14 марта 2017 года 447

Страховка от пациента?

Автор: Самал АХМЕТОВА

Пропагандируя предстоящее обязательное социальное медицинское страхование, руководство Минздрава явно печется о благе казахстанского народа.

Так, к примеру, рассказывая на одном из брифингов о преимуществах медстрахования, тогда еще министр здравоохранения и социального развития Тамара Дуйсенова подчеркивала, что в обществе не должно складываться мнение о нехватке или сокращении государственного финансирования на нужды здравоохранения. К тому же медицинское страхование предполагает снижение нагрузки на врачей. Как отмечают все те же чиновники от медицины, если сейчас к одному специалисту прикреплено до 2500 человек, то после внедрения программы эта цифра снизится до полутора тысяч.
Да, идея этой программы хорошая. Ведь мечта каждого пациента - это уменьшение многочасовых очередей. И, наконец, как обещает Минздрав, конкуренцию государственным больницам составят частные клиники, которые по страховке будут лечить население. С помощью такой конкуренции Правительство намерено повысить уровень медицины.
Но это все в будущем. А реальность такова, что в поликлиниках не хватает врачей, пациентам неделями (если не месяцами) приходится ждать консультации у узкого специалиста. И даже размещение госзаказа в частные клиники в виде гарантированного объема бесплатной медицинской помощи не спасает ситуацию. А ведь была неплохая идея, когда владельцы клиник вдруг решили поучаствовать в конкурсных процедурах. И горожане радовались тому, что придется меньше стоять в очередях. Но в жизни все оказалось намного прозаичнее. Это обслуживая пациента за деньги, доктор может мило улыбаться. А вот стоит прийти за счет государства, так и улыбка мигом пропадает с лица. Говорю об этом, так как прочувствовала все на собственном опыте.
В Октябрьском районе г. Караганды живет примерно 220 тысяч человек, из них половина - жители Майкудука. Долгие годы горожан здесь обслуживали две поликлиники. Понятно, что они, пусть даже весьма крупные, не совсем справлялись с населением в сто тысяч человек. В конце прошлого года было решено разгрузить работу врачей-бюджетников, и с января часть пациентов вместе с государственным заказом взяла на себя частная клиника «Ависта». Я решила прикрепиться к этой поликлинике ввиду экономии времени на дорогу. Но главной причиной стало то, что за последние пять лет в моей прежней поликлинике сменилось семь участковых врачей. Если раньше я знала своего доктора по имени-отчеству и в лицо, то теперь не запоминала даже кабинет, в котором он принимал. Есть хорошая поговорка: «Как только мы достигли дна, снизу постучали». Так и я думала, что семь терапевтов за короткое время - это предел.
Окрыленная надеждами на лучшее, в январе позвонила в клинику «Ависта». Хотела познакомиться со своим участковым, а заодно и взять направление к другому специалисту. Оказалось, что терапевт сможет меня принять... только в марте. Это значит, что я два месяца должна ждать приема к врачу общей практики! Это значит, что в течение двух месяцев мне нельзя было даже простудиться. Хотя на вопрос о критическом состоянии дали ответ: «Можете подойти к концу приема. Сначала принимаем по записи». Ничего не оставалось, как записаться к терапевту за два месяца вперед и покорно ждать своей очереди.
Памятуя об этом, автор этих строк решила заранее записаться и к другому специалисту – гинекологу, и он тоже согласился принять меня в марте. И вот долгожданный прием у врача, его я действительно долго ждала. Придя немного раньше положенного времени, все еще надеялась, что уж теперь-то все будет хорошо. Тем временем доктор сначала скрылась в недрах кабинета и не выходила. Потом, к моему удивлению, позвала в кабинет пациентов, пришедших после меня. Одним словом, записавшись на 14.30, я вошла к врачу через полтора часа.
