18 марта 2017 года 631

Истина дороже

Автор: Нина ВАЛЕРЬЕВА

К исторической теме обратились в театре им. С. Сейфуллина в преддверии Наурыз мейрамы. И хоть в спектакле много стихов и песен, но веселья мало, Кенес Жумабеков написал пьесу по отрывку из бессмертного произведения Мухтара Ауэзова "Путь Абая". Творческий коллектив театра взялся за постановку драмы о самом любимом сыне великого поэта - Абише.

Действие происходит в ауле Абая, поэту - 50. Актеру Гани Бердимбетову всего 28, тем не менее режиссер Сламбек Жумагали именно его утвердил на главную роль в первом составе. На повторном показе Абая будет играть сам режиссер. А в парне он уверен потому, что тот, несмотря на достаточно молодой возраст, уже успел сыграть таких крупных персон, как Алихан Букейханов и Аблайхан.
-Труднее всего было показать мудрость великого акына, - говорит Гани, - прочувствовать его боль за страдания народа и своего сына.
Актеры, играющие отца и сына, кстати, одного поколения. Молодой актер Акай Жумамуратов играет Абдирахмана(Абиша), которому на момент действия 27 лет. Поэт возлагал большие надежды на своего третьего сына, который много учился, хотел оставить воинскую службу, вернуться на родину и открыть школу. Абдирахман окончил реальное училище в городе Тюмени, потом Михайловскую школу артиллерии в Санкт-Петербурге.
И отец и сын предстают перед зрителями в белом: Абай - в простом чапане, Абиш в военном мундире российской армии. Они то обнимаются, то спорят, то рассуждают вместе. Всегда с ними в крестьянской одежде другой сын Абая - Маговья, в исполнении актера Мейрбека Шакенова. Он играет простого, отзывчивого парня, готового всегда первым прийти на помощь. Помощь требуется и Абишу, и Абаю.
Главная отрицательная роль - за Мадияром Койшегариным. Такежан - родной брат Абая, крайне агрессивно к нему настроен за то, что тот печется о «степном сброде», защищает бедняков. Это второй его злодей, сыгранный в этом сезоне. Надо заметить: и Полоний в «Гамлете», и Такежан в последнем спектакле исполнены мастерски. Злорадный братец ходит в мехах и бархате, в чапане с серебряной окантовкой. Он и его подельники замахиваются плетками на Абая, обвиняя его в предательстве веры и языка. Осуждает его родной брат за то, что он учит русскому сыновей, отдает их в российские школы.
С появлением местечкового губернатора в исполнении автора сценария Кенеса Жумабекова на сцене вывешивают огромный плакат с тенью российского двуглавого орла, который виден только наполовину. Это символ того, что во времена Абая царская власть уже не имела полного влияния на казахов: то и дело вспыхивали мятежи, зарождалась интеллигенция, отстаивающая права народа.
Чиновник пробирается на сцену походкой Чичикова, и привычным по Гоголю жестом протягивает Такежану перевернутую фуражку. Взяточник послушно кладет туда пачку купюр в надежде на покровительство.
И если в какой-то момент губернатора трогают слова Абая в другой сцене и он изменяется в лице, то через минуту зрители видят все того же алчного, властолюбивого человека в зеленом мундире.
Интересен переход актеров от радости к горю в момент прочтения письма от Абиша. Абай и его младшая жена Айгерим (Дина Заитова) сначала окрылены весточкой от Маговьи, который пишет, что брату лучше, и как гром среди ясного неба для них слова о его смерти. В этот момент гаснут зажженные под потолком керосинки, огонь в которых становился то ярче, то слабее в течение всего спектакля. Как известно из истории, Абиш был слаб здоровьем и в 27 лет умер от туберкулеза.
Белый мундир Абиша, как символ принесенной жертвы, передает Абаю Маговья. Ведь Абиш тоже поначалу противился русскому образованию, считая царских наместников колонизаторами и угнетателями. В спектакле Абай уговаривает его не делать выводы обо всем народе по отдельным личностям, и Абиш согласился продолжить образование.
В спектакле часто звучит домбра, актеры поют протяжные лирические песни, изображая неторопливый быт казахов. Отношения в семье Абая противопоставлены его отношениям с родным братом, как черное и белое. Крепкая семья с одной стороны, с другой - междоусобные распри, которые терзали казахский народ. По словам Сламбека Жумагали, он старался показать историю, актуальную для сегодняшнего дня, чтобы люди не забывали самые важные истины, о которых говорил Абай.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Творить красоту 19.06.2018

    Карагандинский Дом дружбы - дом для этнокультурных центров нашего региона, а теперь и место средоточия художников разных возрастов, которые представляют не только ЭКЦ. На днях здесь открыли художественную галерею «Шабыт», которая послужит и выставочным залом, и образовательной мастерской.

