04 апреля 2017 года 678

Тайны наскальных рисунков

Автор: Валентин ШИПУНОВ

Наскальные рисунки в Улытауском районе - наше наследство, которое требует особого внимания и изучения. Недавно принято решение о совместной работе по комплексному изучению петроглифов в местности Теректы Аулие. В проекте будут участвовать Национальный историко-культурный и природный музей-заповедник «Улытау», Национальный комитет по делам ЮНЕСКО, Институт археологии Академии наук РК, Жезказганский историко-археологический музей, общественный фонд «Улы тагзым».

Территория Улытауского района Карагандинской области была освоена древним человеком еще в эпоху палеолита, о чем свидетельствуют археологические памятники. Наши предки занимались рыбной ловлей, охотой, собиранием растительной пищи.
В эпоху бронзы зарождается скотоводческо-земледельческое хозяйство. Железный век характеризуется проникновением сакских племен исседонов. Здесь были древнейшие очаги цветной металлургии.
X-VII вв. до н.э. - это расцвет самобытной бегазы-дандыбаевской культуры. В процессе исторического развития на месте старых племен и племенных союзов возникали новые, менялись их названия. В XIII в., с образованием Золотой Орды, территория Карагандинской области вошла в состав улуса Джучи. Крупным археологическим памятником этого периода является Кызыл-Кентский дворец.
Последующая история региона тесно связана с процессами формирования казахской народности, джунгарскими набегами, становлением и трансформацией экономических укладов. На просторах края сооружены и сохранились до наших дней памятники этих исторических эпох - Теректы Аулие, высеченные на камнях в местности Тамгалы Нура родовые знаки (тамга) почти всех родов и племен.
- К сожалению, как и во многих других регионах страны, есть большая проблема - это интенсивное разрушение наскальных рисунков вследствие вандализма, а также деструкция скальной поверхности под воздействием естественных и техногенных факторов. Актуальны и проблемы реставрации, консервации и музеефикации наиболее выразительных комплексов с петроглифами, - рассказывает начальник отдела архитектуры Национального историко-культурного и природного музея-заповедника "Улытау" Баян Шайгозова.
Наскальные изображения Казахстана входят в обширную провинцию центрально-азиатского наскального изобразительного искусства, созданного творческим гением многих поколений художников-монументалистов. Они охватывают время от неолита-энеолита до позднего Средневековья, хотя некоторые факты указывают на более ранний период появления петроглифов на территории современного Казахстана. Свыше тысячи наскальных рисунков остались как память о прошлом в Байконуре, Тасоткеле, Зенгиртау, Тамды. Природный ландшафт этих мест оставляет неизгладимое впечатление.
В летнее время вода в реке Байконур высыхает и собирается в оврагах, образуя небольшое озеро. Во времена Великого Шелкового пути караванщики утоляли жажду и оставались здесь на ночлег. Рисунки расположены на скалах с двух сторон реки. Петроглифы изображены на плоских глыбах, а в некоторых местах на неровной поверхности. Они выбиты тонким предметом. На одной стороне изображены люди, косули, лук - предмет охоты, а на другой - лоси, лошади. В некоторых местах можно увидеть бегущих волков, людей на лошадях, на заднем плане - караван верблюдов.
Для петроглифов раннего периода кочевой цивилизации характерно изображение мифологических сюжетов со сложной композицией.
В трудах академика А.Х. Маргулана отмечается: «Галерея, созданная под открытым небом художниками античного мира, удивительна. Гравюры, высеченные на камнях, - неоценимое культурное наследие, оставленное в Казахстане от далеких наших предков». Далее при описании петроглифов на скалах Сарыарки, особенно о наскальных рисунках вдоль реки Байконур, автор пишет с восхищением: «Как искусно и мастерски изображены величавость двугорбых верблюдов, красивая осанка резвых скакунов, грациозность оленей и сайгаков, образ хищного барса».
- Историко-археологический комплекс Теректы Аулие состоит из галереи наскальных рисунков - петроглифов, стоянки неолита, поселений, некрополей эпохи бронзы, курганов раннего железного века, остатков горизонтальных и вертикальных штолен, в которых добывались руды и полудрагоценные минералы, мазаров ХIХ века, - продолжает Баян Шайгозова.
Первое научное описание Теректы Аулие в 40-х годы ХХ в. дал руководитель Центрально-Казахстанской археологической экспедиции, академик А.Х. Маргулан. Комплексное исследование археологического памятника проводилось в 90-е годы.
В 15 км от села Улытау расположен комплекс Зенгиртау. Название говорит само за себя - «Звучащий». При ветре здесь слышится особый колокольный звон. На 13 камнях изображены человек, два горных козла, кабан, всадник, волк, бык, человек и верблюд, змея и другие рисунки.
- Современная наука занимается вопросами сохранения и музеефикации наскального искусства. Наша задача - на практике использовать петроглифы в познавательных и туристических целях, - заключает собеседница.
Улытауский район

