14 марта 2017 года 300

Страховка от пациента?

Автор: Самал АХМЕТОВА

Пропагандируя предстоящее обязательное социальное медицинское страхование, руководство Минздрава явно печется о благе казахстанского народа.

Так, к примеру, рассказывая на одном из брифингов о преимуществах медстрахования, тогда еще министр здравоохранения и социального развития Тамара Дуйсенова подчеркивала, что в обществе не должно складываться мнение о нехватке или сокращении государственного финансирования на нужды здравоохранения. К тому же медицинское страхование предполагает снижение нагрузки на врачей. Как отмечают все те же чиновники от медицины, если сейчас к одному специалисту прикреплено до 2500 человек, то после внедрения программы эта цифра снизится до полутора тысяч.
Да, идея этой программы хорошая. Ведь мечта каждого пациента - это уменьшение многочасовых очередей. И, наконец, как обещает Минздрав, конкуренцию государственным больницам составят частные клиники, которые по страховке будут лечить население. С помощью такой конкуренции Правительство намерено повысить уровень медицины.
Но это все в будущем. А реальность такова, что в поликлиниках не хватает врачей, пациентам неделями (если не месяцами) приходится ждать консультации у узкого специалиста. И даже размещение госзаказа в частные клиники в виде гарантированного объема бесплатной медицинской помощи не спасает ситуацию. А ведь была неплохая идея, когда владельцы клиник вдруг решили поучаствовать в конкурсных процедурах. И горожане радовались тому, что придется меньше стоять в очередях. Но в жизни все оказалось намного прозаичнее. Это обслуживая пациента за деньги, доктор может мило улыбаться. А вот стоит прийти за счет государства, так и улыбка мигом пропадает с лица. Говорю об этом, так как прочувствовала все на собственном опыте.
В Октябрьском районе г. Караганды живет примерно 220 тысяч человек, из них половина - жители Майкудука. Долгие годы горожан здесь обслуживали две поликлиники. Понятно, что они, пусть даже весьма крупные, не совсем справлялись с населением в сто тысяч человек. В конце прошлого года было решено разгрузить работу врачей-бюджетников, и с января часть пациентов вместе с государственным заказом взяла на себя частная клиника «Ависта». Я решила прикрепиться к этой поликлинике ввиду экономии времени на дорогу. Но главной причиной стало то, что за последние пять лет в моей прежней поликлинике сменилось семь участковых врачей. Если раньше я знала своего доктора по имени-отчеству и в лицо, то теперь не запоминала даже кабинет, в котором он принимал. Есть хорошая поговорка: «Как только мы достигли дна, снизу постучали». Так и я думала, что семь терапевтов за короткое время - это предел.
Окрыленная надеждами на лучшее, в январе позвонила в клинику «Ависта». Хотела познакомиться со своим участковым, а заодно и взять направление к другому специалисту. Оказалось, что терапевт сможет меня принять... только в марте. Это значит, что я два месяца должна ждать приема к врачу общей практики! Это значит, что в течение двух месяцев мне нельзя было даже простудиться. Хотя на вопрос о критическом состоянии дали ответ: «Можете подойти к концу приема. Сначала принимаем по записи». Ничего не оставалось, как записаться к терапевту за два месяца вперед и покорно ждать своей очереди.
Памятуя об этом, автор этих строк решила заранее записаться и к другому специалисту – гинекологу, и он тоже согласился принять меня в марте. И вот долгожданный прием у врача, его я действительно долго ждала. Придя немного раньше положенного времени, все еще надеялась, что уж теперь-то все будет хорошо. Тем временем доктор сначала скрылась в недрах кабинета и не выходила. Потом, к моему удивлению, позвала в кабинет пациентов, пришедших после меня. Одним словом, записавшись на 14.30, я вошла к врачу через полтора часа.
