18 марта 2017 года 429

Истина дороже

Автор: Нина ВАЛЕРЬЕВА

К исторической теме обратились в театре им. С. Сейфуллина в преддверии Наурыз мейрамы. И хоть в спектакле много стихов и песен, но веселья мало, Кенес Жумабеков написал пьесу по отрывку из бессмертного произведения Мухтара Ауэзова "Путь Абая". Творческий коллектив театра взялся за постановку драмы о самом любимом сыне великого поэта - Абише.

Действие происходит в ауле Абая, поэту - 50. Актеру Гани Бердимбетову всего 28, тем не менее режиссер Сламбек Жумагали именно его утвердил на главную роль в первом составе. На повторном показе Абая будет играть сам режиссер. А в парне он уверен потому, что тот, несмотря на достаточно молодой возраст, уже успел сыграть таких крупных персон, как Алихан Букейханов и Аблайхан.
-Труднее всего было показать мудрость великого акына, - говорит Гани, - прочувствовать его боль за страдания народа и своего сына.
Актеры, играющие отца и сына, кстати, одного поколения. Молодой актер Акай Жумамуратов играет Абдирахмана(Абиша), которому на момент действия 27 лет. Поэт возлагал большие надежды на своего третьего сына, который много учился, хотел оставить воинскую службу, вернуться на родину и открыть школу. Абдирахман окончил реальное училище в городе Тюмени, потом Михайловскую школу артиллерии в Санкт-Петербурге.
И отец и сын предстают перед зрителями в белом: Абай - в простом чапане, Абиш в военном мундире российской армии. Они то обнимаются, то спорят, то рассуждают вместе. Всегда с ними в крестьянской одежде другой сын Абая - Маговья, в исполнении актера Мейрбека Шакенова. Он играет простого, отзывчивого парня, готового всегда первым прийти на помощь. Помощь требуется и Абишу, и Абаю.
Главная отрицательная роль - за Мадияром Койшегариным. Такежан - родной брат Абая, крайне агрессивно к нему настроен за то, что тот печется о «степном сброде», защищает бедняков. Это второй его злодей, сыгранный в этом сезоне. Надо заметить: и Полоний в «Гамлете», и Такежан в последнем спектакле исполнены мастерски. Злорадный братец ходит в мехах и бархате, в чапане с серебряной окантовкой. Он и его подельники замахиваются плетками на Абая, обвиняя его в предательстве веры и языка. Осуждает его родной брат за то, что он учит русскому сыновей, отдает их в российские школы.
С появлением местечкового губернатора в исполнении автора сценария Кенеса Жумабекова на сцене вывешивают огромный плакат с тенью российского двуглавого орла, который виден только наполовину. Это символ того, что во времена Абая царская власть уже не имела полного влияния на казахов: то и дело вспыхивали мятежи, зарождалась интеллигенция, отстаивающая права народа.
Чиновник пробирается на сцену походкой Чичикова, и привычным по Гоголю жестом протягивает Такежану перевернутую фуражку. Взяточник послушно кладет туда пачку купюр в надежде на покровительство.
И если в какой-то момент губернатора трогают слова Абая в другой сцене и он изменяется в лице, то через минуту зрители видят все того же алчного, властолюбивого человека в зеленом мундире.
Интересен переход актеров от радости к горю в момент прочтения письма от Абиша. Абай и его младшая жена Айгерим (Дина Заитова) сначала окрылены весточкой от Маговьи, который пишет, что брату лучше, и как гром среди ясного неба для них слова о его смерти. В этот момент гаснут зажженные под потолком керосинки, огонь в которых становился то ярче, то слабее в течение всего спектакля. Как известно из истории, Абиш был слаб здоровьем и в 27 лет умер от туберкулеза.
Белый мундир Абиша, как символ принесенной жертвы, передает Абаю Маговья. Ведь Абиш тоже поначалу противился русскому образованию, считая царских наместников колонизаторами и угнетателями. В спектакле Абай уговаривает его не делать выводы обо всем народе по отдельным личностям, и Абиш согласился продолжить образование.
В спектакле часто звучит домбра, актеры поют протяжные лирические песни, изображая неторопливый быт казахов. Отношения в семье Абая противопоставлены его отношениям с родным братом, как черное и белое. Крепкая семья с одной стороны, с другой - междоусобные распри, которые терзали казахский народ. По словам Сламбека Жумагали, он старался показать историю, актуальную для сегодняшнего дня, чтобы люди не забывали самые важные истины, о которых говорил Абай.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Культурная экспедиция 21.10.2017

