07 марта 2017 года 413

Выросшие из кукол

Автор: Наталья ПРУС

Ее близкое знакомство с искусством лицедейства, если не считать, что родилась Вера Ким в творческой семье (мама - художник по свету, папа - актер в Челябинском академическом драматическом театре), началось в Караганде. Родители переехали работать в Казахстан, а она в первом классе стала посещать театр кукол «Буратино». 

Вспоминает, как целый год вместе с другими ребятами ждала, когда им выдадут настоящих кукол, тренируясь с одной «единственной» - теннисным шариком на пальце. Основатель театра Елизавета Савина была ученицей Сергея Образцова и к куклам относилась трепетно. Во-первых, считала она, у кукловода, чтобы он жил в образе вне зависимости от того, какую куклу - пальчиковую, планшетную или тростевую - он оживляет, должны быть сильные и пластичные руки. Во-вторых, нужно любить своих персонажей. Поэтому юные актеры «Буратино» для начала пробовали изготавливать героев сказок самостоятельно из папье-маше, чтобы почувствовать, сколько труда и души вкладывает в куклы мастер.
Это было безумно интересно, и вскоре у маленькой Веры появилось желание сделать себе «живую» игрушку. Так «родился» симпатичный негритенок - уже не петрушечная, а планшетная кукла.
- Кукловождению можно научиться быстро, - объясняет она, - «оживлению» - гораздо труднее. Персонажи кукольного театра ходят, танцуют, разговаривают, поют, и зрители должны смотреть на них, как на живых артистов, озадачиваясь вопросом, кто же в действительности на сцене за главного: человек или кукла?
Профессия моей собеседницы - режиссер центра детско-юношеского творчества «Брависсимо» Дворца детей и юношества. И именно эта театральная студия, где занимаются ребята от 9 до 19 лет, и выросла из театра кукол «Буратино».
Театр всегда был вокруг Веры Ким, и, разумеется, она мечтала быть актрисой. Но когда после школы не поступила в театральный институт, мама с папой не расстроились, с опытом пришло понимание того, что семья важнее работы, а служение Мельпомене отнимает много времени.
- В 1989 году родители, поработав в Карагандинском русском драматическом театре им. Станиславского, решили вернуться в Челябинск, и я в последний перед отъездом день, а уезжать очень не хотелось, отправилась попрощаться с друзьями, любимыми местами города, - вспоминает Вера Владиславовна. - Когда зашла в театр кукол, узнала, что там нет режиссера. Это был повод, чтобы остаться в Караганде: я заочно поступила на режиссерский факультет и параллельно начала учить детей театральному искусству. В этом и нашла свое призвание.
- Когда на сцене играют дети, у них есть одно большое преимущество перед взрослыми артистами - они искренни. Мы брали в руки куклы, - продолжает она, - и порой невозможно было определить, где творит педагог, а где ученик. Я ждала каждую репетицию, потому что видела, как ребята быстро растут в профессиональном плане: они сами искали, импровизировали, их персонажи (а в некоторых спектаклях мы придумали совмещение петрушечных и тростевых кукол) жили на сцене.
До 2002 года театр кукол «Буратино» находился при Дворце детей и юношества, а затем перешел в управление культуры под крыло Академического театра музыкальной комедии. Вера Ким в то время даже не выбирала, где работать: как бросить своих детей, оставив их без режиссера и наставника? Вскоре юные артисты, попрощавшись с куклами, создали вместе с ней театральную студию «Брависсимо».
В настоящее время в школе актерского мастерства занимаются 32 ребенка, из которых половина - мальчишки.
- Мы принимаем всех в центр, и с каждым годом нас становится все больше. Поэтому мои помощники, что посещают студию уже несколько лет, предлагают устраивать для новичков кастинги, - улыбается моя собеседница. - Но для меня важно, чтобы дети сами нашли себя, «поварившись» в коллективе. Бывает, что они приходят не столько играть, сколько просто побыть в этой творческой атмосфере. Мы как семья: в театре нельзя по-другому, нужно доверять, помогать, уважать друг друга, понимать и принимать.
Несмотря на разные годы обучения, дети близки по духу. Воскресенья ждут с особенным настроением - в этот день есть возможность встретиться всем вместе. На сцене младшие учатся у старших дисциплине, творчеству, желанию расти и добиваться успехов, старшие у младших - непосредственности.
Студия «Брависсимо» бесплатна для учеников, потому что все новогодние каникулы и первый месяц лета они работают: случается, что у них по нескольку спектаклей в день. Все средства идут в фонд Дворца детей и юношества, и таким образом юные артисты оплачивают учебу.
Студийцы также делают танцевально-игровые программы, выступают культмассовиками, аниматорами, проводят различные игры. Их привлекают ко многим мероприятиям, так как они ответственны, на них можно положиться. Есть у артистов «Брависсимо» и свои любимые праздники: день рождения студии, 25 марта, и Международный день театра. На свои капустники, миниатюры, постановки с сюрпризами и подарками они приглашают всех желающих, друзей и родственников.
За 14 лет было поставлено более 20 спектаклей, многие из которых периодически восстанавливаются, и тогда новичкам отдаются роли юных героев, а старожилы студии всерьез подумывают о продолжении театральной карьеры. Двое ребят, покинув “Брависсимо”, уже работают в Театре музыкальной комедии, а трое других в этом году намерены поступить в театральные вузы.
В нынешнем репертуаре театральной студии три постоянных спектакля, и один из них особый, авторский - «Оставайся всегда человеком». Вера Ким собирала материал три года, пытаясь объединить в сценарии то, что волнует детей и подростков, показать их ранимость и максимализм. Постановка стала совместным проектом - режиссера и ее учеников. Кто-то из детей писал монологи, кто-то - стихи, кто-то приносил на репетиции истории из жизни знакомых или прочитанные в прессе, и их долго обсуждали, анализировали.
«Оставайся всегда человеком» - психологическая драма, которая затрагивает взаимоотношения подростков, родителей и учителей и очень осторожно касается темы подросткового и детского суицида. Ребята играют спектакль уже девять лет; технологический прогресс мотивирует менять мизансцены, прибавлять сюжеты с селфи, сотовыми телефонами, всемогущим интернетом, заменяющим живое общение. Но неизменны лишь проблемы подростков.
- И все же спектакль - не грустный, он жизнеутверждающий, - уверяет Вера Ким. - «Ты молод, удачлив, любим и богат, не знаешь дороги к аптекам, а рядом глаза несчастливцев горят - средь них окажись человеком» - это строчка из стихотворения, которое дети написали сами. Я знаю, что мои ученики, прожившие судьбы своих героев, никогда не спасуют перед трудностями, не отчаются, помогут своим сверстникам стать сильнее и добрее. Многие уже выросли из кукол и созрели для серьезных монологов. И театр научил их главному - любить жизнь.

