28 марта 2017 года 202

Загадки древнего Талсая

Автор: Валентин ШИПУНОВ

В минувшем году исполнилось 1465 лет со времени образования Тюркского каганата в историческом месте Ергенекон, что явилось важной вехой в истории тюркских народов Центральной Азии.

Этой дате, а также юбилею независимости Казахстана была посвящена экспедиция «Улытау - феномен тюркской культуры». Специалисты отправились в район урочища Талсай. 

Это своеобразное древнее святое место тюрков, спрятавшее в себе многовековые загадки. Археологический комплекс Талсай расположен в восточной части бассейна реки Сарыкенгир на территории Улытауского района Карагандинской области.
- Визуальными наблюдениями выявлено, что гряда гранитных плато и долина реки Сарыкенгир насыщены памятниками разных периодов истории Улытау: эпохи неолита, бронзы, раннего железного века, раннего средневековья, в них наиболее яркое выражение нашла культура тюрков-кочевников, - рассказывает участник экспедиции, директор Жезказганского историко-производственного музея им. К.И. Сатпаева Кенжал Балкенов. - Каменные курганы, поминальные ограды, скульптуры, петроглифы на скалах, являясь естественной частью ландшафта, представляют собой вехи истории нашей земли.
В результате целенаправленного обследования в ходе экспедиции территории урочища выявлены памятники тюркского времени, типологически различные и относящиеся к разным периодам. Наиболее примечательными среди них являются курганы и ограды с каменными изваяниями. В отдельных случаях зафиксировано по две скульптуры.
Все обследованные памятники в Талсае структурно состоят из следующих сооружений: курганы, поминальные комплексы и каменные изваяния. Такого рода комплексы располагаются обособленно в живописных местах, маркируя, вероятно, территорию обитания рода. Ряд таких ритуальных памятников составлял в целом святилище, носившее храмовый характер.
Аналогичные комплексы, созданные тюрками по всему евразийскому ареалу, как бы показывают пути становления и расселения этноса.
Работы специалистов в уникальном археологическом комплексе Талсай позволяют решить целый ряд вопросов, связанных с генезисом материальной культуры тюрков. Изучение древней местности становится источником идей и в вопросе реконструкции мировоззрения и мировосприятия тюрков, населявших Улытау.
Каменные скульптуры в этом древнем святилище под открытым небом - яркий пример монументального искусства кочевников и достоверный этнографический материал. Рядом имеется древний карьер, где наши предки добывали гранит. Это позволяет судить, что здесь изготавливались изваяния и ограды, которые устанавливались во многих местах Улытау. Древние мастера выбирали подходящие точки для добычи гранита, обрабатывали его и перевозили на далекие расстояния.
Для погребального обряда кочевников характерна установка на курганах или рядом с ними изваяний, изображавших стоящего человека.
В Талсайский археологический комплекс входят каменные изваяния, древний карьер, курганы «с усами» тасмолинской культуры (2800 лет), отдельно стоящие камни-менгиры, относящиеся, по мнению исследователей, к бронзовому веку (III-II тыс. до н.э.), ограды тюркского периода (VI-VIII вв. н.э.).
Рядом с каменными изваяниями сооружены курганы и насыпи из камня, получившие в научной литературе не совсем удачное название курганов «с усами», которые представляют собой сложный погребальный комплекс сооружений, встречающийся в нескольких вариантах. Он состоит из основного кургана большого размера и примыкающего к нему с восточной стороны или расположенного на значительном расстоянии малого кургана небольшой высоты и отходящих от него на восток двух каменных гряд шириной 1,5-2 м и длиной от 20 до 200 м и более. В данном случае в Талсайском комплексе курганы «с усами» имеют длину 160 м. А каменные гряды имеют форму полудуг, в начале и в конце ограниченных круглыми каменными сооружениями курганного типа.
Таким образом, в понятие курганов «с усами» входят три составные части. Это элементы искусственных сооружений: большой курган с погребением человека, малый с захоронением коня и глиняным сосудом и каменные гряды. Рассмотрение в отдельности какой-либо составной части в конечном счете приводит к неправильному пониманию всего комплекса в целом. Именно в этом и состоит основная ошибка исследователей, определявших курганы «с усами» как памятники только ритуального назначения. Между тем их следует рассматривать как единый комплекс.
Исследователь Балхаша П.И. Мариковский, встречая в Прибалхашье аналогичные курганы «с усами», предлагал рассматривать их как археоастрономические объекты, ориентированные своими точками и элементами на определённые планеты и светила, находящиеся в конкретные моменты времени в характерных точках небосклона.
В археологическом комплексе Талсай между каменными изваяниями и курганами «с усами» лежит одинокая гранитная глыба высотой более четырех метров. Вероятно, она находилась в вертикальном положении. Такие древние вертикально стоящие каменные столбы носят название «менгиры». Это фактически первые рукотворные сооружения, дошедшие до наших дней. До XIX века археологи не имели достаточных данных об их происхождении. Развитие методов радиоуглеродного анализа и дендрохронологии позволило точнее установить возраст сооружений. В основном менгиры относятся к культурам неолита, медного и бронзового веков.
Менгиры могли использоваться для самых различных целей, которые на сегодняшний момент неизвестны и, возможно, уже не будут определены. Скорее всего, это культовые, мемориальные, солярно-астрономические назначения и использование в качестве знаков энергетических «мест силы».
Несмотря на то, что традиция устанавливать камни вертикально является одной из древнейших, она же является одной из наиболее распространенных. Человечество до сих пор сооружает каменные стелы в честь каких-либо событий или намерений.
Наши древние предки оставили нам много тайн, и на сегодняшний день догадок больше, чем разгадок.
Исследование Талсайского археологического комплекса, построенного нашими предками, продолжается. Сотрудники Жезказганского историко-производственного музея им. К.И. Сатпаева в настоящее время разрабатывают эскизный проект по благоустройству этой территории с целью включения в Улытауский туристический кластер.

