07 марта 2017 года 517

Выросшие из кукол

Автор: Наталья ПРУС

Ее близкое знакомство с искусством лицедейства, если не считать, что родилась Вера Ким в творческой семье (мама - художник по свету, папа - актер в Челябинском академическом драматическом театре), началось в Караганде. Родители переехали работать в Казахстан, а она в первом классе стала посещать театр кукол «Буратино». 

Вспоминает, как целый год вместе с другими ребятами ждала, когда им выдадут настоящих кукол, тренируясь с одной «единственной» - теннисным шариком на пальце. Основатель театра Елизавета Савина была ученицей Сергея Образцова и к куклам относилась трепетно. Во-первых, считала она, у кукловода, чтобы он жил в образе вне зависимости от того, какую куклу - пальчиковую, планшетную или тростевую - он оживляет, должны быть сильные и пластичные руки. Во-вторых, нужно любить своих персонажей. Поэтому юные актеры «Буратино» для начала пробовали изготавливать героев сказок самостоятельно из папье-маше, чтобы почувствовать, сколько труда и души вкладывает в куклы мастер.
Это было безумно интересно, и вскоре у маленькой Веры появилось желание сделать себе «живую» игрушку. Так «родился» симпатичный негритенок - уже не петрушечная, а планшетная кукла.
- Кукловождению можно научиться быстро, - объясняет она, - «оживлению» - гораздо труднее. Персонажи кукольного театра ходят, танцуют, разговаривают, поют, и зрители должны смотреть на них, как на живых артистов, озадачиваясь вопросом, кто же в действительности на сцене за главного: человек или кукла?
Профессия моей собеседницы - режиссер центра детско-юношеского творчества «Брависсимо» Дворца детей и юношества. И именно эта театральная студия, где занимаются ребята от 9 до 19 лет, и выросла из театра кукол «Буратино».
Театр всегда был вокруг Веры Ким, и, разумеется, она мечтала быть актрисой. Но когда после школы не поступила в театральный институт, мама с папой не расстроились, с опытом пришло понимание того, что семья важнее работы, а служение Мельпомене отнимает много времени.
- В 1989 году родители, поработав в Карагандинском русском драматическом театре им. Станиславского, решили вернуться в Челябинск, и я в последний перед отъездом день, а уезжать очень не хотелось, отправилась попрощаться с друзьями, любимыми местами города, - вспоминает Вера Владиславовна. - Когда зашла в театр кукол, узнала, что там нет режиссера. Это был повод, чтобы остаться в Караганде: я заочно поступила на режиссерский факультет и параллельно начала учить детей театральному искусству. В этом и нашла свое призвание.
- Когда на сцене играют дети, у них есть одно большое преимущество перед взрослыми артистами - они искренни. Мы брали в руки куклы, - продолжает она, - и порой невозможно было определить, где творит педагог, а где ученик. Я ждала каждую репетицию, потому что видела, как ребята быстро растут в профессиональном плане: они сами искали, импровизировали, их персонажи (а в некоторых спектаклях мы придумали совмещение петрушечных и тростевых кукол) жили на сцене.
До 2002 года театр кукол «Буратино» находился при Дворце детей и юношества, а затем перешел в управление культуры под крыло Академического театра музыкальной комедии. Вера Ким в то время даже не выбирала, где работать: как бросить своих детей, оставив их без режиссера и наставника? Вскоре юные артисты, попрощавшись с куклами, создали вместе с ней театральную студию «Брависсимо».
В настоящее время в школе актерского мастерства занимаются 32 ребенка, из которых половина - мальчишки.
- Мы принимаем всех в центр, и с каждым годом нас становится все больше. Поэтому мои помощники, что посещают студию уже несколько лет, предлагают устраивать для новичков кастинги, - улыбается моя собеседница. - Но для меня важно, чтобы дети сами нашли себя, «поварившись» в коллективе. Бывает, что они приходят не столько играть, сколько просто побыть в этой творческой атмосфере. Мы как семья: в театре нельзя по-другому, нужно доверять, помогать, уважать друг друга, понимать и принимать.
Несмотря на разные годы обучения, дети близки по духу. Воскресенья ждут с особенным настроением - в этот день есть возможность встретиться всем вместе. На сцене младшие учатся у старших дисциплине, творчеству, желанию расти и добиваться успехов, старшие у младших - непосредственности.
Студия «Брависсимо» бесплатна для учеников, потому что все новогодние каникулы и первый месяц лета они работают: случается, что у них по нескольку спектаклей в день. Все средства идут в фонд Дворца детей и юношества, и таким образом юные артисты оплачивают учебу.
Студийцы также делают танцевально-игровые программы, выступают культмассовиками, аниматорами, проводят различные игры. Их привлекают ко многим мероприятиям, так как они ответственны, на них можно положиться. Есть у артистов «Брависсимо» и свои любимые праздники: день рождения студии, 25 марта, и Международный день театра. На свои капустники, миниатюры, постановки с сюрпризами и подарками они приглашают всех желающих, друзей и родственников.
За 14 лет было поставлено более 20 спектаклей, многие из которых периодически восстанавливаются, и тогда новичкам отдаются роли юных героев, а старожилы студии всерьез подумывают о продолжении театральной карьеры. Двое ребят, покинув “Брависсимо”, уже работают в Театре музыкальной комедии, а трое других в этом году намерены поступить в театральные вузы.
В нынешнем репертуаре театральной студии три постоянных спектакля, и один из них особый, авторский - «Оставайся всегда человеком». Вера Ким собирала материал три года, пытаясь объединить в сценарии то, что волнует детей и подростков, показать их ранимость и максимализм. Постановка стала совместным проектом - режиссера и ее учеников. Кто-то из детей писал монологи, кто-то - стихи, кто-то приносил на репетиции истории из жизни знакомых или прочитанные в прессе, и их долго обсуждали, анализировали.
«Оставайся всегда человеком» - психологическая драма, которая затрагивает взаимоотношения подростков, родителей и учителей и очень осторожно касается темы подросткового и детского суицида. Ребята играют спектакль уже девять лет; технологический прогресс мотивирует менять мизансцены, прибавлять сюжеты с селфи, сотовыми телефонами, всемогущим интернетом, заменяющим живое общение. Но неизменны лишь проблемы подростков.
- И все же спектакль - не грустный, он жизнеутверждающий, - уверяет Вера Ким. - «Ты молод, удачлив, любим и богат, не знаешь дороги к аптекам, а рядом глаза несчастливцев горят - средь них окажись человеком» - это строчка из стихотворения, которое дети написали сами. Я знаю, что мои ученики, прожившие судьбы своих героев, никогда не спасуют перед трудностями, не отчаются, помогут своим сверстникам стать сильнее и добрее. Многие уже выросли из кукол и созрели для серьезных монологов. И театр научил их главному - любить жизнь.

