20 апреля 2017 года 1602

По следам Тамерлана

Автор: Валентин ШИПУНОВ

Одна из любопытных достопримечательностей Улытау - сопка Алтыншокы. Все, кто имеет возможность побывать в этих краях, обязательно посещают это историческое место. Чем же оно знаменито? Об этом рассказал директор Жезказганского историко-производственного музея им. К.И. Сатпаева Кенжал Балкенов.

С 1711-го по 1721 год в Тобольске жил пленный шведский офицер Филипп Страленберг, собравший много материала по истории, географии и топографии Центрального Казахстана. В 1723 году, вернувшись на родину, Ф. Страленберг написал книгу, где сообщал о писаницах на камне в горах Едыге. По-видимому, здесь идет речь о знаменитой улытауской надписи, известной под названием «карсакпайская» и открытой в 1935 году на вершине горы Алтыншокы Канышем Имантаевичем Сатпаевым. Эта каменная плита в настоящее время хранится в городе на Неве, в Эрмитаже.
Как считают ученые, она была воздвигнута в 1391 году во время знаменитого похода Тамерлана на Золотую Орду.
Из истории известно, что в 40-х годах XIV в. в Джагатайском государстве прекратилась власть ханов из чингисского рода. Последний пал в борьбе со своими вассалами - улусными эмирами, которые и захватили власть. Среди них выделился владелец Самарканда эмир Хусейн. Но вскоре у него появился соперник в лице другого эмира - Тимура, главы тюркского рода Барлас в долине Кашка-Дарьи.
Первоначально Тимур был вождем военной дружины. Потом вступил в союз с Хусейном и в совместном с ним походе был ранен в ногу, став хромым на всю жизнь и получив поэтому прозвище Тимур Ленг - Железный хромой, переделанное европейцами в Тамерлан.
В 1388 г. вассал Тамерлана, хан Золотой орды Тохтамыш, возмутился против своего сюзерена, что послужило сигналом для восстания в Хорезме. Тимур в пятый раз вторгся в Хорезм, опустошил его, разрушил столицу Ургенг до основания и даже приказал вспахать и засеять ячменем место, на котором он стоял. Затем Тимур пошел походом на хана Тохтамыша . В этом походе и появилась так называемая «карсакпайская надпись Тимура». Это было в 1391 году.
Низам-ад-дин Шами дает более точную дату, он не только приводит год, но месяц и день - 23 числа месяца Джумади I, т. е. 28 апреля 1391 г. Тимур называет себя в надписи султаном Турана. В надписи указывается и численность войска Тимура - 200 000 человек, что подтверждает правильность сведений Гияс-ад-дина Али, Низам-ад-дина Шами, Шереф-ад-дина Али Иезди и других источников о численном составе Тимурова войска при описании того или иного из его походов. В надписи указывается цель похода - Тимур идет против Тохтамыш-хана.
Тимур избрал не кратчайший путь к стану своего врага. То ли он хотел нагрянуть на Тохтамыша с той стороны, откуда тот меньше всего ждал его, то ли замышлял заодно расширить свои владения захватом новых земель - как бы то ни было, он, двигаясь со своим войском вдоль берегов Сейхуна (Сырдарья) 2 апреля (мая) достиг реки Сарыозень (Сарысу).
Перед взором его расстилалась бескрайняя степь, древняя колыбель тюрков.
Дозорные, ушедшие вперед к северо-западу, принесли весть: «На расстоянии дневного перехода возвышается гора, вершина которой касается туч. Десятки рек, маленьких речушек берут здесь начало, а еще найдешь зеленые луга для своих коней». Это были знаменитые горы Улытау, поднимающиеся в центре Сары-Арки.
По свидетельству придворного историографа Шерафуддина Язди, Тимур «взошел на вершину Улутауских гор и долго наслаждался видом окружающей степи, которая была покрыта прекрасной зеленью от одного конца до другого».
Вдруг властелин резко повернулся и обратился к придворному поэту:
- Эй, Кермене, чем наградишь этот холм, удостоившийся прикосновения моих ног? Ведь теперь земля эта принадлежит мне!
Не в обычае поэта медлить с ответом. Кермене молвил с легкой улыбкой:
- Такой чести достоин не этот ничтожный холм, а гордая вершина Улутау, что касается дымчатых гряд облаков. Но ты не смог подняться на нее и наказываешь гору за неприступность, не так ли, повелитель?!
Усмехнулся грозный воитель.
- Нет, ты ошибся, мой акын. Зачем мне недосягаемая вершина, на которую не могут ступить ни нога человека, ни копыта коня? Меня вполне устраивает этот холм, доступный и конному и пешему. Награда моя предназначена ему.
- Мудро говоришь, повелитель правоверных, - сказал Кермене, - долговечны в этом краю одни лишь камни. Если тебе угодно, вели начертать на одном из них твое бесценное имя. Только такого дара достойна земля, на которой ты стоишь.
Тимур остался доволен советом поэта и приказал войскам принести камни и соорудил здесь большую пирамиду, на которой искусные мастера высекли дату этого события, чтобы сей долговечный памятник мог сохранить память о нем долгие годы.
Обнаружил камень с надписью К.И. Сатпаев. Из дневника бывшего коллектора группы Сергея Александровича Рожнова: «Мы с Шарипом нашли Каныша Имантаевича возле огромного камня. Настроение у него было приподнятое. «Давайте, джигиты, попробуем сдвинуть. На Алтыншокы мы нашли клад ценнее золота. Это, по-моему, бесценное сокровище!» - говорит нам. Видимо, действительно, оно было бесценное. Мы не смогли нанести царапину на камень даже крепким геологическим молотком. Втроем не смогли сдвинуть его с места. Такой он был тяжелый. Вернулись в палатку, попили чаю. А наутро отправились к камню. Я сфотографировал его. Чтобы снимок хорошо получился, набелил зубным порошком надпись на камне. Так родилась фотография, часто сопровождающая статьи об Улутауском камне, которые время от времени появляются в печати....
После возвращения из экспедиции Каныш Имантаевич отправил фотографию в Москву, в Академию наук. Через несколько месяцев в центральных газетах появилась статья о замечательной находке геолога Сатпаева в Улутауских горах…
Осенью 1936 года на имя Сатпаева в Карсакпай пришло письмо от директора Эрмитажа академика Иосифа Абгаровича Орбели. Он извещал о решении академии направить в Улутау специальную научную экспедицию и о постановлении художественного совета сделать достоянием Эрмитажа мемориальную каменную плиту - памятник знаменитого похода Тимура - и просил указать ученым местонахождение камня»
Каменную плиту из Улытау принято считать случайной находкой Каныша Имантаевича. Допустим. Но случаен ли был его интерес к «каменному письму» Тимура? Какова была природа этого человека? Мы полагаем, постоянное стремление к знанию, интерес ко всему новому, неизвестному было той силой, которая вела его по жизни.
Улытауский район