    Есть у Амантая Ибраева мечта - сделать театр как можно более атмосферным местом. Руководитель Академического театра музыкальной комедии делится: приятная театральная традиция - выпить до начала спектакля чашечку кофе, прогуляться по фойе, изучить галерею. Но наша беседа - не только об этом, но и об успешных гастролях, которые состоялись в начале нового сезона.

  • Переливы мелодий и языка 19.10.2017

    Непродолжительными были в нашем городе гастроли Буинского государственного татарского драматического театра из России. Но два вечерних спектакля и гала-концерт преподнесли зрителям не только массу впечатлений, но и общение с носителями языка. Анвар Керейбаев, руководитель областного татаро-башкирского культурного центра «Ихлас», рассказал о знакомствах, которые состоялись на юбилейном конгрессе татар, проходившем пару месяцев назад в Казани: именно там была достигнута договоренность о более тесном сотрудничестве с театрами Татарстана. И вот первая ласточка - гастроли театра с вековой историей, давними традициями. 

  • Таланты без границ 17.10.2017

    20-й областной фестиваль «Жан шуағы» («Творчество души») для людей с ограниченными возможностями собрал во Дворце культуры горняков г. Караганды более 200 участников. Приехали не только жители областного центра, но и из Темиртау, Жезказгана, Балхаша, Сарани, Шахтинска, Абайского района. Отбор лучших номеров проходил с мая по сентябрь.

  • Наш «Ревизор» в Алматы 14.10.2017

    На гастролях в Алматы побывали артисты Карагандинского русского драматического театра им. К.С. Станиславского. В южной столице наших земляков принимал Театр юного зрителя им. Н. Сац, где уже в первый день выступления не хватало свободных мест. Руководитель Русского драматического театра им. К.С. Станиславского Дунай Еспаев впервые отправился в Алматы в качестве директора и отмечает: в очередной раз убедился в том, что наши артисты - в отличной форме.

  • Музыка детства 14.10.2017

    «Бала дауысы» - самый масштабный детский музыкальный конкурс, проводимый Фондом «Жандану әлемі» при поддержке Министерства культуры и спорта РК, Фонда Первого Президента РК. Главные цели конкурса - выявление и поддержка творчески одаренных детей в возрасте от 7 до 13 лет, создание новых детских песен и их распространение.

  • Яркий финал осени 12.10.2017

    В конце ноября в нашем городе пройдет VII Международный фестиваль оперетты и мюзикла «ДосStar». Ежегодно он приносит знакомство с новыми именами, новыми театрами и показывает великолепие искрометного жанра. В программе фестиваля в этом году – выступление знаменитого Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии, имеющего 88-летнюю историю. О его популярности во все времена ходили легенды, а в блокадные дни Великой Отечественной войны он ни на один день не прекращал показа спектаклей. Работа коллектива в условиях непрерывных бомбежек и обстрелов, при отсутствии еды и тепла стала примером подлинного патриотизма и служения Родине. 

  • Шаг в необычность 10.10.2017

    В нашем городе успешно завершились гастроли Республиканского немецкого драматического театра из Алматы. Всего четыре вечерних спектакля были удивительными часами встречи с необычным, оригинальным прочтением классики и современности с точки зрения поколения ХХI века.

  • Ирландские выходные 26.09.2017

    Во Дворце культуры горняков собрались степ-группа «Алтын Батыр», алматинская студия ирландского танца «Rival» и британцы «Fusion Fighters». Концерту коллективов предшествовали мастер-классы с англичанами Крисом Нэшем, Кевином Гоублом и Джейми Ходжесом, прибывшими в Караганду с культурной миссией.