28 марта 2017 года 1416

Загадки древнего Талсая

Автор: Валентин ШИПУНОВ

В минувшем году исполнилось 1465 лет со времени образования Тюркского каганата в историческом месте Ергенекон, что явилось важной вехой в истории тюркских народов Центральной Азии.

Этой дате, а также юбилею независимости Казахстана была посвящена экспедиция «Улытау - феномен тюркской культуры». Специалисты отправились в район урочища Талсай. 

Это своеобразное древнее святое место тюрков, спрятавшее в себе многовековые загадки. Археологический комплекс Талсай расположен в восточной части бассейна реки Сарыкенгир на территории Улытауского района Карагандинской области.
- Визуальными наблюдениями выявлено, что гряда гранитных плато и долина реки Сарыкенгир насыщены памятниками разных периодов истории Улытау: эпохи неолита, бронзы, раннего железного века, раннего средневековья, в них наиболее яркое выражение нашла культура тюрков-кочевников, - рассказывает участник экспедиции, директор Жезказганского историко-производственного музея им. К.И. Сатпаева Кенжал Балкенов. - Каменные курганы, поминальные ограды, скульптуры, петроглифы на скалах, являясь естественной частью ландшафта, представляют собой вехи истории нашей земли.
В результате целенаправленного обследования в ходе экспедиции территории урочища выявлены памятники тюркского времени, типологически различные и относящиеся к разным периодам. Наиболее примечательными среди них являются курганы и ограды с каменными изваяниями. В отдельных случаях зафиксировано по две скульптуры.
Все обследованные памятники в Талсае структурно состоят из следующих сооружений: курганы, поминальные комплексы и каменные изваяния. Такого рода комплексы располагаются обособленно в живописных местах, маркируя, вероятно, территорию обитания рода. Ряд таких ритуальных памятников составлял в целом святилище, носившее храмовый характер.
Аналогичные комплексы, созданные тюрками по всему евразийскому ареалу, как бы показывают пути становления и расселения этноса.
Работы специалистов в уникальном археологическом комплексе Талсай позволяют решить целый ряд вопросов, связанных с генезисом материальной культуры тюрков. Изучение древней местности становится источником идей и в вопросе реконструкции мировоззрения и мировосприятия тюрков, населявших Улытау.
Каменные скульптуры в этом древнем святилище под открытым небом - яркий пример монументального искусства кочевников и достоверный этнографический материал. Рядом имеется древний карьер, где наши предки добывали гранит. Это позволяет судить, что здесь изготавливались изваяния и ограды, которые устанавливались во многих местах Улытау. Древние мастера выбирали подходящие точки для добычи гранита, обрабатывали его и перевозили на далекие расстояния.
Для погребального обряда кочевников характерна установка на курганах или рядом с ними изваяний, изображавших стоящего человека.
В Талсайский археологический комплекс входят каменные изваяния, древний карьер, курганы «с усами» тасмолинской культуры (2800 лет), отдельно стоящие камни-менгиры, относящиеся, по мнению исследователей, к бронзовому веку (III-II тыс. до н.э.), ограды тюркского периода (VI-VIII вв. н.э.).
Рядом с каменными изваяниями сооружены курганы и насыпи из камня, получившие в научной литературе не совсем удачное название курганов «с усами», которые представляют собой сложный погребальный комплекс сооружений, встречающийся в нескольких вариантах. Он состоит из основного кургана большого размера и примыкающего к нему с восточной стороны или расположенного на значительном расстоянии малого кургана небольшой высоты и отходящих от него на восток двух каменных гряд шириной 1,5-2 м и длиной от 20 до 200 м и более. В данном случае в Талсайском комплексе курганы «с усами» имеют длину 160 м. А каменные гряды имеют форму полудуг, в начале и в конце ограниченных круглыми каменными сооружениями курганного типа.
Таким образом, в понятие курганов «с усами» входят три составные части. Это элементы искусственных сооружений: большой курган с погребением человека, малый с захоронением коня и глиняным сосудом и каменные гряды. Рассмотрение в отдельности какой-либо составной части в конечном счете приводит к неправильному пониманию всего комплекса в целом. Именно в этом и состоит основная ошибка исследователей, определявших курганы «с усами» как памятники только ритуального назначения. Между тем их следует рассматривать как единый комплекс.
Исследователь Балхаша П.И. Мариковский, встречая в Прибалхашье аналогичные курганы «с усами», предлагал рассматривать их как археоастрономические объекты, ориентированные своими точками и элементами на определённые планеты и светила, находящиеся в конкретные моменты времени в характерных точках небосклона.
В археологическом комплексе Талсай между каменными изваяниями и курганами «с усами» лежит одинокая гранитная глыба высотой более четырех метров. Вероятно, она находилась в вертикальном положении. Такие древние вертикально стоящие каменные столбы носят название «менгиры». Это фактически первые рукотворные сооружения, дошедшие до наших дней. До XIX века археологи не имели достаточных данных об их происхождении. Развитие методов радиоуглеродного анализа и дендрохронологии позволило точнее установить возраст сооружений. В основном менгиры относятся к культурам неолита, медного и бронзового веков.
Менгиры могли использоваться для самых различных целей, которые на сегодняшний момент неизвестны и, возможно, уже не будут определены. Скорее всего, это культовые, мемориальные, солярно-астрономические назначения и использование в качестве знаков энергетических «мест силы».
Несмотря на то, что традиция устанавливать камни вертикально является одной из древнейших, она же является одной из наиболее распространенных. Человечество до сих пор сооружает каменные стелы в честь каких-либо событий или намерений.
Наши древние предки оставили нам много тайн, и на сегодняшний день догадок больше, чем разгадок.
Исследование Талсайского археологического комплекса, построенного нашими предками, продолжается. Сотрудники Жезказганского историко-производственного музея им. К.И. Сатпаева в настоящее время разрабатывают эскизный проект по благоустройству этой территории с целью включения в Улытауский туристический кластер.

