28 марта 2017 года 1698

Загадки древнего Талсая

Автор: Валентин ШИПУНОВ

В минувшем году исполнилось 1465 лет со времени образования Тюркского каганата в историческом месте Ергенекон, что явилось важной вехой в истории тюркских народов Центральной Азии.

Этой дате, а также юбилею независимости Казахстана была посвящена экспедиция «Улытау - феномен тюркской культуры». Специалисты отправились в район урочища Талсай. 

Это своеобразное древнее святое место тюрков, спрятавшее в себе многовековые загадки. Археологический комплекс Талсай расположен в восточной части бассейна реки Сарыкенгир на территории Улытауского района Карагандинской области.
- Визуальными наблюдениями выявлено, что гряда гранитных плато и долина реки Сарыкенгир насыщены памятниками разных периодов истории Улытау: эпохи неолита, бронзы, раннего железного века, раннего средневековья, в них наиболее яркое выражение нашла культура тюрков-кочевников, - рассказывает участник экспедиции, директор Жезказганского историко-производственного музея им. К.И. Сатпаева Кенжал Балкенов. - Каменные курганы, поминальные ограды, скульптуры, петроглифы на скалах, являясь естественной частью ландшафта, представляют собой вехи истории нашей земли.
В результате целенаправленного обследования в ходе экспедиции территории урочища выявлены памятники тюркского времени, типологически различные и относящиеся к разным периодам. Наиболее примечательными среди них являются курганы и ограды с каменными изваяниями. В отдельных случаях зафиксировано по две скульптуры.
Все обследованные памятники в Талсае структурно состоят из следующих сооружений: курганы, поминальные комплексы и каменные изваяния. Такого рода комплексы располагаются обособленно в живописных местах, маркируя, вероятно, территорию обитания рода. Ряд таких ритуальных памятников составлял в целом святилище, носившее храмовый характер.
Аналогичные комплексы, созданные тюрками по всему евразийскому ареалу, как бы показывают пути становления и расселения этноса.
Работы специалистов в уникальном археологическом комплексе Талсай позволяют решить целый ряд вопросов, связанных с генезисом материальной культуры тюрков. Изучение древней местности становится источником идей и в вопросе реконструкции мировоззрения и мировосприятия тюрков, населявших Улытау.
Каменные скульптуры в этом древнем святилище под открытым небом - яркий пример монументального искусства кочевников и достоверный этнографический материал. Рядом имеется древний карьер, где наши предки добывали гранит. Это позволяет судить, что здесь изготавливались изваяния и ограды, которые устанавливались во многих местах Улытау. Древние мастера выбирали подходящие точки для добычи гранита, обрабатывали его и перевозили на далекие расстояния.
Для погребального обряда кочевников характерна установка на курганах или рядом с ними изваяний, изображавших стоящего человека.
В Талсайский археологический комплекс входят каменные изваяния, древний карьер, курганы «с усами» тасмолинской культуры (2800 лет), отдельно стоящие камни-менгиры, относящиеся, по мнению исследователей, к бронзовому веку (III-II тыс. до н.э.), ограды тюркского периода (VI-VIII вв. н.э.).
Рядом с каменными изваяниями сооружены курганы и насыпи из камня, получившие в научной литературе не совсем удачное название курганов «с усами», которые представляют собой сложный погребальный комплекс сооружений, встречающийся в нескольких вариантах. Он состоит из основного кургана большого размера и примыкающего к нему с восточной стороны или расположенного на значительном расстоянии малого кургана небольшой высоты и отходящих от него на восток двух каменных гряд шириной 1,5-2 м и длиной от 20 до 200 м и более. В данном случае в Талсайском комплексе курганы «с усами» имеют длину 160 м. А каменные гряды имеют форму полудуг, в начале и в конце ограниченных круглыми каменными сооружениями курганного типа.
Таким образом, в понятие курганов «с усами» входят три составные части. Это элементы искусственных сооружений: большой курган с погребением человека, малый с захоронением коня и глиняным сосудом и каменные гряды. Рассмотрение в отдельности какой-либо составной части в конечном счете приводит к неправильному пониманию всего комплекса в целом. Именно в этом и состоит основная ошибка исследователей, определявших курганы «с усами» как памятники только ритуального назначения. Между тем их следует рассматривать как единый комплекс.
Исследователь Балхаша П.И. Мариковский, встречая в Прибалхашье аналогичные курганы «с усами», предлагал рассматривать их как археоастрономические объекты, ориентированные своими точками и элементами на определённые планеты и светила, находящиеся в конкретные моменты времени в характерных точках небосклона.
В археологическом комплексе Талсай между каменными изваяниями и курганами «с усами» лежит одинокая гранитная глыба высотой более четырех метров. Вероятно, она находилась в вертикальном положении. Такие древние вертикально стоящие каменные столбы носят название «менгиры». Это фактически первые рукотворные сооружения, дошедшие до наших дней. До XIX века археологи не имели достаточных данных об их происхождении. Развитие методов радиоуглеродного анализа и дендрохронологии позволило точнее установить возраст сооружений. В основном менгиры относятся к культурам неолита, медного и бронзового веков.
Менгиры могли использоваться для самых различных целей, которые на сегодняшний момент неизвестны и, возможно, уже не будут определены. Скорее всего, это культовые, мемориальные, солярно-астрономические назначения и использование в качестве знаков энергетических «мест силы».
Несмотря на то, что традиция устанавливать камни вертикально является одной из древнейших, она же является одной из наиболее распространенных. Человечество до сих пор сооружает каменные стелы в честь каких-либо событий или намерений.
Наши древние предки оставили нам много тайн, и на сегодняшний день догадок больше, чем разгадок.
Исследование Талсайского археологического комплекса, построенного нашими предками, продолжается. Сотрудники Жезказганского историко-производственного музея им. К.И. Сатпаева в настоящее время разрабатывают эскизный проект по благоустройству этой территории с целью включения в Улытауский туристический кластер.

