28 марта 2017 года 1875

Загадки древнего Талсая

Автор: Валентин ШИПУНОВ

В минувшем году исполнилось 1465 лет со времени образования Тюркского каганата в историческом месте Ергенекон, что явилось важной вехой в истории тюркских народов Центральной Азии.

Этой дате, а также юбилею независимости Казахстана была посвящена экспедиция «Улытау - феномен тюркской культуры». Специалисты отправились в район урочища Талсай. 

Это своеобразное древнее святое место тюрков, спрятавшее в себе многовековые загадки. Археологический комплекс Талсай расположен в восточной части бассейна реки Сарыкенгир на территории Улытауского района Карагандинской области.
- Визуальными наблюдениями выявлено, что гряда гранитных плато и долина реки Сарыкенгир насыщены памятниками разных периодов истории Улытау: эпохи неолита, бронзы, раннего железного века, раннего средневековья, в них наиболее яркое выражение нашла культура тюрков-кочевников, - рассказывает участник экспедиции, директор Жезказганского историко-производственного музея им. К.И. Сатпаева Кенжал Балкенов. - Каменные курганы, поминальные ограды, скульптуры, петроглифы на скалах, являясь естественной частью ландшафта, представляют собой вехи истории нашей земли.
В результате целенаправленного обследования в ходе экспедиции территории урочища выявлены памятники тюркского времени, типологически различные и относящиеся к разным периодам. Наиболее примечательными среди них являются курганы и ограды с каменными изваяниями. В отдельных случаях зафиксировано по две скульптуры.
Все обследованные памятники в Талсае структурно состоят из следующих сооружений: курганы, поминальные комплексы и каменные изваяния. Такого рода комплексы располагаются обособленно в живописных местах, маркируя, вероятно, территорию обитания рода. Ряд таких ритуальных памятников составлял в целом святилище, носившее храмовый характер.
Аналогичные комплексы, созданные тюрками по всему евразийскому ареалу, как бы показывают пути становления и расселения этноса.
Работы специалистов в уникальном археологическом комплексе Талсай позволяют решить целый ряд вопросов, связанных с генезисом материальной культуры тюрков. Изучение древней местности становится источником идей и в вопросе реконструкции мировоззрения и мировосприятия тюрков, населявших Улытау.
Каменные скульптуры в этом древнем святилище под открытым небом - яркий пример монументального искусства кочевников и достоверный этнографический материал. Рядом имеется древний карьер, где наши предки добывали гранит. Это позволяет судить, что здесь изготавливались изваяния и ограды, которые устанавливались во многих местах Улытау. Древние мастера выбирали подходящие точки для добычи гранита, обрабатывали его и перевозили на далекие расстояния.
Для погребального обряда кочевников характерна установка на курганах или рядом с ними изваяний, изображавших стоящего человека.
В Талсайский археологический комплекс входят каменные изваяния, древний карьер, курганы «с усами» тасмолинской культуры (2800 лет), отдельно стоящие камни-менгиры, относящиеся, по мнению исследователей, к бронзовому веку (III-II тыс. до н.э.), ограды тюркского периода (VI-VIII вв. н.э.).
Рядом с каменными изваяниями сооружены курганы и насыпи из камня, получившие в научной литературе не совсем удачное название курганов «с усами», которые представляют собой сложный погребальный комплекс сооружений, встречающийся в нескольких вариантах. Он состоит из основного кургана большого размера и примыкающего к нему с восточной стороны или расположенного на значительном расстоянии малого кургана небольшой высоты и отходящих от него на восток двух каменных гряд шириной 1,5-2 м и длиной от 20 до 200 м и более. В данном случае в Талсайском комплексе курганы «с усами» имеют длину 160 м. А каменные гряды имеют форму полудуг, в начале и в конце ограниченных круглыми каменными сооружениями курганного типа.
Таким образом, в понятие курганов «с усами» входят три составные части. Это элементы искусственных сооружений: большой курган с погребением человека, малый с захоронением коня и глиняным сосудом и каменные гряды. Рассмотрение в отдельности какой-либо составной части в конечном счете приводит к неправильному пониманию всего комплекса в целом. Именно в этом и состоит основная ошибка исследователей, определявших курганы «с усами» как памятники только ритуального назначения. Между тем их следует рассматривать как единый комплекс.
Исследователь Балхаша П.И. Мариковский, встречая в Прибалхашье аналогичные курганы «с усами», предлагал рассматривать их как археоастрономические объекты, ориентированные своими точками и элементами на определённые планеты и светила, находящиеся в конкретные моменты времени в характерных точках небосклона.
В археологическом комплексе Талсай между каменными изваяниями и курганами «с усами» лежит одинокая гранитная глыба высотой более четырех метров. Вероятно, она находилась в вертикальном положении. Такие древние вертикально стоящие каменные столбы носят название «менгиры». Это фактически первые рукотворные сооружения, дошедшие до наших дней. До XIX века археологи не имели достаточных данных об их происхождении. Развитие методов радиоуглеродного анализа и дендрохронологии позволило точнее установить возраст сооружений. В основном менгиры относятся к культурам неолита, медного и бронзового веков.
Менгиры могли использоваться для самых различных целей, которые на сегодняшний момент неизвестны и, возможно, уже не будут определены. Скорее всего, это культовые, мемориальные, солярно-астрономические назначения и использование в качестве знаков энергетических «мест силы».
Несмотря на то, что традиция устанавливать камни вертикально является одной из древнейших, она же является одной из наиболее распространенных. Человечество до сих пор сооружает каменные стелы в честь каких-либо событий или намерений.
Наши древние предки оставили нам много тайн, и на сегодняшний день догадок больше, чем разгадок.
Исследование Талсайского археологического комплекса, построенного нашими предками, продолжается. Сотрудники Жезказганского историко-производственного музея им. К.И. Сатпаева в настоящее время разрабатывают эскизный проект по благоустройству этой территории с целью включения в Улытауский туристический кластер.