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Крути педали правильно 21.10.2017

    В Караганде с официальным визитом побывал известный алматинский велопутешественник Александр Габченко. Он провел встречу с единомышленниками в офисе историко-географического общества «Авалон». Александр рассказал, как алматинский опыт можно применить в Караганде.

  • Сложный код 14.10.2017

    Чуть больше двух лет осталось до перехода строительной отрасли страны на Еврокоды, который осуществляется в рамках реализации Плана нации «100 конкретных шагов». Собственно, процесс этот начался еще в 2011 году, но, по мнению многих опытных строителей, членов отраслевых комитетов и ассоциаций, он до сих пор не затронул главного - подготовки кадров новой квалификации и организации производства стройматериалов, соответствующих новым требованиям. Без этих двух условий государство может лишиться собственной отрасли: на наш рынок придут из-за рубежа более подготовленные проектировщики со своими проектами, строители всевозможного профиля, а также материалы и технологии, давно ориентированные на Еврокоды. Чиновники же почему-то считают, что перевести отрасль на новые требования - это обеспечить всех ее работников нормативными документами. Вопрос: как по ним работать? 

  • Все началось с велосипеда 12.10.2017

    В областной библиотеке имени Гоголя отметили сразу две даты, связанные с биографией известного знатока нашего края Юрия Попова. Карагандинских студентов и школьников пригласили в библиотечный зал на 80-летний юбилей и 55-летие творческой деятельности краеведа.

  • Надбавка за "био" 23.09.2017

    Первым агроформированием Карагандинской области, решившим перейти на выращивание органической продукции, стало ТОО «Найдоровское». Со следующего года тут стартует трехгодичный процесс сертификации, и в 2020 году первая биопродукция пойдёт на экспорт.

  • Не дай себе засохнуть! 21.09.2017

    Что делает воду из природного источника, будь то родник или лесной ручей, чистой, как кристалл? Оказывается, чудо-бактерии, пропускающие частицы воды сквозь себя, очищая ее и наполняя полезными свойствами. В воде из недр земли живут эти невидимые кудесники, насыщая каждую каплю минеральной питьевой воды аминокислотами, витаминами, ферментами и органическими веществами.

  • Сервис для электромобилей 19.09.2017

    В Казахстане приступили к масштабной установке сети зарядных станций для электрокаров, сообщила пресс-служба Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ).

  • Летит почта заказная 16.09.2017

    Читать за завтраком свежую прессу - это ли не одна из составляющих доброго утра? Вот только оперативность доставки печатных периодических изданий оставляет желать лучшего. Даже по признанию самого почтового оператора - АО «Казпочта», на сегодняшний момент это один из главных проблемных вопросов в их работе.

  • Пришел, увидел, победил 16.09.2017

    Гонка в стиле широко известных соревнований по танковому биатлону, которые регулярно проходят в рамках ежегодных Международных армейских игр на подмосковном полигоне Алабино, развернулась на территории учебного центра Национальной гвардии РК, расположенном близ поселка Карабас. В этот день гвардейцы выясняли, кому достанутся звания лучшего механика-водителя и лучшего экипажа БТР-80.