14 марта 2017 года 357

Страховка от пациента?

Автор: Самал АХМЕТОВА

Пропагандируя предстоящее обязательное социальное медицинское страхование, руководство Минздрава явно печется о благе казахстанского народа.

Так, к примеру, рассказывая на одном из брифингов о преимуществах медстрахования, тогда еще министр здравоохранения и социального развития Тамара Дуйсенова подчеркивала, что в обществе не должно складываться мнение о нехватке или сокращении государственного финансирования на нужды здравоохранения. К тому же медицинское страхование предполагает снижение нагрузки на врачей. Как отмечают все те же чиновники от медицины, если сейчас к одному специалисту прикреплено до 2500 человек, то после внедрения программы эта цифра снизится до полутора тысяч.
Да, идея этой программы хорошая. Ведь мечта каждого пациента - это уменьшение многочасовых очередей. И, наконец, как обещает Минздрав, конкуренцию государственным больницам составят частные клиники, которые по страховке будут лечить население. С помощью такой конкуренции Правительство намерено повысить уровень медицины.
Но это все в будущем. А реальность такова, что в поликлиниках не хватает врачей, пациентам неделями (если не месяцами) приходится ждать консультации у узкого специалиста. И даже размещение госзаказа в частные клиники в виде гарантированного объема бесплатной медицинской помощи не спасает ситуацию. А ведь была неплохая идея, когда владельцы клиник вдруг решили поучаствовать в конкурсных процедурах. И горожане радовались тому, что придется меньше стоять в очередях. Но в жизни все оказалось намного прозаичнее. Это обслуживая пациента за деньги, доктор может мило улыбаться. А вот стоит прийти за счет государства, так и улыбка мигом пропадает с лица. Говорю об этом, так как прочувствовала все на собственном опыте.
В Октябрьском районе г. Караганды живет примерно 220 тысяч человек, из них половина - жители Майкудука. Долгие годы горожан здесь обслуживали две поликлиники. Понятно, что они, пусть даже весьма крупные, не совсем справлялись с населением в сто тысяч человек. В конце прошлого года было решено разгрузить работу врачей-бюджетников, и с января часть пациентов вместе с государственным заказом взяла на себя частная клиника «Ависта». Я решила прикрепиться к этой поликлинике ввиду экономии времени на дорогу. Но главной причиной стало то, что за последние пять лет в моей прежней поликлинике сменилось семь участковых врачей. Если раньше я знала своего доктора по имени-отчеству и в лицо, то теперь не запоминала даже кабинет, в котором он принимал. Есть хорошая поговорка: «Как только мы достигли дна, снизу постучали». Так и я думала, что семь терапевтов за короткое время - это предел.
Окрыленная надеждами на лучшее, в январе позвонила в клинику «Ависта». Хотела познакомиться со своим участковым, а заодно и взять направление к другому специалисту. Оказалось, что терапевт сможет меня принять... только в марте. Это значит, что я два месяца должна ждать приема к врачу общей практики! Это значит, что в течение двух месяцев мне нельзя было даже простудиться. Хотя на вопрос о критическом состоянии дали ответ: «Можете подойти к концу приема. Сначала принимаем по записи». Ничего не оставалось, как записаться к терапевту за два месяца вперед и покорно ждать своей очереди.
Памятуя об этом, автор этих строк решила заранее записаться и к другому специалисту – гинекологу, и он тоже согласился принять меня в марте. И вот долгожданный прием у врача, его я действительно долго ждала. Придя немного раньше положенного времени, все еще надеялась, что уж теперь-то все будет хорошо. Тем временем доктор сначала скрылась в недрах кабинета и не выходила. Потом, к моему удивлению, позвала в кабинет пациентов, пришедших после меня. Одним словом, записавшись на 14.30, я вошла к врачу через полтора часа.
Но и это не самое главное. Выслушав причину моего обращения, доктор предложила обратиться в государственную клинику, объяснив просто, что за некоторые анализы, которые там были и остаются бесплатными, здесь, возможно, мне придется платить.
А как же гарантированный объем бесплатной медицинской помощи? Разве он не одинаков во всех клиниках, отрабатывающих государственный заказ? Кроме того, существует такое понятие, как «подушевое финансирование» - это когда государство платит за каждого гражданина Казахстана, чтобы он мог получать профилактические, диагностические и лечебные медицинские услуги независимо от того, насколько часто пациент обращается в больницу.
Поскольку с подобной ситуацией, как оказалось, сталкивались чуть ли не все знакомые и коллеги, с этими и другими вопросами мы обратились в управление здравоохранения. Ответ там обещали дать только на следующей неделе. Надеемся, что мы его все же получим.
А для сведения читателей мы решили напомнить Правила оказания гарантированной бесплатной медицинской помощи, которые в клиниках иногда "забывают" вывешивать на всеобщее обозрение. И ключевые слова там: «В Казахстане каждый гражданин может получать бесплатную медицинскую помощь. Все это - гарантированный объем бесплатной медицинской помощи (ГОБМП).
Постановлением Правительства бесплатная медпомощь предоставляется гражданам Республики Казахстан и оралманам за счет бюджетных средств.
Здравоохранение в Казахстане финансируется путем выделения бюджетных средств республиканского и местного бюджета.
ГОБМП гражданам, выполняемый за счет республиканского бюджета, включает:
1. Оказание специализированной медицинской помощи, включая реабилитационную помощь взрослому и детскому населению по направлению организаций здравоохранения: хирургической, нейрохирургической, уронефрологической, психиатрической, онкологической и радиологической, дерматолого-венерологической, офтальмологической, кардиологической, акушерско-гинекологической и при заболеваниях, связанных с воздействием вредных и опасных производственных факторов, туберкулезом, лепрой;
2. Оказание медицинской помощи ВИЧ-инфицированным больным;
3. Оказание медицинской помощи при заболеваниях, возникающих в экстренных, чрезвычайных ситуациях;
4. Судебно-медицинскую экспертизу.
2. ГОБМП гражданам, выполняемый за счет местного бюджета, включает:
1. Первичную медико-санитарную помощь; консультативно-диагностическую помощь, осуществляемую специализированными амбулаторно-поликлиническими организациями по направлению специалистов первичной медико-санитарной помощи; стоматологическую помощь детям до 18 лет, кроме ортодонтической помощи, беременным женщинам и пациентам с острой зубной болью; физиотерапевтическую помощь детям до 18 лет;
2. Оказание скорой и неотложной помощи;
3. Стационарную медицинскую помощь, в том числе реабилитационную, взрослому и детскому населению на местном уровне, включая:
- оказание экстренной помощи;
- оказание плановой помощи по всем видам заболеваний по направлению специалистов первичной медико-санитарной помощи, в том числе: онкологической, психоневрологической, инфекционной, офтальмологической, хирургической, нейрохирургической, ортопедической, уронефрологической, терапевтической, травматологической, дерматолого-венерологической, беременным и больным с гинекологическими заболеваниями, больным алкоголизмом и наркоманией, туберкулезом, сахарным диабетом, бронхолегочными заболеваниями;
4. Оказание медицинской помощи при заболеваниях, возникающих в экстренных, чрезвычайных ситуациях;
5. Оказание медицинской помощи ВИЧ-инфицированным больным.
В 2011 году в перечень ГОБМП включены дорогостоящие виды медицинского обследования. В частности, это ортодонтическая помощь детям с врожденной патологией челюстно-лицевой области, экстракорпоральное оплодотворение, проведение скрининговых исследований на диагностику вирусных гепатитов «Б» и «С» для детей, входящих в группу риска по этим заболеваниям».
А теперь сравним с реальностью?