  • Заряд позитива 19.06.2018

    Отчетный концерт коллективов танцевального центра «Danсe-Hall» собрал в красном зале Карагандинского театра музыкальной комедии более 300 человек. И половина из них были те, кто, невзирая на возраст и профессию, материальное положение и загруженность, приходят в залы танцевального центра и занимаются любимым делом. С первых же минут зрителей захватил стремительный танец «Карибы» лауреата международных конкурсов ансамбля «Импульс». Великолепие музыки и синхронность танцовщиц, их легкость при колоссальной физической нагрузке всего за несколько минут выступления - это уникально, но за этим стоят многочасовые тренировки, отточенность и слаженность работы коллектива. 

  • Праздник с добром 16.06.2018

    В этом году праздник окончания поста Ораза айт выпал на священный для мусульман день - пятницу 15 июня. Слово «айт» в названии этого праздника означает «уважение друг к другу», «разделение радости». В этот день верующие не только показывают свое уважение к Аллаху, но и поздравляют друг друга, дарят подарки и оказывают помощь нуждающимся. Примером совместного благого начинания можно считать благотворительную ярмарку, которая открылась сразу после праздничного намаза на площади областной мечети Анет баба. Родственники тяжелобольной девочки, а также помогающие им волонтеры принесли на продажу домашнюю выпечку, курт, сладости и финики, которыми, в основном, разговляются после поста.

  • Душой в искусстве 16.06.2018

    Ее называют крестной мамой Карагандинского музея изобразительного искусства и нашего Союза художников. Она - постоянный гость выставок, поддерживающая и мастеров старшего поколения, и молодых талантов. Наталья Иванина, секретарь Союза художников, на днях отметила свой юбилей. Наталья Ивановна - свидетель целой эпохи в истории карагандинского искусства. Заслуженный деятель Республики Казахстан, она родилась в городе Спасске Рязанской области, обучалась в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина в Ленинграде. Там же была старшим научным сотрудником дома-музея И. Репина «Пенаты» и дирекции художественных выставок. 

  • Классика в современном стиле 16.06.2018

    Наш карагандинский Гамлет, не вырвавшись из своей мышеловки, добрался до Румынии. Казахский областной драматический театр имени С. Сейфуллина выступил со спектаклем «Гамлет в мышеловке» на Международном театральном фестивале «BABEL F.A.S.T» в городе Тырговиште. Это ежегодное событие длится неделю и превращает весь город в театр. Представления идут не только на закрытых сценах, но и на улицах и площадях города. А открывается фестиваль большим ночным шествием. Все коллективы-участники идут несколько километров по главной улице до дверей театра. Наши актеры тоже с гордостью пронесли через всю процессию казахстанский флаг.

  • Время кино 16.06.2018

    В прошлом году в Караганде впервые прошел фестиваль короткометражного кино «Askar», в котором мог принять участие каждый, кто увлечен кинематографом разных жанров и направлений. Дебют получился успешным, и сейчас в нашем городе начался прием заявок на следующий. Напомним, что идейным вдохновителем такого творческого соревнования стал руководитель карагандинского киноклуба Владимир Зуев, и он не просто основатель киноклуба: юноша искренне любит кино, ценит как классику и артхаус, так и новинки. Собственно, групповые походы в кинотеатр для членов киноклуба - дело традиционное.

  • Поэзия в переплете 14.06.2018

    Идея выпускать свои издания у наших авторов была и есть: это закрепляет их творчество, так сказать, документально, и это еще одно свидетельство того, что творческая жизнь в Караганде не стоит на месте. Тех, кто творит и своими произведениями радует не только друзей и родных, немало. Раньше карагандинцы, публикующиеся на портале proza.kz, присоединялись к другим авторам Казахстана в «Сборнике самоотверженных авторов», который хранится в библиотеках нашего города. А в конце мая в областном музее изобразительного искусства состоялся поэтический вечер-презентация сборников: майской и авторских литературных тетрадей с прозой и поэзией. Мероприятие прошло успешно, да и сам музей рад поддерживать авторов: не первый год здесь действует проект «Арт-терапия».

  • Романтический Восток 09.06.2018

    В день 30-летия областного музея изобразительного искусства на праздник заглянула китайская художница Ню Вэнь-Джуань, чтобы познакомиться с карагандинскими коллегами. Встреча не прошла бесследно: на днях девушка продемонстрировала выставку собственных работ - воздушных и чувственных, а случилось это в областном краеведческом музее. Это был теплый и дружеский культурный обмен, подчеркнул на выставке директор краеведческого музея Ержан Нурмагамбетов. Интегрируясь в мировое культурное пространство, мы не только показываем себя, но и знакомимся с другими: наши театры и творческие коллективы отправляются на гастроли в разные страны, а музеи принимают в своих стенах зарубежных художников. Ержан Нурмагамбетов вручил Ню Вэнь-Джуань издание «Историко-культурное наследие Сарыарки» с изображениями уникальных экспонатов нашего края.