Улытауский район

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Первомай объединяющий 29.04.2017

    Традиция торжественно отмечать первый день мая имеет смешанное происхождение. С размахом встречали весну в мае древние греки, а больше 130 лет назад в этот день американские рабочие организовали массовую забастовку, которая закончилась кровопролитными столкновениями с полицией. Так появился День солидарности трудящихся. Нашему уникальному казахстанскому Первомаю в этом году исполняется 11 лет.

  • Цена спасенных жизней 25.04.2017

    Больше 30 лет прошло с момента аварии на Чернобыльской АЭС, а проблемы ликвидаторов последствий этого страшного события остаются прежними. Волнует чернобыльцев многое: это и мизерные пособия, и жилищный вопрос, и самое главное - медицинское обслуживание. Ликвидаторы в целом недовольны качеством своей жизни, они заслужили намного большего внимания со стороны местных исполнительных властей.

  • Символ знаний и свободы 25.04.2017

    В годы Великой Отечественной войны только из Казахстана на фронт ушло более пяти тысяч женщин. Оставшиеся миллионы добывали свою Победу на втором фронте - в тылу. И среди них была Фагима Закирова, один только год рождения которой определил ее судьбу.

  • По следам Тамерлана 20.04.2017

    Одна из любопытных достопримечательностей Улытау - сопка Алтыншокы. Все, кто имеет возможность побывать в этих краях, обязательно посещают это историческое место. Чем же оно знаменито? Об этом рассказал директор Жезказганского историко-производственного музея им. К.И. Сатпаева Кенжал Балкенов.

  • Звезды, указывающие путь 11.04.2017

    Достопримечательность Казахстана попала в топ направлений темного туризма. Наша страна в списке представлена мемориалом погибшему экипажу «Союза-11», который расположен в Карагандинской области недалеко от Каражала.

  • Ростовка на участке Теке-Караузек 06.04.2017

    Ощутимые перемены принес в старинную Ростовку Октябрь 1917 года. Через сто лет накопилось много исторических событий. Уже нет старожилов из числа первооснователей. Остались только бумажные архивные свидетели, возвращающие нас к истокам биографии этого населенного пункта. Казахское название местности, где сейчас расположено село Ростовка, Теке-Караузек. Объясняется оно просто. На правом берегу Нуры высится сопка Теке (Козлиная). С ее склонов сползает лог Караузек, впадающий в Нуру.

  • Нераскрытая судьба Жанны Циммерман 04.04.2017

    Полное собрание имен людей, высланных по политическим мотивам в провинциальный город Каркаралинск Карагандинской области, еще не составлено. Для общей исторической пользы и летописи назову только три знаковых фамилии. На первой строчке Патриарх Московский и всея Руси Алексий I, в миру С.В. Симанский (1877–1970). Он находился здесь в ссылке с 1922-го по 1925 год. На второй строчке - литературовед, член исполкома Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов, член ЦИК, участник боев на Южном фронте в 1920 году В.С. Венгеров (1887–1938).

  • От "Алаша" - к независимости 02.03.2017

    Нынешний год для историков постсоветского пространства считается знаковым. Сто лет назад свершились две революции, в корне изменившие политическую карту мира и жизнь как минимум 15 государств.

Весне дорогу!