Но и это не самое главное. Выслушав причину моего обращения, доктор предложила обратиться в государственную клинику, объяснив просто, что за некоторые анализы, которые там были и остаются бесплатными, здесь, возможно, мне придется платить.
А как же гарантированный объем бесплатной медицинской помощи? Разве он не одинаков во всех клиниках, отрабатывающих государственный заказ? Кроме того, существует такое понятие, как «подушевое финансирование» - это когда государство платит за каждого гражданина Казахстана, чтобы он мог получать профилактические, диагностические и лечебные медицинские услуги независимо от того, насколько часто пациент обращается в больницу.
Поскольку с подобной ситуацией, как оказалось, сталкивались чуть ли не все знакомые и коллеги, с этими и другими вопросами мы обратились в управление здравоохранения. Ответ там обещали дать только на следующей неделе. Надеемся, что мы его все же получим.
А для сведения читателей мы решили напомнить Правила оказания гарантированной бесплатной медицинской помощи, которые в клиниках иногда "забывают" вывешивать на всеобщее обозрение. И ключевые слова там: «В Казахстане каждый гражданин может получать бесплатную медицинскую помощь. Все это - гарантированный объем бесплатной медицинской помощи (ГОБМП).
Постановлением Правительства бесплатная медпомощь предоставляется гражданам Республики Казахстан и оралманам за счет бюджетных средств.
Здравоохранение в Казахстане финансируется путем выделения бюджетных средств республиканского и местного бюджета.
ГОБМП гражданам, выполняемый за счет республиканского бюджета, включает:
1. Оказание специализированной медицинской помощи, включая реабилитационную помощь взрослому и детскому населению по направлению организаций здравоохранения: хирургической, нейрохирургической, уронефрологической, психиатрической, онкологической и радиологической, дерматолого-венерологической, офтальмологической, кардиологической, акушерско-гинекологической и при заболеваниях, связанных с воздействием вредных и опасных производственных факторов, туберкулезом, лепрой;
2. Оказание медицинской помощи ВИЧ-инфицированным больным;
3. Оказание медицинской помощи при заболеваниях, возникающих в экстренных, чрезвычайных ситуациях;
4. Судебно-медицинскую экспертизу.
2. ГОБМП гражданам, выполняемый за счет местного бюджета, включает:
1. Первичную медико-санитарную помощь; консультативно-диагностическую помощь, осуществляемую специализированными амбулаторно-поликлиническими организациями по направлению специалистов первичной медико-санитарной помощи; стоматологическую помощь детям до 18 лет, кроме ортодонтической помощи, беременным женщинам и пациентам с острой зубной болью; физиотерапевтическую помощь детям до 18 лет;
2. Оказание скорой и неотложной помощи;
3. Стационарную медицинскую помощь, в том числе реабилитационную, взрослому и детскому населению на местном уровне, включая:
- оказание экстренной помощи;
- оказание плановой помощи по всем видам заболеваний по направлению специалистов первичной медико-санитарной помощи, в том числе: онкологической, психоневрологической, инфекционной, офтальмологической, хирургической, нейрохирургической, ортопедической, уронефрологической, терапевтической, травматологической, дерматолого-венерологической, беременным и больным с гинекологическими заболеваниями, больным алкоголизмом и наркоманией, туберкулезом, сахарным диабетом, бронхолегочными заболеваниями;
4. Оказание медицинской помощи при заболеваниях, возникающих в экстренных, чрезвычайных ситуациях;
5. Оказание медицинской помощи ВИЧ-инфицированным больным.
В 2011 году в перечень ГОБМП включены дорогостоящие виды медицинского обследования. В частности, это ортодонтическая помощь детям с врожденной патологией челюстно-лицевой области, экстракорпоральное оплодотворение, проведение скрининговых исследований на диагностику вирусных гепатитов «Б» и «С» для детей, входящих в группу риска по этим заболеваниям».
А теперь сравним с реальностью?

