18 марта 2017 года 473

Наследие древних персов

Автор: Самал АХМЕТОВА

Уже давно и всем известно, что цивилизация ведет свой отсчет с персидских народов, живших между Тигром и Евфратом. Именно они - шумеры, аккадцы, вавилоняне - стали родоначальниками мировой культуры. Позже ее успешно заимствовали семитские народы, которые многие легенды и сказания изложили в скрижалях, сделав их священными.

И мало кто сегодня вообще задумывается, откуда берет начало тот или иной праздник. Красные дни пролетарского календаря давно смешались с национальными датами, языческие празднования покрылись религиозным налетом.
Один из таких праздников - Наурыз. Его долго и безуспешно пытались сделать мусульманским и некогда даже придавали ему политический окрас. Но день солнцестояния, который был для древних персов священным и имеет историю в 7 тысяч (!) лет, так и остался днем, принадлежащим только природе и человеку.
Он появился тогда, когда политическая карта мира была скроена совсем по-другому. А люди говорили на одном языке. У древних персов было много богов, и главное место принадлежало Иштар - богине плодородия и любви, символизирующей весну. Именно ее позже заимствовали древние египтяне, греки и римляне, назвав Исидой, Афродитой и Венерой.
Астральное божество, олицетворяющее планету Венеру, вызывало трепет и поклонение среди древних. Они свято верили, что полгода Иштар проводит в заточении у жестокой сестры, и тогда природа замирает. Но когда богиня поднимается на землю, день и ночь равняются между собой. Свет побеждает тьму. Добро одолевает зло. Природа оживает. Вокруг появляется новая жизнь. А люди радуются новому дню. Поэтому и названо равноденствие Наурызом, что в переводе с фарси сегодня известно каждому, кто знаком с этим праздником.
Древние персы не только выжили в жестоких столкновениях с новыми народами, но и принесли этот праздник в степь. Правда, сначала Наурыз прошел «обкатку» в зороастризме. И даже был признан как официальный религиозный праздник последователей Заратуштры. Во время распространения арабского халифата с днем поклонения солнцу бороться было бесполезно. И несмотря на то, что многие мусульманские страны запрещают праздновать Наурыз, он так и остался почитаемым на территории Передней и Средней Азии. Тогда его решили связать с исламом. И многие приверженцы различных конфессий, включая и исламскую, порой смотрят на этот праздник сквозь призму «национального колорита Востока», придавая пиршествам «мусульманскую» окраску.
Между тем Наурыз - это символ не только обновления и весны, но и начало сельскохозяйственных работ. И потомки древних персов - современные таджики - всегда, даже в советские времена, отмечали его. Праздновали тихо, в кругу семьи, вспоминает руководитель таджикской диаспоры Шакарбек Норматов.
- Для нашего народа Навруз имеет большое значение. Он всегда напоминает нам, насколько человечество древнее всех религий, выше политики и тесно связано с природой. Даже главное блюдо праздника - из пшеницы и зерна. Солнце, природа и хлеб – все, что нужно человеку во все времена, - говорит Шакарбек Садуллаевич.
Рассказал он и о том, как сегодняшние персы встречают новый день. За 15 дней до торжества они проращивают пшеницу или чечевицу. А накануне приводят в порядок дома и надевают новую одежду.
За несколько часов до Навруза приготовляют стол “хафт син” (в переводе - семь “С”). На подносе подают семь вещей, названия которых начинаются с буквы “син”: “синпад” - зерно руты, “себ” - яблоки, “сиях дона” - черные косточки, “санджид” - дикую маслину, “сирко” - уксус, “сир” - чеснок, “сабзи” - зерно, пророщенное на тарелке, или “суманак” - халву, приготовленную из проросшей пшеницы. Кроме того, на стол подают простоквашу, молоко, сыр и крашеные яйца. Свечи, зажженные на столе во здравие, должны сгореть до конца. Все эти традиции связаны с древними представлениями о счастье, которое приносит с собой весна.
Именно так и будет отмечать этот праздник таджикская диаспора в Карагандинской области, в которую входят как граждане Казахстана, так и мигранты, приехавшие на учебу или работу. Диаспора включает в себя не только таджиков, но также афганских и пакистанских пуштунов - всех, кто считает фарси своим родным языком.
Руководством этнокультурного центра с ними проводятся встречи. Им помогают социализироваться и решить бытовые вопросы, для них даже выпускается газета на пяти языках «Ovozi tojik and pars news kz», редактором которой является все тот же Шакарбек Норматов.
Ежегодно 21 марта представители карагандинской диаспоры вместе с представителями таджикских этнокультурных объединений из других регионов собираются в Алматы, где встречают новый день. Они всегда будут помнить о том, что солнце, природа и хлеб есть самое главное на земле. Ведь это так и осталось в генетической памяти, доставшейся от народов, населявших некогда земли между Тигром и Ефратом.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Не прятать голову в песок 24.06.2017