Улытауский район

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Гордость золотой степи 22.02.2018

    Неизгладимый след в истории Казахстана оставил вещий певец, искусный оратор, главный идеолог и советник Абылай хана, политический деятель и дипломат своего времени, выдающийся представитель духовной жизни казахского народа Бухар жырау Калкаманулы.

  • Тайны латинского алфавита 20.02.2018

    Переход на латиницу - это не просто перевести государственный язык на новый алфавит. Латиница подразумевает в первую очередь фундаментальную реформу казахского языка, которая затронет созвучие казахского слова, морфемную и слоговую структуру, правильный перенос и ритмику речи. Это значит, что язык изменится от фонетики до синтаксиса. Поэтому введение нового алфавита уже сегодня стало весьма сложным процессом, требующим много времени. Так считает казахстанский ученый, исследователь Института языкознания им. А. Байтурсынова НАН РК, доктор филологических наук Алимхан Жунисбеков.

  • Шешенкара на берегу Нуры 20.02.2018

    Начальные архивные сведения про приметную в степи сопку Шешенкара можно отнести к 12 октября 1837 года. Старший султан Каркаралинского приказа Турсун Чингизов, поручик Сагандык Сиванбаев и заседатель Избасар Алдабергенов подписали документ торгово-промышленного плана. В нем отмечено, что «летние кочевки по речке Алтынсу, урочищу Джангызшокы, места Аширит повыше горы Чеченгары» уступаются горнопромышленнику С.И. Попову до выработки найденных там руд. Здесь проводили лето казахи Кара-Айтымбетовской волости во главе с султаном Тауке Букеевым. Указаны жайляу по Большой Нуре в урочищах «Кос Агач, Акташ, Чечень, Ботагоз, Джаур, Сункар». Как видно, сегодняшний поселок Ботакара имел и другое рекламное имя - Ботагоз. Но здесь важно, что и Шешенкара, и Ботакара издавна составляли единый степной дом из двух равноценных шаныраков.

  • Султаны и бии Беркаринской волости: 1878-1919 годы 13.02.2018

    (Окончание. Начало в №17 от 10.02.2018 г.)

    С 14 декабря 1913 года - волостной Жусупбек Токбергенов, заместитель волостного Хасенхан Сарлыбаев, потом Бейбол Корсакбаев. Народные судьи и их заместители в аулах: № 1 – султан Жусуп Омарханов и Кали Сасыманов, № 2 – Ержан Тасымов и Ахмет Смаилов, № 3 – Сулеймен Шантин и Жусуп Шантин, № 4 – Толеген Токбергенов и Токберген Жумагулов, № 5 – Байтуган Кулшыманов и Монек Машеков, № 6 – Тати Еркебаев и Еркебай Бейсекин, № 7 – Нурбай Борлыбаев и Итеген Токтакушуков, № 8 – Китан Крымхожин и Байжан Казыбеков, № 9 – Жусуп Омаров и Капас Шадыров, № 10 – Дюсенбай Коржунбаев.

  • Выросший в степи 13.02.2018

    Встреча-воспоминание состоялась в Карагандинском областном историко-краеведческом музее в рамках реализации программы «Рухани жаңғыру». На посвященном Дню города событии открылась выставка «Қазыналы кенді қала» и прошла встреча под названием «Город в степи». Гости - молодежь - ознакомились с архивными документами и материалами о развитии Караганды, жизни города в годы Великой Отечественной войны, в послевоенный период. Среди объемных экспонатов выставки были представлены шахтерское снаряжение, комплекс геолога И.В. Орлова, реликвии военных лет, предметы быта советского периода и продукция современных промышленных предприятий.

  • Султаны и бии Беркаринской волости: 1878-1919 годы 10.02.2018

    Чтобы проникнуть к далеким именам, откроем дневник писателя М.М. Пришвина (1873-1954) за 24 августа 1909 года. Столичный журналист из «Русских ведомостей» в уездном Каркаралинске ведет сбор народных преданий и обычаев казахов. В лавке мелкого торговца Л.И. Дебогана местный интеллигент «Абабакарим» Курманов пересказал ему в своем варианте далекую поэму про красавицу Баян Сулу. Собеседник Аубакир Курманов – житель Беркаринской волости. Его зимовка Иткара на речушке Карасу находилась в 35 верстах от города и относилась к аулу № 1. Население - 32 человека. Имели 107 лошадей, 63 рогатых, 3 верблюда. Сена заготавливали 555 копен.

  • Кандыколь - Озерное - Бухар-жырау: 1907-1950 08.02.2018

    Окончание. Начало в №№ от 16.01, 18.01, 23.01, 6.02.2018 г.

  • Неизвестные страницы 08.02.2018

    Заместитель директора музея изобразительного искусства Темиргали Аршабеков заинтересовался вкладом представителей движения партии «Алаш» в процесс перехода с арабской вязи на латиницу в Казахстане в тридцатые годы прошлого столетия.

15 февраля - день вывода войск из Афганистана

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА и Линара ГАЛИМОВА