18 марта 2017 года 328

Истина дороже

Автор: Нина ВАЛЕРЬЕВА

К исторической теме обратились в театре им. С. Сейфуллина в преддверии Наурыз мейрамы. И хоть в спектакле много стихов и песен, но веселья мало, Кенес Жумабеков написал пьесу по отрывку из бессмертного произведения Мухтара Ауэзова "Путь Абая". Творческий коллектив театра взялся за постановку драмы о самом любимом сыне великого поэта - Абише.

Действие происходит в ауле Абая, поэту - 50. Актеру Гани Бердимбетову всего 28, тем не менее режиссер Сламбек Жумагали именно его утвердил на главную роль в первом составе. На повторном показе Абая будет играть сам режиссер. А в парне он уверен потому, что тот, несмотря на достаточно молодой возраст, уже успел сыграть таких крупных персон, как Алихан Букейханов и Аблайхан.
-Труднее всего было показать мудрость великого акына, - говорит Гани, - прочувствовать его боль за страдания народа и своего сына.
Актеры, играющие отца и сына, кстати, одного поколения. Молодой актер Акай Жумамуратов играет Абдирахмана(Абиша), которому на момент действия 27 лет. Поэт возлагал большие надежды на своего третьего сына, который много учился, хотел оставить воинскую службу, вернуться на родину и открыть школу. Абдирахман окончил реальное училище в городе Тюмени, потом Михайловскую школу артиллерии в Санкт-Петербурге.
И отец и сын предстают перед зрителями в белом: Абай - в простом чапане, Абиш в военном мундире российской армии. Они то обнимаются, то спорят, то рассуждают вместе. Всегда с ними в крестьянской одежде другой сын Абая - Маговья, в исполнении актера Мейрбека Шакенова. Он играет простого, отзывчивого парня, готового всегда первым прийти на помощь. Помощь требуется и Абишу, и Абаю.
Главная отрицательная роль - за Мадияром Койшегариным. Такежан - родной брат Абая, крайне агрессивно к нему настроен за то, что тот печется о «степном сброде», защищает бедняков. Это второй его злодей, сыгранный в этом сезоне. Надо заметить: и Полоний в «Гамлете», и Такежан в последнем спектакле исполнены мастерски. Злорадный братец ходит в мехах и бархате, в чапане с серебряной окантовкой. Он и его подельники замахиваются плетками на Абая, обвиняя его в предательстве веры и языка. Осуждает его родной брат за то, что он учит русскому сыновей, отдает их в российские школы.
С появлением местечкового губернатора в исполнении автора сценария Кенеса Жумабекова на сцене вывешивают огромный плакат с тенью российского двуглавого орла, который виден только наполовину. Это символ того, что во времена Абая царская власть уже не имела полного влияния на казахов: то и дело вспыхивали мятежи, зарождалась интеллигенция, отстаивающая права народа.
Чиновник пробирается на сцену походкой Чичикова, и привычным по Гоголю жестом протягивает Такежану перевернутую фуражку. Взяточник послушно кладет туда пачку купюр в надежде на покровительство.
И если в какой-то момент губернатора трогают слова Абая в другой сцене и он изменяется в лице, то через минуту зрители видят все того же алчного, властолюбивого человека в зеленом мундире.
Интересен переход актеров от радости к горю в момент прочтения письма от Абиша. Абай и его младшая жена Айгерим (Дина Заитова) сначала окрылены весточкой от Маговьи, который пишет, что брату лучше, и как гром среди ясного неба для них слова о его смерти. В этот момент гаснут зажженные под потолком керосинки, огонь в которых становился то ярче, то слабее в течение всего спектакля. Как известно из истории, Абиш был слаб здоровьем и в 27 лет умер от туберкулеза.
Белый мундир Абиша, как символ принесенной жертвы, передает Абаю Маговья. Ведь Абиш тоже поначалу противился русскому образованию, считая царских наместников колонизаторами и угнетателями. В спектакле Абай уговаривает его не делать выводы обо всем народе по отдельным личностям, и Абиш согласился продолжить образование.
В спектакле часто звучит домбра, актеры поют протяжные лирические песни, изображая неторопливый быт казахов. Отношения в семье Абая противопоставлены его отношениям с родным братом, как черное и белое. Крепкая семья с одной стороны, с другой - междоусобные распри, которые терзали казахский народ. По словам Сламбека Жумагали, он старался показать историю, актуальную для сегодняшнего дня, чтобы люди не забывали самые важные истины, о которых говорил Абай.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Отразить историю 24.06.2017

