28 марта 2017 года 1528

Загадки древнего Талсая

Автор: Валентин ШИПУНОВ

В минувшем году исполнилось 1465 лет со времени образования Тюркского каганата в историческом месте Ергенекон, что явилось важной вехой в истории тюркских народов Центральной Азии.

Этой дате, а также юбилею независимости Казахстана была посвящена экспедиция «Улытау - феномен тюркской культуры». Специалисты отправились в район урочища Талсай. 

Это своеобразное древнее святое место тюрков, спрятавшее в себе многовековые загадки. Археологический комплекс Талсай расположен в восточной части бассейна реки Сарыкенгир на территории Улытауского района Карагандинской области.
- Визуальными наблюдениями выявлено, что гряда гранитных плато и долина реки Сарыкенгир насыщены памятниками разных периодов истории Улытау: эпохи неолита, бронзы, раннего железного века, раннего средневековья, в них наиболее яркое выражение нашла культура тюрков-кочевников, - рассказывает участник экспедиции, директор Жезказганского историко-производственного музея им. К.И. Сатпаева Кенжал Балкенов. - Каменные курганы, поминальные ограды, скульптуры, петроглифы на скалах, являясь естественной частью ландшафта, представляют собой вехи истории нашей земли.
В результате целенаправленного обследования в ходе экспедиции территории урочища выявлены памятники тюркского времени, типологически различные и относящиеся к разным периодам. Наиболее примечательными среди них являются курганы и ограды с каменными изваяниями. В отдельных случаях зафиксировано по две скульптуры.
Все обследованные памятники в Талсае структурно состоят из следующих сооружений: курганы, поминальные комплексы и каменные изваяния. Такого рода комплексы располагаются обособленно в живописных местах, маркируя, вероятно, территорию обитания рода. Ряд таких ритуальных памятников составлял в целом святилище, носившее храмовый характер.
Аналогичные комплексы, созданные тюрками по всему евразийскому ареалу, как бы показывают пути становления и расселения этноса.
Работы специалистов в уникальном археологическом комплексе Талсай позволяют решить целый ряд вопросов, связанных с генезисом материальной культуры тюрков. Изучение древней местности становится источником идей и в вопросе реконструкции мировоззрения и мировосприятия тюрков, населявших Улытау.
Каменные скульптуры в этом древнем святилище под открытым небом - яркий пример монументального искусства кочевников и достоверный этнографический материал. Рядом имеется древний карьер, где наши предки добывали гранит. Это позволяет судить, что здесь изготавливались изваяния и ограды, которые устанавливались во многих местах Улытау. Древние мастера выбирали подходящие точки для добычи гранита, обрабатывали его и перевозили на далекие расстояния.
Для погребального обряда кочевников характерна установка на курганах или рядом с ними изваяний, изображавших стоящего человека.
В Талсайский археологический комплекс входят каменные изваяния, древний карьер, курганы «с усами» тасмолинской культуры (2800 лет), отдельно стоящие камни-менгиры, относящиеся, по мнению исследователей, к бронзовому веку (III-II тыс. до н.э.), ограды тюркского периода (VI-VIII вв. н.э.).
Рядом с каменными изваяниями сооружены курганы и насыпи из камня, получившие в научной литературе не совсем удачное название курганов «с усами», которые представляют собой сложный погребальный комплекс сооружений, встречающийся в нескольких вариантах. Он состоит из основного кургана большого размера и примыкающего к нему с восточной стороны или расположенного на значительном расстоянии малого кургана небольшой высоты и отходящих от него на восток двух каменных гряд шириной 1,5-2 м и длиной от 20 до 200 м и более. В данном случае в Талсайском комплексе курганы «с усами» имеют длину 160 м. А каменные гряды имеют форму полудуг, в начале и в конце ограниченных круглыми каменными сооружениями курганного типа.
Таким образом, в понятие курганов «с усами» входят три составные части. Это элементы искусственных сооружений: большой курган с погребением человека, малый с захоронением коня и глиняным сосудом и каменные гряды. Рассмотрение в отдельности какой-либо составной части в конечном счете приводит к неправильному пониманию всего комплекса в целом. Именно в этом и состоит основная ошибка исследователей, определявших курганы «с усами» как памятники только ритуального назначения. Между тем их следует рассматривать как единый комплекс.
Исследователь Балхаша П.И. Мариковский, встречая в Прибалхашье аналогичные курганы «с усами», предлагал рассматривать их как археоастрономические объекты, ориентированные своими точками и элементами на определённые планеты и светила, находящиеся в конкретные моменты времени в характерных точках небосклона.
В археологическом комплексе Талсай между каменными изваяниями и курганами «с усами» лежит одинокая гранитная глыба высотой более четырех метров. Вероятно, она находилась в вертикальном положении. Такие древние вертикально стоящие каменные столбы носят название «менгиры». Это фактически первые рукотворные сооружения, дошедшие до наших дней. До XIX века археологи не имели достаточных данных об их происхождении. Развитие методов радиоуглеродного анализа и дендрохронологии позволило точнее установить возраст сооружений. В основном менгиры относятся к культурам неолита, медного и бронзового веков.
Менгиры могли использоваться для самых различных целей, которые на сегодняшний момент неизвестны и, возможно, уже не будут определены. Скорее всего, это культовые, мемориальные, солярно-астрономические назначения и использование в качестве знаков энергетических «мест силы».
Несмотря на то, что традиция устанавливать камни вертикально является одной из древнейших, она же является одной из наиболее распространенных. Человечество до сих пор сооружает каменные стелы в честь каких-либо событий или намерений.
Наши древние предки оставили нам много тайн, и на сегодняшний день догадок больше, чем разгадок.
Исследование Талсайского археологического комплекса, построенного нашими предками, продолжается. Сотрудники Жезказганского историко-производственного музея им. К.И. Сатпаева в настоящее время разрабатывают эскизный проект по благоустройству этой территории с целью включения в Улытауский туристический кластер.