    Только один дом в Караганде официально признан аварийным. Хотя, как утверждают общественники, таковых гораздо больше. По словам представителя ОС Виктора Симоняна, почти все хрущевки и панельные многоэтажки вскоре можно будет зачислить в список жилого фонда, не пригодного для проживания. 

    - При РПП «Атамекен» есть комитет по строительству, - сказал он. - Я вам скажу, что через пять лет все жилые строения 60-70 годов постройки изживут свое. На эту ситуацию надо обратить больше внимания! 

  • Тепло, экология, здоровье 24.06.2017

    В микрорайоне «Конырат» в Балхаше планируют построить модульную котельную, а в поселке Саяк решают проблему с водоснабжением. В ходе рабочей поездки по Балхашскому региону аким Карагандинской области Ерлан Кошанов осмотрел ряд объектов и ознакомился с проблемами местных жителей. Один из критических вопросов - это водоснабжение поселка Саяк. Больше десяти лет жители этого населенного пункта испытывают дефицит питьевой воды. Были неоднократные жалобы со стороны местного населения по этому поводу.

  • Молодежь идет в район 24.06.2017

    Реализация программной статьи Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», основные положения Программы продуктивной занятости и массового предпринимательства были обсуждены на неформальной встрече акима района Никанбая Омарханова с представителями молодежи.

  • Деньги - в топку? 24.06.2017

    Автономные котельные в Сарани под угрозой закрытия. И вовсе не потому, что в обозримом будущем в строй введут более мощную и современную городскую отопительную станцию. К банкротству мелких частников может привести энергоаудит и, как следствие, невозможность выплатить взятые кредиты.

  • Не останутся за бортом 24.06.2017

    Решить проблемы безработицы намерены специалисты центра занятости населения г. Приозерска. Из 308 человек, обратившихся к ним за помощью, почти все обеспечены социальной поддержкой и имеют регулярный доход. Так, в городе реализуется Программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства, рассчитанная на 2017-2020 годы.

  • Помощь от государства 24.06.2017

    В номере газеты от 30 мая 2017 года была опубликована статья «Так хочется заботы...» по письму гражданки Я.И. Ткаченко. Отдел занятости и социальных программ г. Караганды, ознакомившись с данным обращением, поясняет следующее. В жизни случаются разные трудные жизненные ситуации. Иногда из-за отсутствия детей или родственников престарелому человеку бывает некому помочь. Либо родственники живут далеко, а сил на выполнение повседневных бытовых дел уже не хватает. Здесь на помощь приходит государство в лице социального работника по уходу за престарелыми. Он оказывает помощь тем, кто сам не может самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности и осуществлять самообслуживание.

  • Безработным тоже платят 22.06.2017

    Казахстанцы, оставшиеся без работы не по собственной воле, а в связи с сокращением на предприятии либо ликвидацией организации, теперь получают пособие не четыре месяца, как раньше, а в течение полугода. Кроме того, пособие выдается не только во время поиска работы, но и во время занятости на социальных либо общественных работах.

  • Разговор начистоту 22.06.2017

    Минимальный размер пенсии в Казахстане составляет около 28 тысяч тенге, прожиточный минимум - чуть более 24 тысяч, или 79 долларов, тогда как в России он равен 152 долларам, в Азербайджане - 124, в Евросоюзе - тысяче долларам. Ветераны из Абая, Караганды, Сарани, Шахтинска и Темиртау - бывшие шахтеры, металлурги, энергетики и другие, инициировали проведение круглого стола в защиту своих прав. Выслушать их в белый зал КОФ партии “Нұр Отан” вышли руководители управлений здравоохранения, внутренней политики, координации занятости и социальных программ Карагандинской области, представители исполнительной власти, областного совета ветеранов.

"Астана ЭКСПО-2017"