Фото Линара ГАЛИМОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Неотложная «сортировка» 15.08.2017

    Служба скорой медицинской помощи переводится на экстренный режим. На вызовы в диспетчерскую «103» бригады будут выезжать лишь в случае угрозы для жизни пациента. К хроническим больным прибудут медики из поликлиники, причем в любое время дня и ночи.

    Разгрузить «скорую» в Министерстве здравоохранения РК задумали в связи с большим количеством необоснованных вызовов и долгим ожиданием прибытия кареты «неотложки».

  • Инвестиции в профилактику 15.08.2017

    Велотренажеры, шведская стенка будут служить всем посетителям коронарного клуба для умеренной нагрузки на сердце и его сосуды. Беседовать с пациентами об активном образе жизни - это одно, но лично контролировать выполнение медицинских рекомендаций - совсем другое дело.

  • Здоровье как актив 10.08.2017

    Острые проблемы, возникающие в профпатологической службе, сотрудники Национального центра гигиены труда и профессиональных заболеваний МЗ РК поднимают не впервые, даже на уровне Всемирной организации здравоохранения.

  • Старт отчислениям дан 08.08.2017

    Карагандинская область наряду с тремя регионами страны - в числе лидеров по уплате взносов и отчислений. Список представлен также Восточно-Казахстанской, Костанайской и Алматинской областями.

  • Креативные интерны 03.08.2017

    Праздником семьи назвало руководство Карагандинского государственного медицинского университета прошедший на днях выпускной для студентов-медиков, окончивших пятый курс.

  • Тест для двоих 01.08.2017

    В Казахстане наряду с беременными женщинами планируют начать обследовать на ВИЧ-инфекцию и будущих отцов. Медики не согласны с тем, что партнеры их пациенток остаются в стороне от обязательного планового профосмотра. Работники здравоохранения выступают за обследование обоих партнеров. 

  • Малыш в надежных руках 29.07.2017

    В прошлом году центральная больница Шахтинска пополнилась новым специализированным отделением. Небольшим, всего на два места, но таким необходимым. 

  • Успех системы - в мотивации 27.07.2017

    Старт кампании по внедрению обязательного социального медицинского страхования уже дан - с 1 июля начали поступать первые страховые взносы в Фонд МС от работодателей и индивидуальных предпринимателей.

"Астана ЭКСПО-2017"