18 марта 2017 года 704

Наследие древних персов

Автор: Самал АХМЕТОВА

Уже давно и всем известно, что цивилизация ведет свой отсчет с персидских народов, живших между Тигром и Евфратом. Именно они - шумеры, аккадцы, вавилоняне - стали родоначальниками мировой культуры. Позже ее успешно заимствовали семитские народы, которые многие легенды и сказания изложили в скрижалях, сделав их священными.

И мало кто сегодня вообще задумывается, откуда берет начало тот или иной праздник. Красные дни пролетарского календаря давно смешались с национальными датами, языческие празднования покрылись религиозным налетом.
Один из таких праздников - Наурыз. Его долго и безуспешно пытались сделать мусульманским и некогда даже придавали ему политический окрас. Но день солнцестояния, который был для древних персов священным и имеет историю в 7 тысяч (!) лет, так и остался днем, принадлежащим только природе и человеку.
Он появился тогда, когда политическая карта мира была скроена совсем по-другому. А люди говорили на одном языке. У древних персов было много богов, и главное место принадлежало Иштар - богине плодородия и любви, символизирующей весну. Именно ее позже заимствовали древние египтяне, греки и римляне, назвав Исидой, Афродитой и Венерой.
Астральное божество, олицетворяющее планету Венеру, вызывало трепет и поклонение среди древних. Они свято верили, что полгода Иштар проводит в заточении у жестокой сестры, и тогда природа замирает. Но когда богиня поднимается на землю, день и ночь равняются между собой. Свет побеждает тьму. Добро одолевает зло. Природа оживает. Вокруг появляется новая жизнь. А люди радуются новому дню. Поэтому и названо равноденствие Наурызом, что в переводе с фарси сегодня известно каждому, кто знаком с этим праздником.
Древние персы не только выжили в жестоких столкновениях с новыми народами, но и принесли этот праздник в степь. Правда, сначала Наурыз прошел «обкатку» в зороастризме. И даже был признан как официальный религиозный праздник последователей Заратуштры. Во время распространения арабского халифата с днем поклонения солнцу бороться было бесполезно. И несмотря на то, что многие мусульманские страны запрещают праздновать Наурыз, он так и остался почитаемым на территории Передней и Средней Азии. Тогда его решили связать с исламом. И многие приверженцы различных конфессий, включая и исламскую, порой смотрят на этот праздник сквозь призму «национального колорита Востока», придавая пиршествам «мусульманскую» окраску.
Между тем Наурыз - это символ не только обновления и весны, но и начало сельскохозяйственных работ. И потомки древних персов - современные таджики - всегда, даже в советские времена, отмечали его. Праздновали тихо, в кругу семьи, вспоминает руководитель таджикской диаспоры Шакарбек Норматов.
- Для нашего народа Навруз имеет большое значение. Он всегда напоминает нам, насколько человечество древнее всех религий, выше политики и тесно связано с природой. Даже главное блюдо праздника - из пшеницы и зерна. Солнце, природа и хлеб – все, что нужно человеку во все времена, - говорит Шакарбек Садуллаевич.
Рассказал он и о том, как сегодняшние персы встречают новый день. За 15 дней до торжества они проращивают пшеницу или чечевицу. А накануне приводят в порядок дома и надевают новую одежду.
За несколько часов до Навруза приготовляют стол “хафт син” (в переводе - семь “С”). На подносе подают семь вещей, названия которых начинаются с буквы “син”: “синпад” - зерно руты, “себ” - яблоки, “сиях дона” - черные косточки, “санджид” - дикую маслину, “сирко” - уксус, “сир” - чеснок, “сабзи” - зерно, пророщенное на тарелке, или “суманак” - халву, приготовленную из проросшей пшеницы. Кроме того, на стол подают простоквашу, молоко, сыр и крашеные яйца. Свечи, зажженные на столе во здравие, должны сгореть до конца. Все эти традиции связаны с древними представлениями о счастье, которое приносит с собой весна.
Именно так и будет отмечать этот праздник таджикская диаспора в Карагандинской области, в которую входят как граждане Казахстана, так и мигранты, приехавшие на учебу или работу. Диаспора включает в себя не только таджиков, но также афганских и пакистанских пуштунов - всех, кто считает фарси своим родным языком.
Руководством этнокультурного центра с ними проводятся встречи. Им помогают социализироваться и решить бытовые вопросы, для них даже выпускается газета на пяти языках «Ovozi tojik and pars news kz», редактором которой является все тот же Шакарбек Норматов.
Ежегодно 21 марта представители карагандинской диаспоры вместе с представителями таджикских этнокультурных объединений из других регионов собираются в Алматы, где встречают новый день. Они всегда будут помнить о том, что солнце, природа и хлеб есть самое главное на земле. Ведь это так и осталось в генетической памяти, доставшейся от народов, населявших некогда земли между Тигром и Ефратом.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Дань памяти 17.02.2018

    В Караганде почтили память воинов-интернационалистов, выполнявших свой долг в Афганистане, а также на таджикско-афганской границе. Торжественный митинг, посвященный этим событиям, прошел в парке Победы.

  • Чуточку внимания 17.02.2018

    Легко ли человеку с инвалидностью, который передвигается на кресле-коляске, встать на портал для бесплатной плановой операции? Сколько времени он потратит на прохождение обследования? Проверить это «Индустриалке» помогла председатель ОО «Центр социальных услуг» Светлана Пономарева. О своем социальном эксперименте мы никого не предупреждали.

  • Не оскудеет рука дающего 17.02.2018

    Карагандинская строительная компания помогла пожилой чете восстановить квартиру, сгоревшую дотла в результате пожара.

  • Вакансии открыты 15.02.2018

    В день открытых дверей центр занятости Караганды по обыкновению начал работу в девять утра. Примерно в это же время сюда и стали стекаться горожане, ищущие работу.

  • В интересах пассажиров 15.02.2018

    Карагандинские автоперевозчики привлекают транспорт третьих лиц. Хроническая нехватка водителей угрожает безопасности пассажиров. 

  • Материнская сила 15.02.2018

    В Совете матерей Ассамблеи народа Казахстана Карагандинской области состоялись выборы нового председателя общественной организации. Бессменного руководителя этого консультативно-совещательного органа Салиму Нурмаганбетову сменила на посту председатель общественного объединения «Греческий культурный центр «Понтос» Деспина Касапиди.

  • Герои живут по соседству 13.02.2018

    Благодарственное письмо от ДЧС Карагандинской области вручили жителю областного центра Тахиру Закизьянову.
    - Благодаря смелости и оперативным действиям этот человек вытащил из огня троих малолетних детей, - сказал начальник департамента Ибрагим Кульшимбаев. - Хочу выразить благодарность за героический поступок. Мы рады, что среди нас есть такие люди, готовые прийти на помощь другим. За проявленное мужество мы готовим представление в Комитет по чрезвычайным ситуациям для награждения ведомственной медалью. Также мы обратились с ходатайством о поощрении к руководству ТОО «Горкомтранс», где работает этот мужчина. 
    Помимо этого его жене вручили мультиварку. 

  • Дождь прибавил проблем 13.02.2018

    Чтобы очистить от снега и наледи свыше пяти миллионов квадратных метров, ежедневно в областном центре выходят на участки порядка 110 единиц техники и 160 дорожных рабочих коммунального предприятия «Благоустройство». Более того, в помощь привлекают подрядную организацию «КарЖолСервис», которая выиграла тендер. Ведь совместными усилиями необходимо привести в порядок 296 улиц и почти столько же тротуаров.

15 февраля - день вывода войск из Афганистана

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА и Линара ГАЛИМОВА