВОЙ.

  • Ресурс фармацевтов 05.10.2017

    Новый ресурс с достоверной информацией о лекарствах уже доступен для фармацевтов, врачей и обычных граждан страны. Национальный лекарственный формуляр содержит зарегистрированные в РК лечебные средства, а это порядка 8 тысяч наименований. Еще на этапе разработки формуляра об этом проекте много говорилось в СМИ. Его цель - не только обеспечить новым пластом знаний, но и укрепить всю формулярную систему в РК, включая в базу данных только лекарственные средства с доказанной эффективностью. 

  • Лекарства - бесплатно 03.10.2017

    В 2018 году ситуация с обеспеченностью населения бесплатными лекарственными препаратами в Карагандинской области значительно улучшится. В частности, на их закупку в регионе будет потрачено почти в три раза больше средств, чем в нынешнем году. Кроме того, будет расширена сеть социальных аптек, сообщил руководитель областного управления здравоохранения Ержан Нурлыбаев на очередном аппаратном совещании в акимате области.

  • 3D в помощь хирургу 03.10.2017

    За действиями японского хирурга карагандинские врачи наблюдали с большого экрана в очках 3D. Мастер-класс с зарубежным участием в таком формате впервые проведен в стенах медицинского центра КГМУ для хирургов всего региона. Профессор из Японии Йошихиро Носо был приятно удивлен современным техническим оснащением центра, областной клинической больницы и областного онкодиспансера, где он продемонстрировал новационный подход к операциям и поделился своим опытом в общехирургической и онкологической практике. Мастер-классы сопровождались видеодемонстрацией лапароскопических операций (без разреза, методом прокола) и лекциями профессора. 

  • Этажи роста 30.09.2017

    В Центральной районной больнице Актогайского района впервые за много лет после капитального ремонта начал функционировать третий этаж. На первый взгляд, ремонт, пусть и капитальный, нельзя причислить к чему-то экстраординарному. Персонал районной больницы думает иначе. Дело в том, что третий этаж здания пустовал без малого 19 лет. Как рассказал директор медицинской организации Шарип Естеков, в 1998 году из-за нехватки финансирования на содержание вышла из строя отопительная система, и корпус попросту законсервировали. Больница переехала в здание расположенной рядом поликлиники. Само лечебно-профилактическое учреждение переместилось на первый этаж, стационар на 30 коек разместился на втором. Из-за нехватки площадей в кабинете работали по 2-3 специалиста.