18 марта 2017 года 518

Наследие древних персов

Автор: Самал АХМЕТОВА

Уже давно и всем известно, что цивилизация ведет свой отсчет с персидских народов, живших между Тигром и Евфратом. Именно они - шумеры, аккадцы, вавилоняне - стали родоначальниками мировой культуры. Позже ее успешно заимствовали семитские народы, которые многие легенды и сказания изложили в скрижалях, сделав их священными.

И мало кто сегодня вообще задумывается, откуда берет начало тот или иной праздник. Красные дни пролетарского календаря давно смешались с национальными датами, языческие празднования покрылись религиозным налетом.
Один из таких праздников - Наурыз. Его долго и безуспешно пытались сделать мусульманским и некогда даже придавали ему политический окрас. Но день солнцестояния, который был для древних персов священным и имеет историю в 7 тысяч (!) лет, так и остался днем, принадлежащим только природе и человеку.
Он появился тогда, когда политическая карта мира была скроена совсем по-другому. А люди говорили на одном языке. У древних персов было много богов, и главное место принадлежало Иштар - богине плодородия и любви, символизирующей весну. Именно ее позже заимствовали древние египтяне, греки и римляне, назвав Исидой, Афродитой и Венерой.
Астральное божество, олицетворяющее планету Венеру, вызывало трепет и поклонение среди древних. Они свято верили, что полгода Иштар проводит в заточении у жестокой сестры, и тогда природа замирает. Но когда богиня поднимается на землю, день и ночь равняются между собой. Свет побеждает тьму. Добро одолевает зло. Природа оживает. Вокруг появляется новая жизнь. А люди радуются новому дню. Поэтому и названо равноденствие Наурызом, что в переводе с фарси сегодня известно каждому, кто знаком с этим праздником.
Древние персы не только выжили в жестоких столкновениях с новыми народами, но и принесли этот праздник в степь. Правда, сначала Наурыз прошел «обкатку» в зороастризме. И даже был признан как официальный религиозный праздник последователей Заратуштры. Во время распространения арабского халифата с днем поклонения солнцу бороться было бесполезно. И несмотря на то, что многие мусульманские страны запрещают праздновать Наурыз, он так и остался почитаемым на территории Передней и Средней Азии. Тогда его решили связать с исламом. И многие приверженцы различных конфессий, включая и исламскую, порой смотрят на этот праздник сквозь призму «национального колорита Востока», придавая пиршествам «мусульманскую» окраску.
Между тем Наурыз - это символ не только обновления и весны, но и начало сельскохозяйственных работ. И потомки древних персов - современные таджики - всегда, даже в советские времена, отмечали его. Праздновали тихо, в кругу семьи, вспоминает руководитель таджикской диаспоры Шакарбек Норматов.
- Для нашего народа Навруз имеет большое значение. Он всегда напоминает нам, насколько человечество древнее всех религий, выше политики и тесно связано с природой. Даже главное блюдо праздника - из пшеницы и зерна. Солнце, природа и хлеб – все, что нужно человеку во все времена, - говорит Шакарбек Садуллаевич.
Рассказал он и о том, как сегодняшние персы встречают новый день. За 15 дней до торжества они проращивают пшеницу или чечевицу. А накануне приводят в порядок дома и надевают новую одежду.
За несколько часов до Навруза приготовляют стол “хафт син” (в переводе - семь “С”). На подносе подают семь вещей, названия которых начинаются с буквы “син”: “синпад” - зерно руты, “себ” - яблоки, “сиях дона” - черные косточки, “санджид” - дикую маслину, “сирко” - уксус, “сир” - чеснок, “сабзи” - зерно, пророщенное на тарелке, или “суманак” - халву, приготовленную из проросшей пшеницы. Кроме того, на стол подают простоквашу, молоко, сыр и крашеные яйца. Свечи, зажженные на столе во здравие, должны сгореть до конца. Все эти традиции связаны с древними представлениями о счастье, которое приносит с собой весна.
Именно так и будет отмечать этот праздник таджикская диаспора в Карагандинской области, в которую входят как граждане Казахстана, так и мигранты, приехавшие на учебу или работу. Диаспора включает в себя не только таджиков, но также афганских и пакистанских пуштунов - всех, кто считает фарси своим родным языком.
Руководством этнокультурного центра с ними проводятся встречи. Им помогают социализироваться и решить бытовые вопросы, для них даже выпускается газета на пяти языках «Ovozi tojik and pars news kz», редактором которой является все тот же Шакарбек Норматов.
Ежегодно 21 марта представители карагандинской диаспоры вместе с представителями таджикских этнокультурных объединений из других регионов собираются в Алматы, где встречают новый день. Они всегда будут помнить о том, что солнце, природа и хлеб есть самое главное на земле. Ведь это так и осталось в генетической памяти, доставшейся от народов, населявших некогда земли между Тигром и Ефратом.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • О воде и не только 19.08.2017

    Решить проблему водоснабжения в поселке имени Г. Мустафина попросили акима Бухаржырауского района местные жители. 

  • Футбольный клуб - недорого 19.08.2017

    Две поликлиники с одинаковым номером в Караганде и Темиртау намерены передать в доверительное управление частным лицам с правом последующего выкупа в течение пяти лет. Об этом стало известно во время брифинга на площадке региональной службы коммуникаций.

  • Возвращение к истокам 19.08.2017

    Урбанизация развратила человечество. Все стремятся жить и работать в больших городах, желают есть и пить экологически чистую растительную, мясную и молочную продукцию. И мало кого беспокоит и интересует: кто ее выращивает и производит. Правда, и в наше время еще находятся смельчаки, которые городской цивилизованный уклад меняют на сельский образ жизни.

  • Достояние республики 19.08.2017

    Международным автопробегом будет отмечено 350-летие выдающегося государственного деятеля - Казыбек би Келдібекұлы. Вместе с Толе и Айтеке биями он вошел в историю как инициатор объединения трех жузов и один из авторов свода законов «Жетi жарғы». Кроме того, он был известен как духовный наставник, жырау и отважный батыр своего времени.

  • Генеральная уборка 17.08.2017

    В поселке Карагайлы по поручению акима области Ерлана Кошанова проведены работы по благоустройству.

  • Жалоба онлайн 17.08.2017

    Жители Балхаша получили возможность информировать общественность о безобразиях, творящихся на улицах города. Информационный портал "Оркен-media.kz" запустил интерактивную карту коммунальных проблем. Их, как и в любом крупном населенном пункте, больше чем достаточно. В основу идеи создания карты легли жалобы горожан.

  • Чем не нравится тариф? 17.08.2017

    Ежемесячная плата за вывоз мусора в областном центре с 207 тенге с человека может вырасти до 292 тенге либо снизиться до 125.

  • Поддержка неравнодушных 17.08.2017

    Карагандинский областной филиал ОО «Общество Красного Полумесяца РК» озвучил итоги гуманитарной акции, организованной в поддержку пострадавших от наводнения.

"Астана ЭКСПО-2017"