01 апреля 2017 года 1169

Мириться лучше, чем судиться

Автор: Оксана МЯГКИХ

Медиация в Казахстане - явление относительно новое. Несмотря на то что закон об урегулировании спорных вопросов посредством медиации был принят в нашей стране еще в 2011 году, из-за отсутствия просветительской работы население мало знает о существовании такого института.

…Молодые люди в кафе отмечали день рождения. За соседним столиком веселилась другая компания. Алкоголь, музыка, приятная и расслабляющая обстановка заставляют забыть о правилах и нормах поведения - каждый ощущает себя хозяином жизни. Так, слово за словом - обычная словесная перепалка перерастает в драку. В итоге, говоря языком протокола, нарушение общественного порядка, получение телесных повреждений, госпитализация. Все это фиксирует вызванный наряд полиции. И начинается досудебное расследование по факту хулиганства в отношении двух особо «отличившихся» парней. Теперь они оба в статусе подозреваемых. На работу, домой приходят повестки. Начинаются вызовы в полицию для проведения следственных действий - опознание, дача показаний. Согласитесь, процедуры не из приятных. Все это сказывается на настроении и состоянии человека и, как правило, негативно отражается на его работоспособности и приводит к разладам с близкими. Такую высокую цену приходится платить за необдуманный сиюминутный порыв. При этом обе стороны конфликта понимают, что всего этого можно было избежать. Кому-то знать и следить за дозой «принимаемого на грудь», кому-то не так импульсивно реагировать на происходящее. И вроде бы все осознали свои ошибки, но как быть, если за подобную беспечность предусмотрено уголовное наказание?
- А ведь в этом случае возможно применение медиации. Если при допросе следователь, разъяснив права и обязанности сторон, рассказал бы и о возможности примирения, в том числе в порядке медиации, - объясняет первый заместитель прокурора Карагандинской области Әспенби Жарылгасов, - это позволило бы разрешить конфликт и прекратить уголовное дело.
Сфера применения медиации обширна. Ведь наряду со спорами в гражданских правоотношениях она может использоваться и в уголовном производстве по преступлениям небольшой и средней тяжести - кражи, мошенничество, грабежи, дорожно-транспортные происшествия. Заинтересованность надзорного органа в медиации понятна. Одна из главных причин - это нагрузка на судей, соответственно - на прокуроров, потому что существующая система правосудия предусматривает обязательное участие прокуроров по отдельным категориям дел. Отвлекаются значительные силы госаппарата: судья рассматривает дело - участвуют прокурор, представитель госоргана, тогда как это можно было решить во внесудебной сфере. Кроме того, находясь в судебном процессе, конфликтующие стороны, как правило, демонстрируют взаимную агрессию. Обжалуют решения судов, доходят до Верховного суда. Дело может пойти по второму кругу, появляются бесчисленные жалобы в органы прокуратуры на судей, судебных исполнителей. А в результате медиации, в отличие от судебных процедур, люди могут сохранить родственные, дружеские, партнерские отношения между собой.
- В свете реализации Концепции правовой политики Республики Казахстан на 2010-2020 годы актуализируется вопрос о привнесении в процессуальное законодательство и правоприменительную практику элементов восстановительного правосудия. В частности, речь идет о медиации. Необходимость этого обусловлена как гуманизацией уголовной политики, так и оптимизацией процессуальных процедур, - говорит Әспенби Жарылгасов. - Сегодня казахстанцы имеют возможность разрешать споры на взаимовыгодных условиях, не доводя дело до суда. Этому способствовал подписанный еще в 2011 году Президентом РК Н. Назарбаевым Закон «О медиации». Вместе с тем действующие с 2015 года Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы также предусматривают возможность применения медиации как новой формы урегулирования конфликтов.
Общеизвестно, что нововведения воспринимаются с некоторой долей скептицизма. Отчасти подтверждает это и статистика прекращенных уголовных дел с применением института медиации. За 2016 год органами уголовного преследования по указанным основаниям было прекращено всего лишь 0,7% дел от общего количества прекращенных дел. Прокурорами же прекращено порядка 2,5 тысячи дел. Первый заместитель прокурора Карагандинской области уверен, что одной из причин такого положения является неосведомленность участников уголовного процесса о преимуществах института медиации. Реалии нынешнего времени и практика показывают, что сотрудниками органов уголовного преследования процессуальные решения о прекращении за примирением сторон принимаются в течение длительного времени, поскольку при прекращении дела по нереабилитирующим основаниям необходимо проводить весь комплекс мероприятий по собиранию доказательств и доказыванию вины. В случае же заключения медиативного соглашения следователю достаточно будет приобщить его к материалам дела и прекратить за примирением сторон.
В целом к преимуществам медиации можно отнести экономию времени и средств, конфиденциальность и возможность повлиять на результат. При этом в процессе медиации не существует победителя и побежденного, потому что цель медиатора - найти решение, которое удовлетворит обе стороны. Только при таком условии медиация будет считаться успешной. Еще один серьезный довод в поддержку медиации - это низкая коррупциогенность этого института. Ведь общеизвестно, что коррупция рождается там, где сторона, облеченная властью, использует свою силу для достижения личных выгод. Медиатор же не выносит и не принимает решений. Следовательно, это соглашение, которое составлено сторонами добровольно и не направлено во вред кому-либо. Медиатор не наделен властью, а значит, не подвержен коррупции. Все, что у него есть, это его право осуществлять медиацию и авторитет, подкрепляемый лишь народной рекламой и востребованностью. А, значит, медиация - процедура эффективная и выгодная во многих отношениях. И вполне логично, что она должна занять свою нишу в сфере разрешения споров.
Әспенби Жарылгасов напомнил, что в соответствии с Законом РК «О медиации» деятельность медиатора осуществляется как на профессиональной основе (профессиональный медиатор), так и на непрофессиональной. При этом обе категории специалистов должны состоять в соответствующих реестрах. И к ним законодательством предъявляются определенные требования, в том числе возрастной ценз, наличие высшего образования и многое другое. В то же время медиаторами не могут быть лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, недееспособные, находящиеся под следствием, имеющее не погашенную или не снятую в установленном законом порядке судимость. Что же касается оплаты их услуг, то помощь медиаторы оказывают как на платной основе, так и бесплатно. Бесплатно - для малоимущих слоев населения. Более того, некоторые начинающие медиаторы тоже предоставляют свои услуги на безвозмездной основе. И сейчас в нашей области медиаторов достаточно как в городах, так и в сельских районах, чтобы помочь гражданам в разрешении конфликтных ситуаций. Кроме того, в Караганде при областной Ассамблее народа Казахстана действует Центр медиации, куда вошли профессиональные медиаторы Центра разрешения конфликтов «Диалог», отдел медиации Дома дружбы, активисты этнокультурных объединений, народные медиаторы и практикующие переговорщики.

