14 марта 2017 года 647

Страховка от пациента?

Автор: Самал АХМЕТОВА

Пропагандируя предстоящее обязательное социальное медицинское страхование, руководство Минздрава явно печется о благе казахстанского народа.

Так, к примеру, рассказывая на одном из брифингов о преимуществах медстрахования, тогда еще министр здравоохранения и социального развития Тамара Дуйсенова подчеркивала, что в обществе не должно складываться мнение о нехватке или сокращении государственного финансирования на нужды здравоохранения. К тому же медицинское страхование предполагает снижение нагрузки на врачей. Как отмечают все те же чиновники от медицины, если сейчас к одному специалисту прикреплено до 2500 человек, то после внедрения программы эта цифра снизится до полутора тысяч.
Да, идея этой программы хорошая. Ведь мечта каждого пациента - это уменьшение многочасовых очередей. И, наконец, как обещает Минздрав, конкуренцию государственным больницам составят частные клиники, которые по страховке будут лечить население. С помощью такой конкуренции Правительство намерено повысить уровень медицины.
Но это все в будущем. А реальность такова, что в поликлиниках не хватает врачей, пациентам неделями (если не месяцами) приходится ждать консультации у узкого специалиста. И даже размещение госзаказа в частные клиники в виде гарантированного объема бесплатной медицинской помощи не спасает ситуацию. А ведь была неплохая идея, когда владельцы клиник вдруг решили поучаствовать в конкурсных процедурах. И горожане радовались тому, что придется меньше стоять в очередях. Но в жизни все оказалось намного прозаичнее. Это обслуживая пациента за деньги, доктор может мило улыбаться. А вот стоит прийти за счет государства, так и улыбка мигом пропадает с лица. Говорю об этом, так как прочувствовала все на собственном опыте.
В Октябрьском районе г. Караганды живет примерно 220 тысяч человек, из них половина - жители Майкудука. Долгие годы горожан здесь обслуживали две поликлиники. Понятно, что они, пусть даже весьма крупные, не совсем справлялись с населением в сто тысяч человек. В конце прошлого года было решено разгрузить работу врачей-бюджетников, и с января часть пациентов вместе с государственным заказом взяла на себя частная клиника «Ависта». Я решила прикрепиться к этой поликлинике ввиду экономии времени на дорогу. Но главной причиной стало то, что за последние пять лет в моей прежней поликлинике сменилось семь участковых врачей. Если раньше я знала своего доктора по имени-отчеству и в лицо, то теперь не запоминала даже кабинет, в котором он принимал. Есть хорошая поговорка: «Как только мы достигли дна, снизу постучали». Так и я думала, что семь терапевтов за короткое время - это предел.
Окрыленная надеждами на лучшее, в январе позвонила в клинику «Ависта». Хотела познакомиться со своим участковым, а заодно и взять направление к другому специалисту. Оказалось, что терапевт сможет меня принять... только в марте. Это значит, что я два месяца должна ждать приема к врачу общей практики! Это значит, что в течение двух месяцев мне нельзя было даже простудиться. Хотя на вопрос о критическом состоянии дали ответ: «Можете подойти к концу приема. Сначала принимаем по записи». Ничего не оставалось, как записаться к терапевту за два месяца вперед и покорно ждать своей очереди.
Памятуя об этом, автор этих строк решила заранее записаться и к другому специалисту – гинекологу, и он тоже согласился принять меня в марте. И вот долгожданный прием у врача, его я действительно долго ждала. Придя немного раньше положенного времени, все еще надеялась, что уж теперь-то все будет хорошо. Тем временем доктор сначала скрылась в недрах кабинета и не выходила. Потом, к моему удивлению, позвала в кабинет пациентов, пришедших после меня. Одним словом, записавшись на 14.30, я вошла к врачу через полтора часа.