Улытауский район

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Цвети, Астана! 23.06.2018

    Караганде определенно везет: Астана - рядом, и как поздравляют виновника торжества его друзья и гости, так и сам именинник готов сделать ответный тост. Этим самым ответом стали Дни культуры Астаны в нашей области, посвященные 20-летию столицы. На мероприятия Дней культуры Астаны мог прийти каждый желающий - столичные гости были рады всем и с удовольствием проводили экскурсии, если это выставка, и представления, будь то концерт или цирковое выступление.

  • Родство языка, родство стремлений 23.06.2018

    Казахский язык изучается не только в самом Казахстане, но и за его пределами. Доказательство тому – прошедшая в Караганде XV Международная олимпиада по казахскому языку и литературе для детей казахской диаспоры. Она показала не только знания ребят: дети приехали с руководителями, которые поведали о развитии языка в своих странах. Кадыйша Абдыбекова прибыла в Караганду из Кыргызстана, ее предки жили в Шетском районе. Кадыйша Токоновна – активный представитель Ассоциации казахов Кыргызстана, участник V Всемирного курултая казахов и празднования 550-летия образования Казахского ханства в Таразе. Сейчас она развивает язык и традиции казахского народа в своей республике. 

  • Особая миссия 23.06.2018

    Карагандинская общественность обсудила вопросы перехода казахского языка на латинский алфавит. В Доме дружбы состоялся семинар «Переход на латинский алфавит - основа модернизации общественного сознания», организованный управлением по развитию языков Карагандинской области. В мероприятии приняли участие лингвисты, общественники, журналисты, представители государственных органов и ученого сообщества. Речь шла о наиболее актуальных вопросах, которые сегодня поднимают казахстанцы: доступ к всесторонней информации о переходе казахского языка на латинский алфавит, правила правописания и трудности, с которыми сегодня сталкиваются лингвисты. 

  • Листки бельагашского календаря: 1908-1948 23.06.2018

    Казахское население издавна использовало указанные плодородные урочища для скотоводства. С появлением в 1824 году Каркаралинска места осмотрели чиновники. Заседатель француз Де Арто направил 20 июля 1827 года рапорт в Омск, где указал: «В 30 верстах от урочища Джусалы и ближе лежат горы Бель-Агач и Семизбуга, из коих первая изобилует весьма хорошим березовым лесом и сенокосами, а последняя - сенокосами же, оба сии урочища орошаются чистейшими ключами». По данным Каркаралинского приказа, здесь находились жайлау казахов Кучумовской и Байбуринской волостей. 29 августа 1844 года бии и старшины этих волостей дали «подписку», что эти места «по обилию на них хорошего для скота корма, со всем нашим народом занимаем ежегодно летними кочевками».

  • Кумыс для здоровья 23.06.2018

    В загородном сезонном детском оздоровительном лагере «Факел» урочища Бектауата Ортадересинского сельского округа Актогайского района в рамках программы здоровьесберегающих технологий введена кумысотерапия.  Свежеприготовленный кумыс ежедневно в 9.30 завозится в лагерь. После снятия пробы медицинскими работниками мальчишки и девчонки, сотрудники лагеря принимают второй витаминный завтрак в виде 200 граммов этого напитка.

  • В поисках истины 21.06.2018

    Всемирно известная писательница и религиовед Карен Армстронг в молодости 7 лет провела в монастыре. А когда некоторое время спустя она решилась писать о религии, ей советовали оставить эту затею, поскольку на работы подобной тематики нет спроса.  Теперь на ее счету книги, которые переведены на 40 языков мира. В их числе «История Бога: 4000 лет исканий в иудаизме, христианстве и исламе», которая была переведена на государственный язык по проекту «100 новых учебников на казахском языке». Всемирную известность Карен Армстронг обрела именно после публикации книги “История Бога” в 1993 году. В ней писательница делала упор на выявление таких общих черт авраамических религий, как важность сочувствия к ближнему и общего золотого правила нравственности. 

  • Сакральное наследие Сарыарки 21.06.2018

    Даже погода благоволила тем утром путешественникам, собравшимся в минувший понедельник в дальнюю дорогу с просветительской миссией. Проливной дождь закончился, тучи разошлись, и под лучами яркого солнца карагандинцы провожали от Дома дружбы участников экспедиции «Ұлы дала елі» по сакральным местам Бухаржырауского, Каркаралинского, Шетского и Актогайского районов Карагандинской области.

  • Народная память 21.06.2018

    В центральной городской библиотеке имени М.О. Ауэзова в рамках реализации программы «Рухани жаңғыру» был проведен юбилейный вечер «Арқа данышпаны», посвященный 350-летию со дня рождения Бухар жырау Калкаманулы. На мероприятие были приглашены учащиеся школ, писатели, публицисты, ученые, читатели библиотеки. Вечер-портрет был разделен на три блока. Первый посвятили анализу политической деятельности Бухар жырау во времена семи ханов, во втором говорили о творчестве великого сына казахской степи и в третьей учащиеся школы искусств поселка Ботакара представили свои музыкальные номера, а также театрализованную постановку «Разговор Бухар жырау с Аблайханом».