Улытауский район

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Что нас объединяет 21.10.2017

    Зачем в храмах нужны кассовые аппараты? Почему за лайки в соцсетях можно понести уголовное наказание? Что такое духовность? Эти и другие вопросы обсудили на форуме советов общественного согласия «Казахстан без экстремизма», проведенном в рамках празднования Дня духовного согласия. В форуме, который был организован КГУ «Қоғамдық келісім» совместно с управлением по делам религий Карагандинской области, приняли участие заместители акимов городов и районов, председатели и члены советов общественного согласия всех уровней, ученые, представители этнокультурных объединений.

  • Удобный латинский 21.10.2017

    Востребованность в языковых курсах остается популярной - в Карагандинском государственном университете им. Е.А. Букетова начали преподавать историю латинской графики в казахском языке, а за переход на новое начертание высказываются все больше жителей региона. Об этом пошла речь на брифинге в региональной Службе центральных коммуникаций.

  • Слышу вас, Сарытерек! 21.10.2017

    Особенность жителей села Сарытерек в том, что все они - нынешние и бывшие - вносят огромный вклад в развитие малой родины. Село Сарытерек, административный центр одноименного сельского округа, расположилось в 36 километрах от райцентра Актогай и насчитывает 1000 жителей. В состав сельского округа входят четыре населенных пункта, 40 зимовок и 54 крестьянских хозяйства. Городским жителям эта маленькая точка на карте может показаться глушью. Действительно, жизнь здесь течет совершенно по-другому - спокойно и размеренно. Но местные не видят ни намека на уныние и бесперспективность. И во многом благодаря самим жителям и выходцам из села. Например, своими силами они решили одну из насущных проблем, свойственную большинству отдаленных сельских округов, - отсутствие сотовой связи. Аким сельского округа Ерлан Бизаков смеется, говоря, что свой мобильник использует только как фотоаппарат. 

  • Дух Великой степи 21.10.2017

    Статья Главы государства Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» дала нам четкие ориентиры по изучению истории и восстановлению национального кода. В Казахстане приступили к реализации Государственной программы «Рухани жаңғыру», одно из направлений которой предполагает формирование общенационального патриотизма через возрождение интереса и уважение к традициям, истории и культуре своей земли. Ведь у народа, не знающего свою историю, нет будущего. А наша страна обладает богатой духовной историей, у нас есть святые места, которые носят общенациональный характер и должны быть известны каждому казахстанцу. По поручению Президента ученые уже приступили к разработке проекта «Сакральная география Казахстана». Несомненно, что особое место в нем займет Жезказган-Улытауский регион. 

  • Книга в дар 19.10.2017

    Акция «Подари библиотеке книгу на латинице» в областной универсальной научной библиотеке им. Н.В. Гоголя продолжает набирать обороты. Пока самый активный ее участник - карагандинец Ошакбай Суханберлин, член Союза журналистов Казахстана и совета ветеранов Октябрьского района г. Караганды.

  • Латиница на практике 19.10.2017

    Второй вариант алфавита казахского языка в латинском начертании обсуждается, а студенты Карагандинского государственного технического университета уже пробуют его на практике. Недавно здесь подвели итоги конкурса презентаций на латинице. Все участники конкурса - студенты КарГТУ разных курсов и специальностей. Форму презентации в вузе выбрали в угоду веку технологий и активного использования интернета. Обучение так или иначе ведется с использованием визуальных элементов, и презентация - один из наиболее подходящих видов предоставления информации. 

  • В каждый дом 19.10.2017

    В селе Нарманбет Актогайского района в торжественной обстановке сдали в эксплуатацию централизованный водопровод. Развитие села во многом зависит от такого элементарного блага цивилизации, как водоснабжение. Его отсутствие приводит к тому, что местное население целыми семьями покидает насиженные места, перебираясь в город в поисках лучшей жизни. Понимая это, государство реализует целый ряд ключевых программ, направленных на улучшение благосостояния народа. Обеспечение сельчан качественной питьевой водой является одним из приоритетных направлений. 

  • Распятый символ 17.10.2017

    Девушки в венках, мужчины в вышиванках и главный символ украинской культуры - рушник в бронзе - так отметили в Карагандинской греко-католической церкви Покрова Пресвятой Богородицы сразу несколько значимых для украинского народа дат. 
    -14 октября украинцы, как многие другие христиане, празднуют Покров Пресвятой Богородицы. Эта же дата является Днем вооруженных сил и Днем защитника Украины, - начал свое выступление Временный поверенный в делах Украины в РК Володимир Джиджора. - Также мы вспоминаем сегодня наших земляков, которые были высланы с территории Украины в 40-е годы.