    22 июня в регионе стартовала Неделя музеев Карагандинской области «Туған өлкенің мәңгілік мұрасы», посвященная открытию международной выставки EXPO-2017 и 85-летию Карагандинского областного историко-краеведческого музея.

  • Романтика искусства 24.06.2017

    Он начинал дизайнером интерьеров и экстерьеров, делал эскизы медалей, но всегда стремился к более образному освоению жизни. Первые живописные портреты принесли Сейтмахану Калмаханову успех. Еще в советские годы он обратился к изучению культурного наследия - в его творчестве ярко выражены национальные корни. Сейтмахан Калмаханович родился в Джамбулской области. Образование он получил в Алма-Атинском художественном училище и Высшем художественно-промышленном училище Москвы, а в начале семидесятых уже трудился в Карагандинских художественно-производственных мастерских. 

  • Словацкие мотивы 22.06.2017

    В Кафедральном соборе Караганды состоялся очередной органный концерт. За инструментом был маэстро Станислав Шурин из Словакии.  Станислав - уникальный органист, композитор и преподаватель, популяризирующий органную музыку разных направлений по всему миру. У него прекрасное образование: Братиславская государственная консерватория, Епархиальная консерватория в Вене, Академия музыки и драмы в Братиславе. Станислав выступает с сольными концертами в США, Мексике, Канаде, Франции, в качестве солиста был со Словацким филармоническим оркестром в Тайване. Им записано несколько компакт-дисков органной музыки. 

  • Содружество муз 22.06.2017

    Когда в Караганде еще не было музея изобразительного искусства, Русский драматический театр им. К.С. Станиславского сотрудничал с Карагандинским отделением Союза художников и проводил в фойе их выставки. Теперь традиция предоставления художникам места для экспозиций возрождается. На днях здесь открыли выставку молодой художницы Ирины Денисовой.

  • Он и пишут время 20.06.2017

    Карагандинский музей изобразительного искусства готов принять гостей «ЭКСПО-2017». Экспозиция, посвященная международной выставке, действует в обоих залах, охватывая тему не только развития самого Казахстана, но и историю искусства нашего региона.

  • Прочтение классика 17.06.2017

    Постановкой спектакля «Каракоз» завершился юбилейный 85-й сезон в Казахском театре им. С. Сейфуллина. Сам юбилей будут праздновать осенью, поскольку день рождения театра приходится на 2 ноября. Планируется пригласить на праздничный вечер представителей всех театров республики.

  • Общие цели 15.06.2017

    В холле Казахского драматического театра им. С. Сейфуллина - выставка материалов о становлении и развитии Карагандинского региона, подготовленная областным государственным архивом. Рядом экспонаты нашего историко-краеведческого музея. Здесь ждут известного гостя - писателя и драматурга Рахимжана Отарбаева.

  • Джазовый сюрприз 15.06.2017

    Сотни ладоней соединялись в аплодисментах: песня Дюка Эллигтона «It Don’t Mean a Thing» в исполнении алматинской гостьи Ирэны Аравиной дала публике новый заряд драйва. Аккомпанировал солистке наш «Биг-Бэнд». Закрытие XXII концертного сезона прошло, как и любой концерт джазового оркестра, ярко и по-дружески.

"Астана ЭКСПО-2017"