Улытауский район

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Судья-вундеркинд 17.08.2017

    Говорят, что находчивость, красноречие, правдолюбие проявились у Казыбека уже в семилетнем возрасте. Именно тогда он уже начал участвовать в разрешении различных споров, тем самым помогал своему отцу, известному в то время бию Келдибеку.

  • От Тобола на Каркаралы... 17.08.2017

    Около 200 записанных на аудиокассеты воспоминаний о Кояндинской ярмарке хранит у себя дома каркаралинский краевед Ерлан Мустафин. Это рассказы людей, которых уже нет в живых, свидетелей уникального торгового действа, просуществовавшего 80 лет.

  • Законная защита 15.08.2017

    Звонкоголосый Казыбек би известен как дипломат и воин, автор изречений и искусный оратор. Для того чтобы стать бием, нужно было не раз показать перед народом свои юридические знания и ораторские способности. Слава таких людей быстро завоевывала степь, а звание бия было своего рода патентом на судебную и адвокатскую практику.

  • Материнское слово 12.08.2017

    По данным устной летописи казахов, отец Казыбек би - Келдибек пользовался огромным авторитетом у своего рода, но до 30 лет был холост, что являлось большой редкостью в то время. В народных преданиях описывается, почему известный мудрец, так долго искавший невесту, выбрал себе в жены дурнушку.

  • Доктор Садывакас Чалымбеков (1880-1917) 10.08.2017

    Имя Садывакаса Тажиевича Чалымбекова (род Тобыкты – Жандар – Еспай – Карип - Чалымбек) медленно и осторожно входит в летопись Каркаралинского края. Не знаю почему, но в энциклопедии «Караганда. Карагандинская область» (2008) оно отсутствует. Между тем Садывакас Тажиевич, первый и единственный казах нашего региона, окончивший до революции в Санкт-Петербурге Императорскую Военно-медицинскую академию, ученик именитых российских профессоров И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, А.Я. Данилевского, М.Я. Яновского, Н.А. Вельяминова. Кумиры появлялись в элегантных мундирах с двумя рядами блестящих пуговиц с орлом и погонами врача данной академии. Особую форменную одежду имели и студенты. За полученные знания 15 ноября 1908 года С.Т. Чалымбеков «удостоин звания лекаря с отличием». Диплом номер 1533 С.Т. Чалымбекову выписали 6 марта 1909 года и выслали в адрес Семипалатинского губернатора для вручения. Сужу на том основании, что Чалымбеков после завершения учебы сразу направлен в Каркаралинский уезд. Семипалатинский губернатор уже 16 декабря 1908 года назначил его врачом 2-го участка.

  • Превосходный в слове и слоге 08.08.2017

    Гульнар ИСКАКОВА

    Когда в семье Кельдибека родился сын Казыбек, его жена Токмеил, склонясь над колыбелью малыша, говорила:
    «Я выращу тебя с любовью и лаской,
    Не обделю тебя ни молоком, ни кровом.
    Ты будешь преклоняться только чести,
    Твоим призванием станет Слово».

  • Пушкинское на берегу Корганколя: 1915-1960 08.08.2017

    (Окончание. Начало в номере от 29.07.2017 г.)

  • Сын степей 03.08.2017

    На Первом всеказахском съезде, проходившем в г. Оренбурге с 21 по 28 июля 1917 года, произошло организационное оформление партии «Алаш» из группы членов партии кадетов - этнических казахов. Центральной фигурой этого события является председатель партии Алихан Букейханов, удивительная судьба которого заслуживает особого внимания.

"Астана ЭКСПО-2017"