Но и это не самое главное. Выслушав причину моего обращения, доктор предложила обратиться в государственную клинику, объяснив просто, что за некоторые анализы, которые там были и остаются бесплатными, здесь, возможно, мне придется платить.
А как же гарантированный объем бесплатной медицинской помощи? Разве он не одинаков во всех клиниках, отрабатывающих государственный заказ? Кроме того, существует такое понятие, как «подушевое финансирование» - это когда государство платит за каждого гражданина Казахстана, чтобы он мог получать профилактические, диагностические и лечебные медицинские услуги независимо от того, насколько часто пациент обращается в больницу.
Поскольку с подобной ситуацией, как оказалось, сталкивались чуть ли не все знакомые и коллеги, с этими и другими вопросами мы обратились в управление здравоохранения. Ответ там обещали дать только на следующей неделе. Надеемся, что мы его все же получим.
А для сведения читателей мы решили напомнить Правила оказания гарантированной бесплатной медицинской помощи, которые в клиниках иногда "забывают" вывешивать на всеобщее обозрение. И ключевые слова там: «В Казахстане каждый гражданин может получать бесплатную медицинскую помощь. Все это - гарантированный объем бесплатной медицинской помощи (ГОБМП).
Постановлением Правительства бесплатная медпомощь предоставляется гражданам Республики Казахстан и оралманам за счет бюджетных средств.
Здравоохранение в Казахстане финансируется путем выделения бюджетных средств республиканского и местного бюджета.
ГОБМП гражданам, выполняемый за счет республиканского бюджета, включает:
1. Оказание специализированной медицинской помощи, включая реабилитационную помощь взрослому и детскому населению по направлению организаций здравоохранения: хирургической, нейрохирургической, уронефрологической, психиатрической, онкологической и радиологической, дерматолого-венерологической, офтальмологической, кардиологической, акушерско-гинекологической и при заболеваниях, связанных с воздействием вредных и опасных производственных факторов, туберкулезом, лепрой;
2. Оказание медицинской помощи ВИЧ-инфицированным больным;
3. Оказание медицинской помощи при заболеваниях, возникающих в экстренных, чрезвычайных ситуациях;
4. Судебно-медицинскую экспертизу.
2. ГОБМП гражданам, выполняемый за счет местного бюджета, включает:
1. Первичную медико-санитарную помощь; консультативно-диагностическую помощь, осуществляемую специализированными амбулаторно-поликлиническими организациями по направлению специалистов первичной медико-санитарной помощи; стоматологическую помощь детям до 18 лет, кроме ортодонтической помощи, беременным женщинам и пациентам с острой зубной болью; физиотерапевтическую помощь детям до 18 лет;
2. Оказание скорой и неотложной помощи;
3. Стационарную медицинскую помощь, в том числе реабилитационную, взрослому и детскому населению на местном уровне, включая:
- оказание экстренной помощи;
- оказание плановой помощи по всем видам заболеваний по направлению специалистов первичной медико-санитарной помощи, в том числе: онкологической, психоневрологической, инфекционной, офтальмологической, хирургической, нейрохирургической, ортопедической, уронефрологической, терапевтической, травматологической, дерматолого-венерологической, беременным и больным с гинекологическими заболеваниями, больным алкоголизмом и наркоманией, туберкулезом, сахарным диабетом, бронхолегочными заболеваниями;
4. Оказание медицинской помощи при заболеваниях, возникающих в экстренных, чрезвычайных ситуациях;
5. Оказание медицинской помощи ВИЧ-инфицированным больным.
В 2011 году в перечень ГОБМП включены дорогостоящие виды медицинского обследования. В частности, это ортодонтическая помощь детям с врожденной патологией челюстно-лицевой области, экстракорпоральное оплодотворение, проведение скрининговых исследований на диагностику вирусных гепатитов «Б» и «С» для детей, входящих в группу риска по этим заболеваниям».
А теперь сравним с реальностью?

Фото Линара ГАЛИМОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Устоять перед гриппом 17.10.2017

    С начала октября в области, как и по республике в целом, проходит прививочная кампания против сезонного гриппа. В поликлинике № 3 г. Караганды прикрепленное население активно участвует в бесплатной вакцинации. Возле прививочного кабинета в день нашего визита хоть и было немноголюдно, но медсестры почти непрерывно работали с посетителями - в основном с мамами с детьми и людьми пенсионного возраста.

  • Безопасная диагностика 12.10.2017

    Обследовать органы пищеварительного тракта врач может только изнутри, с помощью всевидящего ока эндоскопа. И чем функциональнее становится современная медицинская аппаратура, тем больше внимания она требует на предмет инфекционной безопасности пациентов. Технические возможности эндоскопического оборудования совершенствуются, предлагая более щадящую диагностику, без заглатывания ненавистного зонда. Ультратонкие трубки могут безболезненно вводиться в органы пищеварительной или дыхательной системы, а то и просто капсула с крошечной камерой, по изображению снимков которой врач ставит диагноз. Но так или иначе диагностическая аппаратура нуждается в качественной стерилизации.

  • Равновесие при любой погоде 10.10.2017

    Впервые за много лет в столь важной и непростой службе, как психиатрия, наметились заметные перемены. Государственная поддержка дошла и до диспансеров, где лечат особых пациентов с нарушениями ментального (психического) здоровья. Эта служба долгое время была закрытой от прессы и общества, и вся действительность, происходящая там, за наглухо закрытыми от постороннего глаза дверями, многим представлялась в самых мрачных тонах... А жалобы пациентов на плохие условия в стационаре, большую очередность на больничную койку только сгущали и без того не радужные впечатления о содержании психически нездоровых людей.

  • Перестроить мышление 07.10.2017

    Развитие новой службы по охране общественного здоровья, начатое в этом году, произошло после слияния двух ведомств: государственного санитарно-эпидемиологического надзора и контроля медицинской и фармацевтической деятельности. О том, чем продиктовано реформирование и какова его суть, мы беседуем с заместителем руководителя департамента охраны общественного здоровья Карагандинской области Ольгой СМИРНОВОЙ.

  • Ресурс фармацевтов 05.10.2017

    Новый ресурс с достоверной информацией о лекарствах уже доступен для фармацевтов, врачей и обычных граждан страны. Национальный лекарственный формуляр содержит зарегистрированные в РК лечебные средства, а это порядка 8 тысяч наименований. Еще на этапе разработки формуляра об этом проекте много говорилось в СМИ. Его цель - не только обеспечить новым пластом знаний, но и укрепить всю формулярную систему в РК, включая в базу данных только лекарственные средства с доказанной эффективностью. 

  • Лекарства - бесплатно 03.10.2017

    В 2018 году ситуация с обеспеченностью населения бесплатными лекарственными препаратами в Карагандинской области значительно улучшится. В частности, на их закупку в регионе будет потрачено почти в три раза больше средств, чем в нынешнем году. Кроме того, будет расширена сеть социальных аптек, сообщил руководитель областного управления здравоохранения Ержан Нурлыбаев на очередном аппаратном совещании в акимате области.

  • 3D в помощь хирургу 03.10.2017

    За действиями японского хирурга карагандинские врачи наблюдали с большого экрана в очках 3D. Мастер-класс с зарубежным участием в таком формате впервые проведен в стенах медицинского центра КГМУ для хирургов всего региона. Профессор из Японии Йошихиро Носо был приятно удивлен современным техническим оснащением центра, областной клинической больницы и областного онкодиспансера, где он продемонстрировал новационный подход к операциям и поделился своим опытом в общехирургической и онкологической практике. Мастер-классы сопровождались видеодемонстрацией лапароскопических операций (без разреза, методом прокола) и лекциями профессора. 

  • Этажи роста 30.09.2017

    В Центральной районной больнице Актогайского района впервые за много лет после капитального ремонта начал функционировать третий этаж. На первый взгляд, ремонт, пусть и капитальный, нельзя причислить к чему-то экстраординарному. Персонал районной больницы думает иначе. Дело в том, что третий этаж здания пустовал без малого 19 лет. Как рассказал директор медицинской организации Шарип Естеков, в 1998 году из-за нехватки финансирования на содержание вышла из строя отопительная система, и корпус попросту законсервировали. Больница переехала в здание расположенной рядом поликлиники. Само лечебно-профилактическое учреждение переместилось на первый этаж, стационар на 30 коек разместился на втором. Из-за нехватки площадей в кабинете работали по 2-3 специалиста.