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Как вырастают чемпионы 20.02.2018

    Маленький живописный Биг Беар на юге Калифорнии знают как курортный город, где тренируются самые известные спортсмены мира - Майк Тайсон, Леннокс Льюис и Геннадий Головкин. Да, наш земляк, чемпион мира - благодаря своему трудолюбию, упорству и таланту стал одним из самых высокооплачиваемых боксеров и признан непобежденным.

  • В фокусе - жизнь 17.02.2018

    Карагандинец Амирхан Сулейманов относится к своей работе серьезно: снимки, считает он, - это и память о важных событиях, и спусковой механизм в каких-либо социальных вопросах. Его кумиры - фотографы «National Geographic», а работать он любит в разных жанрах.

  • Вокруг света с книгами 15.02.2018

    Загадка буддийских монахов своим ученикам: как вырастить в бутылке маленького гусенка, сохранив и бутылку, и птицу? Юные гости детской библиотеки имени Абая крепко задумались. Ответ был прост: гусь - это человек, а бутылка - это рамки, которые нужно раздвинуть.

  • С пером и микрофоном 10.02.2018

    Конкурс юных корреспондентов «Говорящий микрофон» прошел на днях в карагандинском Дворце детей и юношества. Участников ежегодно проверяют на смекалку, творчество и прочность, и в этот раз в заданиях тоже встречались свои изюминки.

  • Достучаться до сердец 08.02.2018

    Делать хорошие социальные ролики – значит, прочувствовать чью-то судьбу, встать на чью-то позицию, суметь донести до аудитории самое важное, достучаться до сердца. И когда за их создание берется молодежь, на ее творение смотрят с особым интересом: удалось ли авторам быть правдивыми, искренними, глубокими?

  • Десерт с секретом 06.02.2018

    В Карагандинском колледже сервиса и питания прошел традиционный конкурс профессионального мастерства «Семейные традиции».

  • Спортсмены от кутюр 03.02.2018

    На днях зал Дворца спорта имени Нуркена Абдирова принимал необычных гостей. Вместо спортсменов и тренеров просторное помещение было заполнено детьми разного возраста, которых одевали и прихорашивали родители. Ведь на самом деле это были модели, которым предстояло продемонстрировать плоды трудов местных дизайнеров.

  • Очарование чисел 03.02.2018

    Ученику карагандинской Назарбаев Интеллектуальной школы Темирлану Нурлигенову из всех предметов больше нравится математика. Она, рассуждает 15-летний юноша, очаровывает своей точностью, а знающий эту науку человек отлично развивает логику и даже если в итоге будет трудиться в другой сфере, сможет достичь не меньших высот. В этом году Темирлан стал бронзовым призером алматинской Жаутыковской олимпиады.

15 февраля - день вывода войск из Афганистана

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА и Линара ГАЛИМОВА