Коллаж Линара ГАЛИМОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Помощь особого назначения 17.02.2018

    В общественную приемную Жезказганского филиала партии «Нұр Отан» обратилась Ася Матюхина. Ее 18-летняя дочь Евгения, инвалид III группы, учится на парикмахера в местном колледже технологии и сервиса. Но каких-либо льгот у девушки нет.

  • Флагман новых технологий 17.02.2018

    Ежегодное Послание Президента РК Нурсултана Абишевича Назарбаева – всегда очень важное и значимое событие для граждан страны, которое затем обсуждается в коллективах.

  • Инновации к размышлению 15.02.2018

    В Караганде прошла внеочередная, XXIX конференция областного филиала партии «Нұр Отан». В ней приняли участие председатель КОФ, аким области Ерлан Кошанов и 90 районных и городских делегатов. Они собрались, чтобы обсудить итоги своей работы и сверить ориентиры поступательного движения вперед с основными пунктами Послания Президента страны «Новые возможности развития в условиях Четвертой промышленной революции». 

  • НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ 13.02.2018

    Уважаемые земляки!

     Прошедший год для нашей области был активным.

    Основные направления развития экономики области были ориентированы на решение задач, поставленных в Стратегии развития «Казахстан-2050»,  Послании «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» и  основных положениях Стратегического плана развития страны до 2025 года.

  • Деловой подход 06.02.2018

    Слушания по реализации Единой программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса-2020» прошли в областном филиале партии «Нұр Отан».

  • Наука в «цифре» 03.02.2018

    В КарГТУ состоялся студенческий форум по обсуждению Послания Президента РК Нурсултана Назарбаева «Новые возможности развития в условиях Четвертой промышленной революции».

  • Не терять бдительности 03.02.2018

    Управление промышленности и индустриально-инновационного развития совместно с управлением предпринимательства и представителями департамента внутренних дел провели встречу с предпринимателями, разъяснив им антитеррористическое законодательство и систему госмер по противодействию терроризму и религиозному экстремизму.

  • Трудовое долголетие 03.02.2018

    В Послании Президента республики Н. Назарбаева народу Казахстана одним из ключевых моментов в разделе, посвященном сфере здравоохранения, стал призыв ориентироваться на профилактику заболеваний, а не на дорогостоящее стационарное лечение. Глава государства отметил, что нужно усилить управление общественным здоровьем, пропагандируя здоровый образ жизни согласно международному опыту.

15 февраля - день вывода войск из Афганистана

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА и Линара ГАЛИМОВА