18 марта 2017 года 280

Истина дороже

Автор: Нина ВАЛЕРЬЕВА

К исторической теме обратились в театре им. С. Сейфуллина в преддверии Наурыз мейрамы. И хоть в спектакле много стихов и песен, но веселья мало, Кенес Жумабеков написал пьесу по отрывку из бессмертного произведения Мухтара Ауэзова "Путь Абая". Творческий коллектив театра взялся за постановку драмы о самом любимом сыне великого поэта - Абише.

Действие происходит в ауле Абая, поэту - 50. Актеру Гани Бердимбетову всего 28, тем не менее режиссер Сламбек Жумагали именно его утвердил на главную роль в первом составе. На повторном показе Абая будет играть сам режиссер. А в парне он уверен потому, что тот, несмотря на достаточно молодой возраст, уже успел сыграть таких крупных персон, как Алихан Букейханов и Аблайхан.
-Труднее всего было показать мудрость великого акына, - говорит Гани, - прочувствовать его боль за страдания народа и своего сына.
Актеры, играющие отца и сына, кстати, одного поколения. Молодой актер Акай Жумамуратов играет Абдирахмана(Абиша), которому на момент действия 27 лет. Поэт возлагал большие надежды на своего третьего сына, который много учился, хотел оставить воинскую службу, вернуться на родину и открыть школу. Абдирахман окончил реальное училище в городе Тюмени, потом Михайловскую школу артиллерии в Санкт-Петербурге.
И отец и сын предстают перед зрителями в белом: Абай - в простом чапане, Абиш в военном мундире российской армии. Они то обнимаются, то спорят, то рассуждают вместе. Всегда с ними в крестьянской одежде другой сын Абая - Маговья, в исполнении актера Мейрбека Шакенова. Он играет простого, отзывчивого парня, готового всегда первым прийти на помощь. Помощь требуется и Абишу, и Абаю.
Главная отрицательная роль - за Мадияром Койшегариным. Такежан - родной брат Абая, крайне агрессивно к нему настроен за то, что тот печется о «степном сброде», защищает бедняков. Это второй его злодей, сыгранный в этом сезоне. Надо заметить: и Полоний в «Гамлете», и Такежан в последнем спектакле исполнены мастерски. Злорадный братец ходит в мехах и бархате, в чапане с серебряной окантовкой. Он и его подельники замахиваются плетками на Абая, обвиняя его в предательстве веры и языка. Осуждает его родной брат за то, что он учит русскому сыновей, отдает их в российские школы.
С появлением местечкового губернатора в исполнении автора сценария Кенеса Жумабекова на сцене вывешивают огромный плакат с тенью российского двуглавого орла, который виден только наполовину. Это символ того, что во времена Абая царская власть уже не имела полного влияния на казахов: то и дело вспыхивали мятежи, зарождалась интеллигенция, отстаивающая права народа.
Чиновник пробирается на сцену походкой Чичикова, и привычным по Гоголю жестом протягивает Такежану перевернутую фуражку. Взяточник послушно кладет туда пачку купюр в надежде на покровительство.
И если в какой-то момент губернатора трогают слова Абая в другой сцене и он изменяется в лице, то через минуту зрители видят все того же алчного, властолюбивого человека в зеленом мундире.
Интересен переход актеров от радости к горю в момент прочтения письма от Абиша. Абай и его младшая жена Айгерим (Дина Заитова) сначала окрылены весточкой от Маговьи, который пишет, что брату лучше, и как гром среди ясного неба для них слова о его смерти. В этот момент гаснут зажженные под потолком керосинки, огонь в которых становился то ярче, то слабее в течение всего спектакля. Как известно из истории, Абиш был слаб здоровьем и в 27 лет умер от туберкулеза.
Белый мундир Абиша, как символ принесенной жертвы, передает Абаю Маговья. Ведь Абиш тоже поначалу противился русскому образованию, считая царских наместников колонизаторами и угнетателями. В спектакле Абай уговаривает его не делать выводы обо всем народе по отдельным личностям, и Абиш согласился продолжить образование.
В спектакле часто звучит домбра, актеры поют протяжные лирические песни, изображая неторопливый быт казахов. Отношения в семье Абая противопоставлены его отношениям с родным братом, как черное и белое. Крепкая семья с одной стороны, с другой - междоусобные распри, которые терзали казахский народ. По словам Сламбека Жумагали, он старался показать историю, актуальную для сегодняшнего дня, чтобы люди не забывали самые важные истины, о которых говорил Абай.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Первый шаг 22.04.2017

    Выступление группы «Квинтовый круг» в рамках проекта Владимира Вишнякова «Творческая среда» навевало воспоминания о школьных и студенческих ансамблях, когда ребята стремились сыграть что-то легендарное и покорить ровесников. Коллектив из Ботакары в Караганде выступил впервые. Раньше финансовую поддержку самодеятельным коллективам (к ним относится и «Квинтовый круг») оказывало государство.

  • Возможность измениться 22.04.2017

    Очередной интересный спектакль состоялся в творческой мастерской Карагандинского академического театра музыкальной комедии. Второй раз в проекте участвует студенческий театр «Вдохновение» Карагандинского экономического университета с режиссером Еленой Пономаренко.

  • О жизни тараканов 22.04.2017

    На первый взгляд происходящее на сцене во время спектакля с громким названием «Дурак» просто безобразно: какие-то странные существа без рук и без ног суетятся вокруг огромного продырявленного мозга - то ли паразиты какие-то, то ли мысли того самого мозга, которые потом превращаются в тараканов.

  • К нам едет "ревизор" 20.04.2017

    Бессмертный шедевр русской драматургии воплощают на сцене Театра им. К.С. Станиславского. Пьесу Николая Гоголя «Ревизор» ставит российский режиссер Станислав Васильев. К Гоголю Станислав Анатольевич (на снимке) прикасается впервые. «Ревизор» интересен, современен и актуален - особенно сейчас, когда в мире происходят события непредсказуемые и неоднозначные. 

  • Предчувствие любви 20.04.2017

    Бабочки, цветы, разомлевшая от жары степь - как будто зрительная подсказка душевному смятению: иллюзия настроения обретает конкретные оптимистичные черты. А как иначе? Весна пришла! Авангардная живопись известного художника и архитектора Владимира Троценко удачно сочеталась с работами мастеров национального творчества на выставке «Предчувствие любви», которая открылась в Историко-культурном центре Первого Президента в Темиртау. «Не зря выставка называется «Предчувствие любви», ведь именно в любви рождаются поэзия, творчество. Именно в любви были выполнены все произведения, которые здесь представлены», - сказал руководитель выставки Данияр Бисембаев.

  • Созидатели новых миров 18.04.2017

    Итальянский полдень и вечерняя Астана, предрассветные горы и национальные мотивы, красочные кошмы и ювелирные украшения, кованые ножи и мебель. С каждым годом работы отчетной выставки Карагандинского Союза художников все краше и ярче, а их разнообразие - шире.

  • Светлый праздник 18.04.2017

    В этом году празднование главного христианского праздника у верующих западной и восточной ветви совпадает. Православные, католики, протестанты - все праздновали Пасху в один день. День Светлого Христова Воскресения отмечали и в нашем регионе.

  • Музыка весны 18.04.2017

    С большим успехом показали свои таланты в Астане воспитанники вокального кружка «Ән мен әнші» Жезказганского дома дружбы и культуры народов.

Весне дорогу!