Но и это не самое главное. Выслушав причину моего обращения, доктор предложила обратиться в государственную клинику, объяснив просто, что за некоторые анализы, которые там были и остаются бесплатными, здесь, возможно, мне придется платить.
А как же гарантированный объем бесплатной медицинской помощи? Разве он не одинаков во всех клиниках, отрабатывающих государственный заказ? Кроме того, существует такое понятие, как «подушевое финансирование» - это когда государство платит за каждого гражданина Казахстана, чтобы он мог получать профилактические, диагностические и лечебные медицинские услуги независимо от того, насколько часто пациент обращается в больницу.
Поскольку с подобной ситуацией, как оказалось, сталкивались чуть ли не все знакомые и коллеги, с этими и другими вопросами мы обратились в управление здравоохранения. Ответ там обещали дать только на следующей неделе. Надеемся, что мы его все же получим.
А для сведения читателей мы решили напомнить Правила оказания гарантированной бесплатной медицинской помощи, которые в клиниках иногда "забывают" вывешивать на всеобщее обозрение. И ключевые слова там: «В Казахстане каждый гражданин может получать бесплатную медицинскую помощь. Все это - гарантированный объем бесплатной медицинской помощи (ГОБМП).
Постановлением Правительства бесплатная медпомощь предоставляется гражданам Республики Казахстан и оралманам за счет бюджетных средств.
Здравоохранение в Казахстане финансируется путем выделения бюджетных средств республиканского и местного бюджета.
ГОБМП гражданам, выполняемый за счет республиканского бюджета, включает:
1. Оказание специализированной медицинской помощи, включая реабилитационную помощь взрослому и детскому населению по направлению организаций здравоохранения: хирургической, нейрохирургической, уронефрологической, психиатрической, онкологической и радиологической, дерматолого-венерологической, офтальмологической, кардиологической, акушерско-гинекологической и при заболеваниях, связанных с воздействием вредных и опасных производственных факторов, туберкулезом, лепрой;
2. Оказание медицинской помощи ВИЧ-инфицированным больным;
3. Оказание медицинской помощи при заболеваниях, возникающих в экстренных, чрезвычайных ситуациях;
4. Судебно-медицинскую экспертизу.
2. ГОБМП гражданам, выполняемый за счет местного бюджета, включает:
1. Первичную медико-санитарную помощь; консультативно-диагностическую помощь, осуществляемую специализированными амбулаторно-поликлиническими организациями по направлению специалистов первичной медико-санитарной помощи; стоматологическую помощь детям до 18 лет, кроме ортодонтической помощи, беременным женщинам и пациентам с острой зубной болью; физиотерапевтическую помощь детям до 18 лет;
2. Оказание скорой и неотложной помощи;
3. Стационарную медицинскую помощь, в том числе реабилитационную, взрослому и детскому населению на местном уровне, включая:
- оказание экстренной помощи;
- оказание плановой помощи по всем видам заболеваний по направлению специалистов первичной медико-санитарной помощи, в том числе: онкологической, психоневрологической, инфекционной, офтальмологической, хирургической, нейрохирургической, ортопедической, уронефрологической, терапевтической, травматологической, дерматолого-венерологической, беременным и больным с гинекологическими заболеваниями, больным алкоголизмом и наркоманией, туберкулезом, сахарным диабетом, бронхолегочными заболеваниями;
4. Оказание медицинской помощи при заболеваниях, возникающих в экстренных, чрезвычайных ситуациях;
5. Оказание медицинской помощи ВИЧ-инфицированным больным.
В 2011 году в перечень ГОБМП включены дорогостоящие виды медицинского обследования. В частности, это ортодонтическая помощь детям с врожденной патологией челюстно-лицевой области, экстракорпоральное оплодотворение, проведение скрининговых исследований на диагностику вирусных гепатитов «Б» и «С» для детей, входящих в группу риска по этим заболеваниям».
А теперь сравним с реальностью?

