18 марта 2017 года 373

Истина дороже

Автор: Нина ВАЛЕРЬЕВА

К исторической теме обратились в театре им. С. Сейфуллина в преддверии Наурыз мейрамы. И хоть в спектакле много стихов и песен, но веселья мало, Кенес Жумабеков написал пьесу по отрывку из бессмертного произведения Мухтара Ауэзова "Путь Абая". Творческий коллектив театра взялся за постановку драмы о самом любимом сыне великого поэта - Абише.

Действие происходит в ауле Абая, поэту - 50. Актеру Гани Бердимбетову всего 28, тем не менее режиссер Сламбек Жумагали именно его утвердил на главную роль в первом составе. На повторном показе Абая будет играть сам режиссер. А в парне он уверен потому, что тот, несмотря на достаточно молодой возраст, уже успел сыграть таких крупных персон, как Алихан Букейханов и Аблайхан.
-Труднее всего было показать мудрость великого акына, - говорит Гани, - прочувствовать его боль за страдания народа и своего сына.
Актеры, играющие отца и сына, кстати, одного поколения. Молодой актер Акай Жумамуратов играет Абдирахмана(Абиша), которому на момент действия 27 лет. Поэт возлагал большие надежды на своего третьего сына, который много учился, хотел оставить воинскую службу, вернуться на родину и открыть школу. Абдирахман окончил реальное училище в городе Тюмени, потом Михайловскую школу артиллерии в Санкт-Петербурге.
И отец и сын предстают перед зрителями в белом: Абай - в простом чапане, Абиш в военном мундире российской армии. Они то обнимаются, то спорят, то рассуждают вместе. Всегда с ними в крестьянской одежде другой сын Абая - Маговья, в исполнении актера Мейрбека Шакенова. Он играет простого, отзывчивого парня, готового всегда первым прийти на помощь. Помощь требуется и Абишу, и Абаю.
Главная отрицательная роль - за Мадияром Койшегариным. Такежан - родной брат Абая, крайне агрессивно к нему настроен за то, что тот печется о «степном сброде», защищает бедняков. Это второй его злодей, сыгранный в этом сезоне. Надо заметить: и Полоний в «Гамлете», и Такежан в последнем спектакле исполнены мастерски. Злорадный братец ходит в мехах и бархате, в чапане с серебряной окантовкой. Он и его подельники замахиваются плетками на Абая, обвиняя его в предательстве веры и языка. Осуждает его родной брат за то, что он учит русскому сыновей, отдает их в российские школы.
С появлением местечкового губернатора в исполнении автора сценария Кенеса Жумабекова на сцене вывешивают огромный плакат с тенью российского двуглавого орла, который виден только наполовину. Это символ того, что во времена Абая царская власть уже не имела полного влияния на казахов: то и дело вспыхивали мятежи, зарождалась интеллигенция, отстаивающая права народа.
Чиновник пробирается на сцену походкой Чичикова, и привычным по Гоголю жестом протягивает Такежану перевернутую фуражку. Взяточник послушно кладет туда пачку купюр в надежде на покровительство.
И если в какой-то момент губернатора трогают слова Абая в другой сцене и он изменяется в лице, то через минуту зрители видят все того же алчного, властолюбивого человека в зеленом мундире.
Интересен переход актеров от радости к горю в момент прочтения письма от Абиша. Абай и его младшая жена Айгерим (Дина Заитова) сначала окрылены весточкой от Маговьи, который пишет, что брату лучше, и как гром среди ясного неба для них слова о его смерти. В этот момент гаснут зажженные под потолком керосинки, огонь в которых становился то ярче, то слабее в течение всего спектакля. Как известно из истории, Абиш был слаб здоровьем и в 27 лет умер от туберкулеза.
Белый мундир Абиша, как символ принесенной жертвы, передает Абаю Маговья. Ведь Абиш тоже поначалу противился русскому образованию, считая царских наместников колонизаторами и угнетателями. В спектакле Абай уговаривает его не делать выводы обо всем народе по отдельным личностям, и Абиш согласился продолжить образование.
В спектакле часто звучит домбра, актеры поют протяжные лирические песни, изображая неторопливый быт казахов. Отношения в семье Абая противопоставлены его отношениям с родным братом, как черное и белое. Крепкая семья с одной стороны, с другой - междоусобные распри, которые терзали казахский народ. По словам Сламбека Жумагали, он старался показать историю, актуальную для сегодняшнего дня, чтобы люди не забывали самые важные истины, о которых говорил Абай.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Два тома о наследии 19.08.2017

    В конце апреля в Караганде прошла республиканская научно-практическая конференция «Национальная духовность и наследие Казыбек би», ознаменовавшая собой начало масштабной подготовки к празднованию 350-летия со дня рождения великого сына казахского народа, философа, оратора, оставившего яркий след в истории государства и права Қаз дауысты Казыбек би. 

  • Необыкновенное чудо 19.08.2017

    История о говорящем слоне по кличке Батыр выйдет на большие экраны. Режиссер проекта, уроженец Караганды Бауржан Досмагамбетов, обещает не просто кино о чуде - зрителям будет над чем поразмыслить. Одной из центральных тем ленты станут размышления о вере, дружбе и взаимопонимании. Порой людям договориться сложнее, чем разговорить слона.

  • Что творится за стеной 15.08.2017

    Популярность фантастических лент, то и дело появляющихся в репертуаре кинотеатров, вполне может соблазнить идеями. Другое дело, в нашем кинематографе преобладают другие картины, а потому подобные истории - редкость. В Караганде готовят к выпуску фильм «За стеной», который расскажет о последствиях техногенной катастрофы.

  • Человек тысячелетия 10.08.2017

    В Темиртауском городском историко-краеведческом музее действует проект «Лента исторической памяти». Благодаря ему посетители могут ознакомиться с главными событиями месяца и сведениями о значимых людях, которые в этом месяце родились. На днях в «Ленте» открылась информационная страница под названием «Казыбек би - человек тысячелетия».

  • Золотая коллекция 10.08.2017

    Видя в зале областного музея изобразительного искусства серию ярких, расписанных в русском стиле шкатулок, можно предположить, что они принадлежат руке одного мастера. Но каждое произведение изготовили разные мастерицы из России. Их работы стали частью выставки «Золотая коллекция имен», которая собрала лучшее из фондов музея. 

  • Джунгли в городе 08.08.2017

    Недавно темиртаусцы познакомились с экзотическими пернатыми тропических лесов Африки, Австралии, Америки, Китая, Индонезии, Таиланда, Новой Гвинеи и других дальних стран. Приятно было зайти на необычную выставку в большой зал городского музея, где гостей веселым гомоном приветствовали разноцветные попугаи и мохнатые животные. 

  • Прошлое в переплете 05.08.2017

    Готовится к выпуску новая книга, подготовленная по инициативе и при непосредственном участии управления по развитию языков Карагандинской области.

  • Ценные тонны из Жезды 05.08.2017

    О многовековой истории металлургии в Казахстане рассказывает выставка, привезенная из маленького поселка Жезды, на Неделе музеев Карагандинской области. Этот отдаленный населенный пункт находится в 70 километрах от Жезказгана. Здесь открыт уникальный Музей истории горного и плавильного дела, единственный в СНГ. Основные его экспонаты, рудные глыбы и разного рода оборудование находятся во дворе небольшого здания.

"Астана ЭКСПО-2017"