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Кандыколь - Озерное - Бухар-жырау: 1907-1950 18.01.2018

    (Продолжение. Начало в номере от 16.01.2018 г.)

    Начиная с 1917 года, каркаралинские власти старались держать под ружьем многодетных солдат своего уезда именно у себя в городе. Это давало возможность отпуска в страдную пору. Так, Сагайдак Никифор Афанасьвич, 1897 г.р., в анкете красноармейца отметил, что в селе Озерном у него остались жена Мария, мать Анастасия, 1860 г.р., брат Михаил, 1907 г.р., брат Емельян, 1911 г.р., и сестра Александра, 1914 г.р. С ним служил и односельчанин Тимофей Ерофеевич Крапач.

  • Ручная работа 18.01.2018

    В наше время техническая подготовка газеты или журнала к выпуску куда проще, чем семь с лишним десятилетий назад. Тогда печатные издания готовили с помощью свинцовых гранок, подбирая каждую букву по отдельности. В Карагандинском областном краеведческом музее хранятся газеты начала 1940-х годов, когда на территории нынешнего Казахстана шел постепенный переход казахского алфавита с латиницы на кириллицу. Подшивка газеты «Советтiк Қарағанды», сохранившаяся в краеведческом музее, отражает последние годы использования латиницы на территории казахстанского края в то время. Сотрудники типографий тогда получали надбавку к зарплате и молоко, рассказывает главный хранитель фондов музея Меруерт Орыспаева: свинцовые гранки, с которыми они работали, вредны для здоровья. Ручная работа над текстами, к слову, видна сразу: ряды букв не везде ровные, но в этом, пожалуй, особый шарм прошлого.