Фото Линара ГАЛИМОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • В помощь пациенту 17.05.2018

    Идея провести в Караганде очередной мозговой штурм с участием студентов разных вузов республики родилась в стенах Карагандинского государственного медицинского университета после прошедшего мейкатона, прославившегося разработками для упрощения жизни людей с ограниченными возможностями. Новый проект тоже решили сделать полезным для общества, но на сей раз посвятили цифровизации в сфере здравоохранения. 

  • Прививка - в массы 05.05.2018

    Бригада медиков развернула свой выездной прививочный «кабинет» на рынке «Шыгыс» задолго до начала приема посетителей. Он состоялся по поводу проводимой Всемирной недели иммунизации. В этом году кампания рассчитана на широкие слои населения, в том числе людей, временно проживающих в области. Такой выезд медработников поликлиники № 3 Караганды с представителями службы охраны общественного здоровья за последние дни - не единственный. До этого они побывали на рынке «Алтын Арба», где бесплатно привили 25 человек. С каждым днем торгующие охотнее соглашались приобрести иммунитет от таких опасных инфекций, как дифтерия и столбняк. Профилактические прививки от них жители страны должны получать каждые десять лет, начиная с шестнадцатилетнего возраста. 

  • Прививка от социальных бед 26.04.2018

    Карагандинские доктора могут чувствовать себя вполне защищенными. Областной филиал профсоюза работников здравоохранения проделал большую работу, чтобы обеспечить медиков солидным пакетом гарантий и льгот. Как отметила председатель филиала профсоюза Александра Мадиярова, основной упор был сделан на заключении с управлением здравоохранения Карагандинской области отраслевого соглашения по социальному партнерству. Итогом совместной работы стало подписание в июне прошлого года договора, который включает 122 пункта по наиболее актуальным вопросам. 

  • Когда запаздывают лекарства 24.04.2018

    Чтобы решить проблему, связанную с острой нехваткой лекарств для больных гемофилией, управление здравоохранения обратилось за помощью в другие области. По словам руководителя отдела лекарственного обеспечения Альмиры Рахимжановой, пока только трое детей обеспечены двумя наименованиями препаратов для свертываемости крови. А в области таких 17 и еще 30 взрослых. Такая ситуация сложилась, потому что у нас очень поздно начались тендерные процедуры.

  • Уменьшить затраты 19.04.2018

    С ростом продолжительности жизни населения нашей страны и развитием медицинских технологий объем потребления медуслуг увеличивается, и в будущем эта тенденция роста сохранится. По мнению директора филиала НАО «Фонд социального медицинского страхования» по Карагандинской области Фазыла Копобаева, в связи с тем, что система здравоохранения сегодня не готова ответить на глобальные вызовы, наши граждане тратят на медицинские услуги и лекарства слишком много собственных средств.

  • Ускоритель диагностики 19.04.2018

    С момента внедрения в области Комплексной медицинской информационной системы ее разработчики создали 8 версий программы. Для ее совершенства и расширения возможностей появляются все новые модули. Один из последних предназначен для архивации любых цифровых изображений, будь то снимки или видео. Это позволит загружать в систему не только данные флюороосмотров, но и исследований рентген-аппаратов, ангиографов, УЗИ, эндоскопии и других методов диагностики.

  • Золотой стандарт 12.04.2018

    За последние три года в Карагандинской области существенно увеличилось число доноров, сдающих кровь безвозмездно. На сегодня они составляют 99,8% в общей структуре, что выделяет наш регион на фоне республики (в целом по РК цифра равна 95%). Эти данные были озвучены на прошедшем в Астане III Евразийском конгрессе трансфузиологов с международным участием. Представители службы крови Казахстана и других государств обсуждали актуальные вопросы, связанные с безопасностью и качеством такого ценного ресурса, как донорская кровь. 

  • "Учтите наше мнение!" 05.04.2018

    Эмоциональным получился разговор на встрече руководства управления здравоохранения, медицинской фирмы «Гиппократ» с жителями Пришахтинска, прикрепленными к бывшей поликлинике № 2, обслуживающей жилые массивы ЖБИ, транспортного цеха, Старой Тихоновки и всего охватывающей порядка 60 тысяч человек. Речь шла об условиях оказания медицинской помощи и стоимости платных услуг. Изменения в прейскуранте пациенты заметили после передачи государственной поликлиники в конкурентную среду - в конце прошлого года это медучреждение и поликлиника № 2 г. Темиртау перешли в доверительное управление медицинской фирме «Гиппократ» сроком на 5 лет. Столкнувшись с изменениями, люди запаниковали и пожаловались в облздрав. Компания инициировала встречу с пациентами, чтобы вместе обсудить все вопросы.