18 марта 2017 года 305

Истина дороже

Автор: Нина ВАЛЕРЬЕВА

К исторической теме обратились в театре им. С. Сейфуллина в преддверии Наурыз мейрамы. И хоть в спектакле много стихов и песен, но веселья мало, Кенес Жумабеков написал пьесу по отрывку из бессмертного произведения Мухтара Ауэзова "Путь Абая". Творческий коллектив театра взялся за постановку драмы о самом любимом сыне великого поэта - Абише.

Действие происходит в ауле Абая, поэту - 50. Актеру Гани Бердимбетову всего 28, тем не менее режиссер Сламбек Жумагали именно его утвердил на главную роль в первом составе. На повторном показе Абая будет играть сам режиссер. А в парне он уверен потому, что тот, несмотря на достаточно молодой возраст, уже успел сыграть таких крупных персон, как Алихан Букейханов и Аблайхан.
-Труднее всего было показать мудрость великого акына, - говорит Гани, - прочувствовать его боль за страдания народа и своего сына.
Актеры, играющие отца и сына, кстати, одного поколения. Молодой актер Акай Жумамуратов играет Абдирахмана(Абиша), которому на момент действия 27 лет. Поэт возлагал большие надежды на своего третьего сына, который много учился, хотел оставить воинскую службу, вернуться на родину и открыть школу. Абдирахман окончил реальное училище в городе Тюмени, потом Михайловскую школу артиллерии в Санкт-Петербурге.
И отец и сын предстают перед зрителями в белом: Абай - в простом чапане, Абиш в военном мундире российской армии. Они то обнимаются, то спорят, то рассуждают вместе. Всегда с ними в крестьянской одежде другой сын Абая - Маговья, в исполнении актера Мейрбека Шакенова. Он играет простого, отзывчивого парня, готового всегда первым прийти на помощь. Помощь требуется и Абишу, и Абаю.
Главная отрицательная роль - за Мадияром Койшегариным. Такежан - родной брат Абая, крайне агрессивно к нему настроен за то, что тот печется о «степном сброде», защищает бедняков. Это второй его злодей, сыгранный в этом сезоне. Надо заметить: и Полоний в «Гамлете», и Такежан в последнем спектакле исполнены мастерски. Злорадный братец ходит в мехах и бархате, в чапане с серебряной окантовкой. Он и его подельники замахиваются плетками на Абая, обвиняя его в предательстве веры и языка. Осуждает его родной брат за то, что он учит русскому сыновей, отдает их в российские школы.
С появлением местечкового губернатора в исполнении автора сценария Кенеса Жумабекова на сцене вывешивают огромный плакат с тенью российского двуглавого орла, который виден только наполовину. Это символ того, что во времена Абая царская власть уже не имела полного влияния на казахов: то и дело вспыхивали мятежи, зарождалась интеллигенция, отстаивающая права народа.
Чиновник пробирается на сцену походкой Чичикова, и привычным по Гоголю жестом протягивает Такежану перевернутую фуражку. Взяточник послушно кладет туда пачку купюр в надежде на покровительство.
И если в какой-то момент губернатора трогают слова Абая в другой сцене и он изменяется в лице, то через минуту зрители видят все того же алчного, властолюбивого человека в зеленом мундире.
Интересен переход актеров от радости к горю в момент прочтения письма от Абиша. Абай и его младшая жена Айгерим (Дина Заитова) сначала окрылены весточкой от Маговьи, который пишет, что брату лучше, и как гром среди ясного неба для них слова о его смерти. В этот момент гаснут зажженные под потолком керосинки, огонь в которых становился то ярче, то слабее в течение всего спектакля. Как известно из истории, Абиш был слаб здоровьем и в 27 лет умер от туберкулеза.
Белый мундир Абиша, как символ принесенной жертвы, передает Абаю Маговья. Ведь Абиш тоже поначалу противился русскому образованию, считая царских наместников колонизаторами и угнетателями. В спектакле Абай уговаривает его не делать выводы обо всем народе по отдельным личностям, и Абиш согласился продолжить образование.
В спектакле часто звучит домбра, актеры поют протяжные лирические песни, изображая неторопливый быт казахов. Отношения в семье Абая противопоставлены его отношениям с родным братом, как черное и белое. Крепкая семья с одной стороны, с другой - междоусобные распри, которые терзали казахский народ. По словам Сламбека Жумагали, он старался показать историю, актуальную для сегодняшнего дня, чтобы люди не забывали самые важные истины, о которых говорил Абай.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Все жанры, кроме скучного 20.05.2017

    Церемония вручения ежегодной премии акима Карагандинской области работникам культуры и искусства состоялась в минувшую пятницу. Служителей сферы прекрасного чествовали в Русском драматическом театре им. К.С. Станиславского.

  • Не забывайте родных 20.05.2017

    Читатели узнали о молодом драматурге Дане Сидерос несколько лет назад, когда в Москве прошла презентация ее книги «Шутки кончились». В прошлом году на конкурсе современной драматургии «Ремарка-2016» пьеса Даны «Стена живых» стала финалистом, а в этом году ее ставят в Русском драматическом театре им. К.С. Станиславского.

  • Зажигаются звезды 18.05.2017

    В Алматы и Караганде прошел второй республиканский конкурс «MUZANOT-2017» композитора, деятеля культуры и обладателя звания «Үздік педагог» Людмилы Мельниковой. Музыкальное соревнование собрало более 70 участников из Астаны, Алматы, Караганды и других регионов Казахстана. 

  • Вспоминая героев 16.05.2017

    В преддверии Дня Победы в Караганде состоялось немало тематических событий, одно из них прошло в музее изобразительного искусства. Здесь собрались студенты колледжа моды, а мероприятие получило название «Поклонимся великим тем годам».

  • Песни, которые всегда с нами 16.05.2017

    В Темиртау в праздничной обстановке прошел 27-й областной фестиваль хоровых коллективов «Поют ветераны», посвященный Дню Победы в Великой Отечественной войне и 25-летию Вооруженных сил Республики Казахстан. В фестивале приняли участие 25 хоровых ветеранских коллективов городов и районов области, в которых пели 620 ветеранов труда.

  • Играют мальчики войну 16.05.2017

    - Люблю вот это яблоко, живое оно. А если к дереву ухо приложишь, услышишь, как оно корнями сок вытягивает - это шум крови. Все живое... Пулемет - он ведь тоже живой. Вот он стоит, молчит, а это он к бою готовится - энергию в себе копит...

  • За счастье стоит бороться 11.05.2017

    Казахстанский кинематограф сейчас особенно плодовит, но немало выходит кинопродуктов, за которые по определенным причинам становится неловко. За вышедшую в прокат ленту «Ради тебя», ставшую первым совместным проектом Азамата Сатыбалды и Ардака Толеубаева, совсем не стыдно - абсолютно наоборот. 

  • "Не перестану писать эту землю..." 06.05.2017

    Карагандинский художник Мингиш Абылкасов, ранее отмеченный в «Творческой галерее», считал Владимира Ворохобина своим наставником. Работавший в разных жанрах Ворохобин писал Великую Отечественную войну. Одна из достойнейших его работ на эту тему сейчас украшает зал Карагандинского музея изобразительного искусства.

Весне дорогу!