  • Кандыколь - Озерное - Бухар-жырау: 1907-1950 16.01.2018

    В Карагандинской области Бухаржырауский сельский округ славится своим мемориальным комплексом в честь поэта-импровизатора, советника хана Аблая Бухар жырау Калкаманулы (1693 – 1787). Округ создан в 1993 году у подножья гор Далба и объединял три населенных пункта: Бухар-жырау (205 человек), Шалкар (203), Семизбугы (100). Земли здесь 88633 гектара, из них пашни 13698 гектаров. Учтено 1089 лошадей, 1596 голов крупного рогатого скота, 3000 голов овец и коз. Из культурных учреждений - школа, библиотека, сельский клуб. Для любителей активного отдыха весьма привлекательны озера Шалкарколь, Рудничное и Кандыколь. Первые два водоема охватывают окварцованный массив Большого Семизбугы. Цвет воды здесь желтовато зеленый, глубина достигает восьми метров. Толща Кандыколя небольшая, что приводит к замору рыбы. В интернете можно разглядеть солидные экземпляры щук и окуней, добытых заезжими рыбаками из Караганды, Актау, Темиртау и других мест.

  • Земледельцы Святогорской волости 13.01.2018

    В Карагандинской области зафиксирован ряд населенных пунктов, ранее относившихся к Павлодарскому уезду Семипалатинской области. В начале прошлого века возникли переселенческие поселки. Наиболее плотно они сформировались в пределах Святогорской волости. Сюда отнесены селения Каменское, Крещенское, Окольное и Святогорское. Были сделаны попытки обустроить крестьян в местечке Акшора и на хуторе Самарском. Развития они не получили. Следы их существования остались на картах Переселенческого управления.

  • Бизнесом по спорту 09.01.2018

    В начале февраля в Караганде откроет свои двери новый спортивный комплекс «Аманат-Арена». Построенное с нуля большое двухэтажное здание, всего за полгода выросшее во дворе между жилыми домами по улице Ермекова, будет ежедневно принимать всех желающих играть в мини-футбол, заниматься в тренажерном зале и зале борьбы. Самое примечательное в новострое - это то, что работать спорткомплекс будет на основе государственно-частного партнерства: здание возведено на собственные деньги предпринимателей, а областное управление спорта планирует через госзаказ оплачивать аренду залов для занятий детей на бесплатной основе. Таким образом государство сэкономит десятки миллионов на строительстве и сразу получит готовые залы для тренировок.

  • Бии Едрейской волости 09.01.2018

    Образ одаренного сала, поэта, акына Мади Бапиева (1880-1921) гипнотизирует каждого, кто стремится понять сложные повороты его непростой судьбы. Начнем с 17 мая 1907 года, когда состоялся съезд биев Едрейской волости из 10 человек. Это Калипа Шотаев (аул № 2), Кадыр Жусупов (аул № 3), Сармагамбет Бекетов (аул № 4), Баймурын Толепбергенов (аул № 5),Амен Карпыков (аул № 6), Нургожа Жомартов (аул № 8), Елеубай Торебаев (аул № 9), Адил Жаманкотов (аул № 10), Майтан Туранов (аул № 11), Шалабай Жылкыбаев (аул № 12). Не явились Бекжожа Кошкунбаев (аул №1) и родной дядя Мадия Косук (Косак) Алшынбаев (аул № 7). Бии приняли решение – обвинить Мади в скотокрадстве, что лишало его возможности участвовать в различных выборах. С этого времени начались скитания Мади по тюрьмам и ссылкам, многократно обрисованные почитателями творчества поэта.

  • Правда истории, правда страны 06.01.2018

    Книга Нурсултана Назарбаева «Эра независимости» - об истории независимого Казахстана и о всех нас. В ней сосредоточен взгляд Первого Президента, непосредственного участника и инициатора значимых для государства процессов, на события политической, экономической и социальной жизни страны. Нурсултан Абишевич оценивает пройденный страной путь, аргументирует и комментирует принятие решений, ответственность за которые он как первое лицо государства принимал на себя в сложное, во многом кризисное время.

  • Учиться по-новому 06.01.2018

    Преподаватели Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова разработали и издали четыре экспериментальных учебных пособия на латинской графике. А студенты факультета математики и информационных технологий КарГУ презентовали созданное ими мобильное приложение на IOS-платформе - программу транслитерации текстов с кириллицы на латиницу. Перевод казахского языка на латиницу - это историческая необходимость для Казахстана, дополнительная возможность интегрироваться в мировое научное и образовательное пространство. Введение латинской графики даст долговременный эффект, поскольку подавляющее большинство специализированной литературы и методических пособий издано на английском языке либо с использованием латинской графики.