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Как вырастают чемпионы 20.02.2018

    Маленький живописный Биг Беар на юге Калифорнии знают как курортный город, где тренируются самые известные спортсмены мира - Майк Тайсон, Леннокс Льюис и Геннадий Головкин. Да, наш земляк, чемпион мира - благодаря своему трудолюбию, упорству и таланту стал одним из самых высокооплачиваемых боксеров и признан непобежденным.

  • В фокусе - жизнь 17.02.2018

    Карагандинец Амирхан Сулейманов относится к своей работе серьезно: снимки, считает он, - это и память о важных событиях, и спусковой механизм в каких-либо социальных вопросах. Его кумиры - фотографы «National Geographic», а работать он любит в разных жанрах.

  • Вокруг света с книгами 15.02.2018

    Загадка буддийских монахов своим ученикам: как вырастить в бутылке маленького гусенка, сохранив и бутылку, и птицу? Юные гости детской библиотеки имени Абая крепко задумались. Ответ был прост: гусь - это человек, а бутылка - это рамки, которые нужно раздвинуть.

  • С пером и микрофоном 10.02.2018

    Конкурс юных корреспондентов «Говорящий микрофон» прошел на днях в карагандинском Дворце детей и юношества. Участников ежегодно проверяют на смекалку, творчество и прочность, и в этот раз в заданиях тоже встречались свои изюминки.

  • Достучаться до сердец 08.02.2018

    Делать хорошие социальные ролики – значит, прочувствовать чью-то судьбу, встать на чью-то позицию, суметь донести до аудитории самое важное, достучаться до сердца. И когда за их создание берется молодежь, на ее творение смотрят с особым интересом: удалось ли авторам быть правдивыми, искренними, глубокими?

  • Десерт с секретом 06.02.2018

    В Карагандинском колледже сервиса и питания прошел традиционный конкурс профессионального мастерства «Семейные традиции».

  • Спортсмены от кутюр 03.02.2018

    На днях зал Дворца спорта имени Нуркена Абдирова принимал необычных гостей. Вместо спортсменов и тренеров просторное помещение было заполнено детьми разного возраста, которых одевали и прихорашивали родители. Ведь на самом деле это были модели, которым предстояло продемонстрировать плоды трудов местных дизайнеров.

  • Очарование чисел 03.02.2018

    Ученику карагандинской Назарбаев Интеллектуальной школы Темирлану Нурлигенову из всех предметов больше нравится математика. Она, рассуждает 15-летний юноша, очаровывает своей точностью, а знающий эту науку человек отлично развивает логику и даже если в итоге будет трудиться в другой сфере, сможет достичь не меньших высот. В этом году Темирлан стал бронзовым призером алматинской Жаутыковской олимпиады.

15 февраля - день вывода войск из Афганистана

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА и Линара ГАЛИМОВА