Фото Линара ГАЛИМОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Комплекс медуслуг 22.06.2017

    - Как будет планироваться объем медицинской помощи в условиях ОСМС? 

    - Планирование объема медуслуг в условиях ОСМС будет осуществляться на уровне местных исполнительных органов совместно с Фондом медстрахования на основе потребности населения в тех или иных видах медпомощи. При этом будут использоваться демографические прогнозы и макроэкономические модели, учитываться приоритеты стратегических документов РК и финансовые возможности фонда.

  • ПРОЗРАЧНОСТЬ СИСТЕМЫ ГАРАНТИРОВАНА 20.06.2017

    - Улучшится ли качество медицинской помощи с внедрением ОСМС?

    - Качество медицинских услуг с введением ОСМС, однозначно, повысится. Для этого реализуется комплекс мер: создана  комиссия по качеству; перераспределяются функции в сфере управления качеством, включая расширение привлечения НПО; произойдет усиление экспертизы оказанных услуг со стороны фонда. Также будут созданы условия для дальнейшего развития конкуренции среди поставщиков медицинских услуг, что естественным образом приведет к повышению их качества.

  • Бренд, подтвержденный качеством 17.06.2017

    Вчера накануне профессионального Дня медицинского работника в прямом и переносном смысле было жарко как на улице, так и в зале Дворца культуры горняков. Сердца номинантов учащенно бились в ожидании оглашения заветного списка лауреатов премии акима Карагандинской области работникам здравоохранения. В этом году в оргкомитет поступило 45 заявок на участие в конкурсе. Все претенденты достойны быть лучшими, а поэтому комиссии пришлось не просто отобрать из заявленных имен лишь восемь докторов и медсестер, внесших особый вклад в развитие сферы. И вот их имена объявлены.
    Итак, лучшим акушером-гинекологом стала Роза Терликбаева, заведующая отделением центральной больницы г. Балхаша; лучшим врачом общей практики - Жибек Бильденова из центральной районной больницы Нуринского района; лучшим педиатром - Людмила Елякина, врач детской больницы г. Караганды.

  • Пациент сделает выбор 17.06.2017

    Именно так считает директор Карагандинского городского центра первичной медико-санитарной помощи Татьяна Баширова, говоря о работе своего и аналогичных медучреждений поликлинического профиля в условиях обязательного социального медицинского страхования.

  • Таблетка для здоровья 15.06.2017

    Любой посетитель ЦОНа, что на проспекте Шахтеров, мог узнать о предрасположенности своего организма к сердечно-сосудистым заболеваниям, пройдя бесплатное обследование на уровень артериального давления, холестерина в крови и проконсультировавшись у кардиолога. Акция проходила в рамках программы «Пульс жизни», инициированной одной из крупных отечественных фармкампаний, и была направлена на своевременную профилактику и своевременное распознавание заболеваний сердца.

  • Без неоправданных рисков 15.06.2017

    - Если работники обслуживаются в частной медицинской компании за счет добровольного страхования, то зачем платить еще и в ОСМС?
    - Работодатель заключает договор на добровольное медицинское страхование (ДМС) своих работников, который предполагает получение определенного объема медицинской помощи, ограниченного суммой отчислений работодателя. Сверх этого лимита медицинская помощь в рамках ДМС оказываться не будет. Обязательное медицинское страхование не ограничивает объемы и суммы оказываемой медицинской помощи. Вместе с тем в договоре ДМС по выбору работодателя и с согласия работника может быть оговорен тот перечень медицинских услуг, который не входит в пакет ОСМС. Отдельные виды медицинских услуг, не входящих в пакет ОСМС, могут быть оплачены через ДМС, например: стоматология для взрослых, обязательные периодические медосмотры для работающих на вредных производствах, санаторно-курортное лечение, косметология и другое. 

  • Двойная страховка исключена 13.06.2017

    - Предусматривает ли ОСМС получение санаторно-курортного лечения?

    - Нет, санаторно-курортное лечение не предусмотрено. Но в рамках соцмедстрахования предполагается расширение реабилитационной помощи по ряду заболеваний (инсульт, инфаркт, онкология, трансплантология) за счет страховых средств.

  • Создать комфортные условия 10.06.2017

    По ряду показателей областной онкологический диспансер лидирует среди аналогичных медучреждений республики, в том числе по проценту пятилетней выживаемости пролеченных больных, который составляет 54%. Однако медучреждение само уже давно нуждается в помощи - ему не хватает площадей для расширения спектра оказываемых услуг и открытия дополнительных кабинетов врачей, ведущих прием в поликлинике...

"Астана ЭКСПО-2017"