07 марта 2017 года 570

Выросшие из кукол

Автор: Наталья ПРУС

Ее близкое знакомство с искусством лицедейства, если не считать, что родилась Вера Ким в творческой семье (мама - художник по свету, папа - актер в Челябинском академическом драматическом театре), началось в Караганде. Родители переехали работать в Казахстан, а она в первом классе стала посещать театр кукол «Буратино». 

Вспоминает, как целый год вместе с другими ребятами ждала, когда им выдадут настоящих кукол, тренируясь с одной «единственной» - теннисным шариком на пальце. Основатель театра Елизавета Савина была ученицей Сергея Образцова и к куклам относилась трепетно. Во-первых, считала она, у кукловода, чтобы он жил в образе вне зависимости от того, какую куклу - пальчиковую, планшетную или тростевую - он оживляет, должны быть сильные и пластичные руки. Во-вторых, нужно любить своих персонажей. Поэтому юные актеры «Буратино» для начала пробовали изготавливать героев сказок самостоятельно из папье-маше, чтобы почувствовать, сколько труда и души вкладывает в куклы мастер.
Это было безумно интересно, и вскоре у маленькой Веры появилось желание сделать себе «живую» игрушку. Так «родился» симпатичный негритенок - уже не петрушечная, а планшетная кукла.
- Кукловождению можно научиться быстро, - объясняет она, - «оживлению» - гораздо труднее. Персонажи кукольного театра ходят, танцуют, разговаривают, поют, и зрители должны смотреть на них, как на живых артистов, озадачиваясь вопросом, кто же в действительности на сцене за главного: человек или кукла?
Профессия моей собеседницы - режиссер центра детско-юношеского творчества «Брависсимо» Дворца детей и юношества. И именно эта театральная студия, где занимаются ребята от 9 до 19 лет, и выросла из театра кукол «Буратино».
Театр всегда был вокруг Веры Ким, и, разумеется, она мечтала быть актрисой. Но когда после школы не поступила в театральный институт, мама с папой не расстроились, с опытом пришло понимание того, что семья важнее работы, а служение Мельпомене отнимает много времени.
- В 1989 году родители, поработав в Карагандинском русском драматическом театре им. Станиславского, решили вернуться в Челябинск, и я в последний перед отъездом день, а уезжать очень не хотелось, отправилась попрощаться с друзьями, любимыми местами города, - вспоминает Вера Владиславовна. - Когда зашла в театр кукол, узнала, что там нет режиссера. Это был повод, чтобы остаться в Караганде: я заочно поступила на режиссерский факультет и параллельно начала учить детей театральному искусству. В этом и нашла свое призвание.
- Когда на сцене играют дети, у них есть одно большое преимущество перед взрослыми артистами - они искренни. Мы брали в руки куклы, - продолжает она, - и порой невозможно было определить, где творит педагог, а где ученик. Я ждала каждую репетицию, потому что видела, как ребята быстро растут в профессиональном плане: они сами искали, импровизировали, их персонажи (а в некоторых спектаклях мы придумали совмещение петрушечных и тростевых кукол) жили на сцене.
До 2002 года театр кукол «Буратино» находился при Дворце детей и юношества, а затем перешел в управление культуры под крыло Академического театра музыкальной комедии. Вера Ким в то время даже не выбирала, где работать: как бросить своих детей, оставив их без режиссера и наставника? Вскоре юные артисты, попрощавшись с куклами, создали вместе с ней театральную студию «Брависсимо».
В настоящее время в школе актерского мастерства занимаются 32 ребенка, из которых половина - мальчишки.
- Мы принимаем всех в центр, и с каждым годом нас становится все больше. Поэтому мои помощники, что посещают студию уже несколько лет, предлагают устраивать для новичков кастинги, - улыбается моя собеседница. - Но для меня важно, чтобы дети сами нашли себя, «поварившись» в коллективе. Бывает, что они приходят не столько играть, сколько просто побыть в этой творческой атмосфере. Мы как семья: в театре нельзя по-другому, нужно доверять, помогать, уважать друг друга, понимать и принимать.
Несмотря на разные годы обучения, дети близки по духу. Воскресенья ждут с особенным настроением - в этот день есть возможность встретиться всем вместе. На сцене младшие учатся у старших дисциплине, творчеству, желанию расти и добиваться успехов, старшие у младших - непосредственности.
Студия «Брависсимо» бесплатна для учеников, потому что все новогодние каникулы и первый месяц лета они работают: случается, что у них по нескольку спектаклей в день. Все средства идут в фонд Дворца детей и юношества, и таким образом юные артисты оплачивают учебу.
Студийцы также делают танцевально-игровые программы, выступают культмассовиками, аниматорами, проводят различные игры. Их привлекают ко многим мероприятиям, так как они ответственны, на них можно положиться. Есть у артистов «Брависсимо» и свои любимые праздники: день рождения студии, 25 марта, и Международный день театра. На свои капустники, миниатюры, постановки с сюрпризами и подарками они приглашают всех желающих, друзей и родственников.
За 14 лет было поставлено более 20 спектаклей, многие из которых периодически восстанавливаются, и тогда новичкам отдаются роли юных героев, а старожилы студии всерьез подумывают о продолжении театральной карьеры. Двое ребят, покинув “Брависсимо”, уже работают в Театре музыкальной комедии, а трое других в этом году намерены поступить в театральные вузы.
В нынешнем репертуаре театральной студии три постоянных спектакля, и один из них особый, авторский - «Оставайся всегда человеком». Вера Ким собирала материал три года, пытаясь объединить в сценарии то, что волнует детей и подростков, показать их ранимость и максимализм. Постановка стала совместным проектом - режиссера и ее учеников. Кто-то из детей писал монологи, кто-то - стихи, кто-то приносил на репетиции истории из жизни знакомых или прочитанные в прессе, и их долго обсуждали, анализировали.
«Оставайся всегда человеком» - психологическая драма, которая затрагивает взаимоотношения подростков, родителей и учителей и очень осторожно касается темы подросткового и детского суицида. Ребята играют спектакль уже девять лет; технологический прогресс мотивирует менять мизансцены, прибавлять сюжеты с селфи, сотовыми телефонами, всемогущим интернетом, заменяющим живое общение. Но неизменны лишь проблемы подростков.
- И все же спектакль - не грустный, он жизнеутверждающий, - уверяет Вера Ким. - «Ты молод, удачлив, любим и богат, не знаешь дороги к аптекам, а рядом глаза несчастливцев горят - средь них окажись человеком» - это строчка из стихотворения, которое дети написали сами. Я знаю, что мои ученики, прожившие судьбы своих героев, никогда не спасуют перед трудностями, не отчаются, помогут своим сверстникам стать сильнее и добрее. Многие уже выросли из кукол и созрели для серьезных монологов. И театр научил их главному - любить жизнь.

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Ситуация под контролем 19.04.2018

    Балхашских ветеринаров тревожит сложившаяся ситуация по бруцеллезу и в городе, и в Актогайском районе. Если в прошлом году у сельчан были выявлены три инфицированные коровы, то в этом году - уже 77. Есть подобные случаи и в Балхаше. Буквально на днях корова, положительно реагирующая на бруцеллез, была обнаружена в подворье 90 квартала, еще одна - в микрорайоне Конырат.

  • Мечты о космосе 14.04.2018

    Карагандинские кадеты и военные летчики отметили Международный день авиации и космонавтики. Торжественное собрание, посвященное этой памятной дате, состоялось в Доме дружбы. Ребятам из общеобразовательных школ №№ 35,21,77,58,78, а также средних учебных заведений Темиртау, Ботакары и Агадыря рассказали о достижениях советской и отечественной космонавтики.

  • Когда зовет мечта 12.04.2018

    «Один маленький шаг для человека - и гигантский шаг для всего человечества», - сказал американский астронавт Нил Армстронг, впервые ступив на поверхность Луны. Ребята из Карагандинской области, которые, быть может, в будущем также станут покорителями безвоздушного пространства, свои первые шаги по дороге к звездам делают уже сейчас. Заведующая экскурсионно-массовым отделом Историко-культурного центра Первого Президента в Темиртау Бота Каппарова рассказывает, что многие современные дети снова мечтают быть космонавтами. Лишним подтверждением тому являются неизменные аншлаги во время мероприятий, посвященных Дню космонавтики, которые проводятся здесь каждый год. Этот день объединяет людей разных взглядов, профессий и возраста. Особенно он значим для Карагандинской области, которая считается «космической гаванью» - именно здесь на протяжении уже более полувека торжественно встречают гостей, возвращающихся с орбиты. 

  • Ростки инженерной мысли 31.03.2018

    Маленькие кусочки пластика и металла, соединенные в механизмы и начиненные программами, заполонили в пятницу спорткомплекс «Жастар». Стартовал четвертый крупнейший в Казахстане международный фестиваль робототехники, программирования и инновационных технологий «ROBOLAND-2018» для детей и юношества. Организаторами мероприятия стали управление образования, учебно-методический центр развития образования Карагандинской области, региональный научно-практический центр «Сарыарка дарыны». В этом году число участников переступило тысячный рубеж. В том числе на фестивале, кроме казахстанских робототехников, присутствуют представители Кыргызстана, России и Польши. Количество номинаций на четвертом фестивале увеличилось до 32.

  • ROBOLAND – барометр развития робототехники 29.03.2018

    В Караганде 30-31 марта состоится IV Международный фестиваль робототехники, программирования и инновационных технологий «ROBOLAND-2018». Каждый год фестивальная программа обновляется – становится интереснее и насыщеннее. В этом году будут соревноваться более 500 команд – участники приедут со всего Казахстана, городов России и Кыргызстана. Количество номинаций увеличилось до 32. Почему Караганда стала родиной крупнейшего в стране фестиваля детей и подростков, увлеченных техническим творчеством, рассказывает один из организаторов – директор представительства Международной ассоциации WORDLDDIDAC в Казахстане и странах СНГ Валерий Лебедев.

  • Мудрость, вдохновленная природой 27.03.2018

    Находчивому Наурызу удалось отыграть еще один теплый день у зимы, которая никак не хочет отступать с земли Сарыарки. В Центральном парке культуры и отдыха Караганды, куда вот уже второй год смещается праздник с главного проспекта, было сыро, но тепло, тесновато, но весело. Изменилось не только место проведения праздника, но и его формат. Ведь Наурыз - это не только праздник дастархана, а множество красочных мудрых традиций, которые свершались принародно и в каждой юрте.

  • Время собирать камни 20.03.2018

    Согласно древнему персидскому преданию, дьявол, увидев, как Ева восхищается райскими цветами, решил пробудить в человеческой душе алчность и создал самоцветы. И действительно трудно оставаться равнодушным, глядя на эти камни.  В Центрально-Казахстанский туристическо-краеведческий клуб любителей камня «Аширит» приходят по разным мотивам. Кто в силу профессиональных обязанностей, как, например, геологи. Кто-то вырастает из обычного коллекционера украшений из камня и серьезно углубляется в эту тему. А недавнему очередному всплеску интереса к камням, как это ни странно, мы обязаны популярной коллекции «Минералы - сокровища Земли». В обычной жизни познакомиться с минералами или горными породами можно лишь в музее или на картинке. А так, чтобы подержать в руках, рассмотреть, сравнить оттенки кристаллов при разном освещении, можно, только если это минерал из вашей собственной коллекции. Такую возможность и вместе с этим и пробуждение интереса к предмету собирательства подарило это издание. 

  • Клавиши стерты, звуки чисты 17.03.2018

    В Караганде зазвучит раритетный рояль, на котором играл великий пианист Лев Оборин. Даже человек, далекий от классической музыки, испытывает трепет при виде уникального инструмента, возраст которого составляет почти полтора века. И в состоянии покоя от него исходят невидимые вибрации, затрагивающие самые тонкие струны души.  Рояль привезен в Караганду из столицы в начале февраля. Его новым местом жительства стала картинная галерея Литовского двора. Профессионалы по достоинству оценят приобретение. Инструмент выпущен в далеком 1878 году мастерами немецкой компании C. Bechstein, которая признана элитной маркой в мире музыки.