14 марта 2017 года 121

Страховка от пациента?

Автор: Самал АХМЕТОВА

Пропагандируя предстоящее обязательное социальное медицинское страхование, руководство Минздрава явно печется о благе казахстанского народа.

Так, к примеру, рассказывая на одном из брифингов о преимуществах медстрахования, тогда еще министр здравоохранения и социального развития Тамара Дуйсенова подчеркивала, что в обществе не должно складываться мнение о нехватке или сокращении государственного финансирования на нужды здравоохранения. К тому же медицинское страхование предполагает снижение нагрузки на врачей. Как отмечают все те же чиновники от медицины, если сейчас к одному специалисту прикреплено до 2500 человек, то после внедрения программы эта цифра снизится до полутора тысяч.
Да, идея этой программы хорошая. Ведь мечта каждого пациента - это уменьшение многочасовых очередей. И, наконец, как обещает Минздрав, конкуренцию государственным больницам составят частные клиники, которые по страховке будут лечить население. С помощью такой конкуренции Правительство намерено повысить уровень медицины.
Но это все в будущем. А реальность такова, что в поликлиниках не хватает врачей, пациентам неделями (если не месяцами) приходится ждать консультации у узкого специалиста. И даже размещение госзаказа в частные клиники в виде гарантированного объема бесплатной медицинской помощи не спасает ситуацию. А ведь была неплохая идея, когда владельцы клиник вдруг решили поучаствовать в конкурсных процедурах. И горожане радовались тому, что придется меньше стоять в очередях. Но в жизни все оказалось намного прозаичнее. Это обслуживая пациента за деньги, доктор может мило улыбаться. А вот стоит прийти за счет государства, так и улыбка мигом пропадает с лица. Говорю об этом, так как прочувствовала все на собственном опыте.
В Октябрьском районе г. Караганды живет примерно 220 тысяч человек, из них половина - жители Майкудука. Долгие годы горожан здесь обслуживали две поликлиники. Понятно, что они, пусть даже весьма крупные, не совсем справлялись с населением в сто тысяч человек. В конце прошлого года было решено разгрузить работу врачей-бюджетников, и с января часть пациентов вместе с государственным заказом взяла на себя частная клиника «Ависта». Я решила прикрепиться к этой поликлинике ввиду экономии времени на дорогу. Но главной причиной стало то, что за последние пять лет в моей прежней поликлинике сменилось семь участковых врачей. Если раньше я знала своего доктора по имени-отчеству и в лицо, то теперь не запоминала даже кабинет, в котором он принимал. Есть хорошая поговорка: «Как только мы достигли дна, снизу постучали». Так и я думала, что семь терапевтов за короткое время - это предел.
Окрыленная надеждами на лучшее, в январе позвонила в клинику «Ависта». Хотела познакомиться со своим участковым, а заодно и взять направление к другому специалисту. Оказалось, что терапевт сможет меня принять... только в марте. Это значит, что я два месяца должна ждать приема к врачу общей практики! Это значит, что в течение двух месяцев мне нельзя было даже простудиться. Хотя на вопрос о критическом состоянии дали ответ: «Можете подойти к концу приема. Сначала принимаем по записи». Ничего не оставалось, как записаться к терапевту за два месяца вперед и покорно ждать своей очереди.
Памятуя об этом, автор этих строк решила заранее записаться и к другому специалисту – гинекологу, и он тоже согласился принять меня в марте. И вот долгожданный прием у врача, его я действительно долго ждала. Придя немного раньше положенного времени, все еще надеялась, что уж теперь-то все будет хорошо. Тем временем доктор сначала скрылась в недрах кабинета и не выходила. Потом, к моему удивлению, позвала в кабинет пациентов, пришедших после меня. Одним словом, записавшись на 14.30, я вошла к врачу через полтора часа.
Но и это не самое главное. Выслушав причину моего обращения, доктор предложила обратиться в государственную клинику, объяснив просто, что за некоторые анализы, которые там были и остаются бесплатными, здесь, возможно, мне придется платить.
А как же гарантированный объем бесплатной медицинской помощи? Разве он не одинаков во всех клиниках, отрабатывающих государственный заказ? Кроме того, существует такое понятие, как «подушевое финансирование» - это когда государство платит за каждого гражданина Казахстана, чтобы он мог получать профилактические, диагностические и лечебные медицинские услуги независимо от того, насколько часто пациент обращается в больницу.
Поскольку с подобной ситуацией, как оказалось, сталкивались чуть ли не все знакомые и коллеги, с этими и другими вопросами мы обратились в управление здравоохранения. Ответ там обещали дать только на следующей неделе. Надеемся, что мы его все же получим.
А для сведения читателей мы решили напомнить Правила оказания гарантированной бесплатной медицинской помощи, которые в клиниках иногда "забывают" вывешивать на всеобщее обозрение. И ключевые слова там: «В Казахстане каждый гражданин может получать бесплатную медицинскую помощь. Все это - гарантированный объем бесплатной медицинской помощи (ГОБМП).
Постановлением Правительства бесплатная медпомощь предоставляется гражданам Республики Казахстан и оралманам за счет бюджетных средств.
Здравоохранение в Казахстане финансируется путем выделения бюджетных средств республиканского и местного бюджета.
ГОБМП гражданам, выполняемый за счет республиканского бюджета, включает:
1. Оказание специализированной медицинской помощи, включая реабилитационную помощь взрослому и детскому населению по направлению организаций здравоохранения: хирургической, нейрохирургической, уронефрологической, психиатрической, онкологической и радиологической, дерматолого-венерологической, офтальмологической, кардиологической, акушерско-гинекологической и при заболеваниях, связанных с воздействием вредных и опасных производственных факторов, туберкулезом, лепрой;
2. Оказание медицинской помощи ВИЧ-инфицированным больным;
3. Оказание медицинской помощи при заболеваниях, возникающих в экстренных, чрезвычайных ситуациях;
4. Судебно-медицинскую экспертизу.
2. ГОБМП гражданам, выполняемый за счет местного бюджета, включает:
1. Первичную медико-санитарную помощь; консультативно-диагностическую помощь, осуществляемую специализированными амбулаторно-поликлиническими организациями по направлению специалистов первичной медико-санитарной помощи; стоматологическую помощь детям до 18 лет, кроме ортодонтической помощи, беременным женщинам и пациентам с острой зубной болью; физиотерапевтическую помощь детям до 18 лет;
2. Оказание скорой и неотложной помощи;
3. Стационарную медицинскую помощь, в том числе реабилитационную, взрослому и детскому населению на местном уровне, включая:
- оказание экстренной помощи;
- оказание плановой помощи по всем видам заболеваний по направлению специалистов первичной медико-санитарной помощи, в том числе: онкологической, психоневрологической, инфекционной, офтальмологической, хирургической, нейрохирургической, ортопедической, уронефрологической, терапевтической, травматологической, дерматолого-венерологической, беременным и больным с гинекологическими заболеваниями, больным алкоголизмом и наркоманией, туберкулезом, сахарным диабетом, бронхолегочными заболеваниями;
4. Оказание медицинской помощи при заболеваниях, возникающих в экстренных, чрезвычайных ситуациях;
5. Оказание медицинской помощи ВИЧ-инфицированным больным.
В 2011 году в перечень ГОБМП включены дорогостоящие виды медицинского обследования. В частности, это ортодонтическая помощь детям с врожденной патологией челюстно-лицевой области, экстракорпоральное оплодотворение, проведение скрининговых исследований на диагностику вирусных гепатитов «Б» и «С» для детей, входящих в группу риска по этим заболеваниям».
А теперь сравним с реальностью?

Фото Линара ГАЛИМОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Важен каждый пациент 11.03.2017

    На получение оперативных сведений о каждом сердечном больном в городах-спутниках и сельских районах и оказание им своевременной квалифицированной помощи направлены два проекта областного кардиохирургического центра: ситуационный центр и телемедицинская сеть. В их презентации принял участие глава области Нурмухамбет Абдибеков.

  • Оградить от очага 07.03.2017

    Порядка 484 млн тенге необходимо, чтобы привести в надлежащий вид выявленные на территории региона очаги сибирской язвы. В нынешнем году планируется произвести отбор проб из 78 мест, также здесь намечено выполнить работу по строительству ограждений и установке предупреждающих знаков, сообщил руководитель управления ветеринарии Карагандинской области Бауржан Асанов, отметив, что соответствующие средства по распоряжению Нурмухамбета Абдибекова будут выделены из областного бюджета.

  • Браво, фельдшер! 02.03.2017

    Блестящие знания по оказанию неотложной помощи при остром коронарном синдроме показал студент Карагандинского медицинского колледжа, будущий фельдшер Егор Федотов на международном конкурсе «Ак барыс» среди медколледжей городов Казахстана и России, посвященный «ЕХРО-2017».

  • Инвестиции в здоровье 28.02.2017

    Несколько важных вопросов обсудили на коллегии областного управления здравоохранения с участием заместителя акима области Жандоса Абишева.

  • Без повода и очереди 25.02.2017

    С неизменным правилом поликлиники - пройти доврачебный осмотр - знаком каждый посетитель амбулаторного медучреждения. Без него нет доступа к узкопрофильным специалистам. Но как вспомнишь об этих очередях у каждого кабинета: смотрового, электрокардиограммы, забора крови на сахар и холестерин...

  • На равных условиях 21.02.2017

    В своем Послании Глава государства подчеркнул, что для развития конкуренции частным медицинским организациям следует предоставить в системе обязательного социального медицинского страхования (ОСМС) равные условия.

  • Страховка на ошибку 16.02.2017

    На обсуждение медиков вынесена Концепция проекта Закона «О гарантировании профессиональной ответственности медицинских работников в РК». Он подразумевает обязательное страхование в медицинской среде.

  • Все о медстраховании 14.02.2017

    В республике начался третий этап информационно-разъяснительной работы по внедрению обязательного социального медицинского страхования (ОСМС). Он включает в себя работу с населением, коллективами учреждений, организаций, предприятий, хозяйств